Обновлено: 09.01.2023
Ознакомить с народными музыкальными инструментами, особенностями состава, тембра и красотой их звучания; способствовать развитию умений включаться в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр) и оценивания результатов музыкального творчества; наблюдать за использованием музыки в жизни человека; воспитывать любовь к Родине, родному краю
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Ознакомятся с понятиями: народные инструменты, оркестр народных инструментов, наигрыши. Научатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять несколько народных песен
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Различать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения учебных задач; вносить коррективы в свою работу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника; обращаться за помощью к учителю, одноклассникам
Основное содержание темы, понятия и термины
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Оркестр русских народных инструментов. Балалайка. Гармонь. Баян
Организационная структура урока
Формы и методы контроля
I. Организация начала урока
Приветствует обучающихся. Прозвенел звонок, Начинается урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
П. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
— Вспомните, о чем рассказывается в народных песнях.
— Какие народные песни вы знаете?
— С глубокой древности до наших дней живут рядом
с человеком народные песни и народные инструменты.
— Как появились народные инструменты?
Слушают учителя. Вспоминают ранее изученный материал. Настраиваются на изучение нового материала
Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других
Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос
III. Актуализация знаний
— Процесс создания народных инструментов был связан с жизнью. Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, свисту срезанного камыша. Любой природный материал мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки мастера. Наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые народные инструменты.
Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы
Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Фронтальная. Устный опрос
— Послушайте народные наигрыши и определите голос русских народных инструментов. (Звучат мелодии, исполняемые на народных инструментах,)
IV. Первичное усвоение новых знаний
— Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения.
— Вспомните, что рассказывали гусляры под раскатистые звуки этого старинного инструмента. (Былины.)
— Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.)
— Русские народные инструменты объединяются по группам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные — гусли, гудок, лира. Ударные — деревянные: барабан, литавры, бубен, погремушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62).
— Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музыкантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популярностью пользовались потешные сцены с русским народным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре,
а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохранилось ее первое название — балалайка.
— Также народными музыкантами считались пастухи.
В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке.
Организует работу с учебником (с. 64).
Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рассуждают.
Слушают мелодии, исполняемые на народных инструментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора музыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Узнают образцы музыкального фольклора России. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании
славянских народов; подвести детей к выводу , что музыка не знает границ.
1 учить детей анализировать и сравнивать му зыкальные произ ведения ;
2. тренировать у мение учащихся давать полный ответ названия музыкального
3. познакомить детей с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и
3. развивать навык культуры слушания и исполнения му зыки ;
— воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов ;
— С м узыкой каких народов мы с вами поз накомились н а предыд у щих уроках ? Назовите
произведения с которыми вы у же п ознакомились. А под как у ю музык у вы вошли в кабинет
Сегодня мы продолжаем знакомиться с му зыкойн ародов мира так как тема семестра — «Музыка
Продолжите цепочку слов :русские — украинцы — ? (белоруссы )
Мы познакомимся не только с му зыкой белорусского народа, но и у знаем о быте и культуре
белорусов. А в конце урока определим :существуют ли границы в музыке.
— Украинцы , ру сские, белору сы происходят от славян .В 9 — 11 ст. территория современной
Белоруссии входила в состав древнер усского гос у дарства — Киевская Русь,которе раздели лось н а
княжества: русс кое, украинское,белорусское — так началось самос тоятельное развитие
белорусского народа, его языка,обычаев ,традиц ий, к у льтуры и к онечно же музыки../показ
располож. Бел.г на карте Мира и обозначение его соседей /
— Послушайте, как белорусский поэт Максим Танк описал свою любимую Белор усь/Дети читают
многие растения ,и животные занесены в Красную книгу Белорусии / зу бр , аист, ландыш
Ткачество,земледелие, выращивание льна, соломоплетение , вышивание и многим др у гим
— А какая же музыка белорусов? На протяжении многих веков создавались нородные песни и
танцы, в них отражена история народа ,его быт, горе , радость и шу тка .
Для начала отгадайте загадку : « Что коп али из земли,
Белорусь славится богатым урожаем картофеля . На белорусском языке картошка – б ульба .
И не зря у нас на уроке картошка занимает почетное место и в течение нашего урока она будет
нас внимательно слушать и определит самых активных ребят. Их ждет награда !
Слушайте внимательно и узнаете , что готовят из бу льбы.Обратите внимание на характер и
Анализ произведения / темп , динамика , лад , ме тр , форма,настроение/
— В белор усской му зыке много веселых и задорных танц е . Послушайте и посмотрите
— Молодцы, ребята. Большинство белорусских наролных песен и танцев исполняются в
сопровождении народных инструме нтов. Внимание на видеоряд / показываю бел. нар.
нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,г усли ,цимбалы) .
Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они пол учили у
— К какой группе относится этот инструмент?( стр у нные , ударные) — Где мы с вами уже
— Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к
— Ребята , послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее названи е (дети
— Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация — (изменение)
— Что означает вариационная форма ? / М у зыкальное построение в котором основная мелодия
Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные
План исполнения песни : 1 запев ) все 2 )запев — девочки 3) запев — мальчики
— Народная музыка , как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и
вдохновение, учила красоте и мастерству , у чила любить жизнь и челове ка. Незря фольклор в
— Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композ итора, в основе которого л ежит
знакомая вам мелодия белорусской наподной песни.Как называется эт а песня ? Обрат ите
— Анализ./мелодия из напевной , пртяжной превратилась в танцевальную/
1. Это произведение яркий пример того , как у краинский композитор с любовью и интересом
отнесся к песенному богатству белор усс кого народа, развил народн ую тему бел. н. п. в
— Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.
— Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок
1. Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжач ок , янк а / (на доске появляется 1 ле писток)
2. Назовите белорусские нарародные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 леписток)
3. Какие песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 леписток)
4. Назовите композитора и произведение, который использовал в нем
5. С музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского / (5. ле песток)
— Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудес ный мир белор усс кой народной м у зыки.
Музыка — это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока музыки «Музыка в сказке» 4 класс
ФИО: Рыженкова Наталья Вячеславовна
МБОУ ООШ №90 г. Нижний Новгород
Методическая разработка урока музыки с применением здоровьесберегающих технологий
-формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок;
— развитие познавательного интереса, творческих способностей, умения раскрывать образ с помощью цвета;
Образовательные : ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке.
Развивающие : развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.
Воспитательные : интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
Тип урока : комбинированный.
Методы и приемы:
Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).
Создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Предметные: научатся размышлять о музыке, слушать и анализировать музыкальные произведения, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Оборудование к уроку : музыкальный центр, ноутбук, фортепиано.
Материалы к уроку:
II . Основная часть:
— ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;
— проверка домашнего задания;
— проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;
— изложение нового материала;
III . Итог урока. (рефлексия)
I Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем.
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (Топают ногами>
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! (Трижды слегка похлопывают по щекам)
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (Поет только учитель, а дети отвечают)
Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют только дети, а учитель отвечает)
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
Подравнялись, все готовы к уроку. Улыбнулись друг, другу, пожелали хорошего настроение на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. (дети выполняют)
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный, мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?
Учитель: А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, посмотрев фрагмент видеозаписи.
Ну что, ребята, догадались?
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
II Основная часть
Дома вы выполняли домашнее задание: вы должны были нарисовать сказку, где музыка является главным действующим лицом. Посмотрите на нашу сегодняшнюю выставку. Какие замечательные работы получились.
Проверка домашнего задания.
Отправляемся дальше. А сначала мы с вами поиграем.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).
Упражнения :
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.
(пение песни классом)
Учитель вместе с детьми вспоминает правила слушания: ва тишине, молча, внимательно.
Понравилась ли вам сказка? Кто главное действующее лицо?
А теперь я предлагаю вам поработать в группах, ведь один ум – хорошо, а два-три – лучше.
Задание 1 группе (1 ряд):
Помогите сказке, дайте ей название.
Почему вы дали именно это название? Докажите, что оно подходит.
Задание 2 группе (2 ряд):
Послушав произведение, дайте ему название.
Объясните, почему дали такое название.
Задание 3 группе:
Дайте характеристику музыкальному произведению. Если затрудняетесь, воспользуйтесь музыкальным словарем.
По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты прилагаются)
Дети работают в группах, затем заслушиваются ответы.
А теперь задание для всех.
Мы с вами решили, что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.
Задание : закончили работу, встали все, закрыли глаза. Представьте ясное, теплое солнце, улыбнитесь солнечным лучам, почувствуйте, как легкий ветерок нас качает. ( Звучит музыкальный фрагмент ). Откройте через себя музыку в пластике, в движении.
Ребята, а нам пора отправляться на следующую станцию. Но сначала мы с вами отдохнем.
Раз — подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
(Исполнение песни учителем)
Упражнение (столб достоинства)
Подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем.
Сознание закрепит горделивую позу в мозгу, а мозг даст команду всем системам работать на его благополучие
А сейчас мы с вами будем разучивать песню.
Учитель (подводит итог)
Подходит наше путешествие к концу. И что же мы сегодня узнали нового на уроке? Что вы сможете рассказать о нашем уроке родным? (Ответы)
Разработка урока музыки
для 4 класса на тему:
Составитель- учитель музыки
Хамуева Екатерина Владимировна
Ознакомление с музыкой белорусского народа как частью национальной культуры.
развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.
Организационный момент.
-Музыка – это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства – музыкальный язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык в отличие от разговорного языка понятен всем другим народам без перевода.
Вспомните славянские народы. Запись на доске.
Русские – украинцы – ……………? Ответы детей (Белорусы)
Мы уже знакомы с русской и украинской музыкой.
Как вы думаете, к музыке какого народа мы обратимся на уроке? (Белоруссия)
Объяснение нового материала
На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян.
Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.
Дуда (показывается изображение). Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине.
Цимбалы (показывается изображение). Его узнали многие славянские народы. Наибольшее распространение получил в Белоруссии.
– К какой группе инструментов относится цимбала?
Давайте послушаем ее звучание, а затем ответите на вопрос. Вот звучание цимбалы.
Звучат Вариации на тему “Перепелочка”.
-К какой же группе инструментов относится цимбала? (Струнные.) Да, действительно, это струнный ударный инструмент. Но у нас нет таких инструментов, поэтому нам поможет фортепиано. Послушайте белорусскую народную песню и помогите мне определить, что означает название песни. (Слушание белорусской народной песни “Бульба”.)
После слушания дети отвечают, что бульба – это картошка.
Анализ музыкального произведения.
Каждый народ имеет свою музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов, иногда настолько близкую что, нам бывает трудно, определить, к какому именно народу она относится. Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Но в тоже время между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. Русская музыка понятна узбеку и японцу, латышская – украинцу и грузину. Музыка сближает все народы нашей страны, укрепляет их дружбу.
Исполнение плясовых движений
Все ослы всегда упрямы,
Все не слушаются мамы.
Не хватает в мире слов
Отмечается веселый характер музыки , двухдольный метр, быстрый темп,
Вокально- хоровая работа.
C музыкой какого народа мы познакомились сегодня на уроке?
Приведите примеры позволяющие увидеть связь музыки разных народов?
Читайте также:
- Конспект урока неполадки в работе швейной машины виды неполадок устранение
- Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию осенний букет
- Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия конспект
- Вклад личности в культуру зависит от ее таланта способностей упорства конспект
- Конспект средняя группа лепка солнышко
нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,гусли ,цимбалы).
Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они получили у
белорусского народа (звучат вариации на тему б. н. п.Перепелочка »,фрагмент).
—К какой группе относится этот инструмент?( струнные , ударные) —Где мы с вами уже
встречались с этим инструментом ? (троистая музика )
—Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к
пению
Распевание
1 .упражнения для развития дыхания :
а. свеча
б. одуванчик
2.унисон( на одном звуке »у» )
3 «.Савка и Гришка » 1куплет и припев (сдвижениями)
4. « Кумо, кумо, що варила?» (ладовые жесты -)
Хоровое пение.
— Ребята, послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее название (дети
слушают и определяют название песни (« Перепелочка »)
— Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация — (изменение)
—Что означает вариационная форма? / Музыкальное построение в котором основная мелодия
звучит несколько раз и каждый раз с изменениям)
Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные
интонации /
План исполнения песни : 1 запев ) все 2)запев — девочки 3) запев — мальчики
припев^ припев — мальчики припев —девочки
—Молодцы, ребята.
Слушание музыки
—Народная музыка, как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и
вдохновение, учила красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека. Незря фольклор в
переводе означает « народная мудрость» .
—Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композитора, в основе которого лежит
знакомая вам мелодия белорусской наподной песни.Как называется эта песня ? Обратите
внимание на характер этой песни.
—Анализ./мелодия из напевной , пртяжной превратилась в танцевальную/
1. Это произведение яркий пример того , как украинский композитор с любовью и интересом
отнесся к песенному богатству белорусского народа, развил народную тему бел. н. п. в
своем произведении и дал ему название « Белорусский танец ».
Игра на шумовых инструментах .
— А теперь я предлагаю вам , украинским ребятам , исполнить бел. нар. танец « Янка ». /дети
исполняют на шумовых инструментах ритм , метр танца « Янка» /
—Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.
—Ребята,вы любите цветы ? / да /
—Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок
белорусской музыки
1. Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжачок , янка / (на доске появляется 1 леписток)
2. Назовите белорусские нарародные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 леписток)
3. Какие песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 леписток)
4. Назовите композитора и произведение, который использовал в нем
мелодию бел.нар.песни « Перепелочка » ? / К.Мясков «Белорусский танец »/ (4 лепесток)
5. С музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского /(5.лепесток)
—Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудесный мир белорусской народной музыки.
Музыка — это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того
Занятие №3
Конспект урока: Музыкант чародей
1. Организационный этап:
Учитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна и я буду проводить у вас урок музыки. Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга музыкально.
Музыкальное приветствие с инструментом «Звонок»
Учитель: Ребята, что такое сказка? Бывает ли музыка в сказках?
Дети: сказка – это….. Да!
Учитель: Совершенно верно! Музыка своими песнями обогащает литературу.
Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло. Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжелую минуту.
Учитель: Мы совершим путешествие в сказку белорусского народа, которая называется – «Музыкант-Чародей»
Паны в народной сказке «Музыкант-чародей» — это воплощение омерзительного, гнусного, безобразного, так как они хотели свести со света музыканта: хотели его убить или утопить. Когда же это не удалось, сговорились с чертями, и те наслали на музыканта двенадцать голодных волков. Поэтому господа в этой сказке выступают как темные силы.
— Найдите в тексте тезис.( Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.)
— Зачитайте аргументы.(« Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс»
«Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам — и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались кто куда.» )
— Каким будет вывод? (Талантливый человек, как и герой народной сказки «что захочет, то с сердцем сделает».)
Учитель: Ребята, внимательно послушайте сказку. И подумайте, звучание, какого инструмента вы услышали?
(Сказка «Музыкант-Чародей»)
Дети: скрипка!
Учитель: Верно, а какие чувства и мысли вызвала у вас «Мелодия скрипки» Николая Ильича Аладова?
Дети: печаль, грусть
Учитель: О чем пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
Учитель: Почему музыка в сказке сделала чудо?
Учитель: Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
Дети: Может!
Учитель: Появилась бы сказка «Музыкант-чародей», если бы не было музыки?
Дети: Нет!
Учитель: Что же победило в белорусской сказке добро или зло?
Дети: Добро!
Учитель: Мы послушали необыкновенную скрипичную музыку. А из чего же состоит скрипка?
Дети:….
Учитель: Скрипка – это четырех струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру. …… История сохранила имена А.Страдивари, И.Амати, И.Гварнери –выдающихся итальянских мастеров 16-18 в., создавших образцы скрипок.
(слушание Римского-Корсакова Н.А «Полет Шмеля»)
Учитель: Послушайте музыку Римского-Корсакова Н.А (слайд) и придумайте название произведению?
Учитель: Какое название вы бы дали? Понравилась ли вам музыка? (Почему вы дали именно это название)
Дети: «Полет Шмеля»….
Учитель: Тогда, что напоминает звучание скрипок?
Дети: Звучание скрипок напоминает о полете шмеля
Учитель: Произведение Римского-Корсакова, так и называется «Полет Шмеля»
Учитель: Какая мелодия песни?
Дети:
Учитель: С помощью, каких средств композитор показал нам этот образ?
Дети:
Распевка «Сел комарик на дубок»
Учитель: Белорусский народ очень певучий. И в любую свободную минуту пел. И мы сейчас с вами распоемся белорусской народной песней «Сел комарик на дубочек»
Распевание: (1 куплет)
Пение с закрытым ртом.
-первую часть на «ля» -громко.
-вторую часть на «лю» -тихо.
Пение вслух.
-петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.
Исполнение попевки «Сел комарик на дубок»
Учитель: По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты)
Учитель: Верно! Что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.
3. Этап закрепления знаний
Учитель: Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы ее слушали и в белорусской сказке.
Учитель: Так кто же является главным героем сказок?
Дети: Музыка!
Учитель: Верно, а почему вы так считаете?
Дети: Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло.
(Слайд )
Учитель: А теперь займемся вокально-хоровой работой. Кто помнит, какую песню мы разучивали на прошлом занятии? Как она называется?
Дети: «Наши мамы самые красивые»!
Учитель: Верно! Мы продолжим разучивать песню, но для этого нам нужно разогреть наш голосовой аппарат.
Артикуляционная гимнастика:
• 1.Сядьте правильно, осанку держим прямо. Приготовились? Слегка покусали кончик языка 2.по всей длине (вперед, назад)
• 3.Пожевали язычок по сторонам (закрытым ртом) 4. Щёточка (почистили зубки) 5. Иголочка, Маятник 6. Поцокали, как лошадки — большие — медленно и низко; Маленькие пони-быстро и высоко) 7. Покусаем верхнюю и нижнюю губу. Массаж лица. Головы.
• Посмеялись как большие великаны
• Посмеялись как маленькие гномики.
Сейчас мы с вами распоемся, внимательно смотрите на меня повторяйте за мной : А) АЭ, АО, АЭ
Б) У жирафа есть вопрос.
Распевание с инструментом:
Вокально-хоровая работа
Учитель: Давайте вспомним 1 куплет песни (собств. показ игра на инструменте) Вспомнили?
Дети: Да!
Учитель: Попробуем спеть весь куплет песни вместе с припевом. Сядьте прямо. Ротики открываем шире. Взяли тон. И все вместе. И по моей руке. Поем очень старательно!
Учитель: Заметили, что наш припев в конце отличается немного. Давайте пропоем его еще раз (2 раза)
Учитель: все верно! Запомнили?
Учитель: Послушайте 2 куплет песни. Сначала я, потом вы.
Учитель: Все верно! Соединяем вместе с припевом. Соединим всю песню.
Учитель: Послушайте 3 куплет песни. Сначала я потом вы. Соединяем вместе с припевом.
Учитель: Давайте исполним песню от начала и до конца в концертном варианте. Как будем исполнять песню?
Дети: Умеренно, от всего сердца, с любовью, нежно
Учитель: Чтобы нашим мамам понравилось, правда?
Учитель: Сядьте прямо. Все готовы?
Учитель: Мы хорошо спели, может попробуем спеть под минус?
Дети: Да!
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
Дети: Да!
Рефлексия:
(Слайд)
Учитель: А сейчас поднимите руками настроение, которое соответствует вашему? (мажорное, минорное)
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке. До Свидания!
Дети: До свидания!
4
Тема урока: «Сказки о музыке и музыкантах».
Класс: 4
Цели:
1. Познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Волшебный смычок».
2. Развивать творческие музыкальные способности, движение под музыку и её пластическое интонирование, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
3. Формировать устойчивый интерес не только к музыке, но и к другим видам искусства, воспитывать интерес к процессу творчества.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал:
-
В. Казнайчева «Подари улыбку миру»
-
Норвежская народная песня «Волшебный смычок» — работа над выразительностью исполнения.
-
Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» — слушание
-
А. Аладов «Мелодия для скрипки» — слушание
Оборудование: компьютер, проектор для мультимедийных слайдов, ноты,
фортепиано, индивидуальные листы, картина, рисунки.
Ход урока.
-
Организационный этап.
Звучит музыка В. Казнайчева «Подари улыбку миру»
У: — Друзья мои, я очень рада
Зайти в приветливый ваш класс
И для меня теперь награда
Сиянье ваших умных глаз,
Я знаю в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же музыку и творчество
И вместе создадим урок.
А чтобы урок получился нам необходимо хорошее настроение, ведь плохое вредит нашему здоровью. Я знаю упражнение, которое улучшит наше настроение. Положите ручки на щёчки, и проговорите: «У меня всё будет хорошо! Со мной верные друзья и добрый учитель. Прочь плохое настроение!»
Повернитесь друг к другу, подарите улыбку. А всех нас сегодня в морозный день будет согревать вот это солнышко (показывает на плакат).
У. – Ребята, вы любите слушать музыку?
Д. – Да.
У. — Мы можем представить нашу жизнь без музыки?
Д. — Нет, потому что, слушая весёлую музыку, поднимается настроение, а плавная, спокойная музыка заставляет задуматься.
У. — Правильно. Музыка нам помогает.
У. — Тема нашего урока зашифрована в картинках. Посмотрите на экран и отгадайте, что изображено на каждой.
Д. – Сказка, музыка, музыканты.
У. — Как объединить эти три слова, чтобы получилась тема урока.
Итак, тема сегодняшнего урока «Сказки о музыке и музыкантах».
У вас на столах листочки, которые нам нужны в течение всего урока, запишите в этих листочках тему урока (пишут название темы).
Если тема урока «Сказки о музыке и музыкантах», то давайте предположим, о чём мы будем говорить на уроке.
-
Этап подготовки к изучению нового материала.
У. — Сегодня на уроке мы увидим, как музыка помогает людям в различных ситуациях.
Ребята посмотрите на картинки, и скажите, какими видами деятельности мы с вами будем заниматься на уроке? (картинки на доске)
Д.- Петь, слушать, двигаться.
У. — Правильно и во всем нам поможет музыка.
О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, в которой музыка помогает в трудную минуту, и в ходе урока составим картину своей сказочкой страны. Первый герой у нас уже есть — это солнышко. А чтобы появились другие герои, давайте послушаем сказку.
Вы должны слушать очень внимательно, потому что вам предстоит выполнять задания и заполнять индивидуальный листок.
Чтение сказки «Музыкант – чародей».
У. — Понравилась вам сказка?
Д.- Да.
У. — Какое название может быть у сказки? Запишите на листочках (дети записывают).
У. — Что у вас получилось?
Д. – «Волшебная скрипка», «Музыкант», «Музыкант чародей» (выбирается правильное название).
У. — Назовите главного героя сказки.
Д.- Музыкант. Ребята давайте поместим главного героя в сказочную страну. – У. — Какой инструмент помог музыканту? Запишите (дети записывают в индивидуальные листочки)
У. – Так какой же инструмент звучал?
Д. – Скрипка.
У. — Давайте и скрипку поместим в нашу сказочную страну (приклеить скрипку)
У. — Ребята, какие чувства испытывал музыкант, когда на него напали волки?
Д. – Страх, волнение.
У. — Перед вами лежат нотки. Обратите внимание что, темные цвета – символизируют тревогу, страх, а светлые обозначают чувство радости, спокойствия.
У. — Поднимите, пожалуйста нотку такого цвета, которая, по вашему мнению, передает состояние нашего героя. (ребята показывают) Вставьте нотку в кармашек на вашем листочке.
У. — Музыка помогла нашему герою?
Д.-Да.
У. — Действительно музыка спасла жизнь нашему герою. Ребята, давайте решим, какого же цвета нотки мы поместим на картину:
Д.- Светлого цвета (поместили нотки)
У. — А теперь проанализируем музыкальное произведение, которое прозвучало в сказке по схеме.
У. — Ребята, настроение музыки можно передать не только цветом, но и различными линиями. Посмотрите, как может изображаться мелодия музыкального произведения. (Слайд виды мелодического движения.)
И последнее задание на индивидуальных листах — изобразите движение мелодии, которую сыграл музыкант (дети рисуют)
У. — Какую же линию вы нарисовали?
Д.- Плавную.
У. — А почему?
Д.- Потому, что мелодия была плавная.
У. — Ребята вы согласны?
Д.- Да.
У. — Итак, ребята, так какую же роль сыграла музыка в сказке?
Д. – Важную, главную.
У. — Да, мы с вами увидели, как музыка помогла герою сказки в трудную минуту.
У. — А теперь отдохнём и перейдем к пластическому интонированию. В этом нам поможет музыка.
Физ. Минутка «Капелька»
У. — Ребята, что нам помогло двигаться плавно?
Д. — Музыка
У. — Давайте и капельку тоже поместим на картину. Наша сказочная страна пополнятся все новыми и новыми жителями. Но вот это пространство (показывает рукой) еще свободно, для этого я предлагаю послушать песню.
Слушание песни «Волшебный смычок».
1 куплет
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
2 куплет
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за нее тебе хлеба амбар».
У. — Какой характер песни?
Д.- Веселая, радостная, легкая, подвижная.
Правильно, а теперь чтобы разучить песню нам необходимо распеться и сделать упражнения на дыхание.
Распевание
-
Упражнение на дыхание: «Цветы».
2. Скороговорка «Восемь маленьких мышат в тишине шуршат».
3. «Эхо»
Разучивание песни
Ребята, а как вы думаете, продаст ли богачу свою скрипку старичок?
Д. — Нет
У. — Почему?
Д. — Потому что скрипка нужна не только ему, но и всем людям.
У. Я предлагаю вам спеть всю песню. Во время слушания в проигрыше будем имитировать игру на музыкальных инструментах.
У. — Кто хочет, поместить на картину героев этой песни?
Итог урока.
У. — Итак, последний герой поселился в нашей сказочной стране. Какая картина у нас с вами получилась.
Д. — Веселая, сказочная, светлая.
У. — А кто самый главный художник в этой картине?
Д.- Музыка.
Правильно, и сегодня мы с вами убедились, что во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, делает настроение солнечным.
На ваших листочках тоже есть солнышко. Но оно не дорисовано, возьмите карандаши и дорисуйте ротик. Поднимите руки у кого солнышко улыбается? Я очень рада, что у вас после урока хорошее настроение и мне хотелось бы передать вам подарок от героев нашей сказочной картины.
-
Тема урока:_______________________
-
Название сказки ___________________
-
Как называется инструмент___________
-
Состояние музыканта ________________
-
Нарисовать линии ___________________
1 куплет
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
2 куплет
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за нее тебе хлеба амбар».
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Тема урока__________________________________
Название сказки ____________________________________________________
Название инструмента________________________
Состояние музыканта__________________________
Нарисовать линии ___________________________
1 куплет
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
2 куплет
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за нее тебе хлеба амбар».
1 куплет
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
2 куплет
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за нее тебе хлеба амбар».
3 куплет
Нет, скрипку свою не продам ни кому,
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
1 куплет
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
2 куплет
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за нее тебе хлеба амбар».
3 куплет
Нет, скрипку свою не продам ни кому,
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Словарь музыкальных терминов
Весёлая Радостная Игривая Задорная Звонкая Озорная Шутливая Бойкая Смешная Забавная Резвая Прыгучая Солнечная Сверкающая Танцевальная Плясовая Улыбающаяся Грустная Печальная Жалобная Тоскливая Скорбная Хмурая Обиженная Плачущая Просящая Нежная Ласковая Задумчивая Мечтательная Лёгкая Светлая Прозрачная |
Спокойная Добрая Приветливая Неторопливая Убаюкивающая Колыбельная Плавная Мягкая Гладкая Напевная Протяжная Хороводная Торжественная Бесстрашная Боевая Смелая Сильная Отважная Решительная Богатырская Грозная Военная Солдатская Суровая Строгая Уверенная Храбрая Твёрдая Серьёзная Сдержанная |
Взволнованная Встревоженная Стремительная Вьюжная Метельная Ненастная Тревожная Беспокойная Торопливая Таинственная Сказочная Волшебная Колючая Пугливая Опасливая Осторожная Настороженная Загадочная Отрывистая Острая Подкрадывающаяся Страшная Злая Грубая Тяжёлая Сердитая Недовольная Тёмная |
ПРАВИЛА СЛУШАНИЯ:
В ТИШИНЕ,
МОЛЧА,
ВНИМАТЕЛЬНО.
Не торопливо, не спеша
Скрипичный мастер скрипку ладит.
Прорежет эфы, чуть дыша,
Смычок подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)
Слушание музыки. А. Аладов «Мелодия для скрипки». Знакомство со скрипкой.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с песней «Волшебный смычок».
Методика разучивания норвежской народной песни «Волшебный смычок».
Прочитать слова песни.
1. Попросить детей придумать музыку к этим стихам (выбрать лад, темп, ритм, характер исполнения песни).
-
Исполнить мелодию песни по нотам.
-
Начать разучивать первые два куплета.
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за нее тебе хлеба амбар».
Учитель: Почему песня называется «Волшебный смычок»?
Какой характер музыкального языка песни?
Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)
Можно назвать песню музыкальной сказкой?
Творческое задание.
1.Ответить на вопрос продаст ли свою скрипку старичок?
2.Нарисовать окончание песни.
Как правило, вариантов окончания песни бывает несколько. Каждый из учащихся, кто сделал работу, выходит к доске, всем показывает свою работу и высказывает свою точку зрения, как закончится эта песня. В ходе исследовательской работы рассматриваются все варианты окончания песни. Всем интересно как разрешится эта ситуация. Ребята ждут с нетерпением разучивания авторского варианта окончания песни.
Результат проделанной работы:
Каждый учащийся может предложить вариант окончания песни, высказать свою точку зрения, предварительно проведя исследование, почему он так решил, попробовать убедить остальных ребят и получить оценку за работу на уроке. Такое творческое задание способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности думать, уважительного отношения друг к другу. Чтобы выполнить задание учащийся должен уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою ему посильную ступеньку. Все учащиеся думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к работе. А это самое главное.
Затем ребята разучивают 3 куплет песни.
Нет, скрипку свою не продам ни кому,
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища.
Итог урока. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев.
Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.
( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха «Street prelude»)
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
«В добрый путь, юные любители музыки!»
— Послушайте народные наигрыши и определите голос русских народных инструментов. (Звучат мелодии, исполняемые на народных инструментах,)
IV. Первичное усвоение новых знаний
— Звучание каких инструментов вы услышали? Показывает русские народные инструменты или их изображения.
— Рассмотрите картину В. Васнецова «Гусляры».
— Вспомните, что рассказывали гусляры под раскатистые звуки этого старинного инструмента. (Былины.)
— Какие группы инструментов вы знаете? (Духовые, струнные, клавишные, ударные.)
— Русские народные инструменты объединяются по группам, так же как и в симфоническом оркестре: духовые -флейта, жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки. Струнные — гусли, гудок, лира. Ударные — деревянные: барабан, литавры, бубен, погремушки, трещотки, ложки (учебник, с. 62).
— Непременными участниками праздников и народных гуляний были скоморохи. Они были не только музыкантами, но и стихотворцами, рассказчиками. Популярностью пользовались потешные сцены с русским народным героем Петрушкой. Скоморохи играли на домре,
а позже на балалайке. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой. До наших дней сохранилось ее первое название — балалайка.
— Рассмотрите иллюстрацию М. Нестерова «Лель» (учебник, с. 63).
— Также народными музыкантами считались пастухи.
В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке.
Организует работу с учебником (с. 64).
— Рассмотрите иллюстрации «Гармонисты» (Палех) и «Вечерком» (Федоскино).
Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают свое мнение. Анализируют иллюстрацию. Отвечают на вопросы, рассуждают.
Слушают мелодии, исполняемые на народных инструментах. Исполняют простые народные песни с помощью несложного имеющегося набора музыкальных инструментов. Анализируют иллюстрации в учебнике.
Анализируют иллюстрации «Гармонисты» (Палех)
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи. Узнают образцы музыкального фольклора России. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Эмоционально воспринимают народное музыкальное творчество и высказывают мнение о его содержании
Фронтальная. Устный опрос. Инсценированное пение
Формирование универсального учебного действия по выделению главного в
«Музыка» 4 класс (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)
тексте
(Предлагается текст белорусской народной сказки «Музыкант чародей»)
Жилбыл на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет
лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву, насторожат уши
и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький
музыкант, каждому казалось, будто сладость какаято пролилась ему на сердце, какаято
невидимая сила подхватила его и несёт всё выше и выше в чистое синее небо к ясным звёздам. И
хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело все веселились.
Играл печально на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант чародей: что захочет, то с
сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые
люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта
чародея, переставали люди служить им. И решили злые паны сговориться с чертями и погубить
музыканта: наслать на него двенадцать голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят… А
музыкант достал из котомки скрипку, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как
живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки, как стояли, разинув пасти, так и
застыли. Слушают во все уши и про голод забыли.
Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант
чародей! 1. Прочитай первый абзац. Подчеркни ключевые слова, которые отвечают на вопрос: «О ком (о
Алгоритм действий
чём) говорится в абзаце?».
а) о музыканте; г) о птичках; ё) о дудочке.
б) о волках; д) о скрипочке;
в) о волах; е) о лягушках;
2. Прочитай ещё первый абзац. Подчеркни те предложения, которые дают полный ответ на
вопрос: «Что об этом говорится?».
а) Жилбыл на свете музыкант.
б) Играл он весело все веселились.
в) Играл печально на всех тоска нападала.
г) Начал он играть ещё с малых лет.
3. Прочитай второй абзац. Выпиши все слова, которые отвечают на вопрос Кто? Или Что?
Подчеркни ключевые слова, которые отвечают на вопрос: «О ком (о чём) говорится в
абзаце?».
а) ___________________
б) ___________________
в) ___________________
г) ___________________
д) ___________________
е) ___________________
ж) ___________________
4. Прочитай второй абзац. Запиши, используя ключевые слова, ответ на вопрос «Что об этом
говорится?». Подчеркни те предложения, которые отражают главную мысль абзаца.
а) ____________________________________________________________________________
б) ____________________________________________________________________________
в) ____________________________________________________________________________
г) ____________________________________________________________________________
5. Прочитай третий абзац. Выбери ключевые слова, которые отвечают на вопрос: «О ком (о
чём) говорится в абзаце?».
______________________________________________________________________________
6. Прочитай ещё раз третий абзац. Запиши своими словами, используя ключевые слова, ответ
на вопрос «Что об этом говорится?».
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7. Прочитай четвёртый абзац. Выпиши ключевые слова, которые отвечают на вопрос Кто? Или
Что?
а) _____________
б) _____________
в) _____________
г) _____________ 8. Прочитай ещё раз четвёртый абзац. Используя ключевые слова, запиши ответ: «О ком (о
чём) говорится в абзаце?».
_______________________________________________________________________________
9. Изменился ли смысл 1го абзаца после изучения 2го, 3го и 4го абзацев?
а) нет, не изменился;
б) да, уточнился;
в) да, изменился.
10. Подчеркни номер плана, который отражает основной смысл текста.
План №1
1. Музыкант чародей и скрипочка.
2. Волки забыли про голод.
3. Игра музыканта.
4. Злые паны решили погубить музыканта.
План №3
1. Волшебная сила дудочки.
2. Встреча музыканта с волками.
3. Детство музыкантачародея.
4. Сговор злых панов с чертями.
План №2
1. Детство маленького музыканта.
2. Сговор злых панов с чертями.
3. Встреча музыканта с волками.
4. Волшебная сила музыкантачародея.
План №4
1. Злые паны решили погубить музыканта.
2. Музыкант чародей и дудочка.
3. Встреча музыканта с волками.
4. Волшебная сила музыки.