Паспорт мини-музея «В гостях у сказки» в младшей группе
Паспортные данные
Профиль музея: познавательно — творческий
Возраст: 3-4 года (младшая группа)
Характеристика помещения: групповая комната.
Мини – музей состоит из 5 разделов:
1. Книжный
2. Театральный
3. Игровой (игротека)
4. Музейная мастерская
5. Маски к сказке
Правила поведения в мини — музее:
• Экспонаты можно трогать руками;
• Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
• Экспонаты нельзя ломать;
• Можно и нужно задавать вопросы;
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно убеждает,
особенно врезается в память, толкает мысль…
Н. К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность
Создание маленького музея непосредственно в группе – это явление удивительное, способствующее осуществлению важнейших педагогических задач. Предметы, собранные в одном месте имеют для маленького ребенка чисто практическое значение, с помощью своей коллекции малыш реализует себя, предметы становятся частью развивающей среды.
В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения они находят в театре. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Аспекты музейной деятельности.
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные, изобразительные навыки.
Цель создания музея – Формирование у детей интереса к сказкам, средствами различных видов театра.
Задачи:
побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
формировать представление о различных видах театра;
развивать речь, воображение и мышление;
помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
воспитывать на основе содержания русских сказок уважение к традициям народной культуры.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
-наглядность
-доступность
-содержательность;
— сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
— последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
— подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия)
Формы работы:
— организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
— организация совместных с родителями мероприятий;
— организация театральных вечеров (показ сказок);
Формы работы с родителями:
— Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
— Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
— Открытые показы занятий и театральных представлений.
Ожидаемые результаты:
Посредством театрализации у детей:
— развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
— дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
— разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
— совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почва для беседы с ребенком. Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их.
В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.
Мы рассматриваем мини — музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника.
Разделы мини-музея, особенности использования
Раздел «Игротека» Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, дидактические игры, домино.
Раздел «Театр сказок» Здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, куклы Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, вязаный театр.
Раздел «Сами своими руками»Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями (рисунки, поделки).
Раздел «Маски к сказке» Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировки сказок.
Раздел «Библиотека» Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о сказках, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, книги о сказках. В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности.
Перспектива развития музея:
— пополнение костюмов в уголок «Ряженья»;
— дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
— использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.
МБДОУ детский сад №7
Мини –музей «В гостях у сказки»
Автор :
Гришакова Светлана Викторовна ,
воспитатель МБДОУ детский сад № 7, средняя группа
Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. В.А. Сухомлинский
Сказка – это удивительное по силе психологического
воздействия, средство работы с внутренним миром
ребенка, мощный инструмент развития.
Актуальность:
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
.
Срок реализации проекта: 3 года
Тип проекта: познавательно-творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Возраст детей: 4 – 7 лет.
Цель проекта:
- развитие творческого потенциала детей,
- развитие активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности,
- прививать любовь к народным и авторским сказкам и их героям .
Задачи:
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Задачи:
Родители:
— создание в семье благоприятных условий для
развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
— развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
— заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать
желание участвовать в ней.
Основные принципы работы в музее:
Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой,культурой. Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее. Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны .
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей . Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок .
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Структура музея:
- Разделы и экспонаты:
- 1 раздел: «Волшебные предметы» ( предметы из сказок, в том числе сделанные руками детей и их родителей).
- 2 раздел: «Сказки в загадках» ( карточки с загадками).
- 3 раздел: «Мы — «Сказочники» ( настольные игры: карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино).
- 4 раздел: «Волшебный театр» (разнообразные виды кукольных театров ).
- 5 раздел: «Портретная галерея» ( портреты великих сказочников прошлого и современности).
- 6 раздел: «Умные сказки» ( детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей).
- 7 раздел: «Книжкина больница« (собран материал для реставрации книг)
- 8 раздел: «Сказочный экскурсовод».
Этапы проекта по созданию музея:
Определение темы (проблемы проекта).
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Работа по плану с детьми, родителями.
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Презентация проекта.
Предполагаемый результат.
Дети должны: — проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; — знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ; — знать различные виды театров и уметь показывать их; — уметь использовать различные средства выразительности; — уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Пути реализации проекта:
Пополнение содержания книжного уголка сказками
разных жанров.
Организация выставки поделок, рисунков.
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «В гостях у сказки»
Функционирование мини- музея
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом. Идет направо песнь заводит, налево сказку говорит…
Играем в доктора Айболита…
Летим на ковре — самолете…
Посадил дед репку…
Место мини — музея в образовательной области
- « Речевое развитие» : обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
- « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
- « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
- Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов .
Перспективы развития мини- музея
- 1 . Работа по созданию мини-музея продолжается, так как наш проект рассчитан на 3 года.
- 2. Экспонаты мини-музея будут пополняться с изменением возраста детей и программных задач.
- 3. Продолжить работу по проекту «Дети-экскурсоводы», начатую в 2016 году подготовительной группой.
Спасибо за внимание!
Образовательная программа
музея «В гостях у сказки»
Автор: Ажермачёва Ольга Олеговна
Организация: МАОУ «СОШ №2» ГДО
Населенный пункт: Томская область, г.Колпашево
Автор: Сотникова Татьяна Алексеевна
Организация: МАОУ «СОШ №2» ГДО
Населенный пункт: Томская область, г. Колпашево
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 |
Наименование программы |
Образовательная программа музея «В гостях у сказки». |
2 |
Образовательное учреждение, адрес, телефон |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2». 646362, г. Колпашево, пер. Чапаева, д. 38. Телефон: 8 (38 254) 5-25-22. |
3 |
Основание для разработки программы |
|
4 |
Разработчики программы |
О.О. Ажермачева, старший воспитатель. Т.А Сотникова, музыкальный руководитель |
5 |
Исполнители программы |
Педагогический коллектив ГДО, коллектив воспитанников, родители (законные представители) воспитанников. |
6 |
Целевая группа |
Воспитанники старшей группы – 25 человек. Родители (законные представители). |
7 |
Нормативно-правовая база |
|
8 |
Этапы реализации программы, сроки |
I этап – организационно-подготовительный (июнь – август) II этап – практико-образовательный (сентябрь – май) III этап – рефлексивно-аналитический (июнь) |
9 |
Кем и когда принята программа |
Программа рассмотрена и утверждена на заседании Методического совета МАОУ «СОШ № 2», 24.09.2021 |
10 |
Объемы и источники финансирования |
Бюджетные средства, выделенные на предоставление муниципальной услуги бесплатного дошкольного образования. Привлеченные средства родителей (законных представителей). |
11 |
Цель программы |
Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. |
12 |
Основные задачи программы |
Для воспитанников и родителей (законных представителей):
Для педагогов:
|
13 |
Основные ожидаемые результаты реализации программы |
Положительная динамика в патриотическом и нравственном воспитании дошкольников; Формирование знаний по истории и культуре русского народа. Расширение кругозора детей средствами музейной педагогики; привитие интереса к национальной культуре, родному краю, любви к Родине. Овладение умением составлять и проводить экскурсии. Ознакомление дошкольников с различными формами работы в музее. Освоение навыков поисково-исследовательской работы, сбора материала. Экспозиции, экспонаты музея могут активно использоваться всеми педагогами в образовательно-воспитательном процессе. |
14 |
Структура программы |
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н.К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» — «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Семьи наших воспитанников проживают в удаленном от культурного центра городе. Мест, куда можно сходить с ребенком, провести познавательную экскурсию или просто провести время со своим ребенком в г. Колпашево практически нет. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.
Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.
Образовательная программа музея «В гостях у сказки» разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:
- Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Устав МАОУ «СОШ № 2»;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки № 655 от 23.11.2009 г.
В разработке содержания программы использована музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» авторского коллектива под руководством Б.А. Столярова.
Социальная значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды — совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Процесс социализации воспитанников связан с освоением норм и ценностей, принятых в современном обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении воспитанников к существующим нормам и ценностям.
В настоящее время в группах дошкольного образования музейная педагогика активно развивается в двух направлениях:
- сотрудничество Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2» с Краеведческим музеем г. Колпашево, с музеем «Истории системы образования Колпашевского района» при МАОУ «СОШ № 2»;
- создание и развитие музея «В гостях у сказки» в детском саду.
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.
Цель программы – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.
Задачи программы:
для воспитанников и родителей (законных представителей):
- формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со сказкой;
- систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность, способствовать социализации;
- оптимизация интереса к чтению художественной литературы на базе библиотеки;
- расширение кругозора детей, знакомство с музеями разных типов через очные и заочные экскурсии;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
- организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.
для педагогов:
- обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
- создание музейного собрания, воспроизводящего основной перечень сказочных предметов и известных героев сказок (сказка-герой-предмет);
- обогащение предметно – развивающей среды;
- включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики;
- формирование активной жизненной позиции;
- накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
Основные принципы построения экспозиции музея «В гостях у сказки»:
- Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
- Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.
- Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
- Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.
Виды детской деятельности:
- игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные, настольные игры, пазлы);
- продуктивная (поделки, рисунки);
- коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);
- познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг — совместно с родителями (законными представителями), воспитателями);
- чтение художественной литературы (дети являются читателями библиотеки, созданной на базе музея).
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность искусства и литературы как способ познания красоты, гармонии, духовного мира, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Формы занятий и виды деятельности воспитанников опираются на современные педагогические технологии:
- работа в творческих группах;
- работа в парах, в группах;
- наблюдение и исследование;
- экскурсии;
- творческая работа;
- работа в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);
- словесные и творческие игры;
- инсценирование сказок;
- продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).
Программа Музей «В гостях у сказки» — модифицированная.
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5 — 6 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения (33 занятия) по 25 — 30 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- положительная динамика в патриотическом и нравственном воспитании дошкольников;
- формирование знаний по истории и культуре русского народа;
- расширение кругозора детей средствами музейной педагогики;
- привитие интереса к национальной культуре, родному краю, любви к Родине;
- овладение умением составлять и проводить экскурсии;
- ознакомление дошкольников с различными формами работы в музее;
- освоение навыков поисково-исследовательской работы, сбора материала;
- экспозиции, экспонаты музея могут активно использоваться всеми педагогами в процессе образовательно-воспитательной деятельности.
Воспитанники должны знать:
- смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция;
- правила поведения в музее;
- как предмет старины может рассказать историю родного края.
Воспитанники должны уметь:
- вести себя в музее;
- наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края;
- уважительно относиться к предметам старины и к окружающим пожилым людям;
- задавать вопросы;
- составлять рассказы;
- выступать перед аудиторией и слушать других.
Способы определения результативности обучения:
Диагностика, проводимая в начале и в конце обучения в форме естественно-педагогического наблюдения.
В начале года с помощью педагогического наблюдения выявляется уровень развития психических функций, познавательных процессов воспитанников. В конце года с помощью диагностик выявляется уровень сформированности конкретных знаний, умений и навыков, указанных в ожидаемых результатах.
Для оценки эффективности непосредственной образовательной деятельности используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
- результаты выполнения творческих заданий: выявляется, справляются ли дети с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий является повышение интереса к занятиям или, наоборот, его угасание;
- успешность выполнения и готовность к выполнению различных видов деятельности.
Формы подведения итогов:
В качестве основных при освоении программы будут использоваться следующие формы контроля:
- Непосредственное участие дошкольников в праздниках, конкурсах, коллективных творческих делах, диагностиках.
- Устные выступления воспитанников (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом).
- Совместное творчество: дети-родители-педагоги.
- Диагностика.
В структуру программы включены следующие разделы:
- Паспорт программы.
- Пояснительная записка.
- Содержательная часть.
- Заключение.
- Список рекомендуемой литературы.
- Приложения:
- Календарно-тематическое планирование.
- Диагностика.
Таким образом, программа предполагает реализацию системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на достижение основной цели и решение поставленных задач, что позволит достичь положительных результатов в обучении и воспитании дошкольников.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Теоретические |
Практические |
Всего |
||
1 |
Раздел 1. «Что такое музей». |
3 |
3 |
9 |
2 |
Раздел 2. «Преданья старины глубокой…». |
6 |
2 |
8 |
3 |
Раздел 3. «Рассказываем старинные сказки». |
4 |
3 |
7 |
4 |
Раздел 4. «Фольклор». |
6 |
3 |
9 |
5 |
Раздел 5. «Подведение итогов». |
2 |
1 |
3 |
Всего: |
21 |
12 |
33 |
Содержание программы
Раздел 1. «Что такое музей».
Вводная беседа. Знакомство с понятиями музей, экспонат, экспозиция. Заочные и очная экскурсии. Знакомство с выдающимися музеями России и других стран.
Практические занятия: рисуем понравившийся экспонат.
Конкурс: Кто больше назовёт экспонатов музея. Экспозиции нашего музея.
Вовлечение детей-родителей-педагогов к сбору книжных изданий для оформления экспозиции «Волшебные сказки» (создание библиотеки Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2»).
Раздел 2. «Преданья старины глубокой…».
Беседа. Что такое старина. Как люди жили в старину. Домашняя старинная утварь. Что люди ели в старину. Что такое сарафан, кафтан, лапоть. Орнамент на старинной одежде. Что значат узоры. Как катали валенки. Пословицы и поговорки. Почему раньше работали «засучив рукава».
Практические занятия: Рисуем: как люди жили в старину. Рисуем узоры на ткани. Рисуем домашнюю утварь. Составление рассказа о предмете быта крестьян (задание по выбору воспитанников).
Конкурс: Пригласи меня в гости и накорми, как это было раньше.
Чтение: Русские народные сказки волшебного содержания.
Вовлечение детей-родителей-педагогов к созданию экспозиции «Волшебные предметы» (создание музея Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2»).
Раздел 3. «Рассказываем старинные сказки».
Беседа. Понятие ремесло, ремесленники. Подготовка кукольного спектакля и конкурса.
Практические занятия: Рассказ о понравившемся инструменте. Сочиняем истории про работу мастеров в старину. Изготовление экспонатов для экспозиции «Волшебные предметы».
Чтение: Русские народные сказки волшебного содержания.
Вовлечение детей-родителей-педагогов к созданию экспозиции «Герои сказок» (создание музея Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2»).
Раздел 4. «Фольклор».
Беседа. Понятие «из уст в уста», фольклор, кто такие богатыри. Что такое былина, сказители былин. Знакомство с русскими народными инструментами.
Чтение: Русские народные сказки о богатырях и героических поступках, бытовые сказки.
Практические занятия: Игра на русских народных инструментах; исполнение частушек.
Подготовка праздничных номеров, конкурсной программы, разучивание русских народных игр, изготовление «Книжки-самоделки».
Вовлечение детей-родителей-педагогов к празднованию «Масленицы».
Раздел 5. «Подведение итогов»
Практические занятия: Подготовка концертных номеров, подготовка детей – экскурсоводов. Конкурс эрудитов «Угадай сказку». Конкурс экскурсоводов. Торжественное открытие музея «В гостях у сказки» (Празднование годовщины со дня открытия музея). Награждение активных детей и родителей.
Привлечение родителей к оформлению итогового мероприятия.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация данной программы способствует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, повышению его эффективности в обучении и воспитании дошкольников, позволит значительно повысить качество и эффективность нравственного и патриотического воспитания, будет способствовать активной социализации и воспитанию творческой личности ребенка средствами музейной педагогики.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общего организма учреждения, если педагоги будут широко использовать его экспозиции и фонды в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность использования музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.
Музей в образовательном учреждении помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка, любящей свою Родину, свой народ.
Планируемая образовательная деятельность музея «В гостях у сказки» в полной мере может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников, достижению поставленных целей и задач.
Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.
5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, № 6.
- Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, № 2.
- Вербенец А.М., Зуева А.В., Зудина М.А. и др. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6 — 7 лет: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» // СПб., 2010.
- Кокшайская О.Н. Экскурсия без экскурсовода. М., 1994.
- Кондратьев В.В. Вопросы отбора материалов. М., 2002.
- Крейн А.З. Жизнь музея. М., 1999.
- Методическое пособие музейного дела в помощь молодому специалисту. Сост. Кучеренко М.Е. М., 1999.
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. // М., 2010.
- Столяров Б.А. Программа «Здравствуй, музей!» // СПб: «Борей Арт», 2002.
- Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. // М., 2009.
- Юнхевич М.Ю. Эффективность воздействия экспозиции на посетителя. М., 1994.
Приложения:
- file0.doc.. 155,5 КБ
Опубликовано: 05.10.2021
Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Актуальность: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в нашей группе «Звёздочки» был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1. Образовательная —развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
— формирование у старших дошкольников представления о музее.
2.Развивающая — развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3.Коммуникативная: — развитие связной речи;
— умения общаться со сверстниками и взрослыми;
— умения вести себя в общественных местах;
4.Нравственная — воспитание уважения к труду взрослых;
— воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;
Основные принципы работы в музее:
— Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
— Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
— Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
— Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини — музее;
— Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
— Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
— Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
— Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
— Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
— Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
— Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Структура музея:
Разделы и экспонаты:
1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: «Царевна-лягушка», «Сапоги-скороходы», «Гусли-самогуды», «Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного», «Наливное яблочко на расписном блюдечке», «Клубочек указывающий дорогу», «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.
2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках — желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: В разделе «Мы — «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел «Умные сказки» — подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.
7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская «Книжкина больница» и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».
Этапы проекта по созданию музея:
1.Подготовительный:
— обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
— определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
— сбор экспонатов для музея;
— разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
— подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
— разработка конспектов экскурсий;
— формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
2. Этап реализации проекта:
— создание мини-музея.
— определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
— целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
— общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы
3.Обобщающий этап:
Презентация: представление мини-музея.
Вопросы:
• Что было сделано?
• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
• Что нового узнали?
• Что хотели бы еще узнать?
• С кем можем поделиться полученными знаниями?
• Анкетирование
4. Деятельностный этап: функционирование мини-музея.
Подробнее я остановлюсь на подготовительном этапе.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Схема построения работы в музее:
Образовательная область » Коммуникация»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
Образовательная Область » Познание»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
Образовательная Область » Художественное Творчество»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;
Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.
Автор: Никитина Вера Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОАУ «ЦРР – детский сад № 26»
Месторасположение: г. Нефтеюганск Тюменская область ХМАО -ЮГРА
Дата изменения: 11.01.2015
Дата публикации: 11.01.2015
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Сообщение на тему:
МИНИ — МУЗЕЙ «В гостях у сказки»
Работу выполнила:
Воеводина Наталья Михайловна
Березники, 2018
МИНИ- МУЗЕЙ
«В гостях у сказки»
Когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу.
Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
В нашей группе был создан Мини-музей » В гостях у сказки», целью которого является формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой. А так же развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления.
Задачи :
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
— формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
— развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
— развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
— развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
— воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
— воспитывать культуру речи.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почка для беседы с ребенком (даже с такими малышами). Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их. Мини — музей для ребенка что-то свое, родное, так как некоторые дети приносят свои любимые книжки, и этим гордятся. Все предметы интерьера доступны для любого ребенка, а «волшебное»перемещение из одной сказки в другую вызывает у малыша восторг. В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.
Мы рассматриваем мини — музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника. Весь материал в музее на ходиться в соответствии с возрастом детей.
Ресурсное обеспечение:
Материально – техническое: игровая комната, DVD диски со сказками, музыкой, фотоаппарат, различные виды театра:
-
настольные театры: «Репка» (вязаные), «Теремок» (звери сделаны из теста), «Курочка Ряба», «Три медведя» (вязаные, мебель сделана из пеньков), «Три поросёнка», «Под гробом» (вязаный), «Волк и семеро козлят» (на стаканчиках), «Заюшкина избушка» (вязаные).
-
театр на магнитах: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
-
театр на фланелеграфе: «Теремок».
-
теневой театр: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и др.
-
пальчиковый театр: «Репка».
-
костюмы к сказке: «Два весёлых гуся»
-
дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-то в теремочке живёт?», лото «Сказки», «Мои любимые сказки», мозайка «Репка», пазлы «Любимые сказки», шнуровка «У Лукоморья».
-
маски героев сказок.
Информационно – методическое:
-
подбор литературы по проблеме, информация интернета;
-
сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
-
раскраски по мотивам сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».
-
консультации для родителей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
С детьми:
-
подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок;
-
прослушивание звукозаписей детских сказок – «Репка», «Колобок», «Теремок»;
-
показ кукольного театра: «Репка», «Колобок», «Теремок»;
рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам
С родителями:
-консультации: «Роль сказки в воспитании детей», «Как сказка помогла», «Значение театрализованной деятельности», «Все мы были детьми…», «Воспитание сказкой», «Речь ребёнка и различные виды театра», «Театр в семье», Построение среды для театрализованной деятельности», «Театр и родители!».
-наглядно-информационное сотрудничество: «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Как правильно читать с ребёнком сказки», «11 способов, как превратить чтение в удовольствие».
-участие в организации мини-музея «В гостях у сказки»
Наш мини – музей помогает детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, способствует развитию речи, воображению, фантазии, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей, воспитанию чувства дружбы и коллективизма.
Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная работа мини-музея, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Список используемой литературы:
1 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003.
2 Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети».-М. : АРКТИ, 2004.
3 Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.