На сколько частей можно разделить сказку о мертвой царевне и семи богатырях

Конструкт
урока литературного чтения

Павловой
Марии Сергеевны

Дата: 16.10.19    

Класс: 4

УМК: Школа
России

Тема
урока:
А.С.Пушкин
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Деление сказки на части

Планируемые
результаты

Личностные:
демонстрируют сформированность уважительного отношения к иному мнению; умение
принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке; сформированность установки
на наличие мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций,
предложенных учителем.

Метапредметные,
в
том числе результаты коррекционной работы
: демонстрируют
регулятивные УУД (владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач; демонстрируют умение
планировать/контролировать/оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации маршрутного листа);
познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, посредством
учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями анализа
по родовидовым признакам/установления аналогий и причинно-следственных
связей/построения рассуждений посредством заданий, предложенных учителем);
коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем и умения
слушать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий, посредством учебных ситуаций).

Предметные:
демонстрируют
знания о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; демонстрируют
первоначальные  навыки раскрывать смысл произведения, выделять главное,
существенное в изучаемом материале, на основе изученной сказки составлять план
текста, используя изученный материал.

Цель
урока:
   формирование познавательных УУД в
процессе деления на части сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях».

Задачи
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к иному мнению;
умение принимать социальную роль обучающегося; навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; установку на наличие
мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций, предложенных
учителем.

Коррекционно-развивающая:
формировать регулятивные УУД (
умение владеть способностью
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, посредством наводящих вопросов учителя;
планировать/контролировать/оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, посредством наводящих вопросов
учителя); познавательные УУД (умение владеть логическими действиями анализа по
родовидовым признакам/установления аналогий и причинно-следственных
связей/построения рассуждений посредством заданий, предложенных учителем);
коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем и умения
слушать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий, посредством учебных ситуаций).

Образовательная:
способствовать усвоению знаний о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях»; учить демонстрировать  навыки раскрывать смысл произведения,
выделять главное, существенное в изучаемом материале, на основе изученной
сказки составлять план текста, используя изученный материал.

Принципы
обучения

  • Принцип наглядности
  • Принцип
    систематичности и последовательности
  • Принцип
    доступности
  • Принцип
    целостности
  • Принцип
    деятельности
  • Принцип
    научности
  • Принцип индивидуального и дифференцированного
    подхода

Принципы
воспитания

  • Принцип гуманизации
  • Принцип демократизации воспитания
  • Принцип педагогического оптимизма
  • Принцип целенаправленности

Методы
обучения и воспитания

Методы
обучения

1.      По
источнику получения знаний:

·          
словесные:
беседа,
объяснение;

·          
наглядные:
тема,
цель, план,
таблица, кроссворд, парусник, иллюстрации с другими
видами транспорта;

·          
практические:
наблюдение,
заполнение
таблицы, отгадывание ребусов.

2.      По уровню
включения в продуктивную деятельность:

·          
практический;

·          
объяснительно-иллюстративный.

3.      На основе
методологии целостного подхода к деятельности:
1) методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.

4.      Методы
стимулирования учебно-познавательной деятельности
: поощрение,
художественное слово.

Методы
воспитания

1.         Методы
формирования соц. опыта: педагогическое требование.

2.         Методы
стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном
процессе: занимательный материал, использование ИКТ-технологий; поощрение.

Форма
организации учебной деятельности обучающихся:
парная, фронтальная,
индивидуальная.

Дидактические
средства:
Демонстрационное
: презентация по теме А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях”, тема, цель, план урока, карта для путешествия.

Индивидуальное:
учебник
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное
чтение», 4 класс, 1 часть, тетрадь для классной работы, пенал,
 разрезанные
изображения.

Информационные
источники

1.Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Утверждён приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями
внесёнными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598.
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Текст]:
одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г.
N 4/15).

3.Рабочая
программа учебного предмета “Литературное чтение” школы №27 с интернатом,
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ “Об
образовании в Российской федерации” (с изменениями и дополнениями), с
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (с
изменениями и дополнениями), примерной основной образовательной программой
начального общего образования, расположенной на сайте “Реестра примерных
основных программ Министерства образования и науки РФ”, одобренной Федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8
апреля 2015 г. №1/15).
4.Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте
с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ . Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина – М. : Просвещение,
2015. – 223 с.: ил. — (Школа России). —
ISBN 978-5-09-035620-6.
5.Литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Голованова,
Виноградская, Бойкина [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. (1 файл). – Режим
доступа:
https://znayka.pro/uchebniki/4-klass/literaturnoe-chtenie-4-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/

6.Яндекс
картинкаи. – Режим доступа:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&from=tabbar

Тип урока:
комбинированный
урок.

Структура
урока:

1.      Мотивация
к учебной деятельности. (2 мин)

2.      Актуализация
опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных
задач. (9 мин)

3.      Решение
проблемы. (20 мин)

4.      Первичное
закрепление. (5 мин)

5.      Информация
о домашнем задании. (2 мин)

6.      Рефлексия
учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). (2
мин)

Итог: 40
минут

Макет
доски

Тема: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях”

Цель:
Деление на части сказки А.С.Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях”

План:

1. Отправиться в путешествие .

2. Вспомнить сказку.
3. Разделить сказку на части.

карта16
октября
Классная работа

Карта

Д.з.
пересказ по плану.

Ход урока

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога/обучающихся

Планируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Задачи

Собрать внимание детей и с мотивировать их на предстоящую
деятельность.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа,
объяснение.

На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в
воспитательном процессе: использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна, сегодня урок
литературного чтения проведу у вас я. Проверим готовность к уроку. У вас на
парте лежит: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Если вы готовы –
присаживайтесь. (Присаживаются)


-И чтобы настроиться на урок решим небольшой ребус.

-Кто уже знает ответ? (сказка) Верно! Это сказка!
-Поспеши скорее друг, в книгу сказок заглянуть!

Ждет тебя море чудес, счастье, радость и успех!

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с
творчеством А.С. Пушкина. Напомните,  какую сказку вы читали на предыдущих
уроках литературного чтения? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») (название
вывешивается на доску)

Личностные (демонстрируют умение принимать
социальную роль обучающегося)

Познавательные УУД (осознанно строят
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, посредством
учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями
сравнения, посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные
УУД
(готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с
одноклассниками и учителем во время урока; излагать свое мнение и оценку
событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление
проблемы

Задачи:

Актуализировать знания о биографии А.С. Пушкина. С мотивировать
на предстоящее путешествие. Вписать недостающие слова в маршрутные листы.
Рассмотреть и обсудить карту.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа,
объяснение;
наглядные: план,
кроссворд; практические: наблюдение, отгадывание кроссворда.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический; объяснительно-иллюстративный
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение, художественное слово.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в
воспитательном процессе: занимательный материал, использование
ИКТ-технологий; поощрение.

-Ребята, а вы знаете кто такой А.С.Пушкин? Я
знаю, что вы уже не раз говорили о творчестве А.С. Пушкина и уверена, что
кое-что запомнили. Поэтому я подготовила для вас вопросы и думаю, что вы с
легкостью ответите на них.

1. В каком городе родился А.С.Пушкин?

Ответ: в Москве

2. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в
детстве?

Ответ: чтение

3.От кого маленький Саша узнал русские народные
сказки?  

Ответ: от няни Арины Родионовны

-Молодцы, на все вопросы ответили верно!

— Еще с самого детства мне запомнились сказки
Александра Сергеевича Пушкина, они особенные, удивительные, ни один человек
не пройдет мимо этих интереснейших произведений. А все потому, что Александр
Сергеевич – великий человек. Именно поэтому в его творчестве столько
волшебных и прекрасных сказок.

 И сегодня мы с вами продолжим путешествие по
страницам «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

-Чтобы путешествие было удачным, у каждого
путника должен быть маршрут путешествия. Посмотрите, у вас на партах, у
каждого есть такой маршрут, придвиньте к себе, рассмотрите.

В маршруте путешественника

План:

1.     
Вспомнить содержание сказки.

2.     
Разделить сказку на части.

3.     
Составить план сказки.

Пункт назначения:

Достопримечательности:

1.     
 

2.     
 

3.     
 

4.     
 

5.     
 

6.     
 

7.     
 

8.     
 

9.     
 

10. 
 

Но, вот незадача, по пути к вам, я попала под
дождь и некоторые слова размылись, нужно их восстановить, как думаете,
справимся вместе? (на доске: содержание, на части, план) На доске слова,
которые размылись дождем. Я не помню, в каком порядке они были записаны.
Попробуйте выбрать нужное слово и вписать в пропуск. Как вы думаете, какое
слово подойдет в первый пункт? (содержание) Да, думаю это верно. Прочтите
предложение. Подходит слово? (да) Отлично. Какое слово подойдёт во второй
пункт? (на части) Прочтите. Получилось связанно? (да) Замечательно. Выполняем
дальше. Что осталось вписать? (план) Это будет самым главным пунктом нашего
плана. Чтобы не забыть каждую часть сказки, мы будем вписывать в такой пункт,
как «Достопримечательности» .

 (скрип корабля)

-Ребята,
вы слышите? Кажется к нам что-то приближается… Посмотрите, это же летучий
корабль! (СЛАЙД )


на нем послание: «Друг, отправляйся на мне в путь! В сказку поспешим скорей,
ну же – не робей! Но чтобы взмыть мне в небеса, нужна небесная тропа. Наносят
на бумагу маршруты и места. Как же называется она?»

-Ребята,
как называется бумага, на которой зафиксированы места и маршруты путешествия?
(карта) Вы такие внимательные и смогли разгадать такую сложную загадку!


Смотрите, ребята, появилась ещё одна надпись: «Держите карту друзья, доставлю
вас куда угодно я!» (учитель достает карту)

-Посмотрите
на карту. Как вы думаете, что нас ждет в этом интересном приключении?

-Ребята,
корабль приготовил для нас целое путешествие, да ещё и с заданиями. Давайте
же отправимся в полет.

Приготовились,
закрыли глаза, сейчас мы взлетим в воздух! Держитесь крепче за стул, мы
взлетаем! (звук ветра)

Личностные (демонстрируют
сформированность уважительного отношения к иному мнению; умение осваивать социальную
роль обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками на уроке)

Регулятивные УУД (владеют способностью
принимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
посредством наводящих вопросов учителя; демонстрируют умение планировать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные УУД
(осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах, посредством учебных
ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями
сравнения/анализа по родовидовым признакам/установления аналогий и
причинно-следственных связей /отнесения к известным понятиям, посредством
заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД (готовность
слушать собеседника и вести диалог, посредством взаимодействия с
одноклассниками и учителем во время урока; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого имеют свою, посредством
взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; излагают свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, посредством
учебных ситуаций, предложенных учителем).

3.Решение проблемы

Задачи:

Выполнить артикуляционную гимнастику. Вспомнить содержание
сказки. Обсудить каждую смысловую часть сказки и дать ей название,
зафиксировать в маршрутный лист. 

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа,
объяснение;
наглядные: тема,
цель,
таблица; практические: наблюдение, заполнение таблицы.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический; объяснительно-иллюстративный
На основе методологии целостного подхода к деятельности: методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном
процессе: занимательный материал, использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Смотрите, в небе очень густое облако, и оно
мешает нам пролететь. Сквозь него ничего невидно! Надо его сдуть! Но чтобы
дуть как настоящий ватер, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.

1.Выполним упражнение заборчик. Улыбнемся
широко и покажем свои зубки. Так сделаем 10 раз.

2.Теперь сделаем упражнение трубочка. Вытянем
губы в трубочку. Почувствуйте напряжение в губах. Сделаем так 10 раз.

3.Теперь поочередно будем делать заборчик и
трубочку. Повторим 10 раз.

-Теперь давайте подуем сильно на это облако и оно развеется!
Отлично!

Благодаря тому, что вы так дружно и активно выполняли упражнения
облако развеялось.

-За ним пряталось изображение. (Царица тоскуя сидит у окна и
ждет своего царя)

-Ребята, а вы знаете кто это? (царица) Что она делает? (смотрит
в окно)  А зачем она смотрит? Может она кого-то ждет? (Царица ждет царя).

Давайте откроем учебник на странице (___) и прочтем начало
сказки до строки «И к обедне умерла.». (чтение сказки по цепочке) Как вы
думаете, как эту смысловую часть можно назвать? Какое радостное событие здесь
произошло? (рождение дочери) А какое событие стало печальным известьем?
(смерть царицы) Значит как мы назовем эту смысловую часть? (Рождение дочери и
смерть царицы) Отлично, это был первый пункт на нашей карте. Поставим галочку
– это будет значить, что мы побывали на этом пункте. Теперь запишите название
этой части. («Рождение дочери и смерть царицы» вывешивается на доску)

-Мы отправляемся дальше. (звук ветра)

(На слайде появляется зеркало)

-Ребята, кому принадлежал этот предмет? (мачехе) Зачем он нужен
ей? (любоваться собой) Что спрашивала мачеха у зеркала? («Свет мой,
зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней
и белее?») Когда появляется мачеха в сказке? После какого события? (после
смерти царицы) Можно ли назвать эту часть сказки «Мачеха»? (да) Это был наш
второй пункт на карте! Давайте отметим на карте галочкой и запишем название
этой части в маршрутный лист, в достопримечательности. Двигаемся дальше.
(звук ветра)

-Ребята, а следующие пункты нашего назначения в виде свитков.
Перед вами три свитка: синий, красный и желтый. Те кто сидят на первом ряду
читают свиток синего цвета, те, кто на втором ряду читают свиток красного
цвета, а те кто сидят на 3 ряду, читают свиток желтого цвета.

-Ваша задача прочитать отрывки из сказки и дать название. Если
нужна будет моя подсказка, то обращайтесь ко мне.

 «Молодая царевна»

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.»

 «Чернавка»

«Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

 «Семь богатырей»

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.»

-Первый ряд, вы прочитали эти строки? О ком идет речь в данной
части? (о молодой царевне) Что с ней произошло? (она похорошела) Как мы можем
назвать данную часть? (молодая царевна) Отлично.

-Записываем в маршрутный лист.

-Второй ряд, вы прочитали эти строки? Какой персонаж здесь
является ключевым? (чернавка) Почему она повела царевну в лес? (потому что
мачеха позавидовала красоте царевны молодой и приказала увести её) Если
чернавка является ключевым персонажем, то как можно назвать эту часть? (чернавка)
Я тоже так считаю!

-Записываем в маршрутный лист.

-Третий ряд, о чем шла речь в этом отрывке? (о семи богатырях) Кто
пришел к ним в дом? (царевна) Почему они её приняли? (потому что они
благородные и добрые) Значит как можно назвать эту часть если речь шла о семи
богатырях? (семь богатырей)

 -Записываем в маршрутный лист.

Мы справились и с этим заданием, отметим на карте галочкой, что
преодолели три  свитка. Двигаемся дальше! (звук ветра)

-Следующий пункт нашего путешествия называется «Мачеха узнает
правду». Вспомните, какую правду узнала мачеха? (Молодая царевна жива) Сейчас
я прочту вам смысловую часть, ваша задача слушать внимательно, т.к. потом я
буду задавать вопросы.  

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нем хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев,

Красоваться снова стала

И с улыбкою сказала:

«Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет;

Но живет без всякой славы,

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

-Как мачеха узнала, что царевна молодая жива? (от зеркало) Что
ей зеркало сказало? («Ты прекрасна, спору нет; Но живет без всякой
славы, Средь зелёные дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя
милей».) Кого мачеха возненавидела, за то что царевна жива? (чернавку)
Почему он её возненавидела? (потому что она не оставила царевну в лесу
умирать) Как вы думаете, верно ли назван наш пункт? Связан ли он с этой
смысловой частью? (да) Тогда запишем название пункта себе в маршрутный лист.
Отлично, отправляемся дальше. (звук ветра)

 (на слайде красное яблоко) Ребята, смотрите. Какое вкусное и
красивое яблоко. Может из этой сказки? (на слайде царевна лежит на лавке)

Ребята, что случилось с царевной? Может она отравилась? Чем она отравилась?
Значит яблоко было какое? (отравленное) А кто дал это яблоко? (старуха) За
что старуха дала яблоко царевне? (за кусок хлеба)  А старуха ли была на самом
деле? (злая мачеха) Верно ребята. Кто пытался помешать тому, чтобы мачеха
дала яблоко царевне? (пес) Но все таки мачеха дала молодой царевне
отравленное яблоко. Значит как мы можем назвать эту часть? (отравленное
яблоко) Отлично, мы разгадали секрет этого яблока. Запишем название этого пункта
себе в маршрутный лист. Отправляется дальше в наш путь. (звук ветра)

Личностные (демонстрируют
сформированность уважительного отношения к иному мнению; умение осваивать
социальную роль обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками на уроке; сформированность установки на наличие мотивации к
работе на результат, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем)

Регулятивные УУД (сохраняют цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, посредством наводящих вопросов
учителя; контролировать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные
УУД
(осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, посредством
учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями
сравнения/анализа/синтеза/обобщения/классификации по родовидовым
признакам/установления аналогий и причинно-следственных связей/построения
рассуждений/отнесения к известным понятиям, посредством заданий, предложенных
учителем); Коммуникативные УУД (слушают собеседника и ведут диалог,
посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока;
признают возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время
урока; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку
событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

Предметные: продолжают знакомство со
сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; умеют
раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом
материале, составлять план текста;

4.Первичное закрепление
Задачи:
Продолжить путешествие по карте, обсуждая смысловые части сказки
в виде изображений. Дать название событиям произошедшим на данных
изображениях. Зафиксировать названия смысловых частей в маршрутный лист.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа,
объяснение;
практические: наблюдение.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в
воспитательном процессе: использование ИКТ-технологий; поощрение.

 -Посмотрите
ребята, следующее три пункта в виде изображений, но они разрезаны на разные
кусочки. Давайте их соберем и узнаем, что за изображения. Посмотрите ребята,
это эпизоды из сказки. Попробуйте друг другу в паре рассказать о том, что тут
происходит и дать название эпизоду.

·        
Хрустальный гроб. Царевна спит в хрустальном гробу.

·        
Елесей. Царевич Елесей обнимает царевну. а вокруг осколки
хрустального гроба

·        
Смерть мачехи и свадьба. Молодые идут рука об руку и на них
сыплются цветы

-Ребята,
вы справились с этим заданием? Миша и Катя, расскажите, что происходит в
данном эпизоде и как вы его назвали. Отлично! (так же точно с 2 и 3 рядом)
Давайте запишем названия этих пунктов у себя в маршрутный лист. И отметим на
карте галочкой какие места мы посетили.

-Мы
справились со всеми заданиями. (на слайде)

1.      Рождение дочери и смерть царицы.

2.     
Мачеха.

3.     
Молодая царевна.

4.     
Чернавка.

5.     
Семь богатырей.

6.     
Мачеха узнает правду.

7.     
Отравленное яблоко.

8.     
Хрустальный гроб.

9.     
Елесей.

10.  Смерть
мачехи и свадьба.

-Итак,
смотрит в наш маршрут путешественника. Что же мы планировали делать?
(вспомнить содержание сказки, разделить сказку на части, составить план
сказки) Мы вы полнили первый пункт? Если да то отметим галочкой. Мы разделили
сказку на части? (да) И что же мы составили, благодаря тому, что разделили
сказку на части? (план) Значит какие пункты мы выполнили? (второй и третий)
Отметим галочкой! Отлично!

-Ребята,
наша путешествие подошло к концу.  Возвращаемся в класс. (звук ветра)

Личностные (демонстрируют
сформированность уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке; сформированность
установки на наличие мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций,
предложенных учителем)

Регулятивные УУД (владеют способностью
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
посредством наводящих вопросов учителя; демонстрируют умение контролировать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные УУД
(осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной форме, посредством учебных ситуаций, предложенных
учителем; владеют логическими действиями анализа, посредством заданий,
предложенных учителем); Коммуникативные УУД (слушают собеседника и
ведут диалог, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во
время урока; признают возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и
учителем во время урока; излагают свое мнение и аргументируют свою точку
зрения и оценку событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

Предметные: продолжают знакомство со
сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; умеют
раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом
материале, составлять план текста;

5.Информация о домашнем задании

Задача:

Дать информацию о домашнем задании и проинструктировать
выполнение.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа,
объяснение.

Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

-Так как мы проделали
с вами такую трудную работу и поделили сказку на части, дома вам нужно будет
подготовить пересказ, опираясь на этот план. Ребята, пересказать текст —
значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
А соблюдать последовательность, вам поможет план, который мы записали в
маршрутных листах.

-Запишите в дневники
задание на ________________________. Подготовить пересказ по плану. (на доску
вывешивается листок с надписью «Д.з.: Подготовить пересказ по плану». )

-Что нужно сделать дома?

Личностные (демонстрируют умение
осваивать социальную роль обучающегося, посредством учебных ситуаций,
предложенных учителем)

Регулятивные УУД (владеют способностью
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
посредством наводящих вопросов учителя).

6.Рефлексия
Задачи:
подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

Методы
обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа,
объяснение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:
объяснительно-иллюстративный
На
основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы
контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы
стимулирования учебно-познавательной деятельности
: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в
воспитательном процессе: использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Вот и подошел к концу наш урок. Но чтобы проверить себя, как вы
поработали на уроке ответим на вопросы зеркальцу.

1.     
Какую сказку вы изучили? («Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)

2.     
Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин)

3.     
Какой результат путешествия у вас получился? Какую сложную
работу мы смогли проделать со сказкой? (поделили её на части)

-Мы ответили на все вопросы зеркальца! Можете себя похвалить.

-А что было для вас интересным сегодня на уроке? Что больше
всего запомнилось? Понравилось ли вам путешествие?

-Отлично! Сейчас бы я хотела поблагодарить вас за вашу работу, без вас ничего
не получилось! Вы были активными, старались и у вас все получилось. Я очень
была рада, тому как активно работал первый(второй, третий) ряд. Сегодня очень
хорошо поработали на уроке Саша, Даша и Настя. Мне было приятно с вами
работать, до свидания.

Личностные
(
демонстрируют
сформированность уважительного отношения к иному мнению, посредством учебных
ситуаций, предложенных учителем)

Регулятивные
УУД

(демонстрируют умение оценивать учебные действия, посредством наводящих
вопросов учителя); Познавательные УУД (осознанно строят речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в
устной форме, предложенных учителем; владеют логическими действиями анализа,
посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД
(слушают собеседника и ведут диалог; признают возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия
с одноклассниками и учителем во время урока; излагают свое мнение и
аргументируют свою точку зрения и оценку событий).

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Неудача в Ливонской войне была следствием

а) отставания экономики России

б) отсутствия у России союзников

в) численного превосходства сил противника

г) отсутствия талантливых полководцев

8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

9. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

5)

1)

3)

2)

4)

6)

10. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) неудачный поход на Крымское ханство

Б) Ливонская война

В) присоединение Астраханского ханства

Г) присоединение Казанского ханства

Д) Ям-Запольский мир с Польшей

Е) начало похода Ермака в Сибирь

1) 1581г.

2) 1556г.

3) 1558-1583гг.

4) 1559г.

5) 1582г.

6) 1552г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

6

3

5

12. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) принятие нового Судебника

Б) проведение опричнины

В) венчание Ивана IV на царство

Г) поход Ермака в Сибирь

Д) Ливонская война

Е) неудачный поход на Крымское ханство

1

2

3

4

5

6

1550 год

1565-1573 год

1547 год 16 января

1579 год 

 закончилась в 1583 году

 1559 год

13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных

Иваном IV и «Избранной радой»

1) ограничение местничества

2) создание флота

3) создание коллегий

4) создание приказов

5) принятие Судебника

6) введение всеобщей воинской обязанности

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

9) подчинение церкви государству

Ответ: 1) ограничение местничества

4) создание приказов

5) принятие Судебника

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: 1, 4.

15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины

1) захват новых территорий

2) централизация страны

3) тяжелый экономический кризис

4) усиление позиций боярства

5) способствовала утверждению крепостного права

6) становление деспотического самодержавия

7) ослабление власти самодержавия

Ответ: _________________


0

Как разделить на части сказку о мертвой царевне и озаглавить их?

Задание по литературе для 4 класса Раздели сказку Пушкина о Мертвой царевне и семи богатырях на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:

• о чём важном хотел сказать автор в каждой части;

• какие слова помогают представить будущий рисунок;

• что именно нужно изобразить и почему.

2 ответа:



1



0

Разделим «Сказку о мертвой царевне» Пушкина на части и добавим к названию части описание рисунка:

  1. Рождение дочери и смерть царицы. Царица тоскуя сидит у окна и ждет своего царя
  2. Мачеха. Вертится перед зеркалом, любуясь своей красотой
  3. Молодая царевна. Мачеха с перекошенным лицом смотрит в зеркало на юную красавицу.
  4. Чернавка. Царевна плачет в лесу, а Чернавка уходит.
  5. Семь богатырей. Семь богатырей кланяются красавице-царевне
  6. Мачеха узнает правду. Царица дерет Чернавку за косы.
  7. Отравленное яблоко. Царица притворяясь старухой бросает в руки царевне красивое яблоко.
  8. Хрустальный гроб. Царевна спит в хрустальном гробу.
  9. Елесей. Царевич Елесей обнимает царевну. а вокруг осколки хрустального гроба
  10. Смерть мачехи и свадьба. Молодые идут рука об руку и на них сыплются цветы.



1



0

Попробуем разделить сказку пушкина «О мертвой царевне на части», дадим им название и набрасаем к каждой части небольшой словесный рисунок.

Отъезд царя и рождение дочери. Царь скрывается вдали и пыль клубиться под копытами коней.

Новая жена царя. Красавица царица смотрит в зеркало, любуясь своим отражением.

Молодая царевна. Зеркало показывает царице язык и образ молодой царевны

Смерть в лесу. Чернавка тащит упирающуюся царевну в лес

Жизнь у семи богатырей. Вокруг стола сидят богатыри, царевна улыбаясь обносит их супом.

Отравленное яблоко. Царица в образе старухи отпугивает пса и бросает царевне яблоко

Мертвая царевна. Семь богатырей понурившись стоят вокруг хрустального гроба.

Спасение. Королевич Елисей разбивает гроб и во все стороны летят осколки.

Свадьба. Счастливые Елисей и царевна, а вдалеке умирает от зависти царица.

Читайте также

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

В самом начале своей сказки «О жабе и розе» писатель Гаршин дает два последовательных описания — сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

Делая это описание Гаршин использует олицетворение — роза живая, метафору — роса сравнивается со слезой.

Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.

Роза в этой сказке — идеал чистоты и красоты,жаба — идеал безобразия.

  • На сквозь или насквозь как пишется
  • На рисунке 89 изображен график движения придумайте рассказ к этому графику
  • На реке амур шла кета продолжить рассказ
  • На расхват или нарасхват как пишется правильно
  • На подобии как пишется слитно или раздельно