Музыкальные рассказы паустовского для 5 класса

           МОУ «Медаевская средняя общеобразовательная школа».

                            Музыка В.А.Моцарта в рассказе                  

              К.Г.Паустовского    «Старый повар»

                                                           Провела:  учитель музыки Егораева Е.Н.

Цель: — научить ребят читать книги не только «глазами», но и  

              вслушиваться в них;

          —   помочь ребятам почувствовать, что не будь музыки, не было бы

              очень многого в литературе;

          —  достигнуть того, чтобы учащиеся задумались над тем, что не

             только писатель — поэт помогает музыке, но и музыкант –        

             композитор помогает поэзии, литературе.

Музыкальный материал:

Попевка о «Мальчише – Кибальчише»

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада».

В.А.Моцарт фрагмент из симфонии «Юпитер»

М.И.Глинка «Жаворонок».

Оформление: портреты В.А.Моцарта, К.Г.Паустовского, расск5аз К.Г.Паустовского «Старый повар».

У. —       На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было  

        литературы. А какие были бы последствия для музыки, если бы не было литературы?

Д. —  Вся музыка, которая предназначалась для пения, превратилась в сплошное пение без слов.

У. —   Правильно, ребята. Исчезли бы оперы, балеты, потому что в основе их лежат литературные

         произведения, которые предназначены для постановки на театральной сцене. А как вы

         думаете, только ли музыке нужна литература или литературе также нужна музыка?

Д. —   Я думаю, что музыка также нужна литературе, если бы не было музыки, то все стихи, остались

          бы стихами.

У. —   Правильно, ребята. Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню.

         Писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых

         рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится «главным  действующим лицом».

        Это прежде всего сказки, которые можно назвать «музыкальными сказками». Ребята, а какие

        литературные произведения вы знаете, где бы звучала музыка?

Д. —  «Сказке о царе Салтане» белочка поёт.

Д. —   В сказке «Золушка» музыка на балу.

Д. —   В сказке А.Аладова «Музыкант – чародей».

У. —  Музыка часто звучит в баснях. Какие басни вы знаете, где музыка «главное действующее

        лицо»?

Д. —    В баснях И.А.Крылова музыка часто является «главным действующим лицом»: «Осёл и

          соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», «Квартет».

У. —    Но не только в сказках и баснях музыка является «главным действующим лицом». Она часто

         звучит в таком литературном жанре как рассказ. Какие вы знаете рассказы, где звучит музыка?

Д. —   Музыка звучит в рассказах К.Г.Паустовского «Струна», «Корзина с еловыми шишками».

У. —   Правильно, ребята. Но не только у Паустовского звучит музыка в рассказах. У А.Гайдара есть

         рассказ «О Мальчише – Кибальчише». Этот рассказ о мужественном мальчике, который в

         суровые годы борьбы за свободу и счастье совершил героические поступки. И сейчас мы с

         вами разучим попевку,  слова которой взяты из последних строк этого рассказа.

              ( Разучивание попевки «О Мальчише – Кибальчише»).

У. —  Сегодня, ребята, мы поговорим о творчестве самого «музыкального» писателя

         К.Г.Паустовского и послушаем музыку гениального Моцарта.

              К.Г.Паустовский «музыкальный писатель. У него есть замечательные рассказы о Григе, о

         Шопене, о Моцарте. В своих произведениях ему удивительно удаётся слить воедино музыку и  

         слово.  Рассказ «Старый повар» —  о В.А.Моцарте. Его личность, недолгая жизнь и загадочная

         смерть до сих пор опутаны тайной. Глубина его музыки, динамизм делают его композитором  

         скорее 20 века, нежели 18 века, от которого он оторвался и ушёл в будущее. «Счастье! Звучит

         нестареющий Моцарт»         – так мог сказать о себе не один поклонник его таланта.

           Слушание рассказа «Старый повар» и музыки Моцарта  «Маленькая ночная серенада».

У. —    Кто главный герой? Моцарт? Старый повар? Музыка, искусство?

Д. —    Я думаю, что главный герой этого рассказа музыка, искусство.

У. —    Какой грех на душе старика?

Д. —    Ради больной жены совершил воровство.

У. —    Каково его последнее желание?

Д. —    Увидеть ещё раз перед смертью свою жену.

У. —    «Слушайте, смотрите!»  В чём смысл слов, обращённых к старику?

Д. —    Под влиянием прекрасной музыки он накануне смерти получает счастье, которого был лишён

          всю жизнь.

У. —   Музыка  Моцарта, по мнению многих, близка к художникам эпохи Возрождения Леонардо да

             Винчи, Рафаэлю.

             Слушание фрагмента симфонии «Юпитер» демонстрируя на фоне музыки репродукции  

              картин Леонардо да Винчи, Рафаэля.

У. —   С огромной любовью к творчеству Моцарта относился русский композитор П.И. Чайковский.    

         и в своём творчестве он тоже стремился к тому, чтобы его музыка приносила людям подпору и

         утешение.  Паустовский своим рассказом показал нам прекрасный пример того, как может

         музыка принести человеку «подпору и утешение».

           М. Глинка  «Жаворонок» — исполнение.

                МОУ «Медаевская средняя общеобразовательная школа»

                        Праздник музыки                                                          

                                  Подготовила: учитель музыки Егораева Е.Н.

     На доске на плакате написан эпиграф:

                                     Что за звуки! Неподвижен внемлю

                                     Сладким звуком я.

                                     Забываю вечность, небо, землю,

                                     Самого себя.

                                                                          М. Лермонтов

На доске размещены рисунки с изображением скрипичного ключа, отдельных нот, различных музыкальных инструментов.

Вед.          1 октября – всемирный день музыки. Ему мы посвящаем праздник «Где живут нотки».

         Сегодня расскажем вам, как и откуда появилась музыка, музыкальные инструменты,      

         музыкальная грамота.

                 Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать    

        звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные        

       инструменты.

                 Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали                

       ли вы когда – нибудь музыку дождя, ветра, музыку птичьих голосов. Музыка живёт повсюду,

       проявляясь в разных звуках.

                    Ученик читает стихотворение  В.Семёркина    «Музыка всюду живёт»

                                                   Ветер чуть слышно поёт.

                                                   Липа вздыхает у сада…

                                                   Чуткая музыка всюду живёт –

                                                   В шелесте трав,

                                                   В шуме дубрав.

                                                   Только прислушаться надо.

                                                   Звонко струится ручей.

                                                   Падает гром с небосвода.

                                                   Это мелодией вечной своей

                                                   Мир наполняет природа!

                                                   Тихие слёзы свои

                                                   Ива роняет у брода…

                                                   Трелью приветствуют ночь соловьи

                                                   Звоном ветвей,

                                                   Песней дождей

                                                   Мир наполняет природа.

                                                   Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!

                                                   Чуткая музыка всюду живёт, —

                                                   Только прислушаться надо.

Вед.                   Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки? (ответы детей)

Игра  «Найди приз».                 

                 На столе находятся предметы, сделанные из разных материалов: дерева, стекла, металла,  

          пластмассы, хрусталя. Под одним из них спрятан приз. Играющий подходит к столу и

          поворачивается лицом к зрителю, спиной к столу. Ведущий стучит карандашом по предмету,

          под которым спрятан приз. Играющий внимательно слушает, а затем, повернувшись к столу,

          начинает отстукивать предметы, чтобы определить, где находится приз.

Вед.      Ответьте мне на несколько вопросов. Кто сочиняет музыку? Каких композиторов вы

              знаете?  как музыка приходит к нам? Кто её исполняет? Какие музыкальные инструменты

              вы знаете?

Ученик.        Чтоб пыл веселья не угас,

                      Чтоб время шло быстрее.

                      Друзья, мы приглашаем вас

                      К загадкам поскорее.

Загадки о музыкальных инструментах

 Он по виду брат баяну,

Где веселье там и он.

     Я подсказывать не стану,

      Всем знаком (аккордеон)

У какого инструмента

   Есть и струны и педаль?

   Что же это? Несомненно

     Это славный наш (рояль).

    Движенья плавные смычка

    Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поёт про ветер лунный.

  Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

         Звучит мечтательный мотив,

Его названье (скрипка).

Приложил к губам я трубку.
Полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий

Называется (свирель).

Сверху кожа, снизу тоже                        

                           А в середине пусто.

                                                       (барабан).

Пять ступенек – лесенка

На ступеньках лесенка. ( Ноты)

Вед.    А сейчас самые маленькие участники нашего праздника споют песню «Весёлый музыкант» и

           покажут, как играют на разных инструментах.

Вед.    Где бы человек не находился, в каком бы настроении не был, он поёт песни. Песня помогает

           человеку в трудную минуту и в радостный час.

                                          Иполнение песни «Песенка о песенке».

1     Песенку о песенку  мы сейчас споём,

       Потому что с песенкой весело живём.

Припев:  Потому что песенка

                Нам всегда нужна.

                Потому что радует

                Всех ребят она.

2.      У нарядной ёлочки с песенкой пройдём.

         И на майском празднике песенку споём.

                  Припев тот же:

3.     Много разных песенок есть у нас, ребят.

        Все у нас стараются, дружно петь хотят.

         Проводится конкурс на лучшее исполнение песни, частушки.

Вед.   Ребята, с помощью чего можно записать музыку? (С помощью нот).

           Ученики читают стихотворение (в руках нотки).

До.       Семь подружек голосистых

        Ре.        Семь звоночков серебристых.

              Ми.       Дружно, весело живут,

                   Фа.        Звонко песенки поют.

                        Соль.    Домик наш открыт всем детям,

                                      Заходите, мы вас встретим!

                                Ля.        Тайны музыки расскажем

                                              В мир волшебный путь покажем.

                                       Си.        Если будете стараться.

                                                     И усердно заниматься,

                                                     То терпение и труд

                                                     Вас к успехам приведут.

Вед.     Песню можно не только спеть, но и инсценировать – показать.

               Инсценировка песни «Антошка» / муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина/.

     Проводится танцевальная игра «Потанцуй со мной дружок». Дети становятся парами,    

     взявшись за руки (лодочкой) и показывают движения, о которых поётся в песне.

             Становись скорей в кружок,

            Потанцуй со мной дружок.

     Шаг назад, шаг вперёд.

И на месте поворот.

           Мы летим с тобой вдвоём,

   Мы ничуть не устаёи.

    Шаг назад, шаг вперёд.

И на месте поворот.

     Эй, давай, не отставай,

  Снова танец начинай!

     Шаг назад, шаг вперёд.

И на месте поворот.

Вед.    Если вы по – настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко – накрепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков. Вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймёте, многообразие мелодий могут составить всего семь ноток – подружек. Именно они делают окружающий нас мир ещё прекрасней и добрей.

                           Ученики читают стихотворения.

1.        Собираётесь, друзья, в хоровод.

           Познакомьтесь друг с другом поближе,

           Чтоб запел голубой небосвод.

           Танцы, смех уноситесь всё выше!

2.       Песня – друг наш и товарищ,

         С нею в жизни веселей,

         С ней забота не забота:

         Столько щедрой мощи в ней!

         С песней спорится работа,

         Отдых ярче и светлей.

3.      Лейся, песня, лейся звонко.

         Помогай дружить.

         Всем ребятам очень нужно

         В мирном мире жить.

Исполняется песня Д.Львова – Компанейца  «Дружат дети всей земли» или «Вместе весело шагать по просторам».

Группа ребят читает стихотворение В.Семернина «Песни России».

Песня русская в берёзах.                          

Песня русская в хлебах –

Па покосах, на морозах,                                                                                                                                На санях и на лугах…

На ветру шумит рябина,

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России!

Сколько во поле цветов.

Кто сложил её, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

                                                       А слова её простые

                                                       Душу трогают до слёз

                                                       Столько песен у России

                                                       Сколько в рощицах берез!

                                                       Словно музыка степная,

                                                       Золотая степь встаёт,

                                                       В полный голос слышен колос

                                                       Это Родина поёт!

                                                       Песни русские такие,

                                                       Что охотно подпевать

                                                       Столько песен  у России,                                                                                                                                                                    

                                                       Никому не сосчитать!

Исполняется песня      «Всюду музыка живёт».

Вед.               Всем спасибо за вниманье.

                      За задор и звонкий смех,

                      За огонь соревнованья,

                      Обеспечивший успех.

                                                               Вот настал момент прощанья,

                                                               Будет краткой наша речь.

                                                               Говорим всем: «До свиданья»

                                                               До счастливых новых встреч.

          Фёдор Иванович Тютчев.                         Афанасий Афанасьевич  Фет          

              Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег,                                   Уж верба вся пушистая  

А воды уж весной шумят-                                 Раскинулась кругом;

Бегут и будят сонный брег.                               Опять весна душистая

Бегу и блещут и гласят…                                  Повеяла кругом

Они гласят во все концы:                                  Станицей тучки носятся,

«Весна идёт, весна идёт!                                   Теплом озарены,

Мы молодой весны гонцы,                                И в душу снова просятся

Она нас выслала вперёд!»                                  Пленительные сны.

Весна идёт, весна идёт!                                      Везде разнообразною

И тихих, тёплых, майских дней                         Картиной занят взгляд

Румяный, светлый хоровод                                Шумит толпою праздною

Толпится весело за ней.                                      Народ чему-то рад…

                                                                             Какой-то тайной жаждою

                                                                             Мечта распалена-

                                                                             И над душою каждого

                                                                             Проносится весна.

Цели:

  • показать значение музыки в прозе на примере В.А.
    Моцарта фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер»;
  • развивать внимание, музыкальный слух;
  • воспитывать любовь к музыке.

Музыкальный материал: «Старый повар»
К. Паустовского и фрагмент из второй части
симфонии «Юпитер».

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

– Как и в сказках, в стихах, баснях, музыка часто
бывает главной действующей особой в повести. Она
звучит во многих повестях К.Г. Паустовского –
одного
из самых «музыкальных» писателей России.
Паустовский в своей жизни встречал много
удивительных, интересных и добрых людей, все они
оставляли неизгладимые след в памяти и в прозе
писателя. Посмотрим на доску, что можно сказать
об этом человеке, посмотрев на его портрет.

Константин Георгиевич Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

II. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке пойдет речь об одном из
произведений  Паустовского – «Старый повар».
Сейчас  вы внимательно прослушаете этот
рассказ.

СТАРЫЙ ПОВАР

   Почти 200 лет тому назад на окраины Вены в
маленьком деревянном доме умирал слепой старик
– бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара
печей. Все убранство комнаты составляли кровать,
хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда,
покрытая трещинами, и, наконец, клавесин –
единственное богатство жившей вместе с поваром
его 18- летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него
чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил
священников и монахов. Но мне нужно перед смертью
очистить свою совесть: попроси первого
встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать
умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и
остановилась. Она долго ждала и прислушивалась.
Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в
комнату вошел очень молодой, худой маленький
человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул
головой, поправил напудренный парик, быстро
придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись,
пристально посмотрел в лицо умирающему:
«Говорите! – сказал он, – может быть, властью,
данной мне от искусства, которому я служу, я
облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с
вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о
тои, как когда-то, когда его жена  Марта тяжело
заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и
приказал кормить её сливками и винными ягодами и
поить горячим красным вином, – он украл из
сервиза графини Тун маленькое блюдо, разбил его
на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать
об этом и скрывать от дочери: я научил её не
трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не
поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То,
что вы совершили, не есть грех и не является
кражей, – сказал незнакомец, – а, наоборот, может
быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь
скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботиться о Марии!»
– «Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?». Тогда
умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
«Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я
встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот
сад, когда он зацветет весной. Но это не возможно,
сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к
клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, –
повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл.
(Звучит музыка.)
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина
не двигаясь, как будто заколдованный собственной
музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и
подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я
видел все так ясно, как много лет назад, но я не
хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»
«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил
незнакомец…»

– Вот старая Вена, где жил тот старик,  вот
клавесин, а в ушах все звенит то имя – Вольфганг
Амадей Моцарт
.

– Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль
музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в
чем её сила? (Ответы детей)      

– Музыка буквально заколдовала всех вокруг,
включая самого исполнителя. Про такое 
говорят: «остановилось время, и лишь недуг
напомнил о себе …»
– Какие чувства и настроение вызывает эта
музыка?
– Как вы думаете, что объединяет творчество В.А.
Моцарта и П.И. Чайковского – композиторов,
которые жили в разное время и в разных странах?
Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы
всеми силами души, чтобы музыка моя приносила
людям утеху и опору».
– Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным
героем которого является музыка.
Но мы с вами убедились в том, что музыка не может
появиться сама по себе, без музыканта
Перед вами портрет немецкого композитора XVIII
века Вольфганга Амадея Моцарта, музыка которого
вы слышали в рассказе К.Г. Паустовского.
Это композитор, дарование которого проявилось
ярко, мощно и очень рано. В три года он уже играл
на скрипочке и клавесине, с пяти лет началась его
концертная деятельность. Моцарт прожил всего 35
лет жизни. Он был большим жизнелюбом, добрый и
приветливый человек, музыка его такая же светлая,
радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая
музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Посмотрим на доску здесь далеко не все
музыкальные произведения, написанные Моцартом.

Наследие композитора

  • 15 опер
  • 41 симфония
  • 7 концертов для скрипки с оркестром
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром
  • 42 скрипичные сонаты
  • 19 фортепианных сонаты
  • 15 месс
  • Песни, менуэты, рондо
  • Реквием

III. Итог урока

– Ребята, скажите какова связь музыки и
литературы?
– С каким мы сегодня рассказом познакомились?
Кто здесь главный герой? Почему?
– Что мы можем сказать о К.Г. Паустовском? О его
творчестве?
– Музыка, которую услышали в рассказе «Старый
повар» кто же композитор? Каково его название?
– Кто скажет про этого композитора, какой он был?
А его музыка?

Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой.

К. Паустовский  «Старый повар»

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пес. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец, ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.

Они вошли в дом. При свете свечи Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ.

Он был еще очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — ее звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства, и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал.

— Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам, как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно сударь. Не сердитесь на меня за эти глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первая клавиша прозвучала под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к звучанию струн.

Незнакомец играл, глядя в черное окно.

— А теперь, — спросил он, вы видите что-нибудь?

— Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу все это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мертв. Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 14»

«Волшебник и великий музыкант»

Конспект урока музыки в 5 классе

по учебнику В.В.Алеева, Т.И. Науменко,

в основу, которого положена концепция основного

(общего) образования Д.Б.Кабалевского

Автор-составитель

Анна Александровна Захарова,

учитель музыки

Полысаево

2013

Тема урока: «Волшебник и великий музыкант»

Интегрированный урок-исследование в 5-м классе

по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

и музыке Э. Грига

Цели: осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, чтение, изобразительное искусство, ритмика), воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.

Задачи: 1. Формировать эстетические и нравственные переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе. Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нем, представлять картину, нарисованную автором;

умение высказывать свое отношение к написанному автором; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

2. Продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига, прослушать и провести музыкальный анализ произведения «Концерт для фортепиано с оркестром» (мелодия из 1 части), сопоставив музыку с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и рассмотреть серию картин на темы «Осень»и «Норвежская природа» в изобразительном искусстве. Провести беседу на экологическую тему.

3. Повторить разученные песни, использовать музыкально-ритмические движения, творческие задания, обогащать словарный запас детей.

Развивающие: 1. Развивать музыкальные способности и вокально-хоровые навыки, ритмическое чувство и творческие способности школьников, исполнительско-творческих умения и навыки.

2. Развивать познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока. Развивать правильность выполнения музыкально- ритмических движений.

Воспипитывающие:1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, уважение к труду писателя, музыканта и художника.

2. Воспитывать в школьниках эстетические и экологические чувства.

3. Воспитывать дружеские отношения и аккуратность при выполнении музыкально-ритмических движений.

Тип урока: Углубление знаний. Обобщение.

Методы: Беседа, исполнение, исследование, показ.

Оборудование: музыкальные инструменты: синтезатор, сборники произведений Э. Грига; магнитофон, аудиокассета; декорации, книги о К. Паустовском и Э. Григе; портреты К. Паустовского и Э. Грига; эмблемы для «биографов», «исполнителей», «музыковедов», — карточки с названием групп, плакаты: «Стихотворение И. Северянина «Григ».

Ход урока

1.. Музыкальное приветствие (слайд №1)

2. Повторение пройденного

-Назовите писателя следующего отрывка:

«Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад.

— Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати.- Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах…Незнакомец продолжал играть…» (К.Паустовский «Старый повар»)

— Какое чудо сотворила музыка? (музыка принесла человеку «опору и утешение».

— Музыка какого композитора звучит в рассказе «Старый повар»? (Австрийского композитора В.А.Моцарта)

— Какое воздействие произвела музыка на старого повара?

( В.А.Моцарт своей музыкой помог старому повару забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминание, пробудил радостные и светлые чувства, т.е. доставил человеку счастье).

4. Знакомство с новой темой

— А вот К.Паустовский в своём рассказе «Фенино счастье» так объяснил понятие счастья: (слайд № 2)

Каждый понимает счастье по-своему.

У каждого оно своё. Но есть вещи, которые

одинаково у всех вызывают подъём и чувство

счастья.

— Какие?

— Ну, хотя бы музыка или картины.

К.Паустовский «Фенино счастье»

— Эти слова послужат эпиграфом урока. Счастье ..Счастье.. Для каждого человека это слово имеет определённый смысл. Испытываете ли вы эстетическое счастье от просмотра красивых картин, от чтения литературного произведения, от прослушивания музыкального произведения? (..если красивая картина, если приятная музыка, если интересная книга…)

— Писатель, художник, композитор своими произведениями искусства старается каждому человеку отдать частицу своей души, чтобы люди испытали эстетическое наслаждение от общения с прекрасным.

— Сегодня на уроке речь пойдёт о писателе Константине Паустовском(слайд №3) и композиторе, фамилию которого вы мне назовёте, прослушав музыкальные фрагменты его произведений…

Слушание музыкальных фрагментов: «В пещере горного короля», «Утро»

( Норвежский композитор Э.Григ) (слайд №4) Тема урока: «Эдвард Григ-«волшебник и великий музыкант».(слайд №5)

У: Уважаемые гости, и так, мы вместе с «биографами», «музыковедами» и «литераторами» отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки Константином Паустовским и Эдвардом Григом. А также проведем небольшое исследование, в котором выясним, являются ли события, описанные в рассказе К. Паустовского из жизни Э. Грига (слайд №6)

1) реальными,

2) вымышленными,

3) или же, взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.

На фоне музыки Э. Грига учитель читает отрывок из рассказа Е. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Звучит фрагмент лирической пьесы «Утро»

У: Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. (слайд №7) Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо.(слайд №8) Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

— «Биографы», конечно же, догадались, из какого произведения этот отрывок.

Д (дети): Это отрывок из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».(слайд №9)

У: Природу, какой страны описывает Паустовский?

Д: Паустовский описывает природу Норвегии.

У: Какими художественными средствами пользуется писатель, описывая природу родной для Грига Норвегии?

Д: Писатель использует выразительные средства языка: сравнение – «эхо, как птица-пересмешник», олицетворение – «туман шуршит», «капли твердили», чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы, эпитет грибной воздух.

Словарные слова на доску выписать: сравнение, олицетворение, эпитет.

У: Спасибо, ребята. Вы убедили нас в том, что Паустовский действительно мастер слова.

У: А теперь вопрос «музыковедам». Вы узнали пьесу, которая сопровождала фрагмент текста?

Д: Это пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.

У: Правильно.

У: Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа?

Д: Да, музыка созвучна.

У: Напоем мелодию пьесы «Утро».

5. Распевание. (слайд №10)

Д: Исполняют мелодию пьесы «Утро» со словами:

Солнышко входит, и небо светлеет,

Природа проснулась, и утро пришло.

  • (слайд №11), (слайд №12) Скороговорка:

У пчелы, у пчелки

Почему нет челки?

Отвечаю почему:

— Челка пчелке ни к чему.

  • Ос-ос-ос — на поляне много ос.

Су-су-су — было холодно в лесу.

Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь.

  • Повторить разученную песню «Под новый год как в сказке»

— Чтобы глубже понять, прочувствовать и проанализировать рассказ К. Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Эдварда Грига и его жизнь.

Вопрос к «биографам».

— В чем значение творчества Эдварда Грига? (слайд № 13)

«Биографы» №1: Э. Григ – великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки. Э. Григ – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру. Путь к Григу, путь к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной страны Норвегии.

Сценка (3 ученика)

«Литераторы №1,2,3». Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

— Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.

— Дагни, — вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

— Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

«Я напишу музыку, — решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

У. Конечно, невозможно передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык. Но подумайте, о чём могла быть эта музыка Э.Грига?

Д. (размышление)

Давайте послушаем «1-ую часть концерта для фортепиано с оркестром» Э.Грига. (слайд №14 ) Верны ли ваши размышления?

Слушание « Концерт для фортепиано с оркестром 1 часть»

У. Оказались ли вы правы? Что означает термин «концерт»? (слайд №15)

— Предлагаю для большего понимания музыки провести музыкальный анализ произведения.

Предлагается схема анализа музыкального произведения.(слайд №16, 17)

У. Послушайте, как К.Паустовский описывает те образы, которые представлял Э.Григ:

«Литераторы №4»: «Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата, поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни». Григ думал так и играл обо всём, что думал».

У. Что в понимании Э.Грига счастье?

Д. «Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант», т.е. счастье – это самоотдача.

У. Были ли слушатели у композитора, когда он сочинял произведение?

«Литераторы №5»: «Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье».

«Литераторы №6»: «Каждый слушал по-своему. Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля. Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.

«Литераторы №7»: «Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся золотыми ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов».

У. А почему этих слушателей Э.Григ ценил больше?

Д. Григ ценил их больше потому, что они были более искренними, отвлекались от своих таких важных занятий. Это природные слушатели, естественные. Каждый из них слушал музыку сердцем, ведь они не профессионалы.

У. В какое время года произошла встреча Э.Грига с девочкой? Как описывает норвежскую осень К.Паустовский?

«Литераторы №8». «Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах».

Картинная галерея (слайд № 18-28 )

У. Перейдём в картинную галерею. Рассмотрите картины. Какая картина не соответствует описанию норвежской природы? (берёзовая роща). В чём своеобразие природы Норвегии?

Д: Рассказы детей о своих впечатлениях.

У. Действительно, посмотрите, Э. Григ – музыкой, К. Паустовский — рассказом творят волшебство. А какое это волшебство?

Д. Они заставляют нас думать, размышлять, представлять красоту природы, наслаждаться ею и беречь её красоту.

У: Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви к природе. (слайд № 29)

— А среди вас есть защитники природы?

— Какие поступки вы совершили, чтобы сохранить природу своего города, своей страны?

— Эдвард Григ и Константин Паустовский очень любили природу, для них жизнь среди родной природы была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения.

У. И нам музыкально-двигательная минутка придаст сил.

Физминутка под песню «Новый год – весёлый праздник»

Вопросы к «биографам».

У: Как вы думаете, почему К. Паустовский описывает случай, связанный с маленькой девочкой?

— Почему герой рассказа «Корзина с еловыми шишками» Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?

— Было ли в жизни Э. Грига что-то подобное, что описывает К. Паустовский?

«Биографы №2»: «Григ очень любил детей. У него была дочь Александра. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года. Она была красивым, милым ребенком, развитым и умным; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать музыку Шумана, так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было».

У: Через всю жизнь пронес утрату Э. Григ в своем сердце. Любовь к ней он перенес на своих друзей – ребятишек.

«Биографы № 3»: «Для занятий музыкой в последние годы жизни Григ построил небольшой домик у озера специально для творческой работы, во время которой, никто не смел ему мешать. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».

Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.

У: Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, конечно, в каждой девочке он видел свою дочь. Это, безусловно, понимал и К. Паустовский.

У. А теперь вернемся к произведению Паустовского.

— Почему композитор обещал девочке сделать подарок только через несколько лет? Ответьте цитатой из книги.

«Литераторы № 9»: «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».

У: Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных пьес обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям.

У.: Э. Григ посвящал свои произведения близким, любимым и дорогим ему людям: музыкантам, композиторам, друзьям!

— Почему именно Дагни захотел Григ посвятить свою музыку?

Д.: «Еще десять лет назад Григ почувствовал ее чистую добрую душу, ее музыкальность, любовь к природе».

— Какие чувства испытала Дагни, когда человек во фраке произнёс: «Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет!»

«Литераторы № 10»: «Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться».

«Литераторы №11» «Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!

Так, значит, это был он! Тот седой высокий человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!»

У.: Была ли счастлива Дагни? (Да).

— Что для вас означает слово «счастье»?

— В словаре С.И.Ожегова так даётся определение слову «счастье» : (слайд №30)

«Счастье» — чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Успех, удача.

6. Итог урока

— К какому выводу мы пришли в процессе исследования?

— Какими являются события, описанные в рассказе К. Паустовского, из жизни Э. Грига? (слайд № 31)

1) реальными — нет

2) вымышленными — нет

3) взяв отдельные факты из биографии Грига и соединив их воедино, К. Паустовский написал высокохудожественное произведение.

По вашим ответам понятно, что «музыковеды», «биографы и «литераторы», «исполнители» очень хорошо потрудились, готовясь к этому уроку: читали книги о Паустовском и Григе, выписывали интересные факты из жизни этих замечательных людей, высказывания великих писателей и музыкантов о них, слушали музыку.

— Приближается Новогодний праздник, и я думаю, что это самый счастливый праздник для всех ребят. Повторим песню об этом празднике.

Песня «Новый год»

У. Если урок вам понравился, и вам было интересно, возьмите со своего стола солнышко, чтобы оно вас всегда сопровождало, а если вы уходите с плохим настроением с урока, возьмите с собой тучку.

Литература:

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж,1998.

  2. Ансерме Э. Беседы о музыке.- Л.,1985.

  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983.

  4. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки.- Л.,1983.

  5. Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое.- М.6 1976.

  6. Казанцева Н. Природа в музыке. Искусство в школе.-2004.-№3,4.

  7. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.- М.,1999.

  8. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы: Пособие для учителя М.,Просвещение,2002.

  9. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978.

  10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей.- Ярославль: Академия развития, 1997.

  11. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах,- М.: Сов.композитор, 1986.

  12. Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка»:1-3кл.- Тагонрог, 1998.

  13. Самигулина В.М. Музыка. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко.- Волглград: Учитель, 2005.

  14. Энциклопедический музыкальный словарь.- М.,1990.

Есть что-то необычайно прекрасное в обхождении смелых людей друг с другом во время опасности и несчастья.

На броневой палубе крейсера приехавший из Москвы театр ставил под открытым небом «Травиату».

Седоусые лодочники толпились около дощатой пристани на старых шлюпках и хрипло и требовательно кричали:

– Кому до крейсера, кому на музыку? Будем стоять коло самого борта, покамест не кончится представление. Зыба нет – верьте совести! Какой же это зыб, товарищи!

Шлюпки бестолково толкались бортами и торопливо кивали и кланялись берегу, – их качала легкая волна. Так непрерывно машут головами дряхлые извозчичьи лошади.

Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом. Сигнальные фонари мерно колебались в воде около береговых утесов. Осенняя ночь приближалась очень медленно. Она останавливалась на каждом шагу и никак не могла вытеснить из глубоких бухт последние отблески заката.

Но когда на крейсере вспыхнули огни, сразу упала шумная темнота. Она была наполнена звуками встревоженной воды – журчанием, бульканием и плеском.

Стала слышна морская сутолока порта, торопливые удары весел, стук моторов, отдаленные крики рулевых, злорадный вой сирен и всплески волн, пересекавших залив по всем направлениям.

Все эти звуки стягивались от берегов и пристаней к крейсеру, где неожиданно пропел фагот в оркестре. Катеры неслись туда же, полоща в воде парадные кормовые флаги.

Татьяна Солнцева должна была играть Виолетту.

Она гримировалась в каюте командна, куда электрики-краснофлотцы провели стосвечные лампы.

Она приколола к корсажу красную камелию и напудрила похудевшее лицо. Играть ей было трудно. В Москве она оставила больного брата, почти мальчика. Он лежал в больнице и ждал тяжелой операции.

Солнцева тревожилась и потому ничего не замечала: ни города, шумного от сухой листвы и ветров, ни множества огней, носившихся с жужжанием по рейду, как золотые пчелы, ни изумительного воздуха, наполнявшего улицы запахом мокрых скал и горькой травы.

Операция была назначена на утро этого дня, но до сих пор из Москвы не было телеграммы.

Солнцева вышла на палубу, затянутую по сторонам брезентом. Грифы виолончелей были прислонены к серым орудийным башням.

Мелодия Верди вздрогнула в тишине стального корабля. Сотни молодых моряков слушали, затаив дыхание, печальный голос Виолетты. Струнный гром оркестра был слышен даже на окрестных берегах.

Шлюпки качались у борта. Люди смотрели из них вверх, задрав головы, на палубу крейсера. Лодочники старались не греметь веслами и, сталкиваясь, вместо обычной перебранки молча показывали друг другу кулаки.

Помощник режиссера стоял за броневой башней, как за кулисой, и волновался. В кармане у него лежала телеграмма на имя Солнцевой. Он не знал, что делать: распечатать ли ему самому, или передать после спектакля Солнцевой, не читая. Он шепотом советовался с администратором театра.

Администратор вырвал у него из рук телеграмму и вскрыл ее.

– Ничего особенного, – сказал он, пережевывая мундштук папиросы. – Операция откладывается из-за тяжелого состояния больного. В антракте можете сказать ей об этом.

Помощник режиссера поморщился и кивнул головой.

Кочегар Вася Чухов, носивший, как и все кочегары, прозвище «подземный дух», был приставлен к занавесу, сшитому из сигнальных флагов.

Вася – маленький, кряжистый и красный от старания – не спускал глаз с помощника режиссера. Этот вертлявый, нервный человек должен был просемафорить Васе рукой, когда закрывать занавес.

Вася слышал весь разговор около броневой башни. Широкая улыбка медленно сползла с его лица.

Во втором акте Солнцева вышла на сцену слишком торопливо. В антракте она прочла телеграмму. Голова у нее кружилась.

Когда Альфред опустился около ее ног на колени, она наклонилась и поцеловала его в юношеский висок. Тонкая голубая вена проступала на виске, совсем как у брата.

Солнцева глотнула воздух и заплакала. Слезы катились из ее глаз, но она продолжала петь. Голос ее дрожал. Она видела мутные, влажные пятна и не могла понять, огни ли это рампы, или звезды в воде, или бледные лица моряков.

Тогда Вася Чухов дал занавес, несмотря на сердитые окрики из-за броневой башни. Чухов вышел из повиновения. Лицо его окаменело. На возмущенный шепот помощника режиссера он ответил зловеще и коротко:

– Будете разговаривать с командиром корабля. Я ему доложу обо всем.

Палуба гремела от аплодисментов. Простодушные зрители считали перерыв спектакля вполне законным после такой напряженной и мучительной сцены, как слезы Виолетты. Никто из них не знал, что сцена прервана «подземным духом» в самом начале.

Чухов подошел к командиру корабля, сидевшему в первом ряду, и тихо доложил о случившемся.

Командир встал. Это был молчаливый седой человек. Он видел в своей жизни много смертей в революционных боях, много штормов, гибель многих товарищей. Он знал беспощадность борьбы и неумолимость боевых приказов. Он был одинок. Все, что существовало до революции, терялось в хмуром тумане, – и донецкий шахтерский поселок, и сельская грязная школа, и люди тех времен, оставившие впечатление усталой и растерянной толпы. Революция перечеркнула прошлое твердой рукой и внесла в сознание простоту и ясность. Ей он был предан как боец, как бывший шахтер и как человек точного и светлого ума.

Командир встал и прошел на сцену. Палуба все еще гремела от топота матросских каблуков и рукоплесканий.

За сценой командира встретил бледный от возмущения администратор.

– Не беспокойтесь, – сказал он торопливо. – Сейчас все наладим. Пустяки! Обычные женские нервы. Она будет петь.

– Она не будет петь, – спокойно сказал командир и посмотрел в глаза администратору. – Прекратите спектакль!

Администратор пожал плечами и криво усмехнулся:

– Невозможно. Наш театр работает по-ударному. Мы не можем из-за настроения актеров срывать спектакли. И, наконец, о чем говорить? Она успокоилась и вполне может петь.

Командир обернулся к Солнцевой. Она, не глядя ему в лицо, кивнула головой.

– Вы видите, она согласна, – сказал администратор и швырнул на палубу окурок.

Эта история начинала его раздражать. Становилось и неловко и стыдно.

Командир мельком взглянул на окурок, и Вася Чухов тотчас же незаметно смахнул его за борт.

– Вы находитесь на палубе корабля нашего Красного Флота, – сказал командир. Его щека со шрамом от пули чуть заметно дергалась. – Вы меня извините, но здесь я осуществляю власть и поэтому позволю себе вмешаться в ваши распоряжения. Об ударной работе вы, очевидно, имеете совершенно превратное представление. Согласие артистки значения не имеет. Я отменяю спектакль. Все. Разговоры прекращаются.

Командир поднял руку, и Вася Чухов раздвинул занавес. Зрители стихли.

– Краснофлотцы, – сказал командир спокойно, – у артистки Солнцевой произошло несчастье в семье. Ей трудно играть…

По толпе моряков прошел сдержанный гул. Все встали. Командир не успел сказать, что спектакль отменяется до лучших времен. Это было понятно для каждого краснофлотца и без объяснений командира.

– Подать к трапу катер! – негромко приказал командир.

– Есть подать к трапу катер! Есть подать катер! – начала перекликаться команда, пока не затихла на нижних палубах корабля.

Через несколько минут командир сошел с Солнцевой в катер. Краснофлотцы помогали Солнцевой, когда она спускалась по трапу. Высокий коренастый старшина осторожно положил на сиденье рядом с Солнцевой букет цветов, покраснел и крикнул негромко:

– Вперед до полного!

Катер выбил из-под кормы водопады огней и пены и помчался к пристани. В катере командир сказал:

– Я снесся с командующим флотом. В скором поезде на Москву вам оставлено место. Мы успеем. У нас есть еще сорок минут.

Солнцева наклонила голову и перебирала цветы рукой, – она не могла говорить.

– В газетах пишут, товарищ командир, – сказал высокий старшина тихо, но так, чтобы слышала Солнцева, – что один московский профессор делает операции сердца, как орехи щелкает. Вот бы к нему…

– Помолчите, Кузьменко, – сказал командир.

Через час скорый поезд, ревя и разбрасывая облака пара, вырвался из последнего тоннеля. Огни города и рейда умчались за выступы отвесных скал.

Солнцева сидела в купе не раздеваясь, не снимая пальто и платка. Она смутно вспомнила огни вокзала, снег на крышах товарных вагонов, Москву, затопленную полярной ночью, расшатанное такси и матовый свет в коридорах больницы.

Так же смутно она помнила лицо брата, улыбнувшегося ей с больничной койки.

– Все сошло удачно, – сказал Солнцевой профессор с сердитой острой бородкой. – Все сошло на редкость удачно.

Солнцева осторожно поцеловала брата во влажный юношеский висок. На нем чуть заметно проступала тонкая голубая вена.

А через несколько часов опять была ночь, вокзал, рябой носильщик, с трудом доставший билет, гром железных мостов, снега, угрюмый закат в степях за Харьковом и, наконец, синий дым глубоких бухт, высокое солнце и мягкий воздух приморской осени.

Солнцева бросилась к окну, – да, крейсер синел на рейде, он никуда не ушел! Солнцева начала торопливо рвать оконный ремень. Она хотела высунуться и протянуть к крейсеру руки, махать ему до беспамятства белым платком. Но окно не открывалось, и Солнцева вспомнила, что уже зима, что солнце светит здесь, на краю южных прекрасных широт, как последняя память о лете.

«Лишь бы наши не уехали, лишь бы их застать!» – думала Солнцева.

Своих она еще застала в приморском городе.

Через день на крейсере был снова поставлен прерванный спектакль. Когда «подземный дух» раздвинул занавес и на сцену вышла Солнцева, моряки встали, и грохот неслыханных на рейде аплодисментов потряс окрестные берега. Простые полевые цветы падали к ногам Солнцевой и перемешивались со старинными шелками и синим бархатом венецианских нарядов. Командир стоял в первом ряду и дружески улыбался.

Солнцева наклонила голову. Она почувствовала в глазах прежнюю тяжесть слез, но это были слезы благодарности и дружбы.

Она подавила их, подняла голову и рассмеялась. И тотчас же вздохнул оркестр, и щемящая мелодия Верди заглушила плеск волн.

Солнцева отколола камелию от корсажа и бросила ее на палубу. Вместо камелии она приколола сухой и пыльный лиловый цветок. Это был цветок городских окраин, брошенный ей Васей Чуховым.

Она пела блистательно. Голос ее звенел и томился над бухтами. Старые рыбаки сидели на берегах у воды, слушали и удивлялись силе человеческой молодости.

Командир слушал и думал, что ничто не дает такого расцвета таланту, как дружба и простое товарищеское внимание.

Казалось, Виолетта пела в своей родной Венеции. Дым звезд роился над береговыми утесами. Блеск огней достигал до самого дна бухты, так прозрачна была морская вода. Воздух дрожал от невидимых жарких течений. Горизонт над морем, несмотря на ночь, был светел на десятки миль, как будто наступали сумерки.

После спектакля краснофлотцы окружили Солнцеву, но внезапно быстро и почтительно расступились. К Солнцевой шел высокий моряк с широкими золотыми шевронами на рукавах – командующий флотом.

– Я хочу вас поблагодарить от имени всего флота, – сказал он. – Вы доставили нам высокую радость. Ну, как брат, поправляется?

Солнцева хотела ответить, что не она, а вот эти молодые, загорелые моряки – то смешливые, то серьезные, но всегда спокойные и доброжелательные – заставили ее испытать настоящее счастье. Она подумала, что таким слушателям могли бы позавидовать и Моцарт и Бетховен, но ничего не ответила, – она только крепко, до боли, пожала руку командующему.

Свежий ветер дул с моря, где в темноте и гуле бурунов сверкали далекие маяки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Музыкальные произведения по сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Музыкальные произведения по сказкам пушкина 5 класс список
  • Музыкальные произведения по мотивам сказок пушкина
  • Музыкальные произведения на тему сказки
  • Музыкальные произведения и авторы по сказкам пушкина

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии