Найдите и определите вид лексических ошибок исправьте их главная суть этого рассказа

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      leticiacampos889

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    8 минут назад

    Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?

    А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений. 

    Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба утверждения

    Оба утверждения неверны

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Матеша
    Задание 5

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    10 минут назад

    Задачи по астрономии

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    10 минут назад

    Помогите составить рассказ на тему: «Мы спасены»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

benthiren876

benthiren876

Вопрос по русскому языку:

Найдите и определите вид лексических ошибок. Исправьте их.
1. Он целеустремленно стремится к намеченной цели.
2. Главная суть этого
рассказа состоит в следующем…
3. В повести Толстого изображен образ простой
русской женщины.
4. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина.
5. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 2

presescki373

presescki373

1)  Он целеустремлённо идёт к намеченной цели
2)Главная мысль этого рассказа состоит в следующем…
3)В повести Толстого показан образ простой русской женщины
4)В автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина.
5) Труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
Так, если не ошибаюсь 1-3, 5 плеоназм, 4-плеоназм и тавтология 

tlyverexper333

tlyverexper333

Он целеустремленность идёт к своей цели и не хочет сто раз повторять то что он сделать а так все чётко первый вый ответ точно правельный и четки его писала

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.


3

Найдите и определите вид лексических ошибок. Исправьте их.
1. Он целеустремленно стремится к намеченной цели.
2. Главная суть этого
рассказа состоит в следующем…
3. В повести Толстого изображен образ простой
русской женщины.
4. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина.
5. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

1 ответ:



0



0

1)  Он целеустремлённо идёт к намеченной цели
2)Главная мысль этого рассказа состоит в следующем…
3)В повести Толстого показан образ простой русской женщины
4)В автобиографии <span>Есенин своим учителем называет Пушкина.
</span>5) Труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
Так, если не ошибаюсь 1-3, 5 плеоназм, 4-плеоназм и тавтология <span />

Читайте также

Ковром-ковр-корень; ом-окончание; ковр-основа.
Дарил-дар-корень; и-суффикс; л-суффикс; нулевое окончание; дарил-основа.
Осматривал-о-приставка; сматр-корень; ив-суффикс; а-суффикс; л-суффикс; нулевое окончание; осматривал-основа.
Позднего-позд-корень; н-суффикс; его-окончание; поздн-основа.
Поставили-по-корень; став-корень; и-суффикс; л-суффикс; и-окончание; поставил-основа.
Травке-трав-корень; к-суффикс;е-окончание; травк-основа.
Мягкими-мяг-корень; к-суффикс; ими-окончание; мягк-основа.

Незнайка-персонаж который не учится и ничего не знает.
Кнопочка-имела маленький носик как кнопку.
Жулио-мелкий жулик который не прочь заняться любим законным и не законным делом.
Авоська и Небоська-два брата которые всё делали на авость т.е. как нибудь.
Знайка-персонаж возомнивший что он знает всё на свете

Бабу — основа баб, окончание у
лопаткой — основа лопатк, окончаний ой
спина — основа спин. окончание а
у бабы, основа баб, окончание ы
нос — основа нос, нулевое окончание
Вова — основа Вов, окончание а
морковку — основа морковк, окончание у

Действительно в этом слове нет приставки

Может, у других ребят
В доме нет совсем зверят,
У меня же – уголок,
В нем котенок и щенок.
Я учу их вместе жить,
Всем делиться и дружить.
Редко-редко, но бывает
Кто-нибудь из них сердит,
То чуть-чуть щенок полает,
То котенок пошипит.
Ну, а если кто-нибудь
Поворчит из них чуть-чуть,
Ну так это и не страшно,
Если капельку, чуть-чуть.
Пусть щенок себе полает,
Пусть котенок пошипит –
Долго в ссоре не бывает,
Тот, кто дружбой дорожит.

Практическое занятие № 2.

Тема: Лексические нормы.

Теоретическая часть:

1. Понятие лексической нормы.
Системные отношения в лексике (синонимия,
антонимия, паронимия и пр.). Стилистически
оправданное и неоправданное употребление
синонимов, антонимов, паронимов и т.д.

2. Стилистическая дифференциация лексики
русского языка. Функционально-стилевая
и эмоционально-экспрессивная окраска
лексики.

3. Стилистическое использование в речи
лексики ограниченной сферы распространения
и лексики пассивного запаса. Стилистически
оправданное и неоправданное использование
подобной лексики.

4.Основные ошибки в сфере лексики,
нарушающие смысловую точность речи.
Определение речевой избыточности и
речевой недостаточности.

5. Понятие о тропах и фигурах, их
характеристика. Функционирование в
речи фразеологизмов, поговорок, пословиц,
«крылатых выражений».

Литература

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. –
М., 1980. – С. 124-145; 166-184.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.
– М., 1999. – Раздел «Лексическая стилистика».

3. Горбачевич К.С. Нормы русского
литературного языка. – М., 1978. –С. 40-84.

4. Культура русской речи. Учебник для
вузов. – М., 1999. – Гл. «Средства речевой
выразительности». – С. 264-279.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика
русского языка. – М., 1987. – Гл. «Лексическая
стилистика».

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты
стилистики. Правила хорошей речи. – М.,
1996. – С. 5-82.

7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова
О.А., Николина Н.А. Русский язык для
студентов – нефилологов: учебное
пособие. – М., 2003. – С. 69-80.

Практическая часть:

1.Подготовить сообщения:

— Звонкое иноязычие. Литература: 1.
Граудина Л.К., Дмитриева О.Л. «Мы сохраним
тебя, русская речь!». – М., 1995. – С. 74-84;
2. Шапошников В.Н. «Иностранные слова в
современной российской жизни» // Русская
речь. – 1997. – № 2; 3.

— Об употреблении оборота «как бы».
Литература: 1. Корчажкина О. М. Что
скрывается за модным оборотом как бы
// Русский язык в школе. – 1999. – № 3; 2.
Новиков В. Ноблесс оближ. О нашем речевом
поведении // Новый мир. – 1998. – № 1.
Сравните точки зрения, содержащиеся в
данных статьях.

— Крылатые слова как одно из средств
выразительности. Литература: 1. Ашукин
Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова». –
М., 1986 (предисловие); 2. Максимов С. «Крылатые
слова». – М., 1955 (предисловие).

2. Найдите и определите вид лексических
ошибок. Исправьте их.

1. Главная суть этого рассказа состоит
в следующем… 2. В повести Толстого
изображен образ простой русской женщины.
3. В своей автобиографии Есенин своим
учителем называет Пушкина. 4. Мертвый
труп лежал без движения и не проявлял
признаков жизни. 5. Катерина заранее
предчувствует свою гибель…

3. Найдите случаи речевой избыточности/
недостаточности и исправьте фразы. 1.
Налицо незаконное растаскивание
государственного имущества.2. Перед
своей смертью он долго болел. 3. Существующие
расценки завышены. 4. За реальным ходом
качественного выполнения принятого
решения был установлен четкий контроль
со стороны администрации. 5. Гражданин
А. следовал по улице без опознавательных
номерных знаков. 6. Надо пропагандировать
обмен имеющимся опытом.

4. Укажите случаи нарушения: а) лексической
сочетаемости (способности слов сочетаться
друг с другом); б) смысловой совместимости.
Исправьте предложения.

1. Наступила война. 2. Лекции выполняют
огромную роль в жизни студента. 3. За
стеклянными витражами магазина были
видны первые посетители. 4. На стадионе
жители города стали свидетелями большого
театрализованного шоу. 5. Эта футбольная
команда завоевала много замечательных
побед. 6. С него взыскали ущерб в пользу
потерпевших. 7. В глубокой юности он
много учился. 8. Личные запросы должны
сочетаться с общественными. 9. Члены
профкома дали подробные ответы на
запросы о строительстве нового дома.

5. Определите корректность использования
иноязычных слов в данных предложениях;
замените слова русскими эквивалентами.

1. Среди собравшихся превалировали
представители молодежи. 2. Профсоюзы
делали сильный акцент на культурную
работу. 3. Девушка конфиденциально
призналась подругам, что переменила
имя Катя на Кармен, потому что последнее
импонирует ее внешности.4. Общее внимание
привлекал новый анонс, вывешенный на
входной двери заведения. 5.На последних
состязаниях футбольная команда потерпела
полное фиаско. 6. Идентичное решение
было принято студентами параллельной
группы
.

6. Укажите случаи неверного сочетания
слов по стилистической окраске:

1. Такой поступок взбесил Владимира,
и он кидает Онегину перчатку. 2. Перед
мощью народа колчаковцы не устояли и
скоро дали газу с нашей территории. 3.
Перед нами зачинщик этого прекрасного
вечера. 4. Татьяна никому не болтала о
своей любви Онегину. 5. Многие жители
слободки погибали в пьяных драках. 6.
Дружище, что случилось? За несколько
месяцев от тебя не поступило ни одного
письма.

7.Составьте толкования лексических
значений слов:

визажист, инвестор, мораторий, парфюм,
саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.

Есть ли у этих слов русские эквиваленты?
Назовите иноязычные слова, вошедшие в
современную речь, употребление которых
представляется вам неоправданным.

8.Следующие слова и выражения распределите
по 3 группам: а) с положительной окраской;
б) с отрицательной; в) с нейтральной:

отчизна, отечество, воин, вояка, военный,
собрание, сборище, рука, лапа, десница,
лик, лицо, морда, изгнать, выставить,
прогнать.

9. Выберите из слов, заключенных в
скобках, нужное. Мотивируйте свой выбор.

1. Одна из самых (гуманистических,
гуманных) профессий на земле – учитель.
2. Последним (предоставили, представили)
слово бухгалтеру. 3. Только (невежи,
невежды) думают, что учеба заканчивается
с окончанием школы. 4. Рабочие борются
за (экономию, экономику) электроэнергии.
5. Бригада сэкономила за счет (бережливого,
бережного) расходования электроэнергии
несколько сот тысяч рублей. 6. Алеша
(упрямо, упорно) добивался возможности
читать книги. 7. Роман «Война и мир»
(классовое, классическое) произведение
русской литературы.

10.Определите вид тропов в предложениях:

1. Пусть порой мне шепчет синий вечер,
что была ты песня и мечта…2. Ему рукоплескал
Париж. 3. Но женщина мчится по склонам,
как огненный лист за вагоном. 4. Мы все
глядим в Наполеоны. 5. Скука — это пост
души, когда жизненные соки помышляют о
высоком. 6. В сто сорок солнц закат пылал.
7. Сквер величаво листья осыпал. Светало.
Было холодно и трезво.

11.Объясните значение следующих крылатых
слов: ахиллесова пята, глас вопиющего
в пустыне, дамоклов меч, двуликий Янус,
калиф на час, муки Тантала, пиррова
победа, прокрустово ложе
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Лексические ошибки», тренажер к 8 заданию ЕГЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

5. Успехами мы не блещем.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло весной.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

2 4. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 800 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 332 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 319 человек из 67 регионов

  • Агаева Изумруд ГусеновнаНаписать 4377 01.11.2019

Номер материала: ДБ-772894

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    01.11.2019 57
    01.11.2019 58
    01.11.2019 109
    01.11.2019 161
    01.11.2019 978
    01.11.2019 188
    01.11.2019 319
    01.11.2019 58

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Найдите и определите вид лексических ошибок. Исправьте их.

1. Он целеустремленно стремится к намеченной цели.
2. Главная суть этого
рассказа состоит в следующем…
3. В повести Толстого изображен образ простой
русской женщины.
4. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина.
5. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

1) Он целеустремлённо идёт к намеченной цели
2)Главная мысль этого рассказа состоит в следующем.
3)В повести Толстого показан образ простой русской женщины
4)В автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина.

он целеустремленность идёт к своей цели и не хочет сто раз повторять то что он сделать а так все чётко первый вый ответ точно правельный и четки его писала

Другие вопросы из категории

Например: математика ма-те-ма-ти-ка
Слова: гигиена, дезинфекция, развязать, известный, французский, черкесский, чествовать.

Так было всегда. Когда снег покрывал землю и больше уже не таял, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и . Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая. Про пир на балконе первыми узнавали нахалешки воробьи. За ними появлялись любопытные синички. Из лесу прилетали важные свиристели. И так было бы всегда.
В конце зимы, после непонятного переполоха, когда тёплая ещё мебель уехала на машине, а с ней люди и чемоданы — всё стихло. Тюлевая занавеска пропала. Птицы ждали уже несколько дней, но корма не было. В дом приехали другие жильцы. Суета закончилась, и на окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке всё не было. Может, это штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут? И те люди, что шли по улице, тоже не замечали птиц – им мешали видеть воротники и шапки. Но птицы всё-таки ждали.

1) стог, сапог, берег, Бог, порог ,продрог;
2) вздох, миг, друг, вдруг, побег, круг

Читайте также

Пришлось смастерить на окнах небольшие жалюзи. Я люблю читать книги Жюль Верна. В Крым съезжу, яблоков вкусных привезу, орех. Поезд прибыл согласно расписания. Прийдя домой, у меня сидели гости.

2. Определите разновидности лексических ошибок:
Конная кавалькада сопровождала президента. У Базарова и Одинцовой много однородного в теле и душе. Росла я умной, доброй и скромной девочкой. В Древней Руси выходила газета «Русская правда». Водитель включил свет в салоне и тронулся.

3. Укажите мягкие или твердые произношение согласного перед -е-:
Атеист, декан, интервью, крейсер, коттедж, лотерея, музей, термин, фонема, эффект.

4. Расставьте ударения охарактиризуйте его:
Агент, алфавит, баловать, вечеря, высоко, генезис, гравировать, давнишний, диспансер, добыча.

5. Выявите отступление от литературной нормы в поэтическом тексте укажите разновидности:
Говорил он, между прочим:
Красивее, мы так хочем,
Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билитень;
Поверх плана выполняем!
Агент звонит целый день.

Найдите в тексте 11 речевых ошибок, исправьте их.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

Исправьте ошибки в предложениях. Определите характер лексических ошибок

Сборка корпуса машины лимитируется из-за отсутствия некоторых деталей.
Важным фактором успешной сдачи экзаменов является систематическое выполнение домашних заданий.
Необходимо форсировать строительство коровника.
В книге затрагиваются кардинальные политические вопросы.
Важным фактором хорошего обжига является правильное определение периода первого колебания и его высоты.
Михайлов попросил фотографа снять себя в анфас.
— Поставьте, пожалуйста, свою роспись.
В газете публикуется некролог на смерть (кончину) писателя.
Партия официально декларировала свои политические взгляды.
Таким образом, внедрение на латвийский рынок новых технологий не будет играть большого значения.
В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на премьера.
Войска противника нанесли значительные потери.
Правительство в это непростое время должно представлять единый монолит.
Направление развития экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
Действия компании оказали значительный вред производству.
Генеральному директору предстояло решить не одну дилемму.
Главная суть этой научной статьи заключается в следующем.
Помощник губернатора отметил, что существовала опасность личной безопасности избирателей.
Его не выпускали на телевидение аж до 1985 года.
Он прошел терновый путь от лейтенанта до генерала.
По закону никакой трудовой коллектив не может быть силком зачислен во вновь создаваемые структуры.
Для современных критиков характерна примитивность в оценке произведений искусств.
Кто-то познакомил меня с Виктором Петровичем, владетелем маленького продуктового магазина.
В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.
За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители.

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления.

1. Произведения Твардовского – это признак жизнеутверждающего оптимизма. 2. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил в нее народные слова. 3. В душе князя Андрея накапливается противоречие к войне. 4. Горький показывает в Актере человека, который не может найти удел своему таланту. 5. В «Толковом словаре» Даля слова даются квадратно-гнездовым способом. 6. Не только Павел Власов, но и его мать Пелагея Ниловна явились прототипами сормовского рабочего Петра Заломова и его матери. 7. Несмотря на то что мы с большой оказией добрались до театра, настроение было приподнятое. 8. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. 9. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктиде. 10. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа.

запасных частей по действующим прейскурантам. 2. Выделить дотацию на автобусные поездки для льготной категории граждан на дачный период с 10 мая по 12 сентября 1997 г 3. Показателем, характеризующим квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем. 4. Прошу вас выслать нам для ознакомления действующие расценки на приобретение оборудования ЭАТС Квант емкостью 240 и 480 номеров и ориентировочную стоимость рабочей версии программного обеспечения для приведенных выше емкостей. 5. Наша цель — создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города. 6. Цены на товары договорные в соответствии с действующим прейскурантом цен. 7. Договор на охрану ВС подразумевает персональную охрану ВС независимо от места расположения самолета на территории аэродрома.

Транспортные издержки при перевозках по железной дороге через Читинскую область многократно меньше чем при морских и авиационных. 3. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 4. Цена пребывания в этой больнице стоит 1000 рублей в день. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 8. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.

Практические упражнения «Лексические ошибки»

Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки нахождения лексических ошибок и закрепить умения исправлять данные ошибки. Предназначен для учителей, работающих в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Лексические ошибки»»

Виды речевых ошибок

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Вид ошибкиПримеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3. Вокруг была кромешная темнота.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

7. Пожар способствует ожогам.

8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

6.Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

10.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.

2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3.Герои-подпольщики вели себя героически.

4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6. Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

1.Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

2. Синоним к слову плеоназм

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

источники:

http://russkij-yazyk.neparsya.net/answer/2160937_najdite-i-opredelite-vid-leksiceskih-osibok-ispravte-ih/

http://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-leksicheskie-oshibki.html

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 17:30

Составьте предложения, используя местоимения откуда? отчего? зачем? почему?

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 01:20

.(:от данных сущ. с предлогами образуйте прилагательные. обозначьте, где корень прилагательного начинается с глухой(гл.)согласной, где-со звонкой(-с сонорной( приставки. без воздуха, без снега, без крова, без звука, без заботы, без
размера, без края, без цвета, без радости, без звука, без дара.).

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 21:30

.(Звуко буквенный разбор слова образ, дежурный, двадцать, овраг).

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 09:40

Слова (или предложения), которые : обиду ярость любовь

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 13:40

Сочинение на тему «в труде — красота человека»

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 14:40

Написать сочинение про»бабушкин сундук»

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 00:00

Корень в словах празден, праздник, праздничный

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 01:00

Образуйте от глаголов деепричастия(если возможно) определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.(жевать, положить, услышать, хвалить, сохнуть, щипать, плакать, обжечь, остаться).

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 10:00

Составить стих из слов: белые сугробы набросало небо солнце выжгло двери и на них оконца

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 17:50

Напишите вступительной и заключительной частей отзыва об одном из стихотворений а. с.пушкина (по выбору), учитывая распространённые варианты вступления и заключения.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 18:30

Сочинение миниатюра начиная со слов стремительно взлеиев по лестнице коля оказался на втором этаже школы. замерев у полураскрытой двери своего класса он увидел то что поразило в тексте дожны быть деепричастие

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 08:30

Морфологический разбор слова кислая

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 20.04.2020 09:35

Категория

Русский язык, 20.04.2020 09:35

Категория

Литература, 20.04.2020 09:35

Категория

Другие предметы, 20.04.2020 09:35

Категория

Литература, 20.04.2020 09:35

Категория

Литература, 20.04.2020 09:35

Категория

Английский язык, 20.04.2020 09:35

Категория

Математика, 20.04.2020 09:35

Категория

Другие предметы, 20.04.2020 09:35

Категория

Информатика, 20.04.2020 09:35

Виды речевых ошибок

Блок информации

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

п/п

Вид ошибки Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3. Вокруг была кромешная темнота.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                                

СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)

 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

2. Состоялся обмен имеющимся опытом.

3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.

4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.

5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

7. Пожар способствует ожогам.

8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.

9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.

10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

6.Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

10.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.      

2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3.Герои-подпольщики вели себя героически.

4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6. Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высоко­мерной спесью.

5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.

7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.

10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.

Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.

4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Тестовые задания

Вариант 1

1.Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

Вариант 2

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

  • Найдите и объясните антиномичные образы символы проследите их развитие в рассказе старуха изергиль
  • Найдите загадки в знакомых вам сказках объясните зачем они включены какую роль играют
  • Найдите где в тексте спрятались элементы народной сказки
  • Найдите вторую часть каждого предложения составь небольшой рассказ о французской школе
  • Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок пословиц и поговорок былин сделайте