Басни И.А. Крылова. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях
«Дедушкой Крыловым» прозвал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Сохранив основные жанровые признаки басни — аллегорию, смысловую двуплановость повествования, конфликтность сюжета — Крылов критически изображает совершенно конкретные социальные пороки современной ему русской действительности.
На первый план в баснях Крылова выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика, повествующего об увиденных им живых сценах, содержание которых необычайно разнообразно — от бытовых до социальных и философско-исторических тем. Точка зрения рассказчика часто спрятана и не выступает непосредственно и открыто: он отсылает к общему мнению, к молве, к преданию, которые выражены в пословицах и поговорках. В басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру. Словесная маска басенного персонажа утратила свою условность.
Это ярко проявилось в таких баснях, как «Демьянова уха», «Кот и повар», «Крестьянин и овца», «Волк и Ягненок» и многих других.
Крылов неизменно был на стороне угнетенного народа, защищая его против произвола и насилия господствующих классов, сильных и алчных хозяев жизни. В басне «Волк и Ягненок» он прямо говорит: «У сильного всегда бессильный виноват!»
Робкий и слабый Ягненок становится добычей Волка только потому, что тот голоден:
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Этот несправедливый «порядок», беззаконие и насилие, творимые над крепостными крестьянами, народом, Крылов неоднократно резко осуждал и обличал в своих баснях («Волки и Овцы», «Крестьяне и Река», «Пестрые овцы» и др.).
Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили Крылова на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Раздел», «Щука и Кот».
В басне «Волк на псарне» общее патриотическое чувство, готовность народа до конца бороться с вероломно напавшим на родину врагом нашли подлинно эпическое выражение. Крылов наглядно и живописно рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а попавшего вместо того на псарню.
В описании растревоженной псарни передана картина общенародного движения, партизанской борьбы крестьян с напавшим врагом. В то же время Крылов показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предложившего мирные переговоры. Здесь речь идет о фактическом событии — посылке Наполеоном в лагерь Кутузова бывшего посла в России Лористона для переговоров о мире.
Своей басней Крылов давал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Потому и образ Ловчего-Кутузова, отвергшего переговоры и вместо того спустившего на Волка стаю гончих, приобретал величественный характер народного героя, полного достоинства и мужества.
Басни Крылова выросли из народных истоков, из мудрости русских пословиц и поговорок с их острым и метким юмором. «Народный поэт, — писал по поводу Крылова Белинский, — …всегда опирается на прочное основание — на натуру своего народа…» На веками накопленную мудрость народа, на могучую стихию народного творчества опирался и великий русский баснописец.
Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В своих баснях Крылов идейно и сатирически заострял образы, сложившиеся в народном представлении, вкладывая в них конкретные политические намеки. Пользуясь сатирическими образами народных пословиц, и сказок, Крылов с поразительным художественным совершенством и тактом сочетает едкий народный юмор пословицы, ее словесную изобразительность с меткой оценкой современности, обогащая новым содержанием образы, созданные народом.
За басенными образами Крылова стояла коллективная мудрость, тот веками накопленный опыт, которые выражают взгляды народа. Это сказалось как в самом характере басенной морали, в той народной мудрости, которая лежит в основе басни, так и в их художественном своеобразии, в «живописном способе» выражения. Недаром Гоголь писал о Крылове, что это «тот самый ум, который сродни уму наших пословиц».
Очень многие басни Крылова восходят в своем замысле к пословицам. Так, пословица «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» перекликается с сюжетом и моралью басни «Лев и Мышь». Басни «Бедный Богач», «Скупой» связаны с народными пословицами о скупости. В ряде случаев пословица определяет не только мораль, но и ее сюжет басни, ее построение, превращаясь в своего рода развернутую метафору. Басня «Синица» является как бы реализацией пословицы «Синица за море летела и море зажигать хотела, синица много нашумела, да не было из шума дела». В басне рассказывается о том, как Синица «хвалилась», что «хочет море сжечь», и о том «шуме», который вызван был этой похвальбой и завершился полным посрамлением хвастливой Синицы. На описании «шума», впечатления, произведенного похвальбой Синицы, Крылов останавливается особенно подробно, рисуя целый ряд бытовых сцен. Здесь и «охотники таскаться по пирам», которые «из первых с ложками явились к берегам, чтоб похлебать ухи такой богатой, какой-де откупщик и самый тороватый не давывал секретарям». В этой бытовой детали дана сатирическая черта чиновничьего общества, относящая действие басни не к условной обстановке, а к петербургским столичным порядкам и нравам.
В свою очередь, стихи Крылова превращались в поговорки и пословицы. Такие меткие выражения, как «Услужливый дурак опаснее врага», «Схватя в охапку кушак и шапку», «Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!», «А Васька слушает да ест!» и множество других давно вошли в сокровищницу русской речи.
Крылов выражал не только мудрость народа, но и его нравственный идеал. В своих баснях он высмеивал и разоблачал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского человека. Непреходящая ценность его басен в том, что в них высказаны общечеловеческие идеалы, которые сохранили все свое значение и сегодня. Жадность, скупость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, лицемерие, бахвальство, равнодушие к чужому несчастью, хвастовство, душевная черствость, подхалимство осуждаются в баснях «дедушки Крылова».
Обновлено: 09.01.2023
Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас.
Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.
Басни Крылова покажут нам, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять.
Актуальность данной работы заключается в том, что и сейчас есть человеческие пороки. Басни И. Крылова как никогда актуальны, потому что помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.
Поэтому цель моей работы : — показать значимость творчества И. А. Крылова и в наши дни, через мораль из его басен.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Знать, что такое мораль.
2. Познакомиться более глубоко с баснями И. А. Крылова.
3. Определить мораль в баснях.
4. Провести анкетирование, с целью выявления степени образованности современных русских людей разных возрастных групп. Показать как басни И. Крылова помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.
1. Теоретический анализ исследуемой проблемы
О морали в баснях
МОРАЛЬ — Правила нравственности, а также сама нравственность.
Басни И. А. Крылова — совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.
Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.
Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.
Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества.
У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер и проказница-мартышка, участвует ли она в квартете или примеривает очки, и лисица, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на лисицу; и косолапый мишка — добродушно-честный, неповоротливо-сильный; лев — грозно-могучий, величественно-страшный.
Смешна комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших. Все они очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что вся беда в том, что исполнители не так сидят:
Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта;
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!
Мораль здравого смысла, житейской истины, подтвержденной практикой, сохранила свое значение и поныне.
Мораль Крылова : глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.
Мораль этой басни : давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.
Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову мирные переговоры.
Мораль басни : не надо видеть сложности там, где на самом деле всё просто.
К кому-то принесли от мастера красивый ларчик. Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.
Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил – пока не лопнула.
Мораль басни : среди простых людей многие хотят походить на знатных вельмож и жить, как они – но только зря стараются.
Синица хвалилась, что сможет сжечь море. В морских глубинах поднялся страшный переполох. К берегу океана стали слетаться птицы, сбегаться звери из лесов и люди-гурманы – любители похлебать богатой ухи. Все предвкушали невиданное зрелище, но синица моря зажечь не смогла и со стыдом улетела.
Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу. Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались из-за кости, что их насилу розлили водой.
Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.
Так и невежды, говорит Крылов, не зная цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.
Моська хотела произвести на себя впечатления, хотела поднять авторитет в глазах других собак.
Чему учат басни Крылова
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, умными, честными. Хотя в баснях действуют птицы, животные, предметы, мы понимаем, что речь идет о людях.
Мною прочитано много басен Крылова, в которых под маской животных удачно передается быт, поведение, образ жизни, характер людей. Из его басен можно взять для себя очень много мудрого и поучительного.
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Ну пела, ну плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей трудолюбивый – положительный герой во всех отношениях, но оказывается по отношению к Стрекозе жестоким:
Лето целое все пела? –
Ты все пела? Это дело:
Таким образом, Крылов в образе порхающей Стрекозы воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвушки, а выразил протест против тех людей, которые, не хотят трудиться, а хотят только веселиться и отдыхать.
Автор осуждает не только того, кто льстит, но и того, кто поддается лести.
Меня привлекает творчество баснописца тем, что автор – рассказчик всегда находится рядом со своими персонажами, а не над нами. Даже когда его герои делают явные глупости, автор впрямую не осуждает их, а лишь показывает нелепости их поведения. Но это не значит, что Крылов сочувствует всем своим
героям. Он поддерживает простых людей, живущих в мире естественных ценностей. Сочувствуют своим персонажам, не приукрашивает их.
Я бы посоветовала почитать басни, если вы хотите стать умнее и мудрее. Ивана Андреевича Крылова можно считать нашим наставником и учителем.
О Крылове
Басни Крылова — способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.
Слово в баснях Крылова — средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.
Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.
Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.
2. Практическая часть работы.
2.1. Социологический опрос, анкетирование
Я провёла социологический опрос среди учащихся 5-8 классов. Задавала им следующие вопросы:
1. Какие басни И. А. Крылова вы знаете?
2. Какие басни вам нравятся?
3. Любите ли вы читать басни?
4. Для чего служит мораль?
И получила следующие результаты:
1. Басни И. А. Крылова знают 85%
2. Любят читать 80% учащихся
3. Басни нравятся 74% учащихся
4.93% учащихся считают, что мораль служит для раскрытия основной мысли.
Так же я провела социологический опрос среди технического персонала, работников столовой МКОУ СОШ и среди жителей Карамахи.
Были заданы следующие вопросы:
1. Знакомы ли вы с творчеством И. А. Крылова?
2. Сможете ли вы определить мораль басен И. А. Крылова?
3. Живёте ли вы законами жизни по Крылову? Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.
На 1 вопрос были получены 100% положительные ответы. Мораль басен И. А. Крылова могут определить 60% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка. Однако следует отметить, что басни любят и помнят, но презирают искусственность и корысть не многие.
Среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование, в котором было предложено определить басни по морали.
1. Определите басни И. А. Крылова по морали.
2. Считаете ли вы, что басни И. А. Крылова помогут избавиться от наших недостатков?
Были получены следующие результаты:
Класс Определили мораль басни Помогут избавиться от недостатков
5-е классы 28% 50%
6-е классы 28% 50%
7-е классы 52% 65%
9-е классы 60% 35%
Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна : басни любят и помнят, но мораль определяют не все.
Басни великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.
Мы отдаем дань И. А. Крылову не только как гениальному писателю, утвердившему и прославившему любимый народом жанр, мы ценим его крыловскую, жизнеутверждающую традицию, воспринятую нашей русской литературой, нашим театром и даже изобразительным искусством.
Мораль, она же нравственное заключение в баснях, всегда несут в себе некий смысл, и из текста видно, что прислушиваться к басням нужно, т. к. ошибки и поступки героев влекли за собой различного характера последствия, и мы, прислушавшишь, в будущем можем не допустить той же ошибки.
Мораль басен Крылова заключается : не надо быть ленивым, нужно быть трудолюбивым и добрым!
Данное исследование показало, что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно читают басни И. А. Крылова школьники,чем представители старшего поколения.
Знание басен и умение определять мораль уберегут от ошибок, они сделают нас лучше, они научат нас быть добрыми и трудолюбивыми.
Проведенная работа позволяет мне сделать следующие выводы:
По итогам проделанной работы выдвигаю следующие предложения:
1. Читать басни Ивана Андреевича Крылова.
2. Научиться определять мораль басен И. А. Крылова.
1. Гаспаров М. Л., Античная литературная басня. – М. : Наука, 1971.
2. Коровин В. И. Басни Ивана Крылова – М., 1997
3. Крылов И. А. Басни – М., 1996
4. Крылов И. А. Басни М. : Детская литература, 1985
5. Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника.
Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Сочинение о баснях Крылова — 5 класс
Вариант 1
Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.
Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.
В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.
Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.
Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне Квартет поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами.
Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
Кому и как сидеть.
Но мудрый Соловей народ понимает необходимое условие слаженной игры квартета работы Государственного совета профессионализм:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,
Им отвечает Соловей.
И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь.
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне Лебедь, Рак и Щука. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен. У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством в этом секрет их долголетия.
Что осуждается в баснях Крылова
Басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца, знакомы каждому. Крылов стал классиком еще при жизни — его басни были высоко оценены современниками.
Крылов был настоящим мастером слова: он писал свои басни кратко, доходчиво, очень выразительным, но вместе с тем простым и понятным языком.
Как и основоположник жанра басни Эзоп, и Лафонтен, французский баснописец, живший в 17 веке, Крылов в своих баснях высмеивал человеческие пороки и недостатки. Животные, выступающие действующими лицами в баснях Крылова, воплощают в себе человеческие качества, и автор в иносказательной манере осуждает пороки людей и общества.
Например, в баснях “Свинья под дубом”, “Петух и жемчужное зерно”, “Мартышка и очки” автор высмеивает невежество. В баснях “Квартет” и “Музыканты” — некомпетентность тех, кто берется не за свое дело. В басне “Слон и Моська” — хвастовство. В басне “Ворона и Лисица” — лесть и глупость…
А вот в басне “Волк и Ягненок” Крылорв осуждает тиранию и произвол властей. Недаром первая строка этой басни — “У сильного всегда бессильный виноват”.
Многие строки басен Крылова с годами превратились в пословицы и поговорки, например: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”, Басни Крылова, которым уже больше века, остаются удивительно современными и в 21‑м веке.
Общечеловеческий смысл басен И. А. Крылова
Произведения великого русского баснописца И. А. Крылова принесли ему не только известность, но и народную любовь. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие недостатки и пороки общества, выступает против несправедливости и беззакония.
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
Нам становится смешно, потому что каждый из нас хотя бы однажды встречался с людьми, которые пытаются судить о том, в чем совершенно не разбираются.
Однако не во всех баснях злые и коварные хитрецы обманывают честных простофиль. Волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, ждала совсем другая участь. На волчью хитрость нашелся мудрый ответ опытного Ловчего:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
Мастерство Крылова-баснописца проявляется не только в выборе идей и сюжетов для своих произведений, но и в афористичности языка, близости его к разговорной народной речи. Поэтому немудрено, что многие фразы и выражения настолько точно отражают действительность, что легко вошли в разговорный язык и стали пословицами и поговорками, известными всем.
Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова”
Сочинение “Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова“В своих сатирических баснях Иван Андреевич Крылов выступает как обличитель пороков самодержавно-крепостнической России. Причём жало его сатиры направлено как против недостатков, присущих отдельным людям, так и против общественных явлений, тормозящих развитие страны по пути прогресса.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Под Мартышкой подразумеваются люди, которые видят недостатки других, а своих собственных не замечают, даже если перед ними поставить зеркало. Уроком таким людям служит ответ Мишки:
« Чем кумушек считать трудиться,
Однако мораль басни оказывается шире её непосредственного содержания. В ней И. А. Крылов указывает на такой общественный порок, как взятки:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
На Щуку подан в суд донос,
Что от неё житья в пруде не стало;
Улик представлен целый воз…
Но в роли Прокурора на суде выступила Лиса. Однако:
…слух между народа шёл,
Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол…
Хитрая Лиса предлагает вынести прудовой хищнице, на первый взгляд, суровую меру наказания:
Повесить мало, я б ей казнь определила,
Какой не видано у нас здесь на веку:
Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —
Кричат судьи. На том решили все согласно.
И Щуку бросили — в реку!
То есть на деле, при видимости наказания, преступнице предоставили возможность и дальше вершить свои воровские делишки. Только теперь уже не в пруде, а в реке.
Я думаю, что сатирические басни И. А. Крылова не потеряли своего значения и в наши дни.
У сильного всегда бессильный виноват
Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.
Сравнивая две басни И. Крылова: “Волк и Ягненок” и “Ворона и Лисица”, можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягненка и чувствует свою безнаказанность. Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что поступает неправильно, его совесть нечиста. Поэтому Волк, “делу дать хотя законный вид и толк”, начинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Ягненка, который силе может противопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба — быть съеденным. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, — прерывает Волк все возражения Ягненка и утаскивает его в темный лес.
В басне “Ворона и Лисица” сила вначале явно на стороне Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности — высоко на дереве. Лисе ее не достать. Но у каждой своей методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Ворону: “что за шейка, что за глазки!” Увидев, что птица внимательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр достается Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько доверчивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.
Н. В. Гоголь писал, что басни И. Крылова — “подлинная книга народной мудрости”. На основе ситуаций, созданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и понимаешь, что знаний много не бывает.
Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.
Чему учат нас басни? (сочинение)
Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.
Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.
Школьное сочинение для младших классов на примере басен
Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?
Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.
Басни И.А. Крылова. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях
Сохранив основные жанровые признаки басни — аллегорию, смысловую двуплановость повествования, конфликтность сюжета — Крылов критически изображает совершенно конкретные социальные пороки современной ему русской действительности.
На первый план в баснях Крылова выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика, повествующего об увиденных им живых сценах, содержание которых необычайно разнообразно — от бытовых до социальных и философско-исторических тем. Точка зрения рассказчика часто спрятана и не выступает непосредственно и открыто: он отсылает к общему мнению, к молве, к преданию, которые выражены в пословицах и поговорках. В басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру. Словесная маска басенного персонажа утратила свою условность.
Робкий и слабый Ягненок становится добычей Волка только потому, что тот голоден:
В описании растревоженной псарни передана картина общенародного движения, партизанской борьбы крестьян с напавшим врагом. В то же время Крылов показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предложившего мирные переговоры. Здесь речь идет о фактическом событии — посылке Наполеоном в лагерь Кутузова бывшего посла в России Лористона для переговоров о мире.
Своей басней Крылов давал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Потому и образ Ловчего-Кутузова, отвергшего переговоры и вместо того спустившего на Волка стаю гончих, приобретал величественный характер народного героя, полного достоинства и мужества.
Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В своих баснях Крылов идейно и сатирически заострял образы, сложившиеся в народном представлении, вкладывая в них конкретные политические намеки. Пользуясь сатирическими образами народных пословиц, и сказок, Крылов с поразительным художественным совершенством и тактом сочетает едкий народный юмор пословицы, ее словесную изобразительность с меткой оценкой современности, обогащая новым содержанием образы, созданные народом.
Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.
- Автор: И. А. Крылов
- Произведение: Басни Крылова
- Это сочинение списано 65 756 раз
Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.
Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.
В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.
Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.
Посмотрите эти сочинения
Чему учат нас басни? (сочинение)
Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.
Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.
Ворона и Лисица
Лисица хитрая, льстит Вороне, говорит комплименты. Все потому, что хочет выманить у глупой птицы сыр, которым та собралась позавтракать. Она расхваливает носок, перышки, шейку, голосок. Просит спеть. Хотя Лисица и обманывает, она мне нравится своей сообразительностью, находчивостью. Умеет говорить так, что ей верят. Немногие герои басен могут похвастаться этим умением. Осторожно подходит к объекту, на цыпочках.
Ворона простодушная, глупая, доверчивая. Слушает лживые речи, не понимая того, что ей говорят неправду. Ангельского голоска у нее было, красотой особенной не отличалась. Однако красивые слова понравились. Ворона, оказывается, сестрица, голубушка, свет. Поддавшись на уговоры, льстивые слова, она пытается петь. Спеть не получилось, только каркнула во весь голос. Сыр потеряла, обманутой оказалась. Поэтому особой симпатии у меня эта героиня не вызывает.
Басня – сплошные восклицания. Лиса говорит восклицаниями. Восхищаться надо правдиво, чтобы поверили, действует целенаправленно. У Вороны нет дыхания, слов: сыр сказать мешает. Но только рот открыла, плутовка утащила завтрак.
Мораль басни я понимаю так. Люди должны отличать правду от лжи, иначе их просто обманут. Пользоваться такой уловкой тоже не следует. Это произведение учит быть честными, сообразительными, правильно оценивать себя.
Персонажи
Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.
Читайте также:
- Сочинение на тему компьютер и здоровье
- Мой любимый режиссер сочинение
- Сочинение на тему характер человека
- Катерина и варвара чья жизненная позиция ближе тебе сочинение
- Вершина нас самих венец нашей оригинальности сочинение
Билет 4, вопрос 1
Басни И.А. Крылова. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях
«Дедушкой Крыловым» прозвал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Сохранив основные жанровые признаки басни — аллегорию, смысловую двуплановость повествования, конфликтность сюжета — Крылов критически изображает совершенно конкретные социальные пороки современной ему русской действительности.
На первый план в баснях Крылова выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика, повествующего об увиденных им живых сценах, содержание которых необычайно разнообразно — от бытовых до социальных и философско-исторических тем. Точка зрения рассказчика часто спрятана и не выступает непосредственно и открыто: он отсылает к общему мнению, к молве, к преданию, которые выражены в пословицах и поговорках. В басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру. Словесная маска басенного персонажа утратила свою условность.
Это ярко проявилось в таких баснях, как «Демьянова уха», «Кот и повар», «Крестьянин и овца», «Волк и Ягненок» и многих других.
Крылов неизменно был на стороне угнетенного народа, защищая его против произвола и насилия господствующих классов, сильных и алчных хозяев жизни. В басне «Волк и Ягненок» он прямо говорит: «У сильного всегда бессильный виноват!»
Робкий и слабый Ягненок становится добычей Волка только потому, что тот голоден:
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Этот несправедливый «порядок», беззаконие и насилие, творимые над крепостными крестьянами, народом, Крылов неоднократно резко осуждал и обличал в своих баснях («Волки и Овцы», «Крестьяне и Река», «Пестрые овцы» и др.).
Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили Крылова на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Раздел», «Щука и Кот».
В басне «Волк на псарне» общее патриотическое чувство, готовность народа до конца бороться с вероломно напавшим на родину врагом нашли подлинно эпическое выражение. Крылов наглядно и живописно рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а попавшего вместо того на псарню.
В описании растревоженной псарни передана картина общенародного движения, партизанской борьбы крестьян с напавшим врагом. В то же время Крылов показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предложившего мирные переговоры. Здесь речь идет о фактическом событии — посылке Наполеоном в лагерь Кутузова бывшего посла в России Лористона для переговоров о мире.
Своей басней Крылов давал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Потому и образ Ловчего-Кутузова, отвергшего переговоры и вместо того спустившего на Волка стаю гончих, приобретал величественный характер народного героя, полного достоинства и мужества.
Басни Крылова выросли из народных истоков, из мудрости русских пословиц и поговорок с их острым и метким юмором. «Народный поэт, — писал по поводу Крылова Белинский, — …всегда опирается на прочное основание — на натуру своего народа…» На веками накопленную мудрость народа, на могучую стихию народного творчества опирался и великий русский баснописец.
Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В своих баснях Крылов идейно и сатирически заострял образы, сложившиеся в народном представлении, вкладывая в них конкретные политические намеки. Пользуясь сатирическими образами народных пословиц, и сказок, Крылов с поразительным художественным совершенством и тактом сочетает едкий народный юмор пословицы, ее словесную изобразительность с меткой оценкой современности, обогащая новым содержанием образы, созданные народом.
За басенными образами Крылова стояла коллективная мудрость, тот веками накопленный опыт, которые выражают взгляды народа. Это сказалось как в самом характере басенной морали, в той народной мудрости, которая лежит в основе басни, так и в их художественном своеобразии, в «живописном способе» выражения. Недаром Гоголь писал о Крылове, что это «тот самый ум, который сродни уму наших пословиц».
Очень многие басни Крылова восходят в своем замысле к пословицам. Так, пословица «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» перекликается с сюжетом и моралью басни «Лев и Мышь». Басни «Бедный Богач», «Скупой» связаны с народными пословицами о скупости. В ряде случаев пословица определяет не только мораль, но и ее сюжет басни, ее построение, превращаясь в своего рода развернутую метафору. Басня «Синица» является как бы реализацией пословицы «Синица за море летела и море зажигать хотела, синица много нашумела, да не было из шума дела». В басне рассказывается о том, как Синица «хвалилась», что «хочет море сжечь», и о том «шуме», который вызван был этой похвальбой и завершился полным посрамлением хвастливой Синицы. На описании «шума», впечатления, произведенного похвальбой Синицы, Крылов останавливается особенно подробно, рисуя целый ряд бытовых сцен. Здесь и «охотники таскаться по пирам», которые «из первых с ложками явились к берегам, чтоб похлебать ухи такой богатой, какой-де откупщик и самый тороватый не давывал секретарям». В этой бытовой детали дана сатирическая черта чиновничьего общества, относящая действие басни не к условной обстановке, а к петербургским столичным порядкам и нравам.
В свою очередь, стихи Крылова превращались в поговорки и пословицы. Такие меткие выражения, как «Услужливый дурак опаснее врага», «Схватя в охапку кушак и шапку», «Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!», «А Васька слушает да ест!» и множество других давно вошли в сокровищницу русской речи.
Крылов выражал не только мудрость народа, но и его нравственный идеал. В своих баснях он высмеивал и разоблачал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского человека. Непреходящая ценность его басен в том, что в них высказаны общечеловеческие идеалы, которые сохранили все свое значение и сегодня. Жадность, скупость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, лицемерие, бахвальство, равнодушие к чужому несчастью, хвастовство, душевная черствость, подхалимство осуждаются в баснях «дедушки Крылова».
Басни Ивана Крылова – сокровищница народной мудрости — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место жительства. Когда родился будущий баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург.
Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми: семья Мироновых из “Капитанской дочки” Пушкина чем-то напоминает их.
По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От отца Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, им собранными.
При всей бедности это был человек замечательный. Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал.
Но подучить систематическое образование Крылову не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом-переписчиком казенных бумаг. Служба дала многое баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством.
По просьбе матери, “из милости”, тверской помещик Львов пустил Крылова в свой дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был “литературным”: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по-видимому, Крылов обрел первую страсть к литературе.
Пятнадцатилетним мальчиком он написал комическую оперу в стихах и прозе ” Кофейница”, получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе. В 1792 году он начинает издавать журнал “Зритель”, где публикует “Похвальную речь в память моему дедушке” – злую сатиру на крепостников. Этот дедушка, “разумнейший помещик”, с “неустрашимостью гоняясь за зайцем, свернулся в ров и разделил смертельную чашу с гнедою своей лошадью прямо по-братски”.
В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова. Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой -“басня Крылова”. В 1809 году выходит первый сборник его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляется еще восемь книг, объединивших сто девяносто семь лучших басен писателя.
К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях “Сочинитель и Разбойник”, “Водолазы”, “Безбожники” и других.
В басне “Сочинитель и Разбойник” мы видим, как Сочинитель, который “тонкий разливал в своих твореньях яд”, вселяя разврат и безверье в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад. Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века.
Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В ответ на ропот Сочинителя является богиня мщения Мегера:
Несчастный! – говорит она, –
Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
В басне этой провозглашается ответственное отношение писателя к художественному слову – тема, проходящая через всю классическую литературу. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип.
В басне “Крестьянин и Лошадь” Крестьянин засевал овес, а Лошадь молодая удивлялась его глупости: “Зачем он рассорил овес свой по-пустому?… стравил бы он его мне иль гнедому”. И как обобщение звучат слова:
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей
Не ведая его ни целей, ни путей?
Если разочарование в претензиях человеческого разума обратило сентименталистов и романтиков к глубинам человеческого сердца, то Крылова это же самое разочарование привело к признанию “художественной мудрости” и одаренности своего родного народа, здравый смысл которого он стал ценить выше мнений и суждений всех “разумников” европейского Просвещения.
Поэтому и важнее для писателя не обличать, а понять и показать эту слабость, это человеческое несовершенство. Иногда после басенной инсценировки вместо поучающего итога то же самое явление Крылов показывает уже в подлинном виде, в жанровой сценке. В басне “Лисица и Сурок” сначала рассказывается история Лисицы, будто бы невинно пострадавшей за взятки, но метко выведенной на чистую воду заключением Сурка: “Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху”. А далее Крылов развертывает вместо нравоучения следующую картину:
Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает…
А смотришь, помаленьку
То домик выстроит, то купит деревеньку,
Теперь как у него приход с расходом свесть?
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь,
Что у него пушок на рыльце есть.
А вот бытовая зарисовка вынужденной остановки в дороге дворянской семьи в басне “Муха и Дорожные”:
Гутаря слуги вздор, плетутся вслед шажком;
Учитель с барыней шушукает тишком;
Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен,
Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин…
С тонким знанием психологии крестьян изображаются мужики-политики в “Трех Мужиках”:
Тут двое принялись судить и рассуждать
,
Как быть войне, кому повелевать.
Пустилися мои ребята в разговоры,
Пошли догадки, толки, споры…
Здесь Крылов предвосхищает типы некрасовских мужиков-правдоискателей в поэмах “Коробейники” и “Кому на Руси жить хорошо”. Определяя историческое значение творчества Крылова в русской литературе, Белинский сказал: “Он вполне исчерпал… и вполне выразил целую сторону русского национального духа. В его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-сатирическою насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью кратко, ясно и образно выражаться.
В них вся житейская мудрость, практический опыт, и свой собственный, и завещанный отцами из рода в род”. Басни И. А. Крылова – сокровищница народной мудрости.
Все сочинения