Тесты по культуре речи и деловому письму
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тесты по дисциплине «Культура речи и деловое письмо»
Составила Пугачева Н.А
- Русский литературный язык — это
- язык художественной литературы
- вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях
- высшая форма национального языка
- язык русской нации
- Лексикология – это:
- наука о звуках
- наука о словарях
- наука о значении слов
- наука о составе слов
- Что является языковой единицей во фразеологической системе?
- слово
- фразеологизм
- словосочетание
- предложение
- Кто автор словаря «Живого великорусского языка»
- М.Ломоносов
- Н.Петровский
- Д.Ушаков
- В.Даль
- Какое обращение уместно на защите курсовой работы?
- Господа студенты и преподаватели
- Уважаемые преподаватели и студенты
- Друзья и преподаватели
- Дамы и господа
- Знание человека о мире отражается в словаре:
- энциклопедическом
- этимологическом
- толковом
- иноязычных слов
- Какое из перечисленных ниже явлений не относится к функциональным разновидностям русского литературного языка:
- научный стиль
- стиль художественной литературы
- язык фольклора
- публицистический стиль
- Какие правила отражают синтаксические нормы русского языка?
- правила написания слов
- правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
- правила образования слов и форм слова
- правила построения словосочетаний, предложений
- Найдите неверное утверждение: Офицально-деловой стиль ещё называют-
- деловым
- административным
- державным
- официальным
- Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
- Автор справедливо указывает на
- Автор критически относится к
- Автор упускает из вида очевидное несоответствие
- Можно согласиться с автором, что
- Основными чертами какого стиля являются точность, объективность, логичность, абстрактность?
- публицистического
- научного
- официально-делового
- разговорного
- Какие правила отражают фразеологические нормы русского языка?
- правила написания слов
- правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
- правила образования слов и форм слова
- правила построения словосочетаний, предложений
- Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
- просторечие
- территориальные диалекты
- жаргоны
- литературный язык
- Какое из перечисленных понятий не является тропом (средством словесной образности)?
- метафора
- олицетворение
- сравнение
- повтор
- Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
- синтаксический
- орфографический
- грамматический
- фонетический
- Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
- правильность речи
- точность речи
- уместность речи
- выразительность речи
- Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
- деловое письмо
- контракт
- постановление
- приказ
- Что такое тавтология?
- сопоставление несопоставимых понятий
- употребление в речи близких по смыслу и потому логически лишних слов
- употребление однородных определений
- повторная передача одной и той же мысли
- Укажите, какие черты свойственны официально—деловому стилю речи.
- эмоциональность, экспрессивность
- научная терминология
- регламентированность, четкость
- использование жаргонизмов
- Как называется самостоятельная квалификационное учебно-научное исследование студента, которое выполняется на окончательном этапе обучения?
- рецензия
- дипломная работа
- доклад
- аннотация
- Не относится к лингвистическим словарям:
- энциклопедический
- терминологический
- орфографический
- синтаксический
- Какая лексика не используется в официально-деловом стиле?
- аббревиатура и сложносокращенные слова
- устойчивые сочетания слов, не используемые в других стилях
- разговорная лексика
- общеупотребительная лексика
- Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
- Мы довольны полученными результатами
- Мы жутко довольны полученными результатами
- Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
- Результаты нас вполне удовлетворяют
- Какой язык относится к восточнославянским языкам?
- русский язык
- чешский язык
- болгарский язык
- македонский язык
- Определите стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:
- научный
- художественный
- официально-деловой
- разговорный
- Какое из перечисленных понятий является тропом?
- антонимы
- омонимы
- гипербола
- риторический вопрос
- В этимологическом словаре:
- объясняются реалии (предметы, явления)
- сообщаются сведения о различных событиях
- раскрывается происхождение слов
- объясняется значение слов
- Что составляет основу публицистического стиля?
- художественная литература
- периодическая печать
- государственные документы
- учебники
- Как называется самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определённой дисциплине?
- рецензия
- курсовая работа
- доклад
- аннотация
- Какой из перечисленных признаков не характерен для официально-делового стиля?
- объективность изложения
- точность изложения
- экспрессивность изложения
- наличие реквизита
- Для научного стиля речи не характерна лексика:
- общеупотребительная
- общенаучная
- просторечная
- терминологическая
- Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это
- нормы ударения и произношения
- нормы построения словосочетаний и предложений
- нормы употребления многозначных слов
- нормы образования грамматических форм
- Отметьте верное высказывание:
- толковый словарь объясняет значение слов
- толковый словарь отмечает морфемное членение
- толковый словарь объясняет частотность употребления слова в речи
- толковый словарь объясняет происхождение слов
- Какой из перечисленных жанров не принадлежит к официально-деловому стилю?
- заявление
- справка
- приказ
- заметка
- Функциональный стиль – это…
- стилистически отмеченные слова, словосочетания и предложения
- словесное изображение какого-либо явления действительности
- исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения
- тип речи, обладающий специфическими чертами композиционной организации и бытующий только в письменной форме
- Для текстов научного стиля не характерно(-а)…
- логическая последовательность изложения
- широкое использование лексики и фразеологии других стилей
- преимущественное употребление существительных вместо глаголов
- научная фразеология
- Для текстов разговорного стиля не характерно(-а)…
- тесная связь с невербальными средствами общения
- неполнота выражения (эллиптичность)
- стремление к экономии языковых средств
- точность (точное определение понятий)
- К основным стилевым признакам официально-делового стиля не относится…
- отвлеченно-обобщенный характер
- объективность изложения
- точность формулировок
- предписывающе-долженствующий характер
- Укажите, что характерно для публицистического стиля:
- сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях
- отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности
- немотивированное использование терминов
- тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения
- Какое утверждение не соответствует действительности?
- Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка
- Функциональный стиль – это разновидность литературного языка
- Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения
- Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения
- Отметьте ошибочное утверждение: Выделяют следующие книжные стили.
- официально-деловой
- научный
- авторитарный
- публицистический
- Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
- Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль?
- аккумулятивную
- когнитивную
- коммуникативную
- эстетическую
- Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?
- Неофициальность и непринужденность речи
- спонтанность и автоматизм
- точность и логичность речи
- обыденность содержания
- Какая лексика не характерна для разговорного стиля?
- научная терминология
- разговорные слова
- общеупотребительные слова
- просторечные слова
- В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?
- научный стиль
- официально-деловой стиль
- публицистический стиль
- художественный
- В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
- научный стиль
- официально-деловой стиль
- публицистический стиль
- художественный стиль
- В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
- научный стиль
- официально-деловой стиль
- публицистический стиль
- художественный
- Какая стилевая черта не характерна для научного стиля речи?
- абстрактность
- точность
- логичность
- эмоциональность
- Социальная оценочность является доминантой стиля?
- научного
- официально-делового
- публицистического
- художественного
- Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
- Официально-делового
- научного
- художественного
- публицистического
- На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?
- публицистический стиль
- официально-деловой стиль
- научный стиль
- разговорный стиль
- Доминантой художественного стиля является?
- абстрактность и точность
- образность и эстетическая значимость
- стандартность
- оценочность и призывность
- К какому стилю вы отнесете текст, в котором содержатся графики, схемы, диаграммы?
- художественный
- научный стиль
- публицистический
- официально-деловой
- С каких слов может начинаться письмо-просьба:
- Направляем информацию
- Напоминаем Вам, что
- Просим выслать в наш адрес
- В соответствии с Вашим письмом
- Какие выражения не рекомендуется употреблять в текстах служебных писем:
- институт не считает возможным
- в порядке обмена
- уважаемые коллеги
- с глубоким почтением
- Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»:
- письмо-сообщение
- письмо-извещение
- письмо-отказ
- письмо-рекламация
- Какие слова не могут быть заключительными в тексте письма:
- Рассчитываем на предложение взаимовыгодного сотрудничества
- Надеемся на плодотворное сотрудничество
- С глубочайшим уважением
- Просим извинить за задержку
- Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях:
- руководителю организации
- заместителю руководителя организации
- руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник
- в отдел кадров организации
- Сколько адресатов может быть в письме?
- не более двух
- не более одного
- не более трех
- не более четырех
- Какой пункт не является композиционной частью научной статьи?
- сведения об авторе
- постановка задачи, обоснование актуальности темы
- процесс исследования фактов
- формулировка выводов
- Какое из утверждений является неверным: Конспектирование – это процесс…
- отбора информации
- переформулировки информации
- фиксации важной и новой информации
- оценки информации
- Какой из признаков не относится к конспекту?
- Содержательная целостность
- смысловая целостность
- структурная целостность
- эмоциональная целостность
- Что означает знак P.S.?
- Так
- Хорошо, заметить себе
- Приписка к тексту
- Очень важно
- Найдите языковую формулу, соответствующую норме рецензии.
- автор использовал богатый опыт по изучению костного мозга своего руководителя
- верное содержание уничтожает скверное изложение
- произведя ряд расчетов, задача была решена
- в заключении представлены выводы по проделанной работе и намечены её перспективы
- Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно выражать мысль?
- точность речи
- выразительность речи
- уместность речи
- логичность речи
- Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
- богатство речи
- эмоциональность речи
- уместность речи
- выразительность речи
- Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?
- Тропы
- фонетическое благозвучие
- использование стилистических фигур
- мимика, жесты, пантомима
- К чему может привести нарушение порядка слов?
- К двусмысленности, искажению смысла
- к нарушению стилистической сочетаемости
- к нарушению лексической сочетаемости
- к нарушению грамматической сочетаемости
- Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
- Мы придерживаемся другой точки зрения
- Трудно согласиться с автором
- Представляется ошибочным
- Следует признать достоинство такого подхода к решению
- Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
- Автор справедливо указывает на
- Автор критически относится к
- Автор упускает из вида очевидное несоответствие
- Можно согласиться с автором, что
- Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
- Мы довольны полученными результатами
- Мы жутко довольны полученными результатами
- Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
- Результаты нас вполне удовлетворяют
- Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
- употребление слова в несвойственном ему значении
- нарушение правил сочетаемости слов
- нарушение стиля
- нарушение паронимов
- Какого вида речевой деятельности не существует?
- чтение
- заучивание
- говорение
- письмо
- Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
- синтаксический
- орфографический
- грамматический
- фонетический
- Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
- правильность речи
- точность речи
- уместность речи
- выразительность речи
- Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
- деловое письмо
- контракт
- постановление
- приказ
- В чем заключается цель написания курсовой работы?
- выявить навыки самостоятельной научной работы студента
- выявить, сможем студент написать курсовую работу
- выявить навыки составления библиографического списка
- выявить навыки правильной рубрикации текста
- Отметьте правильное оформление цитаты в курсовой работе.
- цитаты указываются без ссылок на источник и берутся в кавычки
- цитаты указываются без ссылок на источник и не берутся в кавычки
- цитаты указываются со ссылками на источник и берутся в кавычки
- цитаты указываются со ссылками на источник и не берутся в кавычки
- Какова структура дипломной работы?
- титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
- титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
- титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть
- задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения
- Рубрикация текста – это…
- написание библиографического списка
- раскрытие основной части курсовой работы
- его членение на логически самостоятельные составные части
- правила оформления курсовой работы
- Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это…
- национальный язык Российской Федерации
- государственный язык Российской Федерации
- язык межнационального общения
- один из шести официальных языков ООН
- Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
- Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы
- Язык – это система искусственных знаков
- Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных
- Общество не может жить, не пользуясь языком
- Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…
- аппарат для общения
- один из участников диалога
- общительный человек
- эрудированный человек
- Не относится к аспектам культуры речи.
- эстетический
- этический
- нормативный
- коммуникативный
- В каком виде делового документа отсутствует его название
- заявление
- приказ
- деловое письмо
- автобиография
- Признаком письменной деловой речи является
- эмоциональность
- унифицированность
- метафоричность
- выразительность
- В каком случае допущена ошибка в образовании формы местоимения 3-го лица?
- вокруг них
- он работает лучше ее
- навстречу ему
- сестра старше его
- В каком случае допущена ошибка в образовании формы числительного?
- свыше шестьсот пятидесяти пяти тонн
- не менее двух пятых посевной площади
- около девяноста девяти целых девяноста восьми сотых процента
- четырьмястами тоннами
- К какому функциональному стилю относится следующий текст? «Работа выполнена качественно и в срок. Стороны претензий друг к другу не имеют».
- художественный
- научный
- официально-деловой
- публицистический
- Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?
- благодаря руководству
- оплатить проезд
- повысить кругозор
- отвечать требованиям
- Найдите утверждение, не соответствующее действительности. Под культурой речи понимается:
- самостоятельная лингвистическая дисциплина
- использование слов в несвойственном им значении
- владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах
- выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации
- Как называется речь, в которой отсутствуют нелитературная лексика, слова-паразиты, жаргонизмы, просторечные слова?
- правильная речь
- богатая речь
- точная речь
- чистая речь
- Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
- Выделение какого книжного стиля нельзя считать общепризнанным?
- Научный
- художественный
- публицистический
- официально-деловой
- Укажите предложение с грамматической ошибкой
- Более пятиста школьников сдали экзамен хорошо
- Из девятисот шестидесяти трех участников съезда иногородних шестьсот девяносто восемь человек.
- В плен было взято двести пятьдесят две тысячи восемьсот сорок солдат противника и захвачено около пятидесяти танков
- Обе студентки сдали экзамен
- Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Университет располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.
- Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
- Двести десятый сезон открывает Большой театр
- По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по культуре речи 10-11 класс
Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв и…
Тест по культуре речи, 7 класс
Тест по культуре речи предназначен для уроков русского языка в 7 классе по программе С.И.Львовой. Представлены два варианта. Тест состоит из 3-х частей: орфоэпические нормы, грамматические нормы…
- Мне нравится
Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности
Одной
из сфер человеческой деятельности
является научно-профессиональная
сфера. Ее обслуживает научный стиль.
Научный
стиль – один из функциональных стилей
общелитературного
языка, обслуживающий сферу науки и
производства.
Его
также называют научно-профессиональным
стилем, подчеркивая тем самым сферу
его распространения.
Специфические
особенности этого стиля обусловлены
предназначенностью
научных текстов для передачи объективной
информации
о природе, человеке и обществе. Он
получает новые знания,
хранит и передает их. Язык науки –
естественный язык с элементами
искусственных языков (расчеты, графики,
символы и др.); национальный язык с
тенденцией к интернационализации.
Научный
стиль речи подразделяется на подстили:
-
собственно
научный (его жанры – монография, статья,
доклад), -
научно-информативный
(жанры – реферат, аннотация, патентное
описание),
-
научно-справочный
(жанры – словарь, справочник, каталог),
-
учебно-научный
(жанры – учебник, методическое пособие,
лекция), -
научно-популярный
(очерк и др.).
Отличительная
черта собственно
научного стиля
— академическое
изложение, адресованное специалистам.
Признаки данного
подстиля – точность передаваемой
информации, убедительность
аргументации, логическая последовательность
изложения, лаконичность.
Научно-популярный
подстиль
имеет другие признаки. Он адресован
широкой читательской аудитории, поэтому
научные данные
должны быть преподнесены в доступной
и занимательной форме. Он не стремится
к краткости, к лаконичности, а использует
языковые средства, близкие публицистике.
Здесь также используется
терминология.
Научно-информативный
подстиль должен точно передать научную
информацию с описанием научных фактов.
Учебно-научный
подстиль адресован будущим специалистам
и
поэтому в нем много иллюстративного
материала, примеров, пояснений.
Главная
особенность научного стиля
— точное и однозначное выражение мыслей.
Задача
науки –показать
закономерности. Поэтому его чертами
являются: отвлеченная
обобщенность, подчеркнутая логичность
изложения, ясность,
аргументированность, однозначность
выражения мыслей. Задачи
общения в сфере науки, ее предмет,
содержание речи требуют
передачи общих понятий. Этому служит
абстрактная лексика,
специальная лексика и терминология.
Терминология
воплощает точность научной речи. Термин
– это слово
или словосочетание, точно и однозначно
обозначающее понятие
специальной области знания или
деятельности (диффузия,
конструкционная
прочность, маркетинг, фьючерс, измерение,
плотность,
программные средства и др.).
Понятие
– это мысль об общих
существенных свойствах, связях и
отношениях предметов или явлений
объективной действительности.
Формирование понятий – важное
условие научной речи. Определение
понятий дает дефиниция
(лат. определение) – краткая идентификационная
характеристика
предмета, обозначенного определенным
термином
(Индуктивность
– это физическая величина, характеризующая
магнитные
свойства электрической цепи.)
К
специфическим особенностям
термина относятся:
-
системность,
-
наличие дефиниции
(определения), -
однозначность,
-
стилистическая
нейтральность, -
отсутствие
экспрессии, -
простота.
Одно
из требований к термину – его современность,
т.е. устаревшие термины заменяются
новыми терминами. Термин
может быть интернационален или близок
терминам, которые созданы и употребляются
в других языках (коммуникация, гипотеза,
бизнес, технология и др.). Также в термин
входят интернациональные словообразовательные
элементы: анти, био, микро, экстра, нео,
макси, микро, мини и др.
Терминология
делится на 3 группы:
-
общенаучную
(анализ, тезис, проблема, процесс и др.), -
межнаучную
(экономика,
стоимость, рабочая сила и др.), -
узкоспециальную
(только для определенной области
знания).
Терминология
обеспечивает информационное
взаимопонимание на национальном и
межнациональных уровнях, совместимость
законодательных и нормативных документов.
В своей
основе научная
речь – это письменная речь, связанная
нормами.
Отвлеченно-обобщенный
характер
научной речи подчеркивается включением
большого количества понятий, использованием
специальных лексических единиц (обычно,
всегда), пассивных конструкций (металлы
легко режутся). Широкое применение
находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные
значения, существительные, обозначающие
отвлеченные понятия (скорость, время).
Используются конструкции, подчеркивающие
соотношение межу частями высказывания:
вводные слова (наконец,
итак),
такие конструкции, как далее
отметим, перейдем к следующей части,
большое количество предлогов, выражающих
различные отношения и действия (благодаря,
в связи, вследствие и др.).
Лексический
состав научного стиля характеризуется
однородностью,
отсутствует лексика с разговорно-просторечной
окраской, оценочная,
эмоционально-экспрессивная. Много слов
среднего рода: явление, свойство,
развитие. Много абстрактной лексики –
система, период, случай. Тексты научного
стиля используют сложносокращенные
слова, аббревиатуры: ПС (программные
средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат
не только языковую информацию, но и
графическую, формулы, символы.
В
синтаксисе
используются сложные предложения с
причастиями, деепричастными и
причастными оборотами, временной связью
(в связи с тем-то), простые предложения
типа что
есть что
(водород есть газ), безличные предложения.
Используются в основном повествовательные
предложения, вопросительные – с целью
привлечь внимание к проблеме.
Следует
помнить, что в научном стиле не принято
местоимение «я»,
его заменяют на «мы»
(«с нашей точки зрения», «нам представляется
очевидным»).
Научный
стиль создал строгую систему жанров и
строгие правила текстовой композиции.
Научный текст отличает прагматическое
построение, в нем все служит достижению
конечной цели и прежде всего – композиция,
но при этом отбрасываются эмоции,
многословие, многозначность, подтекст.
Научный текст
имеет:
-
тему,
т.е. объект рассмотрения (изучения),
содержание которой раскрывается в
определенном
аспекте; -
подтему,
т.е. тему, которая входит в более широкую
тему, составляя часть ее и отличаясь
более узким аспектом рассмотрения
или рассмотрения одной из частей данного
объекта; -
также
существует микротема,
равная в тексте абзацу и обеспечивающая
смысловые связи частей текста.
Структурной
единицей научного текста является
абзац.
Он содержит определенные
идеи, положения, аргументы, микротемы.
Они выражены в ключевых словах, которые
легко вычленить, определив суть абзаца.
Каждый абзац
имеет зачин, главную абзацную фразу,
комментирующую часть и вывод.
Ключевые слова находятся в абзацной
фразе.
Для связи отдельных
фрагментов текста употребляются
предлоги, вводные слова, определенные
речевые клише (автор рассматривает,
необходимо отметить, это доказывает и
др.).
Основными способами
построения научного текста являются
описание, рассуждение, повествование.
Научный текст представляет собой
тип текста жесткого построения.
Описание
–
это словесное изображение явления
действительности путем перечисления
его признаков.
Повествование
– рассказ
о событиях, явлениях, переданных в
определенной последовательности.
Рассуждение
– словесное изложение, разъяснение и
подтверждение какой-либо мысли.
Научное
описание имеет цель — раскрыть признаки
предмета, явления, процесса, установить
связи (внешний вид, составные части,
назначение, сравнение).
Всем известны, например, описания в
химии свойств различных веществ (Титан
– металл серого цвета. Он имеет две
полиморфные модификации… Промышленный
способ производства титана состоит в
обогащении и хлорировании титановой
руды с последующим ее восстановлением
из четыреххлористого титана металлическим
магнием…) («Материаловедение»)).
Самый
распространенный способ построения
научного текста – рассуждение.
Цель рассуждения
– в
проверке истинности или ложности
какого-либо утверждения с помошью
доводов, истинность которых проверена
и не подвергается сомнению. Рассуждение
— способ изложения, посредством которого
передается процесс получения нового
знания и сообщается само это знание как
результат в форме логического вывода.
Рассуждение строится как цепь
умозаключений, основанных на доказательствах
и опровержениях. Так, в рассказе А.
Чехова «Письмо ученому соседу» автор
письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы
пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут
и обитают люди и племена. Этого не может
быть никогда, потому что если бы люди
жили на луне, то заслоняли бы для нас
магический и волшебный свет ее своими
домами и тучными пастбищами. …Люди,
живя на луне, падали бы вниз на землю, а
этого не бывает…».
Задача
научного повествования — зафиксировать,
представить этапы изменений, формирований,
т.е. временные рамки.
То есть научное повествование представляет
краткое или развернутое описание
процессов, имеющих целью последующую
регистрацию отдельных стадий процесса
во временных рамках его протекания.
Повествование — это рассказ о явлениях,
событиях во временной последовательности,
это изложение открытия законов с
выводами и обобщениями, сравнениями.
(«Фирмы также изменяют свою экономическую
политику в условиях инфляции. Это
выражается, например, в том, что они
берутся лишь за реализацию краткосрочных
проектов, которые сулят более быстрое
возвращение инвестиций. Недостаток
собственных оборотных средств толкает
фирмы на поиск новых внешних источников
финансирования через выпуск акций и
облигаций, лизинг, факторинг»).(«
Экономическая теория»).
Доказательство
близко рассуждению – способу
изложения, посредством которого
подтверждается или отрицается истинность
знаний, носивших характер гипотез.
Оно, как и рассуждение, содержит
тезис + аргументы
+ демонстрации + выводы.
Научный
стиль речи предполагает использование
следующих методов логической организации
научного текста: дедукции,
индукции, аналогии и проблемного
изложения.
Логическая
схема текста с использованием дедукции:
тезис, гипотеза → развитие тезиса,
аргументация → выводы.
Логическая
схема текста с использованием индукции:
цель исследования → накопление фактов,
анализ, обобщение → выводы.
Дедукция
(лат. выведение) – это движение мысли
от общего к частному, от общих законов
к частным.
При
слове дедукция вспоминаются слова
знаменитого Шерлока Холмса: «Не так уж
трудно построить серию выводов, в которой
каждый последующий вытекает из
предыдущего. Если после этого удалить
все средние звенья и сообщить слушателю
только первое звено и последнее, они
произведут ошеломляющее, хотя и ложное
впечатление».
Метод
дедукции состоит из трех этапов:
1
этап – выдвигается тезис
(греч.
положение, истинность которой должна
быть доказана)
или гипотеза (греч.
основание, предположение).
2
этап – развитие тезиса
(гипотезы), его обоснование, доказательство
или опровержение. Здесь применяются
различные типы аргументов (лат. доводов),
служащих основанием доказательства,
факты и примеры, сравнения.
3
этап – выводы и предложения.
Этот метод часто применяется на
семинарах в вузах.
Индуктивный
метод (лат. наведение) – движение мысли
от частного к общему, от знания одного
факта к общему правилу, к обобщению.
Композиция
следующая:
во вступительной части определяется
цель исследования. В основной части
излагаются имеющиеся факты,
рассказывается о технологии их получения,
проводятся анализ, синтез, сравнения.
На основе этого делается вывод,
устанавливаются закономерности. Так,
например, строится отчет студентов о
научно-исследовательской работе в вузе.
Проблемное
изложение – это постановка в определенной
последовательности проблемных вопросов.
Метод берет начало от сократовского
метода. В ходе его исследуется поставленная
проблема и формулируются закономерности.
Например, в ходе лекции или доклада
формулируется та или иная проблема.
Лектор предлагает пути ее решения, он
делает всех слушателей участниками
мыслительного процесса.
Итак,
к особенностям научного стиля относятся
точность, логичность,
аргументированность,использование
терминов. Кроме того, необходимо помнить
о способах построения научного текста
и о методах логического изложения
материала в нем.
Использованная
литература
Русский язык и
культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова
– М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 70 –
77).
ВОПРОСЫ и
ЗАДАНИЯ
-
Каковы основные
языковые особенности научного стиля? -
Какие требования
предъявляются к терминам? -
Какие выделяются
способы и методы создания научного
текста?
Задания для
самостоятельной работы.
Задание 1.
Выберите научный текст по специальности
и рассмотрите его со следующих точек
зрения:
-
Рассуждение ,
описание это или повествование? -
Какой метод-
индуктивный или дедуктивный- использует
автор? -
Сформулирована
ли гипотеза? -
Как строится
доказательство? -
Какие термины
использовал автор? -
Выдержана ли
автором логичность и точность изложения?
ТЕСТЫ
Тест 1. Автор
научного текста обычно пишет от имени:
-
1-го лица
единственного числа; -
1-го лица
множественного числа; -
2-го лица
множественного числа; -
3-го лица
единственного числа.
Тест 2. Для научного
стиля речи не характерна лексика:
-
Общеупотребительная;
-
общенаучная;
-
просторечная;
-
терминологическая.
Тест 3. Отметьте
предложение, предпочтительное для
письменной научной речи.
-
Архейская эра,
по-видимому, характеризовалась
вулканической деятельностью. -
Архейская эра,
видно, характеризовалась вулканической
деятельностью. -
Кормить клеста
лучше сосновыми да еловыми шишками. -
Эта пшеница
хорошо растет и дает много зерна.
Тест 4. Найдите
предложение, которое не содержит речевой
ошибки.
-
Рецензия о
прочитанной книге должна быть сдана
на следующей неделе. -
Конспекты лекций
по специальности надо сохранить. -
Тезисы к статье
получились очень неудачными. -
Аннотация к
монографии написана научным руководителем.
Тест 5. Какое
значение реализует глагол «считать» в
научном тексте: Мы
считаем возможным изложить свою точку
зрения на данный вопрос.
-
Называть числа
в последовательном порядке; -
определять
точное количество кого-чего-нибудь; -
делать какое-нибудь
заключение, признавать, предполагать; -
принимать в
расчет, во внимание.
Тест 6. Отметьте
фразу, содержащую положительную оценку
научного сочинения.
-
Мы придерживаемся
другой точки зрения… -
Трудно согласиться
с автором… -
Представляется
ошибочным… -
Следует признать
достоинство такого подхода к решению…
Тест 7. Найдите
фразу, содержащую отрицательную оценку
научного сочинения.
-
Автор справедливо
указывает на… -
Автор критически
относится к… -
Автор упускает
из вида очевидное несоответствие… -
Можно согласиться
с автором, что…
Тест 8. Найдите
языковую формулу, неуместную в научной
речи.
-
Мы довольны
полученными результатами… -
Мы жутко довольны
полученными результатами… -
Результатами,
полученными в ходе исследования, мы
довольны. -
Результаты нас
вполне удовлетворяют.
Тест 9. Найдите
причину возникновения ошибки в отзыве
на научное сочинение: Научная
работа выполнена на скорую руку.
-
Употребление
слова в несвойственном ему значении; -
нарушение правил
сочетаемости слов; -
нарушение стиля;
-
нарушение
паронимов.
Тест 10. Что
означает знак P.S.?
-
Так!
-
Хорошо, заметить
себе. -
Приписка к
тексту. -
Очень важно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
28.05.201536.51 Mб8Toyota_Vitz_Platz.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
25.03.2016578.05 Кб36Uch_met_po_proizv_praktike.doc
- #
- #
- #
Подборка по базе: ! План работы с одаренными.doc, Варианты контрольной работы.docx, Комплект лекций по МДК.04.01 Планирование и организация работы с, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПОиПД.doc, Методическое пособие учителю, рабочая программа.pdf, Варианты контрольной работы.docx, Из опыта работы по робототехнике.docx, СТАНДАРТЫ РАБОТЫ ОФИЦИАНТА.docx, ПЛАН РАБОТЫ ДЕБАТНОГО КЛУБА ТАНДАУ.docx, План ідэалагічнай і выхаваўчай работы 1.doc
Задания для самостоятельной работы.Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения:
- Рассуждение , описание это или повествование?
- Какой метод- индуктивный или дедуктивный- использует автор?
- Сформулирована ли гипотеза?
- Как строится доказательство?
- Какие термины использовал автор?
- Выдержана ли автором логичность и точность изложения?
ТЕСТЫ
Тест 1. Автор научного текста обычно пишет от имени:
- 1-го лица единственного числа;
- 1-го лица множественного числа;
- 2-го лица множественного числа;
- 3-го лица единственного числа.
Тест 2. Для научного стиля речи не характерна лексика:
- Общеупотребительная;
- общенаучная;
- просторечная;
- терминологическая.
Тест 3. Отметьте предложение, предпочтительное для письменной научной речи.
- Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.
- Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.
- Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
- Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.
Тест 4. Найдите предложение, которое не содержит речевой ошибки.
- Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
- Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
- Тезисы к статье получились очень неудачными.
- Аннотация к монографии написана научным руководителем.
Тест 5. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
- Называть числа в последовательном порядке;
- определять точное количество кого-чего-нибудь;
- делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;
- принимать в расчет, во внимание.
Тест 6. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
- Мы придерживаемся другой точки зрения…
- Трудно согласиться с автором…
- Представляется ошибочным…
- Следует признать достоинство такого подхода к решению…
Тест 7. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
- Автор справедливо указывает на…
- Автор критически относится к…
- Автор упускает из вида очевидное несоответствие…
- Можно согласиться с автором, что…
Тест 8. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
- Мы довольны полученными результатами…
- Мы жутко довольны полученными результатами…
- Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.
- Результаты нас вполне удовлетворяют.
Тест 9. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
- Употребление слова в несвойственном ему значении;
- нарушение правил сочетаемости слов;
- нарушение стиля;
- нарушение паронимов.
Тест 10. Что означает знак P.S.?
- Так!
- Хорошо, заметить себе.
- Приписка к тексту.
- Очень важно.
Особенности курсовой и дипломной работы.
Библиографическое описание
В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты, исследования, производить расчеты.
Одной из важных научных работ в вузе для студента является курсовая работа. Это студенческое научное исследование. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы, отчеты, выполнение расчетно-графических заданий.
Ее цель — выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Она защищается на кафедре и является как бы репетицией дипломной работы, иногда курсовая работа переходит в дипломную работу.
Требования к курсовой работе:
- актуальность тематики,
- изучение и анализ научной литературы по предмету исследования,
- изучение и анализ истории проблемы,
- проведение самостоятельного исследования,
- характеристика,
- описание анализа опытов,
- обобщение результатов исследований,
- обоснование выводов и практических рекомендаций,
- культура оформления.
Объем курсовой работы – 35-40 печатных страниц. Из этого объема около 10% занимает вводная часть, от 5 до 10% — заключение.
При написании курсовой работы выделяют 3 этапа;
- подготовка к исследованию,
- проведение опытов,
- оформление.
Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с употреблением терминов. Очень важны ссылки на материал исследований. Возможно включение цитат.
Для курсовой работы обязательна ее защита на кафедре: студент делает краткое сообщение (7-10 минут), в котором излагает мотивы, цели, актуальность, предмет исследования, останавливается на практической части и результатах исследований, затем делает вывод.
Структура курсовой работы:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- главы,
- заключение,
- литература,
- список приложений (возможны варианты).
Правила оформления курсовой работы:
- цитаты указываются со ссылкой на источник и берутся в кавычки ;
- таблицы нумеруют арабскими цифрами;
- каждая новая глава начинается с новой страницы;
- текст состоит из трех частей – вводной, основной и заключения.
Готовая работа сдается на кафедру. Научный руководитель должен обосновать выставленную оценку в письменной рецензии.
Критериями оценки служат: актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения материала.
Самый главный труд, итог всех лет обучения в вузе – это дипломная работа, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессиональные успехи. Ее написание – последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Оценка, полученная на защите дипломной работы, рассматривается как окончательный результат всего периода учебы.
Структура дипломной работы следующая:
- титульный лист,
- задание,
- аннотация,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- библиография,
- приложения.
Аннотация – это текст будущего выступления на защите перед комиссией. Ее объем – около одной печатной страницы.
Все виды работ должны быть написаны правильным литературным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому важно не только раскрыть тему, но и правильно использовать стилистику, писать логично и грамотно.
Правильно оформить научную работу помогает рубрикация. Рубрикация текста – это его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация подчинена раскрытию темы и выделяет введение, основную часть, заключение. В свою очередь, основная часть тоже, как правило, подвергается рубрикации: деление на главы и параграфы значительно облегчает понимание, делает текст более логичным.
Рубрикация текста выражается в нумерации. Она может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. В студенческих работах обычно используются римские и арабские цифры:
- номера глав обозначаются римскими цифрами,
- номера параграфов – арабскими.
Порядковые номера часто обозначают словами: часть первая… Современная система нумерации предпочитает нумерацию арабскими цифрами, а не буквенную нумерацию. Номера одной большой части состоят из одной цифры, нижеследующей, более мелкой, — из двух, далее – трех цифр (I, 1.1, 1.1.1).
В научной работе принято ссылаться на источник информации, т.е. цитировать. Существует цитирование
- точное,
- косвенное,
- ссылка.
Точное цитирование предусматривает обязательное указание источников с указанием страниц.
Косвенное цитирование – соотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью.
Ссылка представляет собой упоминание автора и источника.
Для введения цитат используются вводные слова: автор подчеркивает, утверждает, считает…
Важное место в научной работе отводится библиографическому описанию. Библиография – это список использованной литературы, он помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый располагается на отдельной строке и значится под своим порядковым номером. Каждый источник должен быть описан согласно установленным ГОСТам.
Если книга написана одним автором или авторским коллективом до трех человек, библиографическое описание строится следующим образом: сначала следует фамилия автора, далее его инициалы, затем указывается полное наименование источника, ставятся точка и тире. Далее идет название города, где вышла книга, ставится двоеточие, после него – название издательства, выпустившего книгу, без кавычек, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц.
Например: Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 136 с.
Образец оформления титульного листа научной работы в вузе
-
Название учебного заведения Название кафедры
Реферат на тему:
Доклад на тему:
Курсовая работа на тему:
студента_________________________________
Научный руководитель______________________
Город – год
Использованная литература
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 86– 89).
ВОПРОСЫ для самопроверки.
- Чем курсовая работа отличается от реферата?
- Какие виды цитирования вы знаете?
- Зачем необходима рубрикация текста?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Напишите титульный лист курсовой работы, обозначив какую-либо тему по своей специальности.Задание 2. Напишите введение к курсовой работе по выбранной вами теме: обозначьте цель, тему, определите задачи, укажите методы исследования, выдвиньте гипотезу, укажите возможность практического применения результатов вашего исследования.Задание 3. Составьте библиографию по своей теме и оформите ее по всем правилам.
ТЕСТЫ
Тест 1. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы защищаете курсовую работу и представляете её.
- Вашему вниманию предлагается курсовая работа…
- Я предлагаю вашему вниманию курсовую работу…
- Мы предлагаем вашему вниманию курсовую работу…
- Разрешите представить вашему вниманию курсовую работу…
Тест 2. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.
- Моя работа посвящена актуальному вопросу…
- Наша работа посвящена актуальному вопросу…
- Работа посвящена актуальному вопросу…
- В работе рассматривается актуальный вопрос…
Тест 3. Какая фраза неуместна в структуре выступления:
- В данной работе используются различные методы исследования…
- В данной работе мы используем различные методы исследования…
- В данной работе я использовал различные методы исследования…
- В данной работе нами использованы различные методы исследования…
Тест 4. Какое обращение уместно на защите курсовой работы?
- Господа студенты и преподаватели!
- Уважаемые преподаватели и студенты!
- Друзья и преподаватели!
- Дамы и господа!
Тест 5. Каков объем курсовой работы?
- 60-70 печатных страниц;
- 35-40 печатных страниц;
- 10-15 печатных страниц;
- 100 печатных страниц.
Тест 6. В чем заключается цель написания курсовой работы?
- Выявить навыки самостоятельной научной работы студента.
- Выявить, сможем студент написать курсовую работу.
- Выявить навыки составления библиографического списка.
- Выявить навыки правильной рубрикации текста.
Тест 7. Сколько этапов выделяют при написании курсовой работы?
- 5
- 4
- 3
- 2
Тест 8. Отметьте правильное оформление цитаты в курсовой работе.
- Цитаты указываются без ссылок на источник и берутся в кавычки.
- Цитаты указываются без ссылок на источник и не берутся в кавычки.
- Цитаты указываются со ссылками на источник и берутся в кавычки.
- Цитаты указываются со ссылками на источник и не берутся в кавычки.
Тест 9. Какова структура дипломной работы?
- Титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения.
- Титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения.
- Титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть,
- Задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения.
Тест 10. Рубрикация текста – это…
- …написание библиографического списка.
- …раскрытие основной части курсовой работы.
- … его членение на логически самостоятельные составные части.
- …правила оформления курсовой работы.
Культура официально-деловой речи
Особенности официально-делового стиля.
Речь делового человека
Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания и цели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, которое обслуживает официально-деловой стиль.
Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они не доверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, а медвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых был всего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяснилось при этом, что одной из сестер нужна была кожура, а второй — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если бы они учли интересы друг друга.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, т.е. отношений, которые возникают между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, юридической деятельности.
В официально-деловой сфере используется язык людей, связанных интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем. Поэтому и говорят о деловой коммуникации.
Устная деловая речь обращена к собеседнику и предполагает возможность влияния на него. С этой целью используется, кроме вербального, невербальный язык. Деловая коммуникация имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику.
Лексика официально-деловой речи использует большое количество международной лексики, стандартизированных выражений, однокоренных слов, существительных с родовым значением, также аббревиатуры, сложносокращенные слова. Широко применяются глаголы и глагольные образования – причастия, деепричастия, отглагольные существительные и прилагательные.
Синтаксис характеризуется присутствием неполных, безличных предложений, обращений, присоединительных конструкций, простых предложений, вводных слов и словосочетаний. Используются предлоги и пассивные конструкции, большое количество однородных членов предложения.
Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается жаргон и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, знание терминов, свойственных определенной области общения (юридической, дипломатической, управленческой).
Главные требования к устной речи делового человека следующие:
- точность и ясность (употребление слов в правильном значении, исключение иностранных слов, употребляемых без необходимости),
- краткость (без повторов, тавтологии),
- конкретность,
- правильность,
- нормативность,
- логичность,
- аргументированность,
- стандартность речевых формулировок.
Деловое общение может быть:
- необходимым (когда без межличностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно),
- желательным (определенные контакты способствуют более успешному осуществлению задач),
- нейтральным,
- нежелательным (затрудняет достижение цели).
Деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы. Поэтому говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризуются подчинением младшего старшему по чину. В России исторически сложился вертикальный диалог.
Горизонтальные отношения предполагают участие в совместной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонимания, с учетом общих интересов. В настоящее время в деловой жизни России наблюдается переход к субординационно-партнерским отношениям.
Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписаные правила поведения. Регламентированность (протокол) предполагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных социальных групп и людей разной национальности. Протокол предписывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая система речевых формул для каждой речевой ситуации.
Регламентированность делового общения означает и ограниченность его временными рамками. Деловые встречи имеют строгий регламент. Для этого заранее намечается круг обсуждаемых проблем и проводится тщательная подготовка к встрече.
При общении очень важно создать благоприятный психологический климат. Для этого рекомендуется:
- Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжелательным взглядом, обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или иной стране обращения.
- Показывать свое желание понять позицию собеседника, ориентироваться на ожидаемый собеседником результат.
- Стараться выявлять положительные качества собеседника.
- Учитывать эмоциональное состояние собеседника.
- Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уверенно.
- Эмоционально поддерживать разговор.
- Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах).
- Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерческие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает человек комплиментов, тем больше он их получает.
Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др.
Как считают психологи, каждый из нас в общении представляет тот или иной тип. В зависимости от роли в общении, типа характера выделяют различные группы. В настоящее время созданы целые системы определения типа личности исходя из различных признаков.
Так, американский психолог Эверетг Шостром считает, что в каждом человеке сидит манипулятор. Он выделяет следующие типы:
- диктатор (доминирует, приказывает, управляет),
- жертва диктатора (подчиняется приказам),
- калькулятор (обманывает, лжет, старается перехитрить),
- прилипала (жаждет быть предметом забот, заставляет за себя все делать),
- хулиган (преувеличивает агрессивность, управляет с помощью угроз),
- славный парень (убивает добротой, моралист),
- судья (никому не верит, критичен),
- защитник (заботится о других, чрезмерно подчеркивая это).
На основе их выделены 4 типа людей в деловом общении:
- активный – играет роль человека, полного сил;
- пассивный – прикидывается глупым и беспомощным («сирота казанская»);
- соревнующийся – боец на турнире;
- безразличный – играет роль, выбивая уступки.
Любопытным является так называемый психогеометрический подход к типологии личности, который обосновал американский психолог С. Деллингер. Этот подход основан на том, какую геометрическую фигуру предпочитает человек.
Например, «квадрат» любит трудиться, любит стабильность и порядок, живет по плану. Его речь логичная, последовательная, обстоятельная, монотонная, со штампами и терминами.
«Треугольники — лидер, энергичен, решителен, прагматик, честолюбив, несамокритичен, детонатор межличностных отношений. Речь — логичная, ясная, ориентированная на суть дела, быстрая.
«Прямоугольник» недоволен собой, непоследователен, тяготеет к поддержке. Речь — сбивчивая, эмоциональная, неясная.
«Круг» стремится к гармонии отношений, доброжелателен, стремится сопереживать, старается угодить всем, часто нерешителен. Речь — часто отклоняющаяся от главной темы, плавная, эмоциональная.
«Зигзаг» любит заострять конфликт, остроумен, стремится к независимости, чувствует настроение людей, несдержан, экспрессивен, не доводит дело до конца. Речь — непоследовательная, ассоциативная, яркая.
Успешное деловое взаимодействие определяется тем, как поставлена цель, определены интересы партнеров, выбраны стратегия и тактика.
В деловом общении ценятся такие качества, как обязательность, верность слову, организованность, соблюдение нравственных норм.
В практической деятельности существуют разные формы делового общения:
- беседа,
- переговоры,
- совещания,
- презентации,
- телефонные переговоры,
- брифинги.
Все они имеют свои особенности и сферу применения, но процесс протекания примерно одинаков.
Как правило, в деловом общении выделяют следующие этапы: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели, выход из контакта.
Очень важным является установление контакта. Иногда в установлении контакта человеку мешают:
- эффект ореола – человеку положительному приписывается все хорошее, при отрицательном отношении к человеку – все плохое, даже его положительные поступки расцениваются в этом случае как отрицательные;
- эффект типизации – суждение о человеке выносится с точки зрения собственного опыта или мнения других;
- эффект первичности – первое впечатление о человеке самое сильное и его трудно переломить.
В деловом общении демонстрируются и плюсы, и минусы индивидуальных особенностей человека. Поэтому в деловом общении нужен самоанализ и постоянный контроль. В Древнем Риме, по обычаю, позади полководца-триумфатора ставили раба, который во время шествия выкрикивал фразу: «Берегись, чтобы не упасть», таким образом напоминая ему, что он всего лишь человек.
В процессе делового общения используются разные приемы, помогающие добиться цели. (Чалдини описал их в книге «Психология влияния».)
Принцип контраста, когда преувеличивается различие. (Прекрасно используется продавцами. Они показывают сначала дорогой товар, а потом дешевый, сначала плохой дом, а потом хороший, но не лучший, а тот, который нужно продать.)
Принцип взаимного обмена. Люди стараются оплатить оказанные услуги. (Дают подарок на пробу, вынуждая затем покупать вовсе не нужную вещь.) В этом случае человек чувствует себя обязанным и часто дает больше, чем сделали ему.
Принцип социального доказательства. Люди ориентируются на других людей в похожей ситуации. Принцип участия в рекламе известных спортсменов, политиков. Этот принцип учитывает, что только 5% людей — инициаторы, остальные же имитаторы.
Принцип благорасположения. Люди охотнее выполняют требования тех, кто им нравится или знаком. Это прежде всего связано с физической привлекательностью. В этом случае человеку автоматически приписывают положительные качества. Нам нравятся люди, похожие на нас.
Ланчевый метод. Во время еды люди охотнее принимают положительные решения, идут на уступки. Поэтому многие контракты подписываются, а решения принимаются во время делового обеда или ужина.
Принцип авторитета — сознание повиновения старшим.
В устной речи деловых людей необходимо учитывать этикетные нормы. Специалисты советуют: никогда не распространяйтесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой. И сами вежливо уклоняйтесь от разговоров на личные темы. Так, общаясь по делам, не рекомендуется поддерживать разговоры о политике, религии, задавать вопросы о доходах, зарплате.
У каждого народа сложились свои традиции делового общения, которые находят выражение в языке, движениях, жестах и т.п. Так, культура США характеризуется как неформальная, индивидуалистическая, материалистическая, ориентированная на ценность времени. В Японии и Китае больше времени уделяется группе, а не индивидууму. Там важнее подчинение и сотрудничество. В Латинской Америке или Саудовской Аравии придается большое значение традиции, церемонии, там принято сначала побеседовать на не относящиеся к делу темы и только потом переходить к вопросу обсуждения.
У каждого народа есть черты, которые нужно учитывать в деловом общении.
Англичане считаются честными, рассудительными, учтивыми. Для них характерны сдержанность, замкнутость, деловитость и предприимчивость. Они предпочитают не затрагивать личных тем, они консервативны, национальная страсть — садоводство. Они решают проблемы не по телефону, а, как правило, с помощью писем. Их слову можно доверять. Многословие расценивается как нарушение правил общения, навязывание своего мнения.
Японцы очень вежливы, поэтому не говорят «нет», смотреть в глаза считается невоспитанностью, приняты не рукопожатия, а поклоны, чем важнее гость, тем больше поклонов. Переговоры они ведут командой, никогда не принимают решения сразу. Если по отношению к ним проявляют вежливость, они обычно идут на уступки. Русский журналист В. Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Реандзи» приводит пример переговоров между японской и американской компаниями. Когда американцы говорили о своей компании, о возможностях и выгоде сотрудничества, японцы кивали головами и чинно слушали. А потом стали задавать вопросы, которые казались не относящимися к делу. Японцы считали, что американцы давят на них, а американцев удивили просьбы другой стороны и их вопросы. Переговоры были прекращены.
Характерные черты американцев – энергия, независимость, предприимчивость, трудолюбие. Они патриоты. Их философия – заработать как можно больше и быстрее. Их стиль отличается высоким профессионализмом, они индивидуалисты, любят действовать без оглядки на начальство. Они демократичны, часто ведут себя неформально, любят шутки, ценят честность и откровенность, они берегут время и отличаются пунктуальностью. Не любят пауз, решения принимают быстро и редко меняют его.
Таким образом, деловое общение предполагает знание речевого этикета, правил построения деловых бесед и совещаний, знание норм литературного языка, использование нужных речевых формул согласно ситуации. Эффективность деловой коммуникации зависит также от знания психологических характеристик личности, которые отражает язык, от знания национальных особенностей деловых людей.