-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 02.11.2020 23:52
Загороднева Ирина Петровна
Учитель русского языка и литературы
57 лет
756
50 155
Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
15.10.2020 14:55
Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены по принципу контрастных символов. Они противоположны и представляют собой «образы свободного человека». Ларра – герой-романтик в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, «презирает судей». Его приговаривают к «вечным мукам – бессмертию». Свобода Данко превращает его в Человека с большой буквы, «воплощением крайней степени самопожертвования во имя ЛЮБВИ к людям».
Просмотр содержимого документа
«Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
На чтение 8 мин Просмотров 3.5к.
Обновлено 22 июня, 2020
Невозможно переоценить значение символов в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький). И в первую очередь потому, что и сам по себе рассказ можно считать символом, и весь он буквально соткан из больших и маленьких, тусклых и горящих ярким огнем, холодных и прожигающих насквозь символов.
М. Горького называли певцом свободы. И действительно, все его ранее творчество буквально пронизано идеями свободы человека. В них герой-романтик борется один со всем миром, отстаивая свою идею свободы и право на собственный выбор. Но всегда ли эта борьба оправдана и имеет благую цель? Сможет ли человек справиться с абсолютной свободой? Готов ли он распоряжаться ею достойно?
Именно этим вопросам и посвящен рассказ писателя «Старуха Изергиль».
Рассказ полностью соответствует духу романтизма раннего Горького. Наверное, поэтому в нем необычно и романтично все: от композиции до гипертрофированных образов и символов.
Рассказ состоит из трех новелл о трех разных героях. Каждая из них раскрывает тему свободы с разных сторон, заставляя читателя самому задуматься над этим вопросом и решить, что для него значит свобода?
Каждая из новелл чрезвычайно богата образами-символами, и именно они становятся едва ли не главными средствами раскрытия темы.
А что такое символ? В художественной литературе символом называется предмет, слово или образ, который условно выражает суть какого-либо явления. Для писателя символ – это шикарная возможность высказать свою мысль иносказательно, через метафору. Обычно с помощью символов исподволь раскрывается суть произведения, только намекая читателю о его главной идее и смысле. Кроме этого символы помогают создавать яркие образы в художественном произведении, они подчас способны лучше любых слов и объяснений вызвать широкий спектр эмоций в душе читателя и навсегда остаться в его сердце. Не в этом ли состоит главная задача художника?
Первые произведения М. Горького насыщены романтическими символами и образами. В рассказе «Старуха Изергиль» антонимичные образы способствуют раскрытию темы свободы с разных сторон.
Легенда о Ларре – первая в рассказе. Ларра – это сын орла и женщины. Он пришел к племени, правила и устои которого отказывался принимать. Но он не только отверг старейшин, он захотел их абсолютного подчинения себе. Он горд и высокомерен, и когда его отвергает племя, он убивает девушку в знак доказательства своей полной свободы. И по сути убийство здесь – это жертвоприношение самому себе. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…», — так сказал Ларра, желая владеть всем, что только пожелает. Но, увы, жизнь наказала его за гордыню. И когда он захотел умереть, у него не получилось: «Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы». Ларра не смог умереть. Но и до этого он не жил. Пытаясь владеть всем, что только он желал, он разрушал все вокруг себя. Ларра был обречен на вечные скитания между жизнью и смертью, он стал тенью, которая мается в поисках успокоения.
Через образ Ларры Горький выразил идею о крайней степени эгоизма человека, до которой он может дойти в поиске неограниченной свободы.
Полная противоположность Ларре — Данко. В отличие от первого героя, Данко – обычный с виду человек, живущий с такими же обыкновенными людьми. Он горячо любит их и жалеет. Он настолько пропитан любовью, что без малейших сомнений готов пожертвовать своей жизнью во имя спасения жизни многих. Это лидер, способный повести за собой, в его сердце горит огонь любви, освещая путь всем людям. Он и привел их к свету из тьмы. Ларра же обречен вечно скитаться в одиночестве среди теней. И если бессмертие Ларры стало наказанием, то смерть Данко – это начало его бессмертия.
В середине рассказа – повествование о жизни старухи Изергиль. Почему автор распорядился именно так, строя композицию своего произведения? Ответом на этот вопрос служит история главной героини.
Старуха Изергиль прожила долгую и яркую жизнь. Она имела власть над многими людьми и пользовалась ими, прожигая жизнь в удовольствиях и странствиях по свету. А когда полюбила, не смогла простить Аркадэку предательства, хотя и пошла ради его спасения на убийство часового.
В ее жизни было все: страсть, любовь и ненависть, предательство и преданность до самой смерти. Но под конец своей жизни она не может точно сказать, правильно ли она жила? Нужна ли такая свобода человеку? Ведь и старуха Изергиль, настранствовавшись, сказала себе: «…будет жить кукушкой!» И вторую половину жизни она так же, как и многие другие люди, прожила в спокойствии.
Старуха Изергиль – обычный человек, со своими страстями и бедами, не обреченая на вечные скитания, как Ларра, но она и не умерла, как Данко. Она посредник между отвергнутым людьми и теми, кто готов отдать за них жизнь.
Горький создает образы за счет цветовых символов. Так, в легенде о Ларре господствуют серые, холодные цвета: «Глаза его были холодны и горды», серые тени бродят над морем в начале рассказа о Ларре. Совершенно в другие цвета окрашена легенда о Данко. Хоть и начинается все с темных красок густого леса и зловонного болота, в конце люди видят мир, окрашенный в золото, бриллианты дождя и красный закат солнца: «море солнечного света и чистого воздуха», «сияло солнце», «трава в брильянтах дождя», «золотом сверкала река». «Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко».
Одним из главных символов в произведении можно назвать символ Сердца. У Ларры холодное каменное сердце, не способное чувствовать. И единственное из чувств доступно ему — тоска. Сердце Данко пылает огнем любви к людям, от того оно горячее и страстное и способно на подвиг во имя человечества. Даже если для этого нужно будет умереть.
А доброе сердце даже умирает с радостью. Смерть в рассказе тоже символична. Если для Данко она – исцеление и шаг к бессмертию, то Ларре не позволено избавиться от своих страданий. С символом смерти тесно связан образ орла – отца Ларры. Орел, согласно легендам, является символом смерти, хотя считается при этом гордым царем птиц.
Символичны имена героев. Имя «Ларра» — значит «отверженный», «изгой». Лары – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Вероятно, поэтому так символично в рассказе убийство девушки Ларрой.
Данко в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». И действительно, Данко отдает часть себя, Ларра же хочет брать и «оставаться целым».
Символично и имя старухи. Изергиль означает дерево, основу знаний, три корня которого протянулись к царству мертвым, к божествам и людям. Это основа мира, то, на чем держится человеческая жизнь.
Горький противопоставляет свет тьме, тень Ларры и «голубые искры» сердца Данко. Сквозными являются образы смеха и солнца. Но они в обеих легендах имеют разное значение и по-разному читаются. Так, в легенде о Ларре солнце палящее и безжалостное. У Данко солнце горит спасительным для людей теплом и светом. Злорадно и страшно звучит смех возгордившегося Ларры. Смех Данко звучит радостью за людей, как песня счастья.
Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены с помощью контрастных символов. Они противоположны и представляют собой крайности свободного человека. И казалось бы, достаточно их двоих, чтобы понять, каким должен быть по-настоящему свободный человек, если бы ни история старухи Изергиль. Сначала читатель видит уже практически безжизненные глаза, похожие на тень, она отжила свой век, и жизнь едва теплится в ней. Но читая историю ее жизни, становится ясно, что перед нами обычный человек, проживший сложную и богатую на события жизнь.
Свобода Данко делает его божественным существом, способным на абсолютное самоотречение во имя других людей. И Горький призывает нас к такой свободе, настоящей, рожденной от любви. Но в то же время автор считает это недостижимым для современного человека. Именно поэтому главная героиня рассказа стремится и желает быть такой, как Данко, но земная, человеческая изначально сущность заставляет ее ошибаться и проходить путь Ларры в поисках абсолютной свободы.
Неготовность людей оценить высшую степень свободы звучит и в конце легенды о Данко, когда люди моментально забывают того, кто пожертвовал для них свей жизнью. И даже более того: кто-то от страха «…наступил на гордое сердце ногой…»
Почему люди боятся умершего за их жизнь сердца? Возможно, в этом проявляется вечная борьба в каждом из нас Ларры и Данко. И чаще всего, к сожалению, побеждает первый.
18.11.2019
Антонимичные символы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
учитель русского языка и литературы
Данная разработка помогает более глубоко рассмотреть связь частей рассказа, проанализировать взаимоотношения героев. Интересными представляются символы романтического рассказа М.Горького, их противопоставленность и роль в структуре произведения.
Оценить
4484
Содержимое разработки
Тема работы – антонимичные символы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Актуальностьданной работы – показать символический смысл произведения
Цель исследования: выявление антонимических образов и определение их значения
Задачи: Проанализировать символы в рассказе, раскрыть их смысл, роль в тексте.
Объект исследования — рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»
Предмет исследования: язык произведения.
В основе нашего исследования понятия «символ» и «антонимия». Обратимся к их значениям. Символ — от греческого «условный знак», предмет или слово, условно выражающий суть какого – либо явления. Антонимия основана на сопоставлении слов с противоположным значением. Рассмотрим антонимичные символы в рассказе, попробуем разобраться в их значении, понять их роль в раскрытии замысла писателя.
Произведение «Старуха Изергиль» (1894) относится к раннему романтическому творчеству М. Горького. Автор использует ступенчатую композицию для решения главного вопроса о свободе от общества, свободе чувств и высшее выражение свободы – подвиг во имя людей. Таким образом, свобода и несвобода человека — это первые антонимичные символы .Первая ступень (часть) –легенда о Ларре и третья -сказание о Данко как бы обрамляют историю жизни Изергиль (вторя часть рассказа). В этой связи глвными антонимическими образами являются Ларра и Данко.
Обратим внимание на имена героев. Ларра напоминает латинское «лары» — покровители дома, культ которых сопровождался жертвоприношением. Ларра М. Горького совершает убийство – своеобразное жертвоприношение самому себе. С другой стороны, орёл – символ гордости, царственности. «Отверженный» Ларра- сын орла и земной женщины. Символ птицы здесь многозначен. С одной стороны, он связан с понятием смерти
Именно таким был юноша. «Он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он презирал людей, считал себя избранным. За свою гордость и ледяное сердце Лаарра наказан одиночеством, «нет ему места среди людей». Природа в этой части отражает происходящие события: тени, серо -чёрные цвета становятся предвестниками холода, одиночества, трагедии.
Противопоставлен герою Данко. Это обычный, на первый взгляд, человек. Он счастлив рядом с людьми, он переполнен любовью к людям. И если изначально опять «тьма», «гнилой зев болота», то потом «сияет солнце, блестит трава в брильянтах дождя», «золотом сверкает река». Символична цветопись этой части: красный, золотой, огненный символизируют силу, мощь, страсть – черты характера Данко.
Самый яркий образ в этой части – огненное сердце Данко. Сердце — это центр зарождения эмоций и сосуд для души. И если Ларра был отвержен, то Данко становится лидером для племени, ему суждено вывести отчаявшихся людей к свету и гармонии. Но теперь пылающее любовью к людям, смелое сердце превращается в пепел, рассыпается искрами и угасает. «Отверженный» Ларра- сын орла и земной женщины. Символ птицы здесь многозначен. С одной стороны, он связан с понятием смерти
Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, вернуть им человеческий облик. И сердце Данко горело, чтобы рассеять не только тьму леса, но и тьму их души. Ларра и Данко – очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на отношение человека и общества.
Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия.
Горький утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые любят», и «старики от рождения».
Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко – камень вместо сердца у Ларры.
Ларра и Изергиль — образы свободы, но ими они никогда не были , так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко , который умер свободным , искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям …
Главными героями рассказа являются сама Старуха Изергиль , Ларра- вольный сын девы и гордого орла, и Данко — герой, «сгорающий сам, светя другим». Три героя — три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава — легенда о Ларре , которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части , где автор рисует нам портрет ее «черных глаз», тусклых, «изогнутого, совиного носа» , изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, «впалых щек». Перед нами безжизненное существо, она подобно «тени», которая есть , но нереальна по своей сути( Изергиль- образ сказочницы). И образ старухи из трех – главный, это человек, проживший долгую и непростую жизнь.
Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд , где герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.
Ларра- еще одна , ключевая, тень. он -раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права , обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве , уже не таком гордом ,как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню- бессмертное существование, он за все годы превратился в тень , не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко- герой , который оставил уже не «тень» , а искры,свет , как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он- образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре.Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И , хотя она считает, что ставила свою «тень» в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное ,как существование Ларры. Они- две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко , но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод — горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает , что целиком отдала любви ,как и Данко людям, свое сердце .Она ошибается,от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить , была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.
Ларра- еще одна, ключевая, тень. он -раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню- бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко- герой, который оставил уже не «тень», а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он- образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре. Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Данко устанавливает новый порядок, новый закон бытия человека среди людей, он становится лидером в глазах соплеменников. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
Образ Данко создается при помощи цветовой гаммы, которая состоит в основном из: золотого, красного, солнечного.
Свет в народной традиции- воплощение миропорядка (ср. белый свет), красоты, истинности, праведности. С солнечным и золотым связана святость. Красный говорит о могуществе, воле к победе, лидерстве. Красный цвет – цвет сильной энергии. Он символизирует страсть: страстно ненавидит, очень страстно любит, ждет страстно. Красный «странствует» в вечных поисках справедливости. «Красные» люди – отличные руководители и начальники. Они обладают выносливостью, открытостью и смелостью. Поэтому мы можем сказать, что Данко является «красным «человеком.
Красный и черный цвета всегда идут бок о бок, они воюют за главенство, что символизирует оппозицию жизни и смерти » Река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из груди Данко». Сравнивая цвета, видим, что в легенде о Данко последние строки насыщены светлым цветом, а легенде о Ларре, наоборот, все насыщено тёмным цветом.
Нельзя не заметить, как по- разному в первой и второй частях звучит смех.
Если в легенде о Данко смех- это символ радости победы над страхом и смертью, то в части о Ларре смех для него –это символ испуга и страха «…он дрожал, слыша смех».
Достаточно символичными, на наш взгляд, являются и имена персонажей.
Значение имен: Данко: Бог — мой судья (еврейское имя), также его имя связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Имя Ларра созвучно с «лары» (лат. lares) — это духи, покровители дома, почитание которых восходит к культу мертвых . Значение имени Ларра: отверженный, выкинутый вон, изгой. Первоначально культ лар сопровождался человеческими жертвоприношениями. И, видимо, не случайно у Горького Ларра совершает убийство. Это своего рода жертвоприношение самому себе.
Однако этим суть имени героя не исчерпывается. Ведь Ларра к тому же еще и «отверженный, выкинутый вон» . А слово «отверженный» соотносится с однокоренным словом «изверг», которое является традиционным эпитетом Антихриста. Ведь и Антихрист, Сатана, был низвержен, изгнан с неба, «выкинут вон».
В легенде о Ларре он не случайно сын именно орла. Птица в фольклоре очень часто соотносится с миром смерти. Ее функция всегда одна и та же: она переносит героя в иное царство . Чаще всего в этом качестве выступают вороны и орлы. Непосредственно образы орла и смерти связаны в Новом завете. Так, в Евангелии от Матфея сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы». В русской загадке: «Летит орел через немецкие города, берет орел ягоды зрелые и незрелые», отгадка — смерть.
Абсолютная свобода, дарованная Ларре, обернулась для него трагедией. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…». Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания, нет жизни и нет смерти – вот, что ждёт в финале того, кто хотел все, ни за что не заплатив.
Легенда о Ларре выписана темными тонами. Уже в самом ее начале имеется указание на тень «…в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.»
Здесь солнце является не светом, а чем-то ужасным, ведь это «жестоко жаркое» солнце, тень здесь- это символ не тепла , радости и любви, а наоборот приближающегося холода, тьмы и одиночества . Известно, что черный означает принадлежность к гибельным силам, это мрак, тьма, зло, смерть.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/382375-antonimichnye-simvoly-v-rasskaze-m-gorkogo-st
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
(470 слов) Главная героиня повести Максима Горького, старуха Изергиль рассказывает своему собеседнику три истории, две из которых – сказки, а третья – рассказ об её жизни. Все три легенды пронизаны символизмом и говорят с читателем между строк. Изергиль всю жизнь восхищалась сильными и красивыми людьми, которые любили жизнь так же, как и она. Она знала бедность и богатство, но в любой ситуации она делала собственный выбор, не считаясь с мнениями тех, кто хотел подчинить её себе. Поэтому ее истории повествуют о гордости и свободе.
Первая сказка, которую рассказала старуха, была о Ларре, сыне орла. Он был горд и ставил себя выше других. Ларру отвергла девушка, за что он убил её на глазах у всех. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…» – объявил Ларра старейшинам деревни. Ему дали свободу в наказание, понимая, что он сам обрек себя на одиночество своей гордостью. Через много лет он захотел умереть, но не смог. Ларра никому не отдал себя, он предпочёл остаться целым. Он не смог умереть, потому что он не жил, а ведь только тот, кто живёт, может умереть. Как тень, он продолжает скитаться по свету. Его судьба скрыта в его имени, которое старуха переводит как «отверженный».
Вторая сказка Старухи Изергиль повествует о Данко. Враги напали на его деревню, вынудив людей уйти в тёмный лес, полного гиблых болот. Когда казалось, надежды на спасение уже нет, выступил Данко. Он позвал людей за собой, и они поверили ему. Но в пути люди разуверились, в порыве бессилия они решили убить юношу. Но, несмотря ни на что, Данко хотел их спасти. Он вырвал из своей груди горящее сердце. Жители деревни, зачарованные светом сердца, пошли за ним. Данко вывел их из леса и умер с улыбкой на лице, а люди в радости не заметили его смерти. Данко оставил после себя след в виде голубых искр перед грозой. Он отдал себя без остатка, не требуя ничего взамен, благодарностью ему было только осознание, что он всех спас. Его имя переводится — «Бог – мой судья». Данко умер слишком рано, не успев пожить, но его краткая жизнь была подобна искре сердца: ей уготована ранняя гибель, но дан свет, чтобы осветить все вокруг.
Имя «Изергиль» означает древо жизни, которое является аналогом библейского дерева добра и зла. Старуха — посредник между Ларрой и Данко. Без сожалений она могла отомстить и убить, но под угрозой смерти Изергиль отправилась вызволять из плена своего любимого. Старуха отдавала себя только тем, кого любила. Она не стала бессмертной, как Ларра, но и не умерла из-за любви, как Данко.
Сказки многому учат, их скрытый смысл сложен в интерпретации, каждый человек видит в них что-то свое. Но в каждой сказке есть мысли о любви, о выборе, и о жизни. Максим Горький в своей повести коснулся вопросов отдачи и принятия. И, как сказали старейшины в сказке о Ларре,: «За всё, что человек берет, он платит собой».
Автор: Валерия Богзыкова
«Старуха Изергиль» — одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность.
Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра- вольный сын девы и гордого орла, и Данко — герой, «сгорающий сам, светя другим». Три героя — три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава — легенда о Ларре, которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее «черных глаз», тусклых, «изогнутого, совиного носа», изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, «впалых щек». Перед нами безжизненное существо, она подобно «тени», которая есть, но нереальна по своей сути (Изергиль- образ сказочницы).Вообще, стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ, проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех — главный. Ее описания — образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная — собеседница рассказчика — слушателя. Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.
Ларра- еще одна, ключевая, тень. он -раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню- бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко- герой, который оставил уже не «тень», а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он- образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре. Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И, хотя она считает, что ставила свою «тень» в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное, как существование Ларры. Они- две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко, но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод — горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви, как и Данко людям, свое сердце .Она ошибается, от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.
Данко- это не «тень», это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою.
Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко: старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее, показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь, видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит, что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. !
Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой, она ползла к пленным через часового, чтобы увидеть «возлюбленного» — не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество.
Три убийства- еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради «любимого», а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут…
Подводя итог в нашей образной и символической линии, еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль — образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям …
Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине- старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко. Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя, как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.
Главная героиня повести Максима Горького, старуха Изергиль рассказывает своему собеседнику три истории, две из которых – сказки, а третья – рассказ об её жизни. Все три легенды пронизаны символизмом и говорят с читателем между строк. Изергиль всю жизнь восхищалась сильными и красивыми людьми, которые любили жизнь так же, как и она. Она знала бедность и богатство, но в любой ситуации она делала собственный выбор, не считаясь с мнениями тех, кто хотел подчинить её себе. Поэтому ее истории повествуют о гордости и свободе.
Первая сказка, которую рассказала старуха, была о Ларре, сыне орла. Он был горд и ставил себя выше других. Ларру отвергла девушка, за что он убил её на глазах у всех. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…» – объявил Ларра старейшинам деревни. Ему дали свободу в наказание, понимая, что он сам обрек себя на одиночество своей гордостью. Через много лет он захотел умереть, но не смог. Ларра никому не отдал себя, он предпочёл остаться целым. Он не смог умереть, потому что он не жил, а ведь только тот, кто живёт, может умереть. Как тень, он продолжает скитаться по свету. Его судьба скрыта в его имени, которое старуха переводит как «отверженный».
Вторая сказка Старухи Изергиль повествует о Данко. Враги напали на его деревню, вынудив людей уйти в тёмный лес, полного гиблых болот. Когда казалось, надежды на спасение уже нет, выступил Данко. Он позвал людей за собой, и они поверили ему. Но в пути люди разуверились, в порыве бессилия они решили убить юношу. Но, несмотря ни на что, Данко хотел их спасти. Он вырвал из своей груди горящее сердце. Жители деревни, зачарованные светом сердца, пошли за ним. Данко вывел их из леса и умер с улыбкой на лице, а люди в радости не заметили его смерти. Данко оставил после себя след в виде голубых искр перед грозой. Он отдал себя без остатка, не требуя ничего взамен, благодарностью ему было только осознание, что он всех спас. Его имя переводится — «Бог – мой судья». Данко умер слишком рано, не успев пожить, но его краткая жизнь была подобна искре сердца: ей уготована ранняя гибель, но дан свет, чтобы осветить все вокруг.
Имя «Изергиль» означает древо жизни, которое является аналогом библейского дерева добра и зла. Старуха — посредник между Ларрой и Данко. Без сожалений она могла отомстить и убить, но под угрозой смерти Изергиль отправилась вызволять из плена своего любимого. Старуха отдавала себя только тем, кого любила. Она не стала бессмертной, как Ларра, но и не умерла из-за любви, как Данко.
Сказки многому учат, их скрытый смысл сложен в интерпретации, каждый человек видит в них что-то свое. Но в каждой сказке есть мысли о любви, о выборе, и о жизни. Максим Горький в своей повести коснулся вопросов отдачи и принятия. И, как сказали старейшины в сказке о Ларре,: «За всё, что человек берет, он платит собой».
Предыдущая
СочиненияСочинение: Характеристика Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» (+ таблица)
Следующая
СочиненияСочинение: Почему «Вишневый сад» – комедия? (А.П. Чехов)