Мудрость сказки два брата

Литературное
чтение                                                                                     
4 класс

ТЕМА УРОКА:   Мудрость
сказки  Е. Шварца «Два брата»

Цели
урока:

·        
выявление нравственных
уроков сказки;

·        
дальнейшее
совершенствование навыков выразительного чтения и анализа сказки;

  • обогащение нравственного опыта
    ребенка, формирование представлений о добре, отзывчивости,  дружбе,
    ценности семьи.

Методические
приемы:
рассказ учителя,
беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: презентация с высказываниями Е. Шварца: «Мысли
можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные
правильные поступки».

Ход
урока:

1.    
Организационный
момент.
(Введение
в тему урока. Постановка целей.)

 «Семья – семь я» (презентация, 
слайд 1).
Догадайтесь, какова тема нашего урока — обобщения?

          (Обобщение наших знаний по
сказке Евгения Шварца «Два брата»).

     — Тема урока – мудрость сказки
«Два брата» Е.Шварца.


Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, полезным, творческим).


Какие цели вы поставите перед собой? (Узнать что-то новое, выразительно
читать).


Чтобы получился творческий урок, какие качества мы должны проявить?
(Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на
помощь).

2.
Беседа.


Итак, начинаем наш урок. Обратите внимание на высказывание Е.Шварца: «Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во
всю силу, во весь голос то, что думаешь». (слайд 3)


О чем рассказывает нам сказка «Два брата»? (В сказке говорится
о ссоре двух братьев, о том, как Старший сначала выгнал Младшего, а потом спас
его.)


Назовите главных героев сказки. Дайте им краткую характеристику. (слайд
4)

Старший:

 умный, много читает, убедительно
говорит, но плохо относится к брату (выгнал на мороз). Любимые слова «Оставь
меня в покое». Бездушен, поэтому Мороз захотел делать его помощником, изменился
под действием обстоятельств, понял, что главное дружба и любовь в семье.

Мороз:
руководит миром вечного покоя, символизирует омертвление души. Голос насквозь
промерз. Обстановка — бесконечность холода, занимается страшным промыслом — 
«успокаивает все живое». Любимые слова «Оставь меня в покое».

Младший:
маленький, 7 лет, не подготовлен к жизни, капризный, требует к себе внимания,
не может сам себя занять.

Отец:
любит своих детей, природу, беспокоится за сыновей, хочет, чтобы братья жили
дружно.

Мать:

Любит и жалеет своих детей, но не
может ослушаться мужа.

3.    
Словесное
рисование.

— Действие
сказки происходит в двух мирах: в царстве вечного покоя и мире живой природы. Для того чтобы лучше представить эти миры, предлагаю
нарисовать «словесные картины».

4 . Словесное рисование двух
миров.

— Предлагаю заполнить таблицу
словами, которые вы подобрали дома для характеристики двух миров (На доске таблица)

(Слад
5)   (Слайд 6)

Мир вечного покоя

Мир живой природы

Звуки

Зрительные образы, цветовая
гамма

Вывод: 1) мир вечного покоя холодный, жуткий,
в нем слышится только звон льда.

              
2) мир живой природы веселый, в нем много голосов, разнообразие красок.

5. Физминутка

6. Обобщающая беседа с элементами анализа текста.

— Почему в
лесу лесничий всегда был весел, а дома часто вздыхал и хмурился? Подтвердите
свой ответ строками из текста сказки.

(Потому
что братья ссорились).

— Может
быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши
родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И
лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность.
Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность
проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за
них, и случилась беда…

— О чем
думает Старший в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ
эпизода текста (стр. 66)
обращаем внимание при анализе на
уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

— Чем
понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Почему Мороз хотел, чтобы Старший
остался жить у него? (слайд 7)

 (Любимые слова: Оставь меня в покое).

— Смог бы
Старший без своих друзей вернуть брата? (слайд 8)

— Старший
находит Младшего. Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти
от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение
эпизода «Младший разбился»).

— Каким Старший представлен в начале сказки, каким он стал в
конце?
(Слайд 9)

(Он осознал свою вину перед братом, стал добрым,
понимающим).

Итог
урока.

(Слайд 10) «Мысли можно воспитать. Их можно заставить
поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки.»
  Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
Что
поняли вы?

(Учащиеся дают письменный ответ)

Письменные ответы учащихся:

Эта
сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей.

Надо
уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и
своих родителей. Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые
слова, потому что эти слова и тебе принесут зло.

Сказка
Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к
окружающему миру, любви к людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не
говорить их бездумно.

 Какова жизненная мудрость сказки?

(
Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и
внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.)

(Слайд 11)

 Домашнее
задание:

Нарисовать рисунок  «Дружная семья»
(все члены семьи держатся за руки, светит солнце, улыбки на лицах…)

Чему учит сказка «Два брата»: урок для старших братьев и сестер

Сказка «Два брата»: краткое содержание, основная мысль и чему учит

Сказка «Два брата», написанная русским автором Евгением Шварцем во времена Великой Отечественной войны, близка и для современных читателей. Леденящие душу картины, волшебство и динамичный сюжет заставляют глубоко увлечься книгой. Полезно и то, чему учит сказка «Два брата» – не ругаться с младшими братьями и сестрами, дорожить своими родными, заботиться о них.

Суть и смысл сказки «Два брата»

В сказке Евгения Шварца описываются приключения 12-ти летнего мальчика в канун Нового года. Краткое содержание:

  • Родители двух мальчиков уехали в город за елочными украшениями на 3 дня. Они поручили старшему сыну следить за младшим братиком. Не сдержавшись, старший сын выставил малыша за дверь, чтобы не мешал ему читать книжку. И он исчез в зимнем лесу. Главный герой отправился на поиски и попал в ледяное царство Прадедушки Мороза. Мальчишка стал его узником. Старик спрятал заледеневшего брата, а узнику приказал превращать в лед птиц и зверей.
  • Мальчик очень сожалеет о случившемся. Кажется, что он никогда не сможет спасти братишку и вернуться домой. Но он не опускает рук. Главный герой все время ищет способы пробраться к заточенному в палате малышу. Он рубит дверь, за которой он спрятан, ледяным топором. Затем находит спички в кармане, и пытается растопить ледяную преграду. Заодно он отогревает зверушек. В нужный момент они приходят на помощь. Мальчику удается бежать. Однако его брат совсем заледеневший. Он несет его домой. Один неосторожный шаг, и братец разбивается на мелкие кусочки. Весь в слезах старший брат засыпает. Всю ночь звери и птицы склеивают льдинки, и утренние лучи солнца отогревают заледеневшую фигуру. Мальчики возвращаются домой к родителям, и с тех пор живут дружно.

Суть и смысл сказки «Два брата»

Смысл произведения заключается в отношениях двух братьев. Они ругаются, и оттого случается беда. Испытания помогают усвоить важный урок: «Братская любовь спасает и выручает. Нужно дорожить ей, уметь договариваться и не ссориться».

Главная мысль

В сказке «Два брата» старшему мальчику приходится пройти много испытаний, чтобы вернуть братца домой. Даже когда он вызволяет малыша из заточения, волшебства не происходит. Младший брат остается ледяным, а на его лице застыли слезы. Основная мысль произведения в том, что обидеть друга (брата) можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень долго.

Два брата

Мораль

Жизненную мудрость сказки и мораль можно выразить пословицами:

  • «Старший брат как второй отец».
  • «Ссора и вражда не доведут до добра».
  • «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

Чему учит?

В сказке «Два брата» описывается пример, что может произойти, если думать только о себе, и быть равнодушным к просьбам родного человека. Старший мог навсегда потерять Младшего. Ему пришлось проявить все свое упорство и терпение, чтобы вернуть братишку домой, и самому не пропасть в ледяном царстве.

Чему учит сказка «Два брата»

Чему учит сказка «Два брата»:

  • Дорожить родными людьми, уметь находить компромисс, не ссориться с ними.
  • Быть ответственным: слушаться родителей, приглядывать за младшими братьями и сестрами.
  • Приходить на помощь другим. Когда-нибудь и тебе помогут, и эта помощь придется очень кстати.

Вопросы к сказке

После прочтения сказки детям нередко предлагается ответить на вопрос: «Чему меня научила книга?». Для этого нужно запомнить сюжет и суметь его проанализировать. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо обсуждать прочитанное.

Иллюстрация к сказке «Два брата»

Для начала можно провести викторину с вопросами на внимательность:

  • Как звали братьев? (Старший и Младший).
  • Какую книгу читал Старший? О чем был отрывок? («Приключения Синдбада-Морехода». В отрывке говорилось о птице Рок. Она появилась над кораблем с огромным камнем в когтях).
  • В какое волшебное место попали братья? (В ледяной лес с ледяными деревьями и озером. Внутри холма находился ледяной замок).
  • Кого встретил Старший в лесу? (Прадедушку Мороза. Он был весь изо льда, в шубе из снега, говорил монотонно, как диктор).
  • Что произошло, когда Прадедушка Мороз заплакал от злости? (Стало теплее, и снег начал таять. По оврагам побежали ручьи, набухли почки на деревьях, появился подснежник).
  • Кто помог братьям спастись из ледяного царства? (Белки, зайцы, синички, дятел, другие птицы, которых отогрел Старший).

Иллюстрация к сказке «Два брата»

Сделать вывод о сказке «Два брата» детям помогут наводящие вопросы:

  • Почему мальчики поссорились? (Старший хотел дочитать книгу и разозлился на Младшего, который просил поиграть с ним).
  • Как договорились решать споры братья, чтобы впредь не ссориться? (Младший будет с пониманием относиться к желанию Старшего уединиться с книгой. Взамен Старший станет тратить меньше времени на уединение, и больше – на игры с Младшим).
  • Что понравилось в книге больше всего? (Главный герой спас бедных зверушек. Он показал себя добрым, не растерялся и смело противостоял суровому Прадедушке Морозу).

«Два брата» – волшебная сказка о братской любви и дружбе. Она помогает понять, как много значат для детей младшие братишки и сестренки. Порой малыши могут быть надоедливыми. Но все из-за того, что они очень хотят больше времени проводить со старшими. Любящие родственники ко всему относятся с пониманием и не ссорятся друг с другом по пустякам.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Урок литературного чтения.

4 класс.

Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».

Цель: развить навыки аналитического чтения сказки, показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца.

Задачи по формированию результатов обучения:

личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование осознания ценности сказанного слова, поступка;

метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа сказки;

предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • формирование умение анализировать произведение;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;

  • развитие навыка владения литературоведческой терминологией;

— в ценностно-ориентационной сфере:

  • формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;

  • определение нравственных ценностей;

  • понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;

— в коммуникативной сфере:

  • осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;

— в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Используемые технологии:

технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (преподавание литературы, как предмета формирующего личность), проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).

Методические приемы:

рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование:

персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);

портрет Е. Шварца;

книжная выставка: верхняя полка выставки — О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата»;

нижняя полка выставки — Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев».

На доске высказывания Евгения Шварца:

« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»;

« Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Ход урока:

I. Организационный момент. Улыбнулись гостям, улыбнитесь друг другу.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения (рассматривание книг на книжной выставке).

II. Введение в тему урока.

1) Беседа по вопросам.

— Разные авторы на книжной выставке, знакомые названия книг. Что объединяет эти произведения?

— Какая особенность сказочного повествования?

— Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

2) Слово учителя (обобщение высказываний учащихся).

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремится исправить то зло, которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка.

Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».

Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?

Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».

Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.

Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Сегодня наша задача на уроке — подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:

Какова жизненная мудрость этой сказки?

Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение

Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

III. Работа по тексту сказки (беседа по вопросам, анализ прочитанного, выборочное выразительное чтение).

Отправимся в добрый путь с героями сказки Евгения Шварца «Два брата». Попробуем услышать голос автора, что же он хотел нам «сказать во всю силу», попробуем «воспитать свои мысли» и поступки.

Викторина (групповая работа)

-Первая группа какие у вас результаты?

-Послушаем вторую группу.

— А что мы узнали о семье лесничего? Что его огорчает?

— Докажите прочитав.

— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…

— Что произошло?

— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, обращается внимание на глаголы совершенного вида, которые показывают стремительность действия: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (чтение текста).

И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит длинный путь, выдержать сложное испытание.

— О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, чувство жалости к нему, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как.. – все это передает переживания Старшего брата)

— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат?

Каким видим Прадедушку Мороза? ( чтение отрывков: внимание на пейзаж, портрет Прадедушки Мороза, его речь). Через пейзаж, портрет, речь героя автор рисует мир Прадедушки Мороза – это мир холода, покоя, мир бездушный, без чувств и эмоций.

— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

— Старший находит Младшего (анализ портрета Младшего, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился») – это кульминация в развитии повествования.

— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от сердца Старшего, его любовь к брату, осознание своей вины.

— Анализ эпизода возвращения. Забыли ли их дома? Какое чудо произошло? (портрет отца – седина исчезла).

В какой длинный путь Старший отправился ради Младшего!

Но только ли ради него?

Конечно, еще и ради себя, своей семьи.

— Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? В чем мудрость сказки?

Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.

Литературный диктант(парная работа)

-Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),белая (печь), черный(огонь),седая (борода),дубовая (дверь), живой(лес), весеннее(солнышко),березовый(клей).

Разноуровневые задания.

Ответы будете отмечать в карте успеха. Вопросы разделены на три группы: А, В, С  в зависимости от их сложности. 

Чтобы получить оценку  «4» надо ответить на вопросы групп А и В. Чтобы получить «5»- на все три группы вопросов.

а. 

Подумайте и напишите в карте успеха, какую оценку хотели бы вы получить за задания. В конце сравним полученный результат с предполагаемым.

Карта успеха.

Ф.И.________________________

Желаемая оценка:____

      Задания

      1 2

 4       3  

      5

А

В

С

                                          Вопросы А

1. Как зовут героев сказки? (_________________________________________________________)

2. Сколько лет было каждому из сыновей? (________________________________________________________________)

3. Зачем уехали родители в город?(__________________________________________________________)

4. Как называлась книжка, которую читал Старший? (_______________________________________________________________)

5. Какими словами Старший гнал от себя Младшего? (_________________________________________________________________)

                                           Вопросы В

1.Что вы узнали о семье лесничего? Что его огорчает? (____________________________________________________)

2. Почему родители решили сами ехать в город?

3. Почему Старший гнал от себя Младшего?

4. Как показано переживание Старшего, когда он вспомнил о Младшем?

5. Как поступил отец, узнав о случившемся? 

                                                Вопрос С

1. Заставила ли вас «поумнеть» сказка?

Письменный ответ.

Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся. 

А теперь давайте проверим ваши карточки успеха, сравним ваши предварительные оценки с теми, которые вы получили в действительности. Совпали ли они и насколько?

Домашнее задание.

1.Письменный ответ на вопрос: Почему же не всегда «исчезает седина»?

2.Кратко перескажите содержание.

3. Подобрать пословицы о семье

  Стадия «Рефлексия»

— Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

— Молодцы.

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

IV. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Как вы относитесь к поступку Старшего?  Почему?

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам.

Чему учит сказка «Два брата» Евгения Шварца

На чтение 4 мин Опубликовано 31.12.2021
Обновлено 31.12.2021

Писателя, драматурга и сценариста советского времени Евгения Львовича Шварца называют добрым сказочником. Мир сочинений этого удивительного рассказчика – особенный, эксцентричный и милосердный. Его волшебные истории наполнены не только аллегориями и подсказками, но и простыми житейскими истинами. В сказках много правдивых жизненных ситуаций, которые учат и взрослых и детей задуматься о своих поступках, поразмышлять о том, что должно быть главным в отношениях между людьми. Шварц открывает в сюжете то, что необходимо для читателя в данный момент времени, то, что может сделать его жизнь светлее.

Таковы и «Два брата» – рассказ о предновогодних событиях в жизни лесника по имени Чернобородый, его жены и сыновей – Старшего и Младшего. На примере истории двух братьев, попавших в царство злого колдуна Прадедушки Мороза, автор раскрывает отношения людей в семье. Сказка учит нас быть добрее друг к другу, ценить и уважать своих родных, дорожить проведенным с ними временем. Ведь члены семьи – это наша кровинка, наша частичка, без них мы одиноки в этом мире.

Какие нравственные уроки преподает сказка «Два брата»

  • Обиды, ссоры, недомолвки отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. Нужно бережно относиться к близким людям, не вздорить по пустякам, уметь уступать и прощать. Русская пословица советует: «Гневайся, да не обижай».
  • Оберегая свое личное пространство, мы часто забываем о тех, кто рядом. Не уделяем должного внимания членам своей семьи, особенно тем, кто нуждается в защите или поддержке. Не гнать их и не отталкивать, а стараться понять и помочь – вот одна из главных семейных заповедей. «Веревка крепка с повивкою, а человек – с помощью» – таково старинное народное изречение об этом.
  • Важно правильно оценивать свои поступки, осознавать допущенные ошибки, стремиться исправить или сгладить создавшуюся по твоей вине ситуацию, неприятную для окружающих. Об ответственности человека гласит и народная мудрость: «Кто в чем сплошает, за то и отвечает».

Шварц призывает каждого из нас быть как можно больше времени с родными, ведь никогда не знаешь, когда их потеряешь. В сказке «Два брата» нам показали, как изменялся внешний облик отца, пережившего сильное внутреннее потрясение. Чернобородый вначале по вине одного из сыновей потерял второго, а потом благодаря Старшему нашел Младшего. В тексте есть финальное предложение, в котором заключена одна из главных мыслей автора. Он пишет, что с горя люди седеют, голова инеем покрывается, а от радости седина исчезает, тает, словно снег на солнце. С этими словами созвучна русская пословица: «Радость молодит, а горе старит».

Есть и другие народные изречения, к которым в своем сочинении обращается Евгений Шварц: «Любовь братская лучше каменных стен»; «Единство и братство – великая сила». Да, это о дружбе и взаимопонимании сыновей лесничего. Пробираясь в Живой лес через холодные владения Мороза, чтобы спасти меньшего брата, Старшему пришлось пройти серьезное испытание. Теперь он никогда не прогонит докучающего ему малыша на улицу, сказав сердито: «Оставь меня в покое!», а просто попросит непоседу дать ему немного побыть одному. Подросток стал добрее и осознал, что в семье на нем лежит определенная ответственность за маленького брата. Младший, в свою очередь, понял, что надо слушаться не только родителей, но и Старшего, ведь он – защита и опора, друг и советник. Ребята пришли к выводу, что вместе тесно, а врозь скучно, надо всегда быть рядом друг с другом. Сказка заканчивается словами о том, что после приключений в царстве Прадедушки Мороза сыновья Чернобородого перестали ссориться: «Где дружба – там и согласие».

Одна из главных метафор в произведениях Шварца – огонь любви, который в нашем сердце горит и не угаснет никогда. В сказке «Два брата» злой колдун Мороз не смог завладеть умом Старшего, подчинить своей воле закрытого в комнате из ледяного дуба Младшего, как не получилось у него заморозить лесных обитателей – их отогрели и защитили сыновья лесничего. Поистине прав народ, когда говорит, что мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет, а любви не студит.

ответы

про лллоллоппаенпаарррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррдддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннеееееееееееееееееееееееееееееее

ваш ответ

похожие темы

похожие вопросы 5

  • Мудрец сказка о происхождении шашек
  • Мрачные сказки братьев гримм адам гидвиц
  • Музыка для рассказа о войне
  • Музыка для инсценировки сказки
  • Музыка восточные сказки ремикс