Цели:
- показать значение музыки в прозе на примере В.А.
Моцарта фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»; - развивать внимание, музыкальный слух;
- воспитывать любовь к музыке.
Музыкальный материал: «Старый повар»
К. Паустовского и фрагмент из второй части
симфонии «Юпитер».
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
– Как и в сказках, в стихах, баснях, музыка часто
бывает главной действующей особой в повести. Она
звучит во многих повестях К.Г. Паустовского –
одного
из самых «музыкальных» писателей России.
Паустовский в своей жизни встречал много
удивительных, интересных и добрых людей, все они
оставляли неизгладимые след в памяти и в прозе
писателя. Посмотрим на доску, что можно сказать
об этом человеке, посмотрев на его портрет.
Константин Георгиевич Паустовский
II. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке пойдет речь об одном из
произведений Паустовского – «Старый повар».
Сейчас вы внимательно прослушаете этот
рассказ.
СТАРЫЙ ПОВАР
Почти 200 лет тому назад на окраины Вены в
маленьком деревянном доме умирал слепой старик
– бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара
печей. Все убранство комнаты составляли кровать,
хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда,
покрытая трещинами, и, наконец, клавесин –
единственное богатство жившей вместе с поваром
его 18- летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него
чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил
священников и монахов. Но мне нужно перед смертью
очистить свою совесть: попроси первого
встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать
умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и
остановилась. Она долго ждала и прислушивалась.
Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в
комнату вошел очень молодой, худой маленький
человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул
головой, поправил напудренный парик, быстро
придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись,
пристально посмотрел в лицо умирающему:
«Говорите! – сказал он, – может быть, властью,
данной мне от искусства, которому я служу, я
облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с
вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о
тои, как когда-то, когда его жена Марта тяжело
заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и
приказал кормить её сливками и винными ягодами и
поить горячим красным вином, – он украл из
сервиза графини Тун маленькое блюдо, разбил его
на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать
об этом и скрывать от дочери: я научил её не
трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не
поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То,
что вы совершили, не есть грех и не является
кражей, – сказал незнакомец, – а, наоборот, может
быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь
скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботиться о Марии!»
– «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?». Тогда
умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
«Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я
встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот
сад, когда он зацветет весной. Но это не возможно,
сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к
клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, –
повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.
(Звучит музыка.)
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина
не двигаясь, как будто заколдованный собственной
музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и
подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я
видел все так ясно, как много лет назад, но я не
хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»
«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил
незнакомец…»
– Вот старая Вена, где жил тот старик, вот
клавесин, а в ушах все звенит то имя – Вольфганг
Амадей Моцарт.
– Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль
музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в
чем её сила? (Ответы детей)
– Музыка буквально заколдовала всех вокруг,
включая самого исполнителя. Про такое
говорят: «остановилось время, и лишь недуг
напомнил о себе …»
– Какие чувства и настроение вызывает эта
музыка?
– Как вы думаете, что объединяет творчество В.А.
Моцарта и П.И. Чайковского – композиторов,
которые жили в разное время и в разных странах?
Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы
всеми силами души, чтобы музыка моя приносила
людям утеху и опору».
– Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным
героем которого является музыка.
Но мы с вами убедились в том, что музыка не может
появиться сама по себе, без музыканта
Перед вами портрет немецкого композитора XVIII
века Вольфганга Амадея Моцарта, музыка которого
вы слышали в рассказе К.Г. Паустовского.
Это композитор, дарование которого проявилось
ярко, мощно и очень рано. В три года он уже играл
на скрипочке и клавесине, с пяти лет началась его
концертная деятельность. Моцарт прожил всего 35
лет жизни. Он был большим жизнелюбом, добрый и
приветливый человек, музыка его такая же светлая,
радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая
музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.
Вольфганг Амадей Моцарт
Посмотрим на доску здесь далеко не все
музыкальные произведения, написанные Моцартом.
Наследие композитора
- 15 опер
- 41 симфония
- 7 концертов для скрипки с оркестром
- 27 концертов для фортепиано с оркестром
- 42 скрипичные сонаты
- 19 фортепианных сонаты
- 15 месс
- Песни, менуэты, рондо
- Реквием
III. Итог урока
– Ребята, скажите какова связь музыки и
литературы?
– С каким мы сегодня рассказом познакомились?
Кто здесь главный герой? Почему?
– Что мы можем сказать о К.Г. Паустовском? О его
творчестве?
– Музыка, которую услышали в рассказе «Старый
повар» кто же композитор? Каково его название?
– Кто скажет про этого композитора, какой он был?
А его музыка?
Музыкальная гостиная. «Чудо музыки в произведениях К.Г. Паустовского»
Цели и задачи: показать значение музыки в прозе, помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее и углубленное ее восприятие; воспитывать интерес к литературе и самостоятельному чтению, развивать кругозор, речь, мышление, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.
Оборудование: портреты Э. Грига, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, фрагменты рассказов К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», картины природы крайнего Севера, пейзажи России, видеоматериалы (слайды), мультимедийный проектор, видео слайдшоу к рассказу К. Г. Паустовского «Струна».
Музыкальный материал: «Музыкальная страна» муз. и сл. Н. Тороповой», музыка П. И. Чайковского, Э. Грига, В. А. Моцарта.
— Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главным действующим лицом в повести. Она звучит во многих повестях К.Г Паустовского – одного из самых «музыкальных» писателей России. Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.
— Сегодня пойдет речь о таких произведениях как «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Скрипучие половицы», «Струна». Послушайте, пожалуйста, отрывок из рссказа» Корзина с еловыми шишками». (Чтение) — О каком композиторе идет речь? — Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э.Григу сочинять музыку? Слушание: Мелодия из 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига. — Созвучны ли строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э. Грига, концерту для фортепиано с оркестром? — Почему К. Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли… за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
На экране слайд № 1. (Оркестр эпохи Просвещения) Звучит «Рондо в турецком стиле» В.Моцарта.
— Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то узнал, может быть, слышал раньше. Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе, сочинившем эту музыку. Но хотела бы, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? О чем можно рассказать такой музыкой, какие чувства выразить? (Ответы). — Эта музыка прозвучала не случайно, и мы с вами поговорим о ней.
На экране слайд № 3. (портрет К.Паустовского)
— Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.
Ребята, послушайте рассказ К.Паустовского «Старый повар» Слушание.
слайд № 4 (Вена, клавесин, портрет В. А. Моцарта))
— Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах все звенит то имя… И удивителные слова: «Слушайте и смотрите!».
— Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем ее сила? (Ответы)
-Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…
(Чтение стихотворения) Закрыл глаза и голубой туман его окутал, словно покрывало.
А музыка плыла и нарастала, и он вдыхал таинственный дурман.
И юность – сказкой из далеких стран – в цветенье прежнем перед ним предстала.
Все начиналось сызнова, сначала и в синий превращался океан
Великих магов крошечный обман, безумие, что сердце надрывало,
Все возникало вновь и уплывало…и, отдыхая от вчерашних ран,
Душа, как лебедь, крылья раскрывала…
— Перед вами портрет австрийского композитора 18 века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали в начале урока и в рассказе К.Паустовского.
— Моцарт прожил всего 35 лет. Он был большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, и музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.
Слайд № 6.(Венский оперный театр )
— Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе. чтобы находить в музыке радость, утешение и опору, не обязательно играть на каком либо инструменте или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая всей душой и верить в чудеса, которые всегда рядом.
Слайд № 7. (Портрет П. И. Чайковского0) Слайд №8 (высказывание П.И. Чайковского)
Дети, давайте послушаем пьесу из музыкального альбома «Времена года» «Песнь жаворонка». (Просмотр видеоролика) -Что вдохновило композитора сочинить такую музыку? Какими средствами он создал художественный образ жаворонка? (ответы детей) (Учащиеся читают стихи о весенней природе). -Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим виртуальную экскурсию в картинную галерею. (Просмотр видео на фоне пьесы «Март» П.Чайковского) -Какое впечатление сложилось у вас от просмотра картин и прослушанной музыки? Можно ли назвать эту пьесу «музыкальным пейзажем». Как можно не любить такую природу, красоту гор, лесов? «Люблю природу русскую больше, чем другую» — писал П. И. Чайковский. Послушайте историю из его жизни, которую запечатлел К. Паустовский в своем рассказе «Скрипучие половицы» (чтение фрагмента рассказа на фоне музыки «Мелодия» П. И. Чайковского ). Это повесть о лесе. Это и повесть о творчестве, несовместимом с равнодушием к жизни природы.
Слайд №9 (высказывание К. Г. Паустовского) «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного» (Просмотр-слушание рассказа «Струна» К. Г. Паустовского и обсуждение)
Итог:
— Итак, сегодня вы послушали фрагменты рассказов, главным героем которых является музыка. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее. Паустовский никогда не описывает природу, как таковую. Для него, при всем вдохновенном пред нею преклонении, природа всегда существовала в естественной связи с человеком. Секрет музыкальности лирической прозы писателя в умении так соединить пейзажные зарисовки с душевным состоянием человека, что природа и человек не существуют отдельно друг от друга. Герои его рассказов – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые всем сердцем чувствуют природу. Он писал не только о природе, но и о замечательных людях, с которым он встречался лично.
Музыка может делать с нами чудеса: она веселит и заставляет печалиться, она очищает наши сердца, приносит утешение и опору. Слушая прекрасную музыку, не хочется совершать плохие поступки. Музыка способна делать людей лучше, она облагораживает нас.
Музыка и литература не иллюстрирует одна другую, а дополняет, обогащает и усиливает наши переживания.
Вслушайтесь, весь мир поет: шорох, свист и щебет,
Музыка во всем живет, мир ее волшебен.
Исполнение песни «Музыкальная страна» музыка и слова Н. Тороповой.
Пение: «Музыкальная страна» сл. и муз. Н Тороповой
-
Неприятности все позабудь
Мы с тобой отправляемся в путь.
Есть на свете такая страна,
В которой нет горя и зла.
Припев.
И только музыка звучит,
Ясным днем звучит в ночи,
Звукам музыки подвластны
Все движения души.
Посмотри, как интересен
Мир из музыки и песен,
Мир гармонии и счастья,
Дружбы и любви.
Другом музыка вам станет,
Не предаст и не обманет,
Красотою несравненной удивит.
-
Пусть дорога порой не легка,
Нежно клавиш коснется рука,
И струна пропоет под смычком –
Утихнет гроза за окном.
Припев.
Доп материал. Константин Георгиевич Паустовский родился 1892 году в семье офицера (дед Петр Сагайдачный). Много ездил по нашей стране, часто бывал и за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России –Мещерский край. Здесь он открыл особую красоту родной земли: первозданные леса, прозрачные озера, прихотливые равнинные речки, испытал глубокое чувство сыновней преданности и благодарности своей родине. « Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России – писал Паустовский. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, воду из лесного колодца, каждое деревце над озером, каждое облако плывущее по бледному и высокому небу… И если мне хочется жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». |
Музыкальность прозы К. Г. Паустовского.
Статья напечатана в журнале «Литература в школе» №6, 2012. Урок внеклассного чтения по рассказу «Растрёпанный воробей».
Аннотация. Автор статьи останавливает внимание читателя на музыкальности прозы К.Г. Паустовского, постижение которой воздействует на эмоциональный мир школьников, расширяет их эстетический кругозор, учит поэтическому восприятию жизни.
Ключевые слова: жанр, реальное и фантастическое, музыкальность, звукопись, аллитерация, ассонанс, ритм.
«Поэтическое восприятие жизни,
всего окружающего нас – величайший дар,
доставшийся нам от поры детства».
К.Г. Паустовский.
Музыка нередко становится основой сюжета литературного произведения. Басни И.Крылова, повести Л.Толстого и А. Куприна, рассказы К. Паустовского и Ю. Нагибина и других художников слова повествуют о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев, вымышленных и подлинных. Музыка звучит на страницах художественных произведений, помогая сказать о душевном состоянии героя, о важности того или иного события в его жизни. Порой музыка становится подлинным героем литературного произведения.
В книгах К. Паустовского зачастую звучит восторженная любовь к музыке. Для его героев музыка – помощник в жизни. Она помогает им побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, будит веру в жизнь. Стоит вспомнить такие произведения писателя, как «Беглые встречи», «Поводырь», «Тост», «Повесть о лесах», «Молитва мадам Бовэ», «Повесть о моей жизни», «Чёрное море», чтобы убедиться в этом. В его произведениях «звучит» музыка Прокофьева, Шостаковича, Чайковского, Верди, песни и романсы, знакомые и незнакомые..
Большое место занимает музыка и в сказке К. Паустовского «Растрёпанный воробей», который всегда вызывает живой отклик у школьников. В разборе сказки, прочитанной учащимися дома, целесообразно выделить следующие шаги: 1) анализ жанровых особенностей произведения, 2) обращение к роли музыки в сюжетном построении сказки и в судьбе ее героев, 3) исследование музыкальности языка писателя, в частности, звукописности художественного текста как одного из способов его инструментовки.
Обращаясь к жанровой принадлежности сказки «Растрепанный воробей», школьники отметят, что в системе событий произведения переплетаются события, которые могут произойти в действительной жизни, и события фантастические, которые характерны для сказки. Сначала школьники назовут реальных героев и реальные события, которые могут произойти в действительной жизни. Героями сказки «Растрепанный воробей» являются девочка Маша и ее мама, которая работает в театре и репетирует главную роль в балете С. Прокофьева «Золушка», нянюшка Петровна, которая заботливо относится к Маше и переживает за ее маму, Машин папа, который прошел через тяжелые военные испытания и служит «в стране со странным названием «Камчатка». Он не принимает непосредственного участия в действии, но его подарок, маленький букет цветов из тонкого стекла, является одним из персонажей сказки. Учащиеся подготовят выборочный пересказ об истории этого букета и его роли в событиях произведения. Называя реальных героев сказки, учащиеся не пройдут мимо высокого дирижера, который был «занят тем, чтобы помочь Золушке», старых капельдинеров, «которые никогда не смотрят спектакли», но которые «бесшумно вошли в зал… и смотрели на Машину маму». Вспомнят учащиеся и милиционеров, которые имеют непосредственное отношение к развитию действия сказки. Сначала милиционеры возникают в сознании Маши, когда ей представилось, что чугунные лошади, которые «взвивались на дыбы», сорвутся с крыши театра и промчатся «с громом и звоном мимо милиционеров». Вспомнят ученики и эпизод, когда милиционер, стоявший «на соседнем углу», «оглядывался и прислушивался» к карканью вороны, всматривался внутрь ларька, оберегаемого вороной. Одним из главных эпизодов сказки является эпизод спасения милиционером воробья. Учащиеся не только перескажут этот эпизод, но и отметят, какое участие в событиях сказки принимает спасенный воробей. Наконец, школьники не пройдут мимо упоминания о милиционере, который как блюститель порядка открывает заколоченную дверь и прекращает драку вороны и воробьев в ларьке, «где летом продавали мороженое».
В сказке «Растрепанный воробей» реальные события соединяются с событиями вымышленными, придуманными рассказчиком, так тесно, что порой читателю трудно заметить, как реальное начало в том или ином эпизоде неожиданно перетекает в сказочное или, напротив, событие, свойственное сказке, приобретает черты действительной жизни. Обращаясь к событиям, свойственным сказочному повествованию, школьники отмечают, что эти события, мастерски придуманные рассказчиком, связаны прежде всего с изображением вороны и воробьев, которые размышляют и действуют по-человечески. Характерные признаки сказочных персонажей ученики запоминают на лету. Седая ворона предстает в их рассказах «скупой, сварливой». Школьники обращают внимание на то, что автор сказки называет ворону «ученой», знавшей все «воробьиные хитрости». Не случайно, «по ночам ей снилось», как воробьи растаскивают её «сокровища» из ларька, в котором она живёт. Застав в ларьке воробья по имени «Пашка», она наказала его, стукнув клювом по голове. Так происходит знакомство с главным героем сказки, которая называется «Растрёпанный воробей», и с «воробьиным племенем». Ученики прочитают отрывок рассказа между предложениями «Однажды ворона застала…» и «Ворона застала Пашку…», который представляет собой вставной рассказ о «воробьиной жизни», и отметят сочетание в этом рассказе волшебного и реального. Но внимание школьников сосредоточится прежде всего на изображении воробья Пашки, которого они характеризуют как сообразительного, отважного и находчивого. Стоит обратить внимание на глаголы, сопровождающие действия воробья, чтобы придти к утверждению, что растрепанный воробей предстает сказочным персонажем: он «соображал, чем бы Машу отблагодарить»; он «услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался»; он «увязался» за Машиной мамой, которая пошла в театр, а потом «собрал всех воробьев, какие жили поблизости» для нападения на вороний ларек. Он сумел возвратить брошь в самый нужный момент, осчастливив всех героев истории сразу: и маму-Золушку, и маму-женщину, и девочку Машу, и няньку Петровну, и множество зрителей в зале, которые переживали за героиню на сцене и ждали счастливого конца.
Итак, в сказке Паустовского «Растрепанный воробей», которая начинается не традиционным сказочным зачином «Жили-были…» или «В некотором царстве, в некотором государстве…», а описанием звона старых стенных часов, события будничные, реальные переплетаются с волшебными, и герои, с которыми читатель встречается в обыденной жизни, соседствуют с героями, обладающими волшебными качествами.
Следующий шаг урока связан с обращением к роли музыки в сюжетном построении сказки. С непосредственным изображением музыки связана лишь финальная часть сказки, но все события сказки так или иначе пронизаны ожиданием спектакля. Школьники не пройдут мимо упоминания о том, что Машина мама «готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу». Большую смысловую нагрузку несет эпизод, когда Машина мама «вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов» («Вот, – прошептала мама, – ты и дождался»). Обращаясь к этому эпизоду, ученики воспроизведут слова Машиного папы, подарившего букет к будущему спектаклю, ожидать которого пришлось, видимо, довольно долго. Хрупкий букет, до которого Маше было запрещено дотрагиваться даже мизинцем, занял место на мамином столе. А потом букет утащила ворона, и мама, возвратившись из театра, «долго плакала». И только во время спектакля находчивый воробей бросил хрустальный букет в ладони Золушки, которая «дрожащими пальцами приколола его к своему платью».
В финальной части сказки в немногих словах дается изображение музыки. Какими же выразительными средствами пользуется автор для ее изображения? Ученики отметят метафоричность описания музыки в словосочетаниях «нарастающий гром музыки», «оркестр загремел». Единство звучащей музыки и переживания героини подчеркнуто в словах: «…музыка все время только и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». Стилистический прием, подчеркнуто используемый здесь художником слова, не вызовет трудностей у школьников. Откликаясь на художественную выразительность этих строк, ученики придут к выводу, что писатель здесь прибегает к использованию олицетворения. Музыка, которая может «печалиться» и «радоваться», оказывает сильное воздействие на человека. Поэтому «в зале было много детей с пылающими от восторга щеками», поэтому, когда «загремел оркестр», «театральные огни задрожали от рукоплесканий».
Когда ученики говорят об изображении музыки во время спектакля, они не проходят мимо звукописной выразительности в ее описании. Но вместе с тем и многим другим фрагментам сказки К. Паустовского присуще музыкальное, звукописное начало. С термином «звукопись» учащиеся знакомятся на уроках русского языка, обращаясь к теме «Фонетика», где звукопись определяется как система средств и приёмов, создающая либо нужное автору эмоциональное впечатление от описываемого события, либо смысловую ассоциацию. У читателя сказки «Растрепанный воробей» создается ощущение, что героев сказки окружает звучащий мир. Писатель искусно извлекает из находящихся вокруг предметов, словно из музыкальных инструментов, всевозможные звучания. Привлекает внимание уже самое начало сказки, в котором дается музыкальное описание звона старых часов. «На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих». Строки этих начальных предложений подлинно звукописны. Вчитываясь в них, учащиеся находят повторение одинаковых согласных звуков и приходят к заключению, что писатель уже в начале сказки использует прием аллитерации как форму звуковой организации речи. В «портрете» маленького «железного кузнеца», творца игры старых часов, ученики обнаружат повторение звуков ст, с, з, которое дополняется шипящими согласными ч, ж, ш. Инерция шипящих звуков переходит и в начало следующего предложения: «Часы щелкнули…». Оперативно постигая секреты звукописности в сказочном повествовании, пятиклассники самостоятельно находят во втором предложении сонорные согласные м (мо…, ма…, ме…), л, м, которые вызывают ощущение монотонных ударов молота. В предложении, завершающем абзац, ученики выделят повторение звукового сочетания по, которое, казалось бы, робко прозвучало в предыдущих предложениях, но во многом определило звуковую палитру третьего предложения, подчеркивающего неумолимость течения времени. Ученики не проходят мимо повторения в предложении и звонкого начального звука з, которое носит звукоподражательный характер.
Героев сказки Паустовского окружает звучащий мир. Они живут в этом мире, переживают, чувствуют, мечтают, наслаждаются его красотой. Вот еще одна картина, связанная с изображением Маши, которая стоит у окна и думает о маме, танцующей в театре. Описание театра и чугунных лошадей на его крыше, сдерживаемых человеком с венком на голове, вновь рождает звучащие строки: «…если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров». Школьники без труда выделяют звуковые повторы, которые придают особую мелодичность картине, возникшей в воображении девочки, и подчеркивают свойственное героине поэтическое восприятие жизни, умение увидеть в привычном необыкновенное и яркое. На уроке определяется смысловая (семантическая) роль звуковых повторов, среди которых выделяются как ассонансы (если – человек – лошадей, площадь – громом – звоном, они – сорвались – мимо), так и аллитерации (множественные повторы парных согласных с – з, сонорных р и м, имитирующих гром и звон сорвавшихся с крыши чугунных лошадей).
Не может не привлечь внимания школьников и описание вечера: «Было так тихо, что казалось, всё спит кругом: весь дом, и сад за окном, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела в окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Всматриваясь в текст, ученики обратят внимание не только на аллитерации (повторение согласных звуков «с», сонорных «л», «н», «м») и ассонансы (повторение ударных «о» и «е»), но и на лексические повторы, которые сообщают фрагменту сказки соразмерность и ритмичность. Лейтмотивом отрывка является тишина, которая создается завораживающим повтором слов «тихо», «тихонько», «тихий». Немаловажную роль в ритмике художественного текста выполняет повторяющийся союз «и», который выделяет важные в описании слова или усиливает действие («зима все сыпала и сыпала»). Передавая любознательность Маши, художник слова повторяет словосочетания: «И было непонятно…», «И еще было непонятно…», «Но непонятнее всего была…», – которые приобретают значение градации, то есть воссоздают действие в его последовательном развитии.
С картиной зимней природы, которую наблюдала в окно Маша, целесообразно соотнести зимний пейзаж, который увиден через то же окно Машиной мамой. «Тихо было в мире, и крупный снег, что падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки». Сопоставляя эти пейзажные описания, пятиклассники отметят, что их объединяет мотив тишины («Было так тихо…» – «Тихо было в мире…») и идущего снега («…а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег» – «… и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины»). Описания зимней природы, вызывающие у героев сказки настроение умиротворенности и душевного покоя, расположены в разных частях сказки: первый в самом начале произведения, а второй завершает сказку. Эти описания и обрамляют историю, героями которой являются Маша, ее мама, нянюшка Петровна и сказочные персонажи – воробей Пашка, седая ворона, историю, которая, как это всегда и происходит в сказке, заканчивается счастливым концом.
К. Паустовский говорил, что значение писателя определяется тем, как он действует на читателей, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они людей новыми знаниями, вызывают ли добрые чувства. Чтение и изучение его сказки «Растрепанный воробей», наблюдение за развитием сюжета и поведением героев воспитывает у пятиклассников чуткое отношение к окружающему миру, к природе. А обращение к музыкальности прозы писателя даёт словеснику возможность сделать шаг к формированию у учащихся умений в области лингвистического анализа текста.
Список литературы:
1. Алексанян Е.А. Константин Паустовский – новеллист. – М., 1969.
2. Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов – М.: Материк-Альфа, 2003.
3. Кузнецова Т.В. Анализ художественного текста. – Новосибирск: НГПУ,2002.
4. Левицкий Л. Константин Паустовский. – М., 1963.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 14»
«Волшебник и великий музыкант»
Конспект урока музыки в 5 классе
по учебнику В.В.Алеева, Т.И. Науменко,
в основу, которого положена концепция основного
(общего) образования Д.Б.Кабалевского
Автор-составитель
Анна Александровна Захарова,
учитель музыки
Полысаево
2013
Тема урока: «Волшебник и великий музыкант»
Интегрированный урок-исследование в 5-м классе
по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
и музыке Э. Грига
Цели: осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, изобразительное искусство, ритмика), воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
Задачи: 1. Формировать эстетические и нравственные переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе. Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором;
умение высказывать свое отношение к написанному автором; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
2. Продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига, прослушать и провести музыкальный анализ произведения «Концерт для фортепиано с оркестром» (мелодия из 1 части), сопоставив музыку с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и рассмотреть серию картин на темы «Осень»и «Норвежская природа» в изобразительном искусстве. Провести беседу на экологическую тему.
3. Повторить разученные песни, использовать музыкально-ритмические движения, творческие задания, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: 1. Развивать музыкальные способности и вокально-хоровые навыки, ритмическое чувство и творческие способности школьников, исполнительско-творческих умения и навыки.
2. Развивать познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока. Развивать правильность выполнения музыкально- ритмических движений.
Воспипитывающие:1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, уважение к труду писателя, музыканта и художника.
2. Воспитывать в школьниках эстетические и экологические чувства.
3. Воспитывать дружеские отношения и аккуратность при выполнении музыкально-ритмических движений.
Тип урока: Углубление знаний. Обобщение.
Методы: Беседа, исполнение, исследование, показ.
Оборудование: музыкальные инструменты: синтезатор, сборники произведений Э. Грига; магнитофон, аудиокассета; декорации, книги о К. Паустовском и Э. Григе; портреты К. Паустовского и Э. Грига; эмблемы для «биографов», «исполнителей», «музыковедов», — карточки с названием групп, плакаты: «Стихотворение И. Северянина «Григ».
Ход урока
1.. Музыкальное приветствие (слайд №1)
2. Повторение пройденного
-Назовите писателя следующего отрывка:
«Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.
— Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати.- Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах…Незнакомец продолжал играть…» (К.Паустовский «Старый повар»)
— Какое чудо сотворила музыка? (музыка принесла человеку «опору и утешение».
— Музыка какого композитора звучит в рассказе «Старый повар»? (Австрийского композитора В.А.Моцарта)
— Какое воздействие произвела музыка на старого повара?
( В.А.Моцарт своей музыкой помог старому повару забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминание, пробудил радостные и светлые чувства, т.е. доставил человеку счастье).
4. Знакомство с новой темой
— А вот К.Паустовский в своём рассказе «Фенино счастье» так объяснил понятие счастья: (слайд № 2)
Каждый понимает счастье по-своему.
У каждого оно своё. Но есть вещи, которые
одинаково у всех вызывают подъём и чувство
счастья.
— Какие?
— Ну, хотя бы музыка или картины.
К.Паустовский «Фенино счастье»
— Эти слова послужат эпиграфом урока. Счастье ..Счастье.. Для каждого человека это слово имеет определённый смысл. Испытываете ли вы эстетическое счастье от просмотра красивых картин, от чтения литературного произведения, от прослушивания музыкального произведения? (..если красивая картина, если приятная музыка, если интересная книга…)
— Писатель, художник, композитор своими произведениями искусства старается каждому человеку отдать частицу своей души, чтобы люди испытали эстетическое наслаждение от общения с прекрасным.
— Сегодня на уроке речь пойдёт о писателе Константине Паустовском(слайд №3) и композиторе, фамилию которого вы мне назовёте, прослушав музыкальные фрагменты его произведений…
Слушание музыкальных фрагментов: «В пещере горного короля», «Утро»
( Норвежский композитор Э.Григ) (слайд №4) Тема урока: «Эдвард Григ-«волшебник и великий музыкант».(слайд №5)
У: Уважаемые гости, и так, мы вместе с «биографами», «музыковедами» и «литераторами» отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки Константином Паустовским и Эдвардом Григом. А также проведем небольшое исследование, в котором выясним, являются ли события, описанные в рассказе К. Паустовского из жизни Э. Грига (слайд №6)
1) реальными,
2) вымышленными,
3) или же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.
На фоне музыки Э. Грига учитель читает отрывок из рассказа Е. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Звучит фрагмент лирической пьесы «Утро»
У: Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. (слайд №7) Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо.(слайд №8) Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
— «Биографы», конечно же, догадались, из какого произведения этот отрывок.
Д (дети): Это отрывок из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».(слайд №9)
У: Природу, какой страны описывает Паустовский?
Д: Паустовский описывает природу Норвегии.
У: Какими художественными средствами пользуется писатель, описывая природу родной для Грига Норвегии?
Д: Писатель использует выразительные средства языка: сравнение – «эхо, как птица-пересмешник», олицетворение – «туман шуршит», «капли твердили», чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы, эпитет — грибной воздух.
Словарные слова на доску выписать: сравнение, олицетворение, эпитет.
У: Спасибо, ребята. Вы убедили нас в том, что Паустовский действительно мастер слова.
У: А теперь вопрос «музыковедам». Вы узнали пьесу, которая сопровождала фрагмент текста?
Д: Это пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
У: Правильно.
У: Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа?
Д: Да, музыка созвучна.
У: Напоем мелодию пьесы «Утро».
5. Распевание. (слайд №10)
Д: Исполняют мелодию пьесы «Утро» со словами:
Солнышко входит, и небо светлеет,
Природа проснулась, и утро пришло.
-
(слайд №11), (слайд №12) Скороговорка:
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
— Челка пчелке ни к чему.
-
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.
-
Повторить разученную песню «Под новый год как в сказке»
— Чтобы глубже понять, прочувствовать и проанализировать рассказ К. Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Эдварда Грига и его жизнь.
Вопрос к «биографам».
— В чем значение творчества Эдварда Грига? (слайд № 13)
«Биографы» №1: Э. Григ – великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки. Э. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру. Путь к Григу, путь к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной страны Норвегии.
Сценка (3 ученика)
«Литераторы №1,2,3». Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
— Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.
— Дагни, — вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.
— Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
«Я напишу музыку, — решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
У. Конечно, невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. Но подумайте, о чём могла быть эта музыка Э.Грига?
Д. (размышление)
Давайте послушаем «1-ую часть концерта для фортепиано с оркестром» Э.Грига. (слайд №14 ) Верны ли ваши размышления?
Слушание « Концерт для фортепиано с оркестром 1 часть»
У. Оказались ли вы правы? Что означает термин «концерт»? (слайд №15)
— Предлагаю для большего понимания музыки провести музыкальный анализ произведения.
Предлагается схема анализа музыкального произведения.(слайд №16, 17)
У. Послушайте, как К.Паустовский описывает те образы, которые представлял Э.Григ:
«Литераторы №4»: «Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата, поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни». Григ думал так и играл обо всём, что думал».
У. Что в понимании Э.Грига счастье?
Д. «Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант», т.е. счастье – это самоотдача.
У. Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение?
«Литераторы №5»: «Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье».
«Литераторы №6»: «Каждый слушал по-своему. Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.
«Литераторы №7»: «Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся золотыми ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов».
У. А почему этих слушателей Э.Григ ценил больше?
Д. Григ ценил их больше потому, что они были более искренними, отвлекались от своих таких важных занятий. Это природные слушатели, естественные. Каждый из них слушал музыку сердцем, ведь они не профессионалы.
У. В какое время года произошла встреча Э.Грига с девочкой? Как описывает норвежскую осень К.Паустовский?
«Литераторы №8». «Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах».
Картинная галерея (слайд № 18-28 )
У. Перейдём в картинную галерею. Рассмотрите картины. Какая картина не соответствует описанию норвежской природы? (берёзовая роща). В чём своеобразие природы Норвегии?
Д: Рассказы детей о своих впечатлениях.
У. Действительно, посмотрите, Э. Григ – музыкой, К. Паустовский — рассказом творят волшебство. А какое это волшебство?
Д. Они заставляют нас думать, размышлять, представлять красоту природы, наслаждаться ею и беречь её красоту.
У: Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви к природе. (слайд № 29)
— А среди вас есть защитники природы?
— Какие поступки вы совершили, чтобы сохранить природу своего города, своей страны?
— Эдвард Григ и Константин Паустовский очень любили природу, для них жизнь среди родной природы была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения.
У. И нам музыкально-двигательная минутка придаст сил.
Физминутка под песню «Новый год – весёлый праздник»
Вопросы к «биографам».
У: Как вы думаете, почему К. Паустовский описывает случай, связанный с маленькой девочкой?
— Почему герой рассказа «Корзина с еловыми шишками» Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?
— Было ли в жизни Э. Грига что-то подобное, что описывает К. Паустовский?
«Биографы №2»: «Григ очень любил детей. У него была дочь Александра. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года. Она была красивым, милым ребенком, развитым и умным; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать музыку Шумана, так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было».
У: Через всю жизнь пронес утрату Э. Григ в своем сердце. Любовь к ней он перенес на своих друзей – ребятишек.
«Биографы № 3»: «Для занятий музыкой в последние годы жизни Григ построил небольшой домик у озера специально для творческой работы, во время которой, никто не смел ему мешать. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».
Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.
У: Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, конечно, в каждой девочке он видел свою дочь. Это, безусловно, понимал и К. Паустовский.
У. А теперь вернемся к произведению Паустовского.
— Почему композитор обещал девочке сделать подарок только через несколько лет? Ответьте цитатой из книги.
«Литераторы № 9»: «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
У: Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных пьес обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям.
У.: Э. Григ посвящал свои произведения близким, любимым и дорогим ему людям: музыкантам, композиторам, друзьям!
— Почему именно Дагни захотел Григ посвятить свою музыку?
Д.: «Еще десять лет назад Григ почувствовал ее чистую добрую душу, ее музыкальность, любовь к природе».
— Какие чувства испытала Дагни, когда человек во фраке произнёс: «Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет!»
«Литераторы № 10»: «Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться».
«Литераторы №11» «Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!
Так, значит, это был он! Тот седой высокий человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!»
У.: Была ли счастлива Дагни? (Да).
— Что для вас означает слово «счастье»?
— В словаре С.И.Ожегова так даётся определение слову «счастье» : (слайд №30)
«Счастье» — чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Успех, удача.
6. Итог урока
— К какому выводу мы пришли в процессе исследования?
— Какими являются события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига? (слайд № 31)
1) реальными — нет
2) вымышленными — нет
3) взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.
По вашим ответам понятно, что «музыковеды», «биографы и «литераторы», «исполнители» очень хорошо потрудились, готовясь к этому уроку: читали книги о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, высказывания великих писателей и музыкантов о них, слушали музыку.
— Приближается Новогодний праздник, и я думаю, что это самый счастливый праздник для всех ребят. Повторим песню об этом празднике.
Песня «Новый год»
У. Если урок вам понравился, и вам было интересно, возьмите со своего стола солнышко, чтобы оно вас всегда сопровождало, а если вы уходите с плохим настроением с урока, возьмите с собой тучку.
Литература:
-
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж,1998.
-
Ансерме Э. Беседы о музыке.- Л.,1985.
-
Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.
-
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки.- Л.,1983.
-
Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое.- М.6 1976.
-
Казанцева Н. Природа в музыке. Искусство в школе.-2004.-№3,4.
-
Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.- М.,1999.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы: Пособие для учителя М.,Просвещение,2002.
-
Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978.
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах,- М.: Сов.композитор, 1986.
-
Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка»:1-3кл.- Тагонрог, 1998.
-
Самигулина В.М. Музыка. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко.- Волглград: Учитель, 2005.
-
Энциклопедический музыкальный словарь.- М.,1990.
МОУ ГОРБАТОВСКАЯ СОШ
Музыка в рассказах К. Паустовского
Самиддинова Н.В.
2010
Цель:
-
Показать значение музыки в прозе, через сопоставление рассказа Паустовского с музыкой Моцарта
-
Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
-
познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого композитора Моцарта и « музыкальным» писателем России К.Г. Паустовским.;
-
развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
-
воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
-
учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре рассказ.
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
частично-поисковый.
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-
ситуация занимательности;
-
сравнение, анализ, обобщение;
-
приём сопоставления со смежными видами искусств.
по источнику информации и характеру деятельности:
-
словесные;
-
наглядные;
-
практические.
по назначению и дидактическим задачам:
-
приобретение знаний;
-
формирование умений и навыков;
-
применение знаний;
-
повторение.
Приёмы:
-
слушание;
-
исполнение;
-
сюжетно-ролевая игра.
Оборудование:
-
фортепиано, музыкальный центр, аудиокассеты, портреты Моцарта и Паустовского.
Ход урока:
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, дети!
-Здравствуйте, учитель!
Вступительная беседа.
«Звучит Турецкое рондо» Моцарта.
Прозвучала музыка, которую, возможно, кто-то из вас узнал, может быть, слышал раньше.
Я намеренно не говорю вам ничего о композиторе сочинившем эту музыку. Но хотела, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке.
Какая она? Что поведала вам музыка, о чём она, как вы думаете?
Обучающиеся: Красивая, лёгкая, о чём-то счастливом и т.д.
Учитель: Подскажите, пожалуйста, какова тема нашей четверти?
Обучающиеся: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Учитель: Какими жанрами обогатилось бы искусство в слиянии музыки и литературы? Как они связаны между собой?
Обучающиеся: Появились такие жанры как песня, опера, балет. Без стихов не было бы песен, романсов. Самое важное, что в этих жанрах литература и музыка имеют равноценное значение.
Учитель: Приведите примеры сказок, басен, где музыка является главным персонажем.
Обучающиеся :Сказки: « Садко», « Музыкант- чародей», рассказы : « Певцы» Ивана Тургенева, басня « Квартет» и т.д.
Учитель : Действительно, музыка всегда с нами и тому свидетелем стихи.
Послушай: музыка вокруг
Она во всём – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней…
Учитель: Как и в сказках, баснях, стихах, музыка часто бывает главной действующей особой в повести. Она звучит во многих повестях К.Г.Паустовского-одного из самых «музыкальных» писателей России. Москвич по рождению, Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр.
Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдём пространных объяснений музыки, восхищённых слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Для его героев музыка- помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, вселяет веру.
Сегодня на уроке пойдёт речь об одном из таких произведений – « Старый повар».
Работа по теме урока.
Учитель :Ребята, мы с вами попробуем обыграть этот рассказ, тем самым поработаем над развитием ваших творческих способностей.( игровое чтение рассказа « Старый повар» К.Г. Паустовский).
Вопросы и задания :
-
-
Какая музыка звучит в рассказе К.Г. Паустовского « Старый повар»? Опишите её словами из повести.
-
Найдите строки из рассказа, в котором писатель рассказывает о В.А. Моцарте. Каким представляете вы его?
-
Слушание: фрагментов из симфоний №40, №41(2Юпитер»), «Реквием».
-
-
Какое из этих произведений наиболее созвучно рассказу Паустовского.
-
Слушание фрагмента выбранного обучающимися ( анализ произведения).Работа с дидактическим материалом.
-
-
Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
-
Обучающиеся: Роль музыки в рассказе, можно сказать, главная, потому что музыка помогла старому повару увидеть в своём воображении то, что он не смог бы увидеть наяву;
она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюблённым , встретиться со своей Мартой. Сняла тяжесть с его души.
Учитель: « Исповедь старика».
Закрыл глаза и голубой туман
Его окутал словно покрывало,
А музыка плыла и нарастала,
И он вдыхал таинственный дурман.
И юность- сказкой из далёких стран,-
В цветенье прежнем перед ним предстала.
Всё начиналось сызнова, сначала,
И в синий превращался океан.
Великих мигов крошечный обман,
Безумие, что сердце надрывало,-
Всё возникало вновь и уплывало
И, отдыхая от вчерашних ран,
Душа, как лебедь, крылья раскрывала.
Л. Фюндберг.
Учитель: Итак, сегодня м познакомились с рассказам Паустовского, где главным героем является музыка. Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта.
Перед вами портрет немецкого композитора 18 века В.А. Моцарта, музыку котрого вы слышали в начале урока и в рассказе Паустовского.
Сказать про этого музыканта, что он замечательный, всё равно, что ничего не сказать. «Такого гения больше не родит земля»- говорили про него при его жизни, говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда. В три года он уже играл на скрипочке и клавесине, с четырёх лет он начал сочинять свои первые произведения, с пяти- шести лет началась его концертная деятельность.
Моцарт прожил всего 35 лет жизни. Слыл большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, музыка его такая же светлая, радостная, красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.
Я жил не долго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел,
Никто. Друзья простились у ворот,
Мой гроб не проводили до могил
Я не был похоронен. Снова жажду
Живую душу в музыке излить!
И реквием дописывать не стану-
Прощаться больше с жизнью не хочу.
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:
Печальна мудрость и мудра печаль,
Но высшая на свете мудрость- Радость!
…Как сладко добывать из каждого мгновенья свет,
И нежность, и музыку! Всё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту-
И музыку услышите везде
Всё музыка! Всё радость!
Учитель: Понравилась вам ребята музыка Моцарта? Я думаю, что услышав где- нибудь эти произведения, будете угадывать, узнавать чья это музыка, и сможете рассказать о Моцарте и о силе его музыки.
Знакомство с песней: « Маленький принц» М. Таривердиева.
— когда музыка была вам необходима?
— кто из писателей написал о маленьком принце?
— появилась бы песня, если бы не было повести Антуана Экзюпери « Маленький принц»?
О чём она?
Итог урока.
Учитель: Язык слов и язык музыки… На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.
Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка не упоминая ни о чём, может рассказать всё.
Вывод.
Учитель: Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище, добрее и мудрее.
Обучающиеся: Паустовский своим рассказом показал нам сегодня прекрасный пример того, как может музыка принести человеку « опору и утешение».
Рефлексия.
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Выставление оценок ( обучающиеся сами определяют, какую оценку поставить друг другу).
Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками». Подготовить сообщения об Э. Григе.
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Чудо музыки в повестях К. Паустовского.
Содержание
-
1.
Чудо музыки в повестях К. Паустовского. -
2.
Слайд 2 -
3.
Произведения разных музыкальных жанров по-разному влияют на СЛУШАТЕЛЯ(эмоциональное состояние) . -
4.
Тема четверти:Что стало бы с литературой, если -
5.
Константин Георгиевич Паустовски (1892-1968)Тема урока: Чудо -
6.
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ (средства музыкально выразительности) 1.мелодия- -
7.
«Старый повар»рассказГлавное действующее лицо МУЗЫКАВольфганг Амадей МоцартЗаписать : -
8.
Записать :Клавесин — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. -
9.
Физкультминуткадирижер -
10.
Слайд 10 -
11.
Слайд 11 -
12.
На уроке мы встретились с музыкой австрийского -
13.
“Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, -
14.
Вслушайся, весь мир поетШорох, свист и щебет.Музыка во всем живет,Мир ее волшебен! -
15.
Скачать презентанцию
Произведения разных музыкальных жанров по-разному влияют на СЛУШАТЕЛЯ(эмоциональное состояние) .
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1РАСПЕВКА
«ЛЕСЕНКА»
Про –зве – нел зво — нок, на
— чал — ся у — рок
Слайд 3
Произведения разных
музыкальных жанров
по-разному влияют на СЛУШАТЕЛЯ
(эмоциональное состояние) .
Слайд 4Тема четверти:
Что стало бы с литературой,
если бы не было музыки?
Музыка может делать
с нами чудеса?
Слайд 5Константин Георгиевич Паустовски
(1892-1968)
Тема урока: Чудо музыки в творчестве
К. Паустовского
Слайд 6МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ
(средства музыкально выразительности)
1.мелодия-
2.темп-
3.лад-
4.динамика-
5. характер-
Слайд 7«Старый повар»
рассказ
Главное действующее лицо
МУЗЫКА
Вольфганг Амадей Моцарт
Записать :
Слайд 8Записать :
Клавесин — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно.
Слайд 12
На уроке мы встретились с музыкой австрийского композитора В.Моцарта
в рассказе
К.Паустовского «Старый повар» и убедились, что музыка может делать с нами чудеса. Она веселит и заставляет печалиться, она очищает наши сердца, приносит утешение и опору.
Слушая прекрасную музыку, не хочется совершать плохие поступки. Музыка способна делать людей лучше, она облагораживает нас.
Итог урока:
Слайд 13
“Музыка и литература
не иллюстрируют одна другую,
а дополняют ,
обогащают и
усиливают
наши переживания”
Слайд 14Вслушайся, весь мир поет
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее
волшебен!