Можно ли в итоговом сочинении писать только фамилию автора

Напишем

1. Как лучше в сочинении называть автора текста?

  • В послетекстовой информации разработчики КИМ подсказывают вам синонимы:(Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы).
  • Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями, поэтому грамматической ошибкой (критерий К9) является построение предложения «В тексте по К. Г. Паустовскому …». Следует писать «В тексте К. Г. Паустовского…».
  • Грамматической ошибкой (критерий К9) является указание имени и отчества автора исходного текста после его фамилии. В отличие от справки, выполненной в научном стиле, в сочинении публицистического характера имя и отчество автора (его инициалы) должны предшествовать фамилии: «В тексте Константина Георгиевича Паустовского…».
  • Некорректно указывать фамилию автора без инициалов (критерий К11). Необходимо избегать фамильярности: не стоит употреблять имя и отчество автора без фамилии (критерий К11).

2. Как анализировать текст в комментариях?

  • Не надо подробно анализировать всю структуру исходного текста (вы собьётесь на пересказ). Отберите только то, что имеет прямое отношение к выделенной вами проблеме и отвечайте на вопрос: как раскрывает автор эту (конкретную) проблему.
  • Чтобы комментарий не был оценён, как пересказ текста (критерий К2), обозначайте действия автора: автор обращает внимание читателя на (что?), подчеркивает (что?), выделяет (что?), замечает (что?), анализирует (что?), указывает на (что?), убеждает читателей в том, что…
  • Глаголами-маркерами вы показываете, что не пересказываете текст, а комментируете заявленную вами проблему

3. Если просто написать, что согласен с автором, снимут баллы?

  • В задании указано: «Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте…», поэтому если ваше мнение не сформулировано, аргументы не оцениваются (критерий К4).
  • Если вы не полностью согласны с мнением автора исходного текста, то должны сначала пояснить: в чём именно и почему, а потом привести аргументы, доказывающие и правильность позиции автора, с вашей точки зрения, и его неправоту, – так называемые «аргументы» и «контраргументы».

4. Если забыл фамилию автора произведения?

  • Указание только на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать приведённый аргумент литературным: согласно критериям оценивания сочинений эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.

5. Если забыли название произведения?

  • Используйте только те произведения, в знании которых вы уверены.
  • Если же вы от волнения забыли название произведения, лучше напишите: В одном из произведений…
  • Если забыли, повесть это, рассказ или роман (то есть не можете определить жанр), напишите: В этом произведении…
  • Если забыли имя героя, напишите: Один из героев…

6. Какие жизненные аргументы можно привести?

К жизненным аргументам относятся:

  • примеры из собственного жизненного опыта;
  • примеры из жизни других людей;
  • исторические примеры;
  • поучительные события из жизни выдающихся личностей;
  • жизненные истории, освещавшиеся в СМИ;
  • ссылки на мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, психолога, политического деятеля; •
  • выводы науки;
  • примеры из художественных фильмов.

7. Как правильно подсчитать количество слов?

Предлоги и союзы тоже считать?

  • При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
  • Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
  • Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
  • Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

8. Что относится к речевым ошибкам?

Речевыми нарушениями являются:

  • плеоназм,
  • тавтология,
  • речевые штампы,
  • немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов,
  • неудачное использование экспрессивных средств,
  • канцелярит,
  • неразличение (смешение) паронимов,
  • ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов,
  • не устраненная контекстом многозначность.

9. Фактические ошибки – это какие?

Примеры типичных фактических ошибок:

  • Неверное употребление фамилии, имени и отчества писателя, названия произведения, незнание жанра произведения: поэма «Герой нашего времени» (вместо роман), Николай Алексеевич Гоголь (вместо Васильевич), «Стационарный смотритель» (вместо «Станционный смотритель»).
  • Неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович (вместо Максим Максимыч из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
  • Неверное толкование исторических, историко-литературных фактов и литературоведческих терминов, непонимание особенностей эпохи.
  • Незнание, когда было написано то или иное произведение, когда произошли какие-либо изменения в жизни писателя или исторические события: Толстой написал роман сразу после войны с Наполеоном.
  • Слишком упрощённое или неверное толкование содержания произведения, незнание содержания произведения.
  • Незнание хронологии и фактографического материала: Во время гражданской войны Наполеон вторгся в пределы России, но мы ему дали достойный отпор на Бородинском поле.
  • Ошибки при цитировании: Красота спасёт мир (вместо фразы Ф.М. Достоевского из романа «Братья Карамазовы» «Красотою мир спасётся»).

10. Как оценивают сочинение?

  • Система оценивания сочинения включает критерии, отражающие требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3–0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, – 24

Решай задание 27 по русскому языку

Смотри также

  • Клише для сочинения ЕГЭ
  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку

Обновлено: 11.01.2023

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2021-2022

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:»ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

— пропуски букв: . весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: . новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).

Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как. » «автор предложенного текста заставляет задуматься о . «, «я согласен с автором в том, что. «) вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Многие учителя и репетиторы утверждают, что пример из литературы в сочинении ЕГЭ должен присутствовать обязательно. В противном случае нельзя получить максимальный балл по критерию 4. Так ли это? Давайте разбираться.

Требования к заданию 27 гласят: при написании сочинения необходимо сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора.

Критерий 4, который касается собственной позиции, может быть засчитан в случае, если «отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано».

О чём это говорит? О том, что вы должны согласиться или не согласиться с автором. Написать своё мнение , а потом обосновать его.

Как обосновать? Обосновать — значит подкрепить своё мнение доводами (мыслями), то есть написать, почему вы рассуждаете именно так, а не по-другому.

Можно привести пример из жизни .

Я согласен с позицией автора. Действительно, каждый из нас сталкивается с ситуациями, в которых сложно отбросить страх, но это необходимо, иначе могут пострадать другие люди. Например, мой сосед Николай однажды спас людей из горящего дома, несмотря на грозящую ему опасность. Мужчина не стал ждать пожарных и ринулся в огонь. Если бы Николай поддался своему страху, то могли пострадать маленькие дети.

Литературный аргумент также можно написать в сочинении.

Я согласна с позицией А.П. Чехова. Неправильные жизненные ценности приводят к потере нравственности. Например, в произведении А.С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусов на первое место для себя ставит низкопоклонничество и чинопочитание. Для героя это является средством продвижения по службе. Фамусов настолько убежден в правильности своих взглядов,что советует всем придерживаться их. Этот пример доказывает, что неправильно выбранные приоритеты приводят к духовному падению.

Выпускнику не запрещено и обращение к ряду подобных произведений. Например, на военную тематику. Кроме того, экзаменуемый может вспомнить эпизод из кино или какие-либо исторические события . Даже выдуманная история , сложившаяся у тёти или соседки тоже подойдёт, если эта история соотносится с вашей позицией и поставленной проблемой.

А можно просто порассуждать и высказать свою точку зрения. Вот фрагмент сочинения, за который эксперт поставил максимум баллов по критерию 4:

Я согласна с мнением автора. Действительно, война беспощадна. Она становится виновницей миллионов смертей. Она разрушает судьбы и стирает с лица земли города.

Вы можете выбирать, как писать: с аргументом или с цепочкой умозаключений.

Читайте также:

      

  • Сочинение вкс 2020 темы
  •   

  • Место поэта в мире цветаевой сочинение
  •   

  • Сочинение памятника архитектуры арка первого шлюза вдск
  •   

  • Хакеры сочинение на английском
  •   

  • Сочинение петрова производит благоприятное впечатление и свидетельствует о хорошей подготовке автора

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 480

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

31 июля 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самое важное об итоговом сочинении

Популярные вопросы об ИС — опираемся только на методические рекомендации ФИПИ и официальные требования.

Что входит в структуру итогового сочинения?

1. Введение: в нём необходимо высказать свою точку зрения по выбранной теме.
2. Аргумент(ы), которые доказывают твою точку зрения.
3. Заключение.

Использовать какие-то особенные клише не нужно, главное — пиши понятно и логично.

На экзамене тебе предложат 5 тем — по одной на каждое из направлений. ВАЖНО: тема ≠ направление.

Как получить «зачёт»?

Есть несколько главных требований: объём текста, самостоятельность (списывать запрещено), соответствие теме и привлечение литературного материала. В сочинении должно быть минимум 250 слов (да-да, не 350, не 400 и не 500).

Как минимум один пример должен опираться на литературный материал, иначе будет «незачёт». И да, одного аргумента для «зачёта» достаточно, но он должен точно соответствовать теме.

Тексты из пособий по подготовке к ЕГЭ использовать тоже можно, только обязательно указывай автора и название произведения, иначе аргумент не будет считаться литературным.

Если соблюдены все эти требования и еще одно из дополнительных (логичность изложения, отсутствие серьёзных речевых ошибок, общая грамотность), ты получаешь «зачёт» :)

Что ещё может быть аргументом?

Всё что угодно: выдуманная история про бабушку, личный опыт, фильмы, факты из общественной жизни и так далее. Аргумент не из литературы можно использовать, если этого требуют критерии вузов, которые дают дополнительные баллы за ИС. А еще такой аргумент можно написать, когда не хватает слов.

Как считаются ошибки в ИС?

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки = одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуацию.

Можно ли цитировать в ИС?

Да, но объём цитирования не должен превышать объём твоего текста. И обязательно давай ссылку на источник (в свободной форме).

Источник: vk.com/ege_soch

В начале декабря одиннацатиклассники в обязательном порядке пишут итоговое сочинение (ИС). Сдача этого «предэкзамена» даёт допуск к ЕГЭ. А ещё, получив высокую оценку (9–10), можно претендовать на дополнительные баллы при поступлении в вуз. Чаще всего бонусы за ИС дают на профильных направлениях: PR, журналистика, филология. Но иногда поощряют и технарей, это надо уточнять в конкретном вузе. Поскольку каждый балл может оказаться решающим, есть смысл подготовиться к сочинению. Как получить максимум эффекта при минимуме усилий и на что влияют изменения в итоговом сочинении 2022/2023 учебного года, редакция Synergy Times разбиралась вместе с преподавателем русского языка онлайн-школы «Синергия» Татьяной Майской.

Что нового в итоговом сочинении 2022/2023

Требования и критерии оценки итогового сочинения

Как готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокую оценку

Как пройдёт итоговое сочинение

Что нового в итоговом сочинении 2022/2023

Изменения коснулись оргчасти:

  • Новых тем сочинений в этом году не будет. Банк заданий сформировали из 1,5 тысячи тем прошлых лет. Для школьников это плюс: можно найти темы в интернете и потренироваться писать сочинение. Есть вероятность, что на ИС попадётся такая же или похожая тема.
  • Тематические направления заменили разделами и предложили шесть тем на выбор. Раньше в начале учебного года школьники получали пять направлений, в каждом из них предлагалось по одной теме. На этот раз опубликованы три раздела, на каждый из них предложат по две темы — всего шесть. Из них надо выбрать одну. Это плюс: чем больше выбор, тем выше шанс, что попадётся подходящая тема.

В этом году Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) предложил следующие разделы и подразделы (не темы!):

  • Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:

    — Внутренний мир человека и его личностные качества.

    — Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

    — Познание человеком самого себя.

    — Свобода человека и её ограничения.

  • Семья, общество, Отечество в жизни человека:

    — Семья, род; семейные ценности и традиции.

    — Человек и общество.

    — Родина, государство, гражданская позиция человека.

  • Природа и культура в жизни человека:

    — Природа и человек.

    — Наука и человек.

    — Искусство и человек.

В материалах ФИПИ есть пояснения к разделам. С ними стоит ознакомиться, чтобы понять спектр возможных тем для рассуждения. Например, тема первого раздела может звучать так: «Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?»

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: как избежать типичных ошибок и получить 100 баллов

Читать подробнее

Требования и критерии оценки итогового сочинения

Два главных требования:

  • объём сочинения — минимум 250 слов (включая служебные части речи);
  • оригинальность текста.

Правила строгие: работу аннулируют, если в тексте будет 249 слов или при проверке на плагиат вас уличат в списывании (это не относится к оформленным цитатам).

Два основных критерия оценки (если их не соблюсти, работу не зачтут):

№1 — соответствие текста теме;

№2 — привлечение литературного материала (ваша позиция по поднятому вопросу должна быть подкреплена примерами из литературы).

Остальные критерии оценивания (достаточно соблюдения одного из них):

№3 — композиция и логика рассуждения (нужно выдержать баланс между тезисами и доказательствами, а также не забыть про вступление и заключение);

№4 — качество письменной речи (точность выражения мыслей, разнообразие лексики, соблюдение речевых норм);

№5 — грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

Итак, чтобы получить зачёт (минимум, который даст допуск к ЕГЭ), нужно выполнить главные требования, получить плюсик по двум основным критериям и по любому из критериев 3–5.

Чтобы получить высший балл, нужно написать сочинение, соответствующее всем критериям. Суммарно можно набрать 20 баллов, которые потом переведут в оценку по 10-балльной шкале.

Онлайн-школа

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Узнать подробнее

Как готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокую оценку

Главный совет — при подготовке не ориентируйтесь на сочинения из интернета. Не факт, что они качественные. Лучше обратитесь к учителям или репетиторам. Они профессионально оценят, как вы формулируете свою позицию, как подбираете к ней литературный материал и выстраиваете логику рассуждения.

Во время подготовки пользуйтесь лайфхаками:

  • Выберите для аргументации произведения, которые вы уже читали и любите.

    Можно использовать почти любой литературный материал: отечественные и зарубежные мемуары, нон-фикшн, публицистику, научпоп, поэзию, художественную литературу. Подойдёт практически всё — от ужасов Стивена Кинга до летописей Древней Руси. Нельзя использовать только малые фольклорные жанры (потешки, заклички, загадки) и комиксы.

    Например, в рассуждении о счастье можно равноправно вспомнить гончаровского Обломова, который рад, что Ольга вышла замуж за Штольца (счастье, вызванное благополучием любимых людей), или научно-популярные тексты физиолога Вячеслава Дубынина, где он рассказывает о работе гормонов дофамина и серотонина. Главное, чтобы пример был в тему.

  • Выберите для подготовки два раздела. Выучить всё — нереально, сосредоточиться только на одном — опасно (могут достаться неудачные темы). Посмотрите, какие темы прошлых лет соответствуют выбранным разделам, составьте список подходящих произведений и повторяйте их.
  • Определитесь с композицией текста. Вступление и заключение всегда на своих местах, но основное содержание может быть разным. Например, вы можете добавить несколько тезисов и доказательств.

Потренируйтесь писать сочинения, соблюдая следующие правила:

  • Пишите в тексте не меньше рекомендованных ФИПИ 350 слов. Так вы подстрахуете себя по объёму сочинения и сможете полноценно раскрыть тему (с помощью минимума из 250 слов это сделать крайне сложно, если только вы не Чехов).
  • Выберите минимум два литературных произведения для аргументации своей позиции. При этом нужно, чтобы они были сопоставимы: стихи — к стихам, научпоп — к научпопу. Если вы плохо запомнили один из источников, второй может вас выручить.
  • Проверяйте написание слов по орфографическому словарю. На итоговом сочинении разрешено им пользоваться.

ЕГЭ по математике: как готовиться и когда начинать, чтобы получить 100 баллов

Читать подробнее

Как пройдёт итоговое сочинение

Основная дата итогового сочинения — 7 декабря 2022 года. Мероприятие начнётся в 10:00 по местному времени. Если опоздаете, вас пустят, но вы пропустите инструктаж, и останется меньше времени на работу.

Непосредственно перед сочинением вы получите шесть тем. Нужно будет выбрать одну. На написание дадут 3 часа 55 минут — больше, чем на ЕГЭ. Поэтому можно будет писать спокойно и сосредоточенно.

Можно воспринимать мероприятие как репетицию ЕГЭ: за каждым участником так же будет закреплено место, в аудиторию разрешат пронести чёрную гелевую ручку, паспорт, очки. В отличие от ЕГЭ можно взять словарь.

Онлайн-школа

Подготовься к ЕГЭ под руководством педагогов и наставников

Педагоги и эксперты ЕГЭ системно преподают все нужные темы и учат выполнять задания независимо от их формулировки и формата, ориентируясь на актуальные материалы и варианты ФИПИ. Ученика поддерживают наставники, психологи и тьюторы.

Узнать подробнее

  • Можно ли в декабрьском сочинении писать один аргумент
  • Можно ли заблудиться на жизненном пути сочинение по литературе
  • Можно ли в декабрьском сочинении аргументировать свою позицию примером из жизни да нет
  • Можно ли заблудиться на жизненном пути сочинение итоговое
  • Можно ли быть справедливым не будучи человечным сочинение итоговое сочинение