Всем известно, что человек неразрывно связан с разными видами искусства, это может быть кино, театр, архитектура, живопись и тп, но я считаю, что наиболее сильная связь является с музыкой, так как в повседневной жизни сложно представить хотя бы один день без ее прослушивания. Дома, в транспорте, на учебе, на работе человек слушает музыку для разных целей: отдохнуть и расслабиться, отвлечься от проблем, найти поддержку и просто оценить творчество любимого исполнителя. Мне было бы очень интересно разобраться в том, какую роль музыка играет в жизни человека, и в каких ситуациях она четко прослеживается.
Размышляя о музыке, я не могу не обратиться к рассказу Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» , в котором она является связующим звеном между героями произведения -Верой Николаевной Шеиной и Желтковым. Бедный чиновник Желтков в своем прощальном письме пишет о неразделенной любви к Вере Николаевне и просит о том, чтобы она прослушала сонату Людвига Бетховена. В данной ситуации музыка заставила главную героиню задуматься о человеке, который любил её больше жизни, о его поступках по отношению к ней. Соната, как бы странно это ни звучало, погружает княгиню в состояние задумчивости, размышлений, да и чего уж тут скрывать, грусти и тоски. Теперь данное произведение всегда будет напоминать Вере Николаевне только одного человека, которого она так легко приобрела и так же легко потеряла. Александр Иванович в своем произведении одушевляет музыку, дает ей способность разговора с человеком. Музыка находит свое отражение не только в художественной литературе, но и в реальной жизни. Сразу появляется вопрос – каким образом?
Одной из важных функций музыки является – поддержание духа человека, вера в надежду на лучшее. Примером данной функции является творчество солдат во время Великой Отечественной войны. Они были авторами множества песен, текста была наполнены поддержкой и мотивацией, а иногда даже шутками. Все это было сделано для того, чтобы во время войны боевой дух креп и становился только сильнее. Такие песни исполнялись у костра под гитару, во время выполнения заданий для того, чтобы развеять страх, с утра и перед сном дабы получить нужный настрой. Также во время Великой Отечественной войны было написано огромное количество стихотворений, которые также, как и музыка помогали нашим солдатам обретать веру в себя и не бояться идти на врага. Я считаю, что данное военное творчество стало одной из причин победы СССР в Великой Отечественной войне.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что музыка играет важную роль в жизни человека, даже является частью человеческой души. Она направляет человека на верный жизненный пусть, заставляет задуматься о каких-то важных моментах жизни, поддерживает, расслабляет и просто развлекает. Также она влияет на психику, настроение, здоровье и развитие человека. Слушая музыку, каждый отдает предпочтение определенному стилю или исполнителю, находит в этом частичку себя. Сколько бы времени ни прошло, музыка была, есть и будет существовать и играть огромное значение для жизни своего слушателя.
Здравствуйте, Арина!
В вашем сочинении прослеживается коммуникативный замысел, рассуждение выстроено с опорой на литературный аргумент.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Эпизод из повести «Гранатовый браслет» прокомментирован в аспекте заданной темы, в комментарии присутствуют элементы анализа, нарушений фактической достоверности нет.
Неверно определен жанр произведения:
Размышляя о музыке, я не могу не обратиться к рассказу Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» , в котором она является связующим звеном между героями произведения -Верой Николаевной Шеиной и Желтковым.
Это повесть.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Ошибки
Всем известно, что человек неразрывно связан с разными видами искусства, это может быть кино, театр, архитектура, живопись и тп, но я считаю, что наиболее сильная связь является с музыкой, так как в повседневной жизни сложно представить хотя бы один день без ее прослушивания.
Предложение логически небезупречно: то, о чем вы пишете, известно далеко не всем, и, разумеется, вряд ли можно доказать, что влияние музыки на человека более ощутимо, чем влияние других видов искусства. Не все люди слушают музыку ежедневно. Ваше высказывание содержит ложное утверждение.
Замечание по композиции сочинения: нарушено абзацное членение во втором абзаце:
Музыка находит свое отражение не только в художественной литературе, но и в реальной жизни. Сразу появляется вопрос – каким образом?
Это предложение следовало начать с красной строки.
К 4 (речь)+ 1 балл
Речь характеризуется многочисленными повторами, стилистическими нарушениями. Балл за речевое оформление сочинения поставлен «с натяжкой».
Ошибки
Мне было бы очень интересно разобраться в том, какую роль музыка играет в жизни человека, и в каких ситуациях она четко прослеживается.
Некорректное употребление местоимения: музыка не может четко прослеживаться в ситуациях.
Соната, как бы странно это ни звучало, погружает княгиню в состояние задумчивости, размышлений, да и чего уж тут скрывать, грусти и тоски.
стилистически неуместный разговорный оборот.
Теперь данное произведение всегда будет напоминать Вере Николаевне только одного человека, которого она так легко приобрела и так же легко потеряла.
Приобрести можно товар. Человека нельзя приобрести. Видимо, вы имели в виду, что Вера Николаевна обрела любовь этого человека, а потом ее потеряла.
Александр Иванович в своем произведении одушевляет музыку, дает ей способность разговора с человеком.
Это не ваш знакомый, не следует говорить о писателе без указания фамилии.
Вместо дает способность — наделяет способностью вступать в диалог…
Одной из важных функций музыки является – поддержание духа человека, вера в надежду на лучшее.
Несочетаемость.
Примером данной функции является творчество солдат во время Великой Отечественной войны.
У нас сочинение по литературе, а не по алгебре. Старайтесь писать без канцеляризмов, они очень портят вашу речь.
Они были авторами множества песен, текста была наполнены поддержкой и мотивацией, а иногда даже шутками.
Авторами песен были не солдаты, а поэты и композиторы.
Такие песни исполнялись у костра под гитару, во время выполнения заданий для того, чтобы развеять страх, с утра и перед сном дабы получить нужный настрой.
Стилистически неуместно употребление книжного слова «дабы».
Арина, на мой взгляд, у вас весьма наивное представление о войне. Каким образом, интересно, солдаты могли петь песни под гитару (!) во время выполнения задания? Они же должны были стрелять во врагов, а не петь во время заданий.
Также во время Великой Отечественной войны было написано огромное количество стихотворений, которые также, как и музыка помогали нашим солдатам обретать веру в себя и не бояться идти на врага.
повторы.
помогали обрести веру в себя.
Я считаю, что данное военное творчество стало одной из причин победы СССР в Великой Отечественной войне.
Слишком часто повторяете слово «данный». Военное творчество — сочетание неясно звучит в вашем контексте.
Она направляет человека на верный жизненный пусть, заставляет задуматься о каких-то важных моментах жизни, поддерживает, расслабляет и просто развлекает.
опечатка.
Сколько бы времени ни прошло, музыка была, есть и будет существовать и играть огромное значение для жизни своего слушателя.
играть роль, иметь значение.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 9
Ошибки
Орфография
Также во время Великой Отечественной войны было написано огромное количество стихотворений, которые также, как и музыка помогали нашим солдатам обретать веру в себя и не бояться идти на врага.
так же, как и музыка
Пунктуация
Лишняя запятая (придаточные однородные).
Соната, как бы странно это ни звучало, погружает княгиню в состояние задумчивости, размышлений, да и ЗПТ чего уж тут скрывать, грусти и тоски.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Одной из важных функций музыки является – поддержание духа человека, вера в надежду на лучшее.
Тире поставлено безосновательно.
Такие песни исполнялись у костра под гитару, во время выполнения заданий для того, чтобы развеять страх, с утра и перед сном ЗПТ дабы получить нужный настрой.
Пропущена запятая перед придаточной частью.
Грамматика
Всем известно, что человек неразрывно связан с разными видами искусства, это может быть кино, театр, архитектура, живопись и тп, но я считаю, что наиболее сильная связь является с музыкой, так как в повседневной жизни сложно представить хотя бы один день без ее прослушивания.
Правильно: наиболее сильной является связь с музыкой.
Они были авторами множества песен, текста была наполнены поддержкой и мотивацией, а иногда даже шутками.
Правильно: текстЫ были наполнены…
Сколько бы времени ни прошло, музыка была, есть и будет существовать и играть огромное значение для жизни своего слушателя.
…играть роль В жизни, иметь значение В жизни.
существовать и играть — эти инфинитивы не сочетаются с предыдущими «была, есть и будет» — ошибка в конструкции с однородными.
Общий вывод по работе
Итак, Арина, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над….
Удачи!
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли? Почему такой вид искусства, как музыка, принципиально значим в литературных произведениях? Этому есть несколько причин. Иногда музыка позволяет проникнуть в самые тёмные закоулки души героя, понять, что именно хотел донести автор до читателя.
Осознать, почему именно эта мелодия должна была затронуть душу того, кто решает её послушать: будь то герой произведения или человек, взявший в руки книгу и погрузившийся в сюжет художественного творения. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратить внимание на произведения, в которых подтверждается мысль, высказанная Гансом Христианом Андерсеном и одобренная мной. В романе И. А. Гончарова «Обломов» мы видим, что главный герой оказывается под сильным впечатлением от одного музыкального творения: это ария «Casta diva» в исполнении певицы Марии Каллас. Какие ассоциации вызывает это исполнение? На какие мысли наталкивает?
Только вторая соната, исполненная Бетховеном, могла в полной мере отразить чувства, которые испытывал Желтков по отношению к Вере Шеиной. Он пишет ей прощальное письмо, перед тем как совершить самоубийство и больше никогда ей не мешать, не вторгаться столь беспардонно в её жизнь. Именно при прослушивании мелодии героиня догадывается, какая огромная любовь прошла мимо неё. Когда девушка получала письма от героя, она думала, что это какая-то шутка, что таких чувств к незнакомому человеку не может быть на самом деле.
Но Желтков сам в письме подчёркивает, что его чувства не являются иллюзией или манией, он искренне любит Веру и не требует ничего взамен, даже мыслей таких не имеет. Он благословляет её, даже на пороге смерти Желтков думает о том, чтобы возлюбленная была счастлива. Слова не могли передать всей глубины этого посыла. А музыка подарила эту возможность: она проникла в самую душу Веры Шеиной, заставила её задуматься над тем, что она утратила, так и не «овладев», не испытав. Таким образом, музыка в литературных произведениях часто выступает вспомогательным инструментом для передачи чувств и переживаний героев. Именно она способствует тому, что читатель начинает понимать всю глубину характеров персонажей и отношений между ними.
Музыка окружает людей. Она звучит в ритмичном стуке колес старого трамвая, проявляется в полёте птицы, крылья которой рассекают воздух. Музыка везде. Она может «останавливать бомбы» и вершить судьбы любых людей. Сложно представить социум, в котором нет музыки. Тогда и о высоких моральных качествах людей будет судить сложно. Ганс Христиан Андерсен сказал: «Где не хватает слов, говорит музыка». С этим мнением можно считаться, потому что датский писатель был прав.
Музыка способна отражать настроения и характеры людей. Также она может помогать в жизни.
Примером обозначенному выше служит произведение «Обломов», написанное И.А. Гончаровым. В нём читатели могут видеть Илью Ильича, фамилия которого послужила названием роману. Этот человек постоянно лежит на диване. Он любит больше вокальное пение, чем инструментальную игры. Это отражает широту души героя. Пение помогает Илье Ильичу отдыхать душой от забот, черпать вдохновение. А вот Штольц обожает классику (творчество Анри Герца), обладающую быстрыми пассажами. Это характеризует его как деятельную личность. Андрей Штольц не боится труда, он работает быстро и ловко: так звучит музыка Анри. Целостность личности Ольги Ильинской, её любовь к прекрасному и сложному в жизни отражено в том, что девушка ценит камерную музыку.
И она помогает Ольге преодолевать переживания, выполнять правильные действия. Например, Оля пела так сильно и хорошо, что в Обломове пробуждались высокие порывы. Он желал даже начать действовать. Музыка его поддерживала, заставляла забыть о том, что он ленивый барин, не привыкший к труду. Зачем слова Обломову, если он слышал призыв к действию? Ольга исполняла то, что находило отклик как в её душе, так и в сердце Ильи Ильича. Конечно, музыка не всегда может решить проблемы людей, но она помогает, настраивает любого человека на хорошие мысли и поступки.
Штольц же, являющийся человеком дела, понимает роль музыки. Она преображает, заставляет человека помнить о том, что важно совершать добрые поступки.
Музыка не просто отражает характеры, но и поддерживает человека в трудные минуты, что видно из сюжета «Обломова». По музыкальным предпочтениям можно понять характер человека.
Нередко музыка выражает больше чувств и мыслей, чем слова. Она способна обнажить пороки людей.
Не всегда требуются слова, когда есть музыка, что подтверждено ситуацией, описанной выше.
Читать сочинение далее.
Источник
«Где не хватает слов, говорит музыка» (Г. Х. Андерсон) В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли? Аргументы А. И. Куприн «Гранатовый браслет», Л. Н. Толстой «После бала» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Ганс Христиан Андерсен, всемирно известный детский писатель, однажды сказал: «Где не хватает слов, говорит музыка». Почему же музыка может стать заменой речи? Все потому, что она проникает в самые глубины души и сердца, передавая эмоции лучше, чем порой это делают слова. Многие авторы говорили об этом в своих произведениях.
Мне вспоминается мелкий чиновник Желтков, главный герой повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», который был влюблен в Веру Шеину.
Замужняя женщина, она не отвечала взаимностью на его чувства, считая письма с признаниями всего лишь шуткой. Она не могла поверить, что на свете существует любовь, подобная той, о которой писал ей Желтков. Брат и муж Шеиной заставили Желткова отступиться, перестать донимать Веру, и он покорно согласился. Но написал ей прощальное письмо, своего рода предсмертную записку, в которой просит послушать или сыграть Вторую сонату Бетховена. Эта мелодия, трагичная, печальная, своими мотивами напоминает любовь самого Желткова, которая не была понята и принята. Слушая сонату, Вера осознает, что на самом деле потеряла человека, любившего её так искренне и беззаветно, как никто никогда не любил. Музыка сказала больше, чем могли бы сказать любые слова, потому что человек может врать, а мелодия — никогда.
Кроме того, я вспоминаю рассказ «После бала», написанный Львом Николаевичем Толстым. Один из центральных персонажей этого произведения, полковник Пётр Владиславович, танцует на балу под нежную, приятную музыку. Он кажется галантным и красивым человеком, в нем не чувствуется никакой лжи. Но после бала, как описывает Л. Н. Толстой, слышатся звуки барабанов, «это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. «. Рассказчик видит полковника, по приказу которого секут почти до полусмерти человека. И лицо у полковника ожесточенное. Становится понятно, что душа его черна, и именно музыка помогает раскрыть его образ там, где никакие слова не сделали бы это с достаточной точностью.
Мне кажется, Ганс Христиан Андерсен действительно прав. Музыка может раскрыть самые глубины человеческой души и показать, какими люди являются на самом деле.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
Итоговое сочинение на тему: ««Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?»
Музыка окружает людей. Она звучит в ритмичном стуке колес старого трамвая, проявляется в полёте птицы, крылья которой рассекают воздух. Музыка везде. Она может «останавливать бомбы» и вершить судьбы любых людей. Сложно представить социум, в котором нет музыки. Тогда и о высоких моральных качествах людей будет судить сложно. Ганс Христиан Андерсен сказал: «Где не хватает слов, говорит музыка». С этим мнением можно считаться, потому что датский писатель был прав.
Музыка способна отражать настроения и характеры людей. Также она может помогать в жизни.
Примером обозначенному выше служит произведение «Обломов», написанное И.А. Гончаровым. В нём читатели могут видеть Илью Ильича, фамилия которого послужила названием роману. Этот человек постоянно лежит на диване. Он любит больше вокальное пение, чем инструментальную игры. Это отражает широту души героя. Пение помогает Илье Ильичу отдыхать душой от забот, черпать вдохновение. А вот Штольц обожает классику (творчество Анри Герца), обладающую быстрыми пассажами. Это характеризует его как деятельную личность. Андрей Штольц не боится труда, он работает быстро и ловко: так звучит музыка Анри. Целостность личности Ольги Ильинской, её любовь к прекрасному и сложному в жизни отражено в том, что девушка ценит камерную музыку.
И она помогает Ольге преодолевать переживания, выполнять правильные действия. Например, Оля пела так сильно и хорошо, что в Обломове пробуждались высокие порывы. Он желал даже начать действовать. Музыка его поддерживала, заставляла забыть о том, что он ленивый барин, не привыкший к труду. Зачем слова Обломову, если он слышал призыв к действию? Ольга исполняла то, что находило отклик как в её душе, так и в сердце Ильи Ильича. Конечно, музыка не всегда может решить проблемы людей, но она помогает, настраивает любого человека на хорошие мысли и поступки.
Штольц же, являющийся человеком дела, понимает роль музыки. Она преображает, заставляет человека помнить о том, что важно совершать добрые поступки.
Музыка не просто отражает характеры, но и поддерживает человека в трудные минуты, что видно из сюжета «Обломова». По музыкальным предпочтениям можно понять характер человека.
Нередко музыка выражает больше чувств и мыслей, чем слова. Она способна обнажить пороки людей.
Не всегда требуются слова, когда есть музыка, что подтверждено ситуацией, описанной выше.
Источник
Роль музыки в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
Музыка Бетховена с ее пластичностью и тягучестью, с ее яркими акцентами призвана была по замыслу автора показать неизъяснимое в любви героя к своей музе, к своему смыслу жизни. Музыка лишена слов, но может передать горе героя, его насыщенность, его динамику и переходы от одного оттенка чувств к другим его граням. Бетховенская соната отзывается в душе Веры Николаевны Шеиной порывистым осенним ветром, который в начале повествования уносил сухие желтые листья в Небеса. Напряжение музыки, возрастающее циклично, передает метания, которые были причиной страданий Желткова, понимавшего абсурдность своей любви к недоступной для него женщине, но не имевшего сил отказаться от столь сильного душевного порыва. Светлые фрагменты сонаты прорываются в существе героини горькими слезами необратимой утраты, сменяющимися облегчением, отпущением ее греха, когда она произносит: «Он меня простил теперь. Все хорошо.» Именно соната Бетховена провела Веру Шеину долиной плача по незнакомому ей человеку, который подарил ей всего себя, любя ее на расстоянии, не омрачая своим видимым присутствием ее устоявшегося быта. Он ушел, оставив после себя только музыку, которая смогла сделать его переживания понятными для Веры Николаевны так, как не смогло передать ни одно написанное им собственноручно письмо.
Куприн начинает свое произведение упоминанием сонаты и он же замыкает ею круг, сделав ее звучание главным фоном для своей истории, фоном, выражающим то, что словами выразить невозможно.
Источник
Как известно, работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. Пронзительность живого чувства осени — времени года, когда могут чередоваться ветреная, ненастная погода и ясные, солнечно-безоблачные, тихие дни — окрашивает собой все события рассказа, в котором воспевание светлой, чистой, бескорыстной любви сочетается с ощущением её хрупкости и беззащитности, печалью по поводу гибели одного из главных героев — Желткова.
Очевидна символичность цвета зёрнышек граната, которыми был украшен браслет (точнее говоря, ради которых он и был сделан!): когда княгиня Вера Шеина “случайным движением удачно повернула браслет” перед огнём электрической лампочки, в них “вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни”, напомнившие неожиданно встревожившейся Вере кровь (см. V главу рассказа). Прочтя письмо Желткова, она всё “не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов” (см. окончание V главы)1.
Мы не ставим своей задачей специально рассмотреть значение символики в прозе Куприна — отдадим это на откуп профессионалам-литературоведам. Однако нельзя не отметить мастерства писателя в отношении тесной, глубоко продуманной и прочувствованной взаимосвязи событий, явлений, отдельных предметов и вещей, персонажей, которая свойственна его произведениям2.
А как ярко в рассуждениях о любви, звучащих из уст дедушки княгини Веры, генерала Аносова (олицетворяющего умудрённое опытом старшее поколение), подчёркнуто противопоставление корыстных интересов выгодно жениться или выйти замуж (как принято было выражаться, “сделать хорошую партию”) и той чистой, самоотверженной, не ждущей никакой награды и порой безответной любви, про которую сказано “сильна, как смерть” (см. VIII главу «Гранатового браслета»)! Вряд ли нужно напоминать о том, что здесь перед нами — цитата из ветхозаветной «Песни песней» Соломона и что повесть Куприна «Суламифь» — не что иное как свободная фантазия, написанная “по мотивам” и “на тему” этого шедевра древневосточной любовной поэзии.
Перейдём теперь непосредственно к бетховенской сонате и постараемся выяснить, зачем она понадобилась автору в рассказе.
В примечаниях к пятому тому собрания сочинений Куприна приводится важное свидетельство самого автора о том, что работа над рассказом шла трудно: главная причина, как уточнил сам писатель, — его “невежество в музыке” (из письма Ф.Д. Батюшкову 21 ноября 1910 г.; цит. по: Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т. М.: Правда, 1964. Т. 5. С. 412). Здесь же отмечается, что Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л.Я. Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет» писатель благодарил жену Майзельса за то, что она “растолковала ему шесть тактов сонаты Бетховена” (Там же). На наш взгляд, выбор писателем медленной части именно Второй сонаты в известной мере можно считать случайным — точнее, обусловленным музыкальными вкусами и пристрастиями его одесских знакомых: медленные части других ранних сонат Бетховена — 3, 4, 7 и 8-й («Патетической») — по художественным достоинствам музыки ничуть не уступают медленной части 2-й.
Несомненно, однако, что писатель глубоко проник в сам дух, художественный строй бетховенской музыки — именно медленной части из сонаты, её строгой и возвышенной лирики. Напрасно было бы требовать от Бетховена “исповеди души” в романтическом смысле — здесь перед нами именно лирика классицизма, в которой чувство непременно контролировалось разумом. Композитор предпослал данной части ремарку Largo appassionato (итал. “широко и страстно”)3.
Заслуживают внимания и некоторые обстоятельства личной жизни самого композитора (тем более что они вполне могли быть сообщены писателю его одесскими друзьями — хотя бы в общих чертах).
Как известно, Бетховену так и не суждено было жениться, иметь детей. Живя в Вене, он давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей. Нет ничего удивительного в том, что композитор, по натуре пылкий и впечатлительный, неоднократно влюблялся в своих учениц и даже строил серьёзные планы (увы, абсолютно несбыточные!) на счастливую супружескую жизнь. Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном важном обстоятельстве. После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, по сей день остающееся загадкой и получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной». В этом драгоценном документе ни разу не названо имя той, кому оно адресовано (установлено, что письмо написано на курорте Теплиц в 1812 году). Возможно, что послание было отправлено адресату и им возвращено, но могло быть и так, что оно не было отправлено никогда — Бетховен словно писал его для самого себя, мысленно обращаясь к любимой женщине, давая выход своей тоске4.
Романтическая история любви композитора, возможно, была известна Куприну и каким-то образом повлияла на содержание, на окончательный облик «Гранатового браслета» — на столь важную для Куприна идею невозможности, несбыточности, трагической обречённости высокой и чистой любви.
Медленная часть сонаты Бетховена № 2 написана в форме рондо (фр. rondeau — круг), буквенная схема которой — ABACA. Принцип формы вполне понятен — это повторение основной темы А (так называемого рефрена), между проведениями которой появляются новые — В и С (так называемые эпизоды). Думается, восприятие этой формы писателем могло повлиять на тот важнейший фрагмент текста рассказа, где в уме княгини Веры Николаевны слагались слова (как мы помним, они совпадали с музыкой и напоминали куплеты, которые кончались словами “Да святится имя твоё” — ср. с повторяющимся рефреном в форме рондо).
Попытаемся теперь сформулировать выразительный смысл формы рондо. Уточним, что рондо вообще-то более типично для финалов сонат, симфоний, квартетов (то есть циклических композиций). Характер музыки в финалах, как правило, активный, динамичный; часто это бывает связано с ощущением массовости, праздничности. У Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта — предшественников и старших современников Бетховена — рондо с его неоднократным чередованием тем (обычно малоконтрастных) в таких случаях носило лёгкий, непринуждённый характер, и темп музыки был быстрым.
Совсем иное — в Largo appassionato. Здесь перед нами — медленное рондо, встречавшееся значительно реже быстрого, финального (ещё один прекрасный образец медленного рондо находим во II части 8-й, «Патетической», сонаты). Смысл формы (точнее, повторения рефрена) здесь можно сформулировать как возвращение к чему-то очень важному, существенному, необходимость всё нового и нового его повторения, осмысления. Нетрудно убедиться, что сама музыка (тональность Largo appassionato — ре мажор) носит строгий, молитвенный и в то же время светлый характер — он чрезвычайно созвучен и словам “Да святится имя твоё”, и всему фрагменту рассказа, где Желтков словно обращается к княгине Вере из какого-то иного измерения.
Обратим внимание и на сходство некоторых перемен характера музыки и событий рассказа. В музыке Largo appassionato хорошо слышен трагический перелом, вторжение чего-то грозного, рокового — это вторжение происходит во втором эпизоде формы, в разделе “С” формы ABACA — такты 58–59 (используя музыковедческую терминологию, можно сказать, что музыка рефрена здесь проводится в одноимённом ре миноре, в динамике ff — фортиссимо, то есть намного громче, чем в прочих проведениях рефрена). Здесь можно усмотреть смысловую параллель с гибелью Желткова — не случайно местоположение данного трагического события в рассказе примерно совпадает с местоположением драматического сдвига в музыке медленной части сонаты! Последнее же проведение рефрена звучит октавой выше, чем два предыдущих, благодаря чему оно вносит просветление — очень сходное с мягким, утешающим по характеру “посмертным” обращением Желткова к Вере. Музыка Largo appassionato заканчивается на затихании, “истаивании” звучности с характерным для заключений прощальным оттенком.
Ещё одно интересное проявление близости сонаты Бетховена и рассказа Куприна можно усмотреть в том, что музыка начала рефрена очень напоминает звучание струнного квартета (состоящего, как известно, из двух скрипок, альта и виолончели). В самом деле: если внимательно вслушаться в самое начало медленной части сонаты, нетрудно заметить, что три верхних голоса музыкальной ткани изложены плавно и певуче, в то время как нижний, басовый — отрывисто (штрихом staccatо): обе скрипки и альт здесь словно играют смычком, а виолончель — щипком (pizzicato)5. Здесь можно усмотреть намёк на то обстоятельство, что Желтков (как он сам упоминает в своём предсмертном письме к княгине Вере) чаще всего видел её на бетховенских квартетах (см. XI главу рассказа).
Мы указали на несколько аспектов, проявлений “духовного родства” музыки Бетховена и прозы Куприна. Конечно, автор статьи нимало не претендует на абсолютную полноту освещения столь сложного вопроса, как значение музыки медленной части 2-й сонаты Бетховена в «Гранатовом браслете», — несомненно, вдумчивые читатели, являющиеся одновременно и чуткими слушателями, смогут добавить к сказанному что-либо ещё, не менее, а может, и более важное. И всё же сказанное лишний раз подтверждает тот неоспоримый факт, что эмоциональный “тонус” прекрасного рассказа Куприна столь высок во многом благодаря использованию в нём музыки Бетховена (в этой связи хотелось бы напомнить чудесные слова Пушкина о том, что “и любовь — мелодия”). Выразим надежду, что приведённые нами соображения помогут учителям и учащимся лучше понять художественное содержание и прекрасного рассказа выдающегося писателя, и музыки замечательной медленной части сонаты Бетховена, и идейно-образную близость этих произведений6.
Примечания
1 Тесная связь хрупкого чувства любви, смертельной раны, внезапной гибели кого-либо из влюблённых и красного цвета не менее явственно звучит и в повести «Суламифь»: в её последней главе говорится, как после трагической смерти своей юной возлюбленной царь, умывшись, облачился в пурпуровый хитон и возложил на свою голову венец из кроваво-красных рубинов, а затем отдал приказ умертвить молодого воина Элиава — убийцу Суламифи.
2 Невольно вспоминается также замечательное перечисление “волшебных свойств и таинственных значений” драгоценных камней и их символики в VIII главе «Суламифи», несколько напоминающее, в свою очередь, о рассказе безумной Офелии про свойства трав и цветов из трагедии Шекспира «Гамлет».
3 Подзаголовок «Аппассионата» (итал. “страстная”) носит 23-я соната Бетховена, одна из абсолютных вершин его фортепианного творчества. Однако в данном случае обозначение «Аппассионата» принадлежит не самому автору (как, кстати, и в случае со знаменитой «Лунной» сонатой!).
4 Полный текст «Письма к далёкой возлюбленной» см., например, в известной монографии: Альшванг А. Людвиг ван Бетховен: Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1977. Изд. 5-е. С. 281–284.
5 Подобная “оркестровость” фортепианной ткани у Бетховена имела место довольно часто — во многих сочинениях для рояля угадывается звучание струнных инструментов, медных и деревянных духовых, а то и целого оркестра.
6 Последний, чисто практический момент: запись музыки 2-й сонаты Бетховена (в формате mp3) нетрудно загрузить из Интернета. Желающие найдут её по следующей ссылке: www.artofpiano.ru — в столбце слева cм. ссылку «Бетховен», после щелчка по которой открывается большой список исполнений сочинений Бетховена разными пианистами. Сонаты № 1–3 здесь имеются в интерпретации выдающегося чилийского пианиста Клаудио Аррау.