Музыкальные традиции русского народа краткий рассказ

История русской народной песни

русская народная песня

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Русская народная музыка

Русская народная музыка ведет свое происхождение из фольклора славянских племен, живших на территории Киевской Руси  (X в.).  Русский фольклор очень неоднороден, до сих пор в нем бытуют этнические традиционные разновидности. Например, своими особенностями обладает  народно-песенный фольклор северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие песни, сохранившиеся до настоящего времени имеют языческие корни, которые нередко сочетаются с элементами христианской обрядовости.         

Древнерусский музыкальный фольклор сохранился благодаря особенностям исторического развития:  принятие на Руси в X в. христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с XVIII в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались менее затронутыми европеизацией, чем «образованное» общество.  

Основные жанры русского фольклора: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка по сравнению с вокальной занимает значительно меньшее место, это связано с церковным запретом на использование музыкальных инструментов в храме, который, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей. В его состав входят малые циклы, строго приуроченные ко времени года и праздникам языческого календаря. Характерно, что на эти даты часто «накладываются» даты христианских праздников.
Календарные песни строятся на определенных ладовых и ритмических формулах, в них сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.       

Самое древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, исторические песни. Духовные стихи  существуют в русской музыке как устной, так и в письменной традиции (древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. На севере России, а также у донских казаков еще существует коренная эпическая традиция.             

В музыкальном отношении наиболее сложным жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в XVI–XVII вв. в Московской Руси. С лирической песней связывают происхождение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Очень развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы.                   

К самым поздним жанрам относятся частушки и городские лирические  песни (романс), они получили распространение с XIX в.

Первые сборники народных песен появились в России во второй половине XVIII в., это были «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского (1776–1795) и «Собрание народных русских песен с их голосами» Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). Также чуть позже известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А. Рупина (1830–1840-е годы). Песни в сборниках имели аккомпанемент и были приспособлены для салонного музицирования.

Важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А. Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др.

Сборники Ю.Н.Мельгунова «Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные» (1879–1885) были первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили «Великорусские песни в народной гармонизации» Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф.

В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд «Песни Пинежья» (1937), А.М.Астаховой «Былины Севера» (1938), А.М.Листопадова «Песни донских казаков» (1949–1954), Н.Л.Котиковой «Русские частушки» (1956), А.В.Рудневой «Народные песни Курской области» (1957) и др. Отдельно можно также назвать  антологии «Русская народная протяжная песня» (1966) и «Образцы народного многоголосия» (1972), И.И.Земцовского; «Былины. Русский народный эпос» Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981).

Другие статьи

Защита и регистрация авторских прав в РФ

Предыдущая статья была посвящена теме «авторское право», что это, какими нормами…

Читать

Эрне Донаньи (предисловие к сборнику упражнений)

Обучение в музыкальных школах страдает, главным образом, от переизбытка…

Читать

Анализ произведения Хачатуряна А.И. «Концерт для скрипки с оркестром»

Скрипичный концерт написан Хачатуряном в 1940 году. Это одно из самых совершенных…

Читать

Породы дерева для изготовления электрогитар

Всем привет,  сегодня хотелось бы поговорить о том, из каких пород дерева…

Читать

Мусоргский М.П. — Без солнца

Модест Мусоргский – один из самых значимых русских композиторов XIX века. Он…

Читать

РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Ряд условий определил длительное сохранение древних слоев: принятие Русью в конце 10 в., христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с 18 в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались гораздо менее затронутыми европеизацией, чем т.н. образованное общество.

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты – гудок (трехструнная скрипка, известна по раскопкам в древнем Новгороде с конца 12 в.), гусли (народные крыловидные, по данным археологии, относятся к 11 в.; шлемовидные, называемые также псалтирь, – их самые ранние изображения в рукописных книгах относятся к 14 в.). Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка) – продольная флейта, известная по данным новгородских раскопок с конца 11 в.; жалейка (рожок) – инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога, появившийся, по некоторым данным, в 18 в.; кувиклы (цевница, флейта Пана – инструмент, известный с 18 в., преимущественно в южном регионе. В летописях упоминаются также военные трубы (изображения на книжных миниатюрах конической и цилиндрической ратных труб относятся к 15–17 вв.), охотничьи рога (та же эпоха), бубны (ратные бубны упомянуты в летописях 12 в.). Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

БАЛАЛАЙКА — народный русский музыкальный щипковый струнный инструмент.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды. Древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов (этот жанр представлен в русской музыке как устными, так и письменными, «книжными» образцами, в том числе записанными древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 в. в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.

Наиболее сложным в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16–17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины). К самым поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 в. частушки, а также городская лирическая песня (романс).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 в. – Собрание русских простых песен с нотами В.Ф.Трутовского (1776–1795) и Собрание народных русских песен с их голосами Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А.Рупина (1830–1840-е годы). Все они были приспособлены для салонного музицирования. Еще ранее, в середине 18 в., был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов и др. с нотами, отражающий северную традицию, – т.н. сборник Кирши Данилова, изданный с нотами частично лишь в следующем столетии. Для развития профессионального творчества важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А.Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др. Сборники Ю.Н.Мельгунова Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные (1879–1885) явились первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили Великорусские песни в народной гармонизации Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф. В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Таковы, например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд Песни Пинежья (1937), А.М.Астаховой Былины Севера (1938), А.М.Листопадова Песни донских казаков (1949–1954), Н.Л.Котиковой Русские частушки (1956), А.В.Рудневой Народные песни Курской области (1957) и др. Следует также отметить антологии Русская народная протяжная песня И.И.Земцовского (1966), его же Образцы народного многоголосия (1972), Былины. Русский народный эпос Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981). Наиболее развернутым трудом, посвященным народному инструментарию, является Атлас музыкальных инструментов народов СССР (К.Вертков, Г.Благодатов, Э.Язовицкая, 1975).

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского (основана в 1868), которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом, хотя нередко в «эстрадных» обработках. В начале 20 в. возникли Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева и Русский народный хор М.Е.Пятницкого: в первом коллективе был расширен и реформирован бытовавший в народе инструментарий, во втором была впервые предпринята попытка исполнения народных песен в их аутентичном виде. В советский период оба ансамбля продолжали свою деятельность; к ним присоединились Северный русский народный хор, Волжский хор, Воронежский хор, Уральский хор, Оркестр русских народных инструментов имени Н.П.Осипова и другие исполнительские коллективы. Однако весьма часто их трактовка народной музыки оказывалась весьма стилизованной, «монументализированной», далекой от подлинника.

В 1960-е годы начали появляться небольшие фольклорные группы, часто состоявшие из молодых музыкантов-профессионалов, ставившие своей целью точное воспроизведение народного репертуара и манеры – обычно определенного региона или даже одного села или группы сел; тогда же получила распространение практика «фольклорных концертов» с участием настоящих народных певцов (первые выступления народных певцов, преимущественно северных сказителей былин, относятся к началу 20 в.). Из этой среды выросли такие коллективы, как Ансамбль народной музыки Д.Покровского и хоровой ансамбль «Сирин» А.Котова: оба коллектива исполняют ныне как народную крестьянскую, так и духовную музыку устной и письменной традиций.

Музыкальный фольклор: региональные особенности

Русская музыкальная культура устной традиции (народная музыка, музыкальный фольклор), сложившаяся на всём географическом пространстве России, обладает выраженным единством, но при этом имеет значительные различия в местных традициях (стилях). Основу жанровой системы составляют: трудовой фольклор (трудовые песни, наигрыши и припевки), календарный обрядовый фольклор (музыка календарных обрядов) и семейно-обрядовый фольклор (музыка жизненного цикла обрядов), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями (хороводные песни, плясовые песни), лирические песни крестьянские и городские, инструментальная музыка. Каждый жанр имеет свои песенные типы с устойчивыми ритмоформулами; появление новых мелодических вариантов песен не меняет существа песенных типов. Так, во всех вариантах, записанных среди русских и у других славян, сохраняет свой тип хороводная песня «А мы просо сеяли». Некоторые из множества типовых ритмических формул распространились по всей России, напр. формула «Камаринской» (она типологически старше текста песни). Как шуточная песня «Камаринская» записана с разными словами, вошла в сочинения композиторов 19–20 вв.; плясовой наигрыш воспроизводили владимирские рожечники, смоленские скрипачи, псковские гусляры. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармоника) и характерные только для отдельных регионов (владимирский рожок, народная скрипка, гусли). Устойчивые ритмоформулы встречаются и в старинных лирических песнях («Весёлая беседушка»), в календарных песнях нередки также мелодические формулы.

Различия в местных традициях касаются многих составляющих традиционной устной культуры: соотношения жанров, музыкальной и поэтической стилистики, исполнительской манеры. Географические границы местных традиций весьма гибки и подвержены естественным изменениям. Наиболее общему уровню местных различий соответствует деление по регионам.

Западный регион

Западный регион (Брянская и Смоленская области, прилегающие районы Псковской, Тверской, Калужской, Орловской областей) – заповедник древних традиций земледельческого фольклора, сложившихся в быту предков восточных славян – обитателей Среднего и Верхнего Поднепровья. Здесь много общего с фольклором белорусов и украинцев, есть сходство с культурой западных и южных славян. Основные песенные жанры связаны с календарными и свадебным обрядами, входящими в календарный цикл хороводами. Особенности стиля: малоступенные звукоряды, отточенные ритмические формулы, зависимость музыкальной ритмики от ритмики стиха (силлабический стих с постоянными цезурами), преобладание многоголосия гетерофонного типа (см. Гетерофония). Для исполнительского стиля брянских песен (открытие которых относится к кон. 1930‑х гг.) характерны яркая подача звука и специфические возгласы («гука́нья»), эффектно звучащие в естественных условиях бытования этих песен – под открытым небом (такой тип мелодики, основанный на интонации зова, определялся изначально магической функцией календарного фольклора). В западном регионе сохраняется весь годовой цикл календарных песен: зимние – колядки, подблюдные песни, масленичные песни; весенне-летние – веснянки, волочебные, троицкие (связаны с гаданием на венках, поклонением берёзе), русальные (связаны с поверьями о русалках), егорьевские (юрьевские), купальские (песни праздника летнего солнцестояния); летне-осенние – покосные, жнивные. Стилистически близки календарным свадебные песни. Лирические песни крестьянской традиции родственны обрядовым («Весёлая беседушка»). Поздний слой лирической песни имеет признаки городского стиля («Сидел Ваня на диване»). Характерные инструменты: пастушьи трубы, роги, дудки; многоствольная флейта кувиклы (кугиклы), колёсная лира, народная скрипка, бубен. В числе народных певцов – А. И. Глинкина, О. В. Трушина (издана грампластинка «Песни Смоленского Поднепровья», 1985). О хорошей сохранности западнорусского фольклора свидетельствуют записи С. В. Пьянковой (издана грампластинка «Песни Смоленщины», 1981), Н. М. Савельевой (экспедиции Московской консерватории; издана грампластинка «Музыкальный фольклор Западной России», 1990) и др.

Северный регион

Народная музыка этого региона (Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Кировская области, прилегающие районы Мурманской, Псковской, Ярославской, Костромской, Нижегородской областей, русские сёла Карелии и Республики Коми) представляет собой сплав двух традиций, специфика которого обусловлена сложным и неравномерным характером освоения Севера русскими и проявлением финно-угорского субстрата. Северо-западная традиция охватывает обширные земли, исторически связанные с распространением культуры Великого Новгорода и Пскова, собственно северная – земли, население которых пришло из Северо-Восточной Руси; границы между ними неопределённы, на локальном уровне традиции нередко сосуществуют чересполосно.

Весь регион отличается развитостью эпических жанров и плачей, своеобразием колядок («виноградий»), развёрнутым свадебным обрядом, многообразием лирических песен с развитым многоголосием, величавыми хороводами, обилием шуточных песен-скоморошин, старинными пастушьими наигрышами и игрой на гуслях. Календарные обряды с полным годовым песенным циклом сохранились лишь в районах Псковской области, граничащих с западным регионом.

Главная достопримечательность Русского Севера – музыкально-поэтический эпос, веками живший в памяти сказителей, поддерживаемый артельным промысловым бытом. Северная сказительская традиция главным образом одиночная, напевы – речитативного типа. Открытие живой былинной традиции в рыбачьих сёлах Прионежья произошло в сер. 19 в. (П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг). Мастера-сказители Т. Г. Рябинин (основатель сказительской династии Рябининых) и В. П. Щеголёнок в 1871 были приглашены в Санкт-Петербург, где поразили аудиторию оригинальными напевами («О Вольге и Микуле», «Как во городе стольно-киевском», «Из того ли города из Мурома»). В 1894 в Москве былины с голоса И. Т. Рябинина были впервые записаны на фонограф. Композиторы с энтузиазмом отнеслись к открытию былин, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. С. Аренский ввели их в свои произведения. Так тысячелетняя традиция, сохранившаяся на северной окраине, вернулась в общекультурное движение России, оказала влияние на эпическое направление в профессиональном искусстве. Среди наиболее известных северных сказительских династий – Крюковы, Чупровы. В 20 в. записано несколько былин онежской традиции («Добрыня и Алёша» сказителя К. Д. Андрианова), пинежско-беломорской («Илья Муромец и Чудище» М. Д. Кривополеновой) и мезенско-печорской («Илья Муромец и Сокольник» сказителя Е. П. Чупрова). Сказительская традиция сохранялась на всём Русском Севере, постепенно угасая, до 1950–60‑х гг.

Свадебный обряд северного региона – драматическое действо с плачами и эмоционально насыщенными прощальными и величальными песнями. В собственно северной традиции плачи значительно преобладают, в северо-западной количественное соотношение песен и плачей сглажено. Различия есть и в стилистике песен. Высокий художественный уровень песенной культуры северо-западной традиции известен по сборникам Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Лядова. Аудиозаписи кон. 20 в. показывают, что местами здесь ещё живы отголоски свадебного обряда. О развитости инструментальной музыки в новгородских землях свидетельствуют тексты песен и былин, иконографические и археологические материалы. В деревнях Новгородской и Псковской областей до настоящего времени живут гусляры, играющие главным образом на инструментах собственного изготовления (обнаружены в 1980‑х гг. экспедициями Санкт-Петербургской консерватории).

Центральный регион

Центральный регион объединяет ряд областей вокруг Московской области (Владимирская, Ивановская, Нижегородская, бо́льшая часть Рязанской, Тульской, частично Воронежская, Орловская, Калужская, Ярославская, Тверская, Костромская). Согласно исследованиям В. М. Щурова, для центрального региона характерна ведущая роль жанра лирических песен, вобравших черты многих местных традиций. Жанровые разновидности лирических песен: протяжные лирические и лирико-эпические песни крестьянской традиции; лирические городские (песни, канты, романсы); песни смешанного типа, сочетающие элементы крестьянской и городской песенности (песня-романс, народный романс, казачий романс). Стилистика лирических песен оказала влияние на др. жанры – свадебные, хороводные, эпические. Протяжная лирическая песня как оригинальный жанр среднерусского фольклора – одно из кульминационных явлений народного творчества, оказавшее влияние на всю русскую культуру. Народная терминология, обозначающая лирические песни как «долгие», «голосовые», «проголосные», «протяжные», отразила их стилистику: распевы слогов, долгое развёртывание напева. Лирические песни поют и в наши дни, они эмоционально не устаревают, поскольку обращаются к кругу личных переживаний. Тематика их многообразна, много песен посвящено девичьей и женской доле («Весёлая беседушка», «Лучинушка», «Прощай, радость», «Надоели ночи, надоскучили», «Эх ты, Ваня»). Лирико-эпические песни, т. н. молодецкие, отличаются развёрнутыми сюжетами, в их основе – переплетение личной судьбы с событиями общественного значения (самые известные – «Уж вы, горы», «Уж ты, поле», «Уж ты, степь»). Местные варианты различаются деталями сюжета, но сохраняют главную тему: смерть доброго молодца (казака, солдата, ямщика) в дальнем краю. Согласно А. М. Мехнецову и др. исследователям, возникновение молодецких песен связано с эпохой этнической консолидации и борьбой за независимость Руси в 14–15 вв. Текст песни «Не шуми, мати зелёная дубравушка» (в основе сюжета – размышление о своей судьбе накануне царского суда) получил известность благодаря сборнику М. Д. Чулкова («Собрание разных песен», ч. 1–4, 1770–74), а затем произведениям А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»). Первая нотная запись песни сделана В. Ф. Одоевским в нач. 1860‑х гг. с голоса ярославского крестьянина И. Е. Молчанова (опубл. в 1998). Кроме того, изданы её варианты – подмосковный («Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина», ч. 1–2, 1889) и донской (записан А. М. Листопадовым). Календарные обряды и песни сохранились не везде и не в полном объёме, среди них преобладают новогодние поздравительные («авсени»), подблюдные и троицкие. Игровые хороводы сопровождаются неторопливыми песнями с изящной прихотливой ритмикой. О разнообразии и красоте свадебных песен можно судить по современных материалам. Множество песен записано в экспедициях Московской консерватории под руководством Н. Н. Гиляровой и др.

Инструментальная музыка – это пастушеские наигрыши на духовых и барабанке (деревянный идиофон), ансамблевая игра разными составами, сопровождающая хороводы и пляски. Ещё в кон. 19 в. прославились, выступая в России и за её пределами, ансамбли владимирских рожечников, исполнявшие плясовые, хороводные и лирические песни. Появление ансамбля однородных инструментов («хор» рожков 4 разновидностей), играющего многоголосные песни, в свою очередь связано с развитием лирической песенности и подголосочной полифонии, отличающей фольклорную традицию центрального региона.

Южный регион

Устная музыкальная культура региона сложилась в 16–18 вв. в связи с укреплением и заселением южных рубежей Русского государства. Различаются 2 традиции – казачья донская (образовалась в Области войска Донского; охватывает Волгоградскую и Ростовскую области) и курско-белгородская (главным образом на территории Курской и Белгородской областей). Южнорусские элементы проявляются в фольклоре прилегающих областей (Воронежская, Липецкая, Тульская, Орловская, Калужская, Тамбовская, Рязанская).

В казачьей традиции присутствуют общие для южного региона черты: большая роль воинских и эпических песен, обилие плясовых хороводов, праздничный в целом характер свадебного обряда. Связи с другими традициями объясняются заселением Дона выходцами из разных регионов. Основные особенности: существование многоголосных былин и былинных песен, значительное количество исторических песен разных типов (т. н. беседные и походные), большая роль мужского пения, сложные формы многоголосия (наряду с гетерофонией, подголосочная и контрастная полифония). Основу традиции составляют лирико-эпические песни о воинской судьбе. Донская песенная традиция открыта в нач. 20 в. А. М. Листопадовым. Основные жанры казачьей песни и в настоящее время живут в быту не только донских, но и терских, астраханских, кубанских, уральских, сибирских казаков.

Особая ветвь казачьей традиции – фольклор некрасовцев, предки которых в нач. 18 в. ушли с Дона (об этом песня «Не заря, заря занималася»). Концертные выступления вернувшихся в Россию некрасовцев (последние группы прибыли в 1962) вызвали сенсацию: их фольклор не только сохранил прежние традиции, но и обогатился «восточными» элементами под влиянием жизни в «Туретчине» (издана грампластинка «Казаки-некрасовцы на чужбине и в России», 1987). Особенно интересны песенные былины – одноголосные и многоголосные – с развёрнутыми сюжетами и более архаичной стилистикой, чем донские. Излюбленные песни некрасовцев – хороводные «крыловидные» (по местной терминологии), т. е. сопровождающие хороводы специфической формы. Курско-белгородская традиция изучается с 1930-х гг.; отличается значительной ролью воинских песен и хорошей сохранностью земледельческого фольклора, в т. ч. обилием плясовых хороводов (местные названия – «танки́», «карагоды», «алелёшные»), приуроченных к датам земледельческого календаря. Среди календарных встречаются песни, сохранившие стилевые признаки раннего, общеславянского, типа. В свадебном обряде наряду с большим количеством плясовых и хороводных сохраняются древние строгие обрядовые песни и причитания. Публикации 1950‑х – нач. 2000‑х гг. (А. В. Руднева, В. М. Щуров и др.) дают полное представление о курско-белгородской традиции, которая до сих пор переживает расцвет (издана грампластинка «Народная музыка Южной России», 1989). Для неё характерны сильное звучание, активный ритм (народная терминология отразила его своеобразие: «пляска в две ноги», «пляска в три ноги»), 4–5-ступенные целотонные звукоряды, сложные виды гетерофонии. Для сопровождения карагодов используются кугиклы, двойная жалейка, тростниковые дудки, скрипки и балалайки.

Поволжский регион

Поволжский регион охватывает области по среднему и нижнему течению Волги (Нижегородская, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Астраханская) и русские сёла поволжских республик (Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия). Особенности заселения края русскими и взаимодействие их с культурой других народов сказались на характере фольклора, в целом весьма неоднородном.

Существование старинных песенных типов в обрядовом земледельческом фольклоре поволжского региона может быть связано с появлением здесь славян в первые века н. э. В Нижегородской и Пензенской областях сохранился праздник проводов весны «Похороны Костромы». Поздравительные колядки («авсени», «овсени», «таусени»), характерные для центрального региона, в Поволжье поются и в русских, и в мордовских сёлах. До настоящего времени бытуют весенние обрядовые хороводы, троицкие песни. Сохранили старинный стиль (малоступенные звукоряды, ангемитоника, типовые ритмоформулы) свадебные песни, в т. ч. популярная до сих пор «Не было ветру». В своеобразных вариантах существуют прощальные свадебные («Ты река ль моя, реченька», «Из-за лесу, лесу тёмного» с севернорусскими элементами), хороводные («Как по морю», «Во лузях»), протяжные («Не велят Маше»).

Для Поволжья характерна значительная доля жанров, связанных с мужским пением (одиночным и хоровым): трудовые, рекрутские, молодецкие песни, казачьи песни с различной тематикой. Формирование их относится приблизительно к кон. 15–17 вв. и связано с заселением окраин государства «служилыми людьми» (со временем лирические и лирико-эпические песни перешли в женскую традицию). Молодецкие песни сложились на Дону и в Поволжье и стилистически связаны с казачьей либо крестьянской традицией (в зависимости от среды бытования один и тот же сюжет получал разное музыкально-поэтическое воплощение); самая известная – «Вниз по матушке по Волге». В условиях артельного труда лесосплавщиков и бурлаков, сходившихся на Волгу из разных губерний, сложились трудовые песни и припевки (первые записи сделаны М. А. Балакиревым); самые знаменитые бурлацкие – «Эй, ухнем!» и «Дубинушка» (записана более чем в 70 вариантах). Благодаря вниманию со стороны композиторов и исполнителей (Ф. И. Шаляпин) они вышли за пределы быта и приобрели значение «песен о народе». В качестве трудовых («под ногу») пели также хороводные и плясовые песни («Во лузях», «Катенька весёлая», «Заиграй, моя волынка»), при сплаве леса на плотах – протяжные (рекрутская «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки»), на досуге – «перегудочные» (плясовые и шуточные под балалайку) и «голосовые» (протяжные). Трудовые припевки до кон. 20 в. были популярны среди рыбаков Астраханской области.

В сельском быту живут лирические песни и романсы, многоголосные протяжные «компаньишные» песни, игровые хороводы, пляски под балалайку или гармонь, частушки с инструментальным сопровождением или «под язык» (имитация балалаечного наигрыша), одиночная или ансамблевая игра на гармони, балалайке, мандолине.

Уральский регион

Уральский регион объединяет фольклор переселенцев из разных районов России, сложившийся в 16–18 вв. Основой среднеуральской традиции (Пермская и Свердловская области, где преобладают горно-заводские и есть земледельческие сёла) являются северно- и среднерусские стили, с кон. 18 в. также с элементами городской песни. Предуральская (западноуральская) традиция охватывает русские сёла Башкирии и Удмуртии, в ней сохраняется стилистика центрального, поволжского и южного регионов. Южноуральская традиция (Оренбургская и Челябинская области) имеет общие черты с казачьим фольклором.

Наиболее ранние нотные записи фольклора Урала и Западной Сибири содержит рукописный сборник 18 в., созданный Киршей Даниловым; его автор записывал песни от казаков, старообрядцев, скоморохов, переселившихся на Урал и в Западную Сибирь из Поморья, Центральной России, с Волги, Украины. Сборник воспроизводит репертуар, бытовавший «в военной или полувоенной среде» (А. М. Мехнецов), это жанры мужской традиции: былины, скоморошины, исторические песни («Щелкан Дудентьевич», «Во Сибирской украине, во Доурской стороне»), бытовые песни на сатирические и драматические (о солдатской службе) сюжеты, духовные стихи («Голубиная книга»).

В Предуралье в 19 в. Н. Е. Пальчиковым зафиксированы (опыт записи многоголосия на слух) устойчивые традиции календарных песен («таусени» и троицкие), свадебных («Из-за лесу», «Не было ветру», «А кто у нас умён»), протяжных («Подуй, подуй, погодушка», «Уж ты, Ваня», «Эко сердце»), хороводных («Просо», «Бояре», «Уж как по мосту, мосточку»), которые сохранялись до кон. 20 в.

В 20 в. былины на Урале и в Сибири почти исчезли; единичные записи – «Илья Муромец на Каменном поясе и Сибирской земле» и «Спор сокола с конём». Исторические песни сохраняют прежнее значение, особенно на Южном Урале. Наиболее полно обследован Средний Урал (экспедиции Уральской консерватории, Екатеринбург). Здесь самым архаичным и цельным пластом, сохранившим севернорусский колорит, являются свадебный и похоронный обряды. Из календарных обрядов встречаются колядование и святочные игры, значительное место занимают приуроченные хороводы (весенние и зимние). Основная жанровая группа – лирические песни: женские (с семейно-бытовой и любовной тематикой) и мужские (рекрутские, солдатские, казачьи, тюремные). Духовные стихи до сих пор живы у старообрядцев. Плясовые песни, частушки и инструментальная музыка (употребительны балалайка, гармонь, мандолина, скрипка, гитара) – атрибуты праздничного быта.

Сибирский регион

Здесь в 17–19 вв. сформировались стилистически разнородные переселенческие традиции, изучение которых ведётся с кон. 1950‑х гг. Основной слой – старожильческая традиция, сформировавшаяся в районах раннего расселения русских к сер. 18 в. и единая для разных районов Сибири; в её основе – стили русских Северо-Запада, Поморья и казачья традиция Приуралья. Основное значение имеют неприуроченные лирические песни, главным образом лирико-эпические на историческую и социальную тематику. Эти жанры мужской традиции (зафиксированы в сборнике Кирши Данилова) со временем частично перешли в сферу женской певческой культуры и оказали влияние на стилистику свадебных и хороводных песен, образовав единый русско-сибирский стиль. Уникальная староверческая традиция семейских (Забайкалье) представляет собой соединение глубинных слоёв фольклора, главным образом южнорусского («Поселенцы вы наши, бродяги»), с городскими песнями («Не вейтеся, чайки, над морем»). Песенная традиция семейских, представленная преимущественно женскими хорами и ансамблями, включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2001). Песни новосельческого слоя (фольклор поздних переселенцев) сохранили песенные типы разных локальных стилей (напр., в Красноярском крае сосуществуют свадебные брянские, исторические казачьи и городские песни). Разностилье сибирского региона дополняют поздние песни с социальной тематикой, обычно на литературные тексты («Узник», «Бродяга», «Славное море – священный Байкал»), и баллады на семейно-бытовую тематику.

Народное
песенное творчество: понятие и видо —
жанровая структура. Связь народного
песенного творчества с природой.
Заклички. Календарные народные песни.

Песни
семейно-бытовых обрядов (родильных,
свадебных, похоронных и др.). Связь
народного песенного творчества со всеми
этапами человеческой жизни, с
земледельческим и ратным трудом, с
народной игровой культурой. Колыбельные,
игровые, плясовые, хороводные, трудовые
и свадебные народные песни. Рекрутские
песни и причитания.

Связь
народного музыкального творчества с
отечественной историей. Исторические
народные песни, их классификация. Былины
(старины) как повествовательные
песни-сказы, традиции их исполнения
народными сказителями.

Городские
песни. Канты, баллады, песни-романсы.
Солдатские песни.

Выдающиеся
собиратели и исполнители русских
народных песен. Сборники русских народных
песен М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова
и других великих русских композиторов.
Русские народные песни в исполнении
Ф.И. Шаляпина и других великих русских
певцов. Старинные и современные народные
хоры и фольклорные ансамбли.

Русская
народная инструментальная музыка.
Типологические свойства и характеристики
народных песен. Общенациональные и
региональные народные песни.

Особенности
связи народной песни с обрядовой поэзией,
устно-поэтическим творчеством.

Старинные
музыкальные инструменты: духовые
(свирель, жалейка, кугиклы, рожок и
другие), ударные (трещотки, рубель, ложки,
бубен и другие) и струнные (гусли
крыловидные и шлемовидные, гудок, домра,
лира колесная, балалайка и другие).
Гармоника в России. Роль народных
музыкальных инструментов в народном
быту и в празднично-обрядовой культуре.
Скоморохи на Руси и их музыкальные
инструменты. Народные музыкальные
наигрыши.

Колокольные
звоны на Руси, их роль и место в традиционной
народной жизни. Виды колокольных звонов:
благовест, трезвон, встречный и проводной
звоны, всполошный звон и т.д. Знаменитые
российские колокола и колокольни.
Современная колокольная музыка. Фестивали
колокольной музыки в Ярославле и других
городах.

Влияние
народного песенного творчества на
русское церковно-певческое искусство.

Влияние
народного музыкального творчества на
современное музыкальное искусство.

Проблемы
аутентичности и стилизации музыкального
фольклора в современных бытовых и
сценических формах музыкальной жизни.

Известные
современные любительские музыкальные
коллективы в России.

Тема 2.5.Традиционная танцевальная культура.

Древние
истоки народных танцев. Танцевальные
элементы в древних культах, обрядах и
ритуалах. Пляски скоморохов. Древние
свистопляски.

Русские
народные танцы: происхождение,
художественно-эстетические особенности,
традиционные образы и формы бытования.
Хороводы, их основные виды (орнаментальные,
игровые и другие), роль и место в
традиционной народной культуре. Пляски
(одиночные, парные, перепляс, русская
кадриль).

Музыкальное
сопровождение народных танцев (плясовые
наигрыши на народных музыкальных
инструментах).

Народные
танцы в репертуаре любительских и
профессиональных хореографических
коллективов.

Народный
танец и классическое искусство (например,
«Камаринская» М.И. Глинки).

Тема: 2.6.
Народное изобразительное и
декоративно-прикладное творчество
.

Элементы
изобразительной деятельности в
синкретичных
формах первобытной культуры. Магические,
обереговые
и информационные функции изобразительной
деятельности древних славян. Изобразительная
символика древнеславянских
обрядов. Древнеславянские символы
природных
стихий, изображения древнеславянских
божеств, птиц
и животных на предметах домашнего
обихода.

Символика
цвета в народной художественной культуре.
Иконописное
творчество народных мастеров

Русский
рисованный лубок как самобытный жанр
изобразительного творчества. Становление
и развитие изобразительного
любительского творчества в России
Творчество
художников-самоучек в ХVIII
— ХIХ
веках, его сходство
с народной живописью, с архаичными или
иконописными
формами, с «парадным» портретом
ХVII
века Пейзаж,
натюрморт, портрет в любительском
изобразительном
творчестве Роль Добровольного общества
поощрения
художников в развитии любительского
изобразительного
творчества в России в ХIХ
веке Устройство этим обществом выставок
работ художников-самоучек, художественных
лотерей и конкурсов, организация
Рисовальной
школы для вольноприходящих

Развитие
любительского изобразительного
творчества в России
в XX
веке Деятельность художников-любителей
по оформлению
праздничных массовых шествий, зданий
и улиц, по
созданию декораций для спектаклей
любительских театральных
коллективов и т д

Традиционные
и авангардные направления в творчестве
современных художников-любителей

Влияние
народного изобразительного и
декоративно-прикладного творчества на
творчество профессиональных художников
и дизайнеров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Образы русской народной и духовной музыки

Русская народная музыка всегда оставалась неизменным спутником русского человека. Славянский фольклор зародился в восточнославянских племенах Киевской Руси и на протяжении многих веков, усовершенствуясь, набирал свою популярность. Народная музыка передавалась из уст в уста. Она сопровождала праздники и массовые гуляния, под нее люди трудились, радовались и печалились.

Киевская Русь всегда была многонациональна: финно-угры, тюрки, иноземные захватчики, заезжие купцы – все они оказали неоспоримое влияние на устное народное творчество. В основу русского фольклора легли исторические события, традиции древних славянских племен, а также языки и история других народов.

Немаловажно влияние религии на русский фольклор. До принятия христианства в древнерусском государстве существовало язычество – религиозное верование в нескольких богов, основанное на мифологии и магии. Во многих былинах, песнях, сказах, появившихся во времена язычества, прослеживаются черты народного дохристианского верования – поклонение природным явлениям и небесным светилам.

Сила православной церкви тоже была выдающейся. После объявления христианства официальной религией, случилось это в 998 году, славяне изменяли тексты и смысл привычных произведений, добавляя в них элементы новой веры.

Славянские племена, постоянно воюющие за территории и пропитание, всегда находились в состоянии борьбы, противоборства, вражды, поэтому времени на отдых и развлечения почти не оставалось. Народный фольклор создавался только для какой-либо определенной цели: колыбельные, обрядовые песни, песни-плачи и эпические песни. А вот танцевальные и лирические песни появились достаточно поздно, только в шестнадцатых-семнадцатых веках.

Перечислим основные жанры русской народной музыки и образы, воплощенные в этих произведениях.

Детские народные песни

Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, их пели над детской кроваткой для того, чтобы помочь малышу быстрее заснуть, защитить его от злых духов. В основе многих колыбельных лежали языческие обряды, заговоры. До нашего времени дошли фольклорные произведения, в которых встречаются Баба-Яга, Леший или Домовой. Со временем в песнях появились элементы православной веры, образы Богородицы, Христа, ангелов и божественного рая.

Обрядовые песни

Ритуальные песни сопровождали все календарные, семейные праздники славян, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. К обрядовым песням относят колядки, веснянки, свадебные, хороводные песни. Наиболее ярким примером обрядовых песен являются колядки, которые пришли в нашу жизнь в результате интересного смешения религиозных направлений. Коляда – это языческий бог зимы и древний праздник рождения Младенца-Солнца. Также Коляда – это народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова. Сегодня колядки, обрядовые песни, исполняются на христианский праздник, Святки.

Песни-плачи

Народные плачи и причитания – это особая часть русской культуры, создаваемая представительницами древней профессии, под-голосницами или плакальщицами. Для оплакивания покойного нанимались женщины с распущенными волосами, которые испускали вопли, кричали не своим голосом над телом. Плачи, сопровождающие церемонии поминовения усопших, были обязательной частью обряда. Известны плачи для похорон, а также коллективные воинские плачи, рекрутские плачи, плачи невесты, оплакивающей разлуку с воспитавшими ее родителями.

Помимо образов реальных участников обряда, в произведениях встречаются образы-символы, образы-олицетворения, метафоры и поэтические замены.

Эпические песни

Этот фольклорный жанр предназначался для поддержания боевого духа воинов и для того, чтобы рассказать о подвигах храбрых героев. Образы эпической музыки – это не только образы витязей и храбрецов, а также образы природы, изображающей родную землю в определенную историческую эпоху.

Русские народные частушки

Задорные песенки, звучащие в среднем или высоком регистре, исполнялись на гуляниях, уличных молодежных посиделках, на свадьбах и праздничных застольях. Этот жанр популярен и в наши дни. Забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывают в шутливой форме ежедневные события. В двух, в четырех или в шести строчках запечатлен какой-нибудь момент из жизни человека.

Русская народная музыка необычайно богата, она хранит в себе образы славянского быта, природы, обычаев и традиций народа. После принятия христианства на Руси, вместе с вероисповеданием из Византии был заимствован круг церковных песнопений.

Духовная музыка была единственным примером профессиональной музыки в те дальние времена, она звучала во время церковных богослужений и являлась неотъемлемой частью духовной жизни верующих. Духовная музыка обогащена образами светлой радости, горькой скорби, борьбы тьма и света.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Музыкальные сказки прокофьева и чайковского
  • Музыкальные сказки приколы царевна лягушка
  • Музыкальные сказки приколы помощь для ведущих на юбилей мужчине
  • Музыкальные сказки приколы помощь для ведущих на юбилей женщине
  • Музыкальное занятие в гостях у сказки младшая группа

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии