Литературное
чтение
4 класс
ТЕМА УРОКА: Мудрость
сказки Е. Шварца «Два брата»
Цели
урока:
·
выявление нравственных
уроков сказки;
·
дальнейшее
совершенствование навыков выразительного чтения и анализа сказки;
- обогащение нравственного опыта
ребенка, формирование представлений о добре, отзывчивости, дружбе,
ценности семьи.
Методические
приемы: рассказ учителя,
беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: презентация с высказываниями Е. Шварца: «Мысли
можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные
правильные поступки».
Ход
урока:
1.
Организационный
момент. (Введение
в тему урока. Постановка целей.)
— «Семья – семь я» (презентация,
слайд 1). Догадайтесь, какова тема нашего урока — обобщения?
(Обобщение наших знаний по
сказке Евгения Шварца «Два брата»).
— Тема урока – мудрость сказки
«Два брата» Е.Шварца.
—
Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, полезным, творческим).
—
Какие цели вы поставите перед собой? (Узнать что-то новое, выразительно
читать).
—
Чтобы получился творческий урок, какие качества мы должны проявить?
(Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на
помощь).
2.
Беседа.
—
Итак, начинаем наш урок. Обратите внимание на высказывание Е.Шварца: «Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во
всю силу, во весь голос то, что думаешь». (слайд 3)
—
О чем рассказывает нам сказка «Два брата»? (В сказке говорится
о ссоре двух братьев, о том, как Старший сначала выгнал Младшего, а потом спас
его.)
—
Назовите главных героев сказки. Дайте им краткую характеристику. (слайд
4)
Старший:
умный, много читает, убедительно
говорит, но плохо относится к брату (выгнал на мороз). Любимые слова «Оставь
меня в покое». Бездушен, поэтому Мороз захотел делать его помощником, изменился
под действием обстоятельств, понял, что главное дружба и любовь в семье.
Мороз:
руководит миром вечного покоя, символизирует омертвление души. Голос насквозь
промерз. Обстановка — бесконечность холода, занимается страшным промыслом —
«успокаивает все живое». Любимые слова «Оставь меня в покое».
Младший:
маленький, 7 лет, не подготовлен к жизни, капризный, требует к себе внимания,
не может сам себя занять.
Отец:
любит своих детей, природу, беспокоится за сыновей, хочет, чтобы братья жили
дружно.
Мать:
Любит и жалеет своих детей, но не
может ослушаться мужа.
3.
Словесное
рисование.
— Действие
сказки происходит в двух мирах: в царстве вечного покоя и мире живой природы. Для того чтобы лучше представить эти миры, предлагаю
нарисовать «словесные картины».
4 . Словесное рисование двух
миров.
— Предлагаю заполнить таблицу
словами, которые вы подобрали дома для характеристики двух миров (На доске таблица)
(Слад
5) (Слайд 6)
Мир вечного покоя |
Мир живой природы |
|
Звуки |
||
Зрительные образы, цветовая |
Вывод: 1) мир вечного покоя холодный, жуткий,
в нем слышится только звон льда.
2) мир живой природы веселый, в нем много голосов, разнообразие красок.
5. Физминутка
6. Обобщающая беседа с элементами анализа текста.
— Почему в
лесу лесничий всегда был весел, а дома часто вздыхал и хмурился? Подтвердите
свой ответ строками из текста сказки.
(Потому
что братья ссорились).
— Может
быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши
родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?
И
лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность.
Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность
проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за
них, и случилась беда…
— О чем
думает Старший в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ
эпизода текста (стр. 66) обращаем внимание при анализе на
уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)
— Чем
понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Почему Мороз хотел, чтобы Старший
остался жить у него? (слайд 7)
(Любимые слова: Оставь меня в покое).
— Смог бы
Старший без своих друзей вернуть брата? (слайд
— Старший
находит Младшего. Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти
от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение
эпизода «Младший разбился»).
— Каким Старший представлен в начале сказки, каким он стал в
конце? (Слайд 9)
(Он осознал свою вину перед братом, стал добрым,
понимающим).
Итог
урока.
(Слайд 10) «Мысли можно воспитать. Их можно заставить
поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки.»
Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Что
поняли вы?
(Учащиеся дают письменный ответ)
Письменные ответы учащихся:
Эта
сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей.
Надо
уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и
своих родителей. Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые
слова, потому что эти слова и тебе принесут зло.
Сказка
Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к
окружающему миру, любви к людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не
говорить их бездумно.
— Какова жизненная мудрость сказки?
(
Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и
внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.)
(Слайд 11)
Домашнее
задание:
Нарисовать рисунок «Дружная семья»
(все члены семьи держатся за руки, светит солнце, улыбки на лицах…)
Чему учит сказка «Два брата»: урок для старших братьев и сестер
Сказка «Два брата»: краткое содержание, основная мысль и чему учит
Сказка «Два брата», написанная русским автором Евгением Шварцем во времена Великой Отечественной войны, близка и для современных читателей. Леденящие душу картины, волшебство и динамичный сюжет заставляют глубоко увлечься книгой. Полезно и то, чему учит сказка «Два брата» – не ругаться с младшими братьями и сестрами, дорожить своими родными, заботиться о них.
Суть и смысл сказки «Два брата»
В сказке Евгения Шварца описываются приключения 12-ти летнего мальчика в канун Нового года. Краткое содержание:
- Родители двух мальчиков уехали в город за елочными украшениями на 3 дня. Они поручили старшему сыну следить за младшим братиком. Не сдержавшись, старший сын выставил малыша за дверь, чтобы не мешал ему читать книжку. И он исчез в зимнем лесу. Главный герой отправился на поиски и попал в ледяное царство Прадедушки Мороза. Мальчишка стал его узником. Старик спрятал заледеневшего брата, а узнику приказал превращать в лед птиц и зверей.
- Мальчик очень сожалеет о случившемся. Кажется, что он никогда не сможет спасти братишку и вернуться домой. Но он не опускает рук. Главный герой все время ищет способы пробраться к заточенному в палате малышу. Он рубит дверь, за которой он спрятан, ледяным топором. Затем находит спички в кармане, и пытается растопить ледяную преграду. Заодно он отогревает зверушек. В нужный момент они приходят на помощь. Мальчику удается бежать. Однако его брат совсем заледеневший. Он несет его домой. Один неосторожный шаг, и братец разбивается на мелкие кусочки. Весь в слезах старший брат засыпает. Всю ночь звери и птицы склеивают льдинки, и утренние лучи солнца отогревают заледеневшую фигуру. Мальчики возвращаются домой к родителям, и с тех пор живут дружно.
Смысл произведения заключается в отношениях двух братьев. Они ругаются, и оттого случается беда. Испытания помогают усвоить важный урок: «Братская любовь спасает и выручает. Нужно дорожить ей, уметь договариваться и не ссориться».
Главная мысль
В сказке «Два брата» старшему мальчику приходится пройти много испытаний, чтобы вернуть братца домой. Даже когда он вызволяет малыша из заточения, волшебства не происходит. Младший брат остается ледяным, а на его лице застыли слезы. Основная мысль произведения в том, что обидеть друга (брата) можно за минуту, а возвращать хорошие отношения придется очень долго.
Мораль
Жизненную мудрость сказки и мораль можно выразить пословицами:
- «Старший брат как второй отец».
- «Ссора и вражда не доведут до добра».
- «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».
Чему учит?
В сказке «Два брата» описывается пример, что может произойти, если думать только о себе, и быть равнодушным к просьбам родного человека. Старший мог навсегда потерять Младшего. Ему пришлось проявить все свое упорство и терпение, чтобы вернуть братишку домой, и самому не пропасть в ледяном царстве.
Чему учит сказка «Два брата»:
- Дорожить родными людьми, уметь находить компромисс, не ссориться с ними.
- Быть ответственным: слушаться родителей, приглядывать за младшими братьями и сестрами.
- Приходить на помощь другим. Когда-нибудь и тебе помогут, и эта помощь придется очень кстати.
Вопросы к сказке
После прочтения сказки детям нередко предлагается ответить на вопрос: «Чему меня научила книга?». Для этого нужно запомнить сюжет и суметь его проанализировать. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо обсуждать прочитанное.
Для начала можно провести викторину с вопросами на внимательность:
- Как звали братьев? (Старший и Младший).
- Какую книгу читал Старший? О чем был отрывок? («Приключения Синдбада-Морехода». В отрывке говорилось о птице Рок. Она появилась над кораблем с огромным камнем в когтях).
- В какое волшебное место попали братья? (В ледяной лес с ледяными деревьями и озером. Внутри холма находился ледяной замок).
- Кого встретил Старший в лесу? (Прадедушку Мороза. Он был весь изо льда, в шубе из снега, говорил монотонно, как диктор).
- Что произошло, когда Прадедушка Мороз заплакал от злости? (Стало теплее, и снег начал таять. По оврагам побежали ручьи, набухли почки на деревьях, появился подснежник).
- Кто помог братьям спастись из ледяного царства? (Белки, зайцы, синички, дятел, другие птицы, которых отогрел Старший).
Сделать вывод о сказке «Два брата» детям помогут наводящие вопросы:
- Почему мальчики поссорились? (Старший хотел дочитать книгу и разозлился на Младшего, который просил поиграть с ним).
- Как договорились решать споры братья, чтобы впредь не ссориться? (Младший будет с пониманием относиться к желанию Старшего уединиться с книгой. Взамен Старший станет тратить меньше времени на уединение, и больше – на игры с Младшим).
- Что понравилось в книге больше всего? (Главный герой спас бедных зверушек. Он показал себя добрым, не растерялся и смело противостоял суровому Прадедушке Морозу).
«Два брата» – волшебная сказка о братской любви и дружбе. Она помогает понять, как много значат для детей младшие братишки и сестренки. Порой малыши могут быть надоедливыми. Но все из-за того, что они очень хотят больше времени проводить со старшими. Любящие родственники ко всему относятся с пониманием и не ссорятся друг с другом по пустякам.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
Урок литературного чтения.
4 класс.
Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».
Цель: развить навыки аналитического чтения сказки, показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца.
Задачи по формированию результатов обучения:
личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование осознания ценности сказанного слова, поступка;
метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа сказки;
предметные результаты:
— в познавательной сфере:
-
формирование умение анализировать произведение;
-
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;
-
развитие навыка владения литературоведческой терминологией;
— в ценностно-ориентационной сфере:
-
формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;
-
определение нравственных ценностей;
-
понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;
— в коммуникативной сфере:
-
осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;
-
умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;
— в эстетической сфере:
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Используемые технологии:
технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (преподавание литературы, как предмета формирующего личность), проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).
Методические приемы:
рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);
портрет Е. Шварца;
книжная выставка: верхняя полка выставки — О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата»;
нижняя полка выставки — Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев».
На доске высказывания Евгения Шварца:
« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»;
« Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
Ход урока:
I. Организационный момент. Улыбнулись гостям, улыбнитесь друг другу.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения (рассматривание книг на книжной выставке).
II. Введение в тему урока.
1) Беседа по вопросам.
— Разные авторы на книжной выставке, знакомые названия книг. Что объединяет эти произведения?
— Какая особенность сказочного повествования?
— Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
2) Слово учителя (обобщение высказываний учащихся).
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремится исправить то зло, которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка.
Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».
Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?
Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».
Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.
Какие цели поставим на сегодняшний урок?
Сегодня наша задача на уроке — подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:
Какова жизненная мудрость этой сказки?
Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение
Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
III. Работа по тексту сказки (беседа по вопросам, анализ прочитанного, выборочное выразительное чтение).
Отправимся в добрый путь с героями сказки Евгения Шварца «Два брата». Попробуем услышать голос автора, что же он хотел нам «сказать во всю силу», попробуем «воспитать свои мысли» и поступки.
Викторина (групповая работа)
-Первая группа какие у вас результаты?
-Послушаем вторую группу.
— А что мы узнали о семье лесничего? Что его огорчает?
— Докажите прочитав.
— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…
— Что произошло?
— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, обращается внимание на глаголы совершенного вида, которые показывают стремительность действия: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (чтение текста).
И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит длинный путь, выдержать сложное испытание.
— О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, чувство жалости к нему, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как.. – все это передает переживания Старшего брата)
— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат?
Каким видим Прадедушку Мороза? ( чтение отрывков: внимание на пейзаж, портрет Прадедушки Мороза, его речь). Через пейзаж, портрет, речь героя автор рисует мир Прадедушки Мороза – это мир холода, покоя, мир бездушный, без чувств и эмоций.
— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).
— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?
— Старший находит Младшего (анализ портрета Младшего, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился») – это кульминация в развитии повествования.
— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от сердца Старшего, его любовь к брату, осознание своей вины.
— Анализ эпизода возвращения. Забыли ли их дома? Какое чудо произошло? (портрет отца – седина исчезла).
В какой длинный путь Старший отправился ради Младшего!
Но только ли ради него?
Конечно, еще и ради себя, своей семьи.
— Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? В чем мудрость сказки?
Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.
Литературный диктант(парная работа)
-Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),белая (печь), черный(огонь),седая (борода),дубовая (дверь), живой(лес), весеннее(солнышко),березовый(клей).
Разноуровневые задания.
Ответы будете отмечать в карте успеха. Вопросы разделены на три группы: А, В, С в зависимости от их сложности.
Чтобы получить оценку «4» надо ответить на вопросы групп А и В. Чтобы получить «5»- на все три группы вопросов.
а.
Подумайте и напишите в карте успеха, какую оценку хотели бы вы получить за задания. В конце сравним полученный результат с предполагаемым.
Карта успеха.
Ф.И.________________________
Желаемая оценка:____
Задания |
1 2 |
4 3 |
5 |
А |
|||
В |
|||
С |
Вопросы А
1. Как зовут героев сказки? (_________________________________________________________)
2. Сколько лет было каждому из сыновей? (________________________________________________________________)
3. Зачем уехали родители в город?(__________________________________________________________)
4. Как называлась книжка, которую читал Старший? (_______________________________________________________________)
5. Какими словами Старший гнал от себя Младшего? (_________________________________________________________________)
Вопросы В
1.Что вы узнали о семье лесничего? Что его огорчает? (____________________________________________________)
2. Почему родители решили сами ехать в город?
3. Почему Старший гнал от себя Младшего?
4. Как показано переживание Старшего, когда он вспомнил о Младшем?
5. Как поступил отец, узнав о случившемся?
Вопрос С
1. Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
Письменный ответ.
Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.
А теперь давайте проверим ваши карточки успеха, сравним ваши предварительные оценки с теми, которые вы получили в действительности. Совпали ли они и насколько?
Домашнее задание.
1.Письменный ответ на вопрос: Почему же не всегда «исчезает седина»?
2.Кратко перескажите содержание.
3. Подобрать пословицы о семье
Стадия «Рефлексия»
— Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?
— Молодцы.
Закончи фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
IV. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Как вы относитесь к поступку Старшего? Почему?
Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам.
Чему учит сказка «Два брата» Евгения Шварца
На чтение 4 мин Опубликовано 31.12.2021
Обновлено 31.12.2021
Писателя, драматурга и сценариста советского времени Евгения Львовича Шварца называют добрым сказочником. Мир сочинений этого удивительного рассказчика – особенный, эксцентричный и милосердный. Его волшебные истории наполнены не только аллегориями и подсказками, но и простыми житейскими истинами. В сказках много правдивых жизненных ситуаций, которые учат и взрослых и детей задуматься о своих поступках, поразмышлять о том, что должно быть главным в отношениях между людьми. Шварц открывает в сюжете то, что необходимо для читателя в данный момент времени, то, что может сделать его жизнь светлее.
Таковы и «Два брата» – рассказ о предновогодних событиях в жизни лесника по имени Чернобородый, его жены и сыновей – Старшего и Младшего. На примере истории двух братьев, попавших в царство злого колдуна Прадедушки Мороза, автор раскрывает отношения людей в семье. Сказка учит нас быть добрее друг к другу, ценить и уважать своих родных, дорожить проведенным с ними временем. Ведь члены семьи – это наша кровинка, наша частичка, без них мы одиноки в этом мире.
Какие нравственные уроки преподает сказка «Два брата»
- Обиды, ссоры, недомолвки отдаляют родных друг от друга, делая их чужими. Нужно бережно относиться к близким людям, не вздорить по пустякам, уметь уступать и прощать. Русская пословица советует: «Гневайся, да не обижай».
- Оберегая свое личное пространство, мы часто забываем о тех, кто рядом. Не уделяем должного внимания членам своей семьи, особенно тем, кто нуждается в защите или поддержке. Не гнать их и не отталкивать, а стараться понять и помочь – вот одна из главных семейных заповедей. «Веревка крепка с повивкою, а человек – с помощью» – таково старинное народное изречение об этом.
- Важно правильно оценивать свои поступки, осознавать допущенные ошибки, стремиться исправить или сгладить создавшуюся по твоей вине ситуацию, неприятную для окружающих. Об ответственности человека гласит и народная мудрость: «Кто в чем сплошает, за то и отвечает».
Шварц призывает каждого из нас быть как можно больше времени с родными, ведь никогда не знаешь, когда их потеряешь. В сказке «Два брата» нам показали, как изменялся внешний облик отца, пережившего сильное внутреннее потрясение. Чернобородый вначале по вине одного из сыновей потерял второго, а потом благодаря Старшему нашел Младшего. В тексте есть финальное предложение, в котором заключена одна из главных мыслей автора. Он пишет, что с горя люди седеют, голова инеем покрывается, а от радости седина исчезает, тает, словно снег на солнце. С этими словами созвучна русская пословица: «Радость молодит, а горе старит».
Есть и другие народные изречения, к которым в своем сочинении обращается Евгений Шварц: «Любовь братская лучше каменных стен»; «Единство и братство – великая сила». Да, это о дружбе и взаимопонимании сыновей лесничего. Пробираясь в Живой лес через холодные владения Мороза, чтобы спасти меньшего брата, Старшему пришлось пройти серьезное испытание. Теперь он никогда не прогонит докучающего ему малыша на улицу, сказав сердито: «Оставь меня в покое!», а просто попросит непоседу дать ему немного побыть одному. Подросток стал добрее и осознал, что в семье на нем лежит определенная ответственность за маленького брата. Младший, в свою очередь, понял, что надо слушаться не только родителей, но и Старшего, ведь он – защита и опора, друг и советник. Ребята пришли к выводу, что вместе тесно, а врозь скучно, надо всегда быть рядом друг с другом. Сказка заканчивается словами о том, что после приключений в царстве Прадедушки Мороза сыновья Чернобородого перестали ссориться: «Где дружба – там и согласие».
Одна из главных метафор в произведениях Шварца – огонь любви, который в нашем сердце горит и не угаснет никогда. В сказке «Два брата» злой колдун Мороз не смог завладеть умом Старшего, подчинить своей воле закрытого в комнате из ледяного дуба Младшего, как не получилось у него заморозить лесных обитателей – их отогрели и защитили сыновья лесничего. Поистине прав народ, когда говорит, что мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет, а любви не студит.
ответы
про лллоллоппаенпаарррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррдддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннеееееееееееееееееееееееееееееее
ваш ответ
похожие темы
похожие вопросы 5