Мудрость в сказке царевна лягушка

Всем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

«Какое легкомыслие!»- скажет современный человек, но на самом деле за этими словами стоит целое мировоззрение. Наши предки верили в единого и многопроявленного Бога, который проявляется множеством Богов, людей, животных , растений, минералов. Короче, нет ничего на свете, кроме Бога. Всё, что мы видим и не видим- всё есть его проявление. Этого единого Бога русичи называли Род. Род Всевышний проявляется тремя ипостасями: морем информации ( Дыв), энергией (Свет Рода Всевышнего) и проявленным бытием (Род Рожанич). Когда Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв, информация наполняется энергией и проявляется Родом Рожаничем. Так творится проявленное бытие. Род Рожанич проявляется, прежде всего, мужским и женским началом. Наши предки называли их Сварогом и Ладой. Проходя через них, Свет Рода Всевышнего разбивается на спектры энергий, подобно тому, как солнечный свет разбивается на 7 цветов радуги. Эти спектры божественной энергии и есть наши Родные Боги и Богини. 

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д. 

Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух  — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке оказать, ни пером написать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.

«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.

«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну. 

«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!». 

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент! 

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания как о жизни, так и о смерти. Она-то и разсказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Здесь целый букет образов, передающий настоящие древние знания о жизни и смерти! Дуб — это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти. Это подтверждается некоторыми русскими загадками типа этой: 

Сидит утка на плоту,

Хвалится казаку:

Никто меня не пройдет,

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

(отгадка- смерть)

Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес — хранитель Нави, т.е. мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван–царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Безсмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света. Сокол — этот тот, что с кола, т.е. птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави. Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо (последнюю надежду рода Кощеева) Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави (сокол), в Яви (волк) и в Нави (щука). Современная генетика открыла, что на стадии плодного яйца, из которого впоследствии развивается человеческое тело, на конце одной из его хромосом есть ген смерти. Он «спящий» и включается у каждого человека в свой срок, что приводит к изнашиванию организма и умиранию.

Вопросы жизни, смерти и безсмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

Сказочных вам открытий!

Ярослава Агеева

Источник

Рекомендуем к ознакомлению:

РУССКИЕ СКАЗКИ ДЕЛАЮТ НАС НЕПОБЕДИМЫМИ

НЕПОБЕДИМЫЙ НАРОД

Тема урока – Народная мудрость в  сказке «Царевна-лягушка»

Цель – выявление морали в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

Задачи:

  1. Проанализировать русскую народную сказку с точки зрения поступков главных героев.
  2. Развивать образное и логическое  мышление, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Используемые технологии – развитие критического мышления.

Формируемые УУД: личностные (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),  регулятивные (целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция), познавательные (постановка цели, составление речевого высказывания,  моделирование, анализ, самостоятельное создание способов решения проблем), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

Ход урока

Стуруктура

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Ответное приветствие

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели

*Мотивация учебной деятельности. Загадочная пауза

Домик маленький, а в нём
Уместились впятером:
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайчик был ещё косой.
А медведь к ним влезть не смог
И разрушил… (теремок).

***
Посмотри-ка, на печи
Наш герой по снегу мчит.
Он «по щучьему веленью»
Рад безделью, дружит с ленью.
Догадаться вы успели?
Это сказка про … (Емелю).

***

Выросла она когда-то
Преогромной — в три обхвата!
И её, как пишет книжка,
Помогала вырвать мышка.
Если б не тянули крепко,
Кашки не было б из … (репки).

*Эвристическая беседа

— Что объединяет все эти загадки? (сказки)

— Кто может ответить, что такое сказка? (произведение фантастического характера)

-На какие группы сказки можно разделить? (бытовые, волшебные, о животных)

-Каковы особенности каждой группы сказок? (в бытовых сказках люди являются главными героями, в сказках о животных – животные, в волшебных сказках  имеются чудесные предметы и герои)

-Чем отличается народная сказка от литературной? (народную сказку создал народ, литературную – написал автор)

*Постановка цели урока

— С каким произведением вы познакомились дома? (русской народной сказкой «Царевна-лягушка)

— Что на уроке мы должны с вами сделать?

-Верно, сегодня на уроке мы должны с вами проанализировать прочитанную вами сказку, выявить, главных героев и их качества, а также узнать, с какой целью русский народ создал данную сказку.

Дети разгадывают загадки

Учащиеся вступают в эвристический  диалог

Формирование учебной цели

Актуализация знаний

— О чем данная сказка?

— Кто является главными героями?

*Работа в парах: составление кластера

   Царь                царские сыновья      Иван-цареви

  медведь                       Герои сказки        Василиса

заяц, селезень,                                       Премудрая

 щука                                                      невестки

                                      Баба-Яга

                                  Кощей Бессмертный

*Фронтальная проверка кластеров

-В соответствии с персонажами произведения определите вид сказки (данная сказка является и бытовой, и о животных, и волшебной)

Составление самостоятельного речевого высказывания

Учащиеся в парах составляют кластер.

Дети высказывают мнение о виде сказки, доказывают собственное мнение

Первичное усвоение знаний

Перспективное домашнее задание

*Эвристическая беседа

-С чего начинается сказка? (царь велел сыновьям жениться)

-Почему царские сыновья безропотно выполнили волю своего батюшки? (в древности дети беспрекословно выполняли любую волю родителей, старших уважали, слушали)

-Куда попала стрела Ивана-царевича? (в болото)

-Почему не отказался жениться на лягушке? (выполнял родительскую волю)

— Какие испытания приготовил царь для своих невесток? (сшить рубашку, испечь хлеб, показать себя в обществе на пиру)

-Какая цифра встречается? (3)

-Вы заметили, что во многих сказках русского народа встречается данная цифра. Как вы думаете, почему?

Предлагаю дома вам найти ответ на данный вопрос.

— Что произошло после пира? (Иван-царевич сжег лягушачью шкурку)

— Почему Иван-царевич так поступил?  Какое качество характера можно увидеть? (эгоизм, т.к. в первую очередь подумал о себе)

*Словарная работа

Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

*Фронтальная проверка найденной информации

-Эгоизм является положительным или отрицательным качеством характера? Почему вы так считаете? Докажите свое мнение, примерами из жизни, литературных произведений.

— Как царский сын искупил свою вину? (пришлось долго странствовать, пройти множество испытаний, прежде чем он нашел свою жену)

Учащиеся вступают в эвристический  диалог, при необходимости обращаются к тексту учебника

Индивидуальная работа со словарем

Построение самостоятельного речевого высказывания

Проверка понимания

*Работа над проблемным вопросов , работа в группах

-Почему народ создал сказку «Царевна-лягушка».

(старших нужно слушать и уважать, в семье нельзя думать только о себе)

*Фронтальная проверка

Учащиеся работают в группах, создают тезисы к сказке

Закрепление

*Рефлексивная беседа

— О какой сказке мы говорили на уроке?

-Вид данной сказки?

-Какова история Ивана-царевича и Василисы Премудрорй?

— Чему учит нас сказка?

Дети отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании

Домашнее задание дается на выбор.

1.Подготовить сообщение о значении цифры 3 в русских народных сказках

2.Нарисовать иллюстрацию к произведению.

3.Подготовить творческий пересказ от лица Василисы-Премудрой (девочкам), Ивана-царевича (мальчикам)

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия

*Закончи фразу

— Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;

-Я почувствовал (а)…;

-Мне было трудно…

Дети анализируют урок

Содержание статьи

  • Значение сказки в воспитании и развитии ребенка
  • Как правильно читать сказку «Царевна-лягушка»
  • Сказка «Царевна-лягушка»
  • Герои и сюжет
  • Мораль
  • Что еще можно вынести из сказки «Царевна-лягушка»

Почти каждый из нас с детства знаком с такой сказкой, как «Царевна-лягушка». Смысл сказки многогранен. В ней заложено много вещей, начиная от того, что нельзя судить по внешности, и заканчивая призывом на добро всегда отвечать добром. И это далеко не единственное, чему учит нас и наших детей это замечательное произведение русского народного творчества.

Значение сказки в воспитании и развитии ребенка

Именно с народной сказки начинается знакомство маленького человека с обширным миром русской литературы. По сказкам малыши изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми, причины и следствия поступков и слов.

Царевна лягушка

Сказки развивают фантазию, обогащают словарный запас и стимулируют творчество ребенка. Поэтому их роль в воспитании малыша нельзя недооценивать.

Раннее чтение сказок стимулирует развитие речи, делает ее образной, связной, логичной. Оно дополнительно формирует поведение ребенка, развивает его творческий потенциал.

Детские сказки психотерапевты используют для коррекции поведения ребенка. Выявляют с их помощью проблемы, снимают стресс и тревожность у своих маленьких пациентов.

Но самое главное, сказочные истории учат малышей различать добро и зло. Ребенок невольно начинает ассоциировать себя с положительным персонажем, понимая, что зло и плохие действия и поступки всегда наказывается.

Как правильно читать сказку «Царевна-лягушка»

Во-первых, правильнее историю не читать, а рассказывать.  Такой способ подачи информации позволит отслеживать реакцию юного слушателя и акцентировать внимание на определенных моментах или действиях.

Иван Царевич

Во-вторых, во время чтения (рассказа) не стоит отвлекаться на посторонние дела. Телефон, домашние дела, беседа с другими членами семьи – все это подождет.

В-третьих, после прочтения (прослушивания) необходимо обсудить с ребенком сказку. Пусть малыш расскажет, что ему понравилось в истории. Пояснит, какие эмоции у него вызвали персонажи, и какая, по его мнению, мораль у этого произведения.

В процессе обсуждения можно «подкидывать» малышу, те или иные эпизоды, задавать наводящие вопросы, которые помогут ему самостоятельно сформулировать главную мысль сказки «Царевна-лягушка».

Следует помнить, что подобное обсуждение не должно занимать много времени. Ребенок должен испытывать интерес к беседе, поэтому во время обсуждения стоит ориентироваться на его настроение.

Сказка «Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка» – одна из самых известных народных волшебных сказок, где главный герой, преодолевая все возможные препятствия, получает долгожданную награду – любовь и счастье.

Герои и сюжет

Главным героем произведения является Иван-царевич – младший сын царя, доверчивый и добрый юноша. По велению отца, он вместе со старшими братьями начинает искать невесту, выпуская наугад стрелы. Однако если братьям достались дочери купца и боярина, то Ивану – лягушка (стрела угодила на болото).

Сказка «Царевна-лягушка»

Однако царевич все равно забирает ее во дворец, где царь устраивает невестам испытания. В процессе выполнения царских заданий лягушка оборачивается Василисой – прекрасной и мудрой царевной, которая с блеском справляется со всеми трудностями (каравай испекла, ковер соткала).

На пиру, который устраивает царь, Василиса показывает себя мужу и завоевывает всеобщее внимание. Иван-царевич, желая, чтобы жена осталась в этом обличии, сжигает лягушечью шкурку, и Василиса оказывается в плену у Кощея.

Бедный юноша отправляется на поиски любимой. По дороге он встречает разных животных и щадит их, даже несмотря на голод. В конце концов, именно эти звери помогают ему добыть смерть Кощея – иглу. Иван ломает иглу, Василиса возвращается к мужу, и живут они долго и счастливо.

Мораль

Сложно сказать, что именно является основной мыслью сказки. Первое, что приходит на ум – это всегда отвечать добром на добро.  Иван жалеет зверей, которые встречаются ему в путешествии, в итоге именно они становятся его главными помощниками в противостоянии Кощею.

На современный лад это можно перефразировать следующим образом: «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Сказка «Царевна-лягушка»

Второе, на что следует обратить внимание ребенка – это оценка исходя из внешности. Иван-царевич несмотря ни на что, берет лягушку во дворец. Он общается с ней, не позволяя себе насмешек, как например, его старшие братья. Он искренне переживает, что лягушка не справится с заданием царя и будет наказана. Судить людей за их внутренние качества, а не по внешности очень важно. Сказка «Царевна-лягушка» позволяет заложить первые ростки понимания того, на что в первую очередь нужно обращать внимание в человеке.

И последняя мысль – это то, что ради любимого человека можно преодолеть любые трудности и испытания. Иван-царевич «стоптал три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба», испытал множество лишений, прежде чем нашел Василису. Он не отступился, не вернулся назад к отцу-царю и не испугался Кощея. Все это свидетельства сильной любви и преданности любимой Василисе.

Иван Царевич и Василиса

Что еще можно вынести из сказки «Царевна-лягушка»

Выяснив суть сказки, можно попробовать поговорить с ребенком о том, что еще он увидел в сказке.

В этом помогут наводящие вопросы и обсуждения.

Каким был Иван-царевич? Пусть ребенок попробует дать характеристику герою, отметив смелость, храбрость и доброту царевича.

А какими были старшие братья Ивана? Здесь малыш сможет сравнить главного героя с его, по сути, антиподами: завистливыми, жадными, самолюбивыми и высокомерными братьями.

Почему Иван не бросил лягушку на болоте? Этот вопрос должен помочь понять ребенку, как важно держать слово, быть честным перед собой и другими (в данном случае перед царем).

Обсуждение эпизода со сжиганием лягушечьей шкурки и исчезновением Василисы поможет проследить взаимосвязь между поступками и их последствиями.

«Царевна-лягушка» – уникальная сказка. Всего на примере одного произведения ребенка можно научить многим важным вещам, которые будут способствовать его гармоничному развитию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мудрость в сказках пушкина сообщение пятый класс
  • Мудрое животное в русских сказках
  • Мудрец всезнающ как пишется
  • Мудреный ответ как пишется
  • Мудреный вопрос как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии