Мужик и барин сказка чему учит

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сказка «Чего на свете не бывает». Чему учит сказка, какая главная мысль?

2 ответа:



3



0

Сказка «Чего на свете не бывает» написана про одного скромного и находчивого мужика из крестьянской семьи и про богатого барина, который не вёл счёт своим деньгам.

Сказка учит нас тому, что имея богатство, деньги нельзя усмехаться, унижать, смеяться над бедными людьми. Нельзя ставить себя выше других, имея власть, деньги можно не иметь сердца, сострадания, любви. Так же сказка учит нас находить выход из трудной ситуации, а так же быть сообразительными и находчивыми.

Главная мысль сказки: В жизни каждого человека есть такое, что он не может принять ни душой, ни сердцем, есть то, что он отрицает и считает, что ни с ним, ни с его близкими этого быть не может.



1



0

Чего на свете не бывает. Для того, чтобы определить главную мысль этой русской народной сказки и понять, чему она учит, следует ознакомиться с её содержанием.

В сказке, речь идёт об очень богатом барине, решившем подшутить и поиздеваться над бедным мужиком, а за правильный ответ пообещал награду. И спросил барин мужика — чего на свете не бывает.

Мужик ночь не спал, а утром сказал, что на свете того не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнёт.

Барин увидел, что мужик не так глуп и возражает ему: у нас мол этого не делают, а в чужих краях, мол сплошь и рядом. Пришлось мужику дальше думать. На следующее утро, мужик опять ответил наудачу: баба попом не бывает, красна девка обедни не служит. Но и этот ответ барина не устроил, и он предоставил мужику ещё одну попытку.

На третье утро мужик решил рассказать барину всякую небывальщину и ответил: думал я, что люди хоть на небо попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

Когда барин спросил, как он на небо попал, мужик сказал, что за ним покойная жена телегу прислала, он с ней повидался и на обратном пути соскочил. Ещё мужик плёл разную небывальщину, но барин говорил, что всё бывает.

И только когда барин сказал, что покойный барин на том свете, моет постилки после ребятишек мужика, барин сказал, что этого не может быть и отдал мужику деньги.

Таким образом, главной мыслью этой сказки, можно считать, что на свете возможно при определённых обстоятельствах.

Читайте также

Сказка «Падчерица» учит читателя тому, что в итоге каждый получает то, что заслужил. Хороший человек, который старательно трудится, помогает другим, при этом несмотря на невзгоды добр и великодушен обязательно будет счастлив.

Кроме того, на примере сравнения судьбы главной героини и ее сводной сестры можно увидеть как важно не таить обиду на своих обидчиков, не копить в себе злость, не ждать от окружающих подлости. Падчерица несмотря ни на что верит в людей, сестра же никому не верит, не видит необходимости разговаривать с другими уважительно и почтительно (все равно никакой пользы от них не будет). В итоге каждая пожинает плоды своего поведения.

Помимо того, что сказочному волшебному зеркалу присуще умение говорить, как во всем известных литературных произведениях братьев Гримм «Белоснежка» и » Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях » Александра Сергеевича Пушкина, колдуньи из этих сказок ещё ценили его за то, что оно всегда отвечало кристально честно на единственный постоянно мучающий их вопрос о самой красивой в мире женщине.

В каких сказках есть волшебное зеркало?

В каких сказках есть волшебное зеркало?

Чудодейственная сила волшебных зеркал может заключаться и в том, что они искажают реальную картину мира, как в повести Виталия Георгиевича Губарева «Королевство кривых зеркал» и в сказке «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена. Кроме того, в последней из них его осколки, попадая в человеческое сердце, уничтожали чистоту души, превращая людей в холодных бесчувственных существ.

В каких сказках есть волшебное зеркало?

В каких сказках есть волшебное зеркало?

И ещё одна магическая способность волшебных зеркал заключалась в их умении перемещать человека в другой, параллельный мир — как было с Олей в уже упомянутой книге «Королевство кривых зеркал» и Алисой из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

В каких сказках есть волшебное зеркало?

В русских народных сказках, есть разные герои, в том числе и не плохие в душе, но как говорят в наше время, опустившиеся в социальном плане, то есть нищие, оборванцы и пьяницы, хоть и встречаются они там в целом редко. Однако их нужно было как то назвать и назвали их словом теребень, то есть как тех, кого потеебила, то есть задергала и измотала, эта нелегкая штука жизнь.

«Клад» — это одна из поучительных русских народных сказок. Главные герои ее — мужик простой, которому не на что похоронить старуху, а в долг никто не дают, да поп, жадный до чужого богатства, тоже отказавший старику в милости. Но к бедным в своем горе людям судьба иногда бывает милостивой, вот и нашел пожилой человек клад, когда копал, чтобы старуху мерзлой земле предать.

Попу заказал старичок службу, дал червонец, пригласил на угощение, чтобы помянуть. А когда разошлись, то воспользовался, оставшись один на один, да все разузнал поп, в чем дело. А ночью пришел под видом «нечистого», а на самом деле набросил шкуру козлиную, да зашила попадья нитками. Отдал мужичок все свое добро, лишь бы только не связываться! Но попу от этого радости больше не стало: принес сокровища домой, а шкуру не может снять, потому что приросла та напрочь!

Отзыв о сказке положительный: легко читается, вдумчивая, колоритная. В ней две противоборствующие составляющие: добро со злом. Конечно, зло окажется наказанным! А мужичок нашел, что ему было надо: похоронил, справил поминки. Жил как-то раньше, теперь тоже не пропадет. А поп пострадал за собственную жадность!

Стоит почитать произведение вместе с детьми, обсудить поступки персонажей, можно нарисовать их.

Хорошая, добрая сказка.

Народ в сказке «Чего на свете не бывает» рассказывает нам о богатом барине и бедном мужике крестьянине.

Мужик был очень бедным, скромным, но в то же время оказался очень находчивым и смог перехитрить барина.

К мужику подходят такие пословицы:

  • Скромность украшает человека.
  • Тому и почет огромный, кто скромный.
  • Кто скромнее, тот умнее.
  • Зазнайство с ног собьет, скромность — на ноги поставит.
  • Сам смекай, где берег, где край.
  • Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
  • Сметлив и хитер — пятерым нос утер.

К барину подходят такие пословицы, как:

  • Чем зазнаешься, на том и сломаешься.
  • Гроша не стоит, а глядит рублем.
  • Гордость глупости сосед.
  • Где нам с вами чай пить, когда мы не умеем, как вы, морщиться.
  • С людьми знаться, не зазнаваться.
  • Нет худшего порока, чем зазнайство.

Уроки 67, 68. Тема: «Как мужик барина обманул»

(Украинская народная сказка «Заячье сало»; белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал»)

Задачи:

• закрепить представление о бытовой сказке;

• развивать представление о сходстве сказок и нравственных ценностей разных народов (что осуждается и что ценится);

• учить характеризовать персонажей по поступкам;

• развивать представление о средствах речевой выразительности в прозаическом тексте;

• учить сравнивать сказки, близкие по теме и персонажам;

• продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря за счет знакомства с украинскими синонимами известных школьникам русских слов; развитие речевого чутья при подборе синонимов, при определении роли повторов, при сравнении значений устаревших и современных слов, а также при толковании и сравнении смысла пословиц.

Виды работы:

• чтение текста;

• чтение по ролям;

• беседа по вопросам;

• выборочное чтение;

• выразительное чтение (учиться передавать хвастливость, заносчивость);

• речевая работа: подбор синонимов; определение значения повтора; сравнение близких по смыслу выражений; сравнение смысла пословиц.

Украинская народная сказка «Заячье сало»

Дополнительные вопросы

1. Найдите в тексте и прочитайте, что рассказал пан о своих зайцах. Какую из его придумок можно назвать гиперболой (преувеличением)?

2. Где, на ваш взгляд, сильнее всего проявилась находчивость Грицко?

3. «Ехали-ехали, молчали-молчали…» Что выражено здесь повтором? Найдите в сказке еще примеры таких повторов.

4. «Вытопили фунтов десять». На сколько фунтов барин убавил количество сала?

5. Найдите и прочитайте в конце сказки, как пан в последний раз упоминает о зайце. Докажите, что об одном и том же он говорит несколько раз. Какие слова и выражения здесь очень близки по значению?

Комментарий к вопросам

Вопрос 3. В сказке высмеиваются хвастовство, желание покрасоваться, глупость (барин поверил в откровенный вымысел Грицко). Симпатии явно на стороне умного, смышленого Грицко.

Вопрос 6. При ответе на этот вопрос желательно не только выделить украинизмы, но и подобрать русские синонимы: «пан» – барин, «хата» – изба, «шино?к» – кабак, «Грицко» – Гриша, «чуешь» – слышишь.

Вопрос 5 (доп.). Почти совпадают по значению выражения: «кожа да кости»; «даже мяса путного не нарастил»; «какой это к черту заяц»; «совсем паршивенький зайчишка».

В рабочей тетради предлагается озаглавить сказку по персонажу, отразив его характер, и по основному событию.

Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал»

Дополнительные вопросы

1. «Под ветлами», «калякали», «чарочка». Подберите к этим словам синонимы и докажите, что слова в паре различаются местом употребления.

2. Чем похожи сказки «Как мужик с барином пообедал» и «Заячье сало»?

Комментарий к вопросам

Вопрос 3. Можно вспомнить русскую народную сказку «Как мужик суп (кашу) из топора варил». Главный герой украинской сказки напоминает и таких персонажей, как мужик из сказки «Вершки и корешки», солдат из сказки «Петр I и находчивый солдат» и девочка из сказки «Дочь-семилетка».

Вопрос 1 (доп.). «Под ветлами» – под ивами; ветла – это разновидность ивы. «Калякали» – разговаривали, говорили; «калякали» – слово разговорной, нелитературной речи. «Чарочка» – рюмочка; «чарочка» – слово, которое теперь употребляется реже, а «рюмка» – слово общеупотребительное.

Вопрос 2 (доп.). Обе сказки бытовые. Они похожи по персонажам: в обеих сказках всего два персонажа – мужик и барин. В той и другой сказке персонажи противопоставлены: мужик – барин, бедный – богатый. В обеих сказках главный персонаж – умный, находчивый мужик, который дурачит или выводит на чистую воду барина.

Для самостоятельной работы в рабочей тетради предложено составление плана сказки, название ее по событию, озаглавливание рисунка в учебнике словами из текста, создание текста-рассуждения (подбор доводов к высказанному утверждению), а также задание, нацеленное на повышение книжной культуры учащихся (придумывание названия для книжки, в которой помещены две рассмотренные сказки).

1.Практическое занятие

Литературно-художественный анализ русских народных сказок

Цель: научить выявлять идейный смысл и художественное своеобразие  народных сказок.  

Задание 1: Чтение и анализ на выбор студента 3 русских народных сказок разных видов (волшебные, бытовые, о животных).

План анализа сказки:

— Название, тип сказки

— Зачин, действие, кульминация, действие, развязка

—  Главные герои, описание их, поступки

—  Место действия (реальный и волшебный мир)

—  Время в сказке

—  Помощники героев

—  Волшебные предметы

—  Враги

—  Природа в сказке

—  Смысл сказки, идея

Перечень контрольных вопросов:

1)Особенности народной сказки

2) Виды сказок (волшебные, бытовые и о животных) их признаки, особенности сюжета

Практическая работа

Как мужик гусей делил. Л.Н. Толстой.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

— Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

— Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

— Ты всему дому голова — тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

— Тебе, — говорит, — дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

— Вам, — говорит, — ножки — топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

— Вы, — говорит, — скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

— Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки — всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:

— Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

— И вас, — говорит, — трое.

Одного дал дочерям:

— И вас трое.

А себе взял двух гусей:

— Вот, — говорит, — и нас трое с гусями, всё поровну.

Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

Анализ русской народной сказки КАК МУЖИК ГУСЕЙ ДЕЛИЛ

Название, тип сказки: КАК МУЖИК ГУСЕЙ ДЕЛИЛ, бытовая сказка.

Зачин: у одного мужика не стало хлеба. (начинается с описания действия.)

Действие: задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес.

— Кульминация: Барин принял гуся и говорит мужику:

— Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

— Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

— Ты всему дому голова — тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

— Тебе, — говорит, — дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

— Вам, — говорит, — ножки — топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

— Вы, — говорит, — скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму! Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Действие: Барин говорит:

— Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки — всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:

— Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

— И вас, — говорит, — трое.

Одного дал дочерям:

— И вас трое.

А себе взял двух гусей:

— Вот, — говорит, — и нас трое с гусями, всё поровну.

— Развязка: Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

—  Главные герои, описание их, поступки

Бедный мужик: находчивый, смекалистый.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

— Ты всему дому голова — тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

— Тебе, — говорит, — дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

— Вам, — говорит, — ножки — топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

— Вы, — говорит, — скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

Богатый мужик: жадный, завистливый.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин: мудрый. Наградил мужика за его ум и смекалку.

—  Место действия (реальный и волшебный мир)

Реальный мир.

—  Время в сказке

—  Помощники героев. Главными помощниками бедного мужика являются его качества: смекалка, ум, находчивость.

—  Волшебные предметы

нет

—  Враги

Врагов как таковое в этой сказке нет. Есть только не хороший прок «зависть» присущий богатому мужику.

—  Природа в сказке: автор не описывает природу.

—  Смысл сказки, идея.

Главная мысль сказки Толстого «Как мужик гусей делил» заключается в том, что умный и смекалистый человек всегда найдет возможность решить проблему с пользой для себя. Бедный мужик пошел к барину хлеба просить, а в итоге не только хлебом разжился, а еще и деньгами, и гусями. И уважение барина сумел завоевать.

Сказка учит детей тому, что в сложной ситуации не нужно теряться, а проявить смекалку и находчивость.

Сказка Баба-яга и Заморышек. А. Афанасьев.

План анализа сказки:

Название, тип сказки

Баба Яга и Заморышек. Волшебная сказка.

— Зачин, действие, кульминация, действие, развязка

Зачин. Жил-был старик да старуха; детей у них не было. Уж чего они ни делали, как ни молились богу, а старуха все не рожала. Раз пошел старик в лес за грибами; попадается ему дорогою старый дед.

 — Я знаю, — говорит, — что у тебя на мыслях; ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку; что будет, сам увидишь!

Действие. Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошел все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо.

Прошло две недели, смотрит старик, смотрит и старуха, — а из тех яичек народились мальчики; сорок крепких, здоровеньких, а один не удался — хил да слаб! Стал старик давать мальчикам имена; всем дал, а последнему недостало имени.

— Ну, — говорит, — будь же ты Заморышек!

Растут у старика со старухою детки, растут не по дням, а по часам; выросли и стали работать, отцу с матерью помогать: сорок молодцев в поле возятся, а Заморышек дома управляется. Пришло время сенокосное; братья траву косили, стога ставили, поработали с неделю и вернулись на деревню; поели, что бог послал, и легли спать. Старик смотрит и говорит:

— Молодо-зелено! Едят много, спят крепко, а дела, поди, ничего не сделали!

— А ты прежде посмотри, батюшка! — отзывается Заморышек. Старик снарядился и поехал в луга; глянул — сорок стогов сметано.

— Ай да молодцы ребята! Сколько за одну неделю накосили и в стога сметали.

На другой день старик опять собрался в луга, захотелось на свое добро полюбоваться; приехал — а одного стога как не бывало! Воротился домой и говорит:

— Ах, детки! Ведь один стог-то пропал.

— Ничего, батюшка! — отвечает Заморышек. — Мы этого вора поймаем; дай-ка мне сто рублев, а уж я дело сделаю. Взял у отца сто рублев и пошел к кузнецу:

— Можешь ли сковать мне такую цепь, чтоб хватило с ног до головы обвить человека?

— Отчего не сковать!

— Смотри же, делай покрепче; коли цепь выдержит — сто рублев плачу, а коли лопнет — пропал твой труд!

Кузнец сковал железную цепь; Заморышек обвил ее вокруг себя, потянул — она и лопнула. Кузнец вдвое крепче сделал; ну, та годилась. Заморышек взял эту цепь, заплатил сто рублев и пошел сено караулить; сел под стог и дожидается.

Кульминация. Вот в самую полночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено. Заморышек подскочил, обротал ее железной цепью и сел верхом. Стала его кобылица мыкать, по долам, по горам носить; нет, не в силах седока сбить! Остановилась она и говорит ему:

— Ну, добрый молодец, когда сумел ты усидеть на мне, то возьми — владей моими жеребятами.

Подбежала кобылица к синю морю и громко заржала; тут сине море всколыхалося, и вышли на берег сорок один жеребец; конь коня лучше! Весь свет изойди, нигде таких не найдешь!

Утром слышит старик на дворе ржанье, топот; что такое? а это его сынок Заморышек целый табун пригнал.

— Здорово, — говорит, — братцы! Теперь у всех у нас по коню есть; поедемте невест себе искать.

— Поедем!

Отец с матерью благословили их, и поехали братья в путь-дорогу далекую.

Долго они ездили по белому свету, да где столько невест найти? Порознь жениться не хочется, чтоб никому обидно не было; а какая мать похвалится, что у ней как раз сорок одна дочь народилась?

Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали — сорок один столб. Вот они привязали к тем столбам своих богатырских коней и идут на двор. Встречает их баба-яга:

— Ах вы, незваные-непрошеные! Как вы смели лошадей без спросу привязывать?

— Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай.

Баба-яга накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать:

— Что, добрые молодцы, дела пытаете иль от дела пытаете?

— Дела пытаем, бабушка!

— Чего ж вам надобно?

— Да невест ищем.

— У меня есть дочери, — говорит баба-яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок одну девицу.

Тут они сосватались, начали пить, гулять, свадьбы справлять. Вечером пошел Заморышек на своего коня посмотреть. Увидел его добрый конь и промолвил человеческим голосом:

— Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!

Заморышек сказал это братьям; нарядили они молодых жен в свои платья, а сами оделись в женины и легли спать. Все заснули, только Заморышек глаз не смыкает. В самую полночь закричала баба-яга зычным голосом:

— Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. Прибежали слуги верные и отрубили буйны головы дочерям бабы-яги. Заморышек разбудил своих братьев и рассказал все, что было; взяли они отрубленные головы, воткнули ‘на железные спицы кругом стены, потом оседлали коней и поехали наскоро.

Развязка. Поутру встала баба-яга, глянула в окошечко — кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга — и жжет и палит! Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою — и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону — мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали.

—  Главные герои, описание их, поступки.

Заморышек хилый и слабый человек, но не обделенный умом и смекалкой. Сначала он помог своим родителям, когда обнаружил кто поедает их сено. Затем спас своих братьев благодаря своему коню, и платочку который взял у Бабы Яги(с помощью этого платка мост через море перекинулся.)

 Баба Яга злая и жестокая, хотела погубить незваных гостей.

Братья Заморышка простые работящие молодцы.

Чудная кобылица, говорящая человечьим голосом.

 Конь Заморышека говорящий человечьим голосом, спас своего хозяина и его братьев, когда сказал переодеть жен в платья мужей.

—  Место действия (реальный и волшебный мир)

Волшебный мир.

—  Время в сказке

День и ночь.

—  Помощники героев

Чудная кобылица сначала подарила Заморышеку жеребят. Из жеребенка вырос конь, который стал помощником Заморышека. Он промолвил человеческим голосом: — Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!

—  Волшебные предметы

Платочек, от взмаха которым перекинулся мост через реку.

—  Враги

Баба Яга, которая сосватала братьям Заморышека своих дочерей, тем самым хотела погубить молодцев.

—  Природа в сказке

Согласно тому, что молодцы косили траву это конец лета. Рядом с лугами, где лежало сено находится море.

—  Смысл сказки, идея.

Автор этой сказки хотел показать читателям, что главный герой Заморышек хоть и был слабым и хилым, зато отличался сообразительностью и смекалкой. Благодаря этим качествам можно выйти из сложных ситуаций.  

Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок»

План анализа сказки:

Название, тип сказки

«Петушок — золотой гребешок». Сказка о животных.

 Зачин. Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

 Действие. Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

Кульминация.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка. Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

— Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают…

Петушок все помалкивает. А лиса — опять:

— Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают…

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Развязка. Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

— Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки…

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой. И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

План анализа сказки:

—  Главные герои, описание их, поступки

Главный герой сказки – петушок, а также кот, дрозд, лиса.

Петушок – доверчивый, непослушный. Лиса была хитрая, льстивая и голодная. Кот и дрозд – строгие (строго-настрого петушку наказывали не слушать лису, не выглядывать в окно). Заботливые (переживали за петушка, защищали его). Работящие (дрова рубили каждый день).

—  Место действия (реальный и волшебный мир)

Сказочный мир, так как кот, дрозд и петушок не могут жить в месте, да еще и разговаривать человечьим голосом.

—  Время в сказке

События происходят в дневное время, это понятно по иллюстрациям сказки и потому, что ночью не видно будет деревьев, которые нужно рубить. Да и петушок ночью бы спал.

—  Помощники героев

Главным героем сказки является петушок, а его помощники это – кот и дрозд. Не единожды им приходилось вырывать петушка из лап хитрой лисы.

—  Волшебные предметы

Волшебных предметов в сказке не имеется.

—  Враги

В сказке единственный враг петушка, это лиса. Которая так хотела унести его в свою нору и полакомится им.

—  Природа в сказке

Жили герои сказки в лесу, в избушке. Кот и дрозд ходили еще дальше в лес, дрова рубить. А за этими лесами, быстрые реки, высокие горы.

—  Смысл сказки, идея

Смысл в сказке в том, что не нужно верить лестным словам о себе. Что и в жизни бывают хитрые и лестные люди. Но, если есть верные друзья — такие как кот и дрозд — они окажут помощь, выручат из беды, защитят слабого.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Мужик и барин русская народная сказка читать
  • Мужик и барин особенности сказки
  • Мужик и барин вид сказки
  • Мужечки или мужички как пишется
  • Мужество это определение для сочинения

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии