1
2
3
Опера — с итальянского означает – труд, дело, сочинение. труд, дело, сочинение. Это вид театрального искусства, в котором соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации) и хореография.
4
Либретто — В переводе с итальянского – книжечка. Это литературный текст, лежащий в основе оперы. лежащий в основе оперы. Очень часто основой либретто является литературное произведение.
5
Либретто оперы «Руслан и Людмила» Написано по одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.
6
Создатель оперы Композитор и создатель либретто оперы — Михаил Иванович Глинка ( )
7
Афиша
8
Премьера – первая постановка оперы. Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года в Большом театре (Мариинском) в Петербурге.
9
Жанр оперы «Руслан и Людмила» – «Руслан и Людмила» – Первая русская эпическая опера.
10
Композиция: увертюра – оркестровое вступление к опере увертюра – оркестровое вступление к опере интродукция – краткое вступление, введение в действие оперы. интродукция – краткое вступление, введение в действие оперы. 5 действий – 5 величественных древних фресок. 5 действий – 5 величественных древних фресок.
11
Антракт — 1. Перерыв между действиями. 2. Короткие оркестровые вступления к действиям. вступления к действиям.
12
Действующие лица: Светозар, великий князь Киевский Людмила, дочь Светозара Руслан, киевский витязь, жених Людмилы Ратмир, князь хазарский Фарлаф, витязь варяжский Горислава, пленница Ратмира Финн, добрый волшебник Наина, злая волшебница Баян, певец Черномор, злой волшебник, карлик Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы; рабы Черномора, нимфы, ундины.
13
Певческие голоса: Людмила — колоратурное сопрано Людмила — колоратурное сопрано Руслан – баритон Руслан – баритон Баян – тенор Баян – тенор Фарлаф – бас Фарлаф – бас Светозар – бас Светозар – бас Наина – меццо сопрано Наина – меццо сопрано
14
Сольные номера : Ария – портрет героя, его музыкальная характеристика. Ария – портрет героя, его музыкальная характеристика. Каватина – небольшая ария лирического характера. Каватина – небольшая ария лирического характера. Речитатив – пение, напоминающее декламацию (полу речь- получение) Речитатив – пение, напоминающее декламацию (полу речь- получение) Ария-рондо – ария, с повторяющейся основной мелодией. Ария-рондо – ария, с повторяющейся основной мелодией.
15
Ансамблевые номера: ансамбли-сцены – обращение героев друг к другу; ансамбли-сцены – обращение героев друг к другу; ансамбли-согласия (дуэты, терцеты, квартеты)- одновременное переживание героями каких-либо событий. ансамбли-согласия (дуэты, терцеты, квартеты)- одновременное переживание героями каких-либо событий.
16
Хор — Певческий коллектив, Певческий коллектив, коллективное действующее лицо в опере или «комментатор» событий. коллективное действующее лицо в опере или «комментатор» событий. Персидский хор – 3 действие Персидский хор – 3 действие
17
Восточные танцы Турецкий танец – спокойный и томный; Арабский танец – темпераментный и грациозный; Лезгинка – стремительная и величавая.
18
Оркестр – равноправный партнёр действующих лиц оперы, иногда и самостоятельное действующее лицо. Оркестр – равноправный партнёр действующих лиц оперы, иногда и самостоятельное действующее лицо. Валерий Гергиев- Российский дирижёр, Народный артист России, Народный артист Украины, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского Симфонического оркестра.
19
Содержание оперы Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах. Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюблённых и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы. В разгар свадебного веселья раздаётся удар грома, всё погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасёт княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски. В далёком северном краю, куда странствия привели Руслана, живёт добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь. Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его. Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь. Ищет Людмилу и Фарлаф. Но всё, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасёт Людмилу и станет обладателем Киевского княжества
20
Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Но, поражённая копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору. Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращённый Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы. В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает её подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора. Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздаётся звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна. В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан. Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез её в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.
21
«Руслан и Людмила» эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт столкновение сил добра и зла отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.
22
Постановка Мариинского театра Под руководством Валерия Гергиева
23
Оперные певцы: Анна Нетребко –Людмила Анна Нетребко –Людмила Владимир Огновенко – Руслан Владимир Огновенко – Руслан Геннадий Беззубенков – Фарлаф Геннадий Беззубенков – Фарлаф Константин Плужников – Финн Константин Плужников – Финн Ирина Богачёва – Наина Ирина Богачёва – Наина Юрий Марусин – Баян Юрий Марусин – Баян Лариса Диадкова – Ратмир Лариса Диадкова – Ратмир Кировский балет
24
Список используемых источников: 1. Оперные либретто — ч.1 2. Альбом «М.И.Глинка» – изд-во «Музыка» М., Ю.Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся – изд- во «Музыка» Л., funlol.ru 5. ukrainehotelsonline.com 6. smolgazeta.ru
25
Приятного просмотра!
О́пера(итал.opera—
дело, труд, работа;лат.opera—
труды, изделия, произведения, мн.ч. от
opus) — жанр музыкально-драматического
искусства, в котором содержание
воплощается средствами музыкальной
драматургии, главным образом посредством
вокальной музыки[1].
Литературная основа оперы —либретто.
Слово «орега» в переводе с итальянского
буквально означает труд, сочинение. В
этом музыкальном жанре слиты в единое
целое поэзия и драматическое искусство,
вокальная и инструментальная музыка,
мимика, танцы, живопись, декорации и
костюмы.
Композитор пишет оперу
на сюжет, заимствованный из литературы,
например «Руслан
и Людмила», «Евгений
Онегин». Словесный текст
оперы называетсялибретто.
Практически каждая
опера начинается увертюрой—
симфоническим вступлением, которое в
общих чертах знакомит слушателя с
содержанием всего действия.
|
-
История жанра
Опера появилась в
Италии,
вмистериях,
то есть духовных представлениях, в
которых эпизодически вводимая музыка
стояла на низкой ступени. Духовная
комедия: «Обращение св. Павла» (1480),Беверини,
представляет уже более серьёзный труд,
в котором музыка сопровождала действие
с начала до конца. В серединеXVI
векабольшой популярностью
пользовалисьпасторалиили пастушеские игры, в которых музыка
ограничивалась хорами, в характере
мотета или мадригала. В «Amfiparnasso»,Орацио
Веккихоровое пение за
сценой, в форме пятиголосного мадригала,
служило для сопровождения игры актёров
на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в
первый раз при Моденском дворе в1597
году.
Джакопо Пери
В конце XVI
векапопытки ввести в такие
сочинения одноголосное пение (монодию)
вывели оперу на тот путь, на котором её
развитие быстро пошло вперед. Авторы
этих попыток называли свои
музыкально-драматические произведенияdrama in musicaилиdrama per musica; название
«опера» стало применяться к ним в первой
половинеXVII
века. Позднее некоторые
оперные композиторы, напримерРихард
Вагнер, опять вернулись к
названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр
для публичных представлений был открыт
в 1637
годувВенеции;
ранее опера служила только для придворных
развлечений. Первой большой оперой
можно считать «Эвридику»Джакопо
Пери, исполненную в1597.
В Венеции со времени открытия публичных
зрелищ в течение 65 лет появилось 7
театров; для них написано разными
композиторами (числом до 40) 357 опер.
Пионерами оперы были: в Германии —Генрих
Шютц(«Дафна»,1627),
во Франции —Камбер(«La pastorale», 1647), в Англии —Пёрселл;
в Испании первые оперы появились в
началеXVIIIстолетия; в России Арайя первым написал
оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный
русский текст (1755). Первая русская опера,
написанная в русских нравах —
«Танюша, или Счастливая встреча», музыка
Ф. Г. Волкова (1756).
В 1868
годуармянский композиторТигран
Чухаджянсоздает оперу
«Аршак
II» — первую оперу в
музыкальной историиВостока.
Истоками оперы можно
считать и античную трагедию. Как
самостоятельный жанр опера возникла
в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке
музыкантов, философов, поэтов в городе
Флоренция. Назывался кружок любителей
искусства «камерата».
Участники «камераты» мечтали возродить
древнегреческую трагедию, объединить
в одном спектакле драму, музыку и танец.
Первый подобный спектакль был дан во
Флоренции в 1600 году и рассказывал об
Орфее и Эвредике. Существует версия,
что первый музыкальный спектакль с
пением был поставлен в 1594 году на сюжет
древнегреческого мифа о борьбе бога
Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно
в Италии стали появляться оперные школы
в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера
стремительно распространилась по всей
Европе. В конце 17-начале 18 века складываются
основные разновидности оперы: опера —
сериа (большая серьёзная опера) и опера —
буффа (комическая опера).
-
Опера в России
Опера в России появилась
в конце 18 века, когда в Петербурге был
открыт Российский театр. Сначала шли
только иностранные оперы. Первые русские
оперы были комическими. Одним из
создателей считается Фомин. В 1836 году
в Петербурге прошла премьера оперы
Глинки «Жизнь за царя». Опера в России
приобрела совершенную форму, определились
её особенности: яркие музыкальные
характеристики главных героев, отсутствие
разговорных диалогов. В 19 веке к опере
обращаются все лучшие русские композиторы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обновлено: 09.01.2023
Первые оперы появились в Италии, во Флоренции на рубеже XVI – XVII столетий. Их авторы были участниками небольшого кружка любителей искусства, собиравшихся у богатых меценатов Джованни Барди и Якопо Корси. Кружок этот вошел в историю музыки под названием флорентийской камераты (итальянское camerata – кружок).
Члены камераты были большими поклонниками античного искусства и мечтали возродить древнегреческую трагедию. По сохранившимся описаниям они знали, что во время представления трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида актеры не проговаривали, а пропевали текст, и что там участвовал поющий и танцующий хор. Однако какова была музыка в древнегреческом театре, они не имели ни малейшего представления, поскольку никакого документального материала у них не было (немногие сохранившиеся записи еще не были расшифрованы). Тем не менее, из высказываний античных философов и поэтов они сделали вывод, что манера исполнения античных актеров представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью, и попробовали создать мелодию такого же типа. Результатом их экспериментов было создание речитатива – речевой мелодики. Это была вокальная мелодия полунапевного, полудекламационного характера, предназначенная для сольного исполнения с инструментальным сопровождением. Сами члены кружка так характеризовали созданный ими тип мелодики:
Для первых флорентийских опер было характерно:
- господство речитатива,
- отсутствие арий и ансамблей,
- статичность действия.
Новый жанр развивался очень бурно и стремительно. Опыт флорентийцев перенимался в других итальянских городах, и уже очень скоро в истории оперы появились первые классические произведения. Их автором стал Клаудио Монтеверди.
Благодаря Монтеверди опера превратилась в произведение прежде всего музыкальное: теперь музыка стала занимать не подчиненное, как это было раньше, а главное место. В отличие от однообразного речитатива Пери и Каччини, Монтеверди создал остро напряженный, драматический речитатив – с внезапными сменами темпа и ритма, выразительными паузами. При этом Монтеверди не ограничился речитативом: в кульминациях своих опер он включал арии, где мелодия носила уже не декламационный, а певучий характер. Большое значение приобрел хор и оркестр, который подчеркивал значительность того или иного момента драмы. Все это позволило Монтеверди ярко раскрывать внутренний мир своих героев.
Жестокий и сумасбродный император Нерон решил низложить свою супругу Оттавию, чтобы возвести на престол любовницу – красавицу Поппею. Воспитатель Нерона, философ Сенека пытается отговорить императора от расторжения брака, поскольку народ Рима сочувствует императрице. Разъяренный этим сопротивлением, Нерон приговаривает философа к смерти.
Оттавия не собирается сдавать свои позиции без борьбы. Она приказывает Оттону, мужу Поппеи, умертвить соперницу. Любящий Поппею Оттон пытается уклониться от этого шага, но Оттавия шантажом заставляет его подчиниться. Переодевшись в платье Друзиллы – юной девушки, влюбленной в него, Оттон проникает в покои Поппеи, чтобы заколоть ее кинжалом. Однако в последний момент заговор раскрывается, и все его участники отправляются в изгнание. Нерон перед римскими консулами и трибунами коронует Поппею.
Слушательская аудитория первых опер ограничивалась очень узким кругом: это придворная знать, просвещенные любители и знатоки искусства. Но постепенно оперный жанр стал демократизироваться, то есть обращаться к более широкому кругу слушателей.
В совершенно других условиях развивалась опера в Венеции. Руководство ею здесь попало в руки предприимчивых коммерсантов. За короткое время в городе появилось несколько общедоступных городских театров (первый – Сан-Кассиано), конкурирующих между собой.
Позднее других – к концу XVII века – сложилась оперная школа в Неаполе, подытожившая историю столетнего развития итальянской оперы. Интересно, что неаполитанская опера оказалась особенно далекой от того идеала, к которому стремилась флорентийская камерата. Она сразу заявила о себе как произведение, в котором ведущей силой является не поэзия, а музыка, пение. Именно в Неаполе утвердился тот вид оперного пения, который получил название bel canto (прекрасное пение). Под ним понимается умение плавно, красиво исполнять певучую мелодию широкого дыхания (кантилену), причем сохранять эту плавность постоянно. Стиль бельканто требует от певца высшего мастерства: виртуозного владения дыханием, ровного звучания голоса во всех регистрах, блестящей техники. Пение это вызывало заслуженные восторги у слушателей.
Стиль bel canto способствовал расцвету арии, получившей явный перевес над речитативом. Неаполитанцы ввели в практику типовые арии, которые долгое время господствовали на оперной сцене. Сложилось несколько контрастных типов арий, связанных с наиболее часто встречающимися сценическими ситуациями: lamento (по-итальянски – плач, жалоба) – скорбные арии, арии патетические (страстные), бытовые, лирические, бравурные (шумные, бодрые), буффонные, арии мести.
Каждый тип опирался на свои выразительные приемы. Так, например, для lamento характерна опора на интонацию нисходящей секунды, передающую стон, рыдание. Первый классический образец этого типа арии – плач Ариадны Монтеверди. Именно образы скорби, печали, воплощенные в ариях lamento, были у неаполитанцев наиболее глубокими и сильными.
Причина широкой популярности типовых арий заключалась в том, что оперные герои XVII века еще не имели индивидуального облика и характера. Свои чувства они выражали обобщенным языком, связанным не с характером, а с определенной ситуацией, в которую они попадали. Никого не смущало, что жестокий деспот, злодей, влюбившись, изливал свои чувства в возвышенной, одухотворенной мелодии божественной красоты, и наоборот, застенчивая, робкая девушка, почувствовав ревность, начинала выводить неистовые рулады. Другими словами, выражение одинаковых чувств (любви, скорби, ненависти и пр.) было сходным у совершенно разных героев. По форме арии XVII века представляли собой тип da capo, состоящий из трех частей. Третья часть, реприза, как правило, украшалась певцами всевозможными руладами.
Неаполитанцы усовершенствовали и речитатив, разделив его на два вида – аккомпанированный (accompagnato) и сухой (secco). В речитатив secco попадал весь информационный материал, который требовалось донести до слушателя. Если ария неизменно вызывала остановку действия, то сухой речитатив, напротив, его совершенно не задерживал, он быстро следовал за текстом. В мелодическом отношении он напоминал скорее разговорную речь, чем пение: исполнялся скороговоркой в очень свободной манере (с выделением отдельных слов, сменами темпа, выразительными паузами) – певец вел себя как драматический актер. Вот почему речитатив–secco не мог сопровождаться оркестром, Лишь отдельные аккорды клавесина помогали певцу держаться в тональности.
Аккомпанированный речитатив отличался большей напевностью и подобно арии звучал в сопровождении оркестра. Он часто использовался как вступление к арии. Нередко в таком речитативе передавались сложные душевные состояния, борьба различных чувств.
Таким образом, композиторы неаполитанской оперной школы четко определили и разграничили назначение основных оперных форм – арии и речитатива: ария концентрировалась на выражении какого-то определенного чувства, выражая отношение действующих лиц к происходящему, речитатив же развивал действие в диалоге или повествовании о каком-либо событии.
В рамках неаполитанской школы, прежде всего в творчестве Аллесандро Скарлатти, сложился новый оперный жанр – опера-seria(итальянское seria – серьезная). Типовыми особенностями этого оперного жанра были:
Роль оперы-seria в развития оперного жанра чрезвычайно велика: именно с ее появления начался подлинный расцвет оперного жанра, как произведения прежде всего музыкального. В то же время это было явление противоречивое, в котором всё больше усиливались кризисные черты.
Презентация на тему: » ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРА Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии.» — Транскрипт:
2 И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), иногда – хореография (балетные номера). Литературное изложение сюжета оперы — либретто. В переводе с итальянского слова – книжечка. Оно может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. В переводе с итальянского слова – книжечка. Оно может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. Часто композиторы сами принимают участие в создании текста либретто. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть.
5 РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
8 В опере есть сольные, хоровые номера, ансамбли. Музыкальный портрет героя оперы называется ария. У арии могут быть разновидности: ариетта, ариозо, каватина, романс, рондо. У арии могут быть разновидности: ариетта, ариозо, каватина, романс, рондо.
9 БАЛЕТ Балет – слово французского происхождения, а на латинском языке ballo означает танцую. Балет – слово французского происхождения, а на латинском языке ballo означает танцую. Всему миру известны лучшие российские танцоры и хореографы – Г.Уланова, М.Плисецкая, Всему миру известны лучшие российские танцоры и хореографы – Г.Уланова, М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, Ю.Григорович и др.
10 Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, но как спектакль в театре балет появился лишь в XVIII веке. Конечно, задолго до этого в разных странах мира – Франции, Италии, России – на сцене театров уже шли музыкальные представления, в которых вместе с поэтическим словом и пением присутствовали танцы и пантомима – выразительные движения под музыку. Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, но как спектакль в театре балет появился лишь в XVIII веке. Конечно, задолго до этого в разных странах мира – Франции, Италии, России – на сцене театров уже шли музыкальные представления, в которых вместе с поэтическим словом и пением присутствовали танцы и пантомима – выразительные движения под музыку.
11 Первоосновой балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты, кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр, дирижёр, художники по костюмам и художники-декораторы. Первоосновой балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты, кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр, дирижёр, художники по костюмам и художники-декораторы.
О́пера (итал. opera, букв. — сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария , речитатив , вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера ( увертюра , антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму . Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой — итальянская опера-сериа (серьезная), опера-буффа (комическая), французская большая опера , опера-комик , лирическая опера , немецкая и австрийская зингшпиль , английская балладная опера . Первые русские оперы появились во второй половине 18 века Классические произведения оперного жанра в России возникли в 19 веке, тогда же национальные оперы были созданы на Украине, в начале 20 века — в Азербайджане, Армении, Грузии.
Среди композиторов — авторов наиболее значительных опер: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Перселл, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр, Л. Бетховен, Дж. Россини, В.
Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви, А. Буальдье, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Монюшко, Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Яначек, П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус, А. Шенберг, А. Берг, Ф. Бузони, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Дж. К. Менотти; М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. П. Петров.
О́ПЕРА (итал. opera, букв. — произведение, дело), музыкально-драматическое произведение, в котором партии актеров полностью или большей частью поются. В опере cоединены музыка, слово и сценическое действие, причем музыке, как правило, отводится преобладающая роль.
Зарождение оперы
Важнейший предшественник оперы — итальянская интермедия . Жанр оперы сложился в творчестве флорентийских музыкантов и поэтов конца 16 в., объединенных стремлением возродить античный род выразительного сольного пения с простым инструментальным сопровождением.
Первая опера
Формирование оперного жанра в Италии
В 1660-х годах установилась схема оперной арии из трех разделов (ABA или ABB). Aрии заняли в опере господствующее положение, вытеснив ариозо ; с другой стороны, речитативы утратили мелодичность и по характеру декламации приблизились к речи. Сюжеты стали более разнообразными, их развитие — более интенсивным и энергичным. Важное место в спектаклях отводилось ярким зрелищным эффектам.
Венецианский оперный стиль, представленный творчеством Кавалли, Дж. Легренци (1626-1690), А. Сарторио (1630-1680), К. Паллавичино (1640-1688) и других, распространился по всей Италии и окрестным странам. Большое значение для его популяризации имела деятельность странствующих трупп. С 1650 такие труппы начали действовать в Неаполе, и вскоре этот город стал главным соперником Венеции как центра оперного искусства. Около 1700 по всей Италии утвердился более или менее единый оперный стиль, самыми известными образцами которого являются оперы А. Скарлатти , созданные и поставленные в Неаполе между серединой 1680-х и началом 1700-х годов.
Опера в других странах Западной Европы
Развитие оперы во Франции — стране, где танец традиционно преобладал над пением, пошло по несколько иному пути. Французская опера раннего барокко , представленная прежде всего так называемыми лирическими трагедиями любимого композитора Людовика XIV Ж. Б. Люлли , — это относительно короткий спектакль на героический или мифологический сюжет.
В такой опере пять актов, и она непременно включает торжественные сцены с хорами и балетом, не имеющие прямого отношения к сюжету и призванные отразить величие короля.
Как во Франции, так и в Германии конца 17 в. широко ставились итальянские оперы. Немецкие композиторы этого и более позднего времени писали также оперы на итальянские тексты. Вместе с тем, после 1678 года, когда в Гамбурге открылся оперный театр, в Германии умножилось число опер на немецком языке. Ведущим гамбургским оперным композитором начала 18 в. был Райнхард Кайзер (1674-1739).
Соединив в рамках трех небольших актов лирику, юмор, мрачную фантастику и высокую трагедию, Перселл создал уникальное произведение, насыщенное неподдельным драматизмом и полностью свободное от условностей как французской, так и итальянской оперы.
Опера-сериа
В Италии начала 18 в. возникла реакция на схематизм, преувеличения и нелепые условности, характерные для оперных либретто второй половины 17 в. Новый импульс развитию жанра дало творчество либреттиста А. Дзено . После 1720 начатую им реформу оперы-сериа завершил П. Метастазио . Его либретто — выразительная иллюстрация рационализма 18 в.
Конфликты и недоразумения, напряженные внутренние противоречия в них непременно разрешаются торжеством разума, а добродетель вознаграждается, причем часто благодаря акту великодушного самоотречения со стороны монарха или бога.
Музыка опер-сериа организована согласно устойчивому набору правил: драматическое действие разворачивается в речитативах, тогда как эмоции персонажей выражаются посредством арий. На протяжении большей части 18 в. композитор в опере не был ведущей фигурой.
Создателями большинства оперных спектаклей были музыканты и поэты, состоявшие на службе в театрах; они широко использовали чужую музыку и непременно учитывали требования ведущих певцов-солистов, прежде всего кастратов и сопрано , чье бельканто служило главной приманкой для публики.
Дальнейшее развитие оперного жанра
комическая опера , или комедия с ариеттами (во Франции)
балладная опера (в Англии)
зингшпиль (в Германии)
С течением времени они начали существенно влиять на оперу-сериа, которая эволюционировала в направлении более свободной и гибкой трактовки стандартных сюжетных ходов и музыкальных форм. Строгая схема арии da capo подверглась значительным модификациям; появились совершенно новые разновидности арии; возросло значение речитатива с оркестровым сопровождением (итал. recitativo accompagnato) и хора. В конечном счете наступило фактическое слияние итальянских и французских стилистических черт.
Влияние Глюка
На рубеже 18 и 19 веков
Вкусами широкой публики был предопределен и расцвет французского романтического жанра grand opera с захватывающими сюжетами, колоритной оркестровкой и масштабными хоровыми сценами. В Германии особой популярностью пользовались оперы на сказочные и фантастические сюжеты ( К. М. фон Вебер , Г. А. Маршнер и др.).
Расцвет оперы
В итальянских серьезных операх первой трети 19 в., в том числе и произведениях Дж. Россини , Г. Доницетти , В. Беллини , сохраняются некоторые условности 18 в., прежде всего отчетливое разграничение на речитативы и вокальные номера (так называемая номерная структура) и примат бельканто над театральной достоверностью.
В лучших зрелых операх Доницетти и, особенно, в творчестве раннего Дж. Верди намечается тенденция к более дифференцированной обрисовке характеров и к большей связности и динамике в развитии драматического действия. В зрелых операх Р. Вагнера принцип разделения речитатива и арии заменен так называемой бесконечной мелодией и высокоразвитой системой лейтмотивов .
Новые оперные школы
Вместе с тем в 20 в. возникло множество новых жанров музыкально-театрального искусства, в т. ч. камерная опера, рок-опера , различного рода экспериментальные и синтетические формы.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
В олимпиаде представлены различные задания, которые требуют как конкретных знаний по музыке, так и общей эрудированности учащегося. Музыкальная викторина может быть составлена на усмотрение учителя из того музыкального материала, который проходили на уроках. Представлены «ключи» для проверки олимпиады
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_muzyke_7_klass.docx | 671.15 КБ |
klyuchi_muzyka.docx | 668.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС
Итоговое количество баллов __________________
Задание I. Музыкальная викторина
Задание II. Выбери правильный ответ
1.Какая составная часть оперы соответствует монологу в драматическом спектакле
2.Повторяемый элемент формы рондо называется
4.С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение нового музыкального жанра
- программной увертюры
- сонаты
- симфонии
- симфонической картины
- П. И. Чайковский
- М. А. Балакирев
- М. П. Мусоргский
- В. В. Стасов
9.Какой музыкальный термин можно сравнить с красками в живописи?
10.Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования
Задание III. Музыкальные инструменты
- Как ты думаешь, какой музыкальный инструмент будет изображён, если собрать этот пазл?
а) гусли б) мандолина в) арфа г) валторна
Небольшой ящик с вращающейся ручкой. На ее валиках записано несколько пьес, которые начинают звучать, когда музыкант крутит ручку.
Первая половина слова – громко.
Вторая половина – тихо.
А в целом – музыкальный инструмент.
ЗаданиеIV. Напиши полное имя и страну-родину композиторов
ЗаданиеV. Заметки рассеянного человека.
Прочитайте внимательно заметку одного очень рассеянного человека и найдите несоответствия действительным фактам и исправьте их. Ответ представьте в виде найденных вами несоответствий в том порядке, в котором они встречаются в тексте.
ЗаданиеVI. Определи по фотографии жанр спектакля
- Ответ:__________________________
- Ответ:__________________________
Даны 12 слов, связанных с музыкой. Объедини их в группы и дай название каждой группе. Опера, Мусоргский, клавесин, тромбон, кантата, Рахманинов, романс, литавры, Римский-Корсаков, мюзикл, Свиридов, валторна.
ЗаданиеVIII. Соотнеси название музыкального произведения и его создателя. Ответ занеси в таблицу.
В клетках квадрата написаны 4 слова. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какую-либо клетку дважды.
1)Найди эти слова и запиши их в таблицу № 1.
2) Во 2 графе таблицы дай им лаконичное пояснение, определение.
3)Подбери и запишиобщее определение (название) всем найденным словам.
Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.
3.Вид искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах.
4. Струнно-щипковый инструмент, получивший распространение в США. Имеет резкий, с шуршащим призвуком звук.
5. Мужской голос, по высоте средний между басом и тенором.
6. Великий немецкий композитор, который в середине жизни потерял слух.
Задание XI . В 2017 году музыкальный мир отмечал разные знаменательные даты. Собери полный текст, добавив нужные слова.
Весь музыкальный мир в 2017 году отмечал 220-летний юбилей со дня рождения _________________ композитора _____________ Шуберта .
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС
Итоговое количество баллов __________________
Задание I. Музыкальная викторина
(по 1 баллу за правильный ответ)
Задание II. Выбери правильный ответ
1.Какая составная часть оперы соответствует монологу в драматическом спектакле
2.Повторяемый элемент формы рондо называется
4.С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена связано рождение нового музыкального жанра
- программной увертюры
- сонаты
- симфонии
- симфонической картины
- П. И. Чайковский
- М. А. Балакирев
- М. П. Мусоргский
- В. В. Стасов
9.Какой музыкальный термин можно сравнить с красками в живописи?
10.Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования
МАКСИМАЛЬНО 10 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
Задание III. Музыкальные инструменты
- Как ты думаешь, какой музыкальный инструмент будет изображён, если собрать этот пазл?
а) гусли б) мандолина в) арфа г) валторна
Ответ: МАНДОЛИНА ( 1 балл)
Ответ: ГУСЛИ ( 2 балла: 1 балл — обведена буква С, 1 балл – правильно написано название инструмента)
Небольшой ящик с вращающейся ручкой. На ее валиках записано несколько пьес, которые начинают звучать, когда музыкант крутит ручку.
Ответ: ШАРМАНКА (1 балл)
Первая половина слова – громко.
Вторая половина – тихо.
А в целом – музыкальный инструмент.
Ответ: ФОРТЕПИАНО (1 балл)
Ответ: КСИЛОФОН (1 балл)
МАКСИМАЛЬНО 6 баллов
ЗаданиеIV. Напиши полное имя и страну-родину композиторов
Михаил Иванович Глинка
Петр Ильич Чайковский
Модест Петрович Мусоргский
Сергей Васильевич Рахманинов
Николай Андреевич Римский – Корсаков
Людвиг ван Бетховен
Сергей Сергеевич Прокофьев
Вольфганг Амадей Моцарт
МАКСИМАЛЬНО 26 баллов : по 1 баллу за фамилию и страну ( всего 18 б ); 0,5- имя, 0,5 – отчество (Людвиг ван — 0,5), всего 8 б )
Задание V. Заметки рассеянного человека.
МАКСИМАЛЬНО 4 балла
ЗаданиеVI. Определи по фотографии жанр спектакля
МАКСИМАЛЬНО 3 балла (по 1 баллу за правильный ответ)
МАКСИМАЛЬНО 15 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ: название группы (3 балла), правильное распределение слов – 12 баллов)
МАКСИМАЛЬНО 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
древнейший деревянный духовой музыкальный инструмент славянских народов. Очень похожа на продольную флейту.
принадлежит к русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно делается из древесины клена, можжевельника или березы. Широко используется пастухами, воинами и сторожами. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для «своих».
струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый на Руси с древности.
принадлежит к одним из самых древних русских народных ударных музыкальных инструментов. Она представляет собой набор деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.
Русские народные инструменты
1. Участник находит 4 слова. По 1 баллу за каждое найденное слово. ( 4 балла) .
2. Участник дает 4 определения расшифрованным словам. По 1 баллу за каждое определение. ( 4 балла).
3. Участник верно определяет художественное явление, объединяющее все найденные слова ( 1 балл) .
МАКСИМАЛЬНО 9 баллов.
МАКСИМАЛЬНО 7 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание XI . В 2017 году музыкальный мир отмечал разные знаменательные даты. Собери полный текст, добавив нужные слова.
Весь музыкальный мир в 2017 году отмечал 220-летний юбилей со дня рождения австрийского композитора Франца Шуберта .
90 лет со дня рождения и 10 лет со дня смерти великого виолончелиста и композитора Мстислава Леопольдовича Ростроповича.
Читайте также:
- Почему пушкин дал поэме медный всадник подзаголовок петербургская повесть сочинение
- Мастер шукшин итоговое сочинение
- Сочинение по данному началу 9 класс упр 37
- Сочинение про дина винчестера
- Сочинение лыжная прогулка в лесу