Музыкальная сказка урок музыки

Урок музыки во 2 классе  

Тема: «Музыкальная сказка»

Урок: изучение нового материала

Цель:
познакомить учащихся с особенностями музыкальной сказки на примере
симфонической сказки «Петя и волк».

Задачи:

Образовательные:
развивать
в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

Коррекционно-развивающие:  вызывать
эмоциональный отклик на музыку, развивать умение передавать собственные
впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на
музыкальных инструментах);

Воспитывающие:
воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери)

ТСО компьютер,
телевизор, музыкальные инструменты.

Ход урока:

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
уч-ся

1.Организационный
момент:

цель: положительная
мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация мыслительной
деятельности учащихся.

Подготовка
к усвоению материала

цель:
развитие речевого аппарата – четкого произношения

1. Вход под музыку.

— Сейчас ребята вы услышите музыку и в характере
этой музыки войдете в класс.

Слайд

а) Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте ребята (пропевают)

Дети отвечают  — здравствуйте (пропевая)

б) Настрой на урок.

 —
Сейчас мы с вами сядем, закроем глаза, поднимем руки  ладонями вверх
и,                                                           слушая  
волшебную музыку, настроимся на урок.

Слайд

 Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство.

  Осторожно, осторожно, не спугнуть бы нам его.

Артикуляционная
(дыхательная) гимнастика 

Что мы с
вами должны сделать в начале урока музыки?

Распеться.

-Правильно.
Чтобы  научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и
распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.

Дыхательная
гимнастика. «Букет цветов»

-Представьте
что у нас в руке букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через
нос-понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули
ртом.

«Свеча»


Возьмем узкую полоску бумаги и представим, что это горит свеча. Глубоко
вдохнем и медленно подуем на пламя. Бумага должна немного отклониться и
оставаться в таком положении до конца выдоха.

-что еще
мы должны сделать?

Правильна
распеться.

Сейчас
нашей распевкой  мы пожелаем друг другу доброго утра.

Распевка
«Утро»

Над
полем солнышко взошло — утро!

Всем на
земле светлым-  светло – утро!

Проснулся
лес, проснулся луг – утро!

Не зря
зовут начало дня – утро,

Росинки
падают, звеня – утро!

Искрятся
травы и цветы- утро!

Повсюду
столько красоты —  утро!

-Сечас
мы с вами исполним песню «Две лягушки»

— А
сейчас я подую, на вас как на свечу, и вы тихонечко полетите на свои места.

Я
очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам
вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.


Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
(марш)


О чем мы говорили на прошлом уроке?


Какие бывают марши? Где звучат марши?


Приведите пример веселого марша и грустного марша. (слайд)


Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий
шаг, четкий ритм)

Дети
идут по кругу, выполняют движения вместе с учителем, здороваются

Закрывают
глаза. настраиваются на урок.

Выполняют
вместе с учителем

Проговаривают
звуки вместе с учителем.

Введение
в тему урока:

цель:
закрепить у учащихся звуки;

-Ребята посмотрите нам пришло музыкальное письмо.

Слайд: «В гостях у сказки»

В
некотором царстве в некотором государстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве….


Ребята, какой литературный жанр начинается с этих слов? (сказка)


Правильно!

— Какие
сказки вы знаете?

— А кто
их пишет? (народ, писатели)


Назовите писателей сказочников?  

— А
какие сказочные персонажи вам известны?   Слайд№1.

— Кто из
персонажей вам нравиться?


Почему?

Дети
слушают.

Объявление
темы урока.

Изучение
материала

Давайте
определим тему урока, — На какой урок вы пришли? (музыка)

— Значит тема нашего урока: Музыкальная сказка

Слайд.

Ребята
мы с вами все знаем что сказку можно рассказать, посмотреть, а вот
музыкальную сказку можно послушать. В музыкальной сказке
каждый
инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою
роль, изображая музыкой своего героя. И сегодня мы в этом убедимся,
познакомившись с музыкальной сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева

Слайд
(фото С.Прокофьева)

 “Петя и
волк”. Эта сказка была написана в 1936 году.

Слайд 

Смотрят
сказку.

Дети
слушают сказку.

Физ.
Минутка:

цель: снять
утомляемость

компьютерная

Выполняют вместе с учителем

Закрепление

изученного
материала

цель: активизация
мыслительной деятельности учащихся

Мы свами узнали , что птичку изображает
(свирель)

Петю (струнные инструменты)

Деда (Фагот)

Кошку (кларнет)

Волк (валторна)

Утку (Гобой)

А сейчас мы с вами поиграем в игру
«Узнай героя».

Птичку будет
изображать свистулька. Если услышите музыку птички будите свистеть в
свистульку.

Волк (Трещетка)

Петю (Метаалафон)

Учащиеся
играют н инструментах.

Подведение
итогов урока:

цель:
положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация
мыслительной деятельности учащихся

Что
понравилось больше всего?

Какое
задание было самым трудным?

Что
получалась лучше всего?

Отвечают
на вопросы.

Цель урока: расширить представление учащихся о взаимосвязи между искусствами путем создания музыкального театрального спектакля.

Задачи урока: закрепить в сознании учащихся понимание возможности каждого вида искусства в отражении действительности; подвести к постижению понятий «либретто», «увертюра», «сценарий», «режиссура»; способствовать развитию творческого воображения, самостоятельности.

Методы: метод эмоциональной и художественно-педагогической драматургии; метод сравнения, метод размышления, метод осознания личностного смысла музыкального произведения, метод театрализации, включающий групповую и коллективную работу.

В качестве музыкального материала были взяты: «Чудо-сказки», музыка В.Голикова, сл. Ю. Полухина; «Сказочка», музыка Н. Пескова, сл.Б. Заходера; фрагменты из музыкальных сказок (опер и балетов П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина); увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»; «Нянина сказка» из «детского альбома»  П.И. Чайковского; «Мы желаем вам добра» Г. Струве; литературного – стихи В. Лунина к «Няниной сказке» с иллюстрациями В. Павловой.
Оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты: колокольчики, палочки, коробочки, мультимедиа, музыкальный центр.

Приложение

Ход урока

I. Вступление – ПРИСКАЗКА (Рисунок 1)

  • исполнение учителем песни «Чудо-сказки»;
  • определение темы урока и музыкальных сказок (по фрагментам, исполняемым учителем); (Рисунок 2, 3, 4, 5, 6, 7,8,9,)
  • ответы на вопросы:
  1. Что общего между этими музыкальными операми и балетами? (Они написаны на литературный сюжет, «либретто»). (Рисунок 10)
  2. Что такое «сказка», какие бывают сказки, из чего они состоят? (Присказка, зачин, повествование, концовка). (Рисунок 11)
  3. Какие присказки и концовки вы знаете?
  4. Что предваряет оперные и балетные спектакли? (Увертюра. Слушая увертюру еще при закрытом занавесе, мы можем определить события, которые нас ожидают).

Задание.

Послушайте увертюру к одной сказочной опере и скажите, о каких событиях пойдет в ней речь, какого рода спектакль развернется перед нами?
Слушание Увертюры из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

II. Подготовка к восприятию нового материала – ЗАВЯЗКА

  • знакомство с музыкальными сказками, не имеющими литературной основы.

Задание. Послушать «Нянину сказку» и попытаться определить ее содержание.

  • знакомство со стихами В. Лунина, написанными к этой сказке. (Рисунок 12)

Вопросы к классу:

  1. Как изменилось восприятие этой музыки после знакомства со стихами поэта?
  2. Соответствуют ли стихи музыкальному произведению?
  • демонстрация иллюстраций В. Павловой к стихам В. Лунина (Рисунок 13,14,15)

Вопрос к классу:

  1. Что добавили к вашим впечатлениям о музыкальной сказке иллюстрации?

Домашнее задание. Придумать свой вариант содержания «Няниной сказки» и проиллюстрировать его.

  • проверка понимания возможностей каждого искусства в отражении действительности

Задание. Заполнить пропуски в высказывании Н.А. Римского-Корсакова, словами: образ, мысль и настроение.

«Живопись дает ____________ , и нужно создать в своем воображении _________ . Поэзия слова дает _________ , и по ней нужно создать __________, музыка дает __________, а по нем надобно воссоздать ________ .» (Рисунок 16)

III. Изложение нового материала – ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • знакомство учащихся с предстоящей работой. (С давних времен все виды искусства стремились объединиться. Сегодня мы объединим на уроке искусство музыки, литературы и театра);
  • подготовка к исполнению песни. (Распевание на попевке, взятой из песни Г. Струве «Мы желаем вам добра» на слоги «лю», «ма», «ра» в разных тональностях и с разными характером: нежно, весело, торжественно и т.д.);
  • повторение мелодии песни «Сказочка» Н. Пескова без аккомпанемента. (Рисунок 17)

Вопросы к классу:

  1. К какому жанру относится эта сказка?
  2. Есть ли в ней концовка?
  • исполнение песни учителем с аккомпанементом.

Вопрос к классу:

  1. Что внес аккомпанемент в мелодию песни?
    • включение инструментов на фортепианное соло между фразами (поочередно: сначала коробочка, потом колокольчики, затем палочки и все вместе)
    • исполнение песни вместе с аккомпанементом и музыкальными инструментами;
    • знакомство со сценарием сказки1;
    • сочинение концовки сказки;
    • выбор названия для сказочки-страшилки;
    • распределение ролей;
    • постановка (разводка и режиссирование);
    • исполнение сказки;
    • анализ и самооценка работы учащимися.

IV. Обобщение урока – КОНЦОВКА

Исполнение фрагменте из песни Г. Струве «Мы желаем вам добра».(Рисунок 18)
Мы желаем вам добра, доброй ночи до утра.
Всем желаем добрых снов, добрых дел и добрых слов!

Сценарий музыкальной сказки «У страха глаза велики»

Музыка Н. Пескова, стихи Б. Заходера.

Действующие лица и исполнители:

Дети – группа хора
Дом – группа хора
Смельчак – солист

Участники располагаются в три ряда. На первом располагается группа хора, исполняющего роль «дома»; на втором – группа хора, исполняющего роль детей; на третьем – оркестранты.
Все исполнители сидя поют первые две строчки, показывая движением руки «покрытое снегом поле».

В чистом поле, в белом поле, было все белым-бело,
Потому что это поле белым снегом замело.

На следующие две строчки и музыкальный проигрыш «дом» встает и изображает руками крышу, двери и крыльцо. Дети в это время на цыпочках обходят дом, с любопытством его рассматривая.

И стоял в том белом поле белоснежно-белый дом,
С белой крышей, белой дверью, с беломраморным крыльцом.

Оказавшись сзади дома, дети «заглядывают в «окна», разглядывают пол и потолок.

Потолок был белый-белый, белизною пол блистал,
Было много белых лестниц, белых комнат, белый зал.

Дети входят в зал, который изображают исполнители «дома», двигаясь с двух сторон по кругу. Увидев что-то черное, дети пятятся назад. «Дом» их не пускает, пугает движениями рук, окружает с двух сторон.

Ив белейшем в мире зале спал без горя и забот.
Спал на белом одеяле совершенно черный кот.
Был он черен, словно ворон, от усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу черен… Весь – сплошная чернота!

При повторении последних слов Смельчак подбегает к «коту» и обнаруживает вместо него – шляпу. «Дом» ликует по поводу того, что им удалось обмануть, испугать детей, а те досадуют на свой страх. Герой-смельчак – победно «водружает» шляпу на голову.

Тема урока : Что такое сказка?

Цель урока :Формирование у учащихся общего представления о сказке в искусстве

Задачи:

  1. Актуализировать представления о сказках и значении в нашей жизни

  2. Раскрыть основные особенности воплощения сказок в искусстве

  3. Формировать умение выделять общую идейно – эмоциональную основу в сказках в процессе воспроизведения художественных произведений

  4. Совершенствовать культуру художественного восприятия

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с использованием технологии критического мышления

Учебно- методическое обеспечение: рабочая тетрадь, презентация, техническое оборудование.

Ход урока:

Учитель: Тему сегодняшнего урока я вам пока не скажу, но вы ее узнаете из песни. Внимание на экран. Слушайте внимательно.

(СЛАЙД 1)Звучит песня «Сказки гуляют по свету». Муз Е.Н. Птичкина, сл,М.С. Пляцковского

Учитель: Скажите, ребята, а вы догадались , о чем мы с вами будем вести беседу?

(СЛАЙД )

Тема урока: В мире сказок. И мы с вами отправляемся в гости к сказке.

Учитель: Думаю, за свои годы каждый хоть раз в жизни слышал сказку? Как обычно начинается сказка? Какими словами?

(СЛАЙД )

Учитель: А вот кто из вас может сказать, что такое сказка?

Учитель: Запись в тетрадях: ЗАПИСЫВАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(СЛАЙД )

СКАЗКА — это произведение волшебного, фантастического характера, обычно со счастливым концом.

А если в сказке нет счастливого конца-значит будет продолжение.

Открываем «Рабочие тетради» Тема № 6. Задание №1 №2. Но делать его будем не в тетрадях, а на листиках. И ответы наши будем складывать в «Корзинку идей», и, как в сказках говориться, когда мы дойдем до конца изучаемой темы, а она у нас занимает несколько уроков, в нашей корзинке будет много интересного.

Подходят, отвечают с листиков.

Учитель: я думаю, что каждому из вас хотелось бы оказаться в сказке- самой удивительной и волшебной. Сегодня искусство поможет совершить это путешествие и попасть в сказочный мир. Не верите? Давайте попробуем. Ну и как полагается в сказке, чтобы куда – то попасть – надо отгадать загадку. Готовы ?

Изучение новой темы:

Сегодня мы с вами начали путешествие по стране сказок. Отгадайте, о какой сказке я говорю:

(СЛАЙД )

  • главная героиня – очень несчастная девочка, потеряла самого близкого человека, она очень много работала, все умела, у нее доброе сердце и золотые руки. Однажды, попав на бал во дворец,она встретила прекрасного принца. Но нашел ее принц не сразу, а примерив нейкий предмет, который она потеряла, убегая. Назовите эту сказку.

Подсказка: на беларускай мове назва казкі гучыць” ПАПЯЛУШКА”

(СЛАЙД 11)

Учитель: Молодцы, ребята, на экране вы видите иллюстрацию к сказке Шарля Перо «Золушка». Сказку все смотрели или читали, или слушали?

Тогда перейдем к описанию характера главной героини, ответив на вопрос : Золушка какая?

(Слайд 12 )

Иллюстрация Э.Булатов, О.Васильев «Золушка» К какому жанру искусства принадлежит иллюстрация? Почему?

Физкультминутка

Учитель: Фрагмент из фильма «Золушка» Добрый жук – К какому жанру искусства принадлежит фрагмент ? Почему?

Учитель: Какая Золушка по характеру в этом эпизоде из одноименного фильма?

(Слайд)

Просмотр отрывка мультфильма « Золушка»

Учитель: К какому жанру искусства принадлежит мультфильм?

Учитель: Кто помогал Золушке в сказке?

Учитель: Что было за условие присутствия на балу? Почему?

  • Скажите, а кто является главной героиней, о которой мы столько говорили сегодня?

Мы с вами просмотрели разнообразные жанры или виды искусства. Каждый человек видит Золушку по- своем, и хочу спросить, одинакова ли Золушка во всех произведениях и почему?

Учитель: И еще один вопрос: скажите, а благодаря чему Золушка обрела свое счастье?

Ответы

Учитель:(музыка Баба яга прослушаем фрагмент) Какой образ у вас появляется в воображении при прослушивании данного фрагмента?

Скажите, а вот самый яркий и распространенный образ старушки, которая бывает практически во всех сказках, как вы считаете, как ее зовут? Она и злобная и помогает многим.Баба – Яга.Давайте подумаем, в каких сказках встречается образ Бабы – Яги. Баба Яга в сказках обычно представитель какой стороны или силы? Силы зла.

Учитель: А кто в сказках борется со злом? Правильно, главный герой. Он всегда какой ?

Ответы: Мужественный, смелый..

Ну и часто в сказке, когда происходили моменты очищения присутствовал аллегорический образ : ОГОНЬ.

Назовите сказки, в которых огонь занимает центральное место:

Ответы: ОГНИВО, Двенадцать месяцев, Оле- Лукое

Учитель: А мы переходим к творческой работе, традиционной на наших уроках. И сегодня мы с вами будем делать импровизированные атрибуты праздника — подсвечники. Для этого берем стеклянные баночки, лак для ногтей и наносим линии на баночки. Теперь получившиеся квадраты закрашиваем лаком. Подходим к блюду с манкой и сыплем ею на место, закрашенное клеем. Лишнюю манку обтряхиваем. Теперь украшаем ленточкой верх баночки. Ставим внутрь маленькую свечу и наш импровизированный подсвечник готов. Такие подсвечники безопасны, так как огонь находится в ограниченном пространстве и придают романтическое настроение. Молодцы ребята.

Мне всегда нравятся поэтичные, очень лаконичные строки японских поэтов. Они умеют в маленьком четверостишье высказать огромный смысл. Поэзия у них необычного строения. Вспомните из уроков музыки и гамма у них необычная, называется как? (Пентатоника)

Ты свечу зажёг.

Словно молнии проблеск,

В ладонях возник.

Мацуо Басё

Кстати, свече посвящено много песен, стихов, картин, музыкальных произведений. Сейчас я вам зачитаю четверостишье Хуан Рамон Хименес Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956 года «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной

чистоты в испанской поэзии».

Свеча

Как этот мир прекрасен!

Не задувайте свечи…

Будь вечным, этот вечер,

и я да буду вечен!

Свеча символизирует свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца. Универсальным является использование свечей в религиозных целях, на алтарях и в процессиях. Краткостью своего существования свеча символизирует одинокую трепетную человеческую душу, мимолетность жизни, которую так легко

погасить. Поэтому сейчас мы с вами зажжем наши свечи в импровизированных подсвечниках, сделанных своими руками, полюбуемся огнём и ответим на один из вопросов : «Вспомните, чем заканчиваются все сказки?»

Учитель: А если в конце сказки ещё не все хорошо, тогда что?

Тогда сказка еще не закончена.

Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.

Веселые и грустные,
Но добрые всегда,
Волшебные, искусные 
Живут в них мастера.

Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.

Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется  гимн  уму.

Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.

Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет  конца!

И как говорил Король из сказки « Золушка» : “Когда –нибудь спросять : « А что вы , собственно говоря, можете предъявить?» . И никакие связи не помогут сделать ножку – маленькой, душу — большой и сердце – справедливым».

(СЛАЙД )

Учитель : Обратите внимание на доску, на ней есть слово, которое является ключевым в нашем уроке, это слово Сказка. Давайте подберем прилагательные для того, чтобы охарактеризовать сказку, какой вы сегодня ее увидели на уроке. Пожалуйста:

С – светлая, справедливая, серьезная, смешная, современная, супер

К – красивая, королевская, крутая

А – авторская, авантюрная

З- забавная, звонкая, затейливая, загадочная

К- комичная, короткая, красочная, креативная

А- актерская, актуальная

Учитель: Молодцы, ребята.

Спасибо за работу. До новых встреч.

4

Тема урока: «Мир музыки в сказке»

Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся, уважаемые коллеги, гости нашего занятия. Сегодня наш урок будет не совсем обычным и хочу сначала предложить Вам небольшое стихотворение:

Плывут угрюмые века, плывут как в небе облака

Спешат. Бегут за годом год, а сказка для тебя живет.

Она живет в любом дому и странствует по странам,

А почему? Да потому, что без нее нельзя нам.

Когда и кто ее сложил, в своей избушке где — то

И самый старый сторожил не даст тебе ответа.

И про зверей, и про царей и что на свете было-

Все в памяти своей — нам с вами сохранила.

Учитель: Как Вы думаете, ребята, чему сегодня будет посвящен наш урок ?

Учащ-ся: наверное сказкам.

Учитель: Действительно, посмотрите, как оформлен наш зал, здесь мы видим Ваши книжки, любимые игрушки, которые вы принесли. Сегодня наша встреча посвящена сказкам, а тема нашего урока «Мир музыки в сказке».

Как вы думаете почему мы решили поговорить сегодня о сказках ?

Учащ-ся: Наверно, потому, что произведения имеют сказочные названия?

Учитель: Может быть, а какие вы подготовили сегодня произведения, как они называются ?

(учащиеся называют произведения, которые они подготовили к уроку)

Учитель: Ребята, вы все подготовили произведения, у которых есть названия. А знаете ли Вы, как называются такие произведения?

Учащ-ся: Произведение, имеющее название называется программное, и уже по названию можно понять какой образ хотел изобразить композитор в музыке.

Учитель: Хорошо, а кто может объяснить, что такое образ ?

Учащ-ся: Музыкальный образ – это то, что увидел и воспринял композитор и передал нам эти ощущения в музыкальных звуках.

Учитель: А приходилось ли вам раньше исполнять программные произведения, где муз.образ известен по названию ?

(Учащиеся называют произведения, которые они исполняли раньше)

Учитель: Вот видите, сколько произведений с интересными названиями вы уже знаете. И мы сегодня поговорим о музыке, которая может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – разными : ласковыми , добрыми, таинственными или тревожными. Для того, чтобы создать сказочное настроение, не обязательно должен быть большой, длинный сюжет. Бывает достаточно одного названия и нашей фантазии, и мы –уже попадаем в сказку. Что же это такое — сказка ?

Учащ-ся: Сказка — это особый мир , где возможно все, здесь обязательно есть что то фантастическое, неправдоподобное, животные могут разговаривать друг с другом, обыкновенные предметы, могут оказаться волшебными и помогать главному герою.

Учащ-ся: Сказка –это выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло, а также — жанр литературного творчества с установкой на вымысел.

Учитель: Да, все верно…, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал  сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. Ребята, а какие сказки вы можете назвать, кто их написал?

(Учащ-ся называют сказки)

Учитель: Молодцы, ребята. Я поняла, что вы любите и знаете сказки, а скажите откуда появились сказки, кто их сочинял ?

Учащ-ся: Сказки сочинял народ, поэтому сказки называются народные или еще их называют « сказки народов мира». Но есть сказки, которые в детстве были услышаны талантливыми людьми, а в будущем, были записаны на бумаге, для детей разных уголков нашей планеты. Этими людьми были известные поэты и писатели.

Учитель: А каких известных писателей и поэтов, написавших сказки вы можете назвать?

(Учащ-ся называют известных писателей и поэтов)

Учитель: Молодцы, ребята. Конечно, сказок огромное количество, какие-то, вы прочитали сами, какие то узнали в школе, а какие-то сказки вы помните с самого раннего детства. Действительно, невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Кто из нас не любил их в детстве, Наверно, не найдется и такого человека.

Учитель: Сейчас я хочу предложить Вам небольшие отрывочки из сказок, а вы попробуете угадать, из какой они сказки.

1)Ты прекрасна – спору нет, но царица всех милее, всех румяней и белее.

Уч-ся : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2) Воротился старик ко старухе ,рассказал ей великое чудо.

Уч-ся : «Сказка о рыбаке и рыбке».

3) Ель растет перед дворцом , а под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная , да затейница какая!

Белка песенки поет , да орешки все грызет»

Уч-ся: «Сказка о царе Салтане»

Учитель: правильно, это «Сказка о царе Салтане». Ребята, а Вы знаете, кто сочинил все эти сказки ?

Уч-ся : Это – известный великий русский писатель — А. С. Пушкин.

Учитель: У Пушкина очень большое количество сказок, которые вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений. Вот и к «Сказке о царе Салтане» была придумана музыка , но об этом нам расскажет Ульяна, которая пришла в костюме белочки. И так — путешествие в первую сказку.

1 учащ-ся: Полное название моей сказки — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», музыку к сказке сочинил великий русский композитор — Николай Андреевич Римский –Корсаков. Николай Андреевич очень любил писать музыку к сказкам . Во всем мире его называют музыкальный сказочник. Когда Римский-Корсаков прочел «Сказку о царе Салтане» Пушкина, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке, оживить звуками образы сказочных героев.

Мое произведение — это отрывок из сказки , называется «Во саду ли в огороде». Эту песенку в сказке поет Белочка. Вот как рисует Белочку Пушкин в своей сказке:

«…Белка песенки поет
И орешки все грызет
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые….
…Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…«Во саду ли, в огороде».

(Учащ-ся подготовила рисунок к произведению)

Послушайте как образ белочки изобразил в музыке Римский- Корсаков .

( Исполнение произведения в ансамбле с преподавателем)

Учитель: расскажи нам, Ульяна , немножко про произведение, которое ты исполнила и про своего героя , в образе которого ты пришла.

Учащ-ся: Мое произведение для 2-х человек, это ансамбль – я исполняю главную партию — мелодию, а Е.В — аккомпанемент. Характер этой песенки – певучий, но легкий. Темп –подвижный -аллегретто, я представляю проворную певунью и плясунью. Белка, как птичка легко прыгает по веткам, в музыке слышно — будто сверкают изумруды, поэтому и мои пальчики должны быть очень легкие, острые,словно коготочки у Белочки. Руки играют здесь вместе, в интервал – сексту, т.е. 6 ступеней. Главная мелодия звучит в правой руке, а в левой как будто – подпевает другой голос . Поэтому нужно стараться, чтобы эти голоса сливались и звучали одновременно. Звучит моя партия в высоком регистре и среднем, сначала на форте , затем во 2-й сторочке – на пиано, в конце есть замедление и реприза. Я также пела эту песенку с подтекстовкой, т.е. со словами, чтобы играть ровнее и певучее:

Во саду ли , в огороде девица гуляла,

У ней русая коса и лента голубая.

Учитель: Ульяна, скажи, пожалуйста, ты читала эту сказку, понравилась она тебе и помогла ли тебе белочка из сказки в исполнении этой песенки ?

Учащ-ся: Сказка помогла мне почувствовать характер произведения; я узнала, что песенка, которую играю — из большой сказки известного сказочника А.С. Пушкина, а музыку к этой сказке сочинил композитор — Н. А. Римский – Корсаков.

Учитель: А теперь давайте перенесемся в те времена, когда люди верили в то, что на земле живет множество необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы, которые под различными именами присутствовали в поверьях и сказках разных народов. А кто скажет, кто такие гномы и как они выглядят ?

Учащ-ся: Гномы — это очень маленькие человечки, имеющие бороду, носят они колпачки и красные костюмчики, на ногах серебряные башмаки. В сказках рассказывают, что они выбирали себе дом по вкусу и селились в нем. Дождавшись ночи, выходили из своих укрытий и принимались за уборку — мыли посуду и делали другую домашнюю работу. Гномики бывают злые и добрые.

Учитель: Ребята, а кто из Вас знает сказки , где есть гномы?

Уч-ся: «Белоснежка и 7 гномов», мультфильм – «Смурфики».

Учитель: А знаете ли вы музыкальные произведения, где главные герои — гномы ? может вы исполняли произведения ?

(Учащ-ся перечисляют произведения с названиями)

Учитель: А сейчас давайте послушаем небольшой отрывок и определим , что это за произведение и кто его сочинил ?

(Звучит отрывок произведения «В пещере горного короля» Э.Грига)

Учитель: а вы знаете, кого хотел изобразить Э.Григ в этом произведении?

Учащ-ся: сказочных персонажей троллей.

Учитель: действительно, Эдвард Григ — северный волшебник, жил он в местечке «Трольхауген», это название переводится – холм троллей. А тролли –это злые духи, которые как и гномы являются персонажами норвежских народных сказок.

Учитель: Ну а сейчас мы отправляемся в сказку, где тоже есть гномы.

Учащ-ся: Я хочу вам рассказать сказку , которую сочинила сама к произведению, которое исполняю — «У гномов» композитора Цильхера.

К этому произведению я тоже нарисовала рисунок. Послушайте , пожалуйста , как я представила этих человечков.

(Учащ-ся рассказывает сказку, затем исполняет произведение)

Учитель: Настя, ты сочинила замечательную сказку, а расскажи как композитор изобразил гномов в произведении ?

Учащ-ся: Композитор – Пауль Цильхер –немецкий композитор и педагог. Он сочинил много «незатейливых , но изящных и проникнутых теплыми чувствами» пьес, но пьеса «У гномов» — самая известная.

Произведение — 3-х частное, в подвижном темпе; шутливого, игривого характера . Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение и характер, то становится ясно, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Солнечного настроения 1 части композитор добивается с помощью мажорного лада; шутливое , игривое настроение придают хроматизмы в левой руке — можно представить скатившихся маленьких человечков с горы, которые , заигравшись, не заметили, что меняется погода (показ на инструменте). 2 часть – это неожиданный дождик, который в конце этой части перерастает в гром –это кульминация произведения (показ — аккорды с секундами — кульминация), затем все постепенно затихает (показ) и снова выглядывает солнышко. 3 часть — снова мажор и светое, радостное настроение , в конце гномы уходят домой и закрывают за собой дверь, окно, выключают свет – конец на рр (показ).

Композитор использует много верхнего регистра, есть средний, а также немного нижнего. Штрих стаккато на протяжении всего произведения, очень точно изображает маленьких гномиков на своих коротеньких ножках, но и представляет некоторую сложность в исполнении. Часто левая рука перестает слушаться и получается неточный штрих, из за этого может поменяться и характер. Острые, цепкие пальцы должны быть постоянно активны, а особенно на р. Поэтому — нужна хорошая отработка отдельными руками и постоянный слуховой контроль.

Мое произведение очень красивое, я с удовольствием его разучиваю. Фантазируя и представляя своих героев, мне удается лучше передать тот образ, который задумал композитор.

Учитель: Спасибо, Настя за твою сказку, мы с удовольствием побывали в гостях у твоих фантастических персонажей.

Девочки, а любите ли Вы играть в куклы ? Наверняка у вас у всех есть куклы, и когда Вы были помладше — любили их переодевать, делать им прически , красить? Ну тогда путешествуем дальше.

Учащ-ся: А я хочу познакомить Вас с моим произведением советского композитора Берковича Исаака Яковлевича — «Танец куклы». Так как я очень люблю фантазировать и мечтать, особенно перед сном, я тоже попробовала сочинить небольшую историю — про куклу, которая любила танцевать.

(Учащ-ся читает сказку,сочиненную к произведению):

В одном игрушечном магазине на витрине стояла кукла. Ей было одиноко, и у нее была мечта — найти себе друга.В витрине магазина было пыльно, кукла стояла там уже давно. Она была прекрасной куклой: красивое платье из алого бархата, черная маленькая шляпка и маленькие красные танцевальные туфельки.Целыми днями она смотрела на улицу и мечтала. Мимо бежали, шли, ковыляли, торопились прохожие: взрослые и дети. Кукла так хотела, чтобы кто-нибудь обратил на нее внимание, чтобы она кому-нибудь понравилась, но прохожие были заняты своими делами, и взгляд на витрину игрушечного магазина падал редко. Ночью же, когда магазин закрывался, его обитатели оживали. Это были куклы, разные животные, которые устраивали карнавалы, играли в свой собственный кукольный театр и, конечно же, танцевали на своих кукольных балах. Но, несомненно, если бы вы заглянули в магазин после полуночи, то ваш взгляд бы остановился на одинокой кукле в красивом платье из алого бархата, которая танцевала свой печальный и волшебный танец — танец куклы, мечта которой не спешила сбываться.

(Исполнение пьесы «Танец куклы»)

Учащ-ся: Композитор — Беркович постарался передать музыкальными выразительными средствами образ танцующей куклы – изящный, грациозный. Он использует минорный лад, подвижный темп. Капризность мелодии подчеркивается сменой фактуры, штрихов и длительностей. Трудности представляли короткие ноты по трезвучию , переходящие в аккорд — то в правой руке , то в левой. А также аккорды , в которых мелодия звучит в нижнем голосе и провести ее нужно 1-м пальцем. 2 часть — более взволнованная, с мотивами отчаяния, как будто кукла хочет обратить на себя внимание и рассказать как ей одиноко. Кульминация приходится на эти восходящие по септаккорду мотивы. Конец произведения- успокоение, повторение мотивов с 1 части, это снова витрина, на которой стоит грустная кукла, а там, за витриной все те же куда то спешащие прохожие.

Учитель: А сейчас мы с Вами перенесемся в далекую страну, где происходят волшебные превращения. Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы с вами сейчас отправимся.

Загадка: Скорей бы приблизился вечер и час долгожданный настал.

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает – откуда я, как зовусь,

Но только лишь полночь настанет – к себе на чердак я вернусь.

Учащ-ся: Мое произведение — из замечательной , всеми любимой сказки — Шарля Перро «Золушка». Называется — «Отъезд Золушки на бал» из балета С.С. Прокофьева. История бедной падчерицы, попадающей на бал, благодаря доброте и волшебству Феи и находящей там свое счастье, не раз вдохновляла композиторов, но до Прокофьева не находила столь яркого , выразительного воплощения. «Основное, что мне хотелось передать в музыке «Золушки»,- писал композитор, – зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты».

(Исполнение произведения в ансамбле с педагогом)

Учащ-ся: Вальс — по — характеру очень взволнованный и даже томительно – напряженный. Золушка, переодетая в красивое платье, хрустальные туфельки –отправляется впервые на бал, конечно же она волнуется. Радостное предчувствие героини, ожидание чуда усиливается за счет стремительного темпа, минорного лада, восходящей интонации с полутоновыми мотивами, с опеваниями. Словно целый рой внезапно пробудившихся неясных ощущений создал в душе юной девушки состояние столь же неуловимое, как и сама романтическая музыкальная стихия. 2 часть – это нисходящая мелодия по хроматизмам, очень резкие созвучия, гармонические обороты, тональные отклонения, характерные для стиля этого композитора. Ритмическая точность, быстрый темп, смена фактуры и штрихов — это те трудности, которые предстоит еще решить в дальнейшем. Композитор писал — «Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего и волнующего нас».

Учитель: сказка «Золушка»- наверно самая любимая сказка девочек, каждая из которых хотела бы вот так попасть на бал.

Сегодня мы побывали в гостях у разных героев из сказок, проанализировали, с помощью чего композитор изображает образы и характеры своих героев. Скажите, помогли ли вам сказки, при разучивании музыкального произведения?

Учащ-ся: Сказки развивают фантазию, мышление, с помощью сказки я научилась придумывать новые сюжеты, образы. Сказка помогает почувствовать настроение, которое хотел передать нам композитор.

Учитель: Ребята, а чему учат сказки в жизни ? нужно ли их читать?

Учащ-ся: сказки учат детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. Сказка также показывает — что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду.

Учитель: Правильно, сказки не только воспитывают, развлекают, но и радуют душу. Сказки учат вечным истинам жизни — любви и справедливости, смелости и противостоянию.

А теперь от лица сказочных персонажей, которых вы сегодня представляли давайте скажем друг другу пожелания, а поможет нам в этом вот это сердечко – смайлик.

Ульяна: верить в чудо, в сказку и волшебство;

Маша: никогда не отчаиваться и всегда преодолевать трудности;

Настя: желаю иметь много друзей и никогда не бросать их в беде;

Даша: желаю побольше счастливых моментов в жизни.

Учитель: Ну а я вам всем желаю – оставайтесь такими же творческими личностями, сочиняйте, мечтайте, фантазируйте; пусть в вашей жизни, которая только начинается сбываются все мечты, царит только добро и справедливость, как в самой доброй любимой сказке. А вам дорогие коллеги я хочу пожелать – не забывайте, что добро всегда побеждает зло и что любые трудности преодолимы. Поэтому — читайте сказки!!!

.

Учитель: конечно , читать сказки полезно не только в детстве. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы. Поэтому читайте сказки.

«Сказка, игра, фантазия- животворный источник детского мышления»- В.А. Сухомлинский.

Сказка важна для развития воображения, мышления ,фантазии, творчества, помогает различать понятия добра и зла.

Под влиянием чувств , пробуждаемых сказочными образами, уч-ся учатся мыслить и чувствовать.

В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого урока по музыке в 5-м классе

Эпиграф: «У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученный

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит

Налево – сказку говорит….»

(«Руслан и Людмила» А.С.Пушкин)

Тема урока: «Музыка в сказке и сказка в музыке»

Цели урока: 1. Обучающая: формирование художественных интересов и творческой активности.

2. Воспитательная: формирование этической и эстетической отзывчивости на прекрасное.

3. Развивающая: формирование эстетически развитого слуха ( какие навыки умения приобретают в процессе восприятия и исполнения музыки)

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: На уроках в 1-й четверти Вы услышали и узнали, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Песни превратились бы (во что?) – песни без слов. Исчезли бы оперы, балеты. Теперь, скажите, только ли музыке нужна литература? А литературе нужна музыка? (ответы ребят). Если бы не было музыки, что стало бы с песнями?:

Ученики: Остались бы одни стихи! И никогда не стали бы с песнями.

Учитель: А ведь многие стихи пишутся специально для того, чтобы композитор сочинил на них музыку. Но музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песни. Написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, и музыка даже становится главным действующим лицом. Это, прежде всего сказки. Не случайно эпиграфом урока является отрывок из сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (Читает ученик). Вот так А.С.Пушкин подчеркнул близость песни и сказки и показал неразрывную связь литературы с музыкой. Многие песни, музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов – сказителей. Они и певцы, и поэты, и актеры. На Украине – это кобзари – бандуристы, в Казахстане и Киргизии – акыны, в Армении – ашуги. Любовь народа к музыкантам запечатлена в легендах, преданиях, сказках. Одна из сказок, где музыка играет главную роль – это белорусская народная сказка «Музыкант – чародей».

Жил — был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше – в чистое синее небо к ясным звездам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились, играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и делает. Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не хотели подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шел, двадцать голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка (первые звуки скрипки и продолжение сказки). Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли (звучит вся мелодия А. Аладова белорусского композитора). Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант – чародей.

Учитель: 1. Почему волки не съели музыканта?

2. В чем была сила маленького музыканта – скрипача?

(ответы учеников)

Учитель: 1. Ребята, при помощи чего извлекают звуки на скрипке?

(при помощи смычка)

2. Какую вы знаете песню про смычок?

(норвежская народная песня «Волшебный смычок»)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Учитель: Что общего между этой песней и белорусской народной сказкой?

(ответы учеников)

Учитель: Теперь мы обратимся к сказочным музыкальным образам, т.е. к сказке в музыке.

1. Кто из композиторов был великим музыкальным сказочником?

2. Что вы знаете об этом композиторе?

3. Вспомните, какие оперы написал Римский – Корсаков на сюжеты сказок?

(ответы учеников)

Учитель: Правильно. Римский – Корсаков создал целую галерею сказочных образов. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С.Пушкина Римский Корсаков – передал в музыке. Сегодня мы вспомним и еще раз услышим фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». Это вступление к последней картине оперы «Три чуда». (Ученики называют) 1-ое чудо «Белка» — (ученик читает литературный отрывок из сказки) Звучит фрагмент.

Учитель: 1. Какую песню пела белка при честном народе?

2. Что передает музыка в данном фрагменте?

3. Какой инструмент солирующий?

2-ое чудо «33 богатыря» — (ученик читает литературный отрывок из сказки) Звучит фрагмент.

Учитель: 1. Какие интонации услышали? (изобразительные)

2.Что изображала музыка?

3-ое чудо «Царевна – лебедь» — (ученик читает литературный отрывок из сказки) Звучит фрагмент.

Учитель: 1. Как музыка изображает Царевну – лебедь?

2. Назовите знакомые музыкальные инструменты, звучание которых вы услышали в трех фрагментах оперы.

3. В состав, какого оркестра входят эти инструменты?

Учитель: Вот видите, ребята, чудеса происходят повсюду: и в сказках, и в музыке, и даже жизни. Это вы изобразили в своих рисунках. И сейчас мы исполним песню «Чудеса».

(исполнение песни)

Учитель: Сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что музыка и литература тесно связаны между собой. Они творят красоту. А сказки помогают понимать нам эту красоту.

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу (оценка).

До свидания!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Музыкальная сказка три поросенка для детей слушать
  • Музыкальная сказка три медведя для детей с музыкой
  • Музыкальная сказка три девицы под окном на новый лад текст с музыкой
  • Музыкальная сказка три девицы зеркало и царь
  • Музыкальная сказка теремок на новый лад для детей с музыкой

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии