На столе лежал незаконченный рассказ

Виктор Астафьев

Цена искусства

Вот опять где-то прохватило сквозняком, потекли сопли, разболелась голова, морозит. Но на столе лежал незаконченный рассказ, утром с трудом разломался, сел за стол, мокро на бумагу капает, однако минут через двадцать, когда я расписался, из носу течь перестало, и голова наладилась, и настроение подавленное куда-то подевалось…

И вспомнил я, как любимый мною Великий артист сидел на каком-то пленуме, посвященном советской культуре, и кособочился, гнулся, морщился, слушая трескучую болтовню тех, кого хлебом не корми, дай на трибуне покрасоваться, да еще и на кремлевской.

Я поначалу думал, что товарищ мой, артист, и сник-то от этих речей, но пригляделся и уяснил, что у него что-то нестерпимо болит, поинтересовался что.

— Спина, — выстонал он, — проклятый остеохондроз.

— Так какого ж ляда ты тут сидишь и слушаешь всю эту хреновину, у тебя ж вечером спектакль.

— И в самом деле, — словно очнувшись, произнес он и метнулся к выходу, там кто-то его начал обнимать, по-мужицки тиская, и я думал, совсем доломают доброжелатели моего артиста.

В театр на Бронной я все же пришел, не надеясь, что выездной спектакль состоится, но час в час, минута в минуту, волоча пыль по изопрелой сцене, раздвинулся занавес, и начали выяснять отношения Жозефина со своим мужем Наполеоном. И время, и люди неспокойные, горячие, чуть не до драки идет у них выяснение отношений. Наполеон гремит, куда-то наверх, на магазинные ящики лезет, из которых сооружена декорация. «О Господи, — молюсь я про себя, — хоть бы эти ящики не развалились, не хрустнули и мой любимый артист, в страшенный раж вошедший, не сверзился бы вниз с больной-то спиною».

Нет, ничего, ящики дюжат, император за саблю хватается, довела его семейка, в особенности баба, егозливая Жозефина, до ручки, да и эти разные Фуше и Талейраны за спиной интриги плетут, денежки вымогают и лестью исходят, ну точно нынешние помогайлы русского президента в Кремле.

Хороший, хотя и трагический спектакль, прекрасно сыгранный артистами, знающими себе цену и не боящимися подмостков. Ну аплодисменты, цветы, пусть немного, небогато, спектакль-то будничный, плановый.

Мы с моим артистом договорились встретиться после спектакля и пойти к нему домой, попить чаю. Я ждал его у служебного входа, над которым светилась лампочка, какие, экономя деньги и энергию, ввертывали в переселенческих бараках во время ссылок из деревень.

Долго его не было, ну разгримироваться надо, хотя обычно он играет без грима — хоть великого маршала, хоть хромого пенсионера, хоть Стеньку Разина, но какой-то пакостью в виде порошка, добытого из гнилых пеньев, все же лицо штукатурят, да дело-то было не в штукатурке.

— Поклонники! — извиняясь, произнес он, появившись на крылечке уже последним из артистов. — Будь они неладны. — А самому, чую я, нравится, что поклонники, но больше поклонницы с программками спектакля рвутся за автографами. Ну ладно, слаб человек, даже и Великий артист не без этого, честолюбие, как известно, давно движет миром.

Он стал запахивать пальто, поправлять на шее теплый шарфик, и тут я заметил на его лбу горохом выступившие капли и забеспокоился:

— Да Бог с ним, с этим чаем, в другой раз. Сейчас я тебя провожу домой и сам на ночлег отправлюсь.

— Нет, нет, обязательно зайдем, а это все, — утираясь кончиком шарфа, добавил он, — это все пройдет, пока мы пройдемся до моего дома пешком.

Жил он и живет на улице Бронной, идти недалеко, и за короткий путь артист мой отошел, вытаял, только присмирел и говорил мало. Еще бы! Он за того императора так наорался и наговорился, что и устал, и выдохся, и всяческие значительные слова издержал, в наших же, обыденных, какой ему интерес.

Самый большой мужицкий сюрприз ждал меня дома. Жена и дочь артиста были на даче. «Чай» он налаживал сам и с сибирским размахом настроился на пир горой — на столе стояло плотной кучей пять агромадных бутылищ водки. Поскольку сам артист давным-давно уже не принимал никакую зелью, все это предназначалось мне. И поделом! Однажды, тоже после спектакля, под разговор я у него так надрался, что пришлось ему ночью, почти наутре доставлять меня в Переделкино, вот и решил человек, что за прошедшее время запросы мои увеличились, усовершенствовались, таланты выросли.

Ужинали вареной картошкой с жареными грибами, их он с базара привез. С больной-то спиной, да по базару с кошелкой таскался Великий артист. Э-эх, жизнь наша бекова, отделал бы ково, да некого!

Я выпил рюмку или две, хорошо, к душе, поел и, как ни противился хозяин, начал с ним прощаться.

— Да ты что торопишься-то? Я еще часа два-три буду отходить и усну не сразу, почитаю, уж под утро за меня вплотную возьмутся мои болячки. Да, что сделаешь, профессия такая…

Да, профессия творца. На старости лет и я познал все прелести ее, и могущество, и слабость, и счастье сотворения, и горечь поражений. Уже пятьдесят лет мучаю бумагу, а она меня.

15 декабря 2000.

Академгородок.

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Неудача в Ливонской войне была следствием

а) отставания экономики России

б) отсутствия у России союзников

в) численного превосходства сил противника

г) отсутствия талантливых полководцев

8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

9. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

5)

1)

3)

2)

4)

6)

10. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) неудачный поход на Крымское ханство

Б) Ливонская война

В) присоединение Астраханского ханства

Г) присоединение Казанского ханства

Д) Ям-Запольский мир с Польшей

Е) начало похода Ермака в Сибирь

1) 1581г.

2) 1556г.

3) 1558-1583гг.

4) 1559г.

5) 1582г.

6) 1552г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

6

3

5

12. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) принятие нового Судебника

Б) проведение опричнины

В) венчание Ивана IV на царство

Г) поход Ермака в Сибирь

Д) Ливонская война

Е) неудачный поход на Крымское ханство

1

2

3

4

5

6

1550 год

1565-1573 год

1547 год 16 января

1579 год 

 закончилась в 1583 году

 1559 год

13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных

Иваном IV и «Избранной радой»

1) ограничение местничества

2) создание флота

3) создание коллегий

4) создание приказов

5) принятие Судебника

6) введение всеобщей воинской обязанности

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

9) подчинение церкви государству

Ответ: 1) ограничение местничества

4) создание приказов

5) принятие Судебника

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: 1, 4.

15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины

1) захват новых территорий

2) централизация страны

3) тяжелый экономический кризис

4) усиление позиций боярства

5) способствовала утверждению крепостного права

6) становление деспотического самодержавия

7) ослабление власти самодержавия

Ответ: _________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
услыш…нный окаж…шься засол…нный (он) завяж…т заблуд…шься
Ответ:
12. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На столе лежал (НЕ)ЗАКОНЧЕННЫЙ рассказ. Она была худа, изможена, но при этом (НЕ)ЛИШЕНА некоторого изящества. Эйфелева башня утвердилась как (НЕ)ЗЫБЛЕМЫЙ символ Парижа. Голос был почти (НЕ)ЗНАКОМЫЙ, хриплый. Незнакомец говорил (НЕ)ПЛОХО, но с акцентом.
Ответ:
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Когда (НА)КОНЕЦ в декабре выпал снег, мы КАК(БУДТО) воспрянули духом. Мы заблудились, (ПО)ЭТОМУ несколько раз прошли черед одно и ТО(ЖЕ) место. Маша (НЕ)ТОЛЬКО знала всех окрестных бездомных собак, но и подкармливала их, а ТАК(ЖЕ) при необходимости лечила. Солнце выбросило (К)ВЕРХУ прощальный луч, и море ТОТ(ЧАС) отразило в себе его нежный свет. В споре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ — в зависимости от темперамента, а ТАК(ЖЕ) внутренней культуры.
Ответ:
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В праздник Масле(1)ицы мы напекли блинов, рядом поставили клюкве(2)ый морс и вишнёвое варенье, а в папин любимый стакан с подстака(3)ком был налит чай, настоя(4)ый на пря(5)ых травах.
Ответ:
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Давно уже от брата не было ни слуху ни духу. 2) Григорий ощущал в себе если не удовольствие то удивительную лёгкость. 3) Розы и георгины росли у самого окна и с любопытством заглядывали в окна. 4) Заря вспыхнула и погасла и затеплилась в небе первая звёздочка. 5) Заросли вокруг озера были частые и колючие и казались непроходимыми.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые).
Покрывающая дуб (1) листва (2) усохнув по осени (3) почти не облетела и трепетала (4) как будто позванивая на ветру.
Ответ:
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые).
Река бежит весело (1) шаля и играя (2) стремится быстрой нитью или чуть-чуть ползёт по камешкам (3) выпуская из себя по сторонам (4) резвые ручьи (5) играющие с ней в догонялки.
Ответ:
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые).
Они вошли к себе в комнатку (1) за окошком (2) которой (3) моросил дождь (4) и (5) зажгли стоящую на столе лампу.
Ответ:_________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые).
Тимофей знал (1) что (2) когда в других местах охота плоха (3) то у реки всегда найдётся что-нибудь интересное.
Ответ:
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
И вот во время самого представления произошёл неожиданный сюрприз: на сцену вышел мужчина с огромной корзиной белоснежных свежих роз.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) — направление в искусстве, возникшее в 1860-70-е гг. во Франции. (2)Художники стремились запечатлеть на своих полотнах реальный мир в его изменчивости. (3)Произведения импрессионистов не несут социальной, политической критики, не говорят о глобальных проблемах, таких как голод, нищета, смерть, представляя лишь позитивные стороны жизни. (4)Создателями импрессионизма считают художников Клода Моне и Эдуарда Мане, техника письма мастеров совершенно различна.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Импрессионизм – направление французской живописи рубежа 1860-70-х гг., в значительной степени повлиявшее на формирование стилей художников Эдуарда Мане и Клода Моне.

2) Импрессионисты изображали реальный мир, делая акцент на непостоянстве времени, радости существования. Основоположниками данного направления считают французских художников 1860-70-х гг.

3) Художники 1860-70-х гг. не только изображали позитивные стороны жизни, но и освещали глобальные социальные проблемы.

4) Французских художников 1860-70-х гг. называют основоположниками импрессионизма – направления, основной идеей которого было изображение реальной жизни с ее изменчивостью с позитивной стороны.

5) Художники-импрессионисты изображали окружающий мир, используя различные техники письма.

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара, окружающая

природа. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

4) ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

слИвовый принУдит граждАнство пАртер плодоносИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  

ВРАЖЕСКИЙ корабль стремительно приближался к берегу.
ГОДИЧНЫЙ младенец требует особого ухода.
Основу КОРЕННОГО населения Ямала составляют ненцы.
Чтобы поступить в университет на специальность “Актер ДРАМАТИЧЕСКОГО театра”, нужно сдать экзамены по русскому языку, литературе и пройти вступительные испытания.
Класс отправился на экскурсию в ЦАРСКОЕ Село.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Холодный лед за несколько дней покрыл всю поверхность озера.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
пара БОТИНОК
товары БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЕ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
быстро ВЫЗДОРОВИТ
пара ТУФЕЛЬ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями,

в которых они допущены.

А. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Б. Нарушение видо — временной соотнесённости глагольных форм.

В. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Г. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Д. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

1) Хорошо было сидеть на плетне одному, целиком покорясь тишине и одиночеству.

2) Когда он вернулся домой, отец уже готовит ужин.

3) Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу.

4) Владимир встал и пошёл искать дорогу домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу.

5) Мне пришлось долго беседовать с гостем, находившийся на приеме.

6) Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. 

7) Получив хорошее гуманитарное образование, девушку направили на стажировку в Чехию.

8) Отец сказал, что «я уеду на стажировку через две недели».

9) Он разбирается не только в программировании, а также и в молекулярной биологии.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1) ф…рмальность, кол…ннада, пл…вец

2) инт…рьер, б…реза, инт…ллектуал

3) бл…стать, ск…чок, эксп…римент

4) пон…мать, з…рница, зам…рать

5) с…бака, абр…кос, л…биринт

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) бе…возмездно, …десь, бе…душный

2) пр…язык, п…дать, п…ддержка

3) чере…чур, ра…чет, неи…бежный

4) от…езд, суб…ект, ад…ютант

5) пр…брежный, пр…ступник, пр…града

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) со…вый, заботл…вый

2) затм…вать, потч…вать

3) та…вший, обид…вший

4) влюбч…вый, гуттаперч…вый

5) алюмини…вый, миндал…вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) мел…т, стел…т

2) ка…тся, тащ…т

3) незыбл…мый, увлека…мый

4) ненавид…вший, настро…вший

5) кле…щий, внемл…щий

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

В книге НЕ(ХВАТАЕТ) нескольких страниц.
На столе лежала НЕ(ЗАКОНЧЕННАЯ) работа.
НЕ(ПРЕДВИДЕННЫЕ) в начале пути трудности мешали дальнейшему продвижению.
Этот человек НЕ(СЛУЧАЙНО) зашел к нам, а по делу.
Рассказ был нисколько НЕ(ИНТЕРЕСЕН) читателям.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 
(НА)ЗЛО иногда и добром отвечают, а (НА)ВСТРЕЧУ добру и другое добро родится.
ЧТО(БЫ) ты ни придумал, я ТУТ(ЖЕ) постараюсь исполнить твое желание.
(НИ)КТО не мог повторить рекорд этого спортсмена (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.
Он имел (В)ВИДУ, что В(МЕСТО) него будет работать этот молодой человек.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ мы поменялись местами, и я пошел В(ПЕРЕДИ).

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Мгнове(1)о она высвободила одну руку, и ошеломле(2)ый молодой человек почувствовал на своей щеке прикосновение ладони, которое никак нельзя было истолковать как шутку. Оскорбле(3)ый гость направился к месту, где оставил свою ноше(4)ую шляпу.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) Мистер N и его слуга поднимались по ступенькам из погреба с возмутительным хладнокровием.

2) Меня мутило кружилась голова я совсем ослабел пришлось поневоле согласиться провести ночь в его доме.

3) Ее весело озарял пылавший в очаге костер из угля торфа и дров.

4) Банки стояли слишком высоко она едва могла дотянуться до них.

5) Я слышал также неумолкавший назойливый скрип еловой ветки по стеклу и приписывал его действительной причине.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
Собравшиеся (1) вознеся свои пилигримовы посохи (2) ринулись на меня со всех сторон; и я (3) не имея оружия (4) стал вырывать посох у Джона (5) ближайшего ко мне (6) и самого свирепого из нападающих.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
Быть может (1) лирою счастливой (2)
Тебя (3) волшебник(4) искушал;
Невольный трепет возникал
В твоей груди самолюбивой,
И ты, склонясь к его плечу…
Нет, нет (5) мой друг (6) мечты ревнивой
Питать я пламя не хочу. (А.С. Пушкин)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

“Ученик — это не сосуд (1) который нужно наполнить (2) а факел (3) который надо зажечь (4) а зажечь факел (5) может лишь тот (6) кто сам горит” , — писал Плутарх.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Как только она увидела (1) что (2) он опять рассердился (3) она поцеловала ему руку (4) и сказала (5) что сейчас убаюкает его песней. Она запела очень тихо (6) и пела до тех пор (7) пока его пальцы не выскользнули из ее руки (8) и голова не упала на грудь.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении. 
(1)Пустыни и полупустыни – пространства, встречающиеся во внутренних частях почти всех континентов в умеренном и тропическом климате. (2)Жизнь в суровых условиях пустыни скудна и малозаметна, однако для многих растений и животных она – единственное место обитания, и на Земле нет ни одной пустыни, где жизнь отсутствовала бы вовсе. (3)Саксаул – самое типичное дерево пустынь и полупустынь Азии. (4)Это растение удивительно выносливо: оно может одинаково успешно переносить как нестерпимую дневную жару, так и ночной холод.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

(1)Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. (2)Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. (3)Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. (4)А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. (5)Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. (6)И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. (7)3имой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
(8)Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился к больному и никогда не спешил от него, не отказываясь от морковного чая или чашки цикория, неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. (9)У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя — смотря по сезону, — а войдя, направлялся к печке. (10)Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. (11)И шёл к больному, только хорошо прогрев руки. (12)Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.
(13)Врачебный и человеческий авторитет доктора Ян сена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. (14)Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. (15)Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. (16)Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. (17)И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой … (18)0 чём его только не спрашивали! (19)Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и чёрным хлебом. (20)Правда, молоко было иным. (21)Равно как хлеб, вода и детство.
(22)Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. (23)Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчёт. (24)Внизу были дети, и этим было подсчитано всё.
(25)В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. (26)Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. (27)Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра, и тогда бадьёй и воротом завладевали мы, мальчишки, и катались. (28)Обычно на бадью становился один из нас, а двое вертели ворот. (29)Но однажды решили прокатиться вдвоём, и веревка оборвалась. (30)Внизу нельзя было дышать, ведь воздух перенасыщен метаном. (31)Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое ребят. (32)Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. (33)Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание.
(34)Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. (35)Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.
(По Б. Л. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924-2013) — русский писатель.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы успеть обойти всех больных в районе, доктор Янсен брал извозчиков.
2) Доктор Янсен трудился без праздников и выходных.
3) После визита к больному доктор Янсен спешил уйти к следующему, отказываясь даже от чашки чая или цикория.
4) К доктору Янсену обращались за житейскими советами.
5) Доктор Янсен погиб, провалившись в канализационный колодец.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 содержатся элементы описания.
2) В предложениях 13-15 представлено повествование.
3) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.
4) Предложение 29 противопоставлено тому, о чём говорится в предложении 30.
5) В предложениях 31-34 представлено повествование.

24. Из предложений 10-11 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) свяаано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «В автобиографической повести «Летят мои кони» Б. Л. Васильев с теплотой вспоминает о враче, благодаря которому появился на свет. Говоря о достоинствах этого человека, автор использует приём — (А) ______ («долг» в предложениях 4, 5), тропы: (Б) ______ («сражался за людские жизни» в предложении 6), (В), ______ («неутомимые ноги», «великое терпение», «неоплатный долг» в предложениях 4, 5). Кульминацией текста становится финал, где писатель рассказывает о подвиге доктора Янсена, используя при этом такой приём, как (Г) ____ (предложение 34)».

Список терминов:

1) риторический вопрос
2) метафора
3) эпитеты
4) сравнительный оборот
5) анафора
6) книжная лексика
7) антонимы
8) лексический повтор
9) противопоставление

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1 – 24

2 – но, однако

3 – 3

4 – партер

5 – годовалый

6 – холодный

7 – выздоровеет

8 – 72859

9 – 25

10 – 14

11 – 25

12 – 13

13 – незаконченная

14 – впоследствии впереди

15 – 123

16 – 34

17 – 12345

18 – 156

19 – 12346

20 – 1357

21 – 123

22 – 135

23 – 135

24 – меры принимали

25 – 16

26 – 8239

  • На сколько частей можно разделить сказку спящая царевна жуковский
  • На сколько частей можно разделить сказку о мертвой царевне и семи богатырях
  • На сквозь или насквозь как пишется
  • На рисунке 89 изображен график движения придумайте рассказ к этому графику
  • На реке амур шла кета продолжить рассказ