На чтение 6 мин Просмотров 8.8к.
Обновлено 3 ноября, 2021
В данной работе представлено два варианта итогового сочинения по теме: «Возможен ли жизненный путь без ошибок?» (направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»). В качестве аргументов приведены произведения Н.С. Лескова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.В. Гете.
Вариант 1
Жизненный путь любого человека состоит из взлетов и падений, поэтому каждому свойственно совершать ошибки. Но здесь нет ничего страшного, потому что, прежде всего, ошибка – это опыт. Именно методом проб и ошибок люди учатся поступать правильно. Ошибаясь, они понимают, как делать не нужно, и, стремясь достигнуть большего, ищут новые пути.
К примеру, главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» совершил большое количество ошибок в жизни, прежде чем найти свое призвание. Каждый этап его жизненного пути становился новым шагом в нравственном развитии.
В ранней молодости Иван Флягин стал виновником гибели старого монаха. Из-за его ошибки умер человек, но главный герой сильно не тяготился произошедшим несчастьем. Однако со временем он понимает, что ему еще придется искупить этот грех, потому что погибший монах начинает ему являться во снах и предсказывать испытания в будущем. Следующей серьезной ошибкой стало его единоборство с татарами под Пензой, из-за которого Флягину пришлось больше десяти лет скрываться по степным поселениям. Однако ничто не могло лишить его желания жить, все препятствия только убеждали его в необходимости совершенствоваться. Именно эта тяга к душевной гармонии сделала главного героя «очарованным странником», ведущим постоянный поиск истины в жизни. И в результате он эту истину находит, оказавшись в монастыре.
Таким образом, путем ошибок и просветлений Иван Флягин достигает духовного развития, превратившись из легкомысленного парня в мудрого монаха. Он приходит к праведной жизни неосознанно, так как все поступки совершает бескорыстно, ради блага других людей. На примере судьбы этого человека автор поднял вопрос, как благодаря ошибкам, люди получают настоящий опыт. И в конце повести дает на него ответ – только научившись жертвовать собой и раскаиваться за совершенные грехи, можно найти правду в жизни.
Другим примером человека, совершившего множество ошибок на своем жизненном пути, является главный герой трагедии И.В. Гете «Фауст». Всю свою жизнь он посвятил науке, прочел тысячи книг, безуспешно пытаясь отыскать в них ответы на вопросы бытия. Ради знаний он отказался от любви, семьи, детей, друзей. И вот, спустя столько времени, он понимает, что зашел в тупик. Значит, все жертвы оказались напрасными. В отчаянии Фауст решает лишить себя жизни, но в последний момент перед ним предстает дьявол, который обещает ему открыть все тайны Вселенной. Фауст не смог отказаться от такого предложения.
Мефистофель пытается сбить главного героя с пути, окружая его различными соблазнами. С некоторыми Фауст легко справился, но, увидев прекрасную Маргариту, совершил важнейшую ошибку в своей жизни. Он поддался чувствам, не подумав о дальнейшей судьбе девушки. Маргарита казалась Фаусту идеалом, но жениться на ней он не собирался. Женитьба обозначала бы конец его исканий, семейные узы, словно оковы, навеки его сковали бы. Фауст отказывается от Маргариты, и все местные жители набрасываются на девушку, обвиняя ее в порочности. Не выдержав горя и презрения окружающих, бедная девушка сходит с ума. Она убивает родного ребенка, который напоминает ей о Фаусте, а затем попадает в тюрьму, где ее приговаривают к смертной казни.
При помощи такой жестокой и непростительной ошибки Фауст начинает понимать свою ответственность за судьбы людей, которые доверились ему. Он хотел бы изменить судьбу Маргариты, но уже было слишком поздно.
Таким образом, можно прийти к выводу, что у каждого человека свой жизненный путь, но пройти его без ошибок можно только в том случае, если ни к чему не стремится. На определенном этапе каждый ошибается, но одни находят в себе силы признать это, исправить и идти дальше, а другие, испугавшись, перестают пробовать изменить свою жизнь.
Вариант 2
Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового». Каждому человеку, который стремится достигнуть чего-то большего, приходится сталкиваться с трудностями. Все ошибаются, но кто-то находит в себе силы исправить свою ошибку, а кто-то не понимает, где оступился и продолжает идти неправильной дорогой.
Главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» относится к тому типу людей, которые исправляют свои ошибки. В начале произведения он предстает беспечным молодым юношей, который никогда не сталкивался с трудностями. Петруша рос избалованным мальчиком, никаких наук серьезно не изучал, гонял голубей и мечтал о военной карьере в Петербурге. Но вопреки его желаниям, отец отправил Петра в далекую Белогорскую крепость, для того чтобы он «понюхал пороху», а не вел разгульный образ жизни в столице.
Первую ошибку Гринев совершил по дороге на место службы. В одном из трактиров он познакомился с ротмистром Зуриным и поддался его уговором играть в бильярд на деньги. Главный герой знал, что в азартных играх нет ничего хорошо, тем не менее, решил попробовать. В итоге он проиграл сто рублей – очень большую сумму по тем временам. Савельич предлагал просто уехать и не отдавать деньги проходимцу, обхитрившему его хозяина, но честь и достоинство не позволили Петру Гриневу так поступить. Он отдал долг Зурину, но для себя решил больше никогда не играть на деньги. Так, при помощи совершенной однажды ошибки, главный герой повести «Капитанская дочка» получил важный урок на всю жизнь.
В качестве противоположного примера выступает младший сын главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий с детства отличался от старшего брата и отца своей чувствительностью и добротой. Он всегда восхищался женской красотой и искусством. Именно поэтому, повстречав польскую красавицу во время учебы в Академии, Андрий не смог отпустить ее прекрасный образ. А в дальнейшем, ради нее он предал свою Родину, семью и товарищей по оружию.
Андрий даже не думал о том, что поступает неправильно. Он осознанно отказался от всего, что имел, ради своей возлюбленной. Теперь она стала его Отчизной. Кроме того, сын Бульбы не просто перешел на сторону врага, он выступил против своих товарищей с оружием в руках. Его отец долго не хотел верить в предательство родного сына, но увидел своими глазами, как Андрий рубит казаков направо и налево во время боя. Такие ошибки на Сечи не прощаются. Тарас Бульба понимал, что смыть позор со своего рода он сможет только кровью, поэтому решил убить Андрия собственноручно.
Таким образом, можно прийти к выводу, что ошибки помогают человеку стать лучше, если он осознал их и сумел найти пути для исправления содеянного. В такой ситуации ошибка – это опыт, который в дальнейшем направит тебя на правильный путь. В ином случае, одна ошибка может стоить человеку жизни.
Тематическое направление: 1.3. Познание человеком самого себя
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с определёнными трудностями, совершаем ошибки на которых потом учимся. Так или иначе — это влияет на нашу жизнь. Без трудностей и ошибок достичь какой-то цели просто нереально, ведь рано или поздно придётся ощутить на себе груз трудностей и ошибок. Я считаю, что ошибки — неотъемлемая часть нашей жизни, с помощью них мы можем преодолевать жизненные трудности и становиться мудрее. В литературе множество подобных примеров, подтверждающих это.
В пример хочу привести роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, главный герой Андрей Болконский, всегда желающий быть похожим на Наполеона, всячески пытался брать с него пример. Уходит воевать ради мечты о «своём Тулоне», славы и других героических подвигов. Но на войне мнение Болконского резко изменилось. Он понял, что война — это не красочное место для красочных подвигов, а то место, где теряют близких друзей, родных. Вскоре и мнение об Наполеоне изменилось, когда главный герой увидел его. Это был совсем не тот человек, которого представлял себе Андрей. Это был всего лишь маленький человек, раздававший ненужные приказы, ради «героического» образа полководца. После тяжёлого ранения Болконский решает больше не служить, а остаться помогать семье и быть семейным человеком, заботиться о сыне. Толстой показывает, что у каждого из нас есть жизненный путь, который мы должны пройти, и выучиться на совершённых нами ошибках.
Рассмотрим ещё один пример. В романе И.А. Гончарова «Обломов», главный герой Илья Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ради неё наконец-то встал с дивана и начал трудиться для себя и своей семьи. Активная Ольга была для него неким источником жизни и вдохновением, помогала открыть ему новые качества и перебороть свою лень. Но вскоре они поняли, что поторопились с планированием свадьбы. Ольга не смогла помочь перебороть Обломову свою лень, в ту очередь у последнего появлялось большое количество требований. Ольга любила человека, которого она могла исправить и спасти, но всё-таки у Ольги просто опустились руки. У неё не получилось поменять ход событий и это привело к тому, что Илья Обломов умер. Любовь часто бывает мимолётной и обманчивой и люди находят не тек партнёров, которые им нужны. Без ошибок можно сильно оступиться и построить семью с неподходящим человеком.
Итак, подводя итоги хочу сказать, что постигая мир, человеку приходится учиться на своим ошибках. По другому попросту нельзя, на ошибках нужно учиться и использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций.
Здравствуйте, Никита!
Вы знакомы с требованиями, предъявляемыми к итоговому сочинению, владеете литературным материалом, однако есть логические провалы в рассуждении, и ваш тезис не стыкуется с одним из аргументов.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл
Сочинение соответствует теме.
К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл
Анализ произведений неглубокий, но приемлемый.
Ваш тезис:
ошибки — неотъемлемая часть нашей жизни, с помощью них мы можем преодолевать жизненные трудности и становиться мудрее. В литературе множество подобных примеров, подтверждающих это.
То есть ваши аргументы должны подтверждать, что люди стали мудрее, осознав ошибки. Если первый пример это подтверждает, то во втором я не нахожу подтверждения. Кто стал мудрее и преодолел трудности?.. Этот аргумент не зачтен. Будьте внимательнее в формулировке тезиса и подборе аргументов. Если бы это был единственный аргумент, была бы угроза незачета.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Без трудностей и ошибок достичь какой-то цели просто нереально, ведь рано или поздно придётся ощутить на себе груз трудностей и ошибок.
Не существует целей, которых можно достичь без трудностей и ошибок?.. Не стоит писать так категорично. Мысль выглядит сумбурной.
Уходит воевать ради мечты о «своём Тулоне», славы и других героических подвигов.
Мечта и слава — это не подвиги. Слово других лишнее.
Толстой показывает, что у каждого из нас есть жизненный путь, который мы должны пройти, и выучиться на совершённых нами ошибках.
Это не Толстой показывает, это объективная реальность
Ради неё наконец-то встал с дивана и начал трудиться для себя и своей семьи.
А какая у Обломова в тот момент была семья? Пропуск местоимения: он
У неё не получилось поменять ход событий и это привело к тому, что Илья Обломов умер.
Умер прямо из-за Ольги?..
Любовь часто бывает мимолётной и обманчивой и люди находят не тек партнёров, которые им нужны. Без ошибок можно сильно оступиться и построить семью с неподходящим человеком.
А кто из них построил семью с неподходящим человеком? Непонятно.
Без ошибок можно оступиться??? То есть с ошибками мы не оступаемся? Нарушение логики.
Итак, подводя итоги хочу сказать, что постигая мир, человеку приходится учиться на своим ошибках. По другому попросту нельзя, на ошибках нужно учиться и использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций.
Вывод повторяет тезис
К4 (речь) + 1 балл
Без трудностей и ошибок достичь какой-то цели просто нереально, ведь рано или поздно придётся ощутить на себе груз трудностей и ошибок.
Повторы
Я считаю, что ошибки — неотъемлемая часть нашей жизни, с помощью них мы можем преодолевать жизненные трудности и становиться мудрее.
Лучше: с их помощью
В литературе множество подобных примеров, подтверждающих это.
Это повтор одного и того же.
Это был всего лишь маленький человек, раздававший ненужные приказы, ради «героического» образа полководца.
Лучше: чтобы создать героический образ полководца (почему героический в кавычках?)
Он понял, что война — это не красочное место для красочных подвигов, а то место, где теряют близких друзей, родных.
Повторы, и красочное — вообще неуместный эпитет
Активная Ольга была для него неким источником жизни и вдохновением, помогала открыть ему новые качества и перебороть свою лень.
Неудачное выражение.
Лучше: открыть в себе новые качества
Активная Ольга была для него неким источником жизни и вдохновением, помогала открыть ему новые качества и перебороть свою лень. Но вскоре они поняли, что поторопились с планированием свадьбы. Ольга не смогла помочь перебороть Обломову свою лень, в ту очередь у последнего появлялось большое количество требований.
Повторы
в свою очередь
у последнего — стилистически неуместно
Ольга любила человека, которого она могла исправить и спасти, но всё-таки у Ольги просто опустились руки.
Повторы
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 14 (допустимо 20)
Орфография — 1
По другому попросту нельзя
по-другому
Пунктуация — 8
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с определёнными трудностями, совершаем ошибки ЗПТ на которых потом учимся.
Сложноподчиненное предложение
Запятая лишняя, но предложение лучше перестроить: …пройти, выучившись…
В романе И.А. Гончарова «Обломов», главный герой Илья Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую.
Необособленное обстоятельство
У неё не получилось поменять ход событий ЗПТ и это привело к тому, что Илья Обломов умер.
Сложносочиненное предложение
Ольга не смогла помочь перебороть Обломову свою лень, в ту очередь ЗПТ у последнего появлялось большое количество требований.
Вводное сочетание
Любовь часто бывает мимолётной и обманчивой ЗПТ и люди находят не тек партнёров, которые им нужны.
Сложносочиненное предложение
Итак, подводя итоги ЗПТ хочу сказать, что ЗПТ постигая мир, человеку приходится учиться на своим ошибках.
Деепричастные обороты
Грамматика — 5
В пример хочу привести роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
В качестве примера.
Так, главный герой Андрей Болконский, всегда желающий быть похожим на Наполеона, всячески пытался брать с него пример. Уходит воевать ради мечты о «своём Тулоне», славы и других героических подвигов.
Причастие должно быть совершенного вида. Видо-временная несоотнесенность сохраняется и в следующем предложении, глагол уходит следует поставить в прошедшее время. И необоснованная парцелляция. Итого в этом фрагменте три грамматические ошибки.
Вскоре и мнение об Наполеоне изменилось
о Наполеоне
Общий вывод по работе
Итак, Никита, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако внимательно проанализируйте ошибки, аккуратнее подбирайте выражения и обратите внимание на пунктуационные и грамматические ошибки.
Удачи!
Возможен ли жизненный путь без ошибок — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для Вас несколько сочинения на тему: «Возможен ли жизненный путь без ошибок». Используйте рассуждения в нашей статье для написания своего сочинения в школу (8-9 класс)
Сочинение 1
Жизненный путь – это процесс освоения и восприятия человеком окружающего мира, поиск своего места в нем. Жизненный путь уникален, каждый самостоятельно создает свою историю, наполненную взлетами и падениями, успехами и ошибками. Ошибки – самая нежеланная часть пути, через которую никому не хочется проходить, но возможно ли ее избежать? На мой взгляд, ошибки – это неотъемлемая часть человеческой жизни, ведь она помогает осознать что-то важное и приблизиться к истине.
Вспомним произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце». Главный герой – профессор Преображенский, решается на очеловечивание пса Шарика, найденного на улице. Операция проходит успешно, но вместо доброй собаки на свет появляется аморальное существо: безобразный, агрессивный лгун и пьяница Полиграф Полиграфович. Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры в настоящий ад, и Филиппу Филипповичу ничего не остается, кроме как признать эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние. Таким образом, Преображенский, совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным последствиям.
Другой пример можно найти в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – бедный студент, разочаровавшийся в жизни и не имеющий цели в ней, решается проверить собственную теорию, делящую общество на обыкновенных и необыкновенных людей. Он совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла ему понять, что нельзя слепо предаваться идеи, основанной на личной выгоде и эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.
В заключение хотелось бы вспомнить русскую поговорку: «На ошибках учатся». Неудачи неизбежно сопровождают любую деятельность человека, подталкивая его к открытию чего-то нового, ранее не изученного. Вместо того, чтобы бояться допустить очередной промах, нужно понять, что опыт формируется методом проб и ошибок. Важно правильно относиться к собственным неудачам и стараться извлечь из каждой что-то нужное и полезное, ведь в этом и заключается развитие.
Многие люди проходят через препятствия в жизни, чтобы осуществить мечты. Судьбы людей уникальны. Однако без сложностей трудно представить взрослую жизнь. Просто одним людям выпадает испытаний больше, чем другим; такова жизнь. Возможен ли жизненный путь без ошибок? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть некоторые ситуации, в которые попали литературные герои.
Ошибки учат человека быть лучше, поэтому они необходимы. На первый взгляд данная мысль кажется сомнительной, но стоит обратиться к литературе, чтобы убедиться в её справедливости.
В романе «Преступление и наказание» великого классика Фёдора Достоевского изображен Родион Раскольников. Этот человек совершил не 1 убийство. Он лишил жизни и сестру старухи-процентщицы. Девушка была беременна. Родион мог быть просто уйти, его бы вряд ли вычислили. Однако ему не давала покоя совесть. Раскольников не смог бы нормально жить, поэтому он смог осознать свою ошибку. Да, он оказался в тюрьме. Однако именно это событие помогло ему отпустить свою вину. Да и Соня Мармеладова стала верной спутницей. Осознав ошибку, Родион научился ценить жизнь и мнение людей. Он пересмотрел своё поведение, даже смог поменять мировоззрение. Что стало бы с Раскольниковым, если бы он не извлек урока? Скорее всего, молодой мужчина просто бы зачах в тюрьме. Но он нашёл силы, чтобы поменять свои приоритеты. С этим и пришло понимание того, что жизнь продолжается. Бывают чудовищные ошибки, но даже после них можно что-то исправить. Человек наделен разумом и волей, которые помогают решать даже сложные задачи. Как видно из обозначенного выше примера, ошибки помогают человеку становиться лучше, если он осознал их, сумел обдумать ситуацию.
Ошибки являются частью жизни каждого человека. И исключений из этого правил нет.
В качестве подтверждения данной мысли стоит обозначить судьбы героев романа «Война и мир», считающегося величайшей эпопей всех времён. В ней Лев Николаевич сумел показать разные характеры и типы мировоззрений. Так, Андрей Болконский всегда почитал Наполеона, хотел быть похожим на этого человека. Однако ситуация на войне всё изменила. Во-первых, Андрей осознал, что война не красота и бравада, а кровь, мясо и смерть. Во-вторых, Болконский увидел Наполеона. Это был маленький человек, который не имел ничего героического в образе. Болконский разочаровывается. Он заблуждался, но смог осознать свои ошибки. Также в романе есть Пьер Безухов – персонаж, который постоянно ошибался: то влюбился в гулящую девушку, то стал масоном. Многие ситуации могли погубить Безухова. Он смог осознать ошибки, поэтому обрел своё счастье. Даже Наташа Ростова пересмотрела свою жизнь, осознав ошибки в любви и в быту. Человек не может всё знать и предугадывать, поэтому он и совершает ошибки, как герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого.
Подводя итог, хочется обозначить важную мысль. Ошибки всегда будут у любого человека. Просто умные люди осознают их, получая хороший жизненный урок. Даже вычислительные машины иногда дают сбои в работе. Так почему же человек не может ошибаться?
Человек ищет себя метод проб и ошибок — это всем известный факт. Никому не удавалось с первых шагов обрести верный жизненный путь и определиться с приоритетами. Каждый из нас заблуждался и осознавал свою неправоту. Многие авторы выражали те же взгляды на самоопределение личности.
Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал процесс взросления и самопознания Петра Гринева. Главный герой книги начал свой жизненный путь с многочисленных ошибок. В свои 16 лет он был совсем еще мальчиком, безответственным и необразованным. Он не ценил то, что имел, и тратил все свободное время на развлечения. Тогда отец решил пресечь это и отправил своего отпрыска в отдаленную крепость, где служба должна была закалить его характер и научить его дисциплине. Однако в первые дни вдали от родительского ока Гринев не спешил дисциплинироваться. По дороге в часть он напился, проиграл крупную сумму денег, поссорился со сопровождающим. Однако Петра выручало то, что он мог признать свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга. Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от пагубных соблазнов. На службе Гринев возмужал, проявил себя в битвах с восставшими и спас свою невесту. Впоследствие герой завел семью и не возвращался к тому, что оставил в прошлом — азартным играм, грубости и алкоголю. Но этот пример убеждает нас, что даже такой добрый и порядочный человек, как Петр, не мог найти свой путь без проб и ошибок.
Рассмотрим еще один пример. В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаем героиню, которая тоже не смогла избежать ошибок на своем жизненном пути. Татьяна Ларина влюбилась в человека, который не хотел заводить семью и жертвовать «постылой свободой». Она даже отправила ему письмо с признанием и поставила под удар свою репутацию. Евгений не воспользовался опрометчивостью юной девушки. Его тронула ее прямота. Но он преподал ей жизненный урок, указав на опасность и неуместность подобных посланий: «Не всякий вас, как я, поймет». Татьяне было очень стыдно, она залилась румянцем. Долго она страдала от безответности своих чувств. Однако жизнь шла своим чередом, и героине нужно было строить семью. Она вышла замуж за человека, который безумно полюбил ее и носил на руках. Этот мужчина имел твердые принципы и не боялся ответственности. Он дал Татьяне богатство и высокое положение. Он окружил ее заботой и уважением. Она не смогла полюбить его, но ставила семью и честь выше страстей. Когда Онегин признался ей в любви, она назвала его чувство «мелким» и пристыдила. Татьяна признала ошибку своей юности и была благодарна Евгению за тот урок, который помог ей расставить жизненные приоритеты и определить свой путь. Этот пример показывает, что даже самые добродетельные девушки не могут найти свой путь без ошибок и заблуждений.
Таким образом, поиски жизненного пути всегда пролегают через тернии и тьму, и человеку очень легко оступиться, принять желаемое за действительное или просто стать жертвой обмана. Поэтому не стоит судить людей за их прошлое: важно то, кем они стали в настоящем, когда смогли исправить все свои ошибки и недочеты.
Сочинение 2
Жизненный путь… Что он из себя представляет? Каким должен быть этот путь? Возможно ли избежать ошибок при его поиске?
Жизнь представляет собой череду решений, которые могут оказаться как ошибочными, так и правильными. Прямо или косвенно эти действия влияют на всю нашу жизнь. Каждый день нам приходится принимать множество решений, пусть даже иногда кажущихся незначительными, но от которых в итоге могут зависеть значимые вещи.
В нашей жизни мы делаем множество ошибок, о которых можем жалеть, но из некоторых можно усвоить некий урок, приобрести опыт. Как говорил А.С. Пушкин, «опыт — сын ошибок трудных и гений парадоксов друг». Во многих произведениях герои приобретали какой-либо опыт, учились на своих же ошибках. Так, например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский ищет свой жизненный путь, своё призванье. В начале романа молодой князь представляется нам как фанат «Наполеоновской» идеи. Культ Наполеона, мечты о славе на фоне разочарования в светской жизни, а затем и безуспешная попытка найти свой «Тулон». Князь Андрей совершил ошибку, пошёл по ложным ценностям. Мечты о славе, о своём Тулоне — всё это оказалось пустым и не нужным. Ошибка привела его к понимания истинных и вечных ценностей в жизни. Он понял: жизнь ради славы не сделает его счастливым, если в душе не будет стремления к чему-то вечному, высокому. Автор хотел показать, что возможно без этой ошибки, герой бы не нашёл смысл своей жизни, путь, который привёл бы его к счастью.
Еще одним примером того, как ошибка помогает герою выбрать правильный путь может служить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, создал теорию, по которой все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». На протяжении произведения Родион остается уверенным, что он прав в своей теории. Герой даже готов признать, что сам он не выдержал проверку и оказался «вошью, как все». На призыв Сони «страдание принять и искупить им себя» Раскольников жестоко ответил, что он не хуже остальных, ведь «они» проливают куда больше крови. Родион идёт на каторгу не потому, что разуверился в своей идее, а потому, что не может больше выносить свою «отчуждённость». Только ощутив любовь к Соне, Раскольников ощущает раскаяние. Так автор показал, что ошибка, совершенная главным героем, в итоге поставила его на истинный путь искупления и привела к обретению любви и земного счастья.
Итак, исходя из приведенных мною аргументов, я могу сделать вывод, что ошибки, совершаемые при поиске жизненного пути, необходимы для получения жизненного опыта. А без опыта, невозможен и жизненный путь.
Сочинение 3
Возможно ли прожить свою жизнь без ошибок? Большинство на данный вопрос ответят «нет» и приведут множество примеров ошибок из своей и чужой жизни, а также из литературы. Но так ли невозможна «безупречная жизнь», как нам это кажется? Стоит отметить, что само понятие «ошибка» является относительным, ведь каждый сам определяет для себя границы дозволенного, разделяет свои поступки на «плохие» и «хорошие». Однако не существует общего правила, по которому то или иное действие объективно можно назвать ошибкой. Само слово «ошибка» призвано обозначить поступок, который по каким-то причинам мы уже не считаем подходящим для ситуации, оправданным, или же просто «хорошим» с точки зрения нравственности. Избежать ошибок возможно, как бы странно это не звучало. Можно уходить от них всю свою жизнь, не делая ничего необычного.
Для достижения результата достаточно просто стереть в своём сознании понятие «ошибка». Например, изменить внутреннее понятие о нравственности до такой степени, чтобы самые страшные действия, даже убийство, считать для себя чем-то приемлемым. Есть и другой вариант: поверить в судьбу и считать, что всё в этом мире когда-то было предначертано и предсказано, а, следовательно, человек в любом случае поступил бы так, как поступил. Это была его судьба, и противиться ей он не мог. На самом деле, многие авторы задумываются над этим непростым вопросом в своих произведениях, но читатель редко обращает внимание на подобные размышления. В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой создаёт собственную теорию, по которой всех людей можно разделить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Как считает Раскольников, вторые имеют право совершать любые действия ради исполнения высшего предназначения – вертеть колесо прогресса, помогать человечеству развиваться, совершать великие подвиги и открытия.
Таким образом, он утверждает, что для некоторых людей, к которым он причисляет и себя, цель оправдывает средства. Причём, оправдать можно даже совершенно ужасные поступки, которые, с точки зрения общества, являются преступлениями. Так, Раскольников до самого конца не признаёт, что убийство старухи-проценщицы – это страшная ошибка: “Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”. Да, Раскольников признавал множество своих ошибок, но некоторые поступки считал вполне оправданными. Таким образом, изменив свой взгляд на понятия «хороших» и «плохих» поступков, он начал считать свои ошибки ни чем иным, как шагом для достижения великой цели. Не сложно представить себе человека, который развил бы данную теорию ещё дальше, считая, что абсолютно все его поступки оправданы.
С другой стороны, рассуждая об ошибках, их причинах и следствиях, можно вспомнить людей, беззаветно верящих в судьбу и предопределение. Такая позиция рассматривается в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Из всех персонажей ход судьбы заранее известен Воланду и его помощникам. Именно он предсказал смерть Берлиоза, которая произошла в самом начале истории. Знаменитая фраза: «Аннушка уже разлила масло» говорит о том, что судьба главного редактора предрешена. Возможно, кто-нибудь мог бы предотвратить эту трагедию? К сожалению, это было невозможно, ведь злой рок уже пал на него. Нельзя винить Берлиоза в неосторожности, ведь он не мог изменить свою судьбу. Также, как и не мог спасти его поэт по прозвищу Бездомный или водитель трамвая, или случайный прохожий. Возникает вопрос: является ли ошибкой Берлиоза его неосторожность, или всё было предрешено? Именно такой логикой руководствуются фаталисты, утверждающие, что исход каждого поступка заранее определён Высшими силами.
С данной точки зрения, человек вообще не совершает ошибок, а лишь исполняет своё предназначение. Каков же итог размышлений над данной проблемой? Существует множество различных точек зрения на устройство мира и положение человека в нём. Именно от нашего взгляда на ситуацию порой зависит её толкование. Одно и то же событие может быть по-разному истолковано разными людьми. А, учитывая то, что понятие «ошибка» неразрывно связано с особенностями мировосприятия человека, то можно сделать вывод, что, изменив взгляд на мир и на собственные поступки, можно и вовсе не совершать ошибок. Возведённая в абсолютную степень эта идея звучит неправдоподобно, однако её подтверждения мы встречаем как в повседневной жизни, так и в литературе. В данном вопросе огромную роль играет взгляд на ситуацию, что ещё раз доказывает важность мировоззрения в нашей жизни.
Все сочинения
Skip to content
Возможен ли жизненный путь без ошибок? Нет, потому что ошибки – это неотъемлемая часть жизни человека, пройдя через которые он набирается опыта. Каждый ставит определенные цели и задачи на жизнь, дойти к которым можно, преодолев все препятствия и преграды. По дороге к мечте может быть много соблазнов, которые приведут к ошибочным действиям. Но их не нужно бояться, потому что они помогают найти правильный путь в дальнейшей жизни и расставить приоритеты. Людям необходимо научиться принимать ошибки и понимать, что без них невозможно прийти к своей цели. В подтверждение своей точки зрения обращусь к примерам из произведений художественной литературы.
Часто человек ошибается в силу своего небольшого жизненного опыта. Например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» главная героиня, Наташа Ростова, невеста князя Андрея Болконского, совершила ошибку в о. В то время, когда жених Ростовой находился в армии, ей было скучно, и она завела интрижку с Анатолем Курагиным. Он вместе со своей сестрой Элен, хитрой и развратной женщиной, очаровал девушку. Анатоль говорил Наташе, что любит ее и предложил сбежать из дома. Конечно, героиня из-за своей неопытности, простодушия и доверия к людям согласилась, не подумав о том, какую боль это принесет Болконскому. Наташе не удалось осуществить задуманное, ей помешала Марья Дмитриевна. Девушка раскаялась, признала свою ошибку, но было поздно. Андрей не смог ее простить, и помолвка была разорвана. Да, Болконскому и Ростовой не удалось создать семью, но именно этот поступок позволил девушке повзрослеть, приобрести бесценный опыт, стать мудрее. Данный пример иллюстрирует, что на ошибках человек учится, как ему поступать в какой-либо ситуации.
Также в рассказе А. И. Куприна «Олеся» главная героиня обладала даром гадания и знала, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Но Олеся все равно решила встречаться с героем, потому что любила его. Девушка была необразованной, не знала этикет и понимала, что Ивану Тимофеевичу будет неловко представить в обществе жену, которая не знает светских правил и манер. Олесе было очень интересно общаться с возлюбленным, она задавала большое количество вопросов, тем самым, обогащая свой кругозор. Этой паре не суждено было быть вместе. Девушка решила пересилить себя и сходить в церковь, как хотел Иван Тимофеевич, но сельские бабы оскорбили и избили ее. Возможно, если бы рядом был возлюбленный Олеси, то ничего этого не произошло, и они были бы счастливы. Но судьба распорядилась иначе. После всего произошедшего девушка нашла в себе силы уехать от любимого, оставив ему красные, бусы в знак сильной любви. Данный пример показывает, что иногда люди совершают ошибочные поступки, которые приводят их к страданиям. Но при этом стараются извлечь урок из того, что произошло с ними.
Таким образом, жизнь человека состоит из взлетов и падений, которые невозможно преодолеть без ошибок. Главное научиться с достоинством принимать все испытания судьбы и не опускать руки, потому что неудачи закаляют характер человека, делают его сильнее.
Множество примеров итогового сочинения вы можете найти на нашем сайте deltalama.ru