На чем построен сюжет рассказа свои и чужие

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Неудача в Ливонской войне была следствием

а) отставания экономики России

б) отсутствия у России союзников

в) численного превосходства сил противника

г) отсутствия талантливых полководцев

8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

9. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

5)

1)

3)

2)

4)

6)

10. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) неудачный поход на Крымское ханство

Б) Ливонская война

В) присоединение Астраханского ханства

Г) присоединение Казанского ханства

Д) Ям-Запольский мир с Польшей

Е) начало похода Ермака в Сибирь

1) 1581г.

2) 1556г.

3) 1558-1583гг.

4) 1559г.

5) 1582г.

6) 1552г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

6

3

5

12. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) принятие нового Судебника

Б) проведение опричнины

В) венчание Ивана IV на царство

Г) поход Ермака в Сибирь

Д) Ливонская война

Е) неудачный поход на Крымское ханство

1

2

3

4

5

6

1550 год

1565-1573 год

1547 год 16 января

1579 год 

 закончилась в 1583 году

 1559 год

13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных

Иваном IV и «Избранной радой»

1) ограничение местничества

2) создание флота

3) создание коллегий

4) создание приказов

5) принятие Судебника

6) введение всеобщей воинской обязанности

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

9) подчинение церкви государству

Ответ: 1) ограничение местничества

4) создание приказов

5) принятие Судебника

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: 1, 4.

15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины

1) захват новых территорий

2) централизация страны

3) тяжелый экономический кризис

4) усиление позиций боярства

5) способствовала утверждению крепостного права

6) становление деспотического самодержавия

7) ослабление власти самодержавия

Ответ: _________________

Н.А.
Тэффи «Свои и чужие»

   С именем Тэффи
связано целое направление в русской сатирической литературе начала 20 века.
Современники назвали его «лирической сатирой». Природа явления, названного
«лирической сатирой», двойственна: с одной стороны, это странная сатира –
сатира – шарж, почти карикатура на современность, а вместе с тем –элегия,
жалоба сердца, словно слова дневника.

   Сюжет рассказа
«Свои и чужие» построен на доказательстве тезиса «Чем больше у человека своих,
тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете».
Доказывая этот тезис, автор рисует следующие жизненные ситуации: обсуждение
внешнего вида, лёгкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов
героини.

Фразы,
передающие отношение своих и чужих

Свои

Чужие

Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини

«Свои
считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку»

«Посмотрит
на вас презрительно»

«Чужие
должны деликатно привирать»

«Улыбнётся
вам приветливо»

Обсуждение лёгкого недомогания героини

«Начнёт допытываться,
где и когда могли вы простудиться, начнёт укорять, зачем вы простудились».

Будет
долго издеваться над вами

«От
чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»

В гостях

«Водить
знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые,
подадут чай со вчерашними сухарями…»

«Принимают
вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены,
моложавы, разговоры весёлые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых
прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут для вас приятные»

Обсуждение жизненных планов героини

«Заранее
оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают…»

«И,
кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение
ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два – четыре, что вас
ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не
одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»

« По
отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия к вам,
наверное, великолепно удадутся. С вашим –то умом , да с вашей 
обаятельностью»

Свои 
режут правду – матку, чужие деликатно привирают, при этом и те и другие
обнаруживают эгоизм, равнодушие, лицемерие. Как у своих, так и у чужих э
ти
качества скрываются под маской заботы о ближнем.

Особенности
лирической сатиры Тэффи

Особенности
лирической сатиры Тэффи

Примеры

Самовыражение
автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет
в виду.

«Встретите
вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»

Ориентация
на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в
диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой
разговорной речи

«Уж он и
в постель завалился!»

«Подбодрись
–стыдно так раскисать!»

Фрагментарность
и мозаичность – основной композиционный принцип.

Включение
в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров
– доказательств или примеров -отправных точек рассуждения, монологи –
рассуждения.

Рамка, в
которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный
приём.

Двойная
оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа
рассказчика со стороны читателя.

Рассказ
о случае в вагоне.

«Всех
людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

« И
слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

Самовыражение
автора в форме монолога, обращённого к читателю, которого он постоянно имеет
в виду.

«Встретите
вы, например, на улице чужого человека. Всё это для вас приятно…»

Ориентация
на устное воспроизведение. Характер персонажей раскрывается преимущественно в
диалогах, воссоздающих различные оттенки(индивидуальные и социальные) живой
разговорной речи

«Уж он и
в постель завалился!»

«Подбодрись
–стыдно так раскисать!»

Фрагментарность
и мозаичность – основной композиционный принцип.

Включение
в авторское повествование коротких рассказов, приводимых в качестве примеров
– доказательств или примеров -отправных точек рассуждения, монологи –
рассуждения.

Рамка, в
которой происходит своеобразная игра автора и читателя, как композиционный
приём.

Двойная
оценка происходящего со стороны рассказчика и оценка происходящего и образа
рассказчика со стороны читателя.

Рассказ
о случае в вагоне.

«Всех
людей по отношению к нам мы разделяем на «своих» и «чужих».

« И
слушатели не удивлялись странной похвале. Не удивляюсь и я».

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Свои и чужие» Тэффи
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План рассказа «Свои и чужие»
  • 3 Вопросы к рассказу «Свои и чужие» Тэффи
  • 4 Анализ рассказа «Свои и чужие»

У каждого есть люди «свои» и «чужие». Про своих мы знаем все: сколько им лет, и сколько у них денег. Если мы узнаем это про чужого – он станет своим. И это плохо! Ведь свой будет «резать в глаза правду-матку», а чужой – приятно привирать. Для своего и выглядишь не очень, и любая болезнь твоя пустяк. Для чужих – красавица. Заболеешь – сочувствуют. Чужие кажутся моложе (ведь их возраст неизвестен), и богаче, чем есть (для гостя – все самое лучшее). Свои болтают о старости, ценах и кормят чем попало.

Свой в твои планы не верит. И учит жить. Чужой убежден, что у тебя все получится. Рассказчица приводит 2 случая в подтверждение своих слов. В поезде пассажир наорал на другого. Тот удивился: видит в первый раз, а кричит как на родного брата. А одна женщина хвалила мужа: вместе 4 года, а он такой «вежливый и милый», точно чужой!

Читательский дневник по рассказу «Свои и чужие» Тэффи

Сюжет

Рассказчица делит людей на «своих» (известен их возраст и количество денег) и «чужих». У первых для тебя только горькая правда, насмешки, дешевая еда. У вторых – комплименты, сочувствие, лучший кусок за столом. И на вид чужие бодрее и богаче. Вот случай в поезде: один мужчина так нагрубил незнакомцу, будто знает его сто лет. И еще история: жена рада, что муж и через четыре года внимателен к ней, как чужой.

Отзыв

Юмористический рассказ о том, как чужие люди становятся своими. Автор высмеивает пороки общества: лицемерие, хамство, черствость, эгоизм. Свои люди ранят и ведут себя бесцеремонно, чужие – обманывают, пускают пыль в глаза. Трудно сказать, от кого из них можно получить помощь, если она нужна.

Смех автора немного грустный. Ясно, что Тэффи предпочла, чтобы отношения со своими были теплее, а с чужими – искреннее. Но жизнь есть жизнь. Рассказ учит ставить себя на место другого, со вниманием и терпением относиться к близким, быть честным с людьми, не спешить называть людей «своими».

План рассказа «Свои и чужие»

  1. Две категории людей: свои и чужие.
  2. Возраст и деньги своих – не секрет.
  3. Возраст и деньги чужих – загадка.
  4. От своих – упреки, насмешки, злая правда.
  5. От чужих – похвалы, сочувствие, лицемерие.
  6. Чужие приятнее своих.

Вопросы к рассказу «Свои и чужие» Тэффи

  1. На какие две категории в рассказе делятся люди? (свои и чужие).
  2. Что известно о своих? (возраст и деньги).
  3. От кого легче дождаться сочувствия в болезни? (от чужого человека).
  4. С кем страшно делиться своими планами и мечтами? (со своими).
  5. Свой или чужой подаст чай со вчерашними сухарями? (свой).
  6. С кем пассажир поезда сравнил скандального соседа? (с родным братом).
  7. Чему радуется замужняя дама из последней истории? (время идет, а муж, как чужой, вежлив и мил).

Анализ рассказа «Свои и чужие»

Рассказ на все времена. Он построен на противопоставлении, контрасте, сравнении и иронии. Как мало нужно, чтобы назвать человека «своим»: достаточно знать его возраст и доходы. Автор высмеивает такой подход, но признает, что в нем есть правда жизни. С одной стороны, свои люди скажут правду, с другой – иногда хочется не правды, а понимания и поддержки. Чужой с удовольствием поддержит, но и легко солжет в глаза.

Строить отношения со своими труднее, чем с чужими. Не хватает любви, уважения, терпения. Свои не ценят, чужие – лицемерят. Пока человек «чужой», он показывает себя в выгодном свете. Его жизнь кажется лучше, радостнее, богаче. Но стоит людям немножко узнать друг друга, как маски слетают. Рассказ заставляет пересмотреть отношения с людьми, учит честному взгляду на себя.

Теффи (настоящее имя – Надежда Лохвицкая) – одна из писательниц, чье творчество было под запретом на территории СССР. Все очень просто: в те времена чтение произведений эмигрантов и всех, кто не поддерживал новую власть, не приветствовалось. Познакомиться с ее литературными произведениями читателям посчастливилось лишь с начала девяностых годов, когда наступила эпоха гласности, и многие вещи стали доступны к массовому прочтению

Теффи обладает особым приятным читателям юмором. В своих рассказах она легко и непринужденно показывает пороки общества и люде и не стесняется делиться своим опытом. Герои ее рассказов просты и близки ее читателям, что не могло не стать ее изюминкой и причиной для читателей отнестись к ее произведениям с вниманием.

Стилистика и содержание рассказа «Свои и чужие»

Этот рассказ можно, скорее, назвать монологом автора к читателю, в котором автор делится своим опытом общения с разными людьми и выводит закономерности, полагаясь на свои впечатления. В рассказе автор сравнивает поведение людей, которые хорошо нас знают, и поведение людей, не слишком для нас близких. И многие мысли автора действительно достойны внимания. Так, Теффи говорит о том, что «чужие» люди гораздо более склонны говорить комплименты, беспокоиться, пусть даже и напоказ, выражать сочувствие и поддерживать. Чужие люди, возможно неискренне, но говорят о наших перспективах и замечают наши положительные черты. Свои же, наоборот, чаще говорят о негативных вещах, их поддержка не помогает и, напротив, обижает и заставляет нас опустить руки, они относятся к нам грубее и жестче в силу того, что хорошо нас знают. И писательница задается вопросом, что лучше, слышать горькую правду от своих или ложь от чужих?

Смысл рассказа «Свои и чужие»

Каждый выбирает для себя, что лучше и комфортнее. Общаться со своими, которые гораздо лучше вас знают и которых знаете вы, и слушать порой обидную, грубую и оскорбительную, но правду, или общаться с чужими, от которых можно услышать много приятной лести и сладкой лжи. Этот выбор не теряет своей актуальности, пока существует человеческое общество и рамки приличия, которые не позволяют нам говорить каждому встречному свое мнение о тех или иных вещах. И, кроме того, этот выбор существует до тех пор, пока в человеческом сердце есть место лжи, угодничеству и лицемерию.

Сейчас эта проблема не теряет актуальности. В век развития интернета и возможностей дистанционного анонимного общения мы все больше окружаем себя чужими, с которыми никогда и не увидимся в реальности и никогда не познакомимся ближе, и сами стремимся скрыться за маской, чтобы не быть узнанными. Вопрос поддержания близкого общения и связей уходит на второй план: это требует слишком много душевных сил, которые мы не стремимся тратить друг на друга. Мы слишком бережем себя и свою психику чтобы заводить близкие связи и выслушивать обидную и горькую правду о себе. Мы живем образами, созданными для того чтобы впечатлять чужих, и совсем не горим желанием показать себя настоящих даже себе.

В то же время стоит признать, что, и действительно, общение со своими может быть травматично, обидно и тяжело. Но потому ли это, что они нас хотят обидеть и унизить? Или потому, что очень часто мы не хотим услышать и принять правду и изменить что-то в себе? Каждый решает для себя, что ему дороже и лучше, иметь круг своих, которые помогут и поддержат, но могут сказать честно неприглядные вещи, или иметь круг чужих и быть в их глазах светлым образом, но самому справляться с возможными проблемами и трудностями. Этот сложный выбор приходится делать каждому на своем жизненном пути.

  • Назовите сказки о животных 3 класс
  • Назовите сказки в и даля
  • Назовите автора сочинения письма об изучении природы
  • Назиму или на зиму как пишется правильно
  • Названый брат или названный брат как пишется