Найдите неверное утверждение в сказках для детей изрядного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

(10 класс)

Подготовила: Н.Н.Юсубова

учитель русского языка и литературы

2018 год

Литературный диктант

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?

а) Царскосельский лицей;

б) Главное инженерное училище;

в) Благородный пансион при Московском университете;

г) Московское коммерческое училище.

2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) стихотворение «Лира»;

б) повесть «Противоречие»;

в) пьеса «Смерть Пазухина»;

г) роман «Современная идиллия».

3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?

а) «Пошехонская старина»;

б) «Помпадуры и помпадурши»;

в) «Сказки для детей изрядного возраста»;

г) «Губернские очерки».

4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:

а) в родовое село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии;

б) Вятку;

в) за границу без права возвращения в Россию;

г) на поселение в Сибирь.

5. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

а) кружка Петрашевского;

б) общества Нечаева «Народная расправа»;

в) группы «Народная воля».

6. Один из критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного юмора», где упрекал М.Е.Салтыкова-Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была статья:

а) В.Г.Белинского;

б) Д.И.Писарева;

в) Н.А.Добролюбова;

г) М.Г.Чернышевского.

7. В 1868-1884 годах М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала. После покушения на царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал назывался:

а) «Современник»;

б) «Эпоха»;

в) «Время»;

г) «Отечественные записки».

8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) импрессионизм;

б) юмор;

в) реалистический гротеск;

г) символизм.

9. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) взаимоотношения народа и власти;

б) отдельные пороки людей;

в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.

10. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:

а) стремится сделать их более занимательными;

б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;

в) усиливает комический эффект.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

г

б

а

б

г

в

а

б

«История одного города»

1. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

а) о времени царствования Ивана Грозного;

б) об эпохе Петра I;

в) правлении Ивана Калиты;

г) России XVIII-XIX.

2. Определите жанр «Истории одного города»:

а) роман;

б) историческая повесть;

в) пародия на летопись;

г) историческая хроника.

3. Определите персонаж по характеристике:

…прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

а) Брудастый;

б) Маркиз де Санглот;

в) Фердыщенко;

г) Угрюм-Бурчеев.

4. В романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1) гротескный бездушный автоматизм;

2) неограниченная деспотия;

3) карательная неуклонность;

4) скрупулезный канцелярский бюрократизм;

5) жестокая бюрократическая въедливость;

6) идолопоклонническая одержимость.

а) Грустилов;

б) Двоекуров;

в) Фердыщенко;

г) Брудастый;

д) Угрюм-Бурчеев;

е) Бородавкин.

5. О ком писал М.Е.Салтыков-Щедрин:

Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…

а) об Угрюм-Бурчееве;

б) Грустилове;

в) Фердыщенко;

г) Брудастом.

6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох:

а) Бородавкина;

б) Грустилова;

в) Угрюм-Бурчеева;

7. Кто из градоначальников города Глупова:

1) …был найден в постели, заеденный клопами;

2) …оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства;

3) …любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею;

4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;

5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?

а) беглый грек Ламрокакис;

б) майор Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский;

в) гвардии сержант Богдан Богданович Пфейфер;

г) майор Иван Пантелеевич Прыщ;

д) виконт Ангел Дорофеевич Дю-Шарио.

8. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

а) в психологическом изображении личности крестьянина;

б) в изображении массовых сцен;

в) в изображении сцен народных «бунтов».

9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители производят слишком много:

а) кожи и льна;

б) прованского масла;

в) горчицы и ромашки;

г) меда. 

10. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и художественным особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм-Бурчеева;

б) в «Истории одного города» писатель сатирически высмеивает не только бюрократизм власти, но и утопических социалистов;

в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

г

1-г

2-д

3-в

4-б

5-е

6-а

г

в

1-а

2-г

3-д

4-б

5-в

а

в

б

Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»

1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)

2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор-новотор)

3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора-новотора)

4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)

5. Чем закончилось правление вора-новотора? (Проворовался и князь «послал ему петлю», но не выждав петли, вор-новотор зарезался огурцом)

6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!»)

7. У какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и «Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый)

8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, а также хотел учредить в Глупове академию)

9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру Петровичу Фердыщенко)

10. Кто из градоначальников отстранился от административных мер и занимался только женским полом? (Микеладзе)

11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?

( подполковник Прыщ)

12. От чего умер статский советник Иванов? (умер от натуги, пытаясь постичь сенатский указ)

13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?

( виконт Де Шарио)

14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)

15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск? (Угрюм-Бурчеев)

Сказки

1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:

а) большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально-классовые определения;

б) самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом времени»;

в) используется «эзопов язык»;

г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.

2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:

а) фантастический рассказ;

б) газетный фельетон;

в) легенда;

г) басня.

3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1) «… — меценат»;

2) «… — идеалист»;

3) «… — челобитчик»;

4) «самоотверженный …»

а) Орел;

б) Заяц;

в) Карась;

г) Ворон.

4. Какой сказочный прием не использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

а) Традиционный сказочный зачин;

б) Троекратное повторение

в) Постоянные эпитеты;

г) Сюжет-путешествие.

5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина-лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а) Тунеядство;

б) Лень;

в) Пьянство;

г) Покорность.

6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а) чиновничество;

б) аристократия;

в) интеллигенция;

г) самодержавие.

7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

а) Правительство;

б) Революционные демократы;

в) Обыватели;

г) Либералы.

8. Кому принадлежит следующий афоризм:

Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!

а) Здравомысленному зайцу;

б) Старому пескарю;

в) Ворону-челобитчику;

г) Орлу-меценату.

9. Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1) Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»;

2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое;

3) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б) «Дикий помещик»;

в) «Премудрый пискарь».

10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?

1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто;

2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози.

3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.

4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают;

5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился.

а) Дикому помещику;

б) Либералу, сказка «Либерал»;

в) Премудрому пискарю;

г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»

д) Топтыгину 1-му, сказка «Медведь на воеводстве».

11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба»?

а) беречь жизнь;

б) наслаждаться жизнью;

в) использовать жизнь с толком.

12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:

И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)

а) метафора;

б) аллегория;

в) гротеск;

г) гипербола;

д) символ.

13. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:

1) «Премудрый пискарь»; а) покорность, пассивность народа;

2) «Орел-меценат»; б) самовластье;

3) «Рождественская сказка» в) либеральная интеллигенция

4) «Кисель»

14. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:

1) «Медведь на воеводстве»; а) русская интеллигенция;

2) «Самоотверженный заяц»; б) покорность, пассивность народа;

3) «Коняга» в) самовластье

4) «Христова ночь»

15. Чем отличается «щедринская» сказка о народной?

а) зло в финале бывает наказано не всегда;

б) использование сарказма и сатиры;

в) трактовка характеров;

г) введение нетипичных для народной сказки образов.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

г

1-а

2-в

3-г

4-б

г

г

г

в

б

1-а

2-б

3-в

1-в

2-а

3-д

4-г

5-б

б

в

1-в

2-б

4-а

1-в

2-а

3-б

а, б

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»

АДМИНИСТРАЦИИ
СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ

ПО
ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

(10 класс)

Подготовила:    Н.Н.Юсубова

учитель русского языка и литературы

2018 год

Литературный
диктант

Жизнь и творчество
М.Е.Салтыкова-Щедрина

1. Какое
учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?

а)
Царскосельский лицей;

б)
Главное инженерное училище;

в)
Благородный пансион при Московском университете;

г)
Московское коммерческое училище.

 2. Первое
напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а)
стихотворение «Лира»;

б)
повесть «Противоречие»;

в)
пьеса «Смерть Пазухина»;

г)
роман «Современная идиллия».

3. Под
каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?

а)
«Пошехонская старина»;

б)
«Помпадуры и помпадурши»;

в)
«Сказки для детей изрядного возраста»;

г)
«Губернские очерки».

4. По
решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей»,
был арестован и выслан на долгие 8 лет:

а)
в родовое село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии;

б)
Вятку;

в)
за границу без права возвращения в Россию;

г)
на поселение в Сибирь.

5. М.Е.Салтыков-Щедрин
был членом:

а)
кружка Петрашевского;

б)
общества Нечаева «Народная расправа»;

в)
группы «Народная воля».

6. Один из
критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного юмора», где упрекал
М.Е.Салтыкова-Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была
статья:

а)
В.Г.Белинского;

б)
Д.И.Писарева;

в)
Н.А.Добролюбова;

г)
М.Г.Чернышевского.

7. В
1868-1884 годах М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала. После покушения на
царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал назывался:

а)
«Современник»;

б)
«Эпоха»;

в)
«Время»;

г)
«Отечественные записки».

8. Ведущий
способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а)
импрессионизм;

б)
юмор;

в)
реалистический гротеск;

г)
символизм.

9.
Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а)
взаимоотношения народа и власти;

б)
отдельные пороки людей;

в)
недостатки в человеческих взаимоотношениях.

10. Используя
в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:

а)
стремится сделать их более занимательными;

б)
обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;

в)
усиливает комический эффект.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

г

б

а

б

г

в

а

б

«История одного
города»

1. В
«Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

а)
о времени царствования Ивана Грозного;

б)
об эпохе Петра I;

в)
правлении Ивана Калиты;

г)
России
XVIIIXIX.

2. 
Определите жанр «Истории одного города»:

а)
роман;

б)
историческая повесть;

в)
пародия на летопись;

г)
историческая хроника.

3.
Определите персонаж по характеристике:

…прохвост.
Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

а)
Брудастый;

б)
Маркиз де Санглот;

в)
Фердыщенко;

г)
Угрюм-Бурчеев.

4. В
романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры
писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1)
гротескный бездушный автоматизм;

2)
неограниченная деспотия;

3)
карательная неуклонность;

4)
скрупулезный канцелярский бюрократизм;

5)
жестокая бюрократическая въедливость;

6)
идолопоклонническая одержимость.

а) Грустилов;

б) Двоекуров;

в) Фердыщенко;

г) Брудастый;

д) Угрюм-Бурчеев;

е) Бородавкин.

5. О ком
писал М.Е.Салтыков-Щедрин:

Если бы
вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент,
наверное, не нашел бы ничего неестественного…

а)
об Угрюм-Бурчееве;

б)
Грустилове;

в)
Фердыщенко;

г)
Брудастом.

6. Каждый
образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный
идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры
реакционных политических режимов разных стран и эпох:

а)
Бородавкина;

б)
Грустилова;

в)
Угрюм-Бурчеева;

 7. Кто из
градоначальников города Глупова:

1)
…был найден в постели, заеденный клопами;

2) …оказался с фаршированной головой, в
чем и уличен местным предводителем дворянства;

3) …любил  рядиться в женское платье и
лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею;

4)
…въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;

5)
…ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?

а) беглый грек Ламрокакис;

б) майор Архистратиг Стратилатович
Перехват-Залихватский;

в) гвардии сержант Богдан Богданович
Пфейфер;

г) майор Иван Пантелеевич Прыщ;

д) виконт Ангел Дорофеевич Дю-Шарио.

8.
М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность
государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко
проявляется:

а)
в психологическом изображении личности крестьянина;

б)
в изображении массовых сцен;

в)
в изображении сцен народных «бунтов».

9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители
производят слишком много:

а) кожи и льна;

б) прованского масла;

в) горчицы и ромашки;

г) меда. 

10.
Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и художественным
особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) «История одного города» завершается
приходом к власти Угрюм-Бурчеева;

б) в «Истории одного города» писатель
сатирически высмеивает не только бюрократизм власти, но и утопических
социалистов;

в)
в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

г

1-г

2-д

3-в

4-б

5-е

6-а

г

в

1-а

2-г

3-д

4-б

5-в

а

в

б

Литературный
диктант по содержанию «Истории одного города»

1. Какой
период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)

2. Кто
помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор-новотор)

3. Князь
«володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора-новотора)

4. Кто
впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)

5. Чем
закончилось правление вора-новотора? (Проворовался и князь «послал ему
петлю», но не выждав петли, вор-новотор зарезался огурцом)

6. С
какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!»)

7. У
какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и «Разорю!»? (Дементий
Варламович Брудастый)

8. Чем
прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение
и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, а также хотел
учредить в Глупове академию)

9. К
какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру
Петровичу Фердыщенко)

10. Кто из
градоначальников отстранился от административных мер и занимался только женским
полом? (Микеладзе)

11. Голова
какого градоначальника была фарширована трюфелями?

(
подполковник Прыщ)

12. От
чего умер статский советник Иванов? (умер от натуги, пытаясь постичь сенатский
указ)

13. Кто
был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?

( виконт
Де Шарио)

14. Кто
был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)

15. Кто
хотел превратить Глупов в Непреклонск? (Угрюм-Бурчеев)

Сказки

1. Найдите
неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:

а) большинство сказочных героев имеют свои
отчетливые социально-классовые определения;

б) самая безудержная фантастика пронизана
реальным «духом времени»;

в)
используется «эзопов язык»;

г)
в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.

2.
Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:

а)
фантастический рассказ;

б)
газетный фельетон;

в)
легенда;

г)
басня.

3.
Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия
сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1)
«… — меценат»;

2)
«… — идеалист»;

3)
«… — челобитчик»;

4)
«самоотверженный …»

а) Орел;

б) Заяц;

в) Карась;

г) Ворон.

4. Какой
сказочный прием не использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

а)
Традиционный сказочный зачин;

б)
Троекратное повторение

в)
Постоянные эпитеты;

г)
Сюжет-путешествие.

5. Какое
отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина-лежебок»,
«тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а)
Тунеядство;

б)
Лень;

в)
Пьянство;

г)
Покорность.

6. В
сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а)
чиновничество;

б)
аристократия;

в)
интеллигенция;

г)
самодержавие.

7. Кто
подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

а)
Правительство;

б)
Революционные демократы;

в)
Обыватели;

г)
Либералы.

8. Кому
принадлежит следующий афоризм:

Смотри,
сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!

а)
Здравомысленному зайцу;

б)
Старому пескарю;

в)
Ворону-челобитчику;

г)
Орлу-меценату.

9.
Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1)
Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и
состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали,
кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»;

2)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи,
радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и
садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и
рассыпчатое;

3)
И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней
перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не
было. Скорее всего – сам умер…

а)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б)
«Дикий помещик»;

в)
«Премудрый пискарь».

10. Кому
из героев «Сказок» соответствует описание?

 1)
… прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к
кому, ни к нему кто;

2)
… стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя!
Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой
привози.

3)
… об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках
ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего
нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.

4)
… думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают;

5)
… во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами
себя губите!» И никто на него за это не сердился.

а)
Дикому помещику;

б)
Либералу, сказка «Либерал»;

в)
Премудрому пискарю;

г)
Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»

д)
Топтыгину 1-му, сказка «Медведь на воеводстве».

11. Какой
смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью жуировать, так
гляди в оба»?

а)
беречь жизнь;

б)
наслаждаться жизнью;

в)
использовать жизнь с толком.

12. Какой
прием использован писателем в следующем эпизоде:

И вот он одичал.
Хоть  в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не
чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно
древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно
перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не
замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.
Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе
какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем.
Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)

а)
метафора;

б)
аллегория;

в)
гротеск;

г)
гипербола;

д)
символ.

13.
Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры
в них:

1)
«Премудрый пискарь»;              а) покорность, пассивность народа;

2)
«Орел-меценат»;                         б) самовластье;

3)
«Рождественская сказка»           в) либеральная интеллигенция

4)
«Кисель»

14.
Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры
в них:

1)
«Медведь на воеводстве»;          а) русская интеллигенция;

2)
«Самоотверженный заяц»;          б) покорность, пассивность народа;

3)
«Коняга»                                     в) самовластье

4)
«Христова ночь»

15. Чем отличается
«щедринская» сказка о народной?

а) зло в финале бывает наказано не всегда;

б) использование сарказма и сатиры;

в) трактовка характеров;

г) введение нетипичных для народной сказки образов.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

г

1-а

2-в

3-г

4-б

г

г

г

в

б

1-а

2-б

3-в

1-в

2-а

3-д

4-г

5-б

б

в

1-в

2-б

4-а

1-в

2-а

3-б

а, б

10.12.2018

Юсубова Надежда Николаевна

директор школы, учитель русского языка, литература

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
(10 класс)
1. Литературный диктант Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
2. «История одного города»
3. Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»
4. Сказки

Оценить




1778

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

(10 класс)

Подготовила: Н.Н.Юсубова

учитель русского языка и литературы

2018 год

Литературный диктант

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?

а) Царскосельский лицей;

б) Главное инженерное училище;

в) Благородный пансион при Московском университете;

г) Московское коммерческое училище.

2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) стихотворение «Лира»;

б) повесть «Противоречие»;

в) пьеса «Смерть Пазухина»;

г) роман «Современная идиллия».

3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?

а) «Пошехонская старина»;

б) «Помпадуры и помпадурши»;

в) «Сказки для детей изрядного возраста»;

г) «Губернские очерки».

4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:

а) в родовое село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии;

б) Вятку;

в) за границу без права возвращения в Россию;

г) на поселение в Сибирь.

5. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

а) кружка Петрашевского;

б) общества Нечаева «Народная расправа»;

в) группы «Народная воля».

6. Один из критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного юмора», где упрекал М.Е.Салтыкова-Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была статья:

а) В.Г.Белинского;

б) Д.И.Писарева;

в) Н.А.Добролюбова;

г) М.Г.Чернышевского.

7. В 1868-1884 годах М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала. После покушения на царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал назывался:

а) «Современник»;

б) «Эпоха»;

в) «Время»;

г) «Отечественные записки».

8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) импрессионизм;

б) юмор;

в) реалистический гротеск;

г) символизм.

9. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) взаимоотношения народа и власти;

б) отдельные пороки людей;

в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.

10. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:

а) стремится сделать их более занимательными;

б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;

в) усиливает комический эффект.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

г

б

а

б

г

в

а

б

«История одного города»

1. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

а) о времени царствования Ивана Грозного;

б) об эпохе Петра I;

в) правлении Ивана Калиты;

г) России XVIIIXIX.

2. Определите жанр «Истории одного города»:

а) роман;

б) историческая повесть;

в) пародия на летопись;

г) историческая хроника.

3. Определите персонаж по характеристике:

…прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

а) Брудастый;

б) Маркиз де Санглот;

в) Фердыщенко;

г) Угрюм-Бурчеев.

4. В романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1) гротескный бездушный автоматизм;

2) неограниченная деспотия;

3) карательная неуклонность;

4) скрупулезный канцелярский бюрократизм;

5) жестокая бюрократическая въедливость;

6) идолопоклонническая одержимость.

а) Грустилов;

б) Двоекуров;

в) Фердыщенко;

г) Брудастый;

д) Угрюм-Бурчеев;

е) Бородавкин.

5. О ком писал М.Е.Салтыков-Щедрин:

Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…

а) об Угрюм-Бурчееве;

б) Грустилове;

в) Фердыщенко;

г) Брудастом.

6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох:

а) Бородавкина;

б) Грустилова;

в) Угрюм-Бурчеева;

7. Кто из градоначальников города Глупова:

1) …был найден в постели, заеденный клопами;

2) …оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства;

3) …любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею;

4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;

5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?

а) беглый грек Ламрокакис;

б) майор Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский;

в) гвардии сержант Богдан Богданович Пфейфер;

г) майор Иван Пантелеевич Прыщ;

д) виконт Ангел Дорофеевич Дю-Шарио.

8. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

а) в психологическом изображении личности крестьянина;

б) в изображении массовых сцен;

в) в изображении сцен народных «бунтов».

9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители производят слишком много:

а) кожи и льна;

б) прованского масла;

в) горчицы и ромашки;

г) меда. 

10. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и художественным особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм-Бурчеева;

б) в «Истории одного города» писатель сатирически высмеивает не только бюрократизм власти, но и утопических социалистов;

в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

г

1-г

2-д

3-в

4-б

5-е

6-а

г

в

1-а

2-г

3-д

4-б

5-в

а

в

б

Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»

1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)

2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»?(вор-новотор)

3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора-новотора)

4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)

5. Чем закончилось правление вора-новотора?(Проворовался и князь «послал ему петлю», но не выждав петли, вор-новотор зарезался огурцом)

6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!»)

7. У какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и «Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый)

8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, а также хотел учредить в Глупове академию)

9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру Петровичу Фердыщенко)

10. Кто из градоначальников отстранился от административных мер и занимался только женским полом? (Микеладзе)

11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?

( подполковник Прыщ)

12. От чего умер статский советник Иванов?(умер от натуги, пытаясь постичь сенатский указ)

13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?

( виконт Де Шарио)

14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)

15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск?(Угрюм-Бурчеев)

Сказки

1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:

а) большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально-классовые определения;

б) самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом времени»;

в) используется «эзопов язык»;

г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.

2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:

а) фантастический рассказ;

б) газетный фельетон;

в) легенда;

г) басня.

3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1) «… — меценат»;

2) «… — идеалист»;

3) «… — челобитчик»;

4) «самоотверженный …»

а) Орел;

б) Заяц;

в) Карась;

г) Ворон.

4. Какой сказочный прием не использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

а) Традиционный сказочный зачин;

б) Троекратное повторение

в) Постоянные эпитеты;

г) Сюжет-путешествие.

5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина-лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а) Тунеядство;

б) Лень;

в) Пьянство;

г) Покорность.

6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а) чиновничество;

б) аристократия;

в) интеллигенция;

г) самодержавие.

7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

а) Правительство;

б) Революционные демократы;

в) Обыватели;

г) Либералы.

8. Кому принадлежит следующий афоризм:

Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!

а) Здравомысленному зайцу;

б) Старому пескарю;

в) Ворону-челобитчику;

г) Орлу-меценату.

9. Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1) Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»;

2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое;

3) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б) «Дикий помещик»;

в) «Премудрый пискарь».

10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?

1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто;

2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози.

3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.

4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают;

5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился.

а) Дикому помещику;

б) Либералу, сказка «Либерал»;

в) Премудрому пискарю;

г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»

д) Топтыгину 1-му, сказка «Медведь на воеводстве».

11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба»?

а) беречь жизнь;

б) наслаждаться жизнью;

в) использовать жизнь с толком.

12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:

И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)

а) метафора;

б) аллегория;

в) гротеск;

г) гипербола;

д) символ.

13. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:

1) «Премудрый пискарь»;а) покорность, пассивность народа;

2) «Орел-меценат»;б) самовластье;

3) «Рождественская сказка»в) либеральная интеллигенция

4) «Кисель»

14. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:

1) «Медведь на воеводстве»;а) русская интеллигенция;

2) «Самоотверженный заяц»;б) покорность, пассивность народа;

3) «Коняга»в) самовластье

4) «Христова ночь»

15.Чем отличается «щедринская» сказка о народной?

а) зло в финале бывает наказано не всегда;

б) использование сарказма и сатиры;

в) трактовка характеров;

г) введение нетипичных для народной сказки образов.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

г

1-а

2-в

3-г

4-б

г

г

г

в

б

1-а

2-б

3-в

1-в

2-а

3-д

4-г

5-б

б

в

1-в

2-б

4-а

1-в

2-а

3-б

а, б

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/336307-didakticheskij-material-po-tvorchestvu-mesalt

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Прием Эзопова языка в литературе: определение и примеры

  1. 1
    Что такое «эзопов язык»?

    • Язык древней цивилизации
    • Иносказание, маскирующее прямой смысл высказывания
    • Жанр лирического рода литературы
    • Художественное преувеличение
  2. 2
    Как сам Салтыков-Щедрин называл свою иносказательную манеру повествования?

    • Геродотов язык
    • Гиппократов язык
    • Эзопов язык
    • Гомеров язык
  3. 3
    Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:

    • В качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы
    • Используется «эзопов язык»
    • Самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом времени»
    • Большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально-классовые определения
  4. 4
    Назовите известного древнегреческого баснописца:

    • Ж. де Лафонтен
    • Эзоп
    • Сократ
    • Федр
  5. 5
    Назовите известного французского баснописца:

    • Эзоп
    • Ж. де Лафонтен
    • В. К. Тредиаковский
    • Федр

Ознакомиться с материалом по теме можно здесь.

  1. Как назывался журнал, издаваемый Ф. М. Достоевским?

А. «Современник».

Б. «Отечественные записки».

В. «Сын Отечества».

Г. «Время».

  1. Какое произведение не принадлежит перу Ф. М. Достоевского?

А. «Идиот».

Б. «Униженные и оскорблённые».

В. «Бесы».

Г. «Рудин».

  1. Кто первоначально должен был быть  главным героем романа «Преступление и наказание»? Почему автор изменил своё намерение?
  1. Соотнесите имя персонажа и его внешнее описание:

А. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая.

Б. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа на нём была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

В. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами.

Г. Это был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

  1. Родион  Романович Раскольников.
  2. Пётр Петрович Лужин.
  3. Порфирий Петрович.
  4. Андрей Семёнович Лебезятников.
  5. Семён Захарович Мармеладов.
  1. Дайте определение термина «герой-двойник». Можно ли назвать Родиона Раскольникова и Аркадия Свидригайлова двойниками? Обоснуйте свой ответ.

А. Квартальный надзиратель.

Б. Доктор.

В. Письмоводитель в полицейском участке.

Г. Клиент-закладчик Алёны Ивановны

  1. Выберите из предложенного списка средства создания образа Раскольникова. На примере двух или более покажите противоречивое отношение автора к герою.

А. Портрет.

Б. История жизни.

В. Интерьер.

Г. Мировоззрение.

Д. Поступки.

Е. Речевая характеристика.

  1. В романе «Преступление и наказание» часто фигурирует цифра 7. Приведите примеры её использования автором на разных уровнях (сюжетном, композиционном, образном и т. д.)

1. Вспомните, кто является рассказчиком в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”:
а) автор +
б) мужик
в) один из генералов

2. Какой прием использует автор в сцене, когда мужик вьет себе веревочку?
а) гиперболу
б) сарказм +
в) юмор

3. Отметьте сказку Салтыкова-Щедрина:
а) “Премудрый пескарь” +
б) “Премудрый карась”
в) “Колобок”

4. А какие взгляды представлял ерш в сказке “Карась-идеалист”?
а) социалистические
б) радикальные
в) либеральные +

5. Год создания сказки “Дикий помещик”:
а) 1869 +
б) 1865
в) 1860

6. Определите газету, которую любил читать глупый помещик в сказке “Дикий помещик”:
а) “Город”
б) “Весть” +
в) “Новость”

7. Выберите сказку, которую написал Салтыков-Щедрин:
а) “Колобок”
б) “Медведь на отдыхе”
в) “Медведь на воеводстве” +

8. Вспомните авторское отношение к мужику в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”:
а) восхищение, любование +
б) презрение
в) пренебрежение

9. Определите авторское отношение к мужику в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”:
а) безразличие
б) сожаление +
в) презрение

10. Определите сказку Салтыкова-Щедрина:
а) “Дикий помещик” +
б) “Дикий ростовщик”
в) “Солдат и смерть”

11. Выберите год, когда была написана сказка “Медведь на воеводстве”:
а) 1874
б) 1884 +
в) 1894

12. Генералы в диалогах предстают следующим образом:
а) люди, преданные отечеству;
б) никчёмные, пустые;+
в) добрые, великодушные.

13. Отметьте тип сказок, к которому близки сказки Салтыкова-Щедрина:
а) бытовые +
б) волшебные
в) про животных

14. Выберите, в чем состоит отличие сказок Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок:
а) авторский комментарий
б) острый сюжет +
в) введение деталей современной жизни

15. Определите зверя, который был царем среди животных в сказке “Медведь на воеводстве”:
а) росомаха
б) медведь
в) лев +

16. Кто из животных стал ближайшим советником Льва в сказке “Медведь на воеводстве”:
а) обезьяна
б) осел +
в) филин

17. Вспомните, почему Топтыгин I заснул прямо на поляне:
а) заболел
б) устал
в) выпил водку +

18. Определите цикл, в который вошла сказка “Премудрый пескарь”:
а) “Байки из животного мира”
б) “Сказки для детей изрядного возраста” +
в) “Социально-сатирические сказки”

19. Это качество людей осмеивается в сказке “Премудрый пескарь”:
а) трусость +
б) лень
в) услужливость

20. Вспомните, чему учил сына старый пескарь в сказке “Премудрый пескарь”:
а) копить богатство
б) глядеть в оба +
в) жениться на умной пескарихе

21. Каково авторское отношение к мужику в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”:
а) безразличие
б) пренебрежение
в) горечь +

22. Вспомните главную тему сказки “Карась-идеалист”:
а) жизнь и смерть
б) позиция либералов +
в) жизнь в новом обществе

23. Вспомните, с кем спорил карась в сказке “Карась-идеалист”:
а) ершом +
б) окунем
в) раком

24. “Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить…” — это отрывок из:
а) “Дикого помещика”;
б) “Премудрого пескаря”;
в) “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”.+

25. Какова идея сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”?
а) восхваление трудолюбия простого народа
б) обличение чиновничества
в) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества +

26. Отметьте бытовую деталь современности, которая была введена в сказку “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”:
а) необитаемый остров
б) генералы
в) газета “Московские Ведомости” +

27. Укажите кульминацию сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”:
а) возвращение на Подьяческую
б) перенесение генералов на необитаемый остров
в) появление мужика +

28. Вспомните название рыбы, из которой предлагался оригинальный способ приготовления ухи:
а) налима;+
б) стерляди;
в) форели.

29. Одежда генералов, когда они оказались на острове:
а) в колпаках и ночных рубашках;
б) в ночных рубашках, с орденами на шее;+
в) в колпаках, с орденами на шее

30. Вспомните, как генералы наградили мужика по возвращении домой:
а) мужик получил свободу;
б) мужик получил много денег;
в) мужик получил рюмку водки и пятак серебра+

31. Где обитал премудрый пескарь?
а) норе вместе с семьей брата
б) старой норе его родителей
в) норе, в которую мог попасть только он сам +

32. Определите, что приснилось премудрому пескарю:
а) что он варится в ухе
б) что он выиграл двести тысяч +
в) что его поймала и проглотила щука

33. Год, когда Салтыков-Щедрина написал “Карась-идеалист”:
а) 1864
б) 1874
в) 1884 +

34. Определите, какой важной части тела так и не смог приобрести одичавший помещик в сказке “Дикий помещик”:
а) рогов;+
б) когтей;
в) хвоста.

35. Вспомните слово, вычитанное в газете, которое укрепляло дикого помещика в его правоте в сказке “Дикий помещик”:
а) старайся;+
б) учись;
в) трудись.

Литературные приёмы

Какой литературный приём используется во фрагменте текста?

«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности»»

(«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

преувеличение

иносказание

аллегория

гипербола

фантастика

Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Для изображения какого героя автор не использует гротеск? 

Этот герой трудолюбив и находчив.

Мужик из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Премудрый пискарь

Дикий помещик

Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Установите соответствие между названием и содержанием произведения.

Типы сказок М. Е. Салтыкова Щедрина

Зачеркните типы сказок, которые не писал М. Е. Салтыков-Щедрин.

Сказки создавались в два этапа: в 60-е годы реформ и в 80-е годы репрессий.

волшебные

бытовые

о животных

народные 

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Соберите изображение дикого помещика из частей.

«И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные»

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Соедините тип сказки и название

о животных

бытовые


«Премудрый пискарь»


«Самоотверженный заяц»


«Дикий помещик»


«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Найдите и выделите цветом четырёх героев сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Произведения: «Дикий помещик», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Выберите определение сказки:

Это один из жанров литературы или фольклора, преимущественно прозаической формы с вымышленным сюжетом.

Комический или трагикомический приём, причудливо и контрастно сочетающий реальное и фантастическое, правдоподобие и карикатуру.

Жанр и творческий метод, характеризуемый использованием «элемента необычайного», нарушением границ принятых условностей.

Тайнопись в литературе

Литературные приёмы

Какой приём использован в отрывке из сказки «Премудрый пискарь»?

«…Нору для себя такую придумал… ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днём — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полдён, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит…»

Выдуманное и реальное.

фантастика

гротеск

гипербола

литота

Герои произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина

Каких героев не изображал Салтыков-Щедрин в своих сказках? Отметьте два варианта.

Вспомните произведение «История одного города».

птиц

рыб

мужиков

правителей России

генералов

градоначальников

Литературные приёмы

Найдите слова, характеризующие приёмы создания сатирического образа

Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Соберите из частей изображение премудрого пескаря (кадр из м/ф «Премудрый пескарь»).

Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Найдите и выделите цветом слова, пропущенные в тексте.

«Обеспокоились начальники и собрали ________. Решили: мужика изловить и __________, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше ________, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.»

Предложение, мнение, как поступить.
Вызвать какие-либо чувства.
Поселить, поместить куда-либо.

М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Сказки для детей изрядного возраста»

Тургенев
сказал о произведениях Салтыкова-Щедрина:
«Щедрин как бы преувеличивает истину
посредством увеличительного стекла,
но никогда не искажает ее суть».
Действительно, фантастическое в сатире
Салтыкова-Щедрина в преувеличенном
виде отражает закономерности самой
реальности: аллегорические, гротесковые
образы в «Сказках», «Истории одного
города» подчеркивают парадоксальность,
алогичность происходящего, совмещение
трагического и комического, вызывая
одновременно смех и ужас.

Основа
комического в литературе – несоответствие
идеала и реальности, желаемого и
действительного
;
в «Сказках для детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин показывает, насколько
духовно скудной и порочной оказывается
человеческая жизнь, утратившая высшее
предназначение. Используя такие приемы
создания комического эффекта, как
аллегорию
(иносказание), гиперболу
(преувеличение) и гротеск
(сильное преувеличение, выводящее
изображаемое в сферу фантастики),
писатель поднимает не только
конкретно-исторические проблемы
последних двух десятилетий девятнадцатого
века, но и общечеловеческие, вневременные
– проблемы нравственного выбора, смысла
жизни, предназначения человека.

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый
пискарь» в аллегорических образах
пескаря и щуки отражаются трусливый,
соглашательский характер русского
либерализма конца 19 века и самодержавие,
не способное изменить свою «хищную»
природу. Скрываясь всю жизнь от щук,
пескарь, по сути, позволял им тем самым
делать всё, что они хотят. «Вот кабы все
так жили – то-то в реке тихо было!» —
хвалят пескаря щуки.

Центральной в сказке
становится проблема смысла жизни:
оправданна ли жизнь, единственная цель
которой – дума о себе? Страх, появившийся
еще до рождения пескаря, был передан
ему в рассказах отца, однако если
пескарь-отец все же «помаленьку да
полегоньку» жил, то существование
«премудрого пискаря» уже трудно назвать
жизнью – это скорее страх, растянутый
более чем на сто лет. Цель жизни пескаря
– «надо так прожить, чтоб никто не
заметил», а потому первое, что он делает,
— придумывает особую нору, «чтоб ему
забраться в нее было можно, а никому
другому – не влезть». Образ норы
становится символическим, отражая
абсолютную замкнутость, бегство от мира
и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной,
бессмысленной жизни «премудрого пискаря»
— пустота и полное одиночество. Все
содержание его блёклого существования
уместилось в одни только отрицательные
частицы: «не женился, детей не имел»,
«ни друзей у него, ни родных», «не ест,
не пьет, никого не видит, ни с кем
хлеба-соли не водит». Единственный
глагол, не имеющий отрицательной частицы,
— «дрожал»: «Он жил и дрожал — только и
всего». Незадолго до смерти внезапно
пробуждается в пескаре горькое осознание
бессмысленности прожитой жизни: словно
кто-то невидимый напомнил ему о
существовании вечных ценностей, о
которых пескарь в своем дрожании забыл,
— и ему оказалось нечем оправдаться.

«Карась-идеалист»

Удивительно
современно звучит сказка «Карась-идеалист»,
в которой высмеиваются благодушные
мечты, никак не связанные с жизнью,
абсолютно далекие от реальности. Казалось
бы, всё, о чем говорит карась, — истины
вечные и прекрасные: «не верю, чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию», «надобно, чтобы рыбы любили
друг друга, чтобы каждая за всех, а все
за каждую», «справедливость восторжествует:
сильные не будут теснить слабых, богатые
– бедных». Однако эти истины словно
живут отдельно от реальной жизни, которую
карась совершенно не знает: произнося
высокие слова, воодушевляясь от самого
процесса их произнесения, карась,
например, ничего не слышал о главной
рыбьей опасности – «ухе». Сам карась,
ратующий за «гармонию» и «справедливость»,
полагает тем не менее, что эти вечные
ценности не для всех, на ракушек, например,
они не распространяются, а потому их
можно поедать на том лишь основании,
что каждому свое: «ракушки – ракушки,
а караси – караси».

Попытавшись одними
лишь словами о «добродетели» изменить
хищную природу щуки, карась был ею же
незаметно съеден – причем щука и не
поняла, как это произошло. В чем смысл
этой сказки? Мир, конечно, далек от
совершенства и справедливости, однако
одними лишь прекрасными мечтами и
высокими словами о «добродетели» его
не изменить. Часто на Руси рутинной,
негромкой, но постоянной работе
противопоставляли высокие слова и
громкие подвиги, однако мечтатели либо
объявлялись сумасшедшими, либо погибали,
оставляя звонкие легенды, а жизнь все
так и оставалась необустроенной и
неуютной.

«Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил

Социальные и
нравственные проблемы поднимает писатель
и в сказке «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил». События
сказки становятся своеобразной моделью
социальных отношений в России: мужик –
основа того мира, в котором живут
многочисленные генералы, полагая, что
именно они – хозяева жизни.

Комическое в этой
сказке основано на абсолютном
несоответствии того, какими видят себя
генералы и какими они в действительности
являются. Бессмысленность – знак жизни
щедринских генералов: они всю жизнь
служили в какой-то регистратуре и,
следовательно, как добавляет писатель,
«ничего не понимали». Не знали они того,
что «человеческая пища в первоначальном
виде летает, плавает и на деревьях
растет», не представляли, «где восток
и где запад». Они абсолютно не способны
осознать даже то, что с ними произошло:
беспокоятся о том, кому теперь на
необитаемом острове нужны будут их
доклады да кто за них пенсию получать
станет.

Если генералы
единственным своим долгом считают
повелевать, то «громаднейший мужичина»
— подчиняться. Для него естественно,
что «строгие генералы» полностью им
распоряжаются и разве только от сытости
вспоминают, что можно и «тунеядцу» дать
частичку наготовленной им же самим
провизии. Как само собой разумеющееся
воспринимает он и веревку, им сплетенную,
которой генералы привязывают его к
дереву, чтоб «не убёг». Все свои труды
мужичина считает святейшей обязанностью
да еще и благодарен генералам, что «они
его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися!» Духовный сон,
непробужденность сознания высвечивает
Щедрин в своем «мужичине» — мастере на
все руки. Талантливость и многотерпеливость
русского «мужичины» вызывают у писателя
и грусть, и протест, ведь именно эта
безропотная готовность быть рабом и
поддерживает в многочисленных российских
«генералах» желание быть господином.

«Дикий помещик»

Сказка Щедрина
«Дикий помещик» показывает саму суть
взаимоотношений между двумя основными
социальными группами России 19 века –
между крестьянами и помещиками. Писатель
развенчивает уверенность высших слоев
общества в том, что именно от них зависит
движение жизни. Без мужика оказываются
невоплотимыми не только грандиозные
проекты помещика (выписать машины из
Англии, развести сады), но даже малейшие
его жизненные потребности. Без мужика
и сама жизнь «глупого помещика», и даже
его облик уродливо изменяются: сначала
помещик «тело имел мягкое, белое,
рассыпчатое», потом постепенно перестал
умываться, питался только пряниками, а
затем и вовсе одичал.

Однако, как показывает
в этой сказке Щедрин, человеческую
природу уродует не только привычка
повелевать, но и готовность покоряться.
Без мужиков замирает жизнь не только
во владениях помещика, но в городе, а
потом и в государстве: «на базаре ни
куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»,
некому платить подати, беднеет казна.
Но крестьяне не в состоянии осмыслить
свою значимость. По мнению мужиков, чем
строже помещик, чем разорительнее с них
взыскивает, тем он разумнее: «Видят
мужики: хоть и глупый у них помещик, а
разум ему дан большой. Сократил он их
так, что некуда носа высунуть». Именно
эта неосознанность крестьянами своей
значимости позволила Щедрину уподобить
их рою пчёл: «В это время через губернский
город летел отроившийся рой мужиков и
осыпал всю базарную площадь».

Комическое и
трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина
оказываются нераздельными: высмеивая
пороки российской жизни и человеческой
натуры, писатель с горечью отмечает
необустроенность и нелепость жизни, ее
несовместимость с нравственным и
социальным идеалом.

3

Соседние файлы в папке 5

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Найдите лишнее рассказ повесть композиция зачин роман поэма концовка
  • Найдите лишнее определение характера царевны из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях ответы
  • Найдите лишнее в делах ивана из сказки конек горбунок ответ
  • Найдите иллюстрации к сказке жуковского спящая царевна или подготовьте собственные рисунки
  • Найдите и определите вид лексических ошибок исправьте их главная суть этого рассказа