Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Чему учат нас сказки»
Автор
работы:
Батова Алина
ученица 2 «В» класса
Руководитель:
Учитель начальных классов
Баумова Лидия
Дмитриевна
пгт. Хотынец, 2016 год.
Паспорт
проекта
1. Название
проекта: «Чему учат сказки».
2. Цель
проекта:
Изучить понятие
сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также
выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.
3. Задачи:
— узнать,
что такое сказка, как она зарождалась;
— исследовать
волшебные сказки;
— выявить основные
мысли волшебных сказок;
— привлечь
внимание одноклассников к этой проблеме.
4. Автор
проекта: Батова Алина, 8 лет, обучающаяся 2 в класса.
5. Научный
руководитель проекта: Баумова Лидия Дмитриевна — учитель начальных
классов, высшая квалификационная категория.
6. Консультанты:
Баумова Лидия
Дмитриевна — учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Батова Светлана
Владимировна – мама.
Вёрстка и
дизайн:
Мама — Батова
Светлана Владимировна
7. Тип проекта:
информационно – поисковый.
8. По предметно
– содержательной области: культурологический.
9. По
количеству участников: личностный.
10. По
характеру контактов: в рамках класса, в рамках школы.
11. Форма
представления проекта: реферат (сообщение) и презентация.
12. Продукт
проекта: книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного
сочинения «Старик, петух и коза».
13. Источники
информации: осуществление расширенного поиска информации с
использованием сети Интернет.
Этапы
проекта
1.
Подготовительный этап:
Сбор информации по
теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.
2. Анкетирование:
Анкетирование одноклассников
по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.
3. Обобщение:
Обобщение результатов
сбора информации, сравнительный анализ, выводы.
4. Подготовка к
презентации:
Обобщение собранных
материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование
визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).
5. Презентация:
Уметь донести до
слушателей сведения о моей проектно – исследовательской работе «Чему учат
сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.
Тема:
«Чему учат сказки»
Актуальность
темы:
Сказки живут очень
долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать
все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и
заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.
Постановка
проблемы.
Почему в сказках
всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?
Цель
проекта:
Изучить понятие
сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также
выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.
Задачи:
— узнать, что такое
сказка, как она зарождалась;
— исследовать сказки;
— выявить основные
мысли волшебных сказок;
-привлечь внимание
одноклассников к этой проблеме.
Гипотеза:
Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас
правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг
другу. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки
способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна
девица, умница, рукодельница… А для мальчиков – добрый молодец – смелый,
честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.
План проекта.
1.
Понятие сказки,
виды сказок.
2.
Персонажи сказок.
3.
Главные особенности
волшебных сказок
4.
Чему учит нас
сказка
5.
Анкетирование
6.
Выводы
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают,
Сказка — ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Превращенья, чудеса
Очень часто происходят.
А добро там побеждает,
Всё плохое прочь уходит.
Понятие сказки, виды сказок
Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки
является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро
побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением
устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту,
учит быть смелым и достойным.
Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что
любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные
сказки – неисчерпаемый источник мудрости.
Сказка состоит из 3-х
основных частей:
1. Зачин (Жили-
были….)
2. Содержание сказки
3. Окончание (Вот и
сказке конец….)
Чтобы привлечь
внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С
давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные.
3. Социально-бытовые.
Также сказки
можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь
делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или
авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.
Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от
другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные
элементы, и наоборот.
Более подробно рассмотрим волшебные сказки.
Волшебные сказки
древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром,
окружающим его.
Персонажи сказок.
Персонажи
волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои,
а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок – Иван царевич. Зачастую это младший из
трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой,
стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря
своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и
побеждает противника.
Значительное
место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный
идеал красоты, ума, доброты и смелости.
Василиса
Прекрасная или Премудрая (они нередко сливаются в один образ). Это
«писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы
положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и
воительниц, как Марья Моревна, мудрых дев,
как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и
честных, как Золушка и Алёнушка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Главная героиня — Баба-яга. О глубокой древности Бабы Яги говорит
двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.
В сказках нередко действует
Змей Горыныч — многоголовое чудовище,
с которым борется и которого побеждает герой. Он обладает способностью к
полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается
ветер, земля «стонет».
Кощей
Бессмертный — воплощение скупости,
лицемерия и сластолюбия. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может
умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.
Главные особенности волшебных сказок
В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка
«Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в
зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает
девушку, а потом награждает её.
Главные особенности волшебных сказок — это мотивы превращения.
Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка
превратился в козлёнка, а в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в
прекрасную, добрую царевну.
Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных
сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а
затем переносится уже в совершенно фантастический мир — за моря и океаны, в
тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.
Чему учит нас сказка?
Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои
любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас
сказка?»
Сказка «Гуси-
лебеди»
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде,
пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе
хорошо относились, умей сам уважать других.
Сказка «Царевна-лягушка»
Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих
отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а
оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.
Сказка «Маша и медведь»
Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить — можно
попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход
из сложной ситуации.
Сказка «Петушок-
золотой гребешок»
На примере героев
сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на
помощь в трудную минуту.
Сказка «Крошечка
— Хаврошечка»
Сказка воспитывает в
людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих
друзей. А так же учит смелости и честности.
Анкетирование.
Вопросы:
1.
Любите ли читать сказки?
2.
Какие сказки вы
предпочитаете читать?
а) волшебные
б) социально — бытовые
в) про животных
3. Любимый
положительный персонаж сказок ?
4. Любимый
отрицательный персонаж сказок?
5. Сказка ложь,
да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?
6. Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?
7. Почему в сказках
всегда побеждает добро?
8. Чему учат нас сказки?
В анкетировании
приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.
Оказалось, что все
дети любят читать сказки.
Большинство детей
любят читать волшебные сказки. Это 18 человек. 13 детей читают сказки о
животных. Социально-бытовые сказки читает только 1 ребенок, поэтому надо
обратить внимание ребят на значение и смысл этих сказок.
Вывод: у большинства детей любимый положительный
персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый
герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка — дурачок .
У 12 детей любимый
отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.
9 человек любят
Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.
Сказка ложь, да в ней
намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в
сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них
есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.
Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?
Так говорят, потому
что герой проходит сложные испытания. Так ответили
7 детей (28%). 18
детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать
аккуратнее, медленнее.
Все дети, участвующие
в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее
зла.
Сказки учат нас быть
добрыми. Так считают все дети класса.
Выводы
Цель моего проекта достигнута. Вывод:
Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ.
Но добрых всегда больше, их и любит удача, а у злых плохой «конец».
Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного,
верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за
выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он
побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный
способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного
героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не
отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь,
не бросают нашего героя в беде.
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их
за данное нам воспитание.
Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро
всегда побеждает зло.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит
защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
И, главное,
сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает
другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли
модель идеального мира?
Список литературы,
источники
1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.
2. Фольклор
народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, — 320с.
3. Сказки
русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.
4. Материалы
из интернета.
ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА
конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса
Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они становятся нашими друзьями на всю жизнь. Остаются советчиками в разных сложных ситуациях.
Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.
Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.
Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.
Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».
Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.
Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.
Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА
конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса
Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.
Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка — необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.
В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.
В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.
Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.
В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.
Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.
Польза сказок
Этот литературный жанр очень интересен и важен. Даже в творчестве великого поэта А. С. Пушкина они сыграли важную роль. «Что за прелесть эти сказки!» — писал А. С. Пушкин. И первую поэму в этом жанре — «Руслан и Людмила» — он написал, будучи двадцатилетним юношей (в 1818 г.)
В сказочных историях всегда есть отчетливая грань между плохим и хорошим, злом и добром. Персонажи своими действиями создают образы поведения хорошего и плохого человека. И ребенок начинает следовать примеру полюбившихся сказочных героев. Черты характера персонажей влияют на основные черты характера ребенка, которые закладываются в детском возрасте. При чтении забавных сказочных приключений формируются основные черты характера: справедливость и порядочность, честность и благородство, искренность и верность, развивается внутренний мир малыша.
В сказках, в отличие от басен, четко не выделена мораль, но она присутствует в каждой, даже небольшой, истории. Вот примеры того какой урок можно из них вынести.
- Всегда проявлять смекалку и никогда не сдаваться учит чудесная история в стихах «Конек-горбунок», написанная П. П. Ершовым.
- Главное, чему учит А. С. Пушкин в сказке «О золотом петушке», — это то, что обещанное всегда нужно выполнять, а данное слово сдерживать.
- Терпенье и труд все перетрут — так можно сказать о морали истории, написанной С. В. Михалковым «Три поросенка».
- А стихотворения «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. И. Чуковского разъясняют детишкам важную тему личной гигиены и чистоты.
- Истинная любовь и дружба, душевная чистота и верность могут победить чары злой волшебницы и растопить даже «ледяное» сердце — это описывается в сюжете произведение «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, похожий смысл заложен и в историю о Русалочке.
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе — точность этого высказывания демонстрирует народная сказка «Лиса и журавль».
Этот перечень может быть бесконечным. Учащиеся должны записать «сказочную» мораль в свою рабочую тетрадь в виде сообщений. И использовать их как алгоритм действия для становления личности.
Главное, при выборе сказок для детей, чтобы они захватывали ребенка, заставляя его сопереживать и сочувствовать героям, думать и анализировать. Всем этим критериям соответствуют русские народные сказки, в них заключена вся мудрость народа. Этот жанр относится к фольклору.
Мудрость русского народа
На народных сказках выросло не одно поколение людей. В них отражены нравственные ценности, быт русского народа, простодушие, смекалка, мудрость, опыт и знания. Народные сказки создавались не писателями, а самим народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. При этом истории изменялись, персонажи становились мудрее, сильнее, смекалистее. Это, своего рода энциклопедия жизни, переданная предками нам в наследство.
Герои русских сказок — это образы собирательные, которые делятся на положительных (Иван Царевич, Илья Муромец, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Снегурочка и т. д. ) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, леший, водяной и т. д. ).
И все они «самые-самые» как в положительных, так и в отрицательных проявлениях. В сказках об этом говорят фразами: «ни в сказке сказать, ни пером описать» или «каких свет не видывал». Сказочные истории — это особый мир, где злые персонажи и поступки всегда наказываются, а добрые — вознаграждаются.
Многие предметы в русских сказках наделены волшебной силой, рассмотрим самые традиционные из них:
- волшебная палочка — творит чудеса, ее взмах исполняет любые желания;
- шапка-невидимка — делает персонажей, которые ее надевают, невидимыми;
- сапоги-скороходы — волшебные сапоги, которые помогают передвигаться со скоростью света;
- ковер-самолет — перемещает героев на огромные расстояния, встречается как в русских, так и в восточных сказках;
- клубок ниток — предмет, который помогает ориентироваться персонажам на местности и не дает им заблудиться, должен привести к заданной цели;
- зеркальце — призвано «рассказывать всю правду» о красоте хозяйки, а также показывать новости из других королевств;
- серебряное блюдечко с золотым яблочком — помогало узнавать о том, что творится на другом конце света;
- скатерть-самобранка — может накормить любое количество персонажей в любом месте, стоит ее лишь расстелить;
- волшебный горшочек — всегда без хлопот и труда может наварить столько вкусной каши, сколько потребуется;
- живая и мертвая вода — волшебная жидкость, которая действует только в паре, мертвая вода — заживляет раны, а живая — оживляет;
- меч-кладенец — действует как мощное оружие для ближнего боя c нечистью, при использовании не требуются навыки владения;
- ступа и метла — повседневные сказочные средства передвижения Бабы-яги;
- одолень-трава — растение, которое Баба-яга собирает по ночам в темном лесу, ее отвар наделяет персонажей огромной силой;
- наливное яблочко — оно на вид красиво, но ядовито, им травят сказочных красавиц.
Большая часть этих предметов помогает добру одержать верх над злом. Но и у отрицательных персонажей есть сказочные предметы, поэтому нашим героям и приходится применять смекалку, волю, силу духа.
Роль животных в русских народных сказках также велика. Сказы, мифы и предания с участием животных являются наиболее древними. Самыми распространенными персонажами стали:
- лиса (Лисичка-сестричка, кумушка Лиса, Лиса Патрикеевна);
- медведь (Мишка, Михайло Потапыч, Мишка косолапый);
- заяц (Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайчишка-хвастунишка, Косой);
- волк (Серый Волк, Волк-Волчище, Серый).
Образы животных используются для более выразительной передачи характеров и привычек сказочных персонажей. Нередко, чтобы подчеркнуть культ семьи и домашнего очага, используются образы домашних животных (курица, петух, конь, вол, кот, осел). Это мы видим в удивительных историях «Курочка Ряба», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Петушок — золотой гребешок».
Источник ценных знаний
Сказки учат всему тому, чего так не хватает в нашем современном технократическом мире. Очень жаль, что в наши дни малыши начинают знакомство с окружающим миром не через сюжеты сказочных приключений, а через мини-версии в видеороликах в компьютере или мультфильмы на экранах телевизоров. И это даже не всегда мультфильмы по классическим сказкам. Невозможно прожить без чуда! Ведь только погрузившись в этот чарующий и волшебный мир, можно научиться ценить друзей, не бояться трудностей, понять, что добро всегда возвращается добром.
В сказках все просто и понятно. В жизни все намного сложнее и запутанней, нет четкой границы между белым и черным, существует много оттенков, также сложно провести черту между добром и злом. Но если люди и в жизни будут применять мудрость, умение и опыт, полученные из сказок, так сказать, базовые знания, то выходить из сложных жизненных ситуаций будет намного проще. И, главный вывод, раз уж сказки дошли до нашего времени, значит, этот жанр действительно стоит всеобщего внимания и является источником ценных знаний.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Ф. Самаркина с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области
Чему учат нас сказки
секция «Гуманитарная»
Выполнила: Петрова Милана Андреевна
ученица 2 класса
ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина
С. Новая Кармала
Научный руководитель:
Львова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина
с. Новая Кармала
с. Новая Кармала
2019 г
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………. 3
Основная часть.
1.Теоретическая часть ……………………………………………………………..4
• история сказки …………………………………………………………………….4
• структура сказки ………………………………………………………………….5
• классификация сказок ……………………………………………………………5
2. Практическая часть …………………………………………………………..5 –7
• исследование сказок …………………………………………………………..5 — 6
• анкетирование …………………………………………………………………….6
• результаты исследования ……………………………………………………….6-7
Заключение ………………………………………………………………………7
Список литературы ……………………………………………………………..8
Приложение …………………………………………………………………9 — 10
Введение
Наверное, нет на свете ни одного человека, который бы не любил сказки. С раннего детства наши мамы и бабушки читали нам сказки, а мы слушали их с замираньем в сердце. Когда я пошла в школу, то узнала, что сказка – это жанр устного народного творчества. На уроках литературного чтения мы читали и обсуждали сказки, и наш учитель познакомил нас с высказыванием А.С. Пушкина « Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…» Какой же урок даёт нам сказка? Чему она нас учит? Эта тема меня очень заинтересовала. Мне захотелось узнать об этом.
Цель исследования: узнать, чему учат нас сказки.
Задачи:
— познакомиться с историей возникновения, видами и структурой сказки;
— исследовать сказки и выявить из них воспитательные моменты;
— обобщить полученные результаты
Гипотеза: Сказка – это не только развлечение. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказка учит нас правильно поступать, способствует воспитанию нравственных и патриотических ценностей.
Для исследования данной темы, нужно:
-подобрать, прочитать и проанализировать русские народные сказки;
— найти информацию о сказках из разных источников;
— научиться делать выводы.
Методы исследования: поиск, изучение и анализ материалов по теме исследования из различных источников информации;
— проведение интервью, анкетирование.
— обобщение полученных результатов
Этапы работы:
работа с печатной литературой, Интернет-ресурсами;
проведение анкетирования, интервью;
обобщение, выводы.
Основная часть
История сказки
У всех у нас есть дома книги. Самые первые наши книги ─ это сказки. Мы их знаем наизусть чуть ли не с рождения. Ещё не умея читать, мы уже рассматривали картинки и всем рассказывали:
─ Посадил дед репку…
Вначале мне захотелось узнать значение слова сказка. В библиотеке нашей школы много толковых словарей. Работая со словарями, я узнала, что:
— «Сказка — повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях». ( « Большой толковый словарь русского языка», Д.Н. Ушаков)
— «Сказка — повествовательное обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». ( «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов)
Значит, сказка — это выдуманная история, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, обязательно со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло.
Как же появились сказки?
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В стародавние времена сказочников называли «бахари», «баяны». Ходили они по русской земле и рассказывали сказки. Собирались вокруг них люди, и слушали, каждому хотелось узнать про диво дивное, про чудо чудное, про волшебство и приключения. Били бахарей царские стражники. Царь Алексей Михайлович запрещал слушать сказки, а сам держал при дворе сказочников, награждал их дорогой одеждой. Иван Грозный то же не обходился без сказки: три слепых старика баяна неотлучно были в царских палатах. Не только в богатых теремах, но и в покосившихся избушках ─ сказка была самой любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие сказочники почти исчезли. Но сказка никуда не делась. В городах и сёлах рассказывали сказки детям нянюшки, мамы, бабушки. Отец дарил сказку сыну, бабушка ─ внучке. Значит, сказка самая мудрая и самое древнее произведение устного народного творчества. Она воспитывает у нас уважение к старшим, учит быть добрыми и смелым.
Главная мысль любой сказки ─ победа добра над злом. Героев сказок можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. На положительных героев русских сказок мы хотим быть похожими, уважаем их, берём с них пример, отрицательных — боимся или жалеем.
Структура сказки
Сказка рассказывается по особым правилам, по определенному порядку. Она состоит из трёх основных частей:
1. Зачин – это начало сказки. (Жили- были…, «В некотором царстве, в некотором государстве…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»)
2. Содержание сказки.
3. Окончание («Вот и сказке конец, а кто слушал молодец…», «Жили-поживали и добра наживали, «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло да в рот не попало».)
Классификация сказок
Русские народные сказки делятся на три группы:
• Сказки о животных.
Сказки о животных — это сказки, в которых главные герои животные, растения и явления природы. Например: «Мужик и медведь», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок».
• Бытовые.
Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди. Они побеждают благодаря смекалке, смелости и хитрости. Например: «Каша из топора», «Дочь-семилетка», «Как мужик гусей делил».
• Волшебные.
Волшебные сказки — это сказки, где происходят различные чудеса, живут фантастические существа, происходят различные превращения. В них есть волшебные предметы: сапоги- скороходы, ковёр — самолёт, шапка-невидимка. Например: «Сивка — Бурка», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волшебное кольцо».
Практическая часть
Для ответа на вопрос, чему учат нас сказки, мной были подобраны произведения для чтения.
Сказка « Лиса и тетерев» учит тому, что не нужно верить сладким речам, отличать ложь от правды, всегда быть осторожным. А также тому, что обхитрить можно любого, даже самого хитреца.
Сказка «Лиса и журавль» учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе.
Сказка «Колобок» учит не уходить из дома без спроса, распознавать лесть и ни в коем случае не доверять посторонним незнакомым людям.
Сказка «Кот, петух и лиса» — о дружбе. На кота из этой сказки хочется быть похожим. Ведь он трудолюбивый, рассудительный и верный товарищ. Петушок — непослушный, легковерный и любопытный. Сказка учит — не быть глупцом, не попадаться на «удочку» лисы. Но и у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал на помощь кота. Так, же и нам нужно поступать – громко звать на помощь, если случилась беда.
Сказка «Каша из топора» учит нас находчивости, смекалке, находить выход из любых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таким показан в сказке Солдат, возвращающийся с войны. Ещё русская народная сказка «Каша из топора» на примере Старухи показывает, что жадным и скупым быть нехорошо — обязательно жадность обернётся себе во вред. Хочешь сэкономить, а заплатить придётся втридорога.
Сказка «Крошечка — Хаврошечка» воспитывает в людях доброту, учит взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка учит быть послушными и не баловаться, не пить грязную воду, не верить первому встречному. Люди не должны терять надежду, добро обязательно победит.
Сказка «Сивка – Бурка учит читателя не лениться, быть честным, терпеливым, отзывчивым, слушать своих родителей. Такому человеку обязательно воздастся за его доброту.
Проанализировав прочитанные сказки, я решила узнать мнение одноклассников и учителей литературного чтения по данной теме. Среди учеников начальных классов нашей школы я провела анкетирование «Чему учат сказки». ( Приложение 1)
В анкетировании приняло участие 25 учащихся начальных классов. Были получены следующие результаты: (Приложение 3)
1. Дети все без исключения любят читать сказки.
2. Самые любимые сказки — волшебные.
3. Все дети считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла, бить добрым всегда лучше.
4. Сказки учат нас быть добрыми, умными, послушными, храбрыми.
У учителей литературного чтения мной были взяты интервью по интересующей меня теме. ( Приложение 2)
По мнению учителей, детские сказки – это важный элемент воспитания ребенка. Сказка рассказывает нам о жизни, учит правильно поступать в различных ситуациях, освещает проблемы добра и зла, помогает найти выход из любой беды. Она формирует у детей основы поведения и общения, учит терпению, умению ставить цели и добиваться их. Сказка помогает развивать фантазию, воображение и учит сочувствию маленького человека. Сказка не даёт забывать прошлое, историю, несёт добро и свет, без которых невозможна жизнь человека. Сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый, мудрый учитель. Если взрослые и дети будут читать русские народные сказки, мир станет намного лучше и добрее.
Заключение
Наша гипотеза подтвердилась. Сказка – это не только способ нас развлечь. В сказки наши предки вложили весь свой опыт, знания и мудрость. Все то, что им хотелось сохранить и передать своим детям. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Добрые, весёлые и поучительные они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
Итак, сказка учит:
— отличать добро от зла;
— формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;
— не бояться трудностей и преодолевать их;
— уважать и любить родителей, ценить их за данное нам воспитание.
— любить и защищать свою Родину;
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим потомкам свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок. И, самое главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то ты обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
Список литературы:
А.Афанасьев. Народные русские сказки. Издательство «Эксмо», 2018 г, 672 с.
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. АСТ, 2013г, 1360с.
Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Дом Славянской Книги, 2017 г, 960 с.
Каша из топора. Бытовые сказки. Издательство «Стрекоза», 2012г, 40 с.
https://docs.google.com/forms/d/1bppSJHrr0svuf8RxtsHbiQsVkr6OK2GMlpHnyyAhiVc/edit
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6586a70f-99b4-4a6d-8cb0-e397baa35ce1/%5BLI5RK_7-04%5D_%5BTE_07%5D.htm
https://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-ponjatija/chto-takoe-skazka
Приложение
Приложение 1.
Вопросы анкеты:
1. Любите ли вы читать сказки?
2. Какие сказки вы предпочитаете читать?
а) волшебные
б) социально — бытовые
в) про животных
3. Почему в сказках всегда побеждает добро?
4. Чему учат нас сказки?
Приложение 2.
Любили ли Вы читать сказки в детстве?
Как Вы думаете, являются ли детские сказки элементом воспитания ребёнка?
Чему учат сказки?
Приложение 3.
ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА
конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса
Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они становятся нашими друзьями на всю жизнь. Остаются советчиками в разных сложных ситуациях.
Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.
Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.
Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.
Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.
Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».
Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.
Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.
Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА
конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса
Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.
Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка — необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.
В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.
В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.
Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.
В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.
Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.
Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл
Содержание статьи
- Какой смысл русских народных сказок?
- Поучительный смысл
- Скрытый смысл
- Чему учат русские народные сказки?
- Какая главная мысль и мораль?
- Суть
- Характеристики героев
- Вопросы и ответы о русских народных сказках
- Какую награду цари обещают сказочным героям?
- Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
- Сколько человек тянуло репку?
- В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
- Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
- Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
- Вопросы со звездочкой
- Назови приметы русских народных сказок
- Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
- Назови традиционную концовку русской народной сказки
- Назови сказки, где Иван главный герой
В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.
Какой смысл русских народных сказок?
Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.
Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.
Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.
Поучительный смысл
Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.
Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:
- За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
- Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
- В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.
Скрытый смысл
Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.
Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.
Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.
Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:
- «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
- «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.
Чему учат русские народные сказки?
Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:
- Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
- Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
- Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
- Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
- Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.
Какая главная мысль и мораль?
Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:
- Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
- Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
- Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
- Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
- Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).
Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:
«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».
Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.
Суть
Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.
- В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
- В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
- Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.
Характеристики героев
В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.
Характеристики героев:
- Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
- Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
- Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
- Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
- Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
- Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
- Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
- Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
- Волк – злой и глупый антигерой.
- Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.
Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.
Вопросы и ответы о русских народных сказках
Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.
Какую награду цари обещают сказочным героям?
Царство или полцарства, царевну-дочь.
Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
Кикимора.
Сколько человек тянуло репку?
Три: дед, бабка и внучка.
В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
«Мужик и медведь».
Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
Горох.
Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
Дуб и яблоня.
Вопросы со звездочкой
Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.
Назови приметы русских народных сказок
Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.
Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.
Назови традиционную концовку русской народной сказки
«Стали они жить поживать и добра наживать».
Назови сказки, где Иван главный герой
«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».
Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Чему учат сказки?
Сочинение Чему учат сказки?
Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.
В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.
В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.
В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).
Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.
Вариант 2
Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.
В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.
Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.
В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.
И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.
Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…
Сочинение Чему учат народные сказки?
Народные сказки — особый вид искусства. На первый взгляд, может показаться, что это обычный рассказ про волшебство, ведьм, богатырей и прочих несуществующих людей или вещей. Многие, к сожалению, порой, даже не воспринимают их всерьез. И их можно понять. Ведь это всего лишь вымысел. Да возможно и так.
Но абсолютно в каждой сказке заложен свой смысл. Он ненавязчивый, слегка заметный, но, он есть. Дети, которым читают и рассказывают эти самые сказки, даже не осознавая того, впитывают весь посыл таких произведений. А как правило: он всегда добрый и позитивный. Для малышей, это просто красивая, захватывающая и волшебная история, где добро, всегда побеждает зло. А для взрослых, это просто сказка и ничего больше.
Но на самом деле, народные сказки, это самое большое собрание инструкций, как стать хорошим человеком. В них есть всё.
Буквально каждая ситуация, и подробное описание, как поступить.
В них есть зло и есть добро. Они всегда враждуют между собой. Тоже самое происходит и в обычной жизни, только без водяного и Ивана-Царевича.
Сказки учат нас тому, что нужно быть не только добрым по жизни самому, но нужно ещё своим примером показывать остальным, то, что добро, хорошее отношение к близким, человечность, никогда не останется незамеченным, и всегда будет вознаграждено. Пусть не сразу. Порой человек даже может не понять откуда ему вдруг, пришло столько добра. Он искренне удивляется. А все почему? Да потому, что поистине добрый человек, не ищет вознаграждения за доброту. Он делает его от чистого сердца. В этом и есть тот самый смысл, которому с самого детства учат нас народные сказки. Важно лишь то, чтобы человек понял это. Ведь не нужно быть большим ученым, чтобы понять одну простую истину:
«Что посеешь, то и пожнешь.» — Так ведь в народе говорят?
2, 5 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Чему учат сказки?
Популярные сегодня темы
- Почему общество не принимает некоторых людей? Итоговое сочинение
Наше общество может быть разным: сплочённым и разобщённым, единым и разделённым на различные группы. Однако, в любом обществе находятся люди, которых люди часто не принимают
- Сочинение Семья Болконских в романе Война и мир Толстого
Роман Л. Н. Толстого «война и мир» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Роман насыщен разными сюжетными линиями и не может никого оставить равнодушным. Автору очень хорошо удалось раскрыть и передать разные образы
- Основные темы и мотивы лирики Бальмонта сочинение
В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.
- Сочинение на тему АЭС: за ними будущее или без них?
Первая АЭС в СССР начала функционировать с 1954 года. С одной стороны, это полезно, но с другой стороны, как оказалось, очень опасно для людей.
- Сочинение на тему Сочувствие рассуждение 9 класс ОГЭ
Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.