Конспект занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации
«В гостях у сказки»
Вторая младшая группа
Курилова Юлия Алексеевна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №394 г. Челябинска»
Вид детской деятельности: музыкальная (музыкально-ритмическая деятельность, слушание, пение, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах), игровая, коммуникативная.
Задачи:
— способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения, в одном темпе со всеми;
— формировать представление о длинных и коротких звуках;
— побуждать слушать музыкальный отрывок до конца, высказывая своё мнение о характере прослушанного произведения;
— упражнять детей различать средства музыкальной выразительности (тихо-громко), привлекая к подыгрыванию на детских шумовых инструментах (погремушках);
— предоставить возможность самостоятельно начинать и заканчивать движение соответственно двухчастной форме (ходьба и бег) и выбирать танцевальные движения под плясовые мелодии;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Предварительная работа:
Вспомнить главных героев, сюжет сказки «Колобок», провести дидактическую игру «Расскажи, какой герой» (по любым русским народным сказкам), разучивание музыкального приветствия, распевки «Я по лесенке иду», песни «К нам опять пришла весна», поиграть в дидактические игры с любыми предметами «Длинный и короткий», вспомнить танцевальные движения, разученные в течение учебного года.
Материал и оборудование:
музыкальный центр, флешка, фортепиано, музыкальные инструменты, куклы бибабо: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, шерстяные нитки разного цвета.
Место проведения:
Музыкальный зал.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал и встают в круг.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Вставайте в круг. Давайте с вами дружно поздороваемся, как мы это умеем.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, малышки»
(муз. М.Ю. Картушина)
Здравствуйте, ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопают в ладоши
Здравствуйте, ножки
Топ, топ, топ! Топают
Здравствуйте, щечки
Плюх, плюх, плюх. Пальчиками похлопывают щечки
Пухленькие щечки
Плюх, плюх, плюх. Пальчиками похлопывают щечки
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут! «Пружинка»
Не грусти, а улыбнись.
Сказка дарит нам сюрприз. Хлопают в ладоши
Здравствуйте, малышки!
Всем привет! Машут руками «привет».
Муз. руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в сказку. Путь нам предстоит не близкий. Мы с вами и пойдем и побежим. Слушайте внимательно характер музыки.
Музыкально-ритмическое упражнение «Шаг и бег»
Дети двигаются соответственно характеру музыки. На умеренную часть шагают, на быструю – лёгкий бег.
Муз. руководитель: Интересно вам, в какую сказку мы пришли? Догадайтесь!
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Мы лепили колобка «мнём тесто»
Тесто мяли мы слегка. «мнём тесто»
А потом его катали «катаем колобка»
На окошечко сажали. ладони обеих рук вытягиваем вперёд
Он с окошка прыг да прыг. пальчиками одной руки «прыгаем»
на ладони другой руки
Укатился озорник! «грозим» пальчиком
Муз. руководитель: Закрываем с вами глазки
Очутились дети в сказке!
Звучит волшебная музыка. Дети закрывают руками глаза.
Муз. руководитель: В какую сказку мы попали?
Дети: Колобок!
Воспитатель берет в руки куклу «Колобок».
Муз. руководитель: Посмотрите, какой румяный колобок! Сейчас мы присядем на стульчики и послушаем, что же произошло дальше.
Дети присаживаются на стульчики около фортепиано.
Муз. руководитель: Испекла баба Колобок и положила его на стол остужаться. Надоело Колобку лежать, прыгнул он со стола, через порог перекатился и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил ещё вверх подняться и снова вниз спуститься. Теперь мы своими звонкими и дружными голосочками поможем Колобку подняться и спуститься по ступенькам.
Распевка «Я по лесенке иду».
Муз. руководитель: Молодцы! Замечательные помощники! Оказался Колобок на улице, а там весна. Давайте мы вместе порадуемся весне и споём песенку дружно. Вставайте на ножки возле стульчиков. Вместе начинаем петь и внимательно слушаем музыку.
Песня «К нам опять пришла весна» сл. и муз. М.В. Сидоровой
Муз. руководитель: Отлично! Как дружно вы спели! Катится Колобок, а навстречу ему идет (пауза), а кто, нам подскажет музыка!
Детям необходимо узнать и охарактеризовать «медведя» по исполняемой музыке.
Дети: Медведь!
Муз. руководитель: Правильно, а как вы догадались?
Дети: Музыка тяжёлая, медленная, неуклюжая.
Воспитатель берет куклу «медведь».
Медведь (воспитатель): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Муз. руководитель: Мишенька, не обижай Колобка. Он хороший, добрый. Поиграй с нами.
Медведь: Есть у меня длинные и короткие веревочки. Длинные «У-у-у» (мишка тянет протяжно), короткие «У» (коротко произносит звук).
Муз. руководитель: Есть в музыке длинные и короткие звуки. Будем учиться их определять.
Игра с верёвочками
Педагог берет в руки веревочки разного размера (длинные и короткие) и разного цвета (белые и желтые), раздает детям. Педагог, проводя пальцем длинной нити, пропевает протяжно «у-у-у» вместе с детьми.
Муз. руководитель: Ребятки, у кого длинные веревочки, пропеваем длинный звук.
Педагог и дети пропевают.
Муз. руководитель: Теперь поют короткий звук те дети, у кого короткие веревочки.
Педагог и дети пропевают.
Муз. руководитель: Понравилась тебе игра, Мишка?
Мишка: Да, интересная игра! Так и быть, не трону Колобка!
Муз. руководитель: Пошёл Мишка в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему идет (пауза)… кто? Нам подскажет музыка.
Детям необходимо узнать и охарактеризовать «зайца» по исполняемой музыке.
Дети: Заяц!
Муз. руководитель: Верно, ребята. Как вы догадались, что это зайчик?
Дети: Музыка весёлая, прыгучая.
Воспитатель берет в руки куклу «зайца», муз. руководитель колобка.
Заяц (воспитатель): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Муз. руководитель: Не ешь Колобка, Заяц, а лучше пойдем с нами играть погремушками.
Дети выходят в центр зала.
Игра на шумовых инструментах.
По показу музыкального руководителя дети играют на погремушках громко или тихо.
Заяц: Вот это здорово! Так и быть, не трону я тебя, Колобок.
Музыкальный руководитель: Побрёл Зайчик в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу…
Детям необходимо узнать и охарактеризовать «лису» по исполняемой музыке.
Дети: Лиса!
Муз. руководитель: Правильно, а как вы догадались?
Дети: Музыка медленная, хитрая, плавная.
Воспитатель берет куклу «лиса».
Лиса (воспитатель): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок (муз. руководитель): Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!
Лиса: Не хочу я песни слушать, я хочу тебя съесть.
Муз. руководитель (детям): Тогда мы Лису перехитрим. Поиграем с ней в игру с платком. Лиса заиграется и не тронет Колобка. Ребята, сейчас мы будем поднимать платок высоко вверх. Вы забегаете под него и танцуете. Как только платок начнёт опускаться, вам нужно выбежать из-под него.
Игра с платком.
Муз. руководитель:
Платок поднимается, детки собираются (детки собрались под платком)
Ну – ка, русскую давайте, веселее начинайте (пляшут под платком).
Платок опускается, детки разбегаются (детки разбегаются).
Во время игры нужно незаметно спрятать Колобка под платок. Лиса начинает искать Колобка.
Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся! Пойду его искать.
Муз. руководитель: Вот здорово мы Лису перехитрили! Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала.
Колобок (муз. руководитель): Я благодарю вас за помощь, за то, что вы были такими активными и весёлыми. Пора мне обратно в сказку возвращаться, а вам в детский сад. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал Колобку – молодец!
Муз. руководитель: Закрываем с вами глазки
Возвратились мы из сказки!
Звучит волшебная музыка.
Муз. руководитель: Как здорово — мы сегодня в сказке побывали. А кого Колобок повстречал на своём пути? Вам понравилась игра со звуками? Какие они были?
Прощальная попевка «До свидания, ребята»
Дети прощаются и выходят из зала.
Тип: тематическое.
Вид: музыкальное.
Тема: «Колобок в гостях у ребят»
Цель: Развитие интереса к музыке и
музыкально-исполнительской деятельности
Задачи:
- Познакомить детей с музыкальными инструментами
(барабан, колокольчик). - Вызвать у детей желание исследовать звучание
музыкальных инструментов. - Способствовать развитию у детей
музыкально-двигательных навыков.
Предварительная работа: чтение сказки
«Колобок», с/игра «Громко-тихо»,
Словарная работа: громко, тихо, звонко,
радостно.
Оборудование: фортепиано, медиапроектор,
ноутбук, магнитофон.
Демонстрационный материал: презентация про
инструменты, барабан, колокольчик.
Раздаточный материал: колокольчики с
пиктограммами настроения.
Ход занятия
Дети входят в зал под народную музыку.
Музыкальный руководитель встречает детей.
М.р.: (Проводится упражнение-распевка)
— Здравствуйте, ребята!
Дети: — Здрав-ствуй-те!
(На экране появляется колобок — слайд №3).
М.р.: — Ребятки, сегодня в гости к нам из сказки
пришел — (вместе) Колобок! (обращает внимание на
экран) (слайд № 4)
— Катился колобок, катился и увидел красивый
цветок. Наклонился он к цветочку и понюхал его. (Выполняется
дыхательное упражнение «Аромат» Н. Машканцевой.
Дети не спеша «нюхают цветок», делая шумный
вдох и лёгкий выдох. На выдохе произносят слово
«Ах! А-ро-ма-аат! Упражнение повторяется 2-3 раза).
М.р.: — Давайте споем Колобку его любимую
песенку! (Дети с музыкальным руководителем поют
«Песенку Колобка»).
Я Колобок, колобок,
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел:
М.р.: — И покатился колобок дальше. Вдруг
видит — на пеньке лежит чудесный мешочек. (Слайд
№5)
Он, ребята, вам дружочек!
Очень хочется узнать,
Что там спрятано?
— Как вы думаете, что в мешочке спрятано? (ответы
детей).
М.р.: — Молодцы! Как еще можно узнать, что в
мешочке?
(ответы детей).
М.р.: — Мы узнаем, что спрятано в мешочке, когда
отгадаем музыкальные загадки:
— Маленький, пузатенький,
Палочками стучит и ребяток веселит! (ответы
детей)
(на экране появляется барабан) (Слайд №6)
(музыкальный руководитель обращает внимание
детей на музыкальный инструмент — барабан у себя
в руках).
М.р.: — Вот какой красивый барабан! Послушайте,
пожалуйста, как он звучит!
(музыкальный руководитель играет на барабане).
М.р.: — Как звучит барабан?
(Ответы детей)
М.р.: — Да! Барабан звучит громко, весело, бодро,
задорно и радостно!
(музыкальный руководитель приглашает детей на
марш под барабан).
М.р.:
— Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке!
Топ-топ, топ-топ,
Прямо по дорожке!
М.р: — Ребятки, послушайте, пожалуйста, еще
одну загадку.
Маленький, волшебный,
Весело звенит,
Он ребяток наших
Всех развеселит!
Что это? (ответы детей).
На экране появляется колокольчик. (Слайд № 7)
М.р.: — А вот и мой колокольчик! Послушайте,
как он звучит.
— Как звучит колокольчик?
(ответы детей)
М.р.: — Правильно. Тихо, тоненько, звонко, нежно,
ласково, легко, и т.п.
Музыкальный руководитель предлагает детям
выполнить движения под звуки колокольчика.
Вы со мною подружитесь,
На носочках покружитесь.
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
На носочках покружитесь.
(Воспитатель с детьми выполняют движения в
соответствии со словами)
Музыкальный руководитель приглашает детей
присесть на стульчики.
М.р.: — Ребята, послушайте, как по-разному
звучат музыкальные инструменты.
— Алёша, сыграй, пожалуйста, на барабане, а вы,
ребята, послушайте, как звучит барабан. (Во время
игры музыкальный руководитель комментирует —
громко, бодро, радостно, четко).
А теперь послушаем, ребятки, как нам Таня
сыграет на колокольчике. (Музыкальный
руководитель комментирует игру на колокольчике
— тихо, легко, тоненько, звонко).
М.р.:- Колобок принес разные инструменты, и вы
поняли, что звучат они по-разному! Вы так
понравились Колобку, и он приглашает вас на игру
«Наши ножки»!
(Колобок-игрушка «спрыгивает» с экрана в руки
к музыкальному руководителю), (слайд №
Проводится музыкальная игра с колобком: «Наши
ножки». (Каплунова И., Новоскольцева И.
«Праздник каждый день». С-П 2010. Марш
Е.Тиличеевой; Бег Т.Ломовой)
М.р.:
— Молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки,
На инструментах поиграли,
И про звуки мы узнали!
Бодро ножками шагали,
Весело играли!
М.р.: — Наш дружочек колобочек
Открывает свой мешочек.
(Слайд №9) (Музыкальный руководитель достает
из-за медиапроектора поднос с
колокольчиками-пиктограммами настроения)
М.р.: — Выбирайте себе колокольчик, который вам
понравился!
Дети выбирают колокольчики и под веселую
музыку уходят в группу.
Приложение.
Цель:
Формирование музыкальных способностей дошкольников в знакомых песнях, играх, развитию музыкальных и творческих способностей с помощью элементов театрализованной деятельности.
Задачи:
— способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения, в одном темпе со всеми;
— формировать представление о длинных и коротких звуках;
— побуждать слушать музыкальный отрывок до конца, высказывая своё мнение о характере прослушанного произведения;
— упражнять детей различать средства музыкальной выразительности (тихо-громко), привлекая к подыгрыванию на детских шумовых инструментах (погремушках);
— предоставить возможность самостоятельно начинать и заканчивать движение соответственно двухчастной форме (ходьба и бег) и выбирать танцевальные движения под плясовые мелодии;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Предварительная работа:
Вспомнить главных героев, сюжет сказки «Колобок», провести дидактическую игру «Расскажи, какой герой» (по любым русским народным сказкам), разучивание музыкального приветствия, распевки «Я по лесенке иду», песни «К нам опять пришла весна», поиграть в дидактические игры с любыми предметами «Длинный и короткий», вспомнить танцевальные движения, разученные в течение учебного года.
Материал и оборудование:
ноутбук, фортепиано, музыкальные инструменты, куклы бибабо: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, шерстяные нитки разного цвета.
Место проведения:
Музыкальный зал.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал и встают в круг.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Найдите себе дружочка. Дружно поздороваемся с вами, как мы это умеем.
♫ Музыкальное приветствие «Покружились, малыши»
(муз. Ю.Шулятьева)
Муз. руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в сказку. Вы согласны?
Ответы детей:
Муз. руководитель:
По дорожке мы пойдем, прямо в сказку попадем. Раз, два, три, четыре, пять! Будем в сказку мы играть. Мы шагаем понемножку, протоптаем мы дорожку.
Играю «Марш» — дети маршируют.
А теперь мы поспешим и немного пробежим.
Играю «Бег» — дети бегают.
♫ Музыкально-ритмическое упражнение «Шаг и бег»
Дети двигаются соответственно характеру музыки.
Муз. руководитель: Интересно вам, в какую сказку мы пришли? Догадайтесь
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Мы лепили колобка «мнём тесто»
Тесто мяли мы слегка. «мнём тесто»
А потом его катали «катаем колобка»
На окошечко сажали. ладони обеих рук вытягиваем вперёд
Он с окошка прыг да прыг. пальчиками одной руки «прыгаем»
на ладони другой руки
Укатился озорник! «грозим» пальчиком
Муз. руководитель:
Закрываем с вами глазки
Очутились дети в сказке!
Звучит волшебная музыка. Дети закрывают руками глаза.
Муз. руководитель: Ребята! Догадались в какую сказку мы с вами попали?
Ответы детей: (Колобок)
Воспитатель берет в руки куклу «Колобок».
Муз. руководитель: Посмотрите, какой румяный колобок! Сейчас мы присядем на стульчики и послушаем, что же произошло дальше.
Дети присаживаются на стульчики.
Муз. руководитель: Испекла баба Колобок и положила его на стол остужаться. Надоело Колобку лежать, прыгнул он со стола, через порог перекатился и поскакал по ступенькам вниз. Потом решил ещё вверх подняться и снова вниз спуститься. Теперь мы своими звонкими и дружными голосочками поможем Колобку подняться и спуститься по ступенькам.
♫ Распевка «Я по лесенке иду».
Муз. руководитель: Молодцы! Отлично! Как дружно вы спели! Оказался Колобок на улице, катится Колобок, а навстречу ему идет (пауза), а кто, нам подскажет музыка!
Детям необходимо узнать и охарактеризовать «зайца» по исполняемой музыке.
Ответы детей: (Заяц!)
Муз. руководитель: Верно, ребята.
Воспитатель берет в руки куклу «зайца», муз. руководитель колобка.
Заяц (воспитатель): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Муз. руководитель: Не ешь Колобка, Заяц, а лучше пойдем с нами играть
Дети выходят в центр зала.
♫ Игра на шумовых инструментах.
Муз. руководитель Ребята! Если музыка будет звучать громко, то и вы на маракасах играйте громко, а если услышите, что музыка играет тихо, то и вы играйте тихо.
Дети играют на маракасах громко или тихо.
Заяц: Вот это здорово! Так и быть, не трону я тебя, Колобок.
Музыкальный руководитель: Побрёл Зайчик в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу…
Детям необходимо узнать и охарактеризовать «медведя» по исполняемой музыке.
Ответы детей: Медведь!
Муз. руководитель: Правильно, а как вы догадались?
Воспитатель берет куклу «медведь».
Медведь (воспитатель): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Муз. руководитель: Мишенька, не обижай Колобка. Он хороший, добрый. Поиграй с нами.
Медведь: Хорошо, есть у меня длинные и короткие веревочки. Они волшебные и умеют петь. Длинные ниточки поют вот так «У-у-у» (мишка тянет протяжно), а короткие вот так «У» (коротко произносит звук).
Муз. руководитель: Есть в музыке длинные и короткие звуки. Будем учиться их определять.
♫ Игра с верёвочками
Педагог берет в руки веревочки разного размера (длинные и короткие) и разного цвета (синие, красные и желтые), раздает детям. Педагог, проводя пальцем длинной нити, пропевает протяжно «у-у-у» вместе с детьми.
Муз. руководитель: Ребятки, у кого длинные веревочки, пропеваем длинный звук.
Педагог и дети пропевают.
Муз. руководитель: Теперь поют короткий звук те дети, у кого короткие веревочки.
Педагог и дети пропевают.
Муз. руководитель: Понравилась тебе игра, Мишка?
Мишка: Да, интересная игра! Так и быть, не трону Колобка!
Муз. руководитель: Пошёл Мишка в лес, а Колобок дальше покатился. Катится, катится, а навстречу ему идет (пауза)… кто? Нам подскажет музыка.
Ответы детей: Волк!
Волк: Ну, Колобок, колобок я тебя съем и твоих друзей.
Муз. руководитель: Не ешь Колобка, волк, мы тебе песенку споём.
Волк: Не хочу я слушать твою песенку, ты меня обманешь и убежишь.
Муз. руководитель: Ну хорошо , перед тем как съесть нас, мы предлагаем тебе послушать с нами одну красивую музыку. (Слушаем музыку «Колыбельная», волк слушает, спросить детей какая это музыка, характер музыки, послушать еще раз, волк засыпает, дети с колобком уходят)
Муз. руководитель: Ну, вот мы и ушли от волка и можем продолжать путь.
Детям необходимо узнать и охарактеризовать «лису» по исполняемой музыке.
Ответы детей: (Лиса)
Муз. руководитель: Правильно.
Воспитатель берет куклу «лиса».
Лиса (воспитатель): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок (муз. руководитель): Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!
Лиса: Не хочу я слушать твою песенку, я ее уже слышала, лучше сядь ко мне на носок.
Муз. руководитель: Нет Лиса мы тебе споем другую песенку, ты послушай.
Лиса: Ну, хорошо, Колобок, спой.
♫ Дети поют для лисы песенку «Бобик»
Вот наш Бобик, славный пес: — Гав! Гав!
Белый лобик, черный нос — Гав! Гав!
Бобик, Бобик, лапку дай — Гав! Гав!
Сядь на коврик и не лай! — тс-с-с!
Лиса: Колобок, колобок, ты меня не сможешь напугать.
Муз. руководитель (детям): Ребята! Не испугалась лиса, тогда мы Лису перехитрим. Поиграем с ней в игру с платком. Лиса заиграется и не тронет Колобка. Ребята, сейчас мы будем поднимать платок высоко вверх. Вы забегаете под него и танцуете. Как только платок начнёт опускаться, вам нужно выбежать из-под него.
♫ Игра с платком
Муз. руководитель:
Платок поднимается, детки собираются (детки собрались под платком)
Ну – ка, русскую давайте, веселее начинайте (пляшут под платком).
Платок опускается, детки разбегаются (детки разбегаются).
Во время игры нужно незаметно спрятать Колобка под платок. Лиса начинает искать Колобка.
Лиса: Засмотрелась я на вас, не заметила, куда Колобок делся! Пойду его искать.
Муз. руководитель: Вот здорово мы Лису перехитрили! Бегала Лиса, бегала, искала Колобка, искала, да так ни с чем в лес и убежала.
Колобок (муз. руководитель): Я благодарю вас за помощь, за то, что вы были такими активными и весёлыми. Пора мне обратно в сказку возвращаться, а вам в детский сад. Вот и сказке конец, а кто слушал да помогал Колобку – молодец!
Муз. руководитель: Закрываем с вами глазки
Возвратились мы из сказки!
Звучит волшебная музыка.
Муз. руководитель: Как здорово — мы сегодня в сказке побывали. А кого Колобок повстречал на своём пути? Вам понравилась игра со звуками?
♫ Прощальная попевка «До свидания, ребята»
Дети прощаются и выходят из зала.
был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)