Погуляв по Переславлю-Залесскому, мы поехали по Старой Ярославке сказочно отобедать в Тридевятом царстве. Думаете, такого не бывает? Очень даже бывает!
Чтобы попасть в Тридевятое царство, достаточно приехать в музей «Рождение сказки и славянской мифологии», что открылся в декабре 2010 года вблизи деревни Василево Переславского района Ярославской области. Созданием экспозиции занимался уроженец здешних мест художник Александр Викторович Тихонов, на протяжении тридцати лет создающий произведения искусства из папье-маше.
В кафе при музее попадаешь в сказочную атмосферу, и кормят здесь очень вкусно.
В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве чудеса в решете водятся, песни льются рекой, хороводы кружатся да сказки сказываются.
Как войдешь в музей, увидишь камень. А на камне том ворон сидит, птица вещая.
Он живет триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына … Надпись на камне гласит: «Пойдешь налево – пузо набьешь. Пойдешь направо – праздник найдешь. Пойдешь прямо – в сказку попадешь!» Мы пошли прямо к лабиринту, встречая на каждом шагу знакомых сказочных персонажей. И это не случайно, ведь экспонаты музея – герои славянских мифов и сказок.
Помните, как в поисках Людмилы Руслан приехал в поле, где когда-то было сражение, и увидел голову великана?
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Голова охраняла меч-кладенец, которым можно было отрезать бороду Черномору и лишить его волшебной силы.
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула…
Поднялся вихорь, степь дрогнула,
Взвилася пыль; с ресниц, с усов,
С бровей слетела стая сов;
Проснулись рощи молчаливы,
Чихнуло эхо — конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел,
Едва сам витязь усидел,
И вслед раздался голос шумный:
«Куда ты, витязь неразумный?»-
Руслан забирает меч и спасает свою возлюбленную Людмилу.( Голова из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Поэму эту А.С.Пушкин сочинял на обоях, сидя взаперти, будучи наказанным за самовольную отлучку из Царскосельского Лицея, — к гусарам бегал юноша!)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Всё ходит по цепи кругом
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила».
И вот вход в лабиринт.
Вы попадаете в пещеру страха с темным лабиринтом и огромными пауками на стенах. Детишкам, пожалуй, страшновато, тем более что нечисть здесь на каждом шагу.
Леший — лесовик, любит еловый лес, елью показывается, стелется мхом-травою, может стать то пнем, то кочкой, а то и зверем или птицей, умеет хохотать и аукаться. На Ерофея-мученика (17 октября) не ходят крестьяне в лес — Леший проказничает. То с треском деревья ломает, а то заведет в чащу, и кружит человек, дороги домой не может найти.
Лихо Одноглазое — в восточнославянской мифологии это воплощение злой доли, горя. В сказках оно чаще предстает в облике худой женщины без одного глаза, встреча с которой чревата: может привести к потере руки или гибели человека. Лихо-лишения-лишний.
Кикимора — нечисть болотная или лесная, ей приписывались способности пакостить людям.
Водяной — злой дух, живущий в зарослях тростника и осоки, дом у него из ракушек да камешков речных, ездит он на соме, обмотается тиной и проказничает, летом бодрствует, зимой спит. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду
А в поле, во время цветения ржи появляется Полудница. Она воплощение солнечного удара. Иначе ее называют «ржаница»или «ржица». Бережет Полуденница поле от жаркого солнца и от людей. Нельзя в полдень работать — закрутит ржаница голову, защекочет до смерти, поплывут разноцветные круги перед глазами, свет померкнет! Полудницы любят плясать; причем, переплясать их никто не может: могут плясать без устали до вечерней зари. Если же найдется девушка, которая сумеет переплясать, то, по преданиям, полудница одарит ее невиданно богатым приданым. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного без присмотра. Ею пугали детей, забиравшихся в чужой огород.
В темном лесу, в избушке на курьих ножках, живет Баба Яга. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами… В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей…
Самым почитаемым славянским зверем был медведь. Он был воплощением бога Велеса, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека, и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками. В сказках величают его по-разному: то Топтыгиным, то Медведюшкой, то Михал Михалычем, то косолапым сладкоежкой. Медведь в них добрый, немного глупый, но справедливый; то описывается сила, мощь зверя, то его легкомыслие и простодушие. И все же хозяином языческого леса, хранителем его богатств являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Именно он считался защитником от всяческого зла и покровителем плодородия. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — комоедицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли специальные кушанья, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя. Именем этого зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу. В славянских могилах вместе со следами трупосожжения найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Такая медвежья лапа носила название скотьего бога.
Помните, где нашел свою невесту королевич Елисей?
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки, записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны. Конец записи Пушкина таков: «Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч.» Это широко известная сказка «Волшебное зеркальце» (или «Мертвая царевна»). Целый ряд ее вариантов приведен в классическом сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Влюбленному юноше удается ее пробудить от долгого сна, вырвать у смерти. Смысл сюжета — торжество любви над смертью. Мы и сегодня неосознанно мечтаем о победе над смертью.
Соловей-разбойник — русский былинный персонаж, обладающий загадочной и чудовищной силой — особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.
Как у той ли-то у Грязи у Чёрноей,
Да у той ли у берёзы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын;
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит злодей-разбойник по-звериному,
И от того ли-то от посвисту соловьего,
И от того ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
Кощей Бессмертный — злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия. «В море стоит остров, на острове растет дуб, под дубом закопан сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, а в этой утке – яйцо. В том яйце и спрятана смерть Кощеева». Обычно в сказке Кощей уносит красавицу-девицу в свой дворец. Она становится узницей в башне или в подземелье. Хитростью и лаской девица выпытывает у Кощея, где спрятана его смерть, сообщает эти секретные сведения своему возлюбленному, и тот находит Кощееву погибель. Кощей умирает.
29 февраля, один раз в четыре года, — чествование у славян Черного змея, или Чернобога, известного в русских народных сказках под именем Кощея Бессмертного. В этот день принято отмечать что-то вроде именин этого ужасного обожествленного существа, повелителя царства зла и беспросветной тьмы и его обитателей. Согласно восточнославянским верованиям, в полночь на 1 марта нужно раздавить в руке сырое куриное яйцо, чтобы долголетию Бессмертного всё-таки пришел конец.
В сказках и былинах добро всегда побеждает зло. И конечно же герой победит злого Змея Горыныча, огнедышащего дракона, у которого бывает три, пять, шесть, семь, девять, двенадцать голов, хотя чаще змей предстает трехглавым.
Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву.
Если не поладить с домовым, то не будет житья, поэтому люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Все это мы увидели в лабиринте.
Идем дальше.
В следующем домике живут герои любимых с детства сказок:»Колобок»,»Гуси-лебеди»,»Иван-царевич и серый волк».
Но есть и другие экспозиции. О них я расскажу в следующий раз.
Продолжение следует.
Музей «Рождение сказки и славянской мифологии» (Ярославская область, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
- Туры на Новый год в Россию
- Горящие туры в Россию
Тематический музей «Рождение сказки и славянской мифологии» интересен не только детям — многие взрослые даже не догадываются об истории возникновения популярных сказочных героев и их связи с древними языческими мифами. Создатели музея провели серьезные научные исследования, разработали познавательные экскурсии. Для маленьких детей информация преподносится в игровой форме, поэтому им весело и интересно. Мастерски выполненные фигуры сказочных персонажей и славянских богов размещены в разных помещениях, в соответствующем интерьере, что позволяет посетителям погрузиться в таинственный мир древних русских преданий.
Что посмотреть
Территория музея огорожена частоколом, вход — через решетчатые деревянные ворота с башнями, рядом с ними — печь с Емелей. Сразу за воротами видны сказочные избушки разных размеров, между ними проложены тропинки. На одной из них стоит камень со знаменитой надписью, гласящей, куда идти и чего там ждать, на другой — ученый ворон с книгой, на третьей — ангельские крылышки, с которыми любят фотографироваться посетители. По всей территории течет речушка, через которую перекинут «Мост желаний», рядом с ним — колодец-«журавль».
Главное развлечение для детей — сказочный лабиринт. В нем скрываются самые разные персонажи: жутковатые Кикимора и Лихо Одноглазое, более дружелюбные Домовой и Спящая Красавица — всего 15 фигур из папье-маше, таинственно проступающих в полумраке, есть несколько чучел животных. В конце лабиринта посетителей встречает Баба-Яга, которая проводит увлекательную экскурсию.
Автор всех фигур — местный скульптор Александр Тихонов.
В музее регулярно проходят интерактивные программы — для них выделены большой Царский дом с настоящей русской печью и оформленная в фольклорном стиле площадка с горками под навесом. Цель — не только познакомить детей с историей сказок, но и научить их добру, уважению к старшим. Для подростков устраивают шоу в стиле фэнтези. В любом возрасте интересны подвижные игры со сказочными героями, увлекательные конкурсы. Каждый месяц программа обновляется.
Есть тут избушка на курьих ножках, водная мельница на каскадном озере, монетный двор, где можно изготовить сувениры с логотипом музея. В отдельном домике собраны фигуры славянских богов. В ресторане «Подкова» с яркими рисунками на стенах, цветными стеклами в окнах и широкими деревянными столами гостям предлагают традиционную русскую кухню. В Царском доме есть сувенирная лавка, где в витринах, расписанных под хохлому, выставлены куклы, декоративные тарелки и другие симпатичные изделия ручной работы.
Практическая информация
Адрес: 152049, Ярославская обл., д. Василево. Веб-сайт.
Музей находится на территории комплекса «Тридевятое царство», на трассе М8 «Москва-Холмогоры», в 25 км от Переславля-Залесского и в 100 км от Москвы.
Часы работы: вторник-пятница — с 10:00 до 16:00, суббота-воскресенье — с 10:00 до 17:00, понедельник — выходной. Цена взрослого билета — 250 RUB, детского — 150 RUB, дети до 3 лет — бесплатно. Цены на странице указаны на февраль 2021 г.
Музей «Рождение сказки и славянской мифологии»
Адрес: Переславский район, д. Василёво, ул. Московская, 1
(25 км от Переславля-Залесского в сторону г. Москвы)
телефон/факс: +7(48535) 6-21-87, +7 (903) 826-54-25; +7 (906) 526-77-77
e-mail: muzeiskazki@mail.ru
web-сайт: www.muzeiskazki.ru
Постоянные экспозиции: экспонаты героев славянской мифологии и персонажей русских сказок
Экскурсии: сопроводительные экскурсии по экспозициям музея, аудиоэкскурсия в музее-лабиринте.
Программы: интерактивные развлекательные программы для детей и взрослыхПравила посещения: вход на территорию и в залы музея платный; на территории и в музее разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, курение и распитие спиртных напитков на территории и в музее запрещено.
Дополнительные услуги: трактир на 100 мест (русская кухня), сувенирная лавка на территории, мастер-классы
Описание: В Тридевятом царстве в Тридесятом государстве чудеса творятся: песни льются рекой, хороводы кружатся, сказки сказываются, угощеньем царским потчуют да подарки дарят разные. И стар, и млад рад будет встрече с доброй сказкой, народной мудростью. Терем дивный здесь стоит, герои сказочные в нем живут. Царь с дочерью своей Василисой Прекрасной встречают гостей и развлекают их играми разными. А в музее вы познакомитесь с героями славянской мифологии и сказочными персонажами: Лешим, Водяным, Полудницей, Домовым, Бабой-Ягой, Машей и Медведем, Кощеем. Территория музея выполнена в стиле русского деревянного зодчества со «сказочными» элементами. Здесь и избушка на курьих ножках с поворотным механизмом, и камень, как в сказке, с надписью «Пойдешь налево – пузо набьешь, направо – праздник найдешь, а прямо пойдешь – в сказку попадешь!», и грозный ворон, охраняющий книгу мудрости. Экспозиция музея «Рождение сказки» летом 2016 года пополнилась новым экспонатом — «Пуп Земли». По верованиям наших предков, Пуп Земли — это центр Вселенной, центр мирозданий, центр знаний, а также, географическая величина – пересечение всех путей-дорог. Земля ассоциировалась у людей с символом материнства. Недаром у русских есть устоявшиеся выражения: «мать-сыра земля», «Земля кормит и поит», «земля-матушка». Пуповина — это то, что соединяет ребенка с матерью. Наши предки считали, что все мы дети Матери Сырой Земли. Каждой матери хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, чтобы все его желания и мечты сбывались. Приезжайте! Прикоснитесь к Пупу Земли, загадайте самое заветное желание. Оно обязательно исполнится!
Возврат к списку
РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЕВ ОСЕНЬ-ЗИМА 2023