Главная
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
-
- 0
-
?
Карина Буйгунсова
Вопрос задан 25 июля 2019 в
5 — 9 классы,
Русский язык.
-
Комментариев (0)
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
Фёдор Попрыгаев
Отвечено 25 июля 2019
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
7
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
1 ответ:
0
0
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
Читайте также
Ежедневно, наперебой, наперерез, смирно, добровольно, безграмотно,редко, иногда , хмуро
Н. ф. газета- женский род.
Ж.р,м.р,ср.р.(род)
ед.ч,мн.ч.(число)
Обсудил тему, подчеркнул слово,объяснил ситуацию, определил значение,продумала план, рекламировал чушь,изложить план,
1.Берг продолжал рассказывать о том, как в полку все любят его. — соединены союзом КАК, значит, придаточное изъяснительное.
<span>2.С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употребить длинный вечер.— соединены союзом КОГДА, значит, придаточное изъяснительное. </span>
<span>3.Остановить сказку, (когда?) когда она появляется на свет, почти невозможно. — Придаточное времени.</span>
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
Darcccins
4 года назад
Светило науки — 7 ответов — 27 раз оказано помощи
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
(3 оценки)
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …
здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …
2класс,руский язык упражнение40,стр20
Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …
Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»
Упражнение
1. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных
сочинений.
1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.
2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель A.M.
Горький в 1895 г.».
3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший, черепаховый)
суп.
Упражнение
3. Устраните лексические ошибки
1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?
2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.
3.Тренер:
«У нас хромают защитники».
4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».
5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».
Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.
1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту. 2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы. 3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. 4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.
Домашняя
работа. 1)Спишите предложения, подчеркните
лексические ошибки. Напишите предложение правильно.
1.
Гимнастка одержала первенство на
областных соревнованиях.
2.
Парад планет — необычный природный феномен.
3.
Не нужно из этого факта строить проблему.
4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.
5.
Заглавный герой романа
«12 стульев» никогда не терял чувство юмора.
6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.
7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».
8.
Артист одел сценический костюм.
2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.
Задания для практического занятия
Задания для практического занятия
Задание 1. Какой фразеологизм имеет значение:
1)«Приходить в состояние смятения, растерянности, лишаться самообладания»:
а. Курить фимиам;
б. Петь дифирамбы;
в. Терять голову;
г. Биться как рыба об лед.
2) «Наиболее уязвимое место»:
а. Авгиевы конюшни;
б. Вавилонское столпотворение;
в. Ахиллесова пята;
г. Филькина грамота.
Задание 2. Лексические нормы. Как правильно сказать? Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов обучающихся.
1) Я ложу книгу на место. Он ложит папку на стол. «Положь трубку»… Покладу на место.
2) Слаживаю числа.
3) Кенгеру – австрийское животное.
4) Он щелкнул щиколоткой калитки.
5) Дочь за три года возрастом догнала мать.
6) Прежде разработает туристский маршрут.
7) Мне некогда заниматься с младшим братом, я сегодня занятый.
Задание 3. Найдите и исправьте языковую неточность.
1. Она страшно красивая.
2. Он ужасно хорошо выступил.
3. Миша не пойдет в школу, у него температура.
4. Спортсмен сегодня в форме.
5. Танцуют в темпе.
Задание 4. Отредактируйте предложения, устраните речевые ошибки.
1.Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. О моей автобиографии я уже рассказывал. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. 6. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 7. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 10. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 11. Поэт стоял у источников новой поэзии. 12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.
Задание 5. Запишите по 2-3 примера к каждой лексической группе (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы).
Задание 6. Составьте устное связное высказывание о своей профессии, употребляя профессионализмы.
До встречи на занятиях.
Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»
Упражнение
1.
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.
1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.
2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель A.M.
Горький в 1895 г.».
3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший,
черепаховый) суп.
Упражнение
3. Устраните лексические ошибки
1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?
2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.
3.Тренер:
«У нас хромают защитники».
4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».
5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».
Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.
1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту. 2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы. 3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. 4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.
Домашняя
работа. 1)Спишите предложения, подчеркните
лексические ошибки. Напишите предложение правильно.
1.
Гимнастка одержала
первенство на областных соревнованиях.
2.
Парад планет — необычный природный феномен.
3.
Не нужно из этого факта строить проблему.
4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.
5.
Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не
терял чувство юмора.
6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.
7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».
8.
Артист одел сценический костюм.
2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.
Fortnon02
+10
Решено
4 года назад
Русский язык
5 — 9 классы
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
Смотреть ответ
Ответ
3
(3 оценки)
4
Darcccins
4 года назад
Светило науки — 7 ответов — 27 раз оказано помощи
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
(3 оценки)
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …
здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …
2класс,руский язык упражнение40,стр20
Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …
-
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
britneythompson508
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия1 минута назад
Геометрия. Помогите пж
-
Геометрия9 минут назад
Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?
А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений.
Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны
-
Математика10 минут назад
Матеша
Задание 5 -
Математика10 минут назад
Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби
-
Русский язык11 минут назад
Задачи по астрономии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Главная
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
-
- 0
-
?
Карина Буйгунсова
Вопрос задан 25 июля 2019 в
5 — 9 классы,
Русский язык.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
Отмена
Фёдор Попрыгаев
Отвечено 25 июля 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
Ваш ответ
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
7
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов.
1 ответ:
0
0
1. кладу; положи; положу;
2. складываю;
3. эскалаторе;
4. кенгуру;
5. клади;
6. щеколдой (?);
7. ростом;
8. туристический;
9. занят.
Читайте также
Ежедневно, наперебой, наперерез, смирно, добровольно, безграмотно,редко, иногда , хмуро
Н. ф. газета- женский род.
Ж.р,м.р,ср.р.(род)
ед.ч,мн.ч.(число)
Обсудил тему, подчеркнул слово,объяснил ситуацию, определил значение,продумала план, рекламировал чушь,изложить план,
1.Берг продолжал рассказывать о том, как в полку все любят его. — соединены союзом КАК, значит, придаточное изъяснительное.
<span>2.С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употребить длинный вечер.— соединены союзом КОГДА, значит, придаточное изъяснительное. </span>
<span>3.Остановить сказку, (когда?) когда она появляется на свет, почти невозможно. — Придаточное времени.</span>
— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»
— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? «
— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!
Задание 42. Прочитайте текст. Скажите, в чем причина семейной ссоры?
Время завтрака. Сестра говорит брату: «Поставь на стол мелкие тарелки к кружки». Брат выполняет просьбу. «Ты что издеваешься надо мной? Что ты поставил?» — раздается нервный крик сестры, которая видит на столе металлические кружки. «Ты же велела кружки поставить, я их и поставил» — голос брата дрожит от несправедливого обвинения. «Какой же ты недотепа! Разве пьют кофе из алюминиевых кружек?» «Я же не знал, для чего они нужны. Сказала бы: «Поставь чашки», и все было бы ясно». «Вот умник нашелся! Кружки, чашки! Не все ли равно, как назвать? Соображать надо!»
Общение требует точности выражения. Если же ошибся, допустил небрежность в выборе слов, то не сердиться надо, не обвинять другого, а согласиться и быть в дальнейшем внимательнее к своей речи.
Задание 43. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.
1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат,
2. В Самаре на едкой из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарский писатель A.M. Горький в 1895 г.».
3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Для справки. Обелиск — памятник, сооружение в виде суживающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.
Фронтон — завершение фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена по бокам скатами крыши, а у основания карнизом.
Лепта — 1) мелкая древнегреческая медная монета; 2) современная греческая разменная монета, равная 1/100 драхмы; 3) посильный вклад в какое-либо общее дело.
Совпадающие в своем звучании и написании слова, т. е„ омонимы, в основном не затрудняют общения. Это объясняется тем, что в предложении значение слова, как правило, уточняется. Например: Завод мотора требует энергии и Экскурсанты пришли на завод; Рысь— хищное животное и Рысь лошади была умеренной; Сев подсолнечника закончился к сроку и Мальчик, сев на велосипед, поехал на речку,
Однако возможны случаи, когда наличие в предложении таких слов приводит к недопониманию или
неправильному пониманию того, о чем говорится. Так, недостаточно учителю сказать ученикам: «Нарисуйте луг». Слово луг в значении «участок, покрытый травянистой растительностью», совпадает по звучанию со словами лук — «огородное растение» и лук — «оружие», поэтому фраза становится многозначной.
Предложение Издали закон об управлении транспортных судов звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов: судов – форма родительного падежа множественного числа существительного суд и судов – форма родительного падежа множественного числа существительного судно. Возникает вопрос: что упразднили — транспортные суды или транспортные суда?
Определенную опасность в речи таит и синтаксическая омонимия. Например, предложения: Назначение председателя всем показалось удачным и Характеристика Васильева точно соответствовала действительности заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная Васильеву или Васильевым. По-разному может быть воспринято и предложение Газеты сообщили об отъезде гостя из Сенегала (отъезд сенегальского гостя или лица, гостившего в Сенегале).
Задание 44. Прочитайте предложения. Скажите, какие два смысла имеет каждое из них. Исправьте предложения так, чтобы они не были двусмысленными,
1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика послали за гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обязательства по производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет. 8. Бабушка хранила деньги в банке.
На точность речи влияет смешение паронимов.
Паронимами (para — «рядом», опута — «имя») называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: кворум — форум, экскаватор — эскалатор, контакт — контракт. В отличие от омонимов паронимы полностью не совпадают в произношении и на письме. Паронимами могут быть как слова одного корня (описка — отписка, поглотить — проглотить, внеклассный — внеклассовый, чувственный — чувствительный), так и разнокорневые (агат — гагат, зубр — изюбр).
Паронимические отношения возникают и между собственными именами. Например: Эйзенштейн — Эйнштейн, Абакан — Абадан, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.
Австрийский географ Людвиг Кренек, вспоминая о своем пребывании в Индии, рассказывал: «Мы давно уже перестали называть себя австрийцами, потому что об Австрии никто здесь и понятия не имел, и все принимались сразу говорить об Австралии».
Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого,
Задание 45. О каком явлении пишет A.M. Горький? Объясните значение слов, которые ошибочно употребляются одно вместо другого.
Верней клади ступень ноги, советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги к ступенью лестницы… Прозаик пишет: «Он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой.
Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же.
Задание 46. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?
Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.
Задание 47. Напишите, какое из слов (туристский — туристический) сочетается со словами:
Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряжение, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.
Помните, что туристский — прилагательное к слову турист, а туристический — прилагательное к слову туризм,
Задание 48. Составьте словосочетания со следующими паронимами:
Удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, тяготится — тяготеет, бережный — бережливый.
Задание 49. Определите, какие из следующих слов образуют перонимические пары, и напишите с ними предложения.
Сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, дворовый.
Задание 50. Определите, от каких производящих основ образованы слова: командировка, командированный, командировочный.
Задание 51. Исправьте текст.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4, Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку — о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не бывает больным.
Задание 52. Определите, какое значение имеют слова понятный и понятливый. Напишите несколько предложений с каждым из них.
О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой:
Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
4.2 Понятность речи
Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М.М. Сперанский (1772-1839) в «Правилах высшего красноречия» не без юмора замечает: «Кто хочет писать собственно для того, чтоб его не понимали, тот может спокойно молчать». В другом месте эти же мысли он выражает афористично: писать или говорить непонятно «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».
Что же делает речь непонятной? Прежде всего незнакомые слова. Поэтому, чтобы речь понимали, следует ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка.
Ученые-лингвисты огромный запас словаря русского языка, учитывая известность, частотность употребления слов, делят на две группы — лексику неограниченного употребления и лексику ограниченного употребления. К первой группе относят общеупотребительные, понятные всем слова, например: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд огромен. Он-то и делает нашу речь доступной для каждого, кто владеет русским языком.
Гораздо сложнее обстоит дело с восприятием слов ограниченного употребления. Они потому так и названы, что их не могут и не обязаны знать абсолютно все.
Какие же группы слов считаются ограниченными в употреблении?
Задание 53. Прочитайте отрывок из книги М.А. Булатова и В.И. Порудоминского «Собирал человек слова,.,». Перерисуйте схему (см. в конце текста) в тетрадь. Напишите в рамках, какое значение и на какой территории имеют слова калуга и лыва.
Привал. В толпе солдат отыщем Даля. Подойдем — чтобы не помешать — незаметно, сзади. Через Далево плечо заглянем в заветную тетрадку, по-
смотрим, как приходят в нее слова, как начинают жить по-новому.
Солдат оступился, выругался в сердцах:
— Чертова лужа!
— Калуга! — подтвердил другой, оказался костромич.
Даль и прежде слыхивал, что в иных местах лужу называют калугой. Заносит в тетрадь: лужа, калуга.
Но артиллерист из тверских ке согласен: для него калуга — топь, болото. А сибиряк смеется: кто же не знает, что калуга — рыба красная, вроде белуги или осетра.
Пока спорят из-за калуги, вестовой, северянин, вдруг именует лужу — лывотл.
— Лыва? — переспрашивает Даль.
— А как же? Налило воды — вот и лыва.
Даль пишет: лужа, калуга, лыва.
Но удивляется вятич — у них лывой называют лес по болоту. Лениво спорит с ним архангельский мужик.
— Лыва, брат, и не лес вовсе, а трава морская, та, что после отлива на берегу остается,
Между тем какой-то тамбозец дает злополучной луже новое имя — мочажина.
Астрахакец поправляет;
— Не мочажина — мочаг, озерцо на солончаках.
— Болотце, — расплывается в улыбке добродушный пензенец. — Когда на болоте косят, сено мочажинником называют.
В тетрадке выстраиваются рядком: лужа, калуга, лыва, мочажина.
Однако точку поставить нельзя. Вон ведь калуга выросла в отдельное большое слово.
Калуга: по-тверски и по-костромски — топь, болото; по-тульски — полуостров; по-архангельски — садок для рыбы; по-сибирски — вид осетра или белуги.