Можно ли рассказ а п чехова в рождественскую ночь назвать рождественским рассказом

Творчество Антона Павловича Чехова по сей день удивляет широким диапазоном тем и направлений. Юмористические сочинения, поучительные рассказы и даже драматические истории — все это способно увлечь даже самого привередливого читателя. На этот раз Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом произведения под названием «В Рождественскую ночь» по плану ниже.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Суть: о чем?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Художественные особенности
  • 11 Критика

История создания

Произведение было создано в 1883 году. Считается, что в основу его сюжета лег случай, который довелось увидеть Чехову еще в детстве: рыбаки попали в бурю, и путь до дома им указывали с помощью громкого звона. В исполнении классика эта ситуация обросла новыми трагическими обстоятельствами.

Напечатан рассказ был в том же году на страницах литературного журнала «Будильник». Помог Чехову с публикацией старший товарищ — писатель Николай Александрович Лейкин. В личной переписке приятели обсуждали то, что произведению долгое время не могли найти подходящее место, так как Лейкин считал его не совсем удачным. 

«Рассказ “Беда за бедою” [так он назывался до выхода в свет], во-первых, очень водянист, а во-вторых, не имеет ни сюжета, ни подкладки…»

К счастью, вскоре все же удалось отыскать подходящий вариант, и история написания рассказа «В Рождественскую ночь» обросла новыми подробностями.

Жанр, направление

В данном случае стоит говорить о том, что произведение «В Рождественскую ночь» относится к жанру рождественского рассказа. На это указывает не только время действия (сюжет разворачивается в ночь перед важным христианским праздником), но и наличие традиционных для жанра чудес: Литвинов и другие рыбаки преодолевают суровую стихию, а в финале героиня осознает свои чувства к мужу. К сожалению, происходит это слишком поздно, и рассказ завершается на очень драматической ноте.

Из направлений ближе всего реализм, в котором Чехов преимущественно и творил. Ему присущи следующие черты: типичность образов, глубокие конфликты, внимание ко внутреннему миру человека. Тем не менее, некоторые специалисты отмечают и присутствие элементов романтизма (акцент на чувствах, противостояние мечты и жестокой действительности, активное влияние природы на развитие событий).

Смысл названия

Благодаря названию «В Рождественскую ночь» читатели сразу могут определить точное время действия: зима, ночь перед Рождеством. Кроме того, заголовок заранее задает необходимый тон. Он настраивает на то, что дальше в тексте должно произойти какое-то чудо, ведь Рождество у многих неразрывно связано с ожиданием волшебства, торжественной праздничностью момента. 

Впрочем, все надежды Чехов в итоге разрушает достаточно жестоко, так как рассказ скорее мрачен и печален, нежели сказочен. Подобный контраст помогает вызвать у публики сильную эмоциональную реакцию.

Суть: о чем?

Молодая героиня по имени Наталья Литвинова, находясь у моря, напряженно вглядывается в даль — скоро со своей рыболовной артелью должен возвратиться супруг. Но погода неспокойна: ветер крепчает, постепенно начинается настоящая буря. Женщину успокаивает старик Денис, который утверждает, что если рыбакам не суждено свыше сейчас погибнуть, то беда просто обойдет стороной.

Вскоре Литвинов действительно оказывается дома, но девушка впадает в истерику — в душе она надеялась на то, что Литвинов пропадет без вести. 

Поняв причину срыва, уязвленный мужчина отвечает гневной тирадой, залезает в лодку, которую подготовил местный дурачок Петруша, и вместе с ним отправляется обратно в море. Наталья с берега просит их вернуться, Литвинова одолевают сомнения насчет разумности поступка, но уставший от безысходного существования паренек отказывается поворачивать назад. Суденышко сталкивается с огромной льдиной.

«До утра простояла бледная женщина на берегу моря. Когда ее, полузамерзшую и изнемогшую от нравственной муки, отнесли домой и уложили в постель, губы ее все еще продолжали шептать: “Воротись!”. В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…» — такими словами заканчивается рассказ.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В Рождественскую ночь» представлены в списке:

  1. Наталья Сергеевна Литвина — 23-летняя помещица, которая стоит в непогоду на берегу моря и дожидается мужа. Кажется, что она по-настоящему переживает за его жизнь, но вскоре раскрываются истинные страхи женщины. На самом деле, она не желает возвращения супруга и надеется, что тот погибнет. Тогда Наталья станет счастливой вдовой, сбросившей оковы нежеланного брака. Все меняется, когда радостный Литвинов добирается до дома, вдруг понимает, что ему тут не рады, и вновь пускается на лодке в море. Женщина неожиданно переосмысливает их отношения, но сделать уже ничего не может.
  2. Андрей Петрович Литвинов — помещик, который отправился со своей рыболовной артелью в море и попал в метель. Воротившись, замечает, что жена крайне огорчена его появлением. Под действием эмоций совершает необдуманный поступок, за который платит собственной жизнью.
  3. Петруша — высокий парень с чересчур длинными руками и ногами, которого остальные называют дурачком. Также он с ранних лет испытывает сильную боль в левом бедре и из-за этого несчастен.
  4. Денис — старичок, который морально поддерживает разволновавшихся героев. Во всем полагается на волю Господа («Пойдите, матушка-барыня! Богу так угодно!»).

Темы

Автор в рассказе «В Рождественскую ночь» затрагивает сразу несколько тем, актуальных для любого времени:

  1. Неудачный брак — Наталья Сергеевна, очевидно, мучается в браке, так как заключен он был не по обоюдному согласию. Необходимость жить с нелюбимым человеком доводит ее до отчаяния. И подобных семей, особенно в прошлом, можно было встретить немало, ибо часто союзы создавались по расчету, из выгоды.
  2. Нравственное перерождение — за короткий срок молодая женщина приходит от ненависти к мужу к пылкой любви благодаря одному-единственному случаю.
  3. Смирение — дед Денис убеждает героев, что «такова воля Бога», нужно смириться с ней. В то же время читатель понимает, что воля Бога тут ни при чем: люди сами сделали такой выбор, который привел к трагическому исходу. Это можно было бы предотвратить, но именно люди этого не сделали.

Проблемы

Поднимаемые Чеховым проблемы в рассказе «В Рождественскую ночь», безусловно, связаны с основными темами произведения. 

  1. Отчужденность в семье. Несмотря на то, что супруги живут вместе и ведут общий быт, в действительности они весьма мало знают друг о друге. Так, Литвинов понятия не имеет о том, что Наталья не питает к нему никаких положительных чувств, что она изнывает от одиночества и хочет стать наконец-то свободной. 
  2. Брачные традиции того времени. Сама же девушка не смеет сказать прямо о том, что ее тревожит, считая слова бесполезными. Вот и получается, что из-за сложившихся в обществе традиций, неготовности идти навстречу и справляться с жизненными трудностями вместе страдают сразу два человека.
  3. Эгоизм. Наталья думает только о себе и хочет освободиться от брака даже ценой гибели мужа. Ей все равно, что с ним случится, главное — ее положение и состояние.
  4. Вспыльчивость. Конечно, герою обидно встречать такую холодность и отчужденность, но он совершил необдуманный поступок и расплатился жизнью. Не стоит принимать важные решения сгоряча, ничего хорошего из этого не выйдет.

Основная идея

Смысл рассказа «В Рождественскую ночь» можно коротко выразить в знаменитой пословице: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Наталья мечтает о бесследном исчезновении Литвинова, но как только ему угрожает неотвратимая опасность, мгновенно забывает о ненависти и умоляет мужа вернуться на берег. Автор наказывает героиню, отбирая у нее человека, внезапно ставшего самым дорогим на свете. Таким образом, он будто говорит читателям: будьте осторожны со своими желаниями.

Чехов не раз говорил об этом. Например, в рассказе «Душечка» жена тоже не ценит мужа и даже изменяет ему, а потом уже не может ничего изменить в своей жизни и страдает от раскаяния. Главная мысль рассказа «В Рождественскую ночь» столь же поучительная: не стоит пренебрегать близкими людьми из-за размолвок или непонимания. Ведь когда они уходят, вы остаетесь одни, и лишь тогда осознаете, что вовсе этого не желали.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «В Рождественскую ночь»? Писатель призывает быть внимательными по отношению друг к другу, ибо в любой момент жизнь может разлучить людей навсегда. И тогда придется нести всю боль от потери внутри себя до самого конца, так как время невозможно повернуть вспять.

Кроме того, на примере пары Литвиновых классик показывает необходимость разговоров по душам, обсуждения насущных вопросов. Возможно, если бы супруги смогли найти общий язык (даже несмотря на то, что брак был нежеланным), то Наталья не чувствовала бы себя настолько удрученно, и Андрей Петрович в финале остался бы жив.

Художественные особенности

Чтобы добиться нужной атмосферы, автор употребляет различные средства выразительности. В тексте встречаются эпитеты («ветхая лесенка», «мокрое, липкое перило» и другие), сравнения («выскользнуло из ее рук, как вьюн», «руки были тверды, как камень» и прочие), фразеологизм («остановилась как вкопанная»), олицетворения («море вздулось», «ветер зло шатал» и другие). 

Для создания ярких персонажей используются портретные описания («молодая женщина лет двадцати трех, с страшно бледным лицом», «высокий плотный старик с большой седой бородой»). 

Речь героев эмоциональна, наполнена восклицательными предложениями:  например, «Больно, дед! Силы моей нету!», «Ломает!», «Тронулась в уме-то!», «Дальше, дальше!».

Критика

После публикации произведения критики отмечали некую фантастичность происходящего: по их мнению, в реальности такое едва ли могло случиться.

«Рассказ этот по замыслу совершенно невероятен. Женщина, ненавидящая своего мужа, не стала бы рисковать здоровьем, ожидая его возвращения на берегу моря в такую страшную непогоду. Старик Денис не пустил бы дурачка Петрушу в лодку и еще менее пустил бы его в разъяренное море в рождественскую ночь. Наконец, и поступок мужа вышел чересчур героичен…» — считал Н. Ладожский (В. К. Петерсен).

И все же, большинство сошлось на том, что рассказ «В Рождественскую ночь» получился трогательным и захватывающим.

Автор: Инна Колокольникова

Аннотация. Статья посвящена изучению рождественских рассказов А.П. Чехова. На материале текстов «В рождественскую ночь» и «Ванька» рассматриваются особенности трансформации жанра в творчестве писателя. Автор статьи приходит к выводу о решительных отличиях текстов Чехова от образцов рождественского рассказа в литературе XIX века, что выражается в отсутствии рождественского чуда, обмане читательских ожиданий и авторском переосмыслении «вечных» образов.

Ключевые слова: А.П. Чехов, проза, рождественский рассказ, «В рождественскую ночь», «Ванька».

Рождество испокон веков было значимым событием в жизни народа. Праздники, пришедшие из глубокой древности как «очень важная первичная форма человеческой культуры» [1, c. 13] не только удовлетворяли потребности в развлечениях, но и играли существенную роль в формировании мировоззрения русского человека.

Жанр рождественского рассказа относится к календарной литературе. Наиболее удачно определение календарной литературе дала Я.О. Козлова: «Под термином «календарная словесность» мы понимаем произведения, обладающие определенным сюжетным наполнением и приуроченные к конкретному времени года или празднику. В большинстве случаев календарная словесность коррелирует с народным сельскохозяйственным календарем, однако в период расцвета жанра существовали и другие календарные системы» [2, с. 105]. Таким образом, календарная словесность обязательно связана с одним из церковных праздников.

Календарные рассказы приобрели особую популярность на рубеже XIX-XX вв.: публиковались в журналах и газетах – еженедельных изданиях с относительно небольшим тиражом. А.П. Чехов, работавший в газетах в 1880-е годы, не мог обойти стороной этот жанр, однако предложил новое осмысление рождественских рассказов.

Жанр рождественского рассказа возникает под влиянием европейской литературы и восходит к средневековым мистериям. Родоначальником этого жанра по праву считается Ч. Диккенс: именно он связал рождественскую и социальную тематики, а также утвердил «рождественскую философию», в которой наивысшую ценность представляли темы детства, памяти и забвения, любовь к человеку во грехе.

Рождественские рассказы имеют свои особенности: они характеризуются приуроченностью к конкретному времени – Рождеству Христову; отличаются особым сюжетом, где главный герой попадает в ситуацию духовного или материального кризиса, для разрешения которого необходимо чудо, помощь божественной силы; герой рождественских рассказов, как правило, ребенок.

Изучением темы рождественского рассказа в творчестве А.П. Чехова занимались следующие исследователи: Я.О. Козлова [2], А.С. Собенников [4], О.И. Тиманова [5], М.М. Меретукова [3].

Первый рассказ А.П. Чехова, приуроченный к Рождеству, был написан в 1883 г. и носил говорящее название «Беда за бедой». Позже он стал называться «В рождественскую ночь».

В центре повествования – история барыни Натальи Сергеевны и ее мужа помещика Литвинова. Его рыболовная артель была в море на промысле, возвращению мешала страшная непогода. Литвинов возвращается, но понимает, что жена не рада его появлению. Тогда мужчина садится в лодку, которой управляет дурачок Петруша, и судно уносит героев в бушующее море. Женский надорванный голос умоляет мужа вернуться на берег.

«И в этом «воротись», казалось ему, слышалось отчаяние <…> У Литвинова забилось сердце… Его звала жена; а тут еще на берегу в церкви зазвонили к рождественской заутрене. «Воротись!» – повторил с мольбой тот же голос. Эхо повторило это слово. Протрещали это слово льдины, взвизгнул его ветер, да и рождественский звон говорил: «Воротись».

«Едем назад!» – сказал Литвинов, дернув дурачка за рукав. Но дурачок не слышал» [6, с. 288-289]. Громадная льдина неслась навстречу лодке, не оставив героям шанса на возвращение.

Текст глубоко психологический, отражающий внутренний конфликт героев. Так, жена ждет не возвращения мужа, а его гибели. В финале желание героини сбывается, но оказывается несвоевременным.

Трагический сюжет Чехов разворачивает неожиданно для читателей: повествование предполагает, что героиня искренне ждет возвращения любимого человека. Но когда при виде его из груди женщины вырывается истошный крик, становится понятно, что ожидания читателей не оправдаются.

Однако черты жанра все же присутствуют. Например, герои рассказа («Денис и дурачок Петруша») вписываются в систему персонажей типичных рождественских рассказов. Например, изображение Петруши очень близко к традиционному образу юродивого, а образ старца Дениса предположительно восходит к русскому православному «Дионисий» (Дионисий Ареопагит – священномученик, известный как один из Апостолов от семидесяти, распространявший христианское учение). Так, обнаруживается связь чеховских героев с православными образами.

Но у рассказа Чехова больше отличий, чем сходств с рождественским текстом-образцом («Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса). Чуда, как основополагающего элемента, не происходит.

Такое осмысление сюжета А.С. Собенников именует «усложнением проблемности жанра» [4, с. 42]. В тексте Чехова это выражается, во-первых, в новаторской обработке писателем религиозных образов и мотивов и, во-вторых, в их особой интерпретации.

Другой рождественский текст Чехова – рассказ «Ванька», написанный в 1886 г. На отнесенность произведения к календарной литературе указывает его приуроченность к праздничному времени: «Ванька Жуков <…> в ночь под Рождество не ложился спать» [6, с. 478], «Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают» [6, с. 480]. Также неотъемлемыми элементами праздника являются золоченый орех и поход за елкой, присутствующие в рассказе. Главным героем является ребенок, что характерно для календарной прозы.

Однако рассказ снова утрачивает главный элемент – рождественское чудо. Чехов явно дает понять, что чуда не будет, ведь письмо не дойдет до адресата.

Особый интерес представляет авторское повествование. По словам А.С. Собенникова, «в нем-то и происходит усложнение проблемности» [4, с. 43]. Рассказ от третьего лица чередуется с повествованием от первого, субъективное детское сознание смешивается с объективным взрослым. На то указывает описание дедушки: «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами <…> Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство» [6, с. 479]. Выражение «иезуитское ехидство» тоже явно сказано взрослым, знающим о людях больше маленького мальчика. Едва ли сам Ванька мог вспомнить такое словосочетание.

Детские воспоминания главного героя нередко искажают действительность, трактуя ее по-своему: в памяти мальчика, дед – это милый старик, но в реальности – пьяница и гуляка, не особо заботящийся о детстве внука. Чехов демонстрирует два плана конфликта – детский и взрослый. Представления мальчика не совпадают с подлинной жизнью, ведь и деревенские реалии не так хороши, какими их видит маленький Ванька.

Так, мальчик вспоминает события своей жизни с несвойственной им комичностью: «Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время!» [6, с. 481].

Другими словами, в рассказе детское видение жизни контрастирует с трагическим изображением реальности, о которой повествует рассказчик. Детский ум не в состоянии оценить всю тяжесть и безвыходность ситуации.

Если бы рассказ отвечал всем жанровым установкам, то в финале желание мальчика исполнилось чудесным образом, помощь пришла бы, мольбы были услышаны. Но этого не случается. Осуществление мечты маленького Ваньки возможно только во сне. Несомненно, описание мальчиком ужасной жизни у сапожника представляется ему полной противоположностью той прекрасной жизни с дедушкой в деревне, к которой он очень хотел бы вернуться.

Однозначно можно сказать, что письмо не доходит до дедушки, но финал остается открытым, так как предполагает несколько вариантов трактовки. Так, возможна смерть маленького Ваньки: «<…> увези меня отсюда, а то помру» [6, с. 479], «Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто смерть одна» [6, с. 480], «А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался» [6, с. 481]. С другой стороны, можно говорить не о смерти, но о решительной невозможности осуществления встречи мальчика с дедушкой. Так, адрес «На деревню дедушке. <…> «Константину Макарычу»» [6, с. 481] не является конкретным. Письмо не дойдет до адресата, но мальчик останется жить с надеждой на чудесное воссоединение с дедушкой.

Итак, нельзя не отметить отличие рождественских рассказов Чехова от общепринятого сюжета текстов этого жанра (Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе» 1843 г., Н.С. Лесков «Христос в гостях у мужика» 1881 г.).

Во-первых, в рассказах Чехова не происходит рождественского чуда. К персонажам не приходит спасение даже в один из самых главных христианских праздников.

Во-вторых, писатель не стремится оправдать читательские ожидания, прибегает к «усложнению проблемности жанра».

И, наконец, Чехов по-новому переосмысливает «старые», вечные образы, при этом делая их фоном, а не центром повествования.

Так, рождественские рассказы Чехова представляют особый интерес для исследователя. Особенности, рассмотренные на примере текстов «В рождественскую ночь» и «Ванька», свидетельствуют об особом взгляде Чехова на развитие жанра.

Genre of Christmas story in the work of A.P. Chekhov

Paramonova S.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dubinina Tatiana Gennadievna,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences.

Annotation. The article is devoted to the study of A.P. Chekhov’s Christmas stories. Based on the material of the texts «On Christmas Night» and «Van’ka», the peculiarities of the transformation of the genre in the writer’s work are considered. The author of the article comes to the conclusion about the decisive differences between Chekhov’s texts and the samples of the Christmas story in the literature of the 19th century, which is expressed in the absence of a Christmas miracle, deception of readers’ expectations and the author’s reinterpretation of «eternal» images.
Keywords: A.P. Chekhov, prose, Christmas story, «On Christmas night», «Van’ka».


  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 545 с.
  2. Козлова Я.О. Жанр календарного рассказа в прозе А.П. Чехова: сюжет о «визитерах». // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2018. № 2. С. 105-110.
  3. Меретукова М.М. К вопросу о возникновении жанра рождественского рассказа в русской литературе. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. № 3. С. 112-115.
  4. Собенников А.С. Чехов и христианство: Учебное пособие. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2016. 82 с.
  5. Тиманова О.И. Жанры календарной словесности и русская литературная сказка XIX века. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 22. (дата обращения: 02.09.2021).
  6. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука, 1974-1983.
  1. Bakhtin M.M. The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow: Fiction, 1965. 545 pages.
  2. Kozlova Ya.O. Genre of calendar story in prose A.P. Chekhov: a plot about «visitors». // Bulletin of BSU. Language, literature, culture. 2018. № 2. Page: 105-110.
  3. Meretukova M.M. To the question of the emergence of the genre of Christmas story in Russian literature. // Bulletin of Adygea State University. Ser. Philology and Art History. Maykop, 2014. № 3. Page: 112-115.
  4. Sobennikov A.S. Chekhov and Christianity: a textbook. Irkutsk: FSBOU VPO «IGU», 2016. 82 pages.
  5. Timanova O.I. Genres of calendar literature and Russian literary fairy tale of the XIX century. // Problems of history, philology, culture. 2008. № 22. (date of the address: 02.09.2021).
  6. Chekhov A.P. Complete collection of works and letters. In 30 vol. Moscow: Science, 1974-1983.

Чехов, А.П. В рождественскую ночь // А.П.Чехов

 Повести и рассказы.-Ростов н/Д; Кн. изд-во,
1984.– С.7 (Донская библиотека «Лазоревая степь»).

         Рассказ «В рождественскую ночь» —
один из немногих, где город своего детства Чехов назвал по имени.
Занимательность сюжета, откровенная мелодраматичность, присутствие
«романтических» персонажей выделяют рассказ из числа многих ранних произведений.
Действие происходит вблизи Таганрога на берегу моря. Очень подробно
изображается природное явление, довольно часто встречающееся в этих краях:
каждую зиму, за редким исключением, Таганрогский залив покрывается льдом, но
случается, что сильный западный ветер, «низовой», так называют его местные
жители, нагоняет в залив воду, взламывает лед, и тогда горе рыбакам, если они
уехали на санях далеко в море и не успели вовремя вернуться на берег. К этому
привыкли, и местные газеты отводили такому событию несколько строк в разделе
«Происшествия». Сюжет рассказа держится на подробностях, присущих только
Таганрогу и его окрестностям: высокий глинистый берег, крутая деревянная
лестница, дальний отъезд в море на подледный лов, очень точное изображение силы
стихии, взламывающей  среди зимы ледяной покров моря и др. Чувствуя, вероятно,
слабость психологической мотивировки действий главных героев, Чехов «укрепляет»
рассказ колоритными фигурами второстепенных  персонажей —  старика Дениса,
безымянной старухи, дурачка Петруши.

Видимо, не случайно родной город Чехов
называет здесь по имени: чрезмерный «местный» колорит мог вызвать недоверие
или, во всяком случае, представление об исключительности события. Длинная,
крутая, раскачивающаяся под ветром лестница и хрупкая женщина на ней,
стремительно ломающийся на море лед —  все эти детали были взяты из жизни и
усугубляли мелодраматизм сюжета. Чехов не мог не знать, что чем точнее, чем
документальнее изображаются конкретные предметы и события, тем менее
правдоподобными они выглядят.

              Рассказ получился все-таки
«рождественским». Однако от документально точного воспроизведения конкретных
фактов и событий Чехов никогда не отказывался, если они достаточно точно и
полно передавали типическую сущность явления, более того этот

Чехов, А.П. Приданое // А.П.Чехов Повести и
рассказы.– Ростов н/Д; Кн. изд-во, 1984.– С.13 (Донская библиотека «Лазоревая
степь»).   

          Например в рассказе «Приданое»
Таганрог не назван, но масса деталей, в особенности в журнальном варианте, не вызывает
сомнения, что и герой рассказа, и домик, в котором живут Чикамасовы,
принадлежит Таганрогу: здесь и обилие акаций и тополей, и ширина улиц, на
которых рассказчик предлагает сеять пшеницу, и постоянно прикрытые ставни, и
многое другое, вплоть до известной поговорки «Много воды утекло», которую автор
уточняет словами «в море». Много колоритных таганрогских деталей использовано
только для того, чтобы увеличить долю юмора, рассчитанного, кстати, на
непритязательного читателя. А постоянно прикрытые ставни на окнах  —  это
характерная примета Таганро —

га .  Малозаметная, казалось бы , деталь в
рассказе концентрирует в себе известное обобщение, вокруг бушует зелень, но ни
природа, ни жизнь за стенами домика не интересует его обитателей: у них есть 
свое маленькое дело, и больше им ничего не нужно. И хотя социальный смысл
детали Чехов умышленно снижает: «Люди , постоянно  живущие среди шелковиц и
репейника, равнодушны к природе», — в ней все равно просматривается  известная
доля символики.

              Чехов, А.П. На пути // А.П.Чехов
Повести и рассказы.– Ростов н/Д; Кн. изд-во, 1984.– С.51  (Донская библиотека
«Лазоревая степь»).

             Рассказ «На пути» написан
незадолго до поездки Чехова в родные места в 1886году.  События рассказа
происходят на постоялом дворе, затерявшемся в обширном Донецком крае:
упоминаются шахты, куда едет герой рассказа Лихарев, а героиню Чехов наделил
известной на Дону и в Приазовье фамилией богатых помещиков—Иловайская. И, как
многие произведения этой поры, написанные по впечатлениям детства и юности,
рассказ имеет глубокий подтекст и отражает личные мировоззренческие поиски.
Писался рассказ трудно, зато, когда был опубликован, по словам писателя, «в
Питере произвел фурор!»

              Все, кто писал о рассказе,
начиная с В.Г.Короленко, увидели в главном герое Лихареве «рудинский тип» и
говорили как еще об одном образе «лишнего человека». Короленко видел в Лихареве
тип неудачника, близкий Рудину. Но дело не только и не столько в неудачах,
сколько в их причинах. Неудачи Рудина в феноменальной неприспособленности к
активной практической деятельности. Лихарев же, не просто активен, он в
деятельности своей страстен до полного самозабвения: он всю жизнь не знал
покоя, изнывал от тяжкого, беспорядочного труда, раз пять сидел в тюрьмах,
ссылался в Архангельскую и Тобольскую губернии и т. д.    Самозабвенность—не
самая характерная черта «лишнего человека», ему  скорее  присущ  эгоизм в
разных его формах. Лихарев не просто увлекался поочередно нигилизмом, черным
переделом, славянофильством, непротивлением злу и т.д., он служил этим идеям
страстно и отдал им молодость, состояние, благополучие самых близких ему людей.
И можно ли презирать героя за постоянные измены, если многочисленные идеи его
века оказывались действительно ложными?

              Лихарев заканчивает своеобразной
капитуляцией, истина для него оказалась недоступной: «русская жизнь
представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений…». Однако рассказ
не случайно назван «на пути». Чехов не берется предсказывать судьбу героя, но
то, что Иловская, проснувшись утром, видит его среди мужиков, быть может, и
есть слабый намек на дальнейшую его деятельность, на очередное его увлечение

ние.  Приход Чехова в большую литературу
связывают с именем очень известного в то время писателя Д.В.Григоровича. Это он
25 марта 1886 года прислал молодому писателю письмо, в котором утверждал, что у
него настоящий, большой талант, и убеждал не тратить его на пустяки, а взяться
за большое, серьезное произведение.

Чехов многогранен, многомерен, непредсказуем и сложен. Его тексты не сразу можно постичь во всей полноте вложенного в них смысла. «В Рождественскую ночь» Чехова все герои охвачены ожиданием. Читатель, не замечая, погружается в динамичный сюжет рассказа и вместе с героиней, Натальей Сергеевной, ожидает возвращения её мужа, который на рыбачьих санях с артелью отправился в море. Вместе с Натальей Сергеевной мы спускаемся в зимнюю январскую дождливую ночь к морю по шаткой девяностоступенчатой узкой лестнице с одним перилом. Лестницу нещадно качает из стороны в сторону… Ничего не видно — ни одной звезды, ни огонька. Все беспросветно, холодно, тоскливо, «глубокий непроницаемый мрак». Наталья Сергеевна с трудом спускается к морю. Мрак будто нарастает, тревога усиливается..  Здесь, на берегу, мы встречаем высокого старика с седой бородой и большой палкой, который нас успокаивает словами «на все воля Божья». Здесь мы слышим плач старухи, которая надеется, что её сын Евсей вернётся живым. Здесь и дурачок Петруша, стонущий от беспрестанной, не утихающей боли в ноге. Слышится возглас  «Кто-то идёт по льду», невольно порождающий у читателя в воображении фигуру Христа, который являет каждому надежду на спасение. Нет… Это Петруша скрипит веслами и тоже чего — то ждёт, вглядываясь в морскую даль. Ветер на море усиливается, взломало страшной силой лёд. Стихия готова проглотить эти одинокие фигурки на берегу и людей в море. «Чудовище проснулось»…Слышится колокольный звон, там, наверху. Это в деревне дают сигнал рыбакам, застигнутым врасплох в море… Сердце каждого наполнено надеждой, своим упованием, своим ожиданием, ожиданием своего чуда. Мы сочувствуем всем, кто оказался на берегу и в море. Но неожиданно узнаем, что мечты Натальи страшны и разрушительны, как сама стихия. Она не ждёт мужа и уповает не на встречу с ним, а…на его гибель. Но чудо в эту ночь все же произодет: все рыбаки вернутся… Только муж Натальи, вернувшись, погибнет, поняв страшный  помысл своей жены, уплывет с дурачком Петрушей снова в море, желая себе погибели. Погибнет и Петруша.

 О чем рассказ? Быть может, эта тонкая хрупкая лестница в девяносто ступеней, готовая оборваться в любой момент, наша жизнь. Без Христа мы погружаемся в пропасть, в эту устрашающую холодную морскую стихию жизни. Сколько там ожидающих и путешествующих, страждущих, неуспокоенных, ищущих пути возвращения домой, к отцу Небесному. Эта история об обретении, о рождении и спасении, о воле Божией и смирении. О долгожданной встрече с Богом…О том, что мрак обязательно рассеется и загорится Рождественская звезда.

Христос рождается — славьте, Христос с небес — встречайте, Христос на земле-воспряньте…


6

К какой разновидности рассказов можно отнести рассказ Чехова «В рождественскую ночь»?
1) к святочным
2) к рождественским
3) к крещенским
4) к пасхальным

2 ответа:



0



0

1)к святочным

Объяснение:

По сути святочные и рождественские-это одно и тоже,но чаще употребляют название СВЯТОЧНЫЕ.



0



0

Ну к рождествеским………………………………………

Читайте также

Герасим взял за шкирку и стукнул их друг о друга головами

Он увидел как красиво весною. Увидел как только начинает таять снег.

да потому что это родная земля,  родные поля  родные село когда ты знаешь что отступать некуда это тебе пребовляет сил

На улице жил голубь, он ел крошки, семечки и пил воду из лужицы. Летом голубь ел жучков, а зимой его подкармливали люди.Но у голубя были враги это: кошки, собаки и машины. А жил голубь на старых чердаках,заброшеных зданиях или у голубятника. Так и жил голубь, гревшись на солнце и поедая хлеб или еще что нибудь.

<span>В «Детворе» особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – «дети играли так вкусно…».Ребенок видит и воспринимает окружающий его мир не так, как взрослые. В «Детворе» Чехов видит мир глазами ребенка, и в этом мире опыт взрослого бесполезен. Здесь копейка стоит дороже рубля, а ценность денег условна – «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры». Читатель приглашается исследовать и открывать мир вместе с ребенком, увидеть в обычном необычное и новое. С помощью точных художественных деталей писатель ярко и выразительно описывает детский мир: здесь и стеклышки, и белеющее блюдечко с пятикопеечными монетами, и недоеденное яблоко, и ножницы. Ребенок видит и интересуется тем, что находится здесь и сейчас – Чехов в рассказе учитывает эту особенность детского мировосприятия, описывая лишь обеденный стол, за которым играют дети. Чехов призывает всех не стареть, быть молодым душой и телом, во всем стараться увидеть красоту, ту беззаботную яркость, которая сопутствовала нас все детство. Яркий, беззаботный и светлый рассказ «Детвора» передает все обаяние детства. Что бы этот мир был частью нашего сердца. </span>

  • Можно ли пронести телефон на итоговое сочинение
  • Можно ли произведение кто нибудь отнести к жанру сказки приведи 2 доказательства своей точки зрения
  • Можно ли произведение встряска следует отнести к рассказам о босяках
  • Митя успел на слух заучить две строфы как пишется
  • Мистические истории из реальной жизни читать короткие рассказы