Можно ли в итоговом сочинении приводить примеры из истории

Литературный аргумент — это, пожалуй, самый основной и обязательный критерий. Потому что если ваш текст написан без опоры на литературное произведение, то «зачета» не видать, какие бы красивые слова и образы вы не подобрали.

Вот только знать содержание произведения мало, его нужно ещё и грамотно вписать в тект. А для этого тоже есть свои правила.

1669995256.jpg

Микровывод – важная часть аргумента, в которой вы подводите промежуточный итог своим рассуждениям, показываете, как приведённый вами пример связан с темой.

 Например, в сочинении на ту же тему «Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?» (о которой мы говорили в предыдущем материале) литературный аргумент может выглядеть так:

Вспоминается роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей Болконский мечтает о блестящей военной карьере и славе. Он холоден со своей беременной женой, груб и резок, когда видит её слёзы, и без сожалений прощается с ней, уезжая на войну. Лишь получив тяжелое ранение, лёжа под небом Аустерлица, герой понимает, что его убеждения были ложными, а мечты ничтожны по сравнению с вечным и бесконечным небом. Князь Андрей осознаёт, что карьера не главное в жизни, и позже возвращается домой и старается больше времени уделять семье. Этот пример показывает, что человек, совершивший ошибку в силу ложных убеждений, может отказаться от них и изменить свою жизнь.

Помните: чтобы аргумент был засчитан, в нём не должно быть грубых фактических ошибок, искажения содержания произведения или авторской позиции!

Нельзя, например, приводить в качестве примера жестокого обращения с животными рассказ И.С. Тургенева «Муму». Он не о животных, а о крепостном праве и его губительном влиянии на человека. Поэтому пишите только то, в чём совершенно уверены.

Сколько литературных аргументов использовать? 

Эксперт по проверке итогового сочинения Мария Французова рекомендует писать два – для подстраховки. Если один окажется неудачным и не будет зачтён, второй может вас выручить. Если один аргумент не позволит набрать необходимый объём работы, второй придётся как нельзя кстати.

Можно ли для аргументации использовать одно и то же произведение? 

Да, можно. В задании сказано: «Достаточно опоры на один текст».

Можно ли приводить аргументы не из литературы, а из других искусств, истории и жизненного опыта? 

Можно. Но один из аргументов обязательно должен быть литературным, иначе вы получите «незачёт» по одному из двух главных критериев и за работу в целом.

Нельзя использовать в качестве аргументов малые жанры фольклора: анекдоты, пословицы, поговорки, частушки.

Не подойдут и популярные среди молодёжи визуальные романы, комиксы, манги, так как это пересечение литературы и визуального искусства, а мы пишем итоговое сочинение по литературе.

На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.

1. Учителя воспитывают из всех
литературоведов

«Зачем
моему ребёнку писать сочинение по
литературе, если он поступает в технический
вуз?» — задаются вопросом родители
будущих инженеров и программистов. Почитаем
аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических
измерений (ФИПИ) — разработчика всех
контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое
сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал».

А теперь
разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники
пишут сочинение, чтобы показать, что
они способны мыслить и рассуждать,
защищать свою точку зрения аргументами,
а не топаньем ножки со словами «Я так
хочу!». Этот навык
очень пригодится во взрослой жизни.
Например, чтобы аргументировать в вузе
своё желание быть на паре, а не разбирать
кирпичную стену. Или чтобы объяснить
любимой девушке, что брать графитовую
норковую шубку в кредит — не лучшая
затея. Или чтобы вести интересный диалог
с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

Уметь
мыслить логически — полезно. Но зачем
же обязательно опираться на литературу?
Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем
вообще читать книги?

Ответа в
документах ФИПИ мы не найдём, поэтому
поделюсь своими мыслями. Литература
показывает нам опыт поколений, даёт
возможность понять, что мы не первые
испытываем те или иные чувства. Не мы
первые влюблены безответно; не мы первые
расходимся во взглядах с родителями;
не мы первые чувствуем отчаяние; не мы
первые испытываем детский восторг от
первого снега. То есть литература
становится для нас незримым другом,
неосязаемым кладезем ответов на вопросы,
которые нас мучают. Перечитаем «Маленького
принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни
важны не цифры (деньги, статистика
лайков), а дружба и любовь. Познакомимся
с романом «Зулейха открывает глаза»
Яхиной и поймём, что человек способен
устоять перед натиском любых невзгод.
Поэтому читать литературу, а не только
постики и новости, невероятно важно для
стабильности нашего состояния. Уметь
сопоставлять эпизод из книги со своей
жизнью — значит развивать своё
аналитическое мышление. А оно нам
пригождается всякий раз, когда мы стоим
перед выбором.

Выпускнику
не нужно уметь делать литературоведческий
анализ — ему нужно уметь мыслить,
выражать свою точку зрения и аргументировать
её.

Как оценивают-то?

Теперь
вчитаемся в критерии оценивания
сочинения. Сначала
эксперты принимают решение, нужно ли
вообще оценивать это сочинение. Для
этого они, во-первых, считают количество
слов: не меньше 250, лучше около 350.
Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли
написано сочинение. Если оба требования
выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно
исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием
— получишь «незачёт»

Первый
критерий — соответствие теме.
Если
ученик заявил тему надежды и отчаяния,
а говорит о гордости и небесных пряниках,
увы, сочинение не зачтут. Но если он не
согласился с предложенным мнением и
аргументировал свою точку зрения, то
всё в порядке.

Например,
в 2018 году в одном из комплектов тем была
такая: «Согласны ли Вы с утверждением
Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

Можно не
согласиться с такой формулировкой? Я
думаю, что быть добрым в современном
мире не очень-то легко. Если ты добряк,
каждый норовит ноги вытереть о тебя. С
другой стороны, доброта открывает любые
двери. Не может быть однозначного ответа
на этот вопрос! И тем более, нет
правильного
ответа. Есть мнение конкретного человека.

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй
критерий — аргументация. Привлечение
литературного материала.

Закройте
глаза, сделайте вдох, досчитайте до
десяти, когда вновь услышите, что нужно
брать для аргументации два произведения
из русской классики. Это самый
распространённый миф.

Читаем
методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке
итогового сочинения по критерию № 2
„Аргументация. Привлечение литературного
материала“ нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием
участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала,
имеет право
привлекать не только художественные
произведения, но и дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники
отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст)».

Взять для
примера «Чайку по имени Джонатан
Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть
«Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На
здоровье. Вспомнить песню «Когда мы
были на войне» на стихи Самойлова? Не
проблема.

Сочинение — не проверка на
знание кратких содержаний произведений
школьной программы, а возможность
поделиться мыслями, которые возникли
во время чтения произведения
.

Достаточно
одного литературного произведения.
Усилить свою аргументацию можно примерами
из других видов искусства: театра, кино,
живописи, музыки. Можно привести пример
из истории, биографий великих людей.
Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может
требовать привлечения нескольких
литературных аргументов или опоры не
только на литературный аргумент, но и
на произведения других видов искусства
или на исторические факты. Таким образом,
в итоговом сочинении, кроме литературного
аргумента, могут быть аргументы, связанные
с театром, кино, живописью, историческими
документами (их нужно рассматривать
как органическую часть сочинения)».

В этом
абзаце идёт речь о том, что
некоторые
вузы за итоговое сочинение дают
дополнительные баллы
. Так, Высшая
школа экономики может прибавить до десяти
баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной
комиссии желанного вуза можно выяснить,
какие требования здесь предъявляют к
сочинению, и получить отличную прибавку
к портфолио.

Если же
сочинение не отвечает хотя бы одному
из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для
получения оценки „зачёт“ необходимо
иметь положительный результат по трём
критериям (по критериям № 1 и № 2 — в
обязательном порядке), а также „зачёт“
по одному из других критериев».

Посмотрим
на «другие критерии».
Третий
критерий — композиция и логика
рассуждения
.

Логические связи между
тезисом — основной мыслью высказывания
— и аргументами делают нашу речь понятной
и удобной для восприятия. Если логика
нарушена, то такая речь тяжело
воспринимается.

Классический
пример нарушения логики нам подарил
известный политик ещё в 2013 году:
«А
сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, мало кто может это
делать»
. Если в сочинении зафиксирована
постоянно скачущая блохой мысль, то по
этому критерию, конечно же, «зачёт» мы
не получим.

Кроме того,
важен композиционный баланс. Вступление
и заключение по объёму должны быть
меньше основной части. Если праздные
рассуждения о космических кораблях,
бороздящих просторы Вселенной, занимают
большую часть сочинения, а собственная
точка зрения и её доказательство —
меньшую, то это похоже на пустословие.

Через
сочинение мы стремимся научить подростка
быть ответственным за свои слова.

Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.

20 октября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Консультация по подготовке к итоговому сочинению

Урок провёл разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Федоров Алексей Владимирович.

Можно ли при аргументации опираться только на собственный жизненный опыт?

Нет, обязательно должна быть опора на литературный материал.

Имеют ли право поставить за сочинение незачёт, если в нем меньше 350 слов? Какие слова включаются в подсчет?

Если меньше 250 слов – тогда за сочинение будет незачёт. Считаются все слова, включая служебные.

Есть ли риск получить незачёт по требованию 2, если в сочинении приводятся развернутые цитаты, включаются афоризмы?

Развернутые цитаты – это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. А вот афоризмов вряд ли будет достаточно.

Если в сочинении допущены фактические ошибки, могут ли за них поставить незачёт?

Они могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачёт, их количество должно быть критическим.

Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

Вы можете их анализировать, если это поможет вам в работе, но вы не обязаны это делать.

Если приведён пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачёт по критерию 1?

Нет, не могут.

Можно ли оспаривать утверждение, которое дано в теме (в том числе и в форме цитаты)?

Да, вы можете либо подтвердить эту мысль, либо показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд, либо оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание

Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

Да, имеет. Самое важное, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

Можно, но не вместо литературного материала.

Если в сочинении много исправлений, повлияет это на оценку?

Нет, это не должно повлиять на оценку. Главное, чтобы исправления не мешали читать и понимать ваш текст.

В перечне литературного материала не названы религиозные тексты: Библия, Коран, Тора. Можно ли на них опираться при аргументации?

Этого делать никто не запрещает.

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 479

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

  • Можно ли заслужить прощение итоговое сочинение
  • Можно ли в итоговом сочинении приводить примеры из зарубежной литературы
  • Можно ли заработать на рассказах в интернете
  • Можно ли в итоговом сочинении приводить примеры из жизни 2022
  • Можно ли закончить сочинение вопросом