Можно ли утверждать что познавая мир мы познаем себя итоговое сочинение

Путешествие-способ познания себя и мира

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

20.10.2021 19:51:38

Автор: Борис Саакян


Путешествие — способ познания себя и мира.
  Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.
   Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Когда-то на признание Татьяны в любви герой ответил, что не готов к семейной жизни и с ним она никогда не будет счастлива. Но через несколько лет странствий Евгений, возвратившись в Москву и снова встретив на балу Татьяну, понимает, что влюблен, и теперь готов ответить взаимностью. Автор ясно даёт нам понять, что за время странствия с героем произошли значительные перемены: поменялись его взгляды, отношение к жизни и окружающим людям. Теперь Онегин понимает, что семейная жизнь, возможно, была бы для него спасением от многих проблем. Можем мы сказать, что путешествия помогли герою узнать себя лучше ? Я думаю, да.
   Но не только постигнуть себя помогают путешествия. Посещая новые места, невиданные ранее города и страны, человек знакомится с другими народами, их культурой, историческими и архитектурными памятниками. Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. Автор сообщает, что главный герой работал всю жизнь не покладая рук. И вот он может отправиться в путешествие со своей женой и дочерью, чтобы отдохнуть, насладиться жизнью: он это заслужил. Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми.
   Из приведённых литературных примеров можно сделать вывод, что во время путешествия человек может измениться, начать по-другому относиться к себе и окружающим, как герой романа А.С. Пушкина, или, как описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско», знакомясь с культурой других стран и народов, человек может познавать мир. Значит, можно смело сказать, что путешествие — способ познания себя и мира.

Количество слов — 332


Здравствуйте, Борис!

Вам удалось написать сочинение, соответствующее требованиям в части объёма и аргументации с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на отсутствие глубокого анализа привлекаемых произведений, смелую интерпретацию, своего рода «подгонка» под тему сочинения. В работе есть нарушение логики развития мысли, однообразие грамматического строя.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Тему можно считать раскрытой.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Опора на литературный материал есть, но анализ привлекаемых для аргументации произведений выглядит скупо.

Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.
  Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

В романе путешествие вынесено за рамки сюжета: мы не видим, как Онегин путешествовал, о чём он думал, как он менялся. Домысливать мы не можем. Наша задача опираться на текст, а не на нашу свободную интерпретацию.

Обращаясь ко второму произведению, Вы продолжаете расставлять удобные для себя акценты:

Но не только постигнуть себя помогают путешествия. Посещая новые места, невиданные ранее города и страны, человек знакомится с другими народами, их культурой, историческими и архитектурными памятниками. Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир.

Вы видите только одну сторону, но ведь рассказ И.А. Бунина не совсем о путешествии в прямом смысле слова. Слово «путешествие», «путь» наделяются в произведении символическим значением. Помните, что дальше произошло? Что же получается, что автор написал рассказ, чтобы показать, как не повезло богатому американцу: его внезапная смерть не позволила увидеть столько интересного?

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Структура силлогизма выдержана: сочинение вписывается в традиционную структуру: вступление — основная часть — заключение. Но в работе есть нарушение логики, поэтому по данному критерию выставляется незачёт.

Совет: когда тема звучит в виде утверждения, старайтесь придумать вопрос, на который Вы будет отвечать, строя рассуждение. Например, Верно ли, что путешествие — способ  познания себя и мира? Почему путешествие — это хороший способ познания себя и мира? и т.д. Отчасти Вы именно так и поступаете, используя для перехода вопрос:

Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу.

Совет по улучшению речевого оформления предложения. Существует мнение о том, что путешествия позволяют человеку не только познавать мир, но и себя.

Герой известного рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» отправляется в путешествие, чтобы в том числе познать мир. Автор сообщает, что главный герой работал всю жизнь не покладая рук. И вот он может отправиться в путешествие со своей женой и дочерью, чтобы отдохнуть, насладиться жизнью: он это заслужил. Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми. (Нет микровывода)

Из приведённых литературных примеров можно сделать вывод, что во время путешествия человек может измениться, начать по-другому относиться к себе и окружающим, как герой романа А.С. Пушкина, или, как описано в рассказе «Господин из Сан-Франциско», знакомясь с культурой других стран и народов, человек может познавать мир. Значит, можно смело сказать, что путешествие — способ познания себя и мира. (Где в рассказе И.А. Бунина изменение героя во время путешествия и где мы видим, что он стал лучше к себе относиться? Не смерть ли господина из Сан-Франциско относится к изменениям?)

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Существует мнение, что, путешествуя, человек познает себя и мир. Действительно ли это так? Я думаю, большинство людей хотя бы раз в своей жизни отправлялись в дорогу. Путешествуя, люди могут попадать в разные непредвиденные ситуации, из которых приходится находить выход. Действуя по обстоятельствам, а затем анализируя свои поступки, человек начинает лучше понимать себя.

Однообразие грамматического строя. Такие повторы  обедняет речь.

Как после путешествия герой возвращается на родину другим человеком, мы наблюдаем в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Не очень удачно построено предложение.

Вариантов правки много:

Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой возвращается после путешествия другим человеком.

Герой романа А.С. Пушкина возвращается из путешествия…

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 3

Ошибки

Орфография — 0

Пунктуация — 2

Но через несколько лет странствий Евгений, возвратившись в Москву и снова встретив на балу Татьяну, понимает, что влюблен, и теперь готов ответить взаимностью.

Лишняя запятая. Однородные придаточные (понимает (что?), что влюблён и что готов ответить.

Во время путешествия господин, наконец-то, смог воспользоваться теми благами, привилегиями, о которых так долго мечтал, увидеть разные страны, памятники древности, познакомиться с новыми людьми.

В данном случае нет условий для постановки запятых.

Грамматика — 1

Но не только постигнуть себя помогают путешествия.

Неверно образована форма глагола. Постичь.

Общий вывод по работе

Итак, Борис ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом привлекаемых произведением, логикой.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Нужно ли стремиться к познанию самого себя? 6 примеров итогового сочинения 2022-2023 на данную тему. С аргументами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2023.

Итоговое сочинение ЕГЭ на тему нужно ли стремиться к познанию самого себя?

Если человек хочет развиваться и идти в ногу со временем, то он должен стремиться к познанию самого себя. Важно понимать, что нужно именно вам, к чему лежит душа, что необходимо, а что неприемлемо? Если люди этого не знают, они проживают совсем не ту жизнь, о которой мечтали. Об этом пишут многие известные авторы.

Например, в рассказе А.П. Чехова «Невеста» героиня плыла по течению и не задавалась лишними вопросами, пока не встретила студента Сашу. Он заставил ее посмотреть на свою жизнь под другим углом и подумать о том, хочет ли она оказаться в роли своей матери, разделив ее судьбу? И Надя осознала, что ее близкие вовсе не были счастливы, а их модель мира слишком устарела. Она мечтала о судьбе, полной открытий, новых впечатлений и достижений, а родные готовили ей участь заурядной домохозяйки в провинции. Надя не нашла в своем сердце и любви к будущему мужу. Он показался ей ленивым и безынициативным человеком, хотя раньше она этого не замечала, потому что почти все жители городка были такими. И вот Надя решила взять будущее в свои руки и начать действовать. Она убежала из дома и стала учиться в большом городе. Свадьбу отменили, но родственники скоро смирились с ее выбором. Надя была счастлива. Но если бы она и дальше не стремилась к познанию себя, в ее жизни ничего бы к лучшему не изменилось.

Более трагична судьба Ермолая Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Герой ощущает смутную тоску, растущее неудовлетворение собой, хотя у него все есть для счастья: большие деньги, уважение в обществе, любимое дело. Он не может понять, что такое, потому что ему некогда задуматься о самом главном. Дела отнимают слишком много времени и сил, он встает на рассвете и сразу же принимается за расчеты, сделки, переговоры. Ему некогда заняться собой и определить, чему ему недостает? Поэтому Ермолай не может устроить личную жизнь и сделать предложение Варе. Сделка о покупке вишневого сада вновь отвлекает его и не дает сфокусироваться на любви, семье, детях. Его бытие однобоко и скучно, но он ничего не изменит, пока не уделит время познанию себя.

Таким образом, чтобы расставить приоритеты в жизни и добиться желаемого, человек должен познавать себя и стремиться к своим мечтам. Иначе он проживет свою жизнь впустую и ничего не получит. А жаловаться будет не на кого — сам не знал, чего хотел.

Пример №2 итогового сочинения

Каждый человек, сам того не понимая, изо дня в день познает себя, учится на ошибках и пытается их избегать. Многие скажут, что самопознание – лишь второсортное качество, присущее беззаботным и наивным людям. Но так ли это? Я считаю, что каждый человек должен стремиться к самопознанию, ведь незнание о себе может привести к отчаянным действиям, порой из-за которых мы жалеем всю жизнь. В качестве доказательства моей точки зрения, приведу примеры из литературы.

Мысль о необходимости в самопознании выражена в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главным примером человека, познающего себя на протяжении всей жизни, является Евгений Базаров. Уже в начале произведения можно увидеть, что главный герой является нигилистом – тем, кто отрицает значимость общепринятых ценностей: как нравственных, так и культурных. На протяжении всего романа Базаров придерживался своей идеологии, но стоило ему вкусить запретный плод любви, как взгляды на мир начали меняться. Базаров начинает переосмысливать свою идеологию и как итог, его отвергают. Базаров не смог полностью познать себя, ввиду чего у него осталась лишь идеология. Базаров сбегает от общества и, как итог, умирает, так и не отринув свои идеалы. Евгений считал свои идеалы пределом возможностей своего самопознания, но оказалось, что многое он понял слишком поздно. Он достиг той точки, когда самопознание невозможно.

Замечательным примером, также иллюстрирующим о необходимости в самопознании, является главный герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Автор знакомит нас с теорией Родиона Раскольникова о существовании «право имеющих» и «тварей дрожащих» в которой молодой человек приписывает себя к первым. Родион решает проверить свою теорию посредством убийства старухи-процентщицы, что в итоге у него получается. Как итог, Родиона стали преследовать душевные терзания и кошмарные сны. Он понимает, что ошибался и не способен вершить судьбы других. Герой проходит через неизбежные моральные истязания и, как итог, не выдерживает столь сильного давления. Его путь к самопознанию был ужасающим, но Родион не сломался и дошел до конца.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что самопознание является важным этапом в жизни человека, который может повлиять как положительно, так и отрицательно. Но, несмотря на всю боль на протяжении этого этапа, каждый человек должен стремиться к познанию самого себя, ведь от этого зависит не только личностные качества, но и сам жизненный путь.

Пример №3 итогового сочинения

Человек отличается от животного способностью к самопознанию. Наблюдение за своими эмоциями, взаимоотношениями с людьми, реакцией на разные ситуации, самоанализ свойственны в разной мере всем людям. Этот процесс дает нам большие возможности. Познание самого себя помогает справляться с недостатками, развивать способности. Познание своих качеств наполняет жизнь смыслом и возможностями. Об этом нам говорят примеры, взятые из художественной литературы.

Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого, пытается познать себя, найти свое место в жизни. Герой приезжает в Россию из-за границы, где он воспитывался до совершеннолетия. Здесь он сближается с Анатолем Курагиным. Развлечения, распущенность свойственны этому периоду жизни героя. Он совершает ошибку за ошибкой. Унаследовав от отца огромное состояние и титул, Пьер становится завидным женихом. Этим воспользовался бывалый светский интриган Василий Курагин. Он женит Безухова на своей дочери Элен. Эта женитьба делает Безухова несчастным человеком. Жена его не любит, изменяет ему. Из-за этого Пьер стреляется на дуэли с Долоховым. Расставшись с женой, герой испытывает духовный кризис, из которого его выводит встреча с масонами. Безухов напряженно размышляет над своей жизнью. Он не понимает, что хорошо, а что плохо. Общение с масонами вносит некоторую ясность в его жизнь. Отсутствие реальных дел разводит героя с ними. Процесс самопознания завершается во время Отечественной войны 1812 года. Пережитое в это время уничтожило веру в «целесообразность мирового порядка». В душе все рухнуло, опустело, когда Пьер знакомится с Платоном Каратаевым, философом из народа. Благодаря этому человеку, Пьер обрел нового себя. До этой встречи он был словно тяжело болен. Общение с Каратаевым стало кризисом, после которого больной идет на поправку. Любовь к добру, которой жил Платон, передалась Пьеру. Она спасла его, помогла найти свой путь. Познание себя через разные эмоции, чувства, ситуации, через других людей помогает выжить в трудные минуты и продолжить жизненный путь.

Не всегда самопознание служит спасению души. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в основе характера главного героя лежат аналитические способности, которыми он умело пользуется. Григорий Александрович Печорин постоянно размышляет. Он честен перед собой, всегда признает свои ошибки. Он не пытается оправдать нелицеприятные поступки, отрицательные проявления характера. Герой разрушил жизнь честных контрабандистов только из любопытства. Он разбил сердце княжны Мери от скуки, для развлечения. Печорин не ищет себе оправданий, он даже гордится своей честностью перед самим собой. Хорошо изучив себя, он неплохо разбирается в других людях. Герой может предсказывать, как поведет себя тот или иной человек при определенных обстоятельствах. Из-за этого ему скучно и неинтересно жить. Он пресытился жизнью, ищет новых, сильных ощущений. Это явилось причиной того, что он украл Бэлу, сделал ее своей наложницей, заставил полюбить себя. Но зная все свои положительные и отрицательные черты, герой не может найти себе применения в обществе. Его стремление к самопознанию произвело обратный эффект. Он сам себе перестал быть интересен. В этом трагедия героя. Самопознание должно сочетаться с умением дарить людям душевное тепло.

Пример №4 итогового сочинения

Проблема самопознания остается актуальной во все времена. Возникает вопрос: зачем человеку познавать себя? Человек, который занимается самопознанием, получает возможность осознавать сильные и слабые стороны собственной личности, получает возможность осознать смысл собственной жизни и понять, соответствует ли его реальная жизнь той жизни, которую он считает для себя идеальной. Человек, который задает самому себе различные вопросы, стремясь познать самого себя, рано или поздно находит собственное предназначение и место в обществе, что способствует тому, что человек становится счастливым.

О том, зачем человеку познавать себя, рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.

В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» показано, что самопознанием занимается главная героиня. Будучи представительницей светского общества, Она постепенно понимает, что жизнь, которую она ведет, не приносит ей никакого счастья, что все светское общество, к которому она принадлежит, живет пустой и бессмысленной жизнью, которая ей по-настоящему чужда. Главная героиня могла продолжать жить той жизнью, о которой мечтали многие люди того времени, но она больше не могла тяготиться существованием, не приносящим ей никакого удовлетворения. Главная героиня любит проводить время в одиночестве, когда она задает самой себе различные вопросы, которые позволяют ей найти собственное предназначение и смысл жизни. Долгое время занимаясь познанием самой себя, Она в итоге находит смысл собственной жизни: отказавшись от мирской суеты, она отдается религиозному служению. Измененный образ жизни приносит главной героини настоящее счастье. И.А. Бунин показывает, что человек, который занимается самопознанием, находит свое место в обществе, смысл собственного существования, свое предназначение, становясь при этом счастливым человеком.

О том, зачем человеку познавать себя, рассуждает и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Самопознанием занимаются многие любимые герои писатели, включая и Андрея Болконского. На протяжении всего повествования показано, что князь Андрей находится в постоянных поисках себя: в определенные моменты жизни он разочаровывается в том, что раньше приносило ему удовольствие, вновь и вновь он пытается найти собственное предназначение, не опуская руки ни при одном разочаровании в жизни. Л.Н. Толстой показывает, что князь Андрей, который занимается познанием самого себя, нравственно наполнен, в отличие от людей, которые не задумываются над собственным существованием и живут так, как живут большинство окружающих людей. Несмотря на внутренние терзания, которые сопровождали Андрея Болконского на протяжении всех духовных поисков, герой все же находит смысл собственной жизни и умирает счастливым человеком.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человеку необходимо познавать себя, хоть этот процесс и очень длительный, чтобы в итоге осознать свое предназначение, место в обществе, смысл собственной жизни, что в итоге поможет стать по-настоящему счастливым человеком.

Пример №5 итогового сочинения

Любой человек, как мне кажется, пытается понять самого себя. Нужно ли стремиться к этому или это не так уж значимо? На мой взгляд, ответ однозначен. Конечно, нужно понимать, кто ты, что происходит в твоей душе, почему ты так поступаешь. Во-первых, это открывает возможность к самосовершенствованию. Во-вторых, понимание самого себя поможет двигаться по жизни, избегая ошибок, которые могут искалечить твою судьбу.

Герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно ищет себя, пытается понять, что движет им. Выводы, к которым он приходит, помогают ему подниматься на новые жизненные высоты. Так, он идёт от разочарования в светской жизни к мечте о славе Наполеона, которая развеивается на поле Аустерлица. От погружения в домашний быт он возвращается к жизни, почувствовав в себе новые, неведомые, свежие силы.

Занимаясь государственной деятельностью, Болконский разочаровывается в ней, почувствовав её ненужность. Тем более что рядом появляется Наташа Ростова, и вспыхивает чувство к ней. Измена Наташи оборачивается горем для князя Андрея. Он не может её простить, но это состояние сменяется другими мыслями и заботами — ведь начинается война 12 года. Участие в ней открывает в Андрее совершенно новые чувства, ранее ему неизвестные. В момент ранения ему открывается великая любовь к людям — истинно христианская. Так идёт по жизни человек, которые неустанно пытается понять себя, и это даёт ему силы для развития и самосовершенствования.

Пытается разобраться в себе, понять себя и другой герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Кто проходит более мучительный путь в поисках ответов на вопросы о мире и о себе? Нищий студент, любимый сын и брат, он создаёт теорию, которая позволяет пролить «кровь по совести». Убийство, которое совершает Раскольников, и есть проверка теории. Совесть приносит убийце невыносимые страдания.

«Неужели я способен на это? Неужели моё сердце может вынести такое?» — задаёт он себе вопросы. Борьба разумных доводов и душевных терзаний приводит Раскольникова к признанию в полиции, но ещё долог путь к истинному раскаянию и к новому пониманию своего предназначения, однако без рефлексии, стремления понять самого себя этого бы не произошло.

Подводя итог скажем, что надо стремиться понять самого себя. Это процесс непростой. Ведь тебе приходится не только соглашаться с самим собой, но и критиковать себя, от чего-то отказываться, менять свой характер. Но это открывает путь к новой, более счастливой жизни, которую ты сам такой можешь сделать.

Пример №6 итогового сочинения

На протяжении многих веков человек познавал свою сущность, смысл собственного существования, расширял своё мировоззрение. Так нужно ли стремиться к познанию самого себя? Я считаю, что мы должны познавать себя, так как это очень важно для развития личности, также узнавая о себе много нового, человек находит своё предназначение и места в жизни .Докажу свою позицию, приведя пример из собственного читательского опыта.

В качестве первого аргумента, я бы хотел привести произведение Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. В данном произведении повествуется о жизненных исканиях и познание себя Пьером Безухова. На протяжении всего произведения герой познаёт себя жизненные уроки. Он проводил время в светском обществе, побывал в масонском кругу людей, принял участие в боевых действия Бородинского сражения, побывала в плену у французов. На протяжении всей жизни он исследовал себя, пытался найти правильный жизненный путь, и в конце мы можем увидеть, что Пьер обрёл счастье в семейной жизни, именно к этому его привело сознание самого себя. Из данного примера ,мы можем сделать вывод, что человек должен познавать себя путем проб и ошибок, чтобы найти своё предназначение.

В качестве второго аргумента, я бы хотел привести произведение Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. В данном произведении повествуется о стремлении Родиона Раскольникова познать самого себя и своё предназначение в жизни. Для познания себя он разделил людей на две группы-обыкновенные и необыкновенные. И чтобы проверить к какой группе относится он, он решил пойти на столь жестокий поступок, как убийство. Мы видим, что он не смог познать себя, но со времени Соня Мармеладова указала ему верный путь, так как именно она помогла ему познать себя и понять своё предназначение. Из данного примера, мы можем сделать вывод, что человек должен познавать себя, чтобы найти себя.

В заключение я бы хотел сказать, что человек должен уметь познавать себя, так как это поможет понять свою сущность и своё предназначение, в котором человек будет чувствовать себя счастливым.

Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ

Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

На чтение 6 мин Просмотров 3.1к.
Обновлено 19 декабря, 2020

Итоговое сочинение на тему: «Зачем человеку нужно познавать себя?» включает в себя ответы на очень важные вопросы, которые весьма актуальны для подрастающего поколения. Команда Литеровед.ру с радостью поможет будущим выпускникам подготовиться к предстоящему испытанию, поэтому предлагает несколько вариантов сочинения на данную тему.

Содержание

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

Что же такое самопознание и так ли оно необходимо? Занимаясь самопознанием, мы узнаем себя и свои возможности. Ведь зачастую человек не знает своих талантов, и если не приложить определенных усилий – то можно навсегда остаться в неведении своих возможностей. Для того, чтобы человек жил полной жизнью и создал полноценную ячейку общества, ему необходимо полностью раскрыть свой потенциал.

Что бы добиться всего этого, необходимо ставить перед собой конкретные цели и понять то, на что мы способны. Данная тема неоднократно поднималась русскими авторами в их произведениях.

Например, Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Крейцерова соната» показывает весь трагизм ситуации, когда человек не познает и не раскрывает себя. Ошибкой главного героя было то, что он полагался только лишь на мнение общественности, стараясь копировать ее и подражать ей.

Он жил в своих надуманных иллюзиях и идеалах, поэтому ещё не связав себя узами брака, отношение к женщинам имел только потребительское. Благодаря своему цинизму и безнравственности, он относился к противоположному полу, только лишь как к предмету полового влечения и интереса.

Строя семь, он так же основывался только лишь на визуальную картинку, совершенно забыв о духовной и моральной близости. Отношение героя к супруге было таким же. Он относился к жене как к вещи, которая была ему необходима лишь для удовлетворения своих потребностей.

Разные взгляды на жизнь, отсутствие душевной близости, разница интересов – все это сыграло не самую лучшую роль в его семейной жизни. Брак не приносил ему ни малейшего удовлетворения, поскольку эти отношения были мучительны для обоих.

Данная ошибка очень дорого обошлась герою. Жена, не испытывая к нему никаких чувств, решается на измену. Он же, в порыве ярости, убивает молодую женщину и её любовника. Если бы главный герой сумел бы разобраться в своих потребностях и желаниях, то он бы не допустил всей этой ситуации. Он бы выбрал себе в жены совершенно другую женщину, которая бы полностью соответствовала его желаниям и потребностям. У него был шанс прожить счастливую семейную жизнь и не натворить ошибок. Если бы он сумел разобраться в первую очередь в себе и сумел бы полностью познать себя и свои желания.

Если подвести итог, то с уверенностью можно отметить то, насколько важно человеку познавать самого себя. Ведь, не узнав своих истинных желаний, мы рискуем прожить совершенно не ту жизнь, которую мы хотели бы. Более то, мы рискуем испортить жизнь не только себе, но и своему окружению.

В любой ситуации человеку необходимо подходить ко всему взвешено и с холодной головой. Принятое поспешно и необдуманно решение, может сыграть очень злую шутку с нашим дальнейшим будущем. Мы привыкли принимать решения поспешно, порой не задумываясь над тем, нужно ли нам это на данный момент. Но, самое главное, это понять то, что же мы действительно хотим получить в итоге. Благодаря самопознанию мы можем избежать многих ошибок и в конечном итоге прийти к огромному счастью.

Вариант 2

Насколько же важно человеку познавать себя? Именно этим вопросом следует задаваться каждому, кто хочет прожить жизнь счастливо и совершить как можно меньше ошибок.

Мы очень часто, полагаясь на мнение большинства, поступаем необдуманно, а в итоге можем остаться ни с чем. Человеку всегда нужна определенная цель, к которой он будет стремиться и идти. Но только цель должна быть правильная, и воплощать в себя истинные желания человека.

Так же очень важно суметь познать свои возможности и раскрыть свой потенциал. Тема важности познания самого себя неоднократно поднималась в  произведениях русской литература, и не потеряла своей актуальности и по сей день.

Если взять примером роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», то здесь так же затрагивается проблема самопознания. Андрей Болконский в свое время так же совершает необдуманный поступок и связывает себя узами брака совершенно с неподходящей ему женщиной.

У Лизы был легкий и ветреный характер. Она больше всего любила светские приемы и развлечения. Андрей же был человеком серьезным, который не собирался тратить свою жизнь на праздные развлечения и безделье. Но его минус заключался в другом – он идеализировал войну и жил навеянными идеалами и иллюзиями. Жесткое разочарование ждало его в реальности. Поле боя было совершенно не похоже на те картины, которые нарисовал себе Андрей Болконский. Здесь было много грязи и крови, а смерть каждый день была рядом. После серьезного ранения, лежа среди погибших людей и глядя на небо, у него было достаточно времени, чтобы переосмыслить все те ценности, которые имели для него смысл. Он, наконец-то, сумел докопаться в своей душе до истины, которую до этого так и не смог найти.

Он понял всю ничтожность своих идеалов, и полностью разочаровался в кумире, которого он ранее избрал для подражания. Андрей познакомился впервые с самим собой настоящим, понял, что действительно важно для него самого, а что не имеет никакой ценности. Разочаровавшись полностью в войне, начинаешь очень сильно ценить мирную жизнь.

Данное событие изменило дальнейшую жизнь героя, научив его ценить и любить семью. Он решает заняться хозяйством, где вполне преуспевает. И начинает ненавидеть войну, понимая, что ничего в ней нет хорошего. Самое ценное – это мирная жизнь, которую необходимо беречь и ценить.

Именно благодаря познанию самого себя, Андрей Болконский полностью переосмысливает свою жизнь и правильно расставляет приоритеты. Благодаря своему разочарованию и дальнейшему самопознанию, он находит самого себя.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря самопознанию человек имеет возможность самореализоваться и найти свое место в этом мире. Только полностью узнав самого себя, мы будем иметь возможность сделать правильный выбор, о котором не будем жалеть в дальнейшем. Имея четкие цели и идеи, мы сможем достичь желаемого и обрести счастье. Но так же необходимо разобраться, а действительно ли наши цели – это то, чего мы так страстно желаем? Ведь бывает так, что достигая своей цели, человек не получает ничего, кроме разочарования. Это происходит тогда, когда наша цель не является нашим искренним желанием, а просто навеяна общественностью.

Именно поэтому никогда не стоит идти на поводу у толпы, пытаясь сделать своей мечтой навеянные идеалы. Только познав себя самого, мы можем с уверенностью сказать, чего именно мы хотим. И, основываясь уже только на свои желания, ставить перед собой какие-то цели, достижение которых действительно сделает нас счастливыми.

Дополнительные аргументы

Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» вы можете найти в разделе нашего сайта «Банк аргументов«.

Многомудрый Литрекон всегда находится в процессе понимания себя. Каждое существо должно разобраться в себе, не правда ли? Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: Как понять самого себя? Аргументы он взял из книг «Евгений Онегин», «Обломов», «Гранатовый браслет», «Тихий Дон», «Портрет Дориана Грея», «Мартин Иден».

Вариант 1

(469 слов) Многих людей интересует ответ на вечный вопрос: «Как понять самого себя?». Его стоит искать в новых впечатлениях, обогащении личного опыта, пробах и ошибках. Если сидеть на одном месте, ничего не делать и не испытывать, то открыть свои возможности, склонности и пороки невозможно. Об этом писали многие отечественные авторы.

Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» испытал своего героя разочарованием, сменой обстановки, дружбой, опасностью, изгнанием и, наконец, любовью. В самом начале Евгений представлял собой легкомысленного столичного повесу, который во всем соответствовал окружению и не имел индивидуальности. Поэтому он не мог найти призвания, счастья, любви. Задуматься об этих вещах в ритме городской суеты просто некогда. Найдя в себе силы прервать порочный круг обедов, ужинов и танцев, герой переехал в деревню и изменил окружение. Но испытание дружбой Евгений не прошел: оно выявило эгоизм, инфантильность и холодность натуры Онегина. Убив Ленского из-за своей неспособности признать вину, он вынужден уехать из деревни и скитаться за границей. Новые впечатления обогатили опыт Евгения, и он вернулся на родину другим человеком. Он все же смог расставить приоритеты в своей жизни и заглянуть в глубину души. И там он разглядел любовь к Татьяне Лариной, уже замужней даме. Онегин впервые ясно осознал, чего хочет. Он впервые пошел ради своей цели до конца. Лишь пройдя через многочисленные испытания, приключения, размышления, герой понял себя, пусть и слишком поздно.

Герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» тоже испытывал потребность разобраться в себе и найти правду. Григорий Мелехов в самом начале книги был обычным деревенским парнем — таким, как и все соседние юноши. Он влюблялся в красавиц, удил рыбу, ходил на охоту, общался с друзьями и помогал семье по хозяйству. Размеренная и давно отлаженная жизнь не заставляла его задуматься о себе и своем месте в мире. Но испытание запретной страстью и осуждением общества впервые вывело его из зоны комфорта. Григорий полюбил замужнюю женщину, и все его окружение было против этой связи. Сначала он уступил, но потом понял себя, отбросив навязанные предрассудки. Ему нужна была именно Аксинья. С нею он ушел из родного дома. Но недолго он наслаждался любовью. Война вытолкнула его из объятий избранницы и свела с непохожими на него людьми. Оказавшись в Москве и познакомившись коммунистом Гаранжой, Григорий впервые задумался о социальной несправедливости и осознал, что воевать он больше не хочет. Война во имя чужих интересов принудила Григория убивать и мучаться от осознания собственной греховности. Каждый день насилия и агрессии погружал его в пучину неведомых ранее противоречий и сомнений. В финале Григорий нашел правду в мире, труде и семье. Но для этого ему пришлось пройти через многочисленные испытания, чтобы понять себя.

Таким образом, человек может разобраться в себе только в том случае, если он имеет активную жизненную позицию и пробует себя в разных ролях и ипостасях. Чем больше опыта мы получаем, тем глубже заглядываем в себя. Не стоит бояться испытаний, ведь они помогают нам лучше понять свою природу.

Вариант 2

(511 слов) «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя» — так говорил знаменитый писатель Герман Гессе. Действительно, каждый из нас должен понять самого себя, чтобы наиболее полно реализовать свои возможности. Но как это сделать? О том, как разобраться в себе, писали многие авторы.

Рассмотрим точку зрения И.А. Гончарова, выраженную в романе «Обломов». Главный герой книги был по природе своей очень ленивым и пассивным человеком. Он не служил, не появлялся в обществе и вообще очень редко выходил из дома. Доход, хоть и скромный, ему приносило доставшееся в наследство имение, а все бытовые вопросы решал слуга Захар. Илья Ильич все свое время посвящал сну, грезам и приемам пищи. Книг он не читал, в театры не ходил, гостей принимал не очень охотно. Возможно, он так и провел бы всю жизнь в одиночестве и праздности. Однако активный и настойчивый друг Ильи Ильича буквально вытащил его в свет, где Обломов познакомился с Ольгой Ильинской. Он влюбился в эту девушку и изменил свой образ жизни. Теперь апатичный барин расстался со своим поношенным халатом и регулярно покидал диван. Сватовство требовало от него больших усилий. Он должен был привести в порядок свои дела и взять ответственность за юную барышню. Но бремя этого чувства было слишком тяжело для героя. Испытание, которому оно его подвергло, позволило Обломову заглянуть внутрь себя и понять свою истинную природу. Все это время он лишь претворялся тем, кем его хотели видеть окружающие. И он отказался от дальнейшего обмана и свадьбы. Настоящее счастье он нашел в союзе с Агафьей Пшеницыной. Этот пример позволяет сделать вывод, что любовь и связанные с нею перемены в жизни помогают человеку разобраться в себе.

Любовь открывает нам глаза на свою жизнь. Эту закономерность подтверждает и повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главная героиня жила спокойной и размеренной жизнью, где все было давно расставлено на своих местах. Мужа она любила, он отвечал взаимностью, но на смену огню первых лет пришло гармоничное затишье долголетнего супружества. Вера была холодной и немного высокомерной женщиной, которая была вполне удовлетворена своей судьбой. Однако ее покой изредка омрачали странные письма, которые она получала много лет подряд. Анонимный поклонник клялся в любви, но ни о чем не просил, а довольствовался ролью тайного обожателя. В семье Шеиных эти послания стали поводом для шуток, но брата Веры задела эта дерзость неизвестного, а в особенности его подарок Вере на именины — ювелирное украшение. Николай убедил Василия, мужа сестры, найти отправителя и запретить ему позорить честную женщину. Они отыскали его, но он честно признался, что любить Веру не перестанет и, если им всем так легче, покончит с собой. Сама его избранница в раздражении ответила по телефону, что очень устала от этой истории. Желтков принял решение и ушел из жизни. Узнав об этом, Вера винила себя и была расстроена. Она впервые заглянула в глубину своей души и нашла там сожаление о любви — той, которая бывает на земле раз в тысячу лет. Понять себя и свои чувства героине помогла возвышенная страсть Желткова.

Таким образом, сильные эмоции, которые мы находим именно в любви, всегда были лакмусовой бумажкой для души. Понять себя мы можем с помощью чувства, расширяющего горизонты познания и обогащающего наш жизненный опыт и внутренний мир.

Вариант 3

(517 слов) Говоря о понимании самого себя, нельзя не затронуть тему взросления людей, их личный, далеко не всегда легкий жизненный путь. С моей точки зрения, невозможно понять самого себя, не пережив каких-то испытаний, не оказавшись за пределами своей, так называемой, зоны комфорта. Ведь порой люди считают себя совсем не теми, кем являются на самом деле, а выясняют всю правду о себе, только оказавшись в абсолютно непривычной для себя ситуации.

В связи с этим в памяти сразу всплывает история Дориана Грея из одноименного романа Оскара Уайлда. В самом начале книги он был тем молодым человеком, о котором говорилось только хорошее и которого любили люди. Однако безнаказанность, вседозволенность и дурное влияние сделали из него монстра, которым он являлся и раньше, но до этого не имел возможности оставаться безнаказанным и проявить свое истинное «Я». Дориан обладал редкой красотой и стал натурщиком для талантливого художника. Как по волшебству, картина впитала в себя желание Дориана навсегда остаться молодым и сохранить свое очарование. С тех пор старел и болел лишь портрет, а сам Грей оставался незапятнанным, хоть и вел безнравственный образ жизни: употреблял запрещенные вещества, ходил в притоны, развращал женщин и предавался другим порокам. Увы, этот аморальный и несдержанный человек и был настоящим Дорианом — тем, которого милый юноша скрывал от самого себя и сдерживал. Эта книга ярко иллюстрирует то, как люди умеют носить маски, демонстрируя обществу только то, что считают нужным, и сами верят в придуманный образ. Дориан был уверен, что знает себя, а в итоге его финал оказался следствием этого самого ложного понимания себя. Он смог по-настоящему разораться в себе, только набравшись негативного жизненного опыта и дав волю темной стороне своей души.

Но поиск себя — не только испытания. Не одними сложностями жизни можно показать человеку путь к самому себе, но и саморазвитием. Это объясняется очень просто: чем больше узнает человек, чем больше знает, тем сильнее меняется его сознание и восприятие не только мира вокруг и других людей, но и себя. Говоря об этом, невольно вспоминаешь героя романа Джека Лондона «Мартин Иден». Молодой моряк из бедной семьи верил в себя и свои силы, мечтая написать роман и стать знаменитым, жениться на девушке, которую любил, и жить счастливо. Его избранница была из высшего общества, и Мартин хотел стать для нее достойной партией. Но как только герой стал идти к своей цели, обучаться и развиваться, прежний мир сначала поблек, а потом и вовсе разлетелся на маленькие осколки, открывая неприглядную правду. Оказалось, что Рут была не умной, а посредственной, что ее мир был лживым и алчным, что публика глупа, а слава приходит случайно. Но, тем не менее, Мартин узнал настоящего себя — того, каким был всегда, но не мог этого понять, будучи недостаточно образованным. Да, его жизнь в итоге пришла к финалу слишком рано, но он погиб, оставаясь при этом самим собой и полностью разобравшись в себе.

Порой мы все задумываемся над тем, кем являемся на самом деле. И это абсолютно нормально — искать себя и пытаться понять, что ты сам из себя представляешь, ведь без понимания самого себя невозможно понимание жизни, как в целом, так и в частности. Разобраться в себе можно путем самообразования и накопления жизненного опыта. Только так можно заглянуть под покровы тайны своей души.

Автор: Елена Ковальчук

Примерные темы итогового сочинения «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» 2021/2022

Содержание:

Список тем по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  1. Что может стать путеводной звездой на дороге жизни?
  2. Почему жизнь человека часто сравнивают с дорогой?
  3. Как относиться к неизбежным утратам на жизненном пути?
  4. Согласны ли вы с утверждением Данте Алигьери: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно»?
  5. Можно ли утверждать, что, познавая мир, мы познаем себя?
  6. Что помогает человеку выбрать свою дорогу в жизни?
  7. Нужны ли смелость и мужество, чтобы идти по дороге жизни?
  8. Дорога в прошлое: что открывает она отправляющемуся в путь?
  9. Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?
  10. Чем может быть полезен опыт, приобретаемый в путешествиях?
  11. Можно ли, идя по дороге жизни, всё-таки оставаться на месте?
  12. Остановки на жизненном пути: потерянное время или новые ступени познания?
  13. Как вы понимаете слова Рене Декарта: «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать»?
  14. Может ли путешествие стать целью и смыслом жизни?
  15. Согласны ли вы со словами Блэза Паскаля «Суть человеческого естества в движении. Полный покой означает смерть»
  16. Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?
  17. Кто может служить ориентиром на жизненном пути?
  18. Н.В. Гоголь советовал забирать с собою в путь, «выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество»,.. все человеческие движения» — согласитесь ли вы с его советом?
  19. Можно ли заблудиться на жизненной дороге?
  20. Возможно ли, как утверждает японская мудрость, «обычной дорогой идти необычно»?
  21. Почему Н. А. Некрасов называл просторную жизненную дорогу — «страстей раба»?
  22. Дорога к дому… Всегда ли она коротка и легка?
  23. «Охота к перемене мест» — это благо или порок?
  24. «Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд», — говорил Сергей Довлатов. Согласны ли вы с ним?
  25. Какой след может оставить человек на дороге жизни?

Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

  • Литература
  • Аргументы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

Could not load xLike class!

Текст: Ольга Лапенкова

Тематический блок «Познание человеком самого себя» на итоговом сочинении-2022 тесно связан с другим блоком — «Внутренний мир человека», который мы недавно разбирали. И всё-таки разница между этими направлениями существенная. Мало признать, что у человека есть не только материальные, но и духовные потребности; что всем нам свойственно искать ответы на философские вопросы, оценивать собственные и чужие поступки, расти и развиваться. Надо также учитывать, что ценности и взгляды на жизнь даже у друзей или родственников могут быть совершенно разными. Поэтому очень важно понять, что человеку действительно подходит, а что он делает просто потому, что в его кругу так принято.

С одной стороны, есть общечеловеческие ценности, которые свойственны плюс-минус всем. Практически каждый понимает, что любовь, дружба, семья, призвание — это очень важные, практически священные понятия. И наоборот, любые проявления ненависти, насилия, бессмысленного разрушения «помечаются» в нашем сознании как что-то нежелательное. Осознав это, люди не перестают совершать ошибки и даже преступления. Но всё-таки карточный шулер, взяточник или телефонный мошенник понимают, что поступают неправильно. Другое дело, что они легко находят себе оправдания — как, например, Родион Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который хочет быть похож на Наполеона Бонапарта, или Васька Пепел из пьесы Максима Горького «На дне» — «воров сын», взявший пример с отца-преступника.

С другой стороны, у каждого из нас есть своё, особенное предназначение, и это не мистика. Здесь многое зависит и от врождённых факторов — физических и интеллектуальных способностей ребёнка, которые он «получил» при рождении, — и от среды, в которой он рос. Например, кому-то от природы свойственно преодолевать самого себя и, достигнув одной цели, тут же стремиться к другой, — а кто-то более спокоен и даже пассивен, что опять же не делает его плохим человеком: из задумчивых «аккуратистов» получаются прекрасные инженеры и программисты, дизайнеры и реставраторы, научные сотрудники и писатели…

Повторимся: речь не только о том, какую профессию выберет человек. Кто-то может стать душой компании или даже подвижником, который найдёт в себе силы поддержать тысячи людей, — а кто-то посвятит себя лишь нескольким близким людям. Кто-то, чтобы сделать доброе дело, пойдёт в приют для животных или на благотворительный забег — а кто-то постарается создать песню, картину или книгу, которая вдохновит близких…

Все занятия важны и нужны, категорически неприемлемо только одно: «ломать» себя и год за годом заниматься не своим делом, только бы угодить ближайшему окружению или обществу вообще. Ведь человек, занимающий не своё место, не сможет стать поистине счастливым. А что важно для вас, читатель?

Направления и темы прошлых лет

Чтобы подготовиться к итоговому сочинению-2022, рекомендуем изучить наши материалы, посвящённые похожим направлениям прошлых лет:

  • •«Мечта и реальность» (2018);
  • •«Добро и зло» (2019);
  • •«Гордость и смирение» (2019);
  • •«Разговор с собой» (2020);
  • •«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (2021).
  • Значит, могут попасться примерно такие темы:
  • •«Нужно ли стремиться понять себя?»
  • •«Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?»
  • •«Произведение, которое открывает путь к самопознанию».
  • •«Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?»
  • •«Помогает ли разговор с собой понять других людей?»
  • •«Почему люди обманывают себя?»
  • •«Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?»
  • •«Естественная ли потребность человека проявлять доброту?»
  • •«Как характеризует человека его мечта?»
  • •«Когда человек стремится убежать от реальности?»

Порассуждаем о знакомстве с собой и о том, почему оно так важно, чтобы строить доверительные отношения с ближними, — и тогда сформулировать ответы на остальные вопросы не составит труда.

Знакомство с собой

Говорят, что все (или, по крайней мере, почти все) важнейшие изменения связаны не столько со свободой и лёгкостью, сколько, наоборот, с сомнениями и страданиями. Рождаясь, ребёнок кричит от боли: в этот момент у него раскрываются лёгкие. По мере взросления он тысячи раз куда-нибудь падает и во что-нибудь врезается — а ещё ссорится с окружающими людьми, даже самыми близкими; сталкивается с непониманием, неприятием, а иногда даже жестокостью.

Всё это не очень-то приятно, но без кризисных моментов нет и развития. Не получив болезненную «прививку», человек вряд ли разберётся, что приносит ему радость и покой, а что, наоборот, вызывает отторжение. С возрастом увеличивается лишь длина цепочки, состоящей из причин и следствий. Ребёнок выходит гулять без варежек, отмораживает руки — и понимает, что зимой нужно одеваться тепло. Молодой человек — назовём его Дима — встречается с девушкой, и всё идёт хорошо, но потом он начинает контролировать каждый её шаг и ревновать ко всем знакомым. Девушка пытается объяснить, что такое поведение убивает доверие, и в конце концов уходит от незадачливого ухажёра. Дима сначала злится на подругу, но затем осознаёт, что действительно был не прав: воспринимал живого, свободного человека как собственность. И так далее.

Но дело не только в том, чтобы «освоить» понятия добра и зла, правильного и некорректного поведения, но и в том, чтобы надолго задуматься: кто я, что для меня важно? Молодой человек из последнего примера, столкнувшись с кризисом, может пойти ещё дальше и спросить себя: «Почему я вообще решил проявить интерес к той девушке? Она по-настоящему мне понравилась — или всё дело в её внешности? может, мне просто хотелось „похвастаться“ ею перед друзьями, доказать, что даже такая редкая красавица способна обратить на меня внимание? И кстати, чего я вообще хочу от любимого человека? Допустим, я исправлюсь, изменю своё поведение и помирюсь с подругой. Если всё будет хорошо, где мы окажемся через несколько лет? Мы останемся в этом городе или переедем? осядем на одном месте — или будем путешествовать? заведём детей или не будем с этим торопиться? Но ведь может сложиться так, что я хочу одного, а любимая девушка — совсем другого. Сможем ли мы найти компромисс?»

Однако, к сожалению, многие люди так и не знакомятся с самими собой. Они живут «по инерции», повторяя жизненный путь родителей или других родственников, и даже не задумываются, что у каждого человека — собственное предназначение. Они получают высшее образование, устраиваются на работу, заводят друзей и создают семьи — не потому, что искренне этого хотят, а потому что так принято. Но что в это время говорит им душа?

Яркий пример человека, который так и не познакомился с самим собой, — главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Это предприниматель, у которого, на первый взгляд, есть всё: в его подчинении целая финансовая империя, он баснословно богат и всеми уважаем, а ещё у него «образцовая» семья — жена и дочь, безукоризненно ведущие себя в светском обществе. Однако за всю жизнь господин из Сан-Франциско, кажется, не позволил себе никакой безобидной «глупости»: не сделал ничего, что свойственно живому человеку. Год за годом он играл жуткую роль, которую навязало ему общество, — и, что самое страшное, так этого и не осознал.

Знакомству с собой посвящены следующие произведения:

  • •повесть Вадима Шефнера «Счастливый неудачник»: сборник историй о маленьком фантазёре Косте, который постоянно попадает в истории и, сам того не замечая, начинает лучше понимать самого себя;
  • •повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — трогательная притча о мальчишке, который в поисках дома, друзей и, конечно, самого себя покинул свою планету и прилетел на Землю;
  • •фильм «Трасса 60» — почему бы и нет? История о подростке, который впервые отправляется в самостоятельное путешествие и находит ответы на многие вопросы о себе, понятна в любой стране мира.

Познаешь себя — познаешь и других

Как мы поняли из примера с Димой, самопознание и умение понимать других — вещи тесно взаимосвязанные. Если человек даже не задумывается о том, что у него могут быть свои интересы, цели, мечты и ценности, а живёт «как все», — то и от других он будет требовать того же. Поэтому сложно представить, например, союз вечно недовольного жизнью клерка и свободной, счастливой, творческой личности. И дело не в том, что люди разных профессий и убеждений не могут ужиться под одной крышей: наоборот, таких примеров множество. Дело в том, что сделать человека счастливым может только он сам. А подарив счастье самому себе, можно позаботиться и о других — последовательность именно такая.

Эта на первый взгляд простая, но невероятно важная мысль звучит в следующих произведениях:

  • •роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где главные герои — Евгений и Татьяна — пытаются «вылепить» из себя героев, сошедших со страниц любимых произведений, и потому не могут понять друг друга и стать счастливыми;
  • •повесть Стивена Кинга «Тело» о компании юных друзей, которая оказывается втянута в дела преступные, да ещё и непонятно, кто кому настоящий друг, а кто — так, просто приятель;
  • •фильм «Курьер» о молодом человеке, не поступившем в институт (современному школьнику он может быть интересен и с исторической точки зрения: увидеть, как жили подростки тридцать с чем-то лет назад, в последнее десятилетие перед началом цифровой эпохи).

Ещё материалы по теме:

  • Мои интернет достижения рассказ
  • Мои впечатления о санкт петербурге сочинение
  • Можно ли утверждать что люди становятся зависимыми от новых технологий сочинение итоговое
  • Мои интересы сочинение 5 класс
  • Мои впечатления о рассказе дубровский