Проверенное сочинение ЕГЭ по тексту Айтматова певцов было десять человек только десять, 7 готовых примеров сочинений проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.
Проблема текста:
- проблема восприятия музыки человеком (В чём причина влияния музыки на людей? Как воспринимается музыка в разные времена?)
- проблема назначения подлинного искусства, настоящей музыки (Что является настоящим искусством, настоящей музыкой? Какую роль играет музыка в формировании духовного мира человека?)
- проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы человека (Способна ли музыка передавать информацию о человеческой цивилизации? Является ли музыка средством обретения духовной свободы человеком?)
Сочинение ЕГЭ по тексту Айтматова певцов было десять
В своём произведении Ч. Айтматов поднимает проблему влияния музыки на человека.
Раскрывая эту проблему, автор рисует образ группы певцов, которые собираются петь а капелла. Автор отмечает, что в этот час певцы были не только сосредоточенными, но и «казались похожими друг на друга», музыка объединила их. Когда они начали петь, «зал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье», как и сам рассказчик.
Рассказчика особенно поразило это искусство. Автор подчёркивает, что через него он «постигал … изначальную сущность музыки». Музыка подтолкнула рассказчика на размышления о назначении музыке в жизни людей, на него нахлынуло «просветление души».
По мнению автора, музыка оказывает благотворное влияние на человека, заставляет задумываться о вещах, которые раньше и не приходили в голову. Музыка помогает «сделать открытие».
Я согласен с мнением автора. Действительно, музыка нередко помогает человеку прийти к тому, о чём он раньше никогда не задумывался. Так, Николаю Ростову, герою романа-эпопеи Л.Н. Толстова «Война и мир», помогло пение Наташи. После проигрыша Долохову в карты, Николай должен был отдать большую сумму денег. Он понимал, что это нанесёт большой ущерб и без того почти разорённому отцу, и потому был готов умереть — его сильно мучила совесть. Однако, когда в коридоре он услышал, как Наташа берёт высокую ноту, ему захотелось помочь ей, и музыка преобразила состояние его души. Он посмотрел на жизнь под другим углом, и Николаю показалось, что ещё не всё потеряно, и что в его жизни ещё будут прекрасные моменты, ему будет, для чего жить. Он больше не чувствовал такой подавленности.
Через музыку можно не только лучше узнать её исполнителя, но и себя, свои мысли и чувства (или здесь мне повторить тезис?). В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не мог остаться равнодушным к пению Ольги Ильинской. И хотя поначалу он не хотел посещать её дом, «Casta diva» пробудила в нём такие чувства, о существовании которых он ранее и не подозревал. Наслаждение, вдохновение и даже любовь посетили Обломова. Благодаря музыке Обломов, хоть и на время, сумел переродиться.
Таким образом, музыка играет важную роль в жизни каждого из нас. Она может пробудить лучшие душевные качества, а может оказать целительный эффект, поддержать человека в трудной жизненной ситуации.
Каково значение музыки в жизни человека? сочинение ЕГЭ
Каково значение музыки в жизни человека? Именно об этом размышляет Ч. Айтматов в предложенном для анализа тексте.
Комментируя эту проблему, стоит обратить внимание на то, как автор описывает слушателей, завороженных голосами певцов: «Зал был покорен, зачарован, повергнут в раздумье…» — отмечает Ч. Айтматов, показывая, что песня приковывает к себе внимание каждого и словно проникает в разум человека.
Читатель понимает, что мелодии позволяют нам попасть в далёкий мир фантазий и воспоминаний.
Далее хотелось бы отметить на размышления Ч. Айтматова о том, почему музыка так необходима для людей. Он высказывает следующее предположение: человек осознает, что ничто в нашем мире не вечно, рано или поздно всё существующее вокруг нас померкнет, исчезнет. Оставить после себя наследие, увековечить себя в истории, «жить после жизни» — именно такую возможность дает создание музыкальных произведений. Таким образом, мы осознаём: музыка — это один из способов не только выразить себя, но и сохранить память о прошлом.
Примеры, дополняя друг друга, дают ясно понять: музыкальные произведения увлекают слушателей в мир грёз, а авторам музыки помогают оставить свой след в истории.
Позиция автора очевидна. Айтматов считает, что в музыке сказано всё: жизнь, смерть, любовь, сострадание. Музыка помогает нам выразить свои чувства и эмоции.
Невозможно не согласиться с писателем. Действительно, что, как не музыкальное искусство, содержит в себе всю глубину переживаний и способно затронуть самые потаённые струны человеческой души? Обратимся к произведению К. Паустовского «Старый повар», в котором талантливый музыкант играет пронзительную мелодию для умирающего повара, позволяя ему в последний раз ощутить невероятное счастье от красоты звучания клавесина. Слушая музыканта, старый повар вспоминал о своей жене и о дне первой встречи с ней, и это действительно восхитило его и подарило герою радостные эмоции.
Подводя итог, хочется подчеркнуть: жизнь без музыки невозможна. В ней заключена невероятная сила, собирающая рассеянные мысли и дающая покой встревоженной душе.
Каким образом музыка влияет на человека? сочинение ЕГЭ
Какую роль музыка играет в жизни людей? Каким образом музыка влияет на человека? Это одни из тех вопросов на которые пытается найти ответ Чингиз Торекулович Айтматов.
Размышляя над этой проблемой, писатель рассказывает нам как герой отрывка и люди, сидевшее в зале, отреагировали на десять выступающих певцов. Айтматов обращает внимание читателей на то, как «3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье», на героя отрывка нахлынуло просветление. Он погрузился в размышления о роли музыки в жизни человечества.
Автор считает, что музыка помогает человеку сделать для себя открытие. Слушая музыку, она, словно исходит от собственных проблем слушателя, и именно это помогает наступить просветлению души.
Сложно не согласиться с мнением Чингиза Айтматова. Хорошая Музыка действительно помогает человеку лучше понять себя.
Для подтверждения моих слов я приведу рассказ «Певцы» из сборника Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника». В этом произведении описывается соревнование певцов в кабачке, который именуется «Притынный». Первым певцом, участвующем в соревновании, был рядчик.
Пел с большим количеством украшений и переходов, но текст песни расслышать было сложно. После него запел Яков. Начинал он волнуясь, пел без всяких украшательств, песня лилась из его души. И пение Якова так повлияло на присутствующих, что все плакали, включая Дикого Барина, на лице которого редко можно было увидеть хоть какую-то эмоцию. А рядчик сам признал поражение.
Вторым произведением подтверждающим мои слова будет роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В седьмой главе второго тома есть эпизод с пляской Наташи Ростовой. Песня дядюшки ей так понравилась, да и не только ей, всем кто сидел вокруг, что она начала танцевать. В ней пробудился русский дух, движения, приемы. Музыка пробудила в «графинечке, воспитанной эмигранткой-француженкой», то неповторимое, неподражаемое и русское.
В заключении я могу сказать, что музыка, идущая из души, помогает человеку заглянуть в себя, открыть ему то, что не было видно раньше. Нечто скрытое, как в случае с Наташей, или совершенно новое.
Какую роль искусство играет в жизни человека? сочинение ЕГЭ
Какую роль искусство играет в жизни человека? Над этим глубоким и важным философским вопросам, которым, наверное, хотя бы раз в жизни задавался каждый, размышляет известный писатель Ч. Айтматов в приведённом для анализа тексте.
Автор рассказывает проблему на примере воспоминаний о том, как он слушал концерт капеллы. С одной стороны, писатель восхищается пением хора и от восторга переносится в «желанный мир», в котором он благодаря музыке освобождается от накопившихся тревог и болей.
Тем самым автор показывает, что искусство способно исцелять и очищать от невзгод душу человека. С другой стороны, Айтматов анализирует свои ощущения и постигает «изначальную сущность музыки». Этим автор направляет нас на путь размышлений о том, что музыка помогает человеку увековечить себя и свои чувства, передать их слушателю.
На мой взгляд, авторская позиция такова: искусство играет огромную роль в жизни людей, а именно помогает человеку разобраться в себе и познать просветление души.
Я согласен с точкой зрения Айтматова. Мне кажется, что искусство способно не только пленить человека, но и помочь ему избавиться от многих негативных душевных ощущений и наполниться новыми, светлыми и ясными.
Подтвердить истинность моего мнения мне помогает цитата русского писателя, поэта и драматурга Льва Николаевича Толстого — «искусство — средство заражать людей добрыми чувствами».
Хочется верить, что в будущем больше людей смогут ощутить катарсис, эстетическое воздействие искусства на человека.
Какова роль музыки в жизни человека сочинение
Какова роль музыки в жизни человека? Вот проблема, которая волнует Ч. Айтматова.
Размышляя над поставленным вопросом автор пишет о акапельном выступление десяти певцов, которое произвело сильное впечатление на слушателей и на него самого. «Зал был покорен, зачарован, повергнут в раздумье;» пение этих певцов заставило всех слушателей невольно погрузиться в круговорот собственных мыслей и воспоминаний.
Действительно, настоящая музыка может заставить человека забыть обо всем и погрузиться в мир воображения, грёз.
Продолжая размышления Ч. Айтматов пишет о том, что он не понимал и не хотел понимать, что происходило с ним в тот час, но именно это, именно пение этих десятерых певцов заставило его сделать для себя открытие, задуматься о вечных вопросах. Действительно, когда человек подвергается воздействию настоящей музыки, живой музыки, в нем все становиться согласно и наступает просветление души.
Так автор убеждает нас в том, что музыка — это величайшая часть нашего мира, она будет жить вечно и будет вечно оказывать огромнейшее влияние на внутренний мир человека, делая его лучше. В музыке будет сказано всё: жизнь, смерть, любовь, сострадание, вдохновение, потому что именно в музыке мы достигли той свободы, за которую боролись на протяжении всей истории.
Я согласна с (автором) в том, что музыка меняет человека в лучшую сторону. Ведь, слушая великие произведения, мы погружаемся в неосязаемый мир вечного, мы начинаем задумываться о тех вещах, на которые раньше не обращали внимания, мы неосознанно меняемся, причем меняемся в лучшую сторону. Так, например, в романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой, Илья Ильич Обломов, который был ленив и неопрятен, услышал арию «Casta diva» в исполнении Ольги Ильинской. От этого пения в Обломове проснулись такие чувства, о существовании которых он ранее и не подозревал. Музыка пробудила в нем чувство любви, наслаждения, и даже заставила его измениться, переродиться, хоть и всего лишь на время.
Таким образом, музыка играет важную роль в жизни каждого из нас. Она меняет наш внутренний мир, делая его богаче и лучше, меняет нас, пробуждая в нас новые, неизвестные нам ранее чувства, помогает нам прикоснуться к великому, к вечному.
Влияние музыки на человека сочинение ЕГЭ проблема
Насколько важна музыка в жизни человека и всего человечества? Какое влияние она оказывает? Именно эта проблема находится в центре внимания выдающегося советского писателя Чингиза Айтматова.
Размышляя над этим вопросом, автор говорит читателю, что «от ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, <…> человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя». Увековечить себя при помощи музыки.
Каждый человек, осознавая скоротечность своей жизни, пытается оставить после себя что-либо. Построить, сочинить, придумать или совершить пусть не великое, но нечто значительное. Для того, чтобы даже после смерти о нем помнили. И этим значительным может стать музыка.
«Ибо все преходящее, а музыка вечна», — говорил главный герой известного советского фильма о войне. И когда человечество исчезнет, все то, что было создано и пережито, останется в музыке. Ведь музыка — это величайший в жизни человека инструмент, который может передать все чувства, мысли, переживания, боль, мечты, горе и радость, может передать и то, что невозможно выразить ни словами, ни красками, ни танцем.
Также Чингиз Айтматов обращает внимание читателя на свободу, «за которую боролись на протяжении всей истории, <…> но достичь которой нам удалось лишь в ней». Все свои мечты, желания и идеи человеку редко удается воплотить в реальную жизнь, а некоторым из них никогда не суждено осуществиться. И только музыка может принять любую форму и любой вид. Музыка не имеет границ — ни политических, ни языковых.
Все, чего нам не хватает в реальном мире, может обрести жизнь в музыке. Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают читателю понять, какое предназначение имеет музыка в человеческой жизни.
Рассуждая над проблемой влияния музыки на человека, Чингиз Айтматов приходит к выводу о том, что музыка незаменима в жизни человека.
Только музыка помогает людям оставить после себя нечто великое и прекрасное, обрести полную свободу, ощутить весь объем и всю мощь человеческих мыслей и чувств.
Я согласна с таким взглядом писателя на музыку. Не может быть никаких сомнений в том, что только музыка дает человеку то, чего порой невозможно достичь в жизни.
Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта. Не так давно я прочитала рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Главный герой рассказа жестокий, угрюмый и алчный гробовщик Яков сам страдал от собственного тяжелого характера, но ничего не мог с собой поделать, и он находил успокоение только в музыке. Играя на скрипке, он чувствовал себя лучше.
После смерти жены он впал в тяжелейшую депрессию, и только музыка придавала ему силы. Всю свою боль, все переживания он вкладывал в игру на скрипке. И эта игра была невероятной. Музыка помогала ему передать все те чувства, которые он не мог проявить сам из-за тяжести своего характера.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что музыка играет очень важную роль в нашей жизни. Она может поднять настроение, поддержать человека в трудной жизненной ситуации, дать надежду на лучшее, выразить то, что не получается сказать словами.
Проблема воздействия музыки на человека
Проблема, которую поднял автор текста Ученые, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на людей. Песня способна вызвать волнение. оживить самые сокровенные думы. Ч. Т. Айтматов поднимает в своем тексте проблемы воздействия музыки на человека.
Данияр — главный герой произведения. Он своей песней пробуждает в собеседнике такие чувства, каких он давно не испытывал. Автор считает, что музыка возвышает душу человека и рождает потребность «выразить себя, донести до других свои мысли. свои думы».
Позиция автора мне близка и понятна. Искусство облагораживает душу человека, позволяет ему познать и изменить себя. Музыка, как один из видов искусства, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Многие писатели уделяли внимание этой проблеме.
В произведении В. Астафьева «Донский сбор» рассказчик убежден. что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова своим пением способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
Рассказ Ч. Т. Айтматова помог мне по-новому взглянуть на проблему воздействия музыки на человека. Песня может влиять на нас как положительно, так и отрицательно, главное вкладывать в нее свою душу, тогда и результат будет соответственный.
Текст Айтматова ЕГЭ сочинение
(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет.
(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они — как безоружные солдаты на поле боя. (6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.
(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели…
(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.
(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.
(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке — музыка, Песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни — вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, -это будет антология всего лучшего в культуре человечества.
(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.
(По Ч. Айтматову)
Авторская позиция:
1)музыка выражает самые высокие устремления человека, его заветные мысли и чувства;
2)настоящая музыка объединяет людей и в то же время погружает в собственный неповторимый духовный мир, просветляя и давая ощущение свободы;
3)музыка как часть искусства — одно из достижений человечества, в ней человек способен найти духовную свободу, и именно музыка увековечит нашу культуру
Смотрите также на нашем сайте:
-
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс текст с проблемами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Оснащение урока:
- Портрет И.А Гончарова.
- Эпиграф урока записан на доске: «Мелодией одной
звучат печаль и радость…» (А.Блок). - Музыкальные фрагменты: ария Нормы «Casta
diva»(«Пречистая дева») из оперы Беллини
«Норма»; женские романсы 19 века. - Справочные материалы/карточка/ для учащихся.
- Слова В.Г.Белинского и Д.И.Писарева об образе
О.Ильинской (записаны на доске).
Цели урока:
- Воссоздать историю взаимоотношений Обломова и
Ольги Ильинской; - Раскрыть характеры героев через музыкальное
оформление романса; - Развивать у учащихся умение анализировать
эпизоды, образы — персонажи, высказывать свое
отношение к героям.
Ход урока
1). Приветствие учителя.
— Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений —
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.
Итак, роман «Обломов» прочитан. Но это не то
произведение, которое быстро забываешь. О нем
думаешь, споришь, рассуждаешь.
Мы перелистаем сегодня полюбившиеся страницы
романа, остановив внимание на двух героях — Илье
Обломове и Ольге Ильинской, поговорим об их
красивом и грустном романе и, главное, — выявим
роль музыки в раскрытии характеров этих героев.
(Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф
урока).
2). Мне, как женщине, близки те писатели,
которые, наряду с интересными, характерными
мужскими образами рисует и яркие женские,
Гончаров из их числа.
(Учитель привлекает внимание учащихся к словам
Белинского и Писарева об Ольге Ильинской).
ДОСКА — В.Г.Белинский: «К особенностям
таланта Гончарова принадлежит необыкновенное
мастерство рисовать женские характеры».
Д.И.Писарев: «Естественность и присутствие
сознания — вот что отличает Ольгу от
обыкновенных женщин».
— А какой рисует Ольгу Гончаров?
/Работа со справочным материалом
1.»Ольга в строгом смысле не была красавица, то
есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита
щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не
было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего
ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б её
обратить в статую, она бы была статуя грации и
гармонии. Несколько высокому росту строго
отвечала величина головы, величине головы — овал
и размеры лица; все это в свою очередь
гармонировало с плечами, плечи — с станом:»/.
— Какое слово является ключевым в портрете
Ольги?
В ней все гармонично, она исключительная
женщина. И вдруг влюбляется в заурядного
Обломова? Заурядного ли? Ольга, как никто другой,
сумела заглянуть в душу своего нового знакомого,
оценить его благородство, нравственную чистоту,
оригинальность взглядов.
У них «случилась» своя весна, овеянная любовью
и музыкой. В первый день знакомства Ольга
получила возможность оценить подкупающего
непосредственностью Обломова. Ольга спросила о
том, какая музыка ему нравится.
Что отвечает Обломов?
/Справочные материалы.
2. «Трудно ответить на этот вопрос! Всякая!
Иногда я с удовольствием слушаю сиплую шарманку,
какой-нибудь мотив, который заронился мне в
память, в другой раз уйду на половине оперы; там
Мейербер зашевелит меня; даже песня с барки:
смотря по настроению! Иногда и от Моцарта уши
зажмешь:»./
— Какой же вывод делает Ольга после этих слов? (»
: значит, вы истинно любите музыку»).
3). Через весь роман Гончарова
лейтмотивом проходит одна музыкальная тема?
Какая? (звучит фонограмма арии Нормы «Casta diva»).
Это одно из любимых произведений не только
Обломова, но и самого Гончарова. А герой наш
говорит о нем на страницах романа задолго до
знакомства с Ольгой.
/Справочные материалы
3. «В доме уж засветились огни; на кухне стучат в
пять ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут
музыка. Casta diva: Casta diva! — запел Обломов. — Не могу
равнодушно вспомнить Casta diva, — сказал он, пропев
начало каватины, — как выплакивает сердце эта
женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!… И
никто не знает ничего вокруг: она одна: Тайна
тяготит её, она вверяет её луне»/.
— Какой прием использует Гончаров в этом
отрывке? (Антитеза).
В этом коротком монологе писатель заставляет
своего героя совместить несовместимое; котлеты и
Беллини, сковороду грибов и плакучее сердце
Нормы! Но из таких контрастов и складывается
характер Обломова, в нем борются романтик и
гурман. Под влиянием нахлынувшего чувства
романтик одерживает временную победу.
4). Вся дальнейшая цепь
взаимоотношений Ильинской и Обломова
развивается под музыкальный аккомпонимент.
А). Вечер у Ильинских. Штольц
знакомит Илью Ильича с Ольгой. Он заставляет
Обломова просить, чтобы Ольга спела.
— Какова реакция Обломова на эту просьбу?
И вот Ольга запела (звучит фонограмма с одним из
женских романсов 19 века).
/ Справочные материалы.
4. «Засветили лампу, которая, как луна, сквозила
в трельяже с плющом. Сумрак скрыл очертания лица
и фигуры Ольги и набросил на нее как будто
флеровое покрывало; лицо было в тени; слышался
только мягкий, но сильный голос, с нервной дрожью
чувства.
Она пела много арий и романсов, по указанию
Штольца; в одних выражалось страдание с неясным
предчувствием счастья, в других радость, но в
звуках этих уже таился зародыш грусти.
От слов, от звуков, от этого чистого, сильного
девического голоса билось сердце, дрожали нервы,
глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот
же момент хотелось умереть, не пробуждаясь от
звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни:
Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом
сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему
радостный, готовый вырваться из души крик. Давно
не чувствовал он такой бодрости, такой силы,
которая, казалось, вся поднялась со дна души,
готовая на подвиг.
<:> Он не спал всё ночь: грустный, задумчивый,
проходил он взад и вперед по комнате; на заре ушел
из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает, что
чувствуя, о чём думая:»/.
Б). Следующая, центральная
кульминация романа — признание. И вновь Ольга за
роялем. Судьбоносные перспективы слышатся
Обломову в этой музыке.
/Справочные материалы
5. «Долго пела она, по временам оглядываясь к
нему, детски спрашивая; «Довольно? Нет, вот еще
это», — и пела опять.
Щеки и уши рдели у неё от волнения; иногда на
свежем лице её вдруг сверкала игра сердечных
молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как
будто она сердцем переживала далекую будущую
пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный
луч, опять голос звучал свежо и серебристо.
И в Обломове играла такая же жизнь; ему
казалось, что он живет и чувствует все это — не
час, не два, а целые годы:
(:) У него на лице сияла заря пробужденного, со
дна души восставшего счастья; наполненный
слезами взгляд устремлен был на нее.(:)
— Что с вами?- спросила она.- Какое у вас лицо!
Отчего? Посмотрите в зеркало, глаза блестят, боже
мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете
музыку!
— Нет, я чувствую: не музыку:а:любовь!- тихо
сказал Обломов»./
В). Далее — борьба с чувством и за
чувство. Отношения героев движутся к печальной
развязке.
/Справочные материалы.
6. «Вы, кажется, не расположены сегодня петь? Я и
просить боюсь,- спросил Обломов, ожидая, не
кончится ли это принуждение, не возвратится ли к
ней веселость, не мелькнет ли хоть в едином слове,
в улыбке, наконец, в пении луч искренности,
наивности и доверчивости.
— Жарко,- заметила тетка.
— Ничего, я попробую, — сказала Ольга и спела
романс.
Он слушал и не верил ушам.
Это не она: где же прежний страстный звук?
Она пела так чисто, так правильно и вместе так:
так:как поют все девицы, когда их просят спеть в
обществе: без увлечения. Она вынула свою душу из
пения, и в слушателе не шевельнулся ни один
нерв»./
Г). Жизненная правда, однако,
сопротивляется счастливому концу. Напрасны
старания Ольги — слабые нити, связывавшие их с
Обломовым, легко рвутся.
А уж когда Илья Ильич перебирается к Пшеницыной
на Выборгскую сторону, там, конечно, и слыхом не
слыхивали ни о каком Беллини.
В финале еще раз звучит упоминание Обломовым о
Casta diva.
— Но в какой обстановке Обломов вспоминает о
ней?
(Вывод: музыка ушла из жизни Обломова).
Д). И вроде бы осталась в жизни Ольги
Ильинской. Но со штольцовской умеренностью и
аккуратностью.
— Что значила музыка в жизни Штольца? (Компонент
благополучного буржуазного интерьера).
/Справочные материалы.
7.» Обстановив Ольгу цветами, обложив книгами,
нотами и альбомами, Штольц успокаивался, полагая,
что надолго наполнил досуги своей приятельницы,
и шел работать. (:) потом возвращался к ней
утомленный, сесть около ее рояля и отдохнуть под
звуки ее голоса:»./
Да, теперь музыка Ольги не пробуждает сердечных
волнений, под нее можно лишь отдохнуть после
доходных операций. Идиллия оборачивается
грустью и в этой, на первый взгляд, благополучной
развязке.
А у нас в душе еще звучит Casta diva, волнующая
музыка тех кратких мгновений возвышенной
гармонии, когда в унисон бились сердца (далее
следует надпись на доске) Ольги Ильинской и Ильи
Ильича Обломова.
Обратите внимание на подчеркнутые слова,- у
великих писателей случайностей не бывает.
5).
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Подведение итогов урока. Выставление
оценок.
Домашнее задание: Письменно ответить
на вопрос: Как вы думаете, имело ли для Гончарова
принципиальное значение имя героя? (Опираться на
русский фольклор и библейские предания).
Конспект урока. Литература. 10 класс
Ушакова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицея № 488 Выборгского района Санкт-Петербурга
__________________________________________________________________
Роль музыки в романе И.А.Гончарова «Обломов»
(урок рассчитан на 2 часа)
Цели:
- показать роль музыки в анализе романа «Обломов»
- развивать у учащихся умение внимательно читать и анализировать текст
- совершенствовать устную и письменную речь учащихся, формировать умение писать ответы на вопросы в формате С1 и С2 ЕГЭ по литературе
Оборудование урока: презентация, проектор, запись арии «Castа diva» из оперы В.Беллини «Норма» в исполнении Марии Каллас.
Перед уроком учащиеся получили индивидуальные и групповые задания:
— подготовить чтение по ролям эпизода «Пение Ольги» (ч. 2, гл. 5);
— подготовить сообщение о композиторе В.Беллини и опере «Норма»;
— подготовить ответ на вопрос «Как развивается музыкальная тема в романе «Обломов».
Ход урока. (Этапы урока и задания отражены в презентации).
1 слайд: И.А.Гончаров. «Обломов».
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим чтение романа И.А.Гончарова «Обломов». Тему урока сформулируем позже. А сейчас я прошу вас выполнить задание.
2 слайд. Какие слова (5 – 7 существительных) определяют содержание I и IV частей романа? Запишите их в таблицу.
2 слайд. Таблица.
Учитель: проверим задание, допишите в свои таблицы слова, предложенные одноклассниками.
Вариант учителя (по щелчку).
3 слайд. Какие слова (5 – 7 существительных) определяют содержание II и III частей романа? Запишите их в тетради.
Учитель: проверим задание, допишите в свои таблицы слова, предложенные одноклассниками.
Вариант учителя (по щелчку).
4 слайд. Учитель: рассмотрите иллюстрации. Как они связаны с сюжетом романа?
Ответы учащихся.
5 слайд. Какой вывод можно сделать, сравнив ключевые слова. Запишите их в тетради.
Учащиеся читают выводы, дописывают понравившиеся мысли.
Вариант учителя (по щелчку).
6 слайд. Ещё раз прочитайте ключевые слова и найдите два слова, которые определили изменения в жизни Обломова.
Ответы учащихся.
На слайде слова: музыка и любовь (по щелчку).
Запишем тему урока: «Роль музыки в жизни Обломова».
7 слайд. Сформулируем проблемный вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока.
Какую роль в жизни Обломова сыграла музыка?
8 слайд. Какой эпизод является ключевым во второй части романа?
«Пение Ольги» (ч. II, гл. 5).
Вопросы перед чтением (по щелчку).
- Каким вы увидели Обломова в этом эпизоде?
- Что нового открыли в герое? Что можно сказать о человеке, который любит такую музыку?
- Какие средства художественной выразительности использует Гончаров, чтобы передать состояние Обломова?
Чтение эпизода по ролям заранее подготовленными учащимися.
Ученики записывают ответы на вопросы. Обсуждение ответов. Редактирование записей в тетрадях.
Учитель. Какая музыка так взволновала Обломова?
9 слайд. Портрет В.Беллини.
Сообщение ученика, заранее получившего индивидуальное задание, о композиторе В.Беллини и содержании оперы «Норма».
Учитель. Сейчас вы услышите арию «Casta diva», которую так любил Обломов, в исполнении знаменитой певицы Марии Каллас.
10 слайд. Задание перед прослушиванием.
- Что вы почувствовали, когда слушали музыку?
- Попробуйте определить, как меняется характер арии?
- Запишите ответы.
Слушаем музыку.
11 слайд. Фотография Марии Каллас в роли Нормы, текст арии «Casta diva». (Музыка воспроизводится по щелчку).
После прослушивания ученики отвечают на вопросы (см. слайд №10), делятся своими впечатлениями и наблюдениями.
Учитель. Как развивается музыкальная тема в романе? Слушаем сообщение.
Сообщение ученика, заранее получившего индивидуальное задание.
12 слайд. Учитель. Итогом нашего урока будет письменная работа в формате задания С1 ЕГЭ по литературе. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 – 10 предложений.
Какую роль в жизни Обломова сыграла музыка?
На работу отводится 20 минут.
Чтение и обсуждение работ. Редактирование.
Учитель. Сейчас вы выполните тест по материалам урока.
Тест распечатать и раздать ученикам.
13 -20 слайды. Проверка теста (по щелчку на слайде выделяется правильный ответ).
Подведение итогов урока.
Что нового вы открыли на уроке?
Что поняли?
Чему научились?
21 слайд. Домашнее задание (по выбору учащихся)
1. Напишите связный ответ в объёме 5 – 10 предложений. (Задание в формате С2 ЕГЭ по литературе).
В каких произведениях русской литературы звучат музыка? Какую смысловую роль она играет?
2. Напишите связный ответ в объёме 5 – 10 предложений.
Как раскрывается характер Обломова во II и III частях романа?
Учитель. Большое спасибо за работу на уроке. До свидания.
Приложение 1
Тест
1. В какой части романа происходит встреча Обломова с Ольгой?
- В первой
- Во второй
- В третьей
2. Какое из описаний характеризует состояние влюблённого Обломова?
- И у него не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он ни зла, ни добра, что празден он и не живёт, а прозябает.
- Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.
- Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу появлялись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение.
3. Какой этап жизни Обломова можно назвать «пробуждением»?
- Женитьба на Агафье Пшеницыной.
- Рождение сына
3. Любовь к Ольге
4. Ария из какой оперы упоминается на страницах романа? («Не могу равнодушно вспомнить Casta diva,- сказал он, пропев начало каватины,- как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!..»).
- «Норма»
- «Сомнамбула»
- «Пуритане»
5. Кто автор этой оперы?
- Дж. Россини
- В.Беллини
- Дж. Пуччини
6. О каком периоде жизни Обломова идёт речь в следующем отрывке?
«На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче. С халатом он простился давно и велел его спрятать шкаф».
- Жизнь с Агафьей Матвеевной
- Любовь к Ольге
- Жизнь в Обломовке
7. Какое событие произвело на Обломова столь сильное впечатление:
«Он не спал всю ночь: грустный, задумчивый проходил он взад и вперёд по комнате; на заре ушёл из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает что чувствуя, о чём думая…»?
- Пение Ольги
- Встреча с Агафьей Матвеевной
- Расставание с Ольгой
8. В чьём исполнении мы слушали арию Casta diva?
- Монсеррат Кабалье
- Марии Каллас
- Анны Нетребко
Приложение 2. Письменные работы учащихся на тему: «Какую роль в жизни Обломова сыграла музыка?»
1. Описывая портрет Обломова в первой главе романа, И.А.Гончаров обращает внимание читателя на то, что в облике Обломова светилась душа. «О какой душевной работе можно говорить, — подумала я, — если человек целыми днями лежит на диване и не расстаётся с халатом?»
Понять душу Обломова помогает музыка, ария «Casta diva» — музыкальный лейтмотив романа. С каким чувством говорит Обломов о свое любимой арии: « Как выплакивает душу эта женщина!» Обратите внимание: не поёт, а «выплакивает».
А как Илья Ильич слушает эту арию в исполнении Ольги Ильинской! Только «Ах!» вырывается из его груди, но не потому что ему нечего сказать, а потому что чувства переполняют его. Это короткое «Ах!» красноречивее любого пространного комплимента.
Музыка помогает читателю понять истинную суть Обломова, Обломову — измениться, полюбить, снять халат, начать новую жизнь. Но это продолжалось недолго. Пока была любовь, звучала музыка, ушла любовь – замолкла музыка, герой погрузился в прежнее сонное существование.
Люстибер Анна, 10 в.
2. Музыкальная тема в романе «Обломов» возникает ещё до встречи Ильи Ильича с Ольгой Ильинской (разговор Обломова со Штольцем об идеале семейной жизни), проходит через их любовь и завершается, когда любовь уходит.
Пение Ольги пробудило в Обломове любовь и страсть. Более того, он сумел побороть лень, сон снял столь любимый халат… но ненадолго, всего на несколько месяцев.
После расставания с Ольгой Обломов больше не услышит свою любимую арию, опять наденет халат. Уйдет любовь, уйдёт и музыка.
Музыка в жизни Обломова сыграла большую роль. Она позволила ему узнать новую сторону жизни – любовь, а читателю по-новому взглянуть на Обломова, открыть его душу.
Лапенков Артур, 10 в.
3. Описывая идеал семейной жизни, Обломов говорит Штольцу о той женщине, которую видит рядом, нежной, доброй, заботливой, любящей музыку. Она прекрасно поёт арию «Casta diva», которая так волнует Илью Ильича.
Пение Ольги Ильинской потрясло Обломова, он впервые в жизни испытал столь сильное чувство. Именно музыка заставила Обломова встать с дивана, снять халат, полюбить, начать по-настоящему жить. Ольга соответствовала идеалу Обломова, но только с одной, поэтической стороны. Ильинская – натура страстная, деятельная, её никак не может удовлетворить жизнь в Обломовке, а Илья Ильич хочет совместить быт и поэзию. Наверное, в этом причина их расставания.
Пока звучит музыка, живёт и любовь – новое, незнакомое Обломову чувство, которое перевернуло его жизнь, нарушило покой. Но любовь к халату оказалась сильнее, чем любовь к женщине. В итоге Илья Ильич возвратился к привычному существованию. Но, мне кажется, что в его душе навсегда останется отпечаток светлого чувства, пробуждённого музыкой.
Виноградова Елена, 10 в.
Обломов и Ольга
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
Ольга – героиня нового времени. Музыка соединяет Обломова и Ольгу еще до личной встречи. Штольц, узнав о самой дорогой Илье мелодии, поражен совпадением: «Ты любишь эту арию? Я очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя – вот голос, вот пение!» Илья Ильич безошибочно «узнает» свою суженую, как узнавали герои любимых им сказок. «Посмотрите в зеркало, – продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, – глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..» «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!» – тихо сказал Обломов <�…>. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина». В своем ответном чувстве героиня быстро взрослеет: «Она как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам… С ней совершилось то, что совершается с мужчиной в двадцать пять лет при помощи двадцати пяти профессоров, библиотек…» Итак, если духовному становлению мужчины нужно помогать, а непродуманное руководство грозит бедой (как мы это видели на примере Александра Адуева), для девушки существует другое условие: не мешать. Это условие исполнилось в жизни Наденьки Любецкой, которая послужила первым наброском образа новой женщины. Это условие случайно реализовалось в судьбе героини «Обломова». Про родителей Ольги не говорится ни слова – должно быть, она их потеряла в детстве. Тетка, чопорная светская барыня, строго соблюдая приличия, на самом деле мало обращала внимания на племянницу.
Но одной свободы мало: необходимы богатые духовные задатки. «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! – с восхищением восклицает автор. Понятно, что подобная девушка не пользуется успехом в лицемерном светском обществе – «зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки. <�…> Говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись. Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил ее». Так начинается ряд реминисценций «Евгения Онегина» Пушкина. По поводу цитированного эпизода вспоминается поведение Татьяны на светском балу в Благородном собрании и ее «неблагосклонная» оценка «архивными юношами» – самыми модными кавалерами. Ее безыскусное обаяние и прелесть могут быть замечены только равными ей по духу людьми. Штольц, как «Вяземский» в романе Пушкина, «душу ей занять успел». Незаурядность Ольги становится рельефнее благодаря этой постоянной параллели. И благодаря контрастному противопоставлению, которое она мысленно проводит между своим поведением и манерой некоей «Сонечки». Сама Сонечка на страницах романа так и не появится. Зато читатель знает, как поступила бы при таких обстоятельствах обыкновенная светская барышня. Самостоятельной искренней Ольге жизнь так легко не дается. Ее сравнения с подругой неизменно заканчиваются печальным рефреном «счастливая Сонечка». Но это смотря что считать счастьем…
Главное в новой женщине – стремление к равенству с мужчиной. Ну а равенства быть не может без равного уровня образованности. «Зачем нас не учат этому? – с задумчивой досадой говорила она, иногда с жадностью, урывками, слушая разговор о чем-нибудь, что привыкли считать ненужным женщине», от «двойных звезд» до «школ живописи». В этом вопросе – крик души современной ей женщины, обреченной ограничить свой кругозор узкими рамками семьи и «пристойных» девушке знаний. Скоро русские девушки начнут бегать из дому, доводя до отчаяния родителей. Будут венчаться фиктивным браком, чтобы иметь возможность учиться… Скоро, скоро появятся женские курсы и другие учебные заведения. Но это случится уже ближе к шестидесятым годам. Так что Ольга опередила свое время. Ей приходится требовать поделиться знаниями Штольца, Обломова: «Всего мучительнее было для него, когда Ольга предложит ему специальный вопрос <�…>; а это случалось с ней часто <�…> просто из желания знать, в чем дело…»
Первая же встреча дарит Обломову невиданный жизненный подъем: «Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг…» Описание его душевного состояния автор перемежает комментарием: «с ужасом думал он», «с ужасом сказал он», «лицо у него подернулось нерешительностью». Чего больше в этом страхе – трепета за любимую или обывательского благоразумия? В разгар страсти, после объяснения, он пишет странное послание. Обломов выражает сомнения в ее чувстве: «Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня?» Он отстаивает необходимость разлуки: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка летает с ветки, где села ошибкой…!» Затем пробирается в парк, чтобы увидеть ее реакцию (как нетрудно угадать, это были слезы). Оскорбленная Ольга называет его поведение эгоизмом – «у вас нет сердца». А после примирения продолжает: «В письме этом, как в зеркале, видна ваша нежность, ваша осторожность, забота обо мне, боязнь за мое счастье, ваша чистая совесть». Очевидно, правда где-то посередине…
Ольга не просто полюбила. Она выбрала великую цель и поставила перед собой грандиозную задачу: «Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..» Поначалу кажется, что у нее это получилось: «“Жизнь, жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Саstа divа… все здесь…” – Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку». Эта ветка сирени тоже становится символом – обновления, радостных надежд, возвышенной любви. История любви Обломова и Ольги потрясла сурового немца, или вернее, австрийца Стефана Цвейга: «Широкие просторы <�…> книги наполняются светом идиллии, точно серебряным карандашом зарисованы в произведении интимные и целомудренные сцены любви, и забываешь, что их написал русский (интересно, почему? – О.Т.), такой от них исходит веселый, тихий и чистый свет». Гончаров рисует сцены и диалоги не только поэтические, но и беспечно-шаловливые – в тех случаях, когда Ольга замечает или узнает от болтуна-Захара о новых рецидивах злополучной обломовщины:
– Вы заняты были? – спросила она <�…>. «Сказал бы занят, да это Захар!» – простонало у него в груди.
– Да, я читал кое-что, – небрежно отозвался он.
– Да не ужинайте, – прибавила она серьезно.
«Захар!» – шевелилось у него в горле яростное воззвание к Захару.
– Стоит только поужинать хорошенько, – продолжала она <�…> – да полежать дня три <�…>, непременно сядет ячмень.
«Ду…р…р..ак!» – грянуло внутри Обломова обращение к Захару».
О новаторстве Гончарова при изображении чувств писал Дружинин: «Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими <�…>. Все это поразительно верно и вместе с тем смело, потому что до сих пор никто еще из поэтов не останавливался на великом значении нежно-комической стороны в любовных делах, между тем как эта сторона <�…> вечно существует и выказывает себя в большей части наших сердечных привязанностей». В пронизанных мягким юмором диалогах, заключена задушевная мысль Гончарова, которую он впервые выразил описанием любви Александра Адуева и Наденьки – о том, что счастье существует на свете, но оно не бывает, не должно быть одинаковым, статичным – иначе это уже не счастье. «А завтра, завтра блеснет уже другое, может быть, такое же прекрасное, но все-таки другое…»
Настоящая любовь не отвергает прозу жизни, она органично входит в повседневное бытие и придает ему смысл; минуты любви остаются прекрасным воспоминанием; постоянно утопать в облаках блаженства нельзя – иначе это тоже не счастье. Подобные размышления приходят на ум Илье Ильичу после объяснения с любимой: «Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый ее (любви) луч, а там она будет уже – не блистать ярко, а согревать невидимо жизнь; жизнь поглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной. …Поэма минует, и начнется строгая история: <�…> поездка в Обломовку, постройка дома, проведение дороги, нескончаемый разбор дел с мужиками. <�…> Кое-где только изредка, блеснет взгляд Ольги, раздастся торопливый поцелуй, а там опять на работы ехать, в город ехать». Однако сама мысль о трудах, хотя бы ради любимого существа, охлаждает Обломова. «Да ты прежде шагни два раза…», – подталкивает его Ольга. И он попытался, даже подъехал было к крыльцу присутственных мест, но, по обычаю всех лентяев, отложил дело «на потом»: «А мне и есть хочется, и жарко. Да и Ольга ждет меня… До другого раза!»
Обломов желает действовать, но первый его поступок: найти человека, на которого можно было бы переложить свои дела и снова существовать бездумно. С поразительной наивностью Обломов признается, что «ничего не знает» о своем имении и готов подчиниться «доброму» Ивану Матвеичу в выборе управляющего. Такой управляющий, по фамилии Затертый, нашелся, и в письмах из деревни сообщал то, что хозяин желал услышать: «о дороге, о мостах писал он, что время терпит, что мужики охотнее предпочитают переваливаться через гору и через овраг». Обломов не учел одного: в мире не так много людей, которые бескорыстно занимались бы чужими делами, старания Затертого и Тарантьева грозят Илье Ильичу многими бедами. Когда же необходимость собственных хлопот становится очевидной, Илья Ильич вновь безвольно склоняется в сторону дивана. Конечно, для этого приходится хитрить, прятаться, лгать, словно школьнику, не выучившему урока. Психология нашего героя подтверждает японские наблюдения писателя: ложь– прибежище слабого, безвольного, не владеющего своей судьбою человека. К удовольствию Обломова, развели мосты – еще один предлог не встречаться с Ольгой и не отвечать на докучливые расспросы.
Его бесконечные отсрочки доводят до отчаяния Ильинскую, которая предчувствует, что за этим последует. Читательское переживание последних глав выразил С. Цвейг, говоря: «Никогда не было у меня такой потребности прямо-таки вмешаться в действие, чтобы встряхнуть его (Обломова): Пробудись, пробудись, счастье пройдет мимо тебя, ты можешь еще его поймать». Но Илья Ильич уже сделал выбор. Ольге остается лишь констатировать: «Ты обманул меня, – холодно сказала она, – ты опять опускаешься <�…>. Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен <…> голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого <…>!» Минуту спустя, осознав жестокость своих слов, Ольга бросается к нему с извинениями. На сей раз Обломов отстраняет ее, почуяв, что все сказанное – правда, и извинения лишь продлят мучительную для каждого из них связь.
Ольга произносит приговор Обломову и… себе. Девушка сознается в грехе гордости. Недаром, оказывается, Илья Ильич сомневался в ее чувстве. При последнем свидании Ольга созналась, ему и себе: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним». Ее привязанность балансирует на тонкой грани между желанием помочь и стремлением переделать, мудрой предусмотрительностью и юной нетерпимостью, самопожертвованием и «самолюбием». Так что же, надо принять дорогого человека, как он есть, смириться с его слабостями? Гончаров не хочет дать прямого ответа. Зато переносит свет авторского внимания на новую героиню…
►
Сравнение с Татьяной Лариной
Интересно, что многие исследователи дают сравнительную характеристику Ольги Ильинской и Татьяны Лариной. Действительно, если не вдаваться в детали, с первого взгляда эти героини очень похожи друг на друга. Читателя подкупает их простота, естественность, безразличие к светской жизни.
Именно в Ольге Ильинской проявляются те черты, которые традиционно привлекали русских писателей в любой женщине. Это отсутствие искусственности, живая красота. Ильинская отличается от современных ей женщин тем, что ей не хватает обычного женского домашнего счастья.
В ней чувствуется скрытая сила характера, у нее всегда имеется собственное мнение, которое она готова отстаивать в любой ситуации. Ильинская продолжает галерею прекрасных женских образов в русской литературе, которую открыла пушкинская Татьяна Ларина. Это нравственно безупречные женщины, которые верны долгу, согласны только на сострадательную жизнь.