Содержание
- Итоговое сочинение: Всякий человек сам себя воспитать должен
- Вариант 1
- Вариант 2
Итоговое сочинение: Всякий человек сам себя воспитать должен
Многомудрый Литрекон солидарен с Базаровым и защитил его позицию в итоговом сочинении на тему: Всякий человек сам себя воспитать должен. Аргументы он взял из книг «На дне», «Олеся», «Война и мир», «Капитанская дочка».
Вариант 1
Многие люди винят в своих неудачах родителей, учителей, окружение, так как «недополучили воспитания». Они ищут источник проблем в семье и других социальных институтах, но только потому, что не желают брать ответственность на себя. А ведь мы сами в ответе за свое развитие, так как личность может измениться только по своей инициативе. Именно это имел в виду И.С. Тургенев, говоря устами своего героя: «Всякий человек сам себя воспитать должен». Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.
Так, М. Горький в пьесе «На дне» развенчал миф о том, что человека можно воспитать против его воли или без ее привлечения. Обитателям ночлежки не помогли советы странника Луки. Как бы ни пытался добрый старик настроить людей на самосовершенствование и преодоление себя, никто не принял его наставления всерьез. Актер, которого история о бесплатной больнице для алкоголиков вдохновила на временный отказ от вредной привычки, тут же сдался, узнав, что работать над собой придется самому. Герой думал, что за него все сделают врачи из мифической клиники, а браться за лечение самостоятельно он не захотел. Поэтому когда Лука ушел, а Сатин раскрыл его ложь во благо, Актер тут же забросил попытки избавиться от алкогольной зависимости. Лука искренне хотел повлиять на него, но никто не может переделать сформировавшуюся личность, если она сама не настроена на работу. Этот пример говорит о том, что воспитать взрослого человека невозможно. Он сам ответственен за свое развитие, и никто, кроме него самого, не сможет изменить его характер и поведение к лучшему.
Люди часто ищут опору в каких-то наставниках и обществах единомышленников, пытаясь сбросить с себя ответственность за свое воспитание и перепоручить это дело другим. Но никто, кроме самого человека, не способен изменить его к лучшему. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов был недоволен собой и хотел избавиться от многочисленных недостатков. Но у него не было воли для работы над собой, поэтому он все время старался передать бразды правления другим людям. Сначала он попал под влияние Курагина и его алчной семьи. Он покорно следовал за князем Василием, куда тот укажет, и выполнял все его требования. Но наставник лишь использовал Пьера в корыстных целях. Разочаровавшись в нем, Безухов нашел новую опору в виде масонского ордена. Он думал, что тайное общество поделится мудростью и добродетелью с ним, воспитает в нем твердую и благонравную натуру. Он искал в каждом собеседнике наставника, в каждом фолианте — нравственный урок, но вновь ошибся, ведь никто и ничто не может развить человека. Только он сам в силах усовершенствовать себя. Когда Безухов понял это, он справился со своими недостатками без масонских орденов и влиятельных учителей из высшего света. Он воспитал себя сам, когда столкнулся с лишениями во французском плену и проникся народной мудростью. Безухов переделал свою жизнь и развил себя только тогда, когда многочисленные помощники перестали ему мешать.
Таким образом, человек должен воспитать себя сам, потому что никто, кроме него, этим заняться не сможет. Если он сам ничего не делает для того, чтобы стать лучше, никто ему не поможет. Влияние со стороны бессильно, когда личность не заинтересована в развитии. Поэтому каждый из нас сам должен заботиться о своем личностном росте.
Вариант 2
«Всякий человек сам себя воспитать должен» — так говорил главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров имел в виду то, что людям необходимо взять ответственность за свое развитие на себя, ведь они будут работать над собой гораздо эффективнее, чем социальные институты. Эта точка зрения находит подтверждение во многих известных книгах.
Например, А.И. Куприн в повести «Олеся» доказал, что человек может воспитать себя гораздо лучше, чем те же социальные институты. Главная героиня росла вдали от людей и контактировала только с бабушкой. Мануйлиха научила ее основам поведения и передала знахарские премудрости, но никогда не навязывала ей свое видение мира. Олеся жила и развивалась свободно и черпала знание жизни у природы, которая ее окружала. Героиня работала над собой и ежедневно делала новые открытия в интересующей ее области. Она лечила животных, изучала их повадки и хорошо знала дары леса, которые могли помочь человеку в борьбе с недугами. Нравственная сторона ее натуры тоже была на высоте: Олеся отличалась добротой, отзывчивостью и умением преданно любить. Но совсем других людей мы видим в селении, откуда Мануйлиху и Олесю изгнали. Местные жители суеверны, жестоки, невежественны. Они не занимались саморазвитием, во всем полагаясь на догмы церкви, которые они даже осмыслить не могли из-за глупости. Этот пример говорит о том, что человек может воспитать себя гораздо лучше, чем какие-либо наставники.
Даже благополучная семья не сможет воспитать человека лучше, чем он сам. Это доказал А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Петр Гринев рос под родительским крылом и ни о чем не заботился. Его судьба была продумана заранее. Обеспеченный и влиятельный отец устроил его на военную службу, и впереди Петра ожидала престижная столичная гвардия. Но из-за этой благоустроенности и опеки любящей матушки герой в свои 16 лет был инфантильным недорослем, не способным на принятие ответственных решений. Он по-прежнему играл с мальчишками во дворе и не знал цену деньгам, знаниям, труду. Убедившись в этом, отец направил Петра служить, но подальше от семьи и от соблазнов столицы. Андрей Петрович справедливо рассудил, что юноша должен работать над собой самостоятельно, иначе он так и останется легкомысленным ребенком под крылом обеспеченных родителей. Гринев-старший оказался прав: когда Петр оказался один на один со взрослой жизнью, он стал стремительно развиваться. Герой стал смелее, умнее и сильнее духом. Он научился нести ответственность за свои поступки и смог взять на себя заботу о Марье — своей избраннице. Гринев стал отважным защитником отечества и созрел для создания семьи. Этот пример убеждает нас в том, что человеку лучше воспитывать себя самостоятельно, так как работа над собой эффективнее, чем вмешательство со стороны.
Таким образом, люди должны сами воспитывать себя, потому что в этом деле самостоятельность — залог успеха и гарант качества. Работа над собой дает более впечатляющие результаты, чем влияние наставников или социальных институтов. Только сам человек может изменить себя к лучшему.
Источник
Всякий человек сам себя воспитать должен
(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.
Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
“Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.
Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.
«Каждый человек должен воспитать себя сам – ну хоть как я, например» – говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений – воспитание. Как, кого и сколько воспитывать – эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я»?
«Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.
Но чем является самовоспитание в понимании Базарова – нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним – только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров – «я отрицаю все»; «в наш век отрицание полезнее всего», отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила», второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые – слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.
Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я – пример для всех».
Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь – уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой», занимается естественными науками – единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он – материалист и скептик в самой последней степени.
Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.
Самовоспитание – это одно из главных жизненных учителей. Здесь уже никто не будет бегать за тобой, и вбивать в голову правила, здесь ты сталкиваешься со своим самым главным врагом, другом и учителем – с самим собой.
Содержание
- Что такое Самовоспитание – сочинение
- Сочинение на тему Самовоспитание
- Что я понимаю под словом Самовоспитание
- Эссе Дисциплина и Самовоспитание
- Сочинение-рассуждение про Самовоспитание
Что такое Самовоспитание – сочинение
Что такое самовоспитание? Из названия понятия ясно, что это воспитание самого себя, своих убеждений, привычек, привязанностей, распорядка дня и режима. В некоторой степени это и есть самодисциплина. Но для чего нужно воспитывать себя самого? Разве за нас это не делают наши мамы и папы, воспитатели в детском саду и учителя в школе?
Человек должен уделять время воспитанию своей души. То, о чем говорится ребенку в детском возрасте, забывается с течением времени. Режим дня, к которому был приучен ребенок с детства, может расстроиться с этапом взросления.
Ценности, убеждения и привычки меняются из года в год. Как правило, то, что считается аморальным, вредоносным и плохим, дается в разы легче чем то, что является истинно нужным, полезным и правильным.
Самовоспитание – неотъемлемый атрибут в жизни каждого уважающего себя человека. Из раза в раз следует воспитывать в себе правильные привычки, чтобы быть здоровым и успешным.
Не курить, а бегать по утрам, не смотреть телевизор с глупыми юмористическими передачами, а читать хорошие книги, слушать не грязный реп, а достойную музыку. Ведь из таких малозначительных на первый взгляд вещей строится весь уклад жизни того или иного человека.
Самовоспитание касается не только внутренней жизни каждого из нас, но и взаимоотношений с окружающими и целым миром. Воспитывая в себе нравственность, человек будет придерживаться высоких моральных принципов в общении с другими.
Уважение, чувство сострадания, доброта и чуткость к ближнему – все эти качества человека рождаются в ходе самовоспитания, в ходе самостоятельной работе над своей личностью.
Дисциплинированности должен быть подвержен и наш ум, вместе с образом мысли и восприятием мира. Изо дня в день каждый из нас должен воспитывать в себе чувство прекрасного, оптимизм и интерес к жизни.
Как иначе выжить в современном обществе с бешеной нагрузкой на разум? Видение радости в мелочах и вычленение хорошего из плохого – навыки, которым можно научиться только посредством воспитательной работы над своим сознанием.
Самовоспитание – это одна из самых важных деятельностей человека. Это та самая работа над собой, которая приносит радость в любой будничный день. Только благодаря самостоятельной дисциплинированности можно стать по-настоящему светлым, добрым, порядочным и успешным человеком. А потому и счастливым.
Сочинение на тему Самовоспитание
Воспитание играет очень важную роль в жизни. Оно формулирует мировоззрение человека, его взгляды на жизнь и даже на то чем он буде заниматься в будущем. Нас воспитывают родители с самого рождения.
Однако когда ребенок подрастает одного воспитание взрослых уже становится недостаточно. Уже в подростковом периоде ребенку важно осознать необходимость ограничение самого себя в некоторых аспектах, нужно осознать пользу ограничений.
Полноценное самовоспитание необходимо начинать в юности. Принципы самовоспитание все-таки должны закладывать родители. Но также чтение книг и учеба способные дать молодому человеку осознание необходимости самовоспитание.
Так что же это такое самовоспитание. Я считаю это умение контролировать себя, контролировать свои поступки и даже мысли. Когда человек контролирует себя, он умеет ограничить свои желание, когда понимает, что они бесполезные для него. Но целью стоит не просто хаотичные такие ограничения.
Самовоспитание должно быть постоянным и последовательным, чтобы были результаты. Нужно приучить себя делать, то к чему у тебя есть способности и таланты.
Самовоспитание – это дисциплина. И она необходима, когда нужно удержать от развлечений дабы достичь успеха в жизни. Каждый человек должен к этому стремится, чтобы не желать потом о потраченной впустую жизни.
Что я понимаю под словом Самовоспитание
Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний, нельзя стать порядочным членом современного общества.
Если задуматься, то каждый человек, в той или иной степени, строит себя сам, причем с нуля. Конечно, ему помогает окружение, те же родители, но без самоконтроля, без самоанализа далеко в этой жизни не уйти.
Возьмем в пример ребенка. Его воспитывают, учат что такое «хорошо» и что такое «плохо», он растет, развивается. И в какой-то момент родителям уже нечему его научить. Неужто это все, и дальше уже не развиться?
Но нет, вот тут в дело и вступает то самое самовоспитание. По мнению многих психологов, воспитание самого себя дается куда более труднее, чем воспитание кого-либо другого. Ведь в отношении себя нельзя допускать ни малейшей провинности.
Тут что-то упустил, там забыл, и вся система рушится. Конечно, можно сказать и так, что зачем человеку самообразовываться, к чему-то стремиться, если итог у каждого одинаков. Но самовоспитание напрямую зависит на качество жизни каждого отдельно взятого человека.
Самовоспитание может происходить по-разному. Можно посмотреть на других людей, взять модель поведения уважаемого обществом человека, и постараться вычленить из него те элементы, которые и тебя сделают столь же хорошим и успешным. Это один момент.
Также нужно не забывать и о книгах. Но тут нужно научиться отделять полезную информацию от словестного хлама, что дается крайне нелегко. Но с опытом все, так или иначе, приходит.
Умнейшие люди нашей планеты не стали бы столь известными, если бы не занимались самовоспитанием. Да, это трудный путь, местами, кажется, даже невозможный, но даже стремление к некоему идеалу это уже замечательно и такого человека можно только похвалить. Не так важна цель, как само желание и труд.
Разумеется, в вопросе воспитания самого себя конечной цели нет и быть не может. Ведь нельзя же просто в какой-то момент сказать себе, мол, все, я стал идеалом, мне больше ничего не нужно, я все сделал.
Нет, нужно раз за разом преодолевать препятствия на своем пути, улучшать себя как внешне, так и внутренне, заниматься самоанализом, придумывать нечто новое, заводить новые полезные знакомства. И тогда, само собой, мы хоть чуть-чуть приблизимся к нашей недосягаемой мечте.
Эссе Дисциплина и Самовоспитание
Умение соблюдать определенные правила и следовать распорядку называется дисциплиной. Таким образом, если человек дисциплинированный, то он может двигаться (в образном смысле двигаться) в сторону, которая соответствует интересам определенного сообщества.
Как ни странно, но отсутствие дисциплины тоже может соответствовать этим интересам, например, в сообществе ленивых людей дисциплиной является расхлябанность и подобное.
В общественной жизни, в психологии выделяется термин «самодисциплина» или «самовоспитание», то есть внутренняя организация своих мыслей и действий. Каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя правила поведения в различных жизненных ситуациях, не нарушая общепринятые моральные нормы и устои.
Как показывает практика, дисциплинированному человеку в жизни, карьере удается достичь больше, чем неорганизованному «разгильдяю». Организованность и дисциплина помогают и в делах, и в отношениях. А это главное человеческое правило — жить в согласии с собой и окружающими.
И еще: если хочешь добиться чего-то в карьере, и особенно в бизнесе, то дисциплина и самовоспитание должны быть на первом месте. Деньги и власть любят дисциплину и порядок.
Сочинение-рассуждение про Самовоспитание
Самовоспитание является неотъемлемой частью формирования личностных качеств людей. Также самовоспитание помогает учиться самоконтролю и саморазвитию. Каждый человек в своей жизни должен изучить и осознать черты собственного характера. Иногда такие качества как хамство и агрессивность не дают адекватно взаимодействовать с окружением.
С одной стороны, у всякого человека есть свои особенности характера, которые отличает его от других людей. С другой, негативные качества характера несут лишь вред. Чтобы контролировать свои эмоции, необходимо самовоспитание.
Человек должен понять отрицательные черты своего характера и начать работать над тем, чтобы их устранить. Человек должен поставить для себя какие-то границы и дать себе слово, что не будет за них выходить, находясь в обществе.
Самовоспитание не только улучшает характер, но и улучшает процесс обучения и развития. Конечно, когда ребенок учится в младшем классе, ему помогают выполнять домашнюю работу родственники. Но когда он переходит в средние классы, пора ему учиться самостоятельности.
Школьник зачастую не хочет выполнять домашнюю работу – ему хочется играть и развлекаться. Вот тут и должно прийти на помощь самовоспитание.
Допустим, школьник может дать себе определенное задание. Например, если он сделает всю домашнюю работу на следующий день, то весь выходной он будет отдыхать. Это позволит ему и получить хорошую оценку, и провести время с удовольствием. И, конечно же, закалить характер.
Спорт также не обходится без самовоспитания. Это нормально, когда ребенок хочет быть сильнее, быстрее и ловчее других детей. В этом ему тоже может помочь самовоспитание. Например, ребенку оно даст должную мотивацию для тренировок, которые, в свою очередь сделают его спортивнее.
Когда человек перестает себя контролировать, не сдерживает своих эмоций и чувств, отказывает себе в самовоспитании, его жизнь становится в разы хуже. Итоги его деятельности начинают носить не столько продуктивный, сколько отрицательный характер.
Таким образом, следует сделать вывод, что человек, тренирующий самовоспитание, с большей вероятностью достигнет в жизни успехов и разовьет собственную личность, чем человек, ставящий самовоспитание на второй план.
Читайте также: Характеристика Самсона Вырина из рассказа «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.
Воспитание в себе сдержанности укрепит дружбу, хорошие отношения с одноклассниками. Это касается умения хранить чужую тайну, игнорировать нехорошие слухи о ком-то из знакомых. Если упорно работать над собой, то в жизни можно преодолеть любые препятствия и достичь желаемых целей.