Раздел долгосрочный плана I «Семья и подросток»
Школа:КГУ «Средняя школа имени М.Ауэзова»
Урок: 14-й
Дата:
ФИО учителя: Ботабаева Гульнара Муратовна
Класс: 8
Тема урока:
Г.М. Мусрепов «Рассказы о матери»
Цели обучения, которые достигаются на данном этапе урока (ссылка на учебную программу)
8.С1.-понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы
8.Г4.- создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков
8.Ч6.— анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических), определяя структурно-композиционные особенности
8.П3.— представлять информацию в видепрезентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график
Цель урока
Все учащиеся смогут: понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, выделяя ключевые слова и фразы, отвечать на «тонкие» вопросы, участвовать в диалоге, оформить ассоциативный ряд на двух языках
Большинство учащихся смогут:анализировать содержание художественного произведения, определяя структурно-композиционные особенности по стратегии «Гора истории», представлять информацию в виде таблицы, схемы, отвечать на «толстые вопросы», определить и доказать жанр произведения
Некоторые учащиеся смогут:сравнивать выражения и выдвигать свою позицию по прочитанному тексту , используя стратегию «ПОПС», прогнозировать содержание по отрывку прослушанного текста, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы, создавать аргументированное высказывание,представлять информацию в виде таблиц, схем
Критерий оценивания
-понимают основную и детальную информацию текста, отвечают на «тонкие» вопросы
—анализируютсодержание текста, определяя композицию отрывка из повести, представляют информацию в виде таблицы, схемы, графиков, отвечают на «толстые» вопросы
—прогнозируют содержание прослушанного текста,объединяя факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы о проблеме, создают аргументированное высказывание на основе таблиц, схем, графиков
Языковые цели
Учащиеся смогут: определить ключевые моменты развития сюжета, прогнозируя продолжение действия рассказа, составить график «линия эмоций» героини, используя глаголы, прилагательные, причастия, отвечать на вопросы по содержанию текста, расширить словарный запас
Ключевые слова и фразы:война, письмо, любовь, сердце, почтальон, фронт, сражение, бой, письмо, мать, сын, извещение о смерти, израненное тревогой сердце матери, расстроенное лицо матери, тоска солдата, танкист, глаза теплели от любви к сыну, расширялись от страха, госпиталь, вместо ног — обрубки, остался калекой, пришел в себя, ходить на протезах, удивление и упрек, сильнее бьется материнское сердце, сын-солдат
Полезные фразы для диалога / письма:
Я считаю, что…, как известно…, во – первых, во-вторых…, …, поэтому…. в завершение своего высказывания хочу отметить…
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, почему солдат путает место жительство и возраст матери?
— Почему мать решилась поехать к Сапару?
— Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? Как вы считаете, эти проблемы актуальны сегодня?
Письменные подсказки:
Действие происходило в самый разгар Великой Отечественной войны в 1943 году. У главной героини Аклимы погиб сын Касым. Но женщина не пала духом, она своей добротой и благородством поддержала сына другой матери Сапара
Привитие ценностей
Воспитание патриотических чувств к Родине, уважительное отношение к истории и культуре народа, любви к близким людямв рамках национальной идеи «Мәңгілік ел»
Межпредметная связь
Казахская литература, казахский язык, история, самопознание
Навыки использования ИКТ
Интерактивная доска, интернет ресурсы, презентация
Предыдущее обучение
Учащиеся знают историю ВОВ, о писателе Г.Мусрепове и его произведения, умеют определять тему текста, основную мысль. Учащиеся на предыдущих уроках познакомились с особенностями публицистического стиля, имеют представление о сфере применения и особенностях, умеют различать жанры публистического стиля, знают стандартные слова и выражения, необходимые для составления заметки,интервью
ХОД УРОКА
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
ресурсы
Начало урока
12 мин
2 мин
3 мин
3 мин
2 мин
2мин
Психологический настрой — «От сердца к сердцу» (Ребята в группе передают разрезанное сердце из ладони в ладонь с теплыми пожеланиями)
Актуализация прежних знаний
К. Стратегия «алубочек мудрости» (на столе клубочек, учащиеся распутывают клубочек и говорят все, что они проходили на прошлом уроке, потом опять запутывают).
Формативное оценивание:наблюдение учителя прием «словесное оценивание»
Мотивационный этап:
Стратегия «ассоциативный куст»
Обратить внимание учащихся на тему и эпиграф урока «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя — мать» Муса Джалиль.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово мама, мать? (учащиеся оформляют ассоциативный ряд, сравнивают, делают выводы)
Учащиеся читают ключевые слова (война, письмо, любовь, сердце) и предполагают то, что будем изучать на уроке.
Создание коллаборативной среды.
Деление на группы
С помощью пословиц о матери, которые написаны на трех языках (на казахском, русском и английском языках) делятся на 3 группы.
На столах кувертки с надписями «мама», «ана», «mоther»
Учащиеся определяют тему и цели урока и составляют критерии оценивания вместе с учителем
Разрезанное из бумаги сердце
Клубок нити
учебник стр.65
слайд №1
портреты Г.М Мусрепова., М.Джалиля
слайд № 2
Середина урока
23 мин
3 мин
10 мин
10 мин
(К) Задание на развитие навыков слушания
Учитель бегло и выразительно читает статью о творчестве Г.М. Мусрепова
Стратегия «инсерт». Учащиеся выделяют важные абзацы, делают пометки
Формативное оценивание: самооценивание прием «сэндвич»
(К,Г) Задание на развитие навыков чтения и говорения Стратегия « чтение с остановками»
Читают отрывок и выясняют значения незнакомых слов, используя словарь русского языка Ожегова или по карточке-информатору выясняют значение незнакомых слов: извещение о смерти, чур не плакать, барьерчик, терраса и т.д.
Стратегия «дерево предсказаний»
Используя схему «Дерево предсказаний» учащиеся определяют, как будут развиваться дальше события в рассказе.
Затем учащиеся читают продолжение рассказа в хрестоматии, используя прием «сюжетная таблица»
Читая текст, учащиеся делают пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? |
Что? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
Стратегия «веер» (листочки в виде веера с вопросами) учащиеся выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке, подкрепляют свои ответы словами из текста. Задают проблемные вопросы, ищут ответы на них.
Формативное оценивание: взаимооценивание прием «две звезды и одно пожелание»
Разминка попурри «Песни военных лет»
(Г) Задание на развитие навыков письма
Уровни мышления |
Критерий оценивания |
Понимание |
Понимают основное содержание произведения, определяют главную информацию |
Применение |
Демонстрируют структурно-композиционные особенности содержания художественного произведения |
Анализа Оценка |
Анализируют, исследуют причинно-следственные связи, дают аргументированные высказывания на основе таблиц, схем, выражают свое мнение |
Дифференцированное задание
Для менее способных учащихся:
Стратегия «верно-неверно». Укажите верные или неверные ответы
Примерные вопросы |
верно |
неверно |
Аклима получила посылку |
||
Письмо прочитала соседка Нурила |
||
От Касыма последняя весть пришла три года назад |
||
Первое письмо Сапар прислал в Караганду |
||
Солдат лежал в госпитале в городе Саратове |
||
Аклима послала сыну –солдату телеграмму |
Для учащихся со средними учебными возможностями:
Стратегия «гора истории». Создают композицию рассказа, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи, делают выводы
Кульминация
Развязка событий
Завязка
Развязка
Для более способных учащихся:
Аргументировать свою позицию, используя прием «ПОПС — формула», доказать, что «встреча матери и сына состоится»
Дескрипторы:
— понимать содержание прочитанного рассказа;
— определяет структурно-композиционные особенности рассказа;
— создает аргументированное высказывание на основе таблиц и схем:
— выдвигает и доказывает свою позицию по прочитанному тексту, делает выводы
Формативное оценивание взаимооценивание «знаковый символ»
«!» выполнил без ошибок |
«+» допустил ошибку |
«-» не справился с работой |
Учебник «Русский язык и литература» для 8 класса общебразова-тельной школы
с нерусским языком обучения Жанпеис У.А,
Озекбаевой Н.А, Даркембаева Р.Д, АтембаеваГ.А.Часть 1
изд. Алматы «Атамұра»
2018г. стр 66-67,
Хрестоматия
«Сюжетная таблица»
Бумажные вееры
Аудиозапись
Слайд №6
Конец урока
5 мин
Рефлексия
«нарисуй свой мозг» Учащиеся рисуют контур мозга на листах и заполняют его словами, которые показывают, что учащиеся узнали в течение этого урока
Дифференцированноедомашнее задание: для менее способных учащихся:
упр.5 стр.67. Обучающиеся составляют «линию эмоций» героини произведения, передав изменение ее чувств на протяжении всего рассказа, продолжая данную линию, опираясь на текст: расстроенная – растерялась – теплели от любви- …
для учащихся со средними учебными возможностями:
упр.8 стр. 68. Заполнить «литературную пирамиду» стр.68
Пересказать рассказ от третьего лица..
для более способных обучающихся
Подготовиться к творческому пересказу.УС
-
Внимательно перечитать произведение.
-
Разделить текст на смысловые части.
-
Пересказать рассказ добавив:
-
Описание внешнего вида Аклимы и Нурилы;
-
Описание состояния души Аклимы в ходе чтения письма;
-
Описание любви Сапара к матери
Дополнительная информация
Книжная выставка
«Мейірімділік ананың жүрегі»
«Доброта материнского сердца»
Цель: обзор литературы о матери, имеющийся в библиотеке; воспитание уважительного отношения у детей к маме, умения говорить открыто, не стесняясь, о своей любви к маме;
Задачи:
-
Формировать ценностную систему нравственных ориентиров и идеалов: любовь к матери.
-
Прививать любовь и уважение к своим родителям
-
Прививать интерес к чтению
-
Развивать творческие способности учащихся.
Чтец: Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну что могу я им ответить,
Сердцам бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня…
Л.Татьяничева
Библиотекарь рассказывает о книгах, представленных на выставке. Особое отношение к матери во все времена, начиная с мифологических сказаний до наших дней.
«Суд Соломона»- притча из библейской мифологии
Л.Н.Толстой – повесть «Детство» (глава «Maman»)
М.Горький – «Рождение человека», «Сказки об Италии», роман «Мать»
Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»
С трепетом и почтением пишут о матери авторы произведений о Великой Отечественной войне.
А.Фадеев «Молодая Гвардия»
Ученик: «Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!»
А.Довженко «Мать»
Ученик: «Проходили дорогой на запад боевые отряды.
-Боец Стоян! — Иду! -Что за женщина висит? — Мать. – Мать? – Мать, товарищи, родная моя мать… -Рота, сто-о-ой! Шапки долой! Вперед ма-а-арш!
Перед нею проходило войско без шапок. Величали дети материнство, направляясь в бой. Гремели орудия. Солнце снег червонило. От пушечного грома осыпало иней, и сверкающие снежинки падали с груши на материнские раскрытые очи».
И через много лет после той страшной войны матери продолжают ждать сыновей и дочерей, об этом мы можем прочитать в стихотворении
А. Дементьева «Баллада о матери» (читает ученик)
Как в круговороте сегодняшних дней найти возможность навестить родителей, уделить им внимание? В том, что это очень важно, убеждает нас К.Паустовский своим рассказом «Телеграмма»
Всепобеждающая сила материнской любви, перекликающаяся с народным представлением, описана Г.Мусреповым в его «Рассказах о матери».
М.Ауэзов показал величие матери в образах Улжан и бабушки Зере (роман «Путь Абая»)
Ученик: «Улжан истомилась, ожидая сына. С той самой минуты, когда Байтас выехал за ним в город, она считала дни и часы…
… Старая Зере всю зиму ждала любимого внука, ни на миг не забывала его и поминала в молитвах».
И вот долгожданная встреча.
«Улжан не стала долго задерживать его.
— Подойди к бабушке, — сказала она и повернула мальчика к двери Большой юрты. Старая Зере, опираясь на палку, уже ворчала на Абая.
— Негодный, не прибежал ко мне сразу! К отцу пошел, негодный! — бормотала она. Но едва внук оказался в ее объятиях, упреки сменились самыми нежными, самыми ласковыми словами. — Светик мой, ягненочек маленький, Абай, сердечко мое! — говорила бабушка, и прозрачные крупные слезы навернулись на ее глаза».
«Две матери… Между ними дитя, раненное в самое сердце. И в таинственных сумерках, когда темные силы носятся по земле, выискивая свои жертвы, все трое молча молились о мире, благости и любви».
Любовь, доброта и поэтический дар бабушки и матери — вот то, без чего Абай, возможно, не стал бы Абаем.
Библиотекарь. В нашей библиотеке, конечно же, книг о матери значительно больше, чем представлено на выставке, поэтому мы всегда вас ждем (вручает участникам проспекты)
Звучит песня «Мама» (Ю.Богачев, С.Ведерников)
Кисель Е.В., учитель литературы и
самопознания
Сергиенко С.Ч., библиотекарь
Объект исследования — рассказы, женские образы, созданные Мусреповым. Актуальность исследования. Проблема материнства, роли женщины в судьбе семьи, детей никогда не теряет своего значения. Как она рассматривается мастером казахской литературы – для нашего общества небезразлично. Целью данной работы является — исследование приемов, способов в обрисовке характеров героинь рассказов писателя, — умение автора увидеть внутреннюю сущность женских образов, — понять…
— попытаться проанализировать языковые средства, работающие на раскрытие основной темы произведения.
Поделитесь с коллегами:
ЖЕНСКАЯ ТЕМА
В РАССКАЗАХ ГАБИТА МУСРЕПОВА
Габит Мусрепов — выходец и Северного Казахстана из семьи бедняка. Первым учителем будущего писателя был аульный мулла, Потом мальчика определят в двухклассную школу. Положительную роль в судьбе Габита сыграл известный поэт — просветитель Беккет Отетлеуов , который помог ему поступить в Пресногорьковское высшее начальное училище. Учащийся Габит зачитывается произведениями А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Короленко, Дж. Лондона. Сильное впечатление производит на него свободный и «вольный» слог Н.В. Гоголя, «лаконичная манера» Чехова. Этот автор заставит Мусрепова увидеть рассказ как одно из произведений короткого, но очень вместительного жанра. После училища Мусрепов учится на рабфаке в Оренбурге и начинает писать. Его творческий путь начинается с 1925 года.
В творчестве Мусрепова, в его становлении как большого писателя — реалиста можно наметить три этапа. Первый относится к концу двадцатых — началу тридцатых годов. Второй — 1932-1938 гг. Заметное место в творчестве Мусрепова этого периода занимает цикл рассказов о матери: «Месть матери», «Мать матерей», «Мужество матери», «Аклима», «Заступничество матери». Писатель создал сильные, романтические образы, воспел всепобеждающую силу материнской любви, высокие моральные и нравственные качества женщины — матери.
И объектом исследования стали эти рассказы, женские образы, созданные Мусреповым.
Актуальность исследования. Проблема материнства, роли женщины в судьбе семьи, детей никогда не теряет своего значения. Как она рассматривается мастером казахской литературы — для нашего общества небезразлично.
Целью данной работы является
— исследование приемов, способов в обрисовке характеров героинь рассказов писателя,
— умение автора увидеть внутреннюю сущность женских образов,
— понять те поступки, которые они совершали.
Цель работы определяет и решение конкретных задач, главными из них являются следующие:
— рассмотреть разные жизненные ситуации, в которых оказывается героини рассказов Мусрепова, и увидеть: ситуации разные — сущность женщины неизменна;
— попытаться проанализировать языковые средства, работающие на раскрытие основной темы произведения.
Габит Мусрепов — тонкий мастер художественного слова. По крупицам собирал писатель алмазы родной речи, и они по-новому свежо и ярко заискрились в его новеллах и рассказах, драмах и романах. Остановимся на лирико-философских рассказах о женщине, страдающей, ждущей, борющейся, надежной, настоящей, верной. Сам Г. Мусрепов так говорил об этом: «Со стороны кажется, что я всегда возвышенно, взволновано и охотно пишу о женщинах. Может быть… Издревле казахская женщина играла особую роль в кочевой жизни. Именно они среди восточных женщин не носили чадру или паранджу, смотрели смело открытыми лицами в будущее… Есть масса примеров о доблести, мужестве казашек.»
Габит Мусрепов — мастер в создании различных жизненных ситуаций. Они драматические, лирические, остросюжетные, заставляющие читателя сопереживать с героинями рассказов те тупики, в которых они оказываются. И радоваться, если выход найден. В основе рассказов — события, связанные с историей страны. В рассказе «Материнский гнев» («Ашынған ана» ) — время мобилизации на тыловые работы. В «Мужестве матери» («Ер ана») — события гражданской войны. Великое бедствие народное — Великая Отечественная война — на страницах рассказах «Аклима» («Ақлима») и «Месть» («Кек»). Ситуации драматичны. Участниками их стали и женщины. В самих названиях произведений уже чувствуются жизненные противоречия, жизненные проблемы. А рассказ «Месть» ( «Кек») — это и трагическая борьба разумного и животного в человеке, потому что месть — понятие , содержащее в себе и противоправные действия. Но может ли она быть разумной? Об этом и размышляет Габит Мусрепов. В трактате «О жизни» Л.Н. Толстой говорил: «Сорная трава разросшихся пороков задавила ростки истинной жизни». О какой сорной траве идет речь? Не о той ли, что начинает войны, убивает людей, уничтожает все человеческое в человеке? Так вот, Мусрепов в своих произведениях утверждает, что если ты человек, то не дай убить его в себе.
Героини новелл (а его рассказы очень напоминают новеллы) не поддались жестокости времени и обстоятельств, не утратили высокого имя женщины. Почему новеллы? Потому что в новелле — «четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке». У Мусрепова, действительно, развитие действия какое — то непредсказуемое, необычное что ли, спрятанное где — то глубоко в душе персонажей. Читаешь и не знаешь, какой выход из создавшейся ситуации предпримет та или иная героиня.
Давайте проследим это по самим новеллам Мусрепова. Айна — көз из «Материнского гнева» («Ашынған ана») просила волостного управителя, чтобы ее единственного сына не отправляли на тыловые работы. Но тот только издевался над ее сыном. Мать не вытерпела этих смертельных издательств, в помутнении рассудка схватила ножи и воткнула в бессердечного волостного: «Схватила я нож, метнулась назад, в юрту прямо к волостному отправителю, лежавшему на подушках. Ударила его в глотку ножом, потом под сердце». Эту историю она рассказывала хозяину дома, в котором просила разрешить ей переночевать. А хозяин, слушая ее рассказ, не отрывал взгляда от гостьи, «уши его малахая были приподняты, он боялся проронить хоть одно ее слово». «Перед ним сидела женщина необыкновенная , сильная и бесстрашная. Она прошла через все муки своей беспросветной жизни», сохранила в себе человека, все выдержала, не сломалась, не согнулась под ударами судьбы: «Меня приковали… Били плетью… Сколько били, не знаю. И что они еще творили надо мной, тоже не знаю… «Эге, ожила сука! — сказал кто-то рядом со мной. Посыпались на меня новые удары плетью». Во все глаза смотрели на нее хозяева юрты и видели, что «перед ними сидела мать, знающая, как надо бороться за свое право быть счастливой» самой и сберечь будущее своих детей.
«Темные инстинкты» одних и глубина любви у других — вот что стало объектом изучения автора в другом произведении. События гражданской войны легли в основу следующей новеллы Г. Мусрепова. Они втягивали в свой водоворот всех, в том числе и женщин. Нагима, из новеллы «Мужество матери» ( «Ер ана») — гордая женщина и очень добрая. Она привыкла к грубости, к оскорблениям, она «из гордости никогда не входила сюда (в юрту кулака Жумана), предпочитала мерзнуть на холодном ветру». Да и что могла ожидать подневольная? Она бедна, и этим сказано все. Но когда к ним в дом заглянули красноармейцы, Нагима впервые услышала вежливые слова, обращенные к ней. Женщина умела на добро отвечать добром. Поэтому, когда ранили одного из побывавших у нее бойцов, она сказала сыну, чтобы он поспешил помочь раненому спрятаться. Узнав о том, что Нагима знает, где раненый, Антонов, командир вражеского отряда, приказал солдатам плеткой бить Нагиму, женщину, мать. Она попыталась вразумить : «Вы посмеете поднять руку на мать?». И это подействовало: ни один не взял плетку. Случилось обратное: солдаты расправились со своим атаманом: «Нагима не умерла, не ее голова покатилась по земле, не ее тело оттащили в сторону солдаты. В эту темную ночь они расправились со своим атаманом». Так мать предотвратила появление еще одной жестокости — жестокости , слепой, ничего не соображающей, вероломной, жестокости убийства матери, жестокости, которая рождается войной. Женщина — мать может Все. И писатель Мусрепов убеждает нас в этом. Он сумел изобразить многослойность человеческого сознания, сам процесс его протекания. В идейных столкновениях персонажей автор на стороне тех, чья логика чище, честнее, гуманнее. Те герои, которые сохранили в себе человеческие качества, вызывают большую симпатию автора. И мы видим: писатель гордится Нагимой, ее стойкостью, несломленностью, умением в нужный момент принять верное решение, не идти на сделку со своей совестью. Жизнеутверждающим пафосом веет от этого рассказа : «А над миром над степью и лесом, потонувшими в голубой предутренней дымке, поднималось багрово — красное солнце… Его ответы падали на лицо матери. Женщины из бедных лачуг окружили Нагиму. Все долго, не утирая слез, стояли молча, прислушиваясь к далекому грому канонады».
Автор не искал легкости в судьбе женщины. Он усложнял и обострял те преграды, которые надо было ей преодолеть. Великое народное бедствие — Великая Отечественная война — стало темой для рассказов «Аклима» ( «Ақлима») и «Месть» ( «Кек»). Аклима (из рассказа «Аклима») получила ошибочно письмо от солдата. Эта история с письмом стала судьбоносной и в жизни Аклимы, и в жизни солдата, написавшего его. Как бы сложилась судьба Аклимы, потерявшей сына (ее сын погиб на войне), и судьба солдата — инвалида, потерявшего мать? Страшно даже подумать. Кому нужен калека? Но мусреповская героиня поднимается выше всех понятий человечности и гуманности: она протягивает свое сердце и душу солдату, отдает ему всю нерастраченную на своего сына теплоту: «Она не могла скрыть радости: эти нечеловеческие страдания не коснулись ее сына; другой, чужой, совсем незнакомый ей остался калекой, но не Касым, нет!». И она, мать, пишет короткое, но лаконичное письмо неизвестному ей бойцу: «Приезжай, сынок, жду. Мама». Просто, но как высоко и красиво. Так может поступить только прекрасная душа. Теперь «каждый самолет, пролетавший над ее домом, заставлял сильнее биться материнское сердце. Может быть, это он летит — ее сын — солдат, ее Сапар?»
Да, тема материнства у Габита Мусрепова — вещь непростая. Автор умело роется в тайниках человеческого сознания и находит в них то, что скрыто от людей, но умеет вырваться наружу в момент напряжения души. Можно увидеть прямую связь раздумий писателя о смысле и назначении человеческой жизни, которые остро волновали его, с проблемами смерти, людских взаимоотношений и одиночества. И в своих новеллах о женщине он наметил новые пути в художественном решении этих «вечных тем».
Габит Мусрепов, работая с малым жанром рассказа, все глубже и глубже выявлял большие возможности этого вида художественного произведения в постановке новых проблем, в умении их раскрыть и донести до своего читателя. У Мусрепова или совсем нет предыстории героев, или она сведена к минимуму. Нет у автора в новеллах о женщине развернутых бытовых обрисовок, мы не слышим объемных внутренних монологов. Но это не уменьшает достоинства произведений, читательского интереса к нему. Главное для Мусрепова — его собственный авторский монолог, всеведущий голос писателя, идущий из глубины его души, вбирающий в себя все тонкости психологического движения переживаний главных героев рассказов.
Следующая новелла Г. Мусрепова, поднимающая тему женщины, — «Месть» ( «Кек» ). Опять Великая Отечественная война. Опять непростая жизненная ситуация. Опять главная героиня — женщина Наталья. Этот рассказ так же, как предыдущие, нисколько не исключает того гуманного чувства, каким дышало каждое произведение писателя из этого цикла. И эта героиня верила в гуманность: «И, хотя нашествие немцев своей слепой беспощадностью напоминало эпидемию тифа, она все же надеялась, что если останется в городе, то, может быть, немцы не тронут больного ребенка. Люди же они все — таки». Но человеческая гуманность может уступить место другим поступкам, как это и случилось в новелле «Месть» ( «Кек»): «Наталья поняла, что просить и ждать милости от таких, как этот белобровый, бесполезно… Куда бы ни посмотрела Наталья, отовсюду глядела на нее смерть, какой бы звук ни долетал до нее, ей чудился в нем чей-то предсмертный вздох». Гуманность и жестокость. Жестокость и гуманность. Все смешалось, исчезли границы, исчезла способность осмысленно разобраться, задуматься, когда вдруг как бы из пустоты всплывает эпиграф к роману Л. Толстого «Анна Каренина»: «Мне отмщение и аз воздам». Воздам — по заслугам : «… она прислонялась разводить свой костер в двух шагах от ямы, где была закопана взрывчатка. Сухое дерево с треском разгоралось.
-Только близко не подходите, особо с огнем! — отчетливо прозвучали в ее памяти слова партизан, и она подтолкнула пылающие доски к яме, собрала кругом щепки и подбросила костер… Наталья стояла в глубине школьного сада и смотрела на освещенные окна школы, на костры, вокруг которых маячили силуэты немецких солдат. Надо было исправить свою ошибку, и Наталья сделала было первый шаг, намериваясь вернуться, как страшный грохот взрыва оглушил ее. Полыхнуло ослепительное пламя, и бесформенные обломки камня, дерева и металла взметнулись к небу. Прижав к груди горячую, как огонь, внучку, Наталья окунулась в ночную темь и утонула в ней».
Отточенная художественная форма, владение острыми сюжетами, умение создавать портретные галереи делают Мусрепова настоящим университетом литературного мастерства. Его творчество, вспоенное и вскормленное духовным и культурным живыми родниками казахского народа, благотворным источником казахской культуры, всегда живыми родниками мировой классики всегда будет служить своему народу.
Литература
1. Г.Мусрепов. Мужество матери. Казахстанское государственное издательство художественной литературы. Алма — Ата. 1958 — 110стр.
2. О.М. Бушко. Школьный словарь литературоведческих терминов М., Материк-Альфа, 2006 — 128стр.
3. М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М., Айрис-Пресс. 2004г. — 224с.
4. Краткая Литературная энциклопедия. Главный редактор
А. А. Сурков.
М., «Современная Энциклопедия». 1968г. (Энциклопедии. Словари. Справочники.) Т. 5. Мурари-Припев 1968. -976 стр.
5. Словарь иностранных слов. 16-е издание исправленное.
М: Русский язык, с. 48 1988 — 624с. «Портрет».
Пыстина Лидия Митрофановна
школа — гимназия № 9
г. Павлодар
6
Урок внеклассного чтения (русская литература,
казахская литература,) в 7 классе «Восславим женщину в веках» (по
произведению Г.Мусрепова «Рассказы о матери»)
Учитель русского языка и литературы
СШ № 43 Шнакенберг ЛВ
Цель. 1 На примере героинь рассказов Г.Мусрепова раскрыть
духовную красоту и величие, силу духа женщины, ее человечность,
цельность натуры, мужество и стойкость в любых жизненных ситуациях.
2 Подвести учащихся к пониманию, что мать — это человек, который
способен ради своего дитя на любые испытания.
3 формировать навыки анализа художественного текста.
4.Продолжить работу над именем школы.
Оборудование: музыка, презентация, тексты рассказов Г.Мусрепова
Эпиграф
1 слова Мусрепова о матери
2 Мы вечно будем прославлять
ту женщину, чьё имя — Мать.
Муса Джалиль
Ход урока
Работа в группах
1 Слова учителя на каз.языке
2Вызов интереса. Учитель под музыку читает отрывок из стих-ия Р.
Гамзатова «Берегите матерей»
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит — души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это слово -Чудо, слово — Свет,-
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших дней!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе.
Слово это — древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!…
Я произношу его:
«МАМА!»
2 Учитель. Вы уже догадались, ребята, что речь на нашем уроке
пойдет о матери, о маме
— Какие ассоциации возникают, когда мы произносим слова МАМА?
Оформите кластер на двух языках. На задание 3 минуты
(составление кластера, перевод этих слов на каз. язык)
Учитель. Да, мамы — это воплощение безграничной любви, доброты,
ласки, душевной щедрости. Она наш лучший друг , мудрый советчик.
Здесь прозвучали и такие слова, как ЗАЩИТА, ПОМОЩЬ, СИЛА.
Скажите, на что способна мать ради своего ребёнка? ( на всё, на
любые жертвы, только бы её ребёнок был здоров и счастлив)
Мы сегодня не случайно будем говорить о матери. И не просто о
матери, а о женщине- матери, «чья любовь не знает преград, чьей
грудью вскормлен весь мир! «Все прекрасное в человеке — от лучей
солнца и от молока Матери,»- говорил Максим Горький. Материнское
сердце, как солнце, светит всегда и везде, и именно поэтому образ
матери становится одним из главных в литературе.
3 Сегодня на уроке мы обращаемся к образу матери в рассказах
Габита Мусрепова.
1 Словарная работа.
Ребята, вы прочитали рассказы о матери. Скажите, Как звучит это
глубокое слова МАМА на языке писателя? Перечислите синонимы слова
МАМА из этих рассказов).
(мы видим слова АНА- мама, АНАШЫМ — мамочка, ШЕШЕ -мама,
ШЕШЕТАЙЫМ -мамочка, ЕНЕ — мама, мать, АПА — старшая сестра.)
4 .Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова Габита
Мусрепова о матери и Мусы Джалиля «Мы вечно будем прославлять ту
женщину, чьё имя — Мать».
К концу урока мы ещё раз убедимся, насколько правы и точны были
мастера слова в своём высказывании.
Учитель каз.языка.
5 Биография — презентация «Габит Мусрепов» (на каз.языке)
6 О рассказах
Учитель. Габит Мусрепов -тонкий мастер худ-го слова. По крупицам
собирал писатель алмазы родной речи, и они по-новому свежо и ярко
заискрились в его новеллах и рассказах. В творчестве писателя 30-40
годов заметное место занимает цикл рассказов о матери. Писатель
создал сильные, яркие, романтические образы, воспел всепобеждающую
силу материнской любви, высокие моральные и нравственные качества
женщины — матери.
Вот как сам Мусрепов говорил об этом: « Со стороны кажется, что
я всегда возвышенно, взволнованно и охотно пишу о женщинах. Может
быть….Издревле казахская женщина играла особую роль в кочевой
жизни. Именно они среди восточных женщин не носили чадру или
паранджу, смотрели смело открытыми лицами в будущее…»
И сейчас , анализируя его рассказы, мы сможем убедиться в
правоте его слов и ответить на вопрос : Какие же проблемы поднимает
автор в этих небольших рассказах?
итак, Анализ рассказов (по группам) 1группа -МАТЬ. 2 группа —
МУЖЕСТВО. 3 группа — МАТЕРИНСКИЙ ГНЕВ.
Работа по карточкам , ответы на поставленные вопросы с
прочтением отдельных моментов. (10 мин)1 Нарисовать образ матери
2 Сопоставить нарисованный вами образ с образом из рассказа.
3Подтвердить примерами из текста
(она/мать/ неслась , как падающая звезда; Как охотничья птица;
4Какие чувства испытывали вы,когда читали этот рассказ?
1Рассказ называется Мужество. Свяжите это
понятие с материнством. В чем мужество?/ опред из словаря Ожегова
Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности.
Материнство- свойтвенное матери сознание
родственной связи её с детьми.
Перечислите все моменты, где Нагима проявила
мужество.
Нагима во всех ситуациях проявляла мужество 1
Когда пришли белогвардейцы и взяли их племенного барана. Она не
побоялась предложить им другую овцу.2отправила сына своего спрятать
раненого бойца -красноармейца./женщина умела отвечать добром на
добро./ 3 Антонов и Нагима
-Вы посмеете поднять руку на мать? /ни один не
поднял плётку/
1Какое время описывается в рассказе? (время мобилизации на
тыловые работы)
2Что пришлось вынести матери единственного сына? ( мать не
потерпела смертельных издевательств над ребенком и схватила
нож)-зачитать
3Испугалась ли женщина положения, в котором оказалась?-зачитать
/меня приковали, били плеть …4можно ли назвать поступок матери
подвигом?- зачитать посл предложение рассказа.
5 Почему новелла носит такое название?
Итак, возвращаемся к нашему вопросу: какие проблемы поднимает
автор в своих рассказах?
(проблема материнского подвига, проблема выбора, умение
выстоять, не сломаться в тяжёлых жизненных обстоятельствах)
Скажите, Все эти проблемы актуальны сегодня?
Задание на каз.языке
Обращение к эпиграфу. Ребята, обратимся ещё раз к эпиграфу.
Могут ли эти слова быть не современными?
Вывод: верно. Тема материнства, материнского подвига — вечная
тема. Мать способна совершить невозможное: вынести любые муки и
сохранить веру в добро, в человечность.
песня