Уважаемые читатели! Предлагаем познакомиться с итоговым сочинением на тему «Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?», написанного с опорой на литературные источники.
Проблема социального неравенства возникла на заре появления общества: когда появились орудия труда, частная собственность, люди перестали жить общинами. Теперь они стали более независимыми и могли сами добывать себе пищу. К новым условиям смогли приспособиться не все. Смелые, сильные, целеустремленные стали жить лучше, сытнее, комфортнее, а ленивые, пассивные, больные жили впроголодь. Так возникло социальное неравенство. Эта проблема не является неразрешимой, чтобы не было социального неравенства, люди должны стать добрее, порядочнее, помогать друг другу.
Люди отличаются друг от друга степенью благосостояния, жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Более обеспеченные должны поддерживать неимущих.Пример такого общества можно найти в романе Н. Чернышевского «Что делать?». Героиня романа Вера Павловна умела хорошо шить, это стало ее способом заработка. Когда у нее появилось столько заказов, что она перестала справляться, она наняла помощниц, которые сделались ее равноправными партнершами. Всю прибыль они делили поровну. Если у кого-то были трудности в семье, то решали они их сообща. В мастерской Веры Павловны социального неравенства не существовало. Чернышевский описал идеальный вариант, в жизни подобным образом отношения складываются крайне редко. Жизнь людей, их отношение друг к другу, к труду во многом зависит от воспитания, среды, в которой они росли. Трудно сказать, возможно ли полностью устранить социальное неравенство в цивилизованном обществе, потому что на земле не существует таких примеров. Можно смягчить социальные противоречия, и этого в некоторых европейских странах добились.
Иногда искоренение социального неравенства существует в непривлекательной форме. В романе-антиутопии Е. Замятина «Мы» социальная уравниловка дошла до абсурда. Автор описывает общество будущего, которое появилось после долгой войны города и села. В новом государстве нет никаких тайн, люди живут в домах за прозрачными стенами, на виду друг у друга. Они носят одинаковую одежду, едят одинаковую искусственную пищу. У людей, которых здесь называют нумерами, нет личной жизни, нет семьи. Искусство подчиняется правилам, создавать произведения по вдохновению, передавая свои чувства и мысли, они давно разучились. В этом обществе почти не осталось никаких поводов для зависти. Им сделали операции, чтобы уничтожить фантазию, что совершенно лишило их эмоций, в частности обид, чувства зависти друг к другу, любви. Все в этом государстве равны, социального неравенства не существует, но жить в таком обществе не хочется. Здесь нет свободы выбора, отсутствует творческое самовыражение, жители не могут любить, дружить. Я считаю, что без эмоций, чувств, фантазий человек превращается в биоробота. Такие люди пригодны для выполнения однообразной работы, но изобретать, придумывать что-то новое они не способны. Иногда, именно различия в характере, мировосприятии заставляет изобретать что-то новое, помогает создавать гениальные произведения искусства. Лишившись фантазии, люди становятся скучными, неинтересными, однообразными. Такое общество, я думаю, не сможет долго существовать.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что решить проблему социального неравенства в России можно. Только сегодня для этого придется чем-то жертвовать: чувствами, искусством, свободой. Люди еще не достигли такой степени духовного развития, чтобы решить проблему неравенства без ограничений.
Аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» помогут в работе над сочинениями, и найти их можно здесь https://literoved.ru/bank-argumentov
Введение
В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, с пренебрежительным отношением людей, обладающих какой-либо властью над другими. Люди, материально обеспеченные, не понимают бедняков, не считают нужным учитывать их мнение, попросту не воспринимают их как равных. Простые, «маленькие» люди становятся предметом насмешек и оскорблений со стороны власть имущих.
Комментарий
В представленном тексте поднимается тема взаимоотношений людей различных сословий – молодой бедной девушки, просящей денег, и скучающего «милостивого государя», не знающего, чем же занять себя в предстоящий день.
Девушке нужно срочно ехать домой, и она, услышав где-то, что барин раздает бесплатные билеты всем нуждающимся, пришла к нему за помощью. Тот выпытывает все подробности ее личной жизни, причины, по которым она так спешит в Курск. «Барышня», по наивности своей, делится надеждами и мечтаниями, радуясь столь теплому приему. Однако в конце концов выясняется, что она ошиблась подъездом, а «милостивый государь» всего лишь от скуки разговаривал с ней.
Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.
Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.
Тема, проблема, идея
В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.
В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.
Авторская позиция
Чехов явно негативно относится к «милостивому государю». Это видно уже из первой фразы текста, рассказывающей о «сытой, лоснящейся физиономии». Девушка же, напротив, вызывает у автора сочувствие. Описания ее приятны, без карикатурности: «хорошенькая брюнетка», «теребя дрожащими руками свои пуговицы». Можно сказать, что Чехов стоит на стороне «маленьких людей», боящихся всего в жизни, и осуждает бесчеловечность высших кругов.
Своя позиция
Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.
Аргументы и примеры
В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» представляет галерею людей, находящихся за гранью бедности. Основное сюжетное действие завязывается как раз в столкновении бедного студента и старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях других бедняков.
Нищета доводит Раскольникова до мыслей об убийстве. Этим действием он словно пытается сам себе доказать, что он не простой «маленький человек», который ни на что не способен повлиять, а «имеющий право» – вершащий судьбы людей.
Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.
Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.
Заключение
К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!
Даниил Романович | Просмотров: 13.5k
Идея социального неравенства как явление в любом типе общества (Р. Дарендроф)
В своём высказывании автор понимает проблему социального неравенства, присущего каждому обществу. Даже в процветающих странах с развитой экономикой общество делится на социальные группы, отличающиеся друг от друга уровнем достатка.
Я согласен с мнением автора в том, что неравенство между людьми существует в любом обществе. Во все времена во всех государствах общество делилось на бедных, богатых и людей среднего класса. Данная проблема актуальна в современных условиях, так как проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России. Сильное расслоение разделило население на бедных и богатых, при этом средний слой практически отсутствует. В связи с этим достаточно большая часть населения ограничена в возможностях самостоятельной жизненной реализации и повышения социального статуса.
Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Социальное неравенство – разделение людей на классы и группы, согласно их положения в обществе, что предполагает неравное использование общественных благ, жизненных прав и возможностей. Основным измерителем неравенства обычно выступают деньги, которые делят население на несколько классов: бедные, богатые, люди среднего достатка. На самом верху социальной лестницы стоят богатые – те, у которых в руках власть и деньги. Остальные же классы стоят на нижних ступенях. Основными причинами расслоения общества являются: поощрение людей, обладающих особыми талантами и приносящих высшую пользу для общества. Это могут быть ученые, музыканты, бизнесмены, политики. Поэтому социальное неравенство стимулирует людей стать лучшим в своем деле, выйти из бедности, проявить свои таланты. Но чаще всего социальное неравенство порождает конфликты и войны среди населения.
Обратимся к примерам из истории. Ярким примером социального неравенства является рабство. В древнем мире племена совершали набеги на соседей, захватывали земли, а пленных использовали в качестве бесплатной рабочей силы. К рабам относились крайне отрицательно: наказывали за малейшую провинность, плохо кормили, продавали или обменивали на товар, могли убить. В Древнем Египте социальное неравенство было особенно показательным. Главой государства являлся фараон, приказы которого исполнялись безукоризненно. Его помощники – жрецы также имели огромное влияние на простой народ и пользовались всеми благами государства. Солдаты, дворяне, книжники жили скромнее. Низшими слоями являлись ремесленники и фермеры. Рабы были бесправными существами, которых не считали за людей.
Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В романе А.С.Пушкина «Дубровский» показан конфликт между двумя помещиками. Два друга Троекуров и Дубровский поссорились из-за пустяка, который вылился в серьезный конфликт. Троекуров, будучи более богатым и влиятельным, пользуется своим положением в обществе. Он просит подчиненных дать лживые показания в суде, подкупает судей, подделывает документы и отнимает у Дубровского имение. Продажный суд принимает решение в пользу влиятельного Троекурова. Пушкин показывает читателю несправедливость судебной системы, которая ломает судьбы из-за прихоти более материально обеспеченных людей. Он доказывает, что в мире действует закон силы, богатства и знатности.
Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что социальное неравенство существовало с древних времен. В современном мире оно присутствует в виде расслоения в социуме и порождает чувство несправедливости.