Музей сказок в детском саду

Паспорт мини-музея «В гостях у сказки» в младшей группе

Паспортные данные

Профиль музея: познавательно — творческий

Возраст: 3-4 года (младшая группа)

Характеристика помещения: групповая комната.

Мини – музей состоит из 5 разделов:

1. Книжный

2. Театральный

3. Игровой (игротека)

4. Музейная мастерская

5. Маски к сказке

Правила поведения в мини — музее:

• Экспонаты можно трогать руками;

• Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;

• Экспонаты нельзя ломать;

• Можно и нужно задавать вопросы;

• Можно пополнять музей новыми экспонатами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно убеждает,

особенно врезается в память, толкает мысль…

Н. К. Крупская

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность

Создание маленького музея непосредственно в группе – это явление удивительное, способствующее осуществлению важнейших педагогических задач. Предметы, собранные в одном месте имеют для маленького ребенка чисто практическое значение, с помощью своей коллекции малыш реализует себя, предметы становятся частью развивающей среды.

В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения они находят в театре. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…

Аспекты музейной деятельности. 

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные, изобразительные навыки.

Цель создания музея – Формирование у детей интереса к сказкам, средствами различных видов театра.

Задачи:

побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

формировать представление о различных видах театра;

развивать речь, воображение и мышление;

помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;

воспитывать на основе содержания русских сказок уважение к традициям народной культуры.

При создании мини-музея учитывались следующие принципы:

-наглядность

-доступность

-содержательность;

— сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;

— последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями

— подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия)

Формы работы:

— организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

— организация совместных с родителями мероприятий;

— организация театральных вечеров (показ сказок);

Формы работы с родителями:

— Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

— Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

— Открытые показы занятий и театральных представлений.

Ожидаемые результаты:

Посредством театрализации у детей:

— развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;

— дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;

— разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;

— совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почва для беседы с ребенком. Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их.

В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.

А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.

Мы рассматриваем мини — музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника.

Разделы мини-музея, особенности использования

Раздел «Игротека» Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, дидактические игры, домино.

Раздел «Театр сказок» Здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, куклы Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, вязаный театр.

Раздел «Сами своими руками»Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями (рисунки, поделки).

Раздел «Маски к сказке» Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировки сказок.

Раздел «Библиотека» Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о сказках, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, книги о сказках. В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. 

Перспектива развития музея:

— пополнение костюмов в уголок «Ряженья»;

— дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;

— использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе. 

МБДОУ детский сад №7   Мини –музей  «В гостях у сказки» Автор : Гришакова Светлана Викторовна , воспитатель МБДОУ детский сад № 7, средняя группа

МБДОУ детский сад №7

Мини –музей «В гостях у сказки»

Автор :

Гришакова Светлана Викторовна ,

воспитатель МБДОУ детский сад № 7, средняя группа

Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности.  В.А. Сухомлинский Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром  ребенка, мощный инструмент развития.

Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. В.А. Сухомлинский

Сказка – это удивительное по силе психологического

воздействия, средство работы с внутренним миром

ребенка, мощный инструмент развития.

Актуальность: Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.  А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. .

Актуальность:

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

.

Срок реализации проекта: 3 года Тип проекта: познавательно-творческий.  По количеству участников: коллективный.  По продолжительности: долгосрочный.  Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.      Возраст детей: 4 – 7 лет.

Срок реализации проекта: 3 года

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Возраст детей: 4 – 7 лет.

Цель проекта: развитие творческого потенциала детей,  развитие активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности,   прививать любовь к народным и авторским сказкам и их героям .

Цель проекта:

  • развитие творческого потенциала детей,
  • развитие активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности,
  • прививать любовь к народным и авторским сказкам и их героям .

 Задачи:        Дети:  продолжать знакомить со сказками; способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения; обогащать и расширять словарный запас детей. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; развивать артистические способности; развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; формировать навыки сотрудничества; воспитывать чувства дружбы и коллективизма. развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Задачи:

Дети:

  • продолжать знакомить со сказками;
  • способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • обогащать и расширять словарный запас детей.
  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать артистические способности;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Задачи:    Родители:     - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; - развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Задачи:

Родители:

   — создание в семье благоприятных условий для

развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

— развитие совместного творчества родителей и детей;

  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

— заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать

желание участвовать в ней.

Основные принципы работы в музее:

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой,культурой. Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее. Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Разнообразность: экспонаты музея разнообразны .

Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей . Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок .

Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

 Структура музея:   Разделы и экспонаты: 1 раздел: «Волшебные предметы» ( предметы из сказок, в том числе сделанные руками детей и их родителей). 2 раздел:  «Сказки в загадках» ( карточки с загадками). 3 раздел: «Мы - «Сказочники» ( настольные игры: карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино). 4 раздел:  «Волшебный театр» (разнообразные виды кукольных театров ). 5 раздел:  «Портретная галерея» ( портреты великих сказочников прошлого и современности). 6 раздел: «Умные сказки» ( детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей). 7 раздел:

Структура музея:

  • Разделы и экспонаты:
  • 1 раздел: «Волшебные предметы» ( предметы из сказок, в том числе сделанные руками детей и их родителей).
  • 2 раздел: «Сказки в загадках» ( карточки с загадками).
  • 3 раздел: «Мы — «Сказочники» ( настольные игры: карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино).
  • 4 раздел: «Волшебный театр» (разнообразные виды кукольных театров ).
  • 5 раздел: «Портретная галерея» ( портреты великих сказочников прошлого и современности).
  • 6 раздел: «Умные сказки» ( детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей).
  • 7 раздел: «Книжкина больница« (собран материал для реставрации книг)
  • 8 раздел: «Сказочный экскурсовод».

 Этапы проекта по созданию музея:   Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Составление плана-схемы проекта. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Работа по плану с детьми, родителями. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Презентация проекта.

Этапы проекта по созданию музея:

Определение темы (проблемы проекта).

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Работа по плану с детьми, родителями.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Презентация проекта.

Предполагаемый результат.  Дети должны:  - проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; - знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ; - знать различные виды театров и уметь показывать их; - уметь использовать различные средства выразительности; - уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.  Пути реализации проекта: Пополнение содержания книжного уголка сказками  разных жанров. Организация выставки поделок, рисунков. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Предполагаемый результат.

Дети должны: — проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; — знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ; — знать различные виды театров и уметь показывать их; — уметь использовать различные средства выразительности; — уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Пути реализации проекта:

Пополнение содержания книжного уголка сказками

разных жанров.

Организация выставки поделок, рисунков.

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

 План-схема  работы с детьми и родителями по реализации проекта  «В гостях у сказки»

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «В гостях у сказки»

Функционирование мини- музея

Функционирование мини- музея

У лукоморья дуб зеленый,  Златая цепь на дубе том,  И днем и ночью кот ученый,  Все ходит по цепи кругом.  Идет направо песнь заводит,  налево сказку говорит…

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом. Идет направо песнь заводит, налево сказку говорит…

Играем в доктора Айболита… Летим на ковре - самолете… Посадил дед репку…

Играем в доктора Айболита…

Летим на ковре — самолете…

Посадил дед репку…

Место мини -  музея в образовательной области « Речевое развитие» :  обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии; « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;  « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации; Свободная деятельность детей:  рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность; Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов .

Место мини — музея в образовательной области

  • « Речевое развитие» : обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
  • « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
  • « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
  • Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов .

Перспективы развития мини- музея  1 . Работа по созданию мини-музея продолжается, так как наш проект рассчитан на 3 года. 2. Экспонаты мини-музея будут пополняться с изменением возраста детей и программных задач. 3. Продолжить работу по проекту «Дети-экскурсоводы», начатую в 2016 году подготовительной группой.

Перспективы развития мини- музея

  • 1 . Работа по созданию мини-музея продолжается, так как наш проект рассчитан на 3 года.
  • 2. Экспонаты мини-музея будут пополняться с изменением возраста детей и программных задач.
  • 3. Продолжить работу по проекту «Дети-экскурсоводы», начатую в 2016 году подготовительной группой.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Образовательная программа
музея «В гостях у сказки»

Автор: Ажермачёва Ольга Олеговна

Организация: МАОУ «СОШ №2» ГДО

Населенный пункт: Томская область, г.Колпашево

Автор: Сотникова Татьяна Алексеевна

Организация: МАОУ «СОШ №2» ГДО

Населенный пункт: Томская область, г. Колпашево

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование

программы

Образовательная программа музея «В гостях у сказки».

2

Образовательное учреждение, адрес, телефон

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2».

646362, г. Колпашево, пер. Чапаева, д. 38.

Телефон: 8 (38 254) 5-25-22.

3

Основание для разработки программы

  • Повышенный интерес детей к русской культуре, к русской истории.
  • Повышение спроса родителей на дополнительное образование.
  • Высокая эффективность музейной педагогики.

4

Разработчики

программы

О.О. Ажермачева, старший воспитатель.

Т.А Сотникова, музыкальный руководитель

5

Исполнители

программы

Педагогический коллектив ГДО, коллектив воспитанников, родители (законные представители) воспитанников.

6

Целевая группа

Воспитанники старшей группы – 25 человек.

Родители (законные представители).

7

Нормативно-правовая база

  • Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  • Устав МАОУ «СОШ № 2».
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки № 655 от 23.11.2009 г.
  • Столяров Б.А. Программа «Здравствуй, музей!» // СПб: «Борей Арт», 2002.

8

Этапы реализации программы, сроки

I этап – организационно-подготовительный (июнь – август)

II этап – практико-образовательный (сентябрь – май)

III этап – рефлексивно-аналитический (июнь)

9

Кем и когда принята программа

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Методического совета МАОУ «СОШ № 2», 24.09.2021

10

Объемы и источники финансирования

Бюджетные средства, выделенные на предоставление муниципальной услуги бесплатного дошкольного образования.

Привлеченные средства родителей (законных представителей).

11

Цель программы

Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.

12

Основные задачи

программы

Для воспитанников и родителей (законных представителей):

  • формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со сказкой;
  • оптимизация интереса к чтению художественной литературы;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.

Для педагогов:

  • обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

13

Основные ожидаемые результаты реализации программы

Положительная динамика в патриотическом и нравственном воспитании дошкольников;

Формирование знаний по истории и культуре русского народа.

Расширение кругозора детей средствами музейной педагогики;

привитие интереса к национальной культуре, родному краю, любви к Родине.

Овладение умением составлять и проводить экскурсии.

Ознакомление дошкольников с различными формами работы в музее.

Освоение навыков поисково-исследовательской работы, сбора материала.

Экспозиции, экспонаты музея могут активно использоваться всеми педагогами в образовательно-воспитательном процессе.

14

Структура программы

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержательная часть.
  4. Заключение.
  5. Список рекомендуемой литературы.
  6. Приложения.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно

убеждает, особенно врезается в память,

толкает мысль…

Н.К. Крупская

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» — «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Семьи наших воспитанников проживают в удаленном от культурного центра городе. Мест, куда можно сходить с ребенком, провести познавательную экскурсию или просто провести время со своим ребенком в г. Колпашево практически нет. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Образовательная программа музея «В гостях у сказки» разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  • Устав МАОУ «СОШ № 2»;
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки № 655 от 23.11.2009 г.

В разработке содержания программы использована музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» авторского коллектива под руководством Б.А. Столярова.

Социальная значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды — совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Процесс социализации воспитанников связан с освоением норм и ценностей, принятых в современном обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении воспитанников к существующим нормам и ценностям.

В настоящее время в группах дошкольного образования музейная педагогика активно развивается в двух направлениях:

  • сотрудничество Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2» с Краеведческим музеем г. Колпашево, с музеем «Истории системы образования Колпашевского района» при МАОУ «СОШ № 2»;
  • создание и развитие музея «В гостях у сказки» в детском саду.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.

Цель программы – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.

Задачи программы:

для воспитанников и родителей (законных представителей):

  • формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со сказкой;
  • систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность, способствовать социализации;
  • оптимизация интереса к чтению художественной литературы на базе библиотеки;
  • расширение кругозора детей, знакомство с музеями разных типов через очные и заочные экскурсии;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.

для педагогов:

  • обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
  • создание музейного собрания, воспроизводящего основной перечень сказочных предметов и известных героев сказок (сказка-герой-предмет);
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

Основные принципы построения экспозиции музея «В гостях у сказки»:

  • Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
  • Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.
  • Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
  • Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Виды детской деятельности:

  • игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные, настольные игры, пазлы);
  • продуктивная (поделки, рисунки);
  • коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);
  • познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг — совместно с родителями (законными представителями), воспитателями);
  • чтение художественной литературы (дети являются читателями библиотеки, созданной на базе музея).

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность искусства и литературы как способ познания красоты, гармонии, духовного мира, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.

Формы занятий и виды деятельности воспитанников опираются на современные педагогические технологии:

  • работа в творческих группах;
  • работа в парах, в группах;
  • наблюдение и исследование;
  • экскурсии;
  • творческая работа;
  • работа в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);
  • словесные и творческие игры;
  • инсценирование сказок;
  • продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).

Программа Музей «В гостях у сказки» — модифицированная.

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5 — 6 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения (33 занятия) по 25 — 30 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • положительная динамика в патриотическом и нравственном воспитании дошкольников;
  • формирование знаний по истории и культуре русского народа;
  • расширение кругозора детей средствами музейной педагогики;
  • привитие интереса к национальной культуре, родному краю, любви к Родине;
  • овладение умением составлять и проводить экскурсии;
  • ознакомление дошкольников с различными формами работы в музее;
  • освоение навыков поисково-исследовательской работы, сбора материала;
  • экспозиции, экспонаты музея могут активно использоваться всеми педагогами в процессе образовательно-воспитательной деятельности.

Воспитанники должны знать:

  • смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция;
  • правила поведения в музее;
  • как предмет старины может рассказать историю родного края.

Воспитанники должны уметь:

  • вести себя в музее;
  • наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края;
  • уважительно относиться к предметам старины и к окружающим пожилым людям;
  • задавать вопросы;
  • составлять рассказы;
  • выступать перед аудиторией и слушать других.

Способы определения результативности обучения:

Диагностика, проводимая в начале и в конце обучения в форме естественно-педагогического наблюдения.

В начале года с помощью педагогического наблюдения выявляется уровень развития психических функций, познавательных процессов воспитанников. В конце года с помощью диагностик выявляется уровень сформированности конкретных знаний, умений и навыков, указанных в ожидаемых результатах.

Для оценки эффективности непосредственной образовательной деятельности используются следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность;
  • результаты выполнения творческих заданий: выявляется, справляются ли дети с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий является повышение интереса к занятиям или, наоборот, его угасание;
  • успешность выполнения и готовность к выполнению различных видов деятельности.

Формы подведения итогов:

В качестве основных при освоении программы будут использоваться следующие формы контроля:

  1. Непосредственное участие дошкольников в праздниках, конкурсах, коллективных творческих делах, диагностиках.
  2. Устные выступления воспитанников (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом).
  3. Совместное творчество: дети-родители-педагоги.
  4. Диагностика.

В структуру программы включены следующие разделы:

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержательная часть.
  4. Заключение.
  5. Список рекомендуемой литературы.
  6. Приложения:
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Диагностика.

Таким образом, программа предполагает реализацию системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на достижение основной цели и решение поставленных задач, что позволит достичь положительных результатов в обучении и воспитании дошкольников.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего

1

Раздел 1. «Что такое музей».

3

3

9

2

Раздел 2. «Преданья старины глубокой…».

6

2

8

3

Раздел 3. «Рассказываем старинные сказки».

4

3

7

4

Раздел 4. «Фольклор».

6

3

9

5

Раздел 5. «Подведение итогов».

2

1

3

Всего:

21

12

33

Содержание программы

Раздел 1. «Что такое музей».

Вводная беседа. Знакомство с понятиями музей, экспонат, экспозиция. Заочные и очная экскурсии. Знакомство с выдающимися музеями России и других стран.

Практические занятия: рисуем понравившийся экспонат.

Конкурс: Кто больше назовёт экспонатов музея. Экспозиции нашего музея.

Вовлечение детей-родителей-педагогов к сбору книжных изданий для оформления экспозиции «Волшебные сказки» (создание библиотеки Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2»).

Раздел 2. «Преданья старины глубокой…».

Беседа. Что такое старина. Как люди жили в старину. Домашняя старинная утварь. Что люди ели в старину. Что такое сарафан, кафтан, лапоть. Орнамент на старинной одежде. Что значат узоры. Как катали валенки. Пословицы и поговорки. Почему раньше работали «засучив рукава».

Практические занятия: Рисуем: как люди жили в старину. Рисуем узоры на ткани. Рисуем домашнюю утварь. Составление рассказа о предмете быта крестьян (задание по выбору воспитанников).

Конкурс: Пригласи меня в гости и накорми, как это было раньше.

Чтение: Русские народные сказки волшебного содержания.

Вовлечение детей-родителей-педагогов к созданию экспозиции «Волшебные предметы» (создание музея Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2»).

Раздел 3. «Рассказываем старинные сказки».

Беседа. Понятие ремесло, ремесленники. Подготовка кукольного спектакля и конкурса.

Практические занятия: Рассказ о понравившемся инструменте. Сочиняем истории про работу мастеров в старину. Изготовление экспонатов для экспозиции «Волшебные предметы».

Чтение: Русские народные сказки волшебного содержания.

Вовлечение детей-родителей-педагогов к созданию экспозиции «Герои сказок» (создание музея Групп дошкольного образования МАОУ «СОШ № 2»).

Раздел 4. «Фольклор».

Беседа. Понятие «из уст в уста», фольклор, кто такие богатыри. Что такое былина, сказители былин. Знакомство с русскими народными инструментами.

Чтение: Русские народные сказки о богатырях и героических поступках, бытовые сказки.

Практические занятия: Игра на русских народных инструментах; исполнение частушек.

Подготовка праздничных номеров, конкурсной программы, разучивание русских народных игр, изготовление «Книжки-самоделки».

Вовлечение детей-родителей-педагогов к празднованию «Масленицы».

Раздел 5. «Подведение итогов»

Практические занятия: Подготовка концертных номеров, подготовка детей – экскурсоводов. Конкурс эрудитов «Угадай сказку». Конкурс экскурсоводов. Торжественное открытие музея «В гостях у сказки» (Празднование годовщины со дня открытия музея). Награждение активных детей и родителей.

Привлечение родителей к оформлению итогового мероприятия.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данной программы способствует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, повышению его эффективности в обучении и воспитании дошкольников, позволит значительно повысить качество и эффективность нравственного и патриотического воспитания, будет способствовать активной социализации и воспитанию творческой личности ребенка средствами музейной педагогики.

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общего организма учреждения, если педагоги будут широко использовать его экспозиции и фонды в воспитательно-образовательном процессе.

Эффективность использования музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.

Музей в образовательном учреждении помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка, любящей свою Родину, свой народ.

Планируемая образовательная деятельность музея «В гостях у сказки» в полной мере может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников, достижению поставленных целей и задач.

Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.

5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. 2010, № 6.
  2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. 2012, № 2.
  3. Вербенец А.М., Зуева А.В., Зудина М.А. и др. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6 — 7 лет: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» // СПб., 2010.
  4. Кокшайская О.Н. Экскурсия без экскурсовода. М., 1994.
  5. Кондратьев В.В. Вопросы отбора материалов. М., 2002.
  6. Крейн А.З. Жизнь музея. М., 1999.
  7. Методическое пособие музейного дела в помощь молодому специалисту. Сост. Кучеренко М.Е. М., 1999.
  8. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. // М., 2010.
  9. Столяров Б.А. Программа «Здравствуй, музей!» // СПб: «Борей Арт», 2002.
  10. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. // М., 2009.
  11. Юнхевич М.Ю. Эффективность воздействия экспозиции на посетителя. М., 1994.

Приложения:

  1. file0.doc.. 155,5 КБ

Опубликовано: 05.10.2021

Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Актуальность: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:

Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа;

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в нашей группе «Звёздочки» был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.

Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Задачи:

1. Образовательная —развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;

— формирование у старших дошкольников представления о музее.

2.Развивающая — развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

3.Коммуникативная: — развитие связной речи;

— умения общаться со сверстниками и взрослыми;

— умения вести себя в общественных местах;

4.Нравственная — воспитание уважения к труду взрослых;

— воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;

Основные принципы работы в музее:

— Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

— Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

— Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.

— Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини — музее;

— Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

— Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

— Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.

— Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.

— Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

— Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

— Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Структура музея:

Разделы и экспонаты:

1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: «Царевна-лягушка», «Сапоги-скороходы», «Гусли-самогуды», «Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного», «Наливное яблочко на расписном блюдечке», «Клубочек указывающий дорогу», «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.

2 раздел: «Сказки в загадках».

В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках — желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.

3 раздел: В разделе «Мы — «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.

4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.

5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним

6 раздел «Умные сказки» — подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.

7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская «Книжкина больница» и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».

Этапы проекта по созданию музея:

1.Подготовительный:

— обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;

— определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;

— сбор экспонатов для музея;

— разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;

— подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;

— разработка конспектов экскурсий;

— формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

2. Этап реализации проекта:

— создание мини-музея.

— определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии

— целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия

— общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

3.Обобщающий этап:

Презентация: представление мини-музея.

Вопросы:

• Что было сделано?

• Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)

• Что нового узнали?

• Что хотели бы еще узнать?

• С кем можем поделиться полученными знаниями?

• Анкетирование

4. Деятельностный этап: функционирование мини-музея.

Подробнее я остановлюсь на подготовительном этапе.

Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Схема построения работы в музее:

Образовательная область » Коммуникация»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;

Образовательная Область » Познание»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;

Образовательная Область » Художественное Творчество»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;

Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;

Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.

Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.

Автор: Никитина Вера Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОАУ «ЦРР – детский сад № 26»
Месторасположение: г. Нефтеюганск Тюменская область ХМАО -ЮГРА

Дата изменения: 11.01.2015
Дата публикации: 11.01.2015

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49»

Сообщение на тему:

МИНИ — МУЗЕЙ «В гостях у сказки»

Работу выполнила:

Воеводина Наталья Михайловна

Березники, 2018

МИНИ- МУЗЕЙ

«В гостях у сказки»

Когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению традиций русского народа, его обычаев. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу.

Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

В нашей группе был создан Мини-музей » В гостях у сказки», целью которого является формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой. А так же развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления.

Задачи :

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках;

-учить детей рассуждать;

— формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

— развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

— развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

— развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

— воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

— воспитывать культуру речи.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.

5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почка для беседы с ребенком (даже с такими малышами). Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их. Мини — музей для ребенка что-то свое, родное, так как некоторые дети приносят свои любимые книжки, и этим гордятся. Все предметы интерьера доступны для любого ребенка, а «волшебное»перемещение из одной сказки в другую вызывает у малыша восторг. В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.

Мы рассматриваем мини — музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника. Весь материал в музее на ходиться в соответствии с возрастом детей.

Ресурсное обеспечение:

Материально – техническое: игровая комната, DVD диски со сказками, музыкой, фотоаппарат, различные виды театра:

  • настольные театры: «Репка» (вязаные), «Теремок» (звери сделаны из теста), «Курочка Ряба», «Три медведя» (вязаные, мебель сделана из пеньков), «Три поросёнка», «Под гробом» (вязаный), «Волк и семеро козлят» (на стаканчиках), «Заюшкина избушка» (вязаные).

  • театр на магнитах: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

  • театр на фланелеграфе: «Теремок».

  • теневой театр: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и др.

  • пальчиковый театр: «Репка».

  • костюмы к сказке: «Два весёлых гуся»

  • дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-то в теремочке живёт?», лото «Сказки», «Мои любимые сказки», мозайка «Репка», пазлы «Любимые сказки», шнуровка «У Лукоморья».

  • маски героев сказок.

Информационно – методическое:

  • подбор литературы по проблеме, информация интернета;

  • сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

  • раскраски по мотивам сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».

  • консультации для родителей.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

С детьми:

  • подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок;

  • прослушивание звукозаписей детских сказок – «Репка», «Колобок», «Теремок»;

  • показ кукольного театра: «Репка», «Колобок», «Теремок»;

рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам

С родителями:

-консультации: «Роль сказки в воспитании детей», «Как сказка помогла», «Значение театрализованной деятельности», «Все мы были детьми…», «Воспитание сказкой», «Речь ребёнка и различные виды театра», «Театр в семье», Построение среды для театрализованной деятельности», «Театр и родители!».

-наглядно-информационное сотрудничество: «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Как правильно читать с ребёнком сказки», «11 способов, как превратить чтение в удовольствие».

-участие в организации мини-музея «В гостях у сказки»

Наш мини – музей помогает детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, способствует развитию речи, воображению, фантазии, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей, воспитанию чувства дружбы и коллективизма.

Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная работа мини-музея, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Список используемой литературы:

1 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003.

2 Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети».-М. : АРКТИ, 2004.

3 Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Музей сказок буратино пиноккио
  • Музей сказок астрид линдгрен
  • Музей сказки смоленск официальный сайт
  • Музей сказки пушкина в москве
  • Музей сказки народов мира в москве

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии