2
Как писать сочинен. Можно ли утверждать, что смелость- двигатель прогресса?
Как писать итоговое сочинение по литературе 2017-2018 на тему «Можно ли утверждать, что смелость — двигатель прогресса»? Какие произведения подобрать по теме? Какие аргументы?
10 ответов:
5
0
Ещё как можно. Смелые не боятся экспериментировать, их не тормозят авторитетные мнения о том, что делать можно, а чего — нельзя, их не пугает перспектива попасть в смешное положение, они свободнее, чем люди, действующие с оглядкой. Смелые преодолевают препятствия, неудачи их закаляют и раззадоривают в то время, как трусливые после первой же неудачи решают отступиться.
Научно-технические достижения почти всегда сопряжены с трудностями и определённой долей риска. Поэтому решиться на них может не каждый. Смелые рискуют. Движение вперёд и развитие без этого невозможны. Благодаря тому, что смелые люди меньше думают о себе, не жалеют себя, живут не переживаниями, а действиями, они действуют эффективнее, целенаправленнее.
4
0
Вся история человеческой цивилизации именно это и утверждает, что смелость — двигатель прогресса. Что-то новое придумывали и усовершенствовали именно смелые и бесстрашные люди. Первыми пошли на охоту самые храбрые первобытные люди. Самыми первыми соорудили лодку и поплыли древние смельчаки. Кругосветные путешествия совершили и Америку открыли тоже бесстрашные и рискованные люди. Первым в космос полетел наш отважный Гагарин. Нельзя думать, что смелость обязательно должна быть в конкретных действиях и актах. Смелость она, в первую очередь, в силе духа, во внутренней решимости, в дерзости и в предприимчивости. Люди из мира науки, ученые и изобретатели, которые смогли выйти из привычной парадигмы и смогли найти новые пути развития, не менее бесстрашны и смелы в своих научных изысканиях. Поэтому со всей серьезностью можно утверждать, что именно смелость и есть двигатель прогресса.
3
0
Исторически, а точнее эволюционно, так сложилось, что мужчины по своей природе более смелые, чем женщины. Это объясняется с научной точки зрения. Ведь смелость — это по большому счету действия, направленные против здравого смысла, против инстинкта самосохранения. Женщина как продолжательница рода более постоянна, она должна себя беречь. Но для того, чтобы общество развивалось, нужно исследовать что-то новое, хоть и рискованное и порой опасное для жизни. Для этого есть мужчина, у которого инстинкт самосохранения существенно ниже, чем у женщин. Мужчины больше рискуют, но именно эти рискованные действия и приводят к развитию общества.
Подбирать произведения для раскрытия данной темы можно из области научной-фантастики. Например, подойдет книга Стругацких «За миллиард лет до конца света».
2
0
Прогресс бывает разный — он бывает технологический, а так же есть прогресс духовный или прогресс в общественных отношениях или в искусстве и так можно перечислять долго. Конечно же, в любой из областей жизни человека двигателем прогресса являются и являлись смелые и одарённые люди, которые не боялись высказывать своё мнение, они не боялись ни чужого мнения, ни ввозникших препятствий на их пути — они смело шли к своей цели. Поэтому правильным будет утверждение, что смелость — это двигатель прогресса. В сочинении ниже вы найдёте размышления на эту тему и итоговый вывод о правильности данного утверждения. Сочинение написано на основе биографий таких знаменитых людей как Альберт Эйнштнейн и Протопоп Аввакум.
2
0
Любой прогресс (научный, технический, духовный, общественный) представляет собой развитие, базирующееся на старых основах и идущее вперёд за счёт новых идей, методов и технологий. Часть из них может родиться в режиме спокойного изучения прежних моральных принципов или технических наработок, но что-то требует безусловной смелости, которая позволит человеку не только выработать гениальную идею, но и не испугаться её, и отстоять среди других людей.
Не секрет, что современная наука тяжела и неповоротлива. Классические основы во многих областях считаются незыблемыми. Многих учёных, которые пытаются предложить что-то новое, стараются не замечать. Я читала в газетах об археологических находках, развенчивающих текущую историческую науку, но дальше газетных статей эта информация не пошла. Люди, находящие уникальные предметы в тех временных слоях, где их быть не должно, говорят, что постоянно сталкиваются с сопротивлением классической науки, которая не желает меняться. Новые данные её не устраивают по той простой причине, что они нивелируют старые научные труды и ту базу, которую наработали современные кандидаты и доктора наук. Вот для таких случаев и нужна смелость! Смелость открыто заявить, что нужно смотреть в лицо новым фактам и не держаться судорожно за старые.
2
0
Надо подумать над вопросом: может ли смелость быть двигателем прогресса? Тем более, что смелость имеет неоднородное значение для разных слоев населения,для разных форм мышления, а также иметь многослойный смысл. Представим такое: вот греки смело повели себя в Марафонской битве и поэтому мы стали свидетелями мирового прогресса. Можем ли мы утверждать такое? Ни в коем случае.Кстати, нужно иметь в виду то, что только смелость в каком-либо творческом начинании может привести к той или иной цели, но лучше думать, что эта смелость не связана со смелостью какого-то примитивного вояки, а имеется в виду смелость в решении той или иной научной проблемы, тогда только можно на этот вопрос ответить утвердительно…
1
0
Лень-двигатель прогресса, а никак не смелость))
1
0
Нужно поработать с синонимами- смелость это ведь и отвага ,и мужество, и храбрость.Смелыми бывают люди, поступки, решения, наряд. Смелость идет рука об руку с риском.
1
0
В какой-то степени конечно можно так утверждать, потому что смелость очень сильное качество человека.
Смелый человек, не побоится последовать своим целям и интересам, всегда задаст нужные вопросы, всегда постарается добиться своего, так же смелые люди они еще и уверенные в себе, знают как правильно себя поставить.
1
0
Как лично я понял данный вопрос, то есть что смелость- двигатель прогресса, то полагаю, что он относится к итоговому сочинению ЕГЭ 2018 по направлению «Смелость и трусость».
Касаемо этого направления , во вступлении к сочинению нужно дать определения основным понятиям, а для себя выбрать синонимы этих понятий для использования в тексте сочинения, цитаты , высказывания и так далее.
Затем есть определённые рекомендации специалистов по этой теме.
Теперь касаемо основной части, аргументов и произведений.
Идеально подходит роман Каверина «Два капитана». Можно рассказать, что Саня Григорьев прошёл трудный путь для того, чтобы доказать свою правоту и вернуть России имя выдающегося полярного иследователя капитана Татаринова и подтвердить его географические открытия. Сане много раз угрожала смерть и просто непонимание людей, но он не отступился и смело шёл вперёд.
На предмет второго произведения, я , честно говоря, не могу найти примеров.Но считаю, что тут можно взять любое произведение о войне и акцентировать внимание на том, что смелость советских людей не позволила фашизму победить и отбросить человеческое общество на много веков назад к феодализму. Подойдут произведения Шолохова «судьба человека» или «Они сражались за Родину».
Читайте также
Варлам Шаламов написал свой сборник под названием «Калымские рассказы» через собственные переживания и опыт. Эти рассказы о сталинских временах и жизни в лагере. Общество здесь рассматривается через призму этого самого лагеря, который существовал в тоталитарном режиме. Практически с человека здесь стирали личность.
Как писал Шаламов:
Самое страшное, что лагерная жизнь полностью подавляет человека и лишает его вообще воли, а так же убивая все остальные добрые чувства: милосердие, любовь, отзывчивость. Это реальная трагедия. Большинству приходится жить по законам лагеря (общества) чтобы как-то попытаться выжить, спастись или даже просто поесть или согреться. Многие идут на предательство потому что в них словно каленым железом выжгли все человеческое и живое. Люди перестают быть сами собой.
Чёрствость, безразличие и равнодушие уже взрослых детей к своим одиноким состарившимся родителям — это моральная проблема всего общества.
Бориса Екимова очень волнует эта проблема. Автор призывает всех нас задуматься над тем, как чувствуют себя старенькие родители, бабушки и дедушки, чья помощь взрослым детям уже не нужна. Эта невостребованность болью отзывается в их сердцах. Никого нельзя заставить любить и уважать родителей. Но есть обязанности у взрослых детей перед теми, кто дал жизнь, заботился, вырастил. Просто необходимо думать о тех, кто так хочет быть услышанным и понятым.
Главные герои произведения «Ночь исцеления» — баба Дуня и ее внук Гриша. Мальчик исцелил свою бедную бабушку, которая не могла забыть пережитого во время войны, кричала по ночам и видела страшные сны. Вылечил её Гриша вниманием и состраданием.
Небольшой рассказ Достоевского Мальчик у Христа на елке — выдающееся гуманистическое произведение. Показывая холодное равнодушие окружающих людей к судьбе шестилетнего малыша, автор вызывает отзывчивость в душах всех неравнодушных читателей. Автор и сам строг к детям тяжелой судьбы — он мало верит в то, что из таких детей, видящих самое дно городских трущоб, вырастут настоящие граждане…
В то же время рассказ способен пробудить настоящие чувства, вызвать слезы. Автор ведет нас по пути мальчика, у которого только скончалась от болезни мать, единственный близкий и родной человек, способный заботиться о нем. В городе устраивают для бедных праздничные елки, однако устроителям проще дать копеечку и прогнать ребенка, чтобы он не мешал радостям. Так копеечкой пытаются откупиться, хотя и видят его беспомощное положение. Можно ли назвать это отзывчивостью? Вряд ли.
Автор вкладывает понятие отзывчивости только в светлый образ Христа, который готов принять и обогреть всех страждущих. А может, это просто видения замерзающего ребенка?
Также дополнительно в сочинении можно раскрыть темы
контрасты общества
смерть ребенка — преступление всего общества….
В данном сочинении можно привести ряд жизненных ситуаций, в которых внимательность может спасти жизнь человеку. Часто мы не видим проблемы окружающих нас людей, закрываем на это глаза. Человек, находящийся в состоянии депрессии без поддержки может принять решение о самоубийстве. Он думает, что он никому не нужен. Часто единственной вещью, которая его останавливает — это мысль о том, как же это переживут близкие ему люди. А если близкие люди не будут внимательны и не будут проявлять участия, то самоубийцу ничего и не останавливает. Увлечение наркотиками, алкоголем тоже зачастую признак тяжелой хронической депрессии и здесь крайне необходимо участие близких людей, внимательность с их стороны.
Очень интересное произведение Распутина «Живи и помни», написанное в далеких семидесятых годах 20 столетия. Читая это произведение, хочешь как бы войти в шкуру главного героя Андрея, понять как бы ты сам поступил в созданной ситуации? Ведь Андрей убежал из госпиталя и не появился на фронте, как и было написано в его бумагах. Он решил убежать к родным берегам Ангары, встретиться там со своей женой Настеной.Но главный герой так и не понял одного, что в трудную минуту, когда Настена, простившая мужу измену Родине, забеременела, он должен был защитить жену и будущего ребенка, чтоб не позорить свою любимую перед односельчанами, ведь никто не знал, что Настена забеременела от собственного мужа-дезертира, спрятавшегося недалеко от родного села Атамановка.Вторая измена Андрея была страшнее первой, ибо он хотя бы несколько лет сражался на фронте, а здесь он предает свою же кровь и становится причиной гибели Настены, которая не выдержала всего, навалившегося на её молодую бесшабашную голову. Но Алена ни разу даже родителям Андрея не сказала, что встречается с их сыном, но представьте, если при последней встрече, она бы раскрыла хотя бы правду отцу Андрея — Михеичу, то спасла бы и себя, и Андрея, и ребенка, ибо мудрый старик мог посоветовать любимой невестке правильный выход. Но Настена сама оболгала себя, оставаясь верной предателю Родины и навлекла на себя незаслуженную смерть.Она осталась верной Андрею, а не интересам Родины, и была наказана неумолимой судьбой…
Темы сочинений «Смелость и трусость»
- 08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ — Смелость и трусость.
- Что значит быть храбрым?
- Для чего человеку нужна смелость?
- К чему приводит трусость?
- На какие поступки толкает человека трусость?
- Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
- В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
- Нужна ли смелость в любви?
- Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
- Смелость — начало победы
- Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
- Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
- Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
- Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
- Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
- Какие поступки можно назвать смелыми?
- В чем разница между наглостью и смелостью?
- Кого можно назвать трусом?
- Можно ли воспитать в себе смелость?
- Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
- Каковы причины возникновения страха?
- Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
- Трусливость –это приговор?
- Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
- Можно ли любить того, кого боишься?
- Может ли смелый человек бояться чего-либо?
- Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
- Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
- Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
- Чем отличается истинная смелость от ложной?
- Всегда ли смелость выражается в поступках?
- Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
- Стыдно ли испытывать страх?
- Как экстремальные условия влияют на смелость?
- Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
умирают только один раз»? - Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
- Почему важно быть смелым в жизни?
- Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»? - Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
- Что значит быть смелым в повседневной жизни?
- Какая разница между смелостью и рискованностью?
- Чем отличается страх от трусости?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
- Как сила воли связана со смелостью?
- Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
- Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
- Почему важно иметь смелость при принятии решений?
- Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
- Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
совершенно лишенными желаний»? - Может ли трусость тормозить развитие личности?
- Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
- Как влияет смелость на формирование личности?
- Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
- Как влияет трусость на формирование личности?
- Чем отличается трус от смельчака?
- Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
- Почему люди боятся высказать свое мнение?
- Как проявляется смелость на войне?
- Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
- Какие качества человек проявляет на войне?
- Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
- Почему творчество требует смелости?
- Почему люди на войне проявляют трусость?
- Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
- Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
- Как мнительность связана с трусостью?
- Нужна ли смелость в любви?
- Может ли трус быть счастливым?
- Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
Материал предоставлен http://rustutors.ru — смотрите там больше тем.
Дополнительные ссылки
- Аргументы «Смелость и трусость»
- Понятия и определения для «Смелость и трусость»
- Как раскрыть тему «Смелость и трусость»
- Список литературы для направления «Смелость и трусость»
- Цитаты по направлению «Смелость и трусость»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 71 человек из 39 регионов
- Сейчас обучается 366 человек из 71 региона
- Сейчас обучается 95 человек из 32 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ИТОГОВОЕ
СОЧИНЕНИЕ
2017/2018 ГГ..ТЕМАТИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ«Смелость
и трусость».
«
Безумство храбрых — вот мудрость жизни! М.Горький -
2 слайд
Трусость
Трусость — древнейший человеческий порок,
И надо тут особенно быть мудрым,
Чтоб сделать через страх простой рывок
И смелость сохранять в житейских буднях!
И зависть уж давно пробралась в массы,
Но неожиданный бывает поворот –
Когда средь бела дня, кто недоласкан,
Слепую чушь презрительно несет!
И улыбаясь сам себе ехидно,
Своим же жалом поперхнуться рад,
Лишь только б никому было не видно —
Душа пуста, и в сердце-то — разлад!Смелость
Хорошо быть смелым, только страшно…
Не бояться может сумасшедший,
И ходить по краю, где опасно,
Разве смелость это? Нет, конечно.
Страх всегда присутствует в нас, в каждом,
У кого-то ближе или дальше,
Страх преодолев в себе однажды,
Можно жить по чести и без фальши.
И одернуть в электричке хама,
Тонущего вытащить на берег,
Слабого спасти от хулигана,
Если человек в себя поверит.
Страх не должен управлять рассудком,
Чтоб потом над вами насмехаться,
Потому нам каждую минутку
Надо человеком оставаться -
3 слайд
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
-
4 слайд
Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)
Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается — это для тебя не важно. (Иван Грозный)
-
5 слайд
Согласно словарю В.С.Безруковой,
СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.
Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность. -
6 слайд
ТРУСОСТЬ — одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека).
Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество. -
7 слайд
В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.
1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.
2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей. -
8 слайд
3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.
4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях. Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.
5. Смелость и трусость в любви. -
9 слайд
Примерный список тем
Что значит быть храбрым?
Для чего человеку нужна смелость?
К чему приводит трусость?
На какие поступки толкает человека трусость?
Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
Нужна ли смелость в любви?
Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
Смелость — начало победы
Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»? -
10 слайд
Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
Какие поступки можно назвать смелыми?
В чем разница между наглостью и смелостью?
Кого можно назвать трусом?
Можно ли воспитать в себе смелость?
Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
Каковы причины возникновения страха?
Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
Трусливость –это приговор?
Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
Можно ли любить того, кого боишься?
Может ли смелый человек бояться чего-либо?
Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро» -
11 слайд
Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
Чем отличается истинная смелость от ложной?
Всегда ли смелость выражается в поступках?
Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
Стыдно ли испытывать страх?
Как экстремальные условия влияют на смелость?
Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
умирают только один раз»?
Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
Почему важно быть смелым в жизни?
Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
Что значит быть смелым в повседневной жизни?
Какая разница между смелостью и рискованностью?
Чем отличается страх от трусости?
Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
Как сила воли связана со смелостью?
Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»?
Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
Почему важно иметь смелость при принятии решений?
Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое? -
12 слайд
Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
совершенно лишенными желаний»?
Может ли трусость тормозить развитие личности?
Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
Как влияет смелость на формирование личности?
Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
Как влияет трусость на формирование личности?
Чем отличается трус от смельчака?
Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
Почему люди боятся высказать свое мнение?
Как проявляется смелость на войне?
Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
Какие качества человек проявляет на войне?
Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
Почему творчество требует смелости?
Почему люди на войне проявляют трусость?
Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
Как мнительность связана с трусостью?
Нужна ли смелость в любви?
Может ли трус быть счастливым?
Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»? -
13 слайд
Список литературы для подготовки к итоговому сочинению.
В.К. Железников «Чучело»
В.М. Гаршин «Трус»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В.В. Быков «Сотников»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»
Е. Ильина «Четвертая высота»
Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден»
В. Набоков «Приглашение на казнь»
С. Коллинз «Голодный игры»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Р. Гальего «Белое на черном»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Дж. Оруэлл «1984»
В. Рот «Дивергент»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Нахаленок»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» -
14 слайд
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
-
15 слайд
Цитаты для итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость».
Будь смел на правду.
Кто смел, тот и съел (и на коня сел)
Смелость — начало победы. (Плутарх)
Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)
Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс) Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)
Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)
Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)
Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо) Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон) -
16 слайд
Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)
В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)
Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель) Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)
Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)
Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон) -
17 слайд
Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид)
Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)
Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)
Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)
Творчество требует смелости. (А. Матисс)
Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон) -
18 слайд
Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)
Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк) Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак) Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон) Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)
Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте) -
19 слайд
Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)
Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)
Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)
Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций) Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)
Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)
При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)
Страх — плохой наставник. (Плиний Младший)
Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)
Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)
О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой) -
20 слайд
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. -
21 слайд
Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.
-
22 слайд
Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели — найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», — так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре.
-
23 слайд
Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: «Страхи», «Казак», «Шампанское», «Красавицы», «Огни», «Степь», «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», «Палата № 6», «Страх», «Черный монах» и др. Герой рассказа «Страх» Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он «болен боязнью жизни». Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: «Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно». Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.
-
24 слайд
В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: «Вот она действительность! — подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе». Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе «Человек в футляре». Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.
-
25 слайд
Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» — лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта — прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря. Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности — завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше — простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» — так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал»
-
26 слайд
Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» .В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения. Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.
-
27 слайд
Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая». В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка
-
28 слайд
В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести — Сотников и Рыбак — в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: » И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям». Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: «Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом»
-
29 слайд
Смелость и трусость – темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях (вспомним величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»). Актуальность этих тем связана с тем, что данные качества присущи каждому человеку, и в ситуации выбора он проявляет себя либо как смелый и волевой, либо как трус, который не хочет ничего решать, взваливая все на чужие плечи. Актуальность этих понятий для каждого человека подтверждается обилием пословиц и поговорок, посвященных трусости и смелости, афоризмов и крылатых фраз.
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 942 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 11.10.2017
- 63797
- 3
- 11.10.2017
- 28137
- 4
- 11.10.2017
- 1021
- 5
Рейтинг:
5 из 5
- 11.10.2017
- 2120
- 71
- 11.10.2017
- 1292
- 35
Рейтинг:
4 из 5
- 11.10.2017
- 3539
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»