МБОУ Школа №53 г.о. Самара
Урок музыки в 5 классе на тему:
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе» на примере произведения
«Перезвоны» В.А. Гаврилина
Разработала:
учитель
музыки
МБОУ
Школа №53 г.о. Самара
Рауфи
М.В.
Г.
Самара
2018
Цель урока:
Развитие музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной
культуры. Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М.
Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока:
Образовательные:
1.
Познакомить с историей возникновения
произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
2.
Познакомить со специальной терминологией и
ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения
«Перезвоны» В.А. Гаврилина.
3.
Помочь раскрыть взаимосвязь единства
образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Воспитательные:
1.
Воспитывать уважение к Отечеству через
освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей
отечественной культуры.
2.
Воспитание потребности в общении с
музыкальным искусством своего народа.
Развивающие:
1.
Продолжать развивать культуру слушания
музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано
высказывать свое мнение.
2.
Продолжать развивать навык участия в
коллективной исполнительской деятельности
Тип урока:
комбинированный, урок открытия новых знаний.
Вид урока:
урок-размышление.
Используемое оборудование: мультимедийная
установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Формы организации
деятельности: индивидуальная.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
·
осмысление взаимодействия
искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных
образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
·
выявление ассоциативных связей
музыки с литературой, изобразительным искусством
Познавательные:
·
усвоение словаря музыкальных
терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
Регулятивные:
·
прогнозирование результатов
художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с
литературой, изобразительным искусством,
Коммуникативные:
·
передача собственных
впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
·
совершенствование учебных
действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной
информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
Информационные:
·
формирование умений применять ИКТ как
инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и
художественной информации;
·
использование электронных энциклопедий,
мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений
о роли музыки в жизни человека;
·
обращение к электронным образовательным
ресурсам с целью самообразования.
«Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в
сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови
тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты
счастлива, и я буду счастлив.»
В.М.Шукшин
Ход урока:
Учитель приветствует
детей
(Звучит песня «Колокола
России» +видеоролик)
Учитель: Здравствуйте.
Сегодня мы познакомимся с вами с одним произведением, но сначала я хочу
спросить кто сейчас внимательно слушал какая песня открыла наш урока. О чем в
ней говорилось?
Колокольный звон можно назвать
звучащим символом России. Скажите когда мы могли услышать колокол на Руси в
каких случаях?
Ответы учеников
Учитель: Им
встречали победителей и собирали народ на церковную службу, оповещали о пожаре,
нашествии врагов. Под звуки валдайских колокольчиков мчали тройки
путешественников по бескрайним русским дорогам.
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ответы учеников
Объявляет тему урока.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер
русского человека, его любовь и преданность Родине с произведением, которое не
имеет аналогов в мире, потому что в этой музыке отображена вся Россия со своим
фольклором, духовной музыкой, детской наивностью и печалью о народе, могучая
сила которая оставляет в душе не осадок горести, но надежду, что Россия будет
жить.
Тема урока «Всю жизнь мою
несу родину в душе» на примере произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина
Слайд 1 .
Учитель:
А что мы называем Родиной? (ответы детей)
Учитель:
Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с
малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно
расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране — к ее прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Слайд _2. Толковый словарь русского языка С.И
Ожегова Родина — место, страна, где человек родился.
Учитель:
Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние
цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой
полуразвалившимися домиками.
Вот так говорил о Родине Василий
Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся: Слайд _3.
Учитель:
Кто
такой Василий Шукшин? Знаете ли вы?
Ответы учеников
Слайд _4.
Учитель:
Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым
укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах.
В них дано ёмкое описание советской деревни.
Учитель:
Сегодня мы также познакомимся с музыкальным произведением Валерия
Александровича Гаврилина
Слайд _5-6.
Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное
свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. И вот
к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина».
Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о
малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов».
Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Свою
родословную симфония-действо «Перезвоны» ведёт от древней традиции
колокольности в русской музыке. Появивщись в 70-е годы XX
века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ
России.
Учитель:
Давайте определим, что такое симфиния-действо, а что программная симфония.
Слайд 7.
Программная
симфония – это
симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено
в названии.
Симфония-действо: Действо – это нечто
среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но
все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная
структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма
состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.
Учитель:
Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ
часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность
«Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно
для хора без сопровождения. Хор
в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального
аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова.
Учитель:
Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных
образов симфонии-действа В.Гаврилина.
Слайд 8.
Сегодня мы послушаем фрагменты трех
частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний
легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. А поможет вам в
этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства
музыкальной выразительности. 3 минуты на самостоятельную работу.
(слушают) Разбор,
анализ.
Учитель:
То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь
музыки с живописью? Ответ детей.
Учитель:
Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью
симфонии-действа их можно сопоставить?
Слайд _9.
(смотрим картины подбираем музыку)
П. Джогин «На Валааме»
Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»
И. Левитан «Над вечным покоем»
А. Израйлян «Утро»
Учитель:
Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.
Ответы детей.
Учитель:
Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу).
Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу —
Светлый перезвон колоколов.
И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет её берёз
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слёз.
Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далёкой родине моей.
На земле на этой мы не вечны.
И когда закончу свои дни,
Освещая путь мой в бесконечность,
Ты и для меня перезвони…
Господи, позволь ещё послушать
Эту песню родины без слов.
Звук, который так волнует душу —
Дальний перезвон колоколов…
Слайд 7.
Учитель: Колокол – это один из символов Руси, её силы,
веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический
путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый
абзац в учебнике на странице 30.
Работа с учебником.
Колокольный
звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече);
пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых
валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Учитель: Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство
единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей
музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный
покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды
за будущее детей, Родины.
Вывод
Во всех отрывках симфонии-действа В.
Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина
является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в
печали? «Душа».
Учитель:
·
Что нового вы узнали?
·
С произведениями, какого композитора и
писателя мы познакомились?
·
Что это за произведения?
·
Как они взаимосвязаны?
·
Если не было бы рассказов Шукшина,
появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина?
Ответы детей.
Учитель:
А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для
каждого из нас нашей родиной является Самара. Сергей Войтенко человек посвятил
этому городу песню. Давайте её послушаем.
Звучит С. Войтенко «Гимн
Самары».
Учитель: Мы
сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина.
Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить
созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется
отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.
Учитель:
Прошу сейчас взять цветные карандаши и на своих листочках, которые лежат у вас
на столах нарисовать тот цвет который передал бы сейчас ваше настроение после
урока и передать свои ощущения о турока.
Валерий Гаврилин «Перезвоны»
Самое монументальное произведение советского композитора, лауреата Государственной премии Валерия Александровича Гаврилина — хоровая симфония-действо «Перезвоны». Автор сочинения также использовал подзаголовок «По прочтении В.М. Шукшина». Это вершина творчества композитора и музыкального наследия советской эпохи.
Валерий Гаврилин – уникальное явление в советском музыкальном искусстве. Выпускник отделения композиции Ленинградской консерватории (специальность музыковед-фольклорист), он многое привнес в вокальный и хоровой жанр, продолжая традиции таких композиторов, как Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Бородин. Гаврилин создал свой неповторимый музыкальный язык, основанный на мелосе народных напевов, и существенно развил жанр русской песни, обогатив сам музыкальный материал, добавив элементы сценического действа.
Историю создания «Перезвонов» Гаврилина и содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Культура XX века в Советском Союзе была подчинена идеологии, массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для достижения общего результата, построения нового общества, в котором каждый вносит свой вклад в общее дело. Композиторы живо откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности. При этом, каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым.
«Перезвоны» создавались по просьбе Владимира Минина, хормейстера и художественного руководителя прославленного коллектива Ленинградской певческой капеллы. Еще в 1966-м году он обращался к Валерию Александровичу с просьбой написать что-нибудь для его хора. Гаврилин откликнулся согласием и …пропал. Минин рассказывает в интервью, что иногда звонил композитору, напоминая об обещании, на что всегда получал ответ: «Да, я работаю над этим». И лишь спустя 15 лет раздался долгожданный звонок с приглашением совместно посмотреть только что оконченную хоровую симфонию.
На Минина она произвела неизгладимое впечатление. Частично материал был опробован в качестве музыкального сопровождения к постановке пьесы Василия Шукшина «Степан Разин». Режиссер пьесы, Михаил Ульянов уговорил Валерия Гаврилина дать согласие на использование музыки в спектакле. «Если и есть что-то в спектакле поистине русское, могучее и разинское — то это музыка Гаврилина!», так отзывался Ульянов об этом совместном опыте.
Премьера проходила в Ленинграде в январе 1984 года, по воспоминаниям участников, успех был необычайный, зал был заполнен. Сегодня кажется поразительной сила интереса простого народа к этому далеко не развлекательному концерту. А в 1985 году Валерий Александрович Гаврилин за эту работу была удостоен Государственной премии СССР.
Краткое содержание «Перезвонов» Гаврилина
Жанр близок мистерии и представляет некий промежуточный вариант между кантатой, вокально-песенным циклом и оперой. Слова народные, А. Шульгиной и В.А. Гаврилина. Подлинные цитаты народных сказаний использовались лишь в нескольких номерах из 20. Тексты в большинстве своем авторские, стилизующие народный эпос. О литературном даровании Гаврилина тоже часто говорят. Это становится очевидным по прочтении книги-сборника «О музыке и не только…», которую составили из его записей вдова композитора Наталья Гаврилина и ВикторМаксимов.
Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни — колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей.
Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины. Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями.
В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.
Музыка «Перезвонов»
Произведение занимает особенное место занимает в хоровом искусстве. Сам композитор называл его «хоровой школой», имея ввиду технические и выразительные трудности партитуры, подвластные лишь очень опытному коллективу. Соло гобоя олицетворяет страдания одинокой души. На контрасте хоровых и сольных номеров еще острее заметно одиночество человека перед жизнью и судьбой.
Гаврилин, работая над «Перезвонами», продумывал многие сценические элементы. Ему хотелось, чтобы хор, обычно статично расположенный на сцене, не только пел, но делал движения, жестикулировал, приближая действо максимально к театральному воплощению. Но в рамках филармонии подобное исполнение невозможно.
Сегодня «живое» исполнение столь масштабного произведения – большая редкость. Зато гораздо легче с ним познакомиться в аудио- или видео-записи. Время, прошедшее с момента написания «Перезвонов» ничуть не умалило его художественной ценности. Напротив, Гаврилин задал новую, доселе невозможную планку. Печально, что в условиях коммерческой подчиненности проектов, подобный грандиозный труд имеет очень мало шансов попасть на сцену к массовой аудитории. «Перезвоны» Гаврилина – по-настоящему реликвия для русской культуры, утерять ее важность – значит, отступить от своей истории и важных исторических персон.
Современники о музыке Гаврилина
- Георгий Свиридов: «Это композитор со своим строем души, со своим голосом. С чистотой человеческих чувств соединена и чистота музыки Гаврилина, чистота ее стиля. …За «Русскую тетрадь» Гаврилину была присуждена Государственная премия им. Глинки. Огромный успех для молодого композитора».
- Валерий Гаврилин о «Перезвонах»: Почему в моем творчестве преобладает музыка вокальная? Причин очень много. Во-первых, с детства я слышал больше вокальную музыку – обряды, свадьбы, гулянья. Во-вторых, Это уже позже я стал понимать, что вокальная музыка – прародительница всей музыки и человеческий голос – это первый носитель музыки. Трудно представить, как бы сохранялась музыка из века в век, если бы человек каждую минуту не имел наготове этот замечательный инструмент».
- Владислав Чернушенко, хормейстер, руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы: «В ней ощущается какой-то особый свет, о котором когда-то написал Федор Тютчев. Необыкновенный свет, который излучает музыка и одновременно с этим невероятная сила убежденности мощи русского духа который выдержит все».
- Георгий Свиридов, советский композитор: «Нельзя сказать, что весь его творческий путь был усыпан цветами. В нашей творческой среде возникали и возникают споры. Но Гаврилин шел свои путем».
- Лев Додин, театральный режиссер: «Его часто и критиковали. Говорили, деревенская музыка, деревенский композитор. Он переживал, и это была трагедия ясного чистого мелодиста в эпоху, когда мелодии ломались, когда даже самая драматическая мелодия была не слышна – обязательным был разлом, излом. И это было мучительно для него, потому что он по-своему хотел выразить время».
- Владислав Чернушенко: «Чтобы быть традиционным, проявить себя в этом, надо иметь силу и талант. Валерий Гаврилин ими обладал». «В эпоху, когда композиторы искали новые выразительные средства, способы звучания, музыкальные стили, Гаврилин оставался верен себе. Он шел в русле национальных традиций, но его язык абсолютно оригинален. И в его творчестве удивительным образом сочетается блок духовный и духовный стих, чувствуешь многовековую глубину».
Музыка Валерия Гаврилина вокальна по своей природе, ее мелодика богата и выразительна, она синтезирует основу русского фольклора и современный музыкальный язык, она иллюстрирует сюжет и тяготеет к театрализации. Обращение к фольклорным обрядам тоже не случайно – традиционно в нем присутствует зрелищность и представления. «Перезвоны» — жемчужина нового жанра, созданного на рубеже XX-XXI веков – хорового театра. Он родился из необходимости визуализации концертной деятельности. Наиболее значительными работами в нем называют хоровую поэму Радиона Щедрина «Казнь Пугачева», «Кармина Бурана» К. Орфа, «Двенадцать» В. Салманова. Из современных (дата создания – 2010 г.) – концерт в лицах М. Броннера «Русский Декамерон».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Валерий Гаврилин «Перезвоны»
Урок музыки 5 класс
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе.
«Перезвоны».
Разработала: учитель музыки 1 категории МБОУ «Килемарская СОШ» Разумова Надежда Ильинична.
Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
- Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
- Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
- Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
- Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности
Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
Познавательные:
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
Регулятивные:
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,
Коммуникативные:
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
Информационные:
- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.
Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».
Учитель приветствует детей.(Дети садятся) Слайд:1
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд:2
Дети: О Родине.
Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)
Молодцы, спасибо!
Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.
Слайд:3 Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны».
Эпиграф сегодняшнего урока. (Звучат колокольные звоны)
Слайд:4
Колокола! Ваш звучный звон-
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Колокола!
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон-
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.
Слайд:5 Что такое на Руси колокол?
Давайте рассмотрим: какое разнообразие колоколов.
И у каждого свой голос…
Можно ли назвать колокола на Руси вестниками? Дети: да
(Читают дети)
1.России звонкие колокола!
Воспели вы её красу и силу.
Вы о победах празднично звонили,
Смолкая в час, когда беда пришла.2.Вы – голос Родины через года.
Вас брали на трофеи, разрушали.
А вы покой и счастье охраняли,
И преданно служили ей всегда.3.На колокольнях, звонницах звучит
Набат больших и маленьких звоночков.
Они поют во славу днем и ночью –
Великие колокола Руси!
Учитель: А что для вас значат слова Русь, Россия, Родина?(Ответы детей)
Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися домиками.
Слайд:6 Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»
Русский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств России Василий Макарович Шукшин (1929 —1974) — воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни.
Слайд:7 В рассказе Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: Родина…та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.
Родина… Может, потому; что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.
Какие чувства возникают после прочитанного?
Дети: Всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.
Слайд:8 Творчеством Василия Макаровича Шукшина увлекался его современник: композитор Валерий Александрович Гаврилин.
Валерий Александрович Гаврилин родился на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была арестована и выслана далеко за пределы города.
Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.
Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.
С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу не детской пытливостью и заинтересованностью музыкой, особенно,
возможностями симфонического оркестра.
Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать мальчика в специализированную школу при Ленинградской консерватории.
Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.
Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»
Учитель: Как вы думаете, чьё творчество, рассказы вдохновили В.А. Гаврилина на написание своего самого крупного произведения «Перезвоны».
Дети: Творчество В.М. Шукшина.
Учитель: Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.
Таким образом, основой вокального произведения становится проза.
Слайд:9 Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести…
«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни…»
В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. Хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей. Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».
Почему Гаврилин дал название своему произведению «Перезвоны»?
Дети: Перезвон-вид церковного звона, поочерёдно перебираются все колокола друг за другом.
Учитель: Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».
Учитель:
Слайд:10 Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и память о прошлом. Колокольный звон на Руси сопровождал человека всюду. Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Существует несколько видов звона:
Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перезвон — поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Набат— сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения, нападения врагов и т. п.), подаваемый ударами колокола.
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Учитель : Таким образом — герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ?… России, Родины…
Слайд:11
Учитель: Жанр своему произведению В.А.Гаврилин определил такое симфония-действо. Давайте разберёмся в понятиях симфония-действо.
Симфония-действо– это что-то среднее между оперой и кантатой. От оперы в нем – наличие сюжета, конкретная драматическая ситуация, от кантаты – отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма , скорее вид музыкально-поэтического театра. Роль симфонического оркестра выполняет хор.
Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова.
Слайд:12 Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.
Читают:
Хорошо сидеть на берегу реки и думать…
В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…
И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…
Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…
Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…
Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. (слушание, ответы детей)
Музыка неразрывно связана с литературой и с живописью. Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?
Слайд:13 (смотрим картины подбираем музыку)
- П. Джогин «На Валааме»
- Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»
- А. Израйлян «Утро»
- И. Левитан «Над вечным покоем»
Слайд:14 В центре произведения – жизнь человека, дорога от начала до конца. Человечество вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти…
Давайте послушаем еще один фрагмент «Молитва».
Как звучала музыка? В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы? Почему в трудные минуты человек обращается к богу?
В православии существуют различные жанры молитв. Одна из разновидностей называется молитва-вопль. Перед нами разбойник, который почувствовал и осознал всю бессмысленность своего существования, поэтому его выкрики переходят в вопль.
Какие средства музыкальной выразительности (приёмы) подчёркивают характер этой части? (Приёмы: голос солиста, декламация, колокольный звон, чередование голоса солиста и хора)
Слайд;15 «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.
Слайд:16 Музыка «Перезвонов» сложилась из народных (в частности — разбойничьих песен, частушек, плачей) и из церковной музыки, колокольного звона (в «Молитве» — кульминации «Перезвонов» — использован текст «Поучения Владимира Мономаха»).
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.
Слайд:17 В 1999 году, немного не дожив до своего юбилея 60 лет, великий творец музыки и народный артист СРФСР умер. Его музыка несет доброту и свет и не удивительно ведь писал музыку на понятном для слушателя языке.
Учитель: Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки, постарались определить созвучие музыкальных, литературных и живописных образов.
А сейчас, и мы выразим свои чувства к Родине, исполним песню о
Музыка: Юрий Кудинов, слова: Елена Щепотьева «Россия и я».
Учитель: Домашнее задание:1. Рисунок» Моя малая родина»2. Составить кроссворд по этой теме.
Слайд:18
Валерий Александрович Гаврилин. «Перезвоны»
В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.
«Музыка, рассеянная в природе, — не менее логична и мудра, чем созданная гением человека, ибо живёт по законам природы, им подчиняется непосредственно. А созданное руками человека тем величественнее и живее, чем больше соответствует этим же законам природы…»
(Валерий Гаврилин)
Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин (1939 -1999).
«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» — эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают.
Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.
Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель — профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.
В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.
Гаврилин хорошо знал и любил не только народную песню, но и жизнь народа. Он легко сходился с людьми разных социальных групп, с интересом изучал их характеры, вслушивался в их речь и говорил: «Все они — деревенские, рабочие, курсанты, актёры, инженеры, дворники… — все помогают мне жить и быть человеком».
Своё творчество композитор адресовал массовому слушателю, однако никогда не приспосабливался к нему. В одном из интервью он сказал, что главная задача для него — «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь же к слушателю виделся ему через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово.
В музыке Гаврилина свободно сочетаются различные интонационные пласты — крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаические мотивы плача, причета, речевые интонации. В песенных мелодиях могут появиться шёпот, говорок, рыдания, выкрики. Такая выразительная, естественная музыкальная речь даёт возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер. Это идёт от традиций Даргомыжского и особенно Мусоргского. С ними Гаврилина сближает ещё одно качество — театральность, зримость музыки. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своём сочинении, как он сам говорил, «небольшое представленьице». Герои таких «представленьиц» — обыкновенные скромные люди с нелёгкой, подчас трагической судьбой. К ним композитор относится с сочувствием, состраданием, едко высмеивая и обличая бездуховность, тупое самодовольство «сильных мира сего». Его творческая позиция близка таким писателям, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. Подобно им, композитор в гуще народной жизни находит сильные, цельные характеры, призывает творить добро, любить красоту, открывать её и в повседневной жизни, и в душах человеческих.
Успех и признание пришли к Гаврилину в 1965 году, когда впервые прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь», за который композитор был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки. Произведением на уровне большой классической музыки назвал этот цикл Дмитрий Шостакович.
Содержание цикла — это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.
Песни написаны на современные народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий. Тем не менее, во всех номерах цикла ощущается глубинная внутренняя связь с народно-песенными истоками. Это проявляется и в ладогармоническом языке, и в метроритмическом строении, и прежде всего в самих мелодиях песен. Они пронизаны народными песенно-речевыми интонациями, которые свободно «растворяются» в напевах, а их выразительность предельно усиливается, даже драматизируется. Такова, например, мелодия второй песни («Страдальная»). В ней воспроизведён пронзительно звучащий частушечный выкрик, но в более широком диапазоне — со скачком на увеличенную кварту через октаву (ундециму).
Вокальный цикл стал одним из любимых жанров Гаврилина. Кроме «Русской тетради» он написал две «Немецкие тетради» на стихи Гейне для мужского голоса и фортепиано, циклы «Времена года» для женского голоса и фортепиано на стихи Есенина и народные слова, «Вечерок» для женского голоса и фортепиано на слова разных поэтов.
Но композитор, как говорилось, работал и в других жанрах. Знакомство с песнями «бардов» вдохновило его на создание вокально-инструментального цикла «Земля» на стихи поэтессы А. Шульгиной с гражданской тематикой (юноша ценой жизни спасает хлебное поле от огня). Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме «бит» в сопровождении эстрадного вокально-инструментального ансамбля.
Гаврилин создавал и музыкально-сценические произведения. Это были оперы («Моряк и рябина», «Семейный альбом», «Пещное действо»), балеты («Анюта», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова»), музыка для драматического театра и кино. В некоторых случаях толчком к появлению таких произведений послужили инструментальные пьесы. Известный балет «Анюта» возник именно на такой основе. Однажды ленинградский режиссёр Александр Белинский, задумавший ставить на телевидении фильм-балет по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», услышал фортепианную пьесу Гаврилина «Вальс» и был ею совершенно очарован. Он уговорил композитора оркестровать различные фортепианные миниатюры и создать на их основе балетный спектакль. Вальс стал в нём главным, скрепляющим всю композицию балета номером.
Со сценическим действием связаны многие произведения Гаврилина, не предназначенные специально для театральной сцены. Таков в его творчестве жанр, получивший название «музыкальное действо», — крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление. В этих произведениях артисты хора, по замыслу автора, должные петь наизусть, передвигаться по сцене, обыгрывать текст мимикой и жестами. Певцы-солисты становятся персонажами музыкального представления. К этому жанру относятся такие крупные сочинения, как «Скоморохи» и «Перезвоны».
Симфония русской души
Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных
Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести…
«По моему замыслу, — говорил композитор, — сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека — от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу — бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни…»
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.
В истории отечественной культуры хоровая симфония-действо «Перезвоны» — произведение этапное. Оно не знает аналогов. Масштабность замысла и художественное совершенство его воплощения, новаторство концепции, свежесть образов и органичное претворение национальных традиций сделали его в современной культуре событием первостепенной важности.
Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых переполнено столь многими смысловыми обертонами и историческими ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные в сочинении звоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы, вершины русской художественной и публицистической литературы, русского искусства. И привлекают они, прежде всего, своей ёмкой символикой, ибо это – звучащие быт и Бытие, измеренное время, празднично-буднично-трагическая симфония народной жизни, знак единения и общей судьбы. И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль Птицы-Тройки, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.
«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы единым «взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека. Обрамляющие номера — «Весело на душе» и «Дорога» — подобны потемневшему переплёту или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь ещё царствует хаос мироздания. Отдельная человеческая жизнь ещё не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены её пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется дорога.
Следуя авторской интерпретации этого образа, человечество «вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».
«Перезвоны» — одно из наиболее значительных произведений Гаврилина. Он создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновлённый творчеством Василия Шукшина. Произведение было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР.
Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.
Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» — это эпическая песенная хоровая симфония.
Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.
«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».
Драматическая судьба безвременно скончавшегося талантливейшего писателя, кинорежиссёра, сценариста и актёра Василия Макаровича Шукшина не могла взволновать истинно гражданскую натуру композитора. Ведь линии их жизни во многом схожи: выходцы из российской глубинки, силой своего таланта и трудолюбия, проторившие себе дорогу в большое искусство, они и темой творческих изысканий независимо друг от друга избрали постижение «тайны национального» (Белинский), осмысление русского характера.
В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»
Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину. Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».
Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки (например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).
В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой — обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения — солирующему дисканту.
Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.
Звуки музыки
«Весело на душе» — создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны —
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.
«Дудочка» — меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Её негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто всё время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».
Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ — Дудочку В. Гаврилина — бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.
«Посиделки» — выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».
«Ти-ри-ри» — изящная звукопись.
«Вечерняя музыка» — песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Спев вокализом (на слог или гласную) главную мелодию «Вечерней музыки», учащиеся почувствуют её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это — песня, молитва, воспоминание?
«Воскресенье» — наполнено колокольными звонами.
«Ночью» — беседа матери с сыном.
«Страшенная баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка в современных её интерпретациях, но как обобщённый образ зла наступательного, человеконенавистной воительницы.
По-видимому, отнюдь не случайно здесь возникают отчётливые аллюзии «Полёта валькирий» Вагнера.
«Молитва» — является смысловой кульминацией всего произведения — торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни — эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.
Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.
«Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного…»
На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».
«Матка-река» — полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов).
И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она — совестливая, добрая, поющая душа сына.
Свиридов говорил о «Перезвонах»: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительна. Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это – подлинно. Это написано кровью сердца — живая, современная музыка глубоко народного склада и, самое главное, современного мироощущения, рождённая здесь, на наших просторах».
Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина…
Вопросы:
- Каковы истоки творчества В. Гаврилина?
- Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В. Гаврилина?
- Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?
- Согласны ли вы с тем, что В. Гаврилина называют «русским Шубертом»? Аргументируйте.
- Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны»:
Весело на душе, mp3;
Вечерняя музыка, mp3;
Дудочка, mp3;
Молитва, mp3;
Посиделки, mp3;
Ти-ри-ри, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Композитор
Год создания
1982
Дата премьеры
17.01.1984
Жанр
Страна
СССР
Симфония-действо «По прочтении Василия Шукшина»
Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.
История создания
В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина
(1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «… Шукшин — это
явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего
композитора, явление такой личности в искусстве было просто
событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что
можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей
фигурой и движущей силой в нашем искусстве…»
В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина,
Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение —
«Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «В «Степане
Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован
материал, который впоследствии вошел в мою большую работу
«Перезвоны», — рассказывал композитор. — Но это сочинение имеет у
меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии.
По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо.
Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее
между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я
написал: «По прочтении Василия Шукшина»». Именно работа над
произведением Шукшина дала толчок для появления «Перезвонов».
- Гаврилин — лучшее в интернет-магазине OZON.ru
В одном из многочисленных интервью Гаврилин пояснил: «Из музыки к
спектаклю в «Перезвоны» вошли два фрагмента. А подзаголовок… То,
что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно
отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную
землю…» И еще Гаврилин о Шукшине и своем произведении: «Все
написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к
человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих
слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная
дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И
всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и
прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем
красота, совесть, надежда».
В другом интервью он сказал: «Сюжетно «Перезвоны» — это картина
жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л.
Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он
упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет
описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение
Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот
этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею
калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина.
Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер
поступи, дороги… Это не просто циклическое произведение, здесь
есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как
театральное представление по типу народной драмы с использованием
света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен
публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом
исполнении… этой театрализации нет».
Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с
постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой
Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого
начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом.
Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» —
соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль
интермедий между сюжетио значимыми номерами. Из последних Шульгиной
был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2,
«Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст
№17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира
Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических
песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с
частичным использованием фрагментов русских народных, в частности,
разбойничьих, песен.
В 1982 году, закончив работу над новым сочинением, Гаврилин показал
его руководителю Московского камерного хора Владимиру Минину. Тот
вспоминал: «Двух мнений не было. Это произведение для нас! Для меня
это произведение в первую очередь привлекательно тем, что оно не
«дважды два четыре». Перед исполнителем оно ставит сверхзадачу —
добиться, чтобы, уходя из зала, человек задумался: что же для него
в жизни самое главное, самое важное? Где тот «берег», к которому он
стремится? А может быть, он не заметил его и уже утратил?
«Перезвоны» многослойны не только по своей фактуре, но и по
образно-эмоциональной насыщенности. Чувства высокого накала
соседствуют в них рядом с несколько поверхностными, высота помыслов
и озарений сочетается с эмоционашными всплесками не слишком
возвышенного характера. Раскрывается ли в этом своего рода
«дуализм» природы человека, диалектичность его натуры? Думается —
да».
Премьера «Перезвонов», которые композитор посвятил Владимиру
Минину, состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской
филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только
города, но и страны. Появилась масса откликов. Георгий Свиридов
отмечал: «Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное
свойство этой музьжи, ее сердцевина… Живая современная музыка
глубоко народного склада, и самое главное — современного
мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах». Писатель
Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в
одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина,
и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И
современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое
слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и
заменить…». В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен
Государственной премии СССР.
Музыка
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска
истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из
самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя,
колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения
«концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный
инструментализм», старинную лексику русского демественного пения
и… частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую
палитру русской деревни недавного прошлого, какую я, например,
хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. — Л. М.)…
Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так
органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда,
например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение,
пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души», — пишет
В. Минин.
№1, «Весело на душе» и №20, «Дорога» — обрамление, внутри которого
разворачиваются разнообразные картины и сцены. №2, «Смерть
разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным
метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и
сопровождаемый мужской группой хора. №3, 5, 7, 9, 13 и 19 —
«Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или
жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и
проникновенна. Она как будто все время силится, но не может
вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А.
Тевосян. №6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических
частушек-«страданий». №8, «Ти-ри-ри» — изящная звукопись. №12,
«Воскресенье», наполнен колокольными звонами. №15, «Страшенная
баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в
сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету
валькирий» Вагнера. Кульминация произведения — №17, «Молитва». Она
произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее
непосредственным продолжением становится №18, «Матка-река», полная
стихийной могучей силы.
Л. Михеева