Можно ли завалить итоговое сочинение

Не сдал итоговое сочинение: что делать

08.12.2022
14457

Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.

не сдал итоговое сочинение

Когда будут известны результаты сочинения

Согласно сайту Регионального центра обработки информации города Москвы, сочинения, написанные выпускниками в основной срок — 7 декабря, будут проверяться с 7-го по 14-е число. До 21 декабря учащихся ознакомят с их результатами, можно будет посмотреть опубликованные бланки работ. Примерно на эти же сроки могут ориентироваться и школьники из регионов.

Даты проверки и публикации результатов сочинений, написанных в даты пересдач, можно также изучить на сайте РЦОИ.

Почему я не сдал итоговое сочинение: 5 причин

Процент не сдающих итоговое сочинение очень низкий. В 2020/21 учебном году 98% одиннадцатиклассников получили зачет — и только 2% пошли на пересдачу. Поэтому даже статистически ваши шансы не сдать итоговое сочинение очень низки.

Если это все же произошло, то вот 5 возможных причин:

  1. Вы не смогли подобрать литературный аргумент или допустили ошибку в нем ошибку.
  2. Не поняли тему и не ответили на вопрос.
  3. Набрали меньше минимального количества слов — 250.
  4. Списали работу из интернета.
  5. Вам стало плохо на экзамене, вы болели или были на карантине, то есть ушли с сочинения или не пришли на него.

Если вы не сдали итоговое сочинение, о конкретных причинах вам расскажут в школе. То же самое будет указано и на сайте, где вы посмотрите результаты: mos.ru, если вы москвич, или официальный информационный портал ЕГЭ. Преподаватель русского языка также объяснит, по каким критериям поставлен зачет, а по каким — незачет. Лучше всегда просить учителя разобрать работу как можно подробнее, чтобы лучше понять свои ошибки.

Если вы не сдали итоговое сочинение, причина может быть в подготовке: возможно, вы не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.

Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Всему этому можно научиться на нашем курсе по подготовке к итоговому сочинению.

Что будет, если получить незачет

Вы просто пойдете на пересдачу в 2023 году. Даты пересдач уже известны:

  • 1 февраля 2023 года;
  • 3 мая 2023 года.

В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине — например, болели.

Статистики школьников, которые получили незачет в дополнительные даты, просто не существует. Поэтому вы точно все сдадите. Но теоретически, если вы все же не напишете итоговое сочинение в период пересдач, вас не допустят к ЕГЭ. То есть вы не окончите школу: вам придется остаться на второй год и заново писать сочинение для допуска к государственной итоговой аттестации.

Как подготовиться к пересдаче

1. Не расстраивайтесь и не паникуйте

Помните: если ученик не сдал итоговое сочинение, ни у кого нет задачи его завалить или не допустить — это будет проблемой не только для выпускника, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!

2. Прочтите универсальные произведения

Так у вас будут готовы аргументы, которые подойдут ко многим разделам и подразделам. Если нет возможности прочитать произведение в оригинале, предлагаю комбинацию «экранизация + краткое содержание».

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (путь Тараса и сыновей в Сечь).
  • Преступление и наказание — вечная тема (предательство Андрия, убийство Андрия).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (Тарас, Остап как пример истинного патриота).

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Темы 

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Болконского, Безухова, дорога в Отрадное).
  • Преступление и наказание — вечная тема (война – преступление, Наполеон, предательство Наташи).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (защитники родины, патриотизм, Кутузов).

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Раскольникова).
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь героев).
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (эксперимент профессора).
  • Преступление и наказание — вечная тема (преступления Шарикова).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (пример достойного/недостойного гражданина).

3. Изучите темы, которые были в декабре

Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности. Все темы по часовым поясам можно узнать в этом материале.

  • Как вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
  • Какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость?
  • В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Может ли природа помочь человеку понять себя?
  • Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
  • Как бороться со злом?
  • От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • Почему нельзя «убивать время»?
  • Можно ли прожить без мечты?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Понимать человека или управлять им?

А готовые аргументы с опорой на литературный материал для новых разделов и подразделов итогового сочинения 2022/23 смотрите здесь: 

4. Тренируйтесь

Пишите сочинение по плану:

  1. Вопрос, ответ на вопрос (своё мнение + рассуждение).
  2. Доказательство своего мнения (аргумент из литературы), микровывод.
  3. Доказательство своего мнения (второй аргумент из литературы), микровывод.
  4. Общий итог рассуждения.

5. Помните о требованиях к сочинению

Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика, речь или грамотность).

Чтобы получить зачет, вы должны выполнить все эти требования:

  1. В сочинении должно быть больше 250 слов.
  2. Оно не должно быть списано из интернета, иначе незачет.
  3. Текст сочинения должен соответствовать теме: если есть вопрос, должен быть дан ответ на него.
  4. Сочинение должно содержать минимум один литературный аргумент: подробный, не менее 100 слов.
  5. Итоговое сочинение должно быть написано по шаблону, поделено на абзацы.

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

3683

На всех учениках 11-х классов лежит обязанность написания итогового сочинения. К сожалению, не все школьники справляются с этой задачей с первого раза. Но это не означает, что на зарабатывании оценок для аттестата и на подготовке к ЕГЭ надо ставить крест. Итоговое сочинение можно пересдать в этом же учебном году. Рассказываем, в каких случаях будут выставляться «незачеты» в 2022/2023 году, что делать для успешной пересдачи.

Содержание

Какова вероятность получить «незачет»?

Рассказывая 11-м классам о предстоящем итоговом сочинении, учителя в школе любят сгущать краски – запугивать сложностью получения допуска к ЕГЭ, трудностью предоставляемых тем. Обратившись к статистике 2021/2022 года, можно увидеть, что всем экзаменуемым выставляется «зачет», только 2% получают допуск не с первого раза. Вероятность оказаться в числе тех людей, которые отправятся на пересдачу, крайне мала. Но это не отменяет того факта, что нужно готовиться к сдаче и не забывать о критериях оценивания итогового сочинения.

3689

Выставление «незачета» на итоговом сочинении: причины

«Незачет» ставится по нескольким причинам, возникновение которых школьнику можно предотвратить, если соблюдать все нормы, установленные в требованиях к итоговому сочинению.

Маленький объем итогового сочинения

Допускаются итоговые сочинения, объем которых составляет 250+ слов. Тексты <250 не оцениваются по остальным критериям. Все слова действительно считаются, поэтому писать размашистым почерком – не вариант. Крупными буквами можно создать иллюзию наполненности текста, но несоответствие объему будет выявлено при тщательной проверке и послужит причиной «незачета».

Что делать, чтобы набрать больше слов? Развернуто писать инициалы авторов и героев, указывать числа и даты словами, использовать причастные и деепричастные обороты.

Написание сочинения без конкретных литературных аргументов

Задача итогового сочинения – проверить знание содержания литературных произведений, а также грамотность выпускников 11-х классов. Нельзя ссылаться только на личный опыт или рассказы знакомых. Аргументация для раскрытия темы должна быть развернутой, выстраиваться именно на основе литературы. Искажение вопросов, отраженных в произведении, приведет к «незачету» за всю работу.

Не стоит забывать, что эксперты тратят время и на проверку речевого развития школьников: во всех текстах отслеживают наличие композиции и логики рассуждения, грамотности, анализируют качество письменной речи.

Плагиат

Итоговые сочинения проверяются на оригинальность. Если при анализе фрагментов сочинения выявляется, что аргументы списаны из интернета, а не сформулированы самостоятельно, людям сразу ставятся «незачеты».

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Несоответствие теме

Итоговое сочинение, написанное школьником, должно четко раскрывать выбранную тему. Будущему выпускнику 11-го класса, ушедшему в своих рассуждениях в противоположное направление, нельзя претендовать на выставление «зачета».

Непосещение итогового сочинения по уважительным причинам

Непредвиденные обстоятельства могут воспрепятствовать написанию итогового сочинения. Если человек документально подтвердит свое отсутствие, например, предоставит справку о болезни, он получит право на выполнение работы в иной установленный срок.

Пересдача доступна, если человек не завершил работу в основную дату

Резкое ухудшение самочувствие может стать причиной пересдачи. Волноваться не о чем: участнику можно будет успешно выполнить итоговое сочинение в другой день и получить допуск к ЕГЭ.

Выявленный факт списывания

Шпаргалки, обнаруженные у человека при написании итогового сочинения, лишают его права получения «зачета». Чтобы быть допущенным к ЕГЭ, придется пройти процедуру итогового сочинения еще раз, но уже честным путем, не списывая фрагменты, ранее представленные в чужих сочинениях, без телефонов, наушников и т.п.

3688

Как повторно сдать итоговое сочинение: правила и даты пересдачи

Людям, которые не справились с работой с первого раза, предоставляются еще 2 попытки достичь «зачета». Сочинение, написанное в декабре 2022 года, можно будет сдать 2 февраля и 4 мая 2023.

Найти случай третьего «незачета» подряд – весьма сложная задача. В теории, такие школьники не могут сдать ЕГЭ в текущем учебном сезоне – при трехкратном невыполнении сочинения на пороговые баллы закрывается доступ к ЕГЭ. В следующем году придется заново отправиться в школу, получить допуск, а затем написать экзамены.

3687

Как повторно сдать итоговое сочинение и получить «зачет»?

Каждая неудача – повод задуматься об ошибках, допущенных в прошлом. Если учитель в школе доложит информацию о том, что вы не сдали итоговое сочинение, попросите разобрать причины выставления «незачета». Не впадайте в уныние – лучше от этого не станет. Делайте выводы, чтобы предотвратить допущение неточностей при пересдаче в другую дату.

Измените структуру подготовки – ответственно подойдите к устранению пробелов в знаниях. В этом вам поможет читательский дневник, в который нужно будет вносить образы героев, ключевые моменты из сюжета. Находите в произведениях важные детали, термины, тезисы, которые могут послужить доказательством при раскрытии темы сочинения. Читательский дневник поспособствует структурированию и закреплению материала.

Устраивайте пробные итоговые сочинения в домашних условиях. Выбирайте комплекты тем, которые были в текущем учебном году на реальном экзамене. У каждого часового пояса свои темы, так что вы точно сможете «добыть» несколько заданий и на их основе потренироваться. Не избегайте сложных вопросов: представляйте, что вы действительно находитесь на итоговом сочинении, что вам нужно как-то раскрыть попавшуюся тему, подкрепив ее аргументами из литературы. 

Не корите себя за мелкие неточности: даже по критериям оценивания допускаются негрубые ошибки, которые не затрудняют восприятие текста. Позаботьтесь о заготовлении типовых речевых конструкций для вступления, заключения, связок между абзацами. Всегда следите за грамотностью.

Не полагайтесь только на экранизации произведений. Фильмы нередко искажают события, происходящие в книгах, не делают акцент на деталях и вопросах, которым авторы придают особое значение.

Всегда оставляйте время на вычитку текста и исправление допущенных ошибок.  

Обращайтесь к готовым аргументам, но не заучивайте их. Используйте тексты из интернета для понимания того, как должны выглядеть аргументы, соответствующие критериям итогового сочинения, по которым эксперты проверяют тексты и решают вопрос о выставлении «зачетов» и «незачетов».

Аргументы для итогового сочинения

Подборка аргументов, которые помогут школьникам получить «зачеты»

Апелляция результатов итогового сочинения

Если ученик школы не согласен с выставленными баллами, он вправе написать заявление на анализ его работы другой комиссией по проверке итоговых сочинений. Важно уложиться в отведенные сроки. На подачу заявления на пересмотр итогового сочинения или итогового изложения (итоговое изложение пишут люди с ОВЗ) дают 3 дня после публикации результатов. Все вопросы по поводу апелляции нужно уточнять у учителей и администрации школы.  

2bc099fc-945a-4540-a15f-5274bdb091e8

Выводы

Всего можно предпринять 3 попытки написания итогового сочинения в учебном году. В получении допуска к ЕГЭ нет ничего сложного. Высокие результаты не заставят себя ждать, стоит лишь ответственно подойти к подготовке по всем темам и разделам, составить аргументы и написать несколько пробных вариантов.

Поделиться в социальных сетях

Итоговое сочинение уже совсем скоро. Оцените свой уровень подготовки от 1 до 5

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

На 2 год оставят или что? И можно ли вообще в 11 классе на 2 год остаться?

16.10.2019 19:18:08,

30 комментариев

В 11 классе нельзя остаться на второй год. Можно выпуститься со справкой, что прослушал курс.
18.10.2019 12:21:15, Школьный учитель

а если ребенку нет 18 и не будет на 1 сентября и, вообще, нескоро еще будет?
18.10.2019 13:29:35, интересно)

И что? Это совершенно ничего не меняет. После 9-го класса документ все должны получить. Хоть 3 года потом сдавай, всё в школе числиться. А после 11 нет. Иди в колледж где не нужен аттестат
20.10.2019 00:02:52, Школьный учитель

Я так поняла, что не написать его довольно сложно Хотя мой, например, рискует, так как в школе в этом году почти не появляется и не в теме сочинения вообще. Я себе утешаю, что перед сочинением в декабре у него будет ровно 7 дней относительно свободных, вот и подготовится. Но он читающий, просто все ресурсы сейчас на другое брошены.

17.10.2019 13:18:05, anvi

Лютики-цветочки

Я немного по теме напишу — моя дочь не написала с первого раза это сочинение. Точнее не так — ей зачли его после апелляции. Так вот что я хочу сказать — это сочинение проверяется учителями школы и в большинстве случаев все дети пишут с 1 или второго раза. Причем, если учителя знают, что сочинение не нужно ребенку для доп баллов — шансов написать с первого раза гораздо больше.
У нас детей пытались тянуть на доп. баллы и из 24 человек сочинение с первого раз-а написало всего 8. Но, узнав, куда идут дети (технические вузы где не нужно сочинение) по апелляции первой попытки (вновь в своей школе проходила) поставили почти всем (5 человек переписывали второй раз, некоторые по своей просьбе).

Так что, думаю, вы несколько паникуете. Ребенок напишет (у моей придрались к Крыжовнику, Человеку в футляре и Дубровскому, типа избитое. Хотя еще присутствовали МЫ и 1984.

Все будет хорошо, держитесь.


17.10.2019 11:10:33, Лютики-цветочки

У нашей школы не в нашей школе проверяли, и таких школ в Москве в прошлом году было немало.

18.10.2019 12:25:15, Маша А.

Странно, как можно не написать.
Два варианта — русский не родной по сути или по духу и писал не на ту тему или поэма в стихах не хуже Пушкина. Ну, гений может и поэму втиснет в рамки стандарта, но это все-таки трудновато, а так оригинальность идет в минус.
А грамотность — ну куда ж столько ошибок, и так лимит приличный.
Почему завалили? Избитость не входит в число критериев, как раз излишняя оригинальность в выборе произведения неклассического может минусить. Или это давнее дело?

17.10.2019 12:38:44, Dezi

какой-то ужас, завалить 16 человек это надо постараться, как можно знать, куда ребенок собирается поступать в декабре, когда нет ни одного результата егэ? да и зачем кому-либо в школе это сообщать дополнительно?
17.10.2019 11:32:09, Lubanya

Лютики-цветочки

Ну, мы точно знали, что у нас химия будет в приоритете. И не МГУ и ВШЭ. На апелляции попросили «не показывать сочинение для доп баллов».
У меня конечно есть и собственная теория произошедшего — это разборки в школе между учителями-словесниками. :-).
Но все уже в прошлом. Все поступили, все учатся.

17.10.2019 12:13:45, Лютики-цветочки

А можно уточнить про итоговое сочинение.
Вот дали 5 направлений. Это что темы сочинения? Его разве нельзя заранее подготовить и «выучить». Или сочинение будет о чем то другом? или на сочинение скажут по какому произведению будет тема.
Я совсем не в курсе как проходит это итоговой сочинение, моя пока в 10 классе, просвЕтите плз.

17.10.2019 10:42:14, Agape

У нас подготовка выглядела так: учитель озвучила пять направлений (Отцы и дети, Ремесло и искусство, мечты и реальность …) и по этим направлениям выдала по 40 тем (всего 200 тем). Каждый ученик должен был выбрать свое направление и по этому направлению писать сочинения (хоть по всем 40 темам). На итоговом сочинении было 5 тем по озвученным направлениям, но они отличались от тех 40х5=200 тренировочных. Формулировки были другие. Например в «отцах и детях» тема звучала так: «Что для ребенка важнее: слова родителей или личный пример?» Про мечты была тема «Всегда ли мечта возвышает человека?».

17.10.2019 15:00:56, starka

Пила, Вино и Хохотало

слушайте, так можно же наверное по червячному методу писать?
типа *птицы питаются червями, а черви бывают кольчатые и трубчатые….*(с)

ну , те же отцы и дети — проблематику отцов и детей как-то описать, а в примерах уже по месту делать упор то ли на личный пример, то ли на личные ценности….
можно так?


17.10.2019 16:32:31, Пила, Вино и Хохотало

Можно, конечно. Проблема в том, что в этом возрасте не все школьники пишут легко. Тем более, что формулировки у тем бывают «не бей копытом». Тогда только червячный метод и спасает.
А если ребенок малочитающий, то и с примерами трудности. И формулировку «тема не раскрыта» никто не отменял. И если ребенок изначально не очень грамотный, то у родителей возникает естественные опасения за результат.
Но, честно говоря, о таких ужасах, как пишут ниже, я раньше не слышала. У нас в школе все написали.

17.10.2019 16:56:12, starka

Это не темы сочинения, а направления тем.
Точные темы дают прям перед сочинением.
Пример: направление — любовь, темы — любовь спасет мир или любовь — вселенское зло. Что учить-то?

17.10.2019 12:41:32, Dezi

Лютики-цветочки

В любом случае (если правила ЕГЭ не изменятся), то при самом экзамене все равно нужно писать сочинение. За него дают больше всего баллов.
Так что мой совет — писать-писать-писать на все темы, что в голову придут. Соблюдая требования (вступление, заключение и тд). высказывая свое мнение, аргументируя. Мы были вынуждены взять с января преподавателя по скайпу (1 раз в неделю занимались), моей дочери это очень помогло — поняла как писать, научили выражать свои мысли более четко, аргуминтируя. Но в школе к сочинению абсолютно не готовили, или готовили так, что моя не понимала, что от нее хотят. Надеюсь, что вам может хватить и школы.

17.10.2019 12:20:26, Лютики-цветочки

это именно направления, а не темы… к примеру, по Войне и миру м.б. в итоге как патриотизм, так и описание природы
17.10.2019 11:30:14, Lubanya

Ну святить Вас тут никто не будет, не туда обратились)
17.10.2019 11:25:25, Советик

и на том спасибо :) а по теме вопроса?

17.10.2019 11:42:27, Agape

Вот то самое по теме, режутся больше всего на грамматике и речевых ошибках. Это в блогах весело читается и называется стиль, когда со сказочного языка перескакивают на канцелярит, а для сочинения будет ошибкой.
Чтоб прям совсем не понимать тему, не уметь излагать и не читать все годы учебы … хотя двоечники боятся, конечно. И если по здоровью — дизлексики и тп., тоже переживательно.
Еще шаблон композиции надо знать, не все учителя рассказывают. А за несоблюдение могут бортануть.
Дочка рассказывала из того, что им учитель внушает.
Еще важен метапредметный аргумент (кажется так) — из внешкольной программы, очень ценят стихотворные цитаты, можно примеры из фильмов, картин, хоть комиксов и еще пример из жизни. Как-то так.

17.10.2019 12:53:15, Dezi

Люба С.

Вот сколько читаю, столько не устаю поражаться фантазиям школ.
Специально залезла на фипи и ещё раз ознакомилась с критериями

Ни слова про «метапредметный аргумент (кажется так) — из внешкольной программы, очень ценят стихотворные цитаты, можно примеры из фильмов, картин, хоть комиксов и еще пример из жизни».

Возможно всё это относится не к итоговому декабрьскому сочинению?

Помнится, когда моя старшая готовилась к эссе по обществознанию, что-то такое у них было…

«Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.»(*fipi.ru)

Вы на всякий случай проконтролируйте, а то вот так ребенок напишет по фильму или комиксам…


17.10.2019 14:35:46, Люба С.

Экспертам презентации не указ. Это от них такая инфа.
Понятие гиперболы вам не знакомо, проехали.
А то, что вы показали, это как в анекдоте: Петька! — приборы! — 95! — чего 95? — а чего приборы?
Композиция и литературный материал и тд — это тезисы, звучат красиво, но интерперетировать можно широко. Хотя в гум предметах все можно интерпретировать.
Про метапредметный вроде и правда упоминалось, что это что-то новое, может раньше не было.

18.10.2019 17:52:03, Dezi

«Ни слова про «метапредметный аргумент (кажется так) — из внешкольной программы, очень ценят стихотворные цитаты, можно примеры из фильмов, картин, хоть комиксов и еще пример из жизни».

«Возможно всё это относится не к итоговому декабрьскому сочинению?»

Очень похоже, что все это относится к дополнительным баллам за сочинение при поступлении во ВШЭ)))

Вот из их критериев оценки сочинения

«3. Опора на произведения других видов искусства (живопись, театр, кино и др., исторические документы, факты (исторические, научные, биографические и т.д.), высказывания известных людей (процитированные или пересказанные близко к тексту), а также научные и научно-популярные источники иных отраслей знания, – с развернутым комментарием-обоснованием автора сочинения) («метапредметность») – 1 балл»


17.10.2019 16:34:20, lara1974

А может быть. Правда про другой вуз была речь, но доп баллы тоже дают.
Хотя вроде про доп баллы было чуть позже, но может объединили.

18.10.2019 17:53:50, Dezi

Да ладно школы. Я тут в сентябре послушала «эксперта» на программе Доброе утро Россия. Так она тоже заявила, что незачет по граммотности= незачет по сочинению. Я прямо удивилась, испугалась и тоже полезла в критерии . Еще кол-во ошибок приводила.

17.10.2019 15:22:47, Agape

Люба С.

Ну вот и подставляют родители друг другу плечо, коллективным разумом постигая глубины мысли Рособра…

17.10.2019 16:20:56, Люба С.

Лютики-цветочки

Фильмы, спектакли — это не в итоговом, а на экзамене можно

17.10.2019 14:51:22, Лютики-цветочки

Насчет спектаклей не уверена, косвенно отложилось, а про фильмы было точно.
Дело ваше, пишите как хотите.
А потом вон, как говорят, обвиняют в избитости.
Хотя кто помешает обвинить в новаторстве

18.10.2019 17:58:21, Dezi

Люба С.

Вот я и удивилась. Топик то про итоговое декабрьское сочинение.

17.10.2019 14:55:57, Люба С.

ДиСлексики они.
17.10.2019 13:47:06, ==

7 способов завалить итоговое сочинение

Чтобы завалить в этом году итоговое сочинение, школьникам придется очень постараться: три критерия на «зачет», десяток ошибок и право на 50% списанного текста – как при такой свободе действий все же выиграть билет на пересдачу?

12.11.2014 |
Наталья Александрикова

Просмотры

10411

«Пять углов» предлагает одиннадцатиклассникам подборку «вредных» советов, точное следование которым гарантирует практически стопроцентное получение «незачета» за итоговое сочинение и дополнительную встречу с экзаменаторами холодным февральским утром.

1. Забудьте дома черную гелевую или капиллярную ручку, чтобы вдохновенно обводить каждую букву по 2-3 раза обычной шариковой.

2. Отложите в сторону орфографический словарь, который выдадут перед экзаменом. Вместо него обложитесь литературными произведениями, рецензиями, а под партой соберите коллекцию шпаргалок и набор гаджетов с возможностью просмотра документов и заметок.

3. Не следите за временем. Ведь 235 минут на написание сочинения – это и так слишком много. А когда до конца экзамена останется 5 минут (об этом обязательно скажет наблюдатель), начните переписывать свой шедевр в чистовой бланк, громко обвиняя всех и каждого в том, что «вот еще чуть-чуть – и вы закончите».

4. Спишите у соседа более 50% работы. Если будет меньше – списывание не считается. Внимательно следите, чтобы объем сочинение не вышел за рамки 249 слов. Помните, что краткость – сестра таланта и мать «незачета» на итоговом сочинении.

5. Ни в коем случае не раскрывайте свои ценные мысли по теме сочинения: а может, это ваша будущая гениальная книга и звание «Нашего Всего»?  Прячьте свой истинный коммуникативный замысел за витиеватыми конструкциями и таинственными формулировками – пусть проверяющие помучаются, гадая, что же именно вы имели в виду, пусть почитают между строк.

6. Непременно исказите содержание произведений и от души напичкайте сочинение всеми названиями книг, которые вы читали со времен самой первой своей сказки. Устройте увлекательный литературный квест тем, кто будет читать вашу работу.

7. Помните, что без орфографических, грамматических и пунктуационных ошибки в эпоху беспроводного интернета вас никто не поймет. Ошибок должно быть не менее пяти на сто слов. То есть как минимум 12-13 штук на целое сочинение.

Если же благородный риск двоечника – это не про вас, да и на ЕГЭ попасть все-таки хочется, «Пять углов» разъяснил, что на самом деле скрывается в скучнейших методических рекомендациях, подготовленных Рособрнадзором для выпускников.

Читайте также

Привязка статьи к блоку

Самое читаемое

за неделю

за месяц

за все время

Этой зимой одиннадцатиклассникам предстоит написать свой первый экзамен. Уже шестой год подряд в первую среду декабря все выпускники страны сядут за написание итогового сочинения. Как подготовиться к этому рассказывает журналист «УчисьУчись.рф» Полина Хитрова.

Что такое итоговое сочинение?

Итоговое сочинение – это обязательный экзамен для выпускников 11 класса. Он является допуском к сдаче ЕГЭ.

На какие темы нужно будет писать в 2018/2019 учебном году?

Ещё в августе на сайте ФИПИ появился список направлений, по которым нужно будет написать сочинение. В этом году они будут такими:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Конкретные названия удастся узнать лишь за 10 минут до начала экзамена. Но, как правило, темы формируются в виде вопроса и в рамках направлений.

Как проводится экзамен?

Старшеклассников пускают в здание в 9 часов утра, сам экзамен начинается в 10. В это время им выдается комплект, который состоит из бланков записи, регистрации и черновиков. Также будет разрешено обращаться к толковыми и орфографическими словарям. Что касается времени проведения экзамена, то ученики будут писать его в течение 3 часов 55 минут.

Как оценивается сочинение?

Чтобы сочинение было допущено к проверке по критериям, необходимо его соответствие определённым требованиям. Таких всего два.

Первое – это объём. Рекомендуемое количество слов должно быть не менее 350. Максимального количества не установлено. Если написано меньше 250, то такое сочинение автоматически получает «незачёт». Второе требование – это самостоятельность работы. То есть не допускается списывание или использование цитирования, не указывая при этом на источник. Если же проверяющий заметит несамостоятельное написание сочинения, то оно так же получит «незачёт».

Критерии работы

Если сочинение соответсвует выше указанным требованиям, то далее оно допускается для проверки по критериям. Критериев же всего 5. Это такие как:

  1. «Соответствие теме»
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  3. «Композиция и логика рассуждения»
  4. «Качество письменной речи»
  5. «Грамотность»

Для того, чтобы зачли все сочинение, необходимо обязательно получить «зачёт» по первым двум критериям.

По первому критерию выпускник должен рассуждать на предложенную тему, раскрывая ее. Второй критерий проверяет на умение использовать литературный материал. Третий – на логичное выстраивание рассуждения по теме. Что касается четвёртого, то оно проверяет речевую часть текста. Выпускник должен уметь точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и грамматические конструкции. Пятый и последний критерий – это грамотность. Он позволяет проверить знания грамматических, орфографических и пунктуационных правил. На 100 слов должно быть не более 5 ошибок.

Соблюдая эти простые требования и критерии будет не сложно получить желанный «зачёт» и, как следствие, допуск к ЕГЭ.

Как готовиться к сочинению?

Направления становятся известны только в конце августа. Это значит, что на подготовку отведено лишь 3 месяца. И этого времени вполне достаточно.

Главное в сочинении – это аргументация и опора на тексты. Поэтому под каждое из направлений нужно выбрать 3-4 текста из школьной программы. Но простого прочтения будет недостаточно. Придётся изучить анализ и проблематику произведений. Например, под направление «доброта и жестокость» подойдёт известное всем произведение Тургеньева «Му-му» или тот же «Господин из Сан-Франциско».

Более полный список под каждую из тем можно найти как в интернете и различных группах «Итоговое сочинение» ВКонтакте, так и написать самостоятельно для себя.

Как действовать на самом экзамене?

Первое, что нужно сделать – это выбрать тему из предложенных. Выбирать стоит наиболее понятную и самое главное ту, к которой возможно подобрать аргументацию.

Далее продумать тезисы. Тогда будет проще выстраивать работу и вспомнить правильные примеры из литературы. Затем подобрать аргументы. Важно помнить, что их должно быть не менее двух. Перед каждым из них должны идти эти самые тезисы. Когда это все будет готово, нельзя забыть про вступление и заключение. По объёму слов они должны быть примерно одинаковые, в вместе составлять одну третью всего текста. Во вступлении должно быть понимание темы. А заключение – это подведение  итогов по этой теме.

Соблюдая эти правила нельзя забывать про объём, как говорилось ранее, а также про структуру текста. Структурировать работу помогут вводные конструкции. Они придадут логичность и визуально оформят текст.

Проделав всю эту, на первый взгляд, большую работу на черновике оставить время на то, чтобы успеть переписать все в чистовик.

Можно ли переписать сочинение?

Очень редко бывают случаи, когда сочинение получает «незачёт». В этом случае есть пересдача. Для этого объявляют две дополнительных даты, когда можно переписать работу. Это первая февральская и майская среда. То есть для нынешних 11-классников это будет 6 февраля и 8 мая.

Соблюдая все эти «правила» по написанию итогового сочинения будет не сложно получить «зачёт» и допуск к ЕГЭ. При этом не обязательно заниматься с репетитором или отводить на это 12 часов в неделю. Достаточно элементарно читать литературу и знать проблематику текстов.

Чтобы убедиться в том, что получить «зачёт» достаточно легко мы провели опрос. Интервьюируемыми были бывшие выпускники 11 классов, которым был задан вопрос о том, «зачёт» или «незачёт» они получили за итоговое сочинение. Всего опрошено 70 ребят, среди которых успешный результат получили 67 человека. Всего у 3 неудовлетворительный результат. Из этого можно сделать вывод, что почти всем по силам и без труда удастся успешно написать сочинение.

Русский язык с этого года — единственный обязательный экзамен для всех (математику окончательно разделили), результаты ЕГЭ по русскому влияют на общий балл каждого абитуриента. И что мы видим? Критерии оценивания сочинений не позволяют объективно оценить работы. Эксперты проверяют по-разному. Очень часто баллы завышены или занижены. Результаты итогового сочинения сильно завышены. Объективности, ради которой ввели ЕГЭ, мы не получили. 

Критерии оценивания ФИПИ

Вы не задумывались, почему так много курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому организовали студенты? Если прыщавый мальчик в видеоролике говорит что-то типа: «Я сам сдал два года назад ЕГЭ на 92 балла и легко подготовлю вас на 100 баллов», — нельзя сказать, что он сильно много о себе думает или обманывает клиентов. Действительно, экзамен стал таким, что к нему может подготовить и неспециалист. Может, и не на все 100 баллов, но на 70 точно. 

Подготовку студенты видят своеобразно. По тестовой части «никакой лишней теории, только то, что будет на экзамене», по сочинению «воспользуйтесь нашей базой аргументов». Словом, учат угадывать, дают списать и искренне считают это методикой работы. К «лишней теории», например, можно отнести больше половины материала по орфографии и пунктуации. А если с грамотностью вообще беда, за орфографию и пунктуацию можно не браться. На итоговом сочинении «зачёт» за грамотность ставится при пяти ошибках на 100 слов. Среднее сочинение — 300 слов. То есть можно допустить 15(!) ошибок и получить пятёрку, а при 20 ошибках — четвёрку. На ЕГЭ из 58 первичных баллов (24 из них — сочинение) только шесть даётся при полном отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок в сочинении. Шесть, а не тридцать или хотя бы двенадцать! 

Вспомните: раньше ставилось две оценки — за грамотность и за содержание. И двойка за грамотность равнялась общей двойке. А сейчас практическая грамотность даёт не более 10 процентов от 100 и потеря этих 10 процентов вообще ничем не грозит. Большую часть баллов набирают за другие заслуги. За знание теории, соблюдение этических норм, отсутствие фактических ошибок, намёк на анализ текста и т. п. 

Может быть, тогда содержание работ оценивается гибко? Пусть пишут с ошибками, но показывают умение рассуждать. Опять нет. Критерии ФИПИ загоняют школьника в жёсткий шаблон сочинения. За каждую необходимую часть работы выпускник получает по баллу. При этом, разумеется, никто не старается выразить своё мнение и показать творческие способности. Все заняты сбором баллов и пишут ровно то, что требуется. А большинство критериев касается наличия определённой части сочинения, а не качества этой части. Если нужен литературный аргумент, главное, чтоб был короткий пересказ какой-то книги и хоть одно предложение, связывающее пересказ с темой работы. 

Очень часто видим, что произведение выпускник не читал даже в кратком изложении, пересказ списал, немного переделав, к теме за уши притянул и даже приблизительно не понимает, о чем пишет. Но формально аргумент есть? Есть. Извольте поставить баллы. И так почти по всем пунктам. Слабые работы проверяющие обязаны оценивать высоко, если требования выполнены. Хотя бы потому что при сомнениях «решается в пользу ребёнка». Вот как высказываются эксперты о проверке письменных работ: «Ищем „с фонарём“ каждую позицию по каждому критерию. Вовсе не случайно после апелляции чаще баллы уменьшаются, а не увеличиваются».

Человеческий фактор

Положим, по поводу критериев можно спорить. Но, думаю, никто не будет спорить с тем, что работы должны оцениваться по любым принятым критериям примерно одинаково. Однако сочинения пока ещё, слава Богу, проверяют не роботы, а люди. И люди эти разные. Одни видят ошибки, другие — нет, одни добрые, другие — справедливые. Да что там. Один эксперт может ставить баллы немного по-разному, когда только приступил к работе и когда устал, когда сносное сочинение попадается среди заштампованного бреда и когда такое же по уровню сочинение оказывается в пачке сильных работ. 

Сейчас эксперты возмутятся, скажут, что они лично объективны и ставят оценки строго по критериям. Да, конечно, половина работ оценена по критериям, но сравнивать честно заработанные баллы будут с баллами заниженными или (что чаще) завышенными. Вот что рассказала мне Юлия Мацкявичене: «Провожу курсы, вебинары по инициативе „Фоксфорда“ и „Российского учебника“. Я пересмотрела более 20 работ своих учеников и пришла к выводу: у экспертов нет единого мнения насчёт критериев. Могут пропустить 8(!) ошибок и поставить два балла в К8. Либо завышены баллы, либо занижены. А работа так называемого 100-балльника (регион не буду называть, догадаются) имеет массу ошибок и грамматических, и речевых. Я очень недовольна проверкой этого года, как и прошлого тоже». А вот что показывает наш опрос: 

На вебинарах для преподавателей мы часто обсуждаем реальные сочинения учеников и проводим голосование: кто сколько баллов поставил бы. Мнения всегда расходятся. Часто разлёт в 3-4 балла по одному критерию. На экзамене в таких случаях перепроверяют работу, усредняют оценку, но, этого, как видим, недостаточно.

ЕГЭ превращается в лотерею, в которой зачастую выигрывают не грамотные думающие ребята, а везунчики, которые 11 лет за счет наших налогов валяли дурака, а потом за два месяца подготовились к экзамену. Нет тут ни объективности, ни справедливости, ни здравого смысла. 

Пыль в глаза

На ЕГЭ оценки чаще несколько завышаются, чем занижаются. Только одному мальчику в этом году мы порекомендовали подать апелляцию, остальным советовали тихо радоваться своему везению. Но на ЕГЭ критериев много и завалить сочинение крайне сложно. 8 — 10 баллов за что-нибудь да поставят. А вот результаты итогового сочинения рождают мысли о фальсификации на уровне страны. 

Каждую осень мы проверяем на сайте сотни работ, пишем, что не так, даём рекомендации. Больше чем за половину сочинений накануне экзамена даже по очень мягким критериям ФИПИ нельзя ставить зачет. Ученики не могут удержаться в рамках темы, списывают, демонстрируют полное незнание произведений. И мы видим только сочинения тех, кто вообще начал готовиться: пришёл на вебинары, прислал сочинение на бесплатную проверку. Не раз приходилось слышать/читать от пользователей, что в классе остальные вообще не готовятся. Откуда тогда 95 процентов зачётов на самом экзамене (не считая пересдач)? А оттуда, что измотанные эксперты не хотят бесплатно писать объяснения, обосновывая «незачеты», и вообще не хотят проблем. Например, таких. Прислали этой осенью скан проверенной работы, попросили совета. Учителя в группе ВК дружно сошлись на «незачёте». Потом человек, выложивший сочинение анонимно, написал мне в личку (разумеется, здесь я сохраняю анонимность):  «Ситуация с этим сочинением возникла вот такая. Я проверяла его и поставила „незачёт“. Другие учителя согласились со мной. Но директор сказала, что мы над ней издеваемся. И тишина… Вскоре я узнаю, что создан новый приказ с фамилиями других проверяющих. Сочинение было отправлено на перепроверку, и теперь эта работа зачтена. Вот так. Это единственный мой „незачёт“, но остальные работы тоже очень слабые». 
Если проверять итоговое сочинение по-честному, то по-честному придётся и признаться, что значительная часть выпускников вообще не может быть допущена к ЕГЭ, а следовательно, и получить аттестаты. 

Об авторе: Юлия Фишман, администратор сайта уроков русского языка «Могу писать», организатор бесплатных курсов по подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ-сочинению.
 

  • Можно ли в декабрьском сочинении писать один аргумент
  • Можно ли заблудиться на жизненном пути сочинение по литературе
  • Можно ли в декабрьском сочинении аргументировать свою позицию примером из жизни да нет
  • Можно ли заблудиться на жизненном пути сочинение итоговое
  • Можно ли быть справедливым не будучи человечным сочинение итоговое сочинение