Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение научная работа

Пугачева Надежда Анатольевна

Тесты по культуре речи и деловому письму

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тесты по дисциплине «Культура речи и деловое письмо»

Составила Пугачева Н.А

  1. Русский  литературный язык — это
  1. язык художественной литературы
  2. вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях
  3. высшая форма национального языка
  4. язык русской нации
  1. Лексикология – это:
  1. наука о звуках
  2. наука о словарях
  3. наука о значении слов
  4. наука о составе слов
  1. Что является языковой единицей во фразеологической системе?
  1. слово
  2. фразеологизм
  3. словосочетание
  4. предложение
  1. Кто автор словаря «Живого великорусского языка»
  1. М.Ломоносов
  2. Н.Петровский
  3. Д.Ушаков
  4. В.Даль
  1. Какое обращение уместно на защите курсовой работы?
  1. Господа студенты и преподаватели
  2. Уважаемые преподаватели и студенты
  3. Друзья и преподаватели
  4. Дамы и господа
  1. Знание человека о мире отражается в словаре:
  1. энциклопедическом
  2. этимологическом
  3. толковом
  4. иноязычных слов
  1. Какое из перечисленных ниже явлений не относится к функциональным разновидностям русского литературного языка:
  1. научный стиль                                                                      
  2. стиль художественной литературы
  3. язык фольклора
  4. публицистический стиль
  1. Какие правила отражают синтаксические нормы русского языка?
  1. правила написания слов
  2. правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
  3. правила образования слов и форм слова
  4. правила построения словосочетаний, предложений
  1. Найдите неверное утверждение: Офицально-деловой стиль ещё называют-
  1. деловым
  2. административным
  3. державным
  4. официальным
  1. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
  1. Автор справедливо указывает на
  2. Автор критически относится к
  3. Автор упускает из вида очевидное несоответствие
  4. Можно согласиться с автором, что
  1. Основными чертами какого стиля являются точность, объективность, логичность, абстрактность?
  1. публицистического
  2. научного
  3. официально-делового
  4. разговорного
  1. Какие правила отражают фразеологические нормы русского языка?
  1. правила написания слов
  2. правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
  3. правила образования слов и форм слова
  4. правила построения словосочетаний, предложений
  1. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
  1. просторечие
  2. территориальные диалекты
  3. жаргоны
  4. литературный язык
  1. Какое из перечисленных понятий не является тропом (средством словесной образности)?
  1. метафора
  2. олицетворение
  3. сравнение
  4. повтор
  1. Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
  1. синтаксический
  2. орфографический
  3. грамматический
  4. фонетический
  1. Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
  1. правильность речи
  2. точность речи
  3. уместность речи
  4. выразительность речи
  1. Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
  1. деловое письмо
  2. контракт
  3. постановление  
  4. приказ
  1. Что такое тавтология?
  1. сопоставление несопоставимых понятий
  2. употребление в речи близких по смыслу и потому логически лишних слов
  3. употребление однородных определений
  4. повторная передача одной и той же мысли
  1. Укажите, какие черты свойственны официально—деловому стилю речи.
  1. эмоциональность, экспрессивность
  2. научная терминология
  3. регламентированность,  четкость
  4. использование жаргонизмов
  1. Как называется  самостоятельная  квалификационное учебно-научное исследование  студента, которое выполняется  на окончательном этапе обучения?
  1. рецензия
  2. дипломная работа
  3. доклад
  4. аннотация
  1. Не относится к лингвистическим словарям:
  1. энциклопедический
  2. терминологический
  3. орфографический
  4. синтаксический
  1. Какая лексика не используется в официально-деловом стиле?
  1. аббревиатура и сложносокращенные слова
  2. устойчивые сочетания слов, не используемые в других стилях
  3. разговорная лексика
  4. общеупотребительная лексика
  1. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
  1. Мы довольны полученными результатами
  2. Мы жутко довольны полученными результатами
  3. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
  4. Результаты нас вполне удовлетворяют
  1. Какой язык относится к восточнославянским языкам?
  1. русский язык
  2. чешский язык
  3. болгарский язык
  4. македонский язык
  1. Определите стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:
  1. научный
  2. художественный
  3. официально-деловой
  4. разговорный
  1. Какое из перечисленных понятий является тропом?
  1. антонимы
  2. омонимы
  3. гипербола
  4. риторический вопрос
  1. В этимологическом словаре:
  1. объясняются реалии (предметы, явления)
  2. сообщаются сведения о различных событиях
  3. раскрывается происхождение слов
  4. объясняется значение слов
  1. Что составляет основу публицистического стиля?
  1. художественная литература
  2. периодическая печать
  3. государственные документы
  4. учебники
  1. Как называется  самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определённой дисциплине?
  1. рецензия
  2. курсовая работа
  3. доклад
  4. аннотация
  1. Какой из перечисленных признаков не характерен для официально-делового стиля?
  1. объективность изложения
  2. точность изложения
  3. экспрессивность изложения
  4. наличие реквизита
  1. Для научного стиля речи не характерна лексика:
  1. общеупотребительная
  2. общенаучная
  3. просторечная
  4. терминологическая
  1. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это
  1. нормы ударения и произношения
  2. нормы построения словосочетаний и предложений
  3. нормы употребления многозначных слов
  4. нормы образования грамматических форм
  1. Отметьте верное высказывание:
  1. толковый словарь объясняет значение слов                                    
  2. толковый словарь отмечает морфемное членение
  3. толковый словарь объясняет частотность употребления слова в речи
  4. толковый словарь объясняет происхождение слов
  1. Какой из перечисленных жанров не принадлежит к официально-деловому стилю?
  1. заявление
  2. справка
  3. приказ
  4. заметка
  1. Функциональный стиль – это…
  1. стилистически отмеченные слова, словосочетания и предложения
  2. словесное изображение какого-либо явления действительности
  3. исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения
  4. тип речи, обладающий специфическими чертами композиционной организации и бытующий только в письменной форме
  1. Для текстов научного стиля не характерно(-а)…
  1. логическая последовательность изложения
  2. широкое использование лексики и фразеологии других стилей
  3. преимущественное употребление существительных вместо глаголов
  4. научная фразеология
  1. Для текстов разговорного стиля не характерно(-а)…
  1. тесная связь с невербальными средствами общения
  2. неполнота выражения (эллиптичность)
  3. стремление к экономии языковых средств
  4. точность (точное определение понятий)
  1. К основным стилевым признакам официально-делового стиля не относится…
  1. отвлеченно-обобщенный характер
  2. объективность изложения
  3. точность формулировок
  4. предписывающе-долженствующий характер
  1. Укажите, что характерно для публицистического стиля:
  1. сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях
  2. отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности
  3. немотивированное использование терминов
  4. тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения
  1. Какое утверждение не соответствует действительности?
  1. Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка
  2. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка
  3. Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения
  4. Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения
  1. Отметьте ошибочное утверждение: Выделяют следующие книжные стили.
  1. официально-деловой
  2. научный
  3. авторитарный
  4. публицистический
  1. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?
  1. официально-деловой
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический
  1. Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль?
  1. аккумулятивную
  2. когнитивную
  3. коммуникативную
  4. эстетическую
  1. Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?
  1. Неофициальность и непринужденность речи
  2. спонтанность и автоматизм
  3. точность и логичность речи
  4. обыденность содержания
  1. Какая лексика не характерна для разговорного стиля?
  1. научная терминология
  2. разговорные слова
  3. общеупотребительные слова
  4. просторечные слова
  1. В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?
  1. научный стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. публицистический стиль
  4. художественный
  1. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
  1. научный стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. публицистический стиль
  4. художественный стиль
  1. В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
  1. научный стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. публицистический стиль
  4. художественный
  1. Какая стилевая черта  не характерна для научного стиля речи?
  1. абстрактность
  2. точность
  3. логичность
  4. эмоциональность
  1. Социальная оценочность является доминантой стиля?
  1. научного
  2. официально-делового
  3. публицистического
  4. художественного
  1. Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
  1. Официально-делового
  2. научного
  3. художественного
  4. публицистического
  1. На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?
  1. публицистический стиль
  2. официально-деловой стиль
  3. научный стиль
  4. разговорный стиль
  1. Доминантой художественного стиля является?
  1. абстрактность и точность
  2. образность и эстетическая значимость
  3. стандартность
  4. оценочность и призывность
  1. К какому стилю вы отнесете текст, в котором содержатся графики, схемы, диаграммы?
  1. художественный
  2. научный стиль
  3. публицистический
  4. официально-деловой
  1. С каких слов может начинаться письмо-просьба:
  1. Направляем информацию
  2. Напоминаем Вам, что
  3. Просим выслать в наш адрес
  4. В соответствии с Вашим письмом
  1. Какие выражения не рекомендуется употреблять в текстах служебных писем:
  1. институт не считает возможным
  2. в порядке обмена
  3. уважаемые коллеги
  4. с глубоким почтением
  1. Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»:
  1. письмо-сообщение
  2. письмо-извещение
  3. письмо-отказ
  4. письмо-рекламация
  1. Какие слова не могут быть заключительными в тексте письма:
  1. Рассчитываем на предложение взаимовыгодного сотрудничества
  2. Надеемся на плодотворное сотрудничество
  3. С глубочайшим уважением
  4. Просим извинить за задержку
  1. Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях:
  1. руководителю организации
  2. заместителю руководителя организации
  3. руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник
  4. в отдел кадров организации
  1. Сколько адресатов может быть в письме?
  1. не более двух
  2. не более одного
  3. не более трех
  4. не более четырех
  1. Какой пункт не является композиционной частью научной статьи?
  1. сведения об авторе
  2. постановка задачи, обоснование актуальности темы
  3. процесс исследования фактов
  4. формулировка выводов
  1. Какое из утверждений является неверным: Конспектирование – это процесс…
  1. отбора информации
  2. переформулировки информации
  3. фиксации важной и новой информации
  4. оценки информации
  1. Какой из признаков не относится к конспекту?
  1. Содержательная целостность
  2. смысловая целостность
  3. структурная целостность
  4. эмоциональная целостность
  1. Что означает знак P.S.?
  1. Так
  2. Хорошо, заметить себе
  3. Приписка к тексту
  4. Очень важно
  1. Найдите языковую формулу, соответствующую норме рецензии.
  1. автор использовал богатый опыт по изучению костного мозга своего руководителя
  2. верное содержание уничтожает скверное изложение
  3. произведя ряд расчетов, задача была решена
  4. в заключении представлены выводы по проделанной работе и намечены её перспективы
  1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно выражать мысль?
  1. точность речи
  2. выразительность речи
  3. уместность речи
  4. логичность речи
  1. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
  1. богатство речи
  2. эмоциональность речи
  3. уместность речи
  4. выразительность речи
  1. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?
  1. Тропы
  2. фонетическое благозвучие
  3. использование стилистических фигур
  4. мимика, жесты, пантомима
  1. К чему может привести нарушение порядка слов?
  1. К двусмысленности, искажению смысла
  2. к нарушению стилистической сочетаемости
  3. к нарушению лексической сочетаемости
  4. к нарушению грамматической сочетаемости
  1. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
  1. Мы придерживаемся другой точки зрения
  2. Трудно согласиться с автором
  3. Представляется ошибочным
  4. Следует признать достоинство такого подхода к решению
  1. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
  1. Автор справедливо указывает на
  2. Автор критически относится к
  3. Автор упускает из вида очевидное несоответствие
  4. Можно согласиться с автором, что
  1. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
  1. Мы довольны полученными результатами
  2. Мы жутко довольны полученными результатами
  3. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
  4. Результаты нас вполне удовлетворяют
  1. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
  1. употребление слова в несвойственном ему значении
  2. нарушение правил сочетаемости слов
  3. нарушение стиля
  4. нарушение паронимов
  1. Какого вида речевой деятельности не существует?
  1. чтение
  2. заучивание
  3. говорение
  4. письмо
  1. Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
  1. синтаксический    
  2. орфографический
  3. грамматический  
  4. фонетический
  1. Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
  1. правильность речи
  2. точность речи
  3. уместность речи
  4. выразительность речи
  1. Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
  1. деловое письмо
  2. контракт
  3. постановление    
  4. приказ
  1. В чем заключается цель написания курсовой работы?
  1. выявить навыки самостоятельной научной работы студента
  2. выявить, сможем студент написать курсовую работу
  3. выявить навыки составления библиографического списка
  4. выявить навыки правильной рубрикации текста
  1. Отметьте правильное оформление цитаты в курсовой работе.
  1. цитаты указываются без ссылок на источник и берутся в кавычки
  2. цитаты указываются без ссылок на источник и не берутся в кавычки
  3. цитаты указываются со ссылками на источник и берутся в кавычки
  4. цитаты указываются со ссылками на источник и не берутся в кавычки
  1. Какова структура дипломной работы?
  1. титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
  2. титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
  3. титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть
  4. задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения
  1. Рубрикация текста – это…
  1. написание библиографического списка
  2. раскрытие основной части курсовой работы
  3. его членение на логически самостоятельные составные части
  4. правила оформления курсовой работы
  1. Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это…
  1. национальный язык Российской Федерации
  2. государственный язык Российской Федерации
  3. язык межнационального общения
  4. один из шести официальных языков ООН
  1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
  1. Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы
  2. Язык – это система искусственных знаков
  3. Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных
  4. Общество не может жить, не пользуясь языком
  1. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…
  1. аппарат для общения
  2. один из участников диалога
  3. общительный человек
  4. эрудированный человек
  1. Не относится к аспектам культуры речи.
  1. эстетический
  2. этический
  3. нормативный
  4. коммуникативный
  1. В каком виде делового документа отсутствует его название
  1. заявление
  2. приказ
  3. деловое письмо
  4. автобиография
  1. Признаком письменной деловой речи является
  1. эмоциональность
  2. унифицированность
  3. метафоричность
  4. выразительность
  1. В каком случае допущена ошибка в образовании формы местоимения 3-го лица?
  1. вокруг них
  2. он работает лучше ее
  3. навстречу ему
  4. сестра старше его
  1. В каком случае допущена ошибка в образовании формы числительного?
  1. свыше шестьсот пятидесяти пяти тонн
  2. не менее двух пятых посевной площади
  3. около девяноста девяти целых девяноста восьми сотых процента
  4. четырьмястами тоннами
  1. К какому функциональному стилю относится следующий текст? «Работа выполнена качественно и в срок. Стороны претензий друг к другу не имеют».
  1. художественный
  2. научный
  3. официально-деловой
  4. публицистический
  1. Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?
  1. благодаря руководству
  2. оплатить проезд
  3. повысить кругозор
  4. отвечать требованиям
  1. Найдите утверждение, не соответствующее действительности. Под культурой речи понимается:
  1. самостоятельная лингвистическая дисциплина
  2. использование слов в несвойственном им значении
  3. владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах
  4. выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации
  1. Как называется речь, в которой отсутствуют нелитературная лексика, слова-паразиты, жаргонизмы, просторечные слова?
  1. правильная речь
  2. богатая речь
  3. точная речь
  4. чистая речь
  1. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?
  1. официально-деловой
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический
  1. Выделение какого книжного стиля нельзя считать общепризнанным?
  1. Научный
  2. художественный
  3. публицистический
  4. официально-деловой
  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой
  1. Более пятиста школьников сдали экзамен хорошо
  2. Из девятисот шестидесяти трех участников съезда иногородних шестьсот девяносто восемь человек.
  3. В плен было взято двести пятьдесят две тысячи восемьсот сорок солдат противника и захвачено около пятидесяти танков
  4. Обе студентки сдали экзамен
  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
  1. Университет располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.
  2. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
  3. Двести десятый сезон открывает Большой театр
  4. По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по культуре речи 10-11 класс

Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв и…

Тест по культуре речи, 7 класс

Тест по культуре речи предназначен для уроков русского языка в 7 классе по программе С.И.Львовой. Представлены  два варианта. Тест состоит из 3-х частей: орфоэпические нормы, грамматические нормы…

  • Мне нравится 

 

Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности

Одной
из сфер человеческой деятельности
является научно-профессиональная
сфера. Ее обслуживает научный стиль.

Научный
стиль – один из функциональных стилей
общелите­
ратурного
языка, обслуживающий сферу науки и
производства.

Его
также называют научно-профессиональным
стилем, подчер­кивая тем самым сферу
его распространения.

Специфические
особенности этого стиля обусловлены
предназначенностью
научных текстов для передачи объективной
ин­формации
о природе, человеке и обществе. Он
получает новые знания,
хранит и передает их. Язык науки –
естественный язык с элементами
искусственных языков (расчеты, графики,
символы и др.); национальный язык с
тенденцией к интернационализа­ции.

Научный
стиль речи подразделяется на подстили:

  • собственно
    научный (его жанры – монография, статья,
    доклад),

  • научно-информативный
    (жанры – реферат, аннотация, патентное
    опи
    сание),

  • научно-справочный
    (жанры – словарь, справочник, ка
    талог),

  • учебно-научный
    (жанры – учебник, методическое посо­
    бие,
    лекция),

  • научно-популярный
    (очерк и др.).

Отличительная
черта собственно
научного стиля

академи­ческое
изложение, адресованное специалистам.
Признаки данно­
го
подстиля – точность передаваемой
информации, убедитель
ность
аргументации, логическая последовательность
изложения, лаконичность.

Научно-популярный
подстиль

имеет другие признаки. Он ад­ресован
широкой читательской аудитории, поэтому
научные дан­
ные
должны быть преподнесены в доступной
и занимательной форме. Он не стремится
к краткости, к лаконичности, а исполь­
зует
языковые средства, близкие публицистике.
Здесь также ис­
пользуется
терминология.

Научно-информативный
подстиль должен точно передать на
учную
информацию с описанием научных фактов.

Учебно-научный
подстиль адресован будущим специалистам
и
поэтому в нем много иллюстративного
материала, примеров,
пояснений.

Главная
особенность научного
стиля
— точное и однозначное выражение мыслей.

Задача
науки –
показать
закономерности. Поэтому его чертами
являются: отвле­
ченная
обобщенность, подчеркнутая логичность
изложения, яс­
ность,
аргументированность, однозначность
выражения мыслей.
Задачи
общения в сфере науки, ее предмет,
содержание речи
требуют
передачи общих понятий. Этому служит
абстрактная лек­
сика,
специальная лексика и терминология.

Терминология
воплощает точность научной речи. Термин
– это
слово
или словосочетание, точно и однозначно
обозначающее поня­
тие
специальной области знания или
деятельности
(диффузия,
кон
струкционная
прочность, маркетинг, фьючерс, измерение,
плот­
ность,
программные средства и др.).

Понятие
– это мысль об об­
щих
существенных свойствах, связях и
отношениях предметов или
явлений
объективной действительности.

Формирование понятий – важное
условие научной речи. Определение
понятий дает дефи­ниция
(лат. определение) – краткая идентификационная
харак­
теристика
предмета, обозначенного определенным
термином

(Ин­дуктивность
– это физическая величина, характеризующая
маг­
нитные
свойства электрической цепи.)

К
специфическим особенностям
термина относятся
:

  • систем­ность,

  • наличие дефиниции
    (определения),

  • однозначность,

  • сти­листическая
    нейтральность,

  • отсутствие
    экспрессии,

  • простота.

Одно
из требований к термину – его современность,
т.е. устаревшие термины заменяются
новыми терминами.
Термин
может быть интернационален или близок
терминам, которые созданы и употребляются
в других языках (коммуникация, гипотеза,
бизнес, технология и др.). Также в термин
входят интернациональные сло­вообразовательные
элементы: анти, био, микро, экстра, нео,
макси, микро, мини и др.

Терминология
делится на 3 группы
:

  • общенаучную
    (анализ, тезис, проблема, процесс и др.),

  • межнаучную
    (экономика,
    стои­мость, рабочая сила и др.),

  • узкоспециальную
    (только для опреде­ленной области
    знания).

Терминология
обеспечивает информа­ционное
взаимопонимание на национальном и
межнациональ­ных уровнях, совместимость
законодательных и нормативных документов.

В своей
основе научная
речь – это письменная речь, связан­ная
нормами.

Отвлеченно-обобщенный
характер

научной речи подчеркивается включением
большого количества понятий, ис­пользованием
специальных лексических единиц (обычно,
всегда), пассивных конструкций (металлы
легко режутся). Широкое при­менение
находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные
зна­чения, существительные, обозначающие
отвлеченные понятия (скорость, время).
Используются конструкции, подчеркивающие
соотношение межу частями высказывания:
вводные слова (нако­нец,
итак
),
такие конструкции, как далее
отметим, перейдем к следующей части
,
большое количество предлогов, выражающих
различные отношения и действия (благодаря,
в связи, вследствие и др
.).

Лексический
состав научного стиля характеризуется
одно­родностью,

отсутствует лексика с разговорно-просторечной
ок­раской, оценочная,
эмоционально-экспрессивная. Много слов
среднего рода: явление, свойство,
развитие. Много абстрактной лексики –
система, период, случай. Тексты научного
стиля ис­пользуют сложносокращенные
слова, аббревиатуры: ПС (программные
средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат
не толь­ко языковую информацию, но и
графическую, формулы, сим­волы.

В
синтаксисе

используются сложные предложения с
причас­тиями, деепричастными и
причастными оборотами, временной связью
(в связи с тем-то), простые предложения
типа что
есть что

(водород есть газ), безличные предложения.
Используются в основном повествовательные
предложения, вопросительные – с целью
привлечь внимание к проблеме.

Следует
помнить, что в научном стиле не принято
местоиме­ние «я»,
его заменяют на «мы»
(«с нашей точки зрения», «нам представляется
очевидным»).

Научный
стиль создал строгую систему жанров и
строгие пра­вила текстовой композиции.
Научный текст отличает прагмати­ческое
построение, в нем все служит достижению
конечной цели и прежде всего – композиция,
но при этом отбрасываются эмо­ции,
многословие, многозначность, подтекст.

Научный текст
имеет:

  • тему,
    т.е. объект рассмотрения (изучения),
    содержание кото­рой раскрывается в
    определенном
    аспекте;

  • подтему,
    т.е. тему, которая входит в более широ­кую
    тему, составляя часть ее и отличаясь
    более узким аспектом рас­смотрения
    или рассмотрения одной из частей данного
    объекта;

  • также
    существует микротема,
    равная в тексте абзацу и обес­печивающая
    смысловые связи частей текста.

Структурной
единицей научного текста является
абзац.
Он содержит определенные
идеи, положения, аргументы, микроте­мы
.
Они выражены в ключевых словах, которые
легко вычленить, определив суть абзаца.
Каждый абзац
имеет зачин, главную абзацную фразу,
ком­ментирующую часть и вывод.

Ключевые слова находятся в абзац­ной
фразе.

Для связи отдельных
фрагментов текста употребляются
пред­логи, вводные слова, определенные
речевые клише (автор рас­сматривает,
необходимо отметить, это доказывает и
др.).

Основными способами
построения научного текста являются
описание, рассуждение, повествование.
Научный текст представ­ляет собой
тип текста жесткого построения.

Описание

это словесное изображение явления
действитель­ности путем перечисления
его признаков.

Повествование
рассказ
о событиях, явлениях, переданных в
определенной последовательности.

Рассуждение
– словесное изложение, разъяснение и
подтвер­ждение какой-либо мысли.

Научное
описание имеет цель — раскрыть признаки
предме­та, явления, процесса, установить
связи (внешний вид, состав­ные части,
назначение, сравнение).

Всем известны, например, описания в
химии свойств различных веществ (Титан
– металл серого цвета. Он имеет две
полиморфные модификации… Про­мышленный
способ производства титана состоит в
обогащении и хлорировании титановой
руды с последующим ее восстановлени­ем
из четыреххлористого титана металлическим
магнием…) («Ма­териаловедение»)).

Самый
распространенный способ построения
научного тек­ста – рассуждение.
Цель рассуждения

в
проверке истинности или ложности
какого-либо утверждения с помошью
доводов, истинность которых проверена
и не подвергается сомнению. Рас­суждение
— способ изложения, посредством которого
передается процесс получения нового
знания и сообщается само это знание как
результат в форме логического вывода.

Рассуждение строится как цепь
умозаключений, основанных на доказательствах
и опро­вержениях. Так, в рассказе А.
Чехова «Письмо ученому соседу» автор
письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы
пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут
и обитают люди и племена. Этого не может
быть никогда, потому что если бы люди
жили на луне, то заслоняли бы для нас
магический и волшебный свет ее своими
домами и тучными пастбищами. …Люди,
живя на луне, падали бы вниз на землю, а
этого не бывает…».

Задача
научного повествования — зафиксировать,
представить этапы изменений, формирований,
т.е. временные рамки.

То есть научное повествование представляет
краткое или развернутое описание
процессов, имеющих целью последующую
регистрацию отдельных стадий процесса
во временных рамках его протекания.
Повествование — это рассказ о явлениях,
событиях во временной последовательности,
это изложение открытия законов с
вывода­ми и обобщениями, сравнениями.
(«Фирмы также изменяют свою экономическую
политику в условиях инфляции. Это
выражается, например, в том, что они
берутся лишь за реализацию кратко­срочных
проектов, которые сулят более быстрое
возвращение ин­вестиций. Недостаток
собственных оборотных средств толкает
фирмы на поиск новых внешних источников
финансирования через выпуск акций и
облигаций, лизинг, факторинг»).(«
Экономи­ческая теория»).

Доказательство
близко рассуждению – способу
изложения, посредством которого
подтверждается или отрицается истинность
знаний, носивших характер гипотез.

Оно, как и рассуждение, содержит

тезис + аргументы
+ демонстрации + выводы.

Научный
стиль речи предполагает использование
следующих методов логической организации
научного текста: дедукции,
ин­дукции, аналогии и проблемного
изложения.

Логическая
схема текста с использованием дедукции:
тезис, гипотеза → развитие тезиса,
аргументация → выводы.

Логическая
схема текста с использованием индукции:
цель исследования → накопление фактов,
анализ, обобщение → выводы.

Дедукция
(лат. выведение) – это движение мысли
от общего к частному, от общих законов
к частным.

При
слове дедукция вспоминаются слова
знаменитого Шерлока Холмса: «Не так уж
трудно построить серию выводов, в которой
каждый последую­щий вытекает из
предыдущего. Если после этого удалить
все сред­ние звенья и сообщить слушателю
только первое звено и послед­нее, они
произведут ошеломляющее, хотя и ложное
впечатле­ние».

Метод
дедукции состоит из трех этапов:

1
этап – выдвигается тезис

(греч.
положение, истинность ко­торой должна
быть доказана)

или гипотеза (греч.
основание, пред­положение).

2
этап – развитие тезиса

(гипотезы), его обоснование, дока­зательство
или опровержение. Здесь применяются
различные типы аргументов (лат. доводов),
служащих основанием доказательства,
факты и примеры, сравнения.

3
этап – выводы и предложения.

Этот метод часто применяет­ся на
семинарах в вузах.

Индуктивный
метод (лат. наведение) – движение мысли
от частного к общему, от знания одного
факта к общему правилу, к обобщению.

Композиция
следующая:

во вступительной части оп­ределяется
цель исследования. В основной части
излагаются имею­щиеся факты,
рассказывается о технологии их получения,
прово­дятся анализ, синтез, сравнения.
На основе этого делается вы­вод,
устанавливаются закономерности. Так,
например, строится отчет студентов о
научно-исследовательской работе в вузе.

Проблемное
изложение – это постановка в определенной
последовательности проблемных вопросов.

Метод берет начало от сократовского
метода. В ходе его исследуется поставленная
про­блема и формулируются закономерности.
Например, в ходе лек­ции или доклада
формулируется та или иная проблема.
Лектор предлагает пути ее решения, он
делает всех слушателей участни­ками
мыслительного процесса.

Итак,
к особенностям научного стиля относятся
точность, логичность,
аргументированность,использование
терминов. Кроме того, необходимо помнить
о способах построения научного текста
и о методах логи­ческого изложения
материала в нем.

Использованная
литература

Русский язык и
культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова
– М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 70 –
77).

ВОПРОСЫ и
ЗАДАНИЯ

  • Каковы основные
    языковые особенности научного стиля?

  • Какие требования
    предъявляются к терминам?

  • Какие выделяются
    способы и методы создания научного
    текста?

Задания для
самостоятельной работы.

Задание 1.
Выберите научный текст по специальности
и рассмотрите его со следующих точек
зрения:

    • Рассуждение ,
      описание это или повествование?

    • Какой метод-
      индуктивный или дедуктивный- использует
      автор?

    • Сформулирована
      ли гипотеза?

    • Как строится
      доказательство?

    • Какие термины
      использовал автор?

    • Выдержана ли
      автором логичность и точность изложения?

ТЕСТЫ

Тест 1. Автор
научного текста обычно пишет от имени:

  1. 1-го лица
    единственного числа;

  2. 1-го лица
    множественного числа;

  3. 2-го лица
    множественного числа;

  4. 3-го лица
    единственного числа.

Тест 2. Для научного
стиля речи не характерна лексика:

  1. Общеупотребительная;

  2. общенаучная;

  3. просторечная;

  4. терминологическая.

Тест 3. Отметьте
предложение, предпочтительное для
письменной научной речи.

  1. Архейская эра,
    по-видимому, характеризовалась
    вулканической деятельностью.

  2. Архейская эра,
    видно, характеризовалась вулканической
    деятельностью.

  3. Кормить клеста
    лучше сосновыми да еловыми шишками.

  4. Эта пшеница
    хорошо растет и дает много зерна.

Тест 4. Найдите
предложение, которое не содержит речевой
ошибки.

  1. Рецензия о
    прочитанной книге должна быть сдана
    на следующей неделе.

  2. Конспекты лекций
    по специальности надо сохранить.

  3. Тезисы к статье
    получились очень неудачными.

  4. Аннотация к
    монографии написана научным руководителем.

Тест 5. Какое
значение реализует глагол «считать» в
научном тексте:
Мы
считаем возможным изложить свою точку
зрения на данный вопрос.

  1. Называть числа
    в последовательном порядке;

  2. определять
    точное количество кого-чего-нибудь;

  3. делать какое-нибудь
    заключение, признавать, предполагать;

  4. принимать в
    расчет, во внимание.

Тест 6. Отметьте
фразу, содержащую положительную оценку
научного сочинения.

  1. Мы придерживаемся
    другой точки зрения…

  2. Трудно согласиться
    с автором…

  3. Представляется
    ошибочным…

  4. Следует признать
    достоинство такого подхода к решению…

Тест 7. Найдите
фразу, содержащую отрицательную оценку
научного сочинения.

  1. Автор справедливо
    указывает на…

  2. Автор критически
    относится к…

  3. Автор упускает
    из вида очевидное несоответствие…

  4. Можно согласиться
    с автором, что…

Тест 8. Найдите
языковую формулу, неуместную в научной
речи.

  1. Мы довольны
    полученными результатами…

  2. Мы жутко довольны
    полученными результатами…

  3. Результатами,
    полученными в ходе исследования, мы
    довольны.

  4. Результаты нас
    вполне удовлетворяют.

Тест 9. Найдите
причину возникновения ошибки в отзыве
на научное сочинение:
Научная
работа выполнена на скорую руку.

  1. Употребление
    слова в несвойственном ему значении;

  2. нарушение правил
    сочетаемости слов;

  3. нарушение стиля;

  4. нарушение
    паронимов.

Тест 10. Что
означает знак
P.S.?

  1. Так!

  2. Хорошо, заметить
    себе.

  3. Приписка к
    тексту.

  4. Очень важно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    28.05.201536.51 Mб8Toyota_Vitz_Platz.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    25.03.2016578.05 Кб36Uch_met_po_proizv_praktike.doc

  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: ! План работы с одаренными.doc, Варианты контрольной работы.docx, Комплект лекций по МДК.04.01 Планирование и организация работы с, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПОиПД.doc, Методическое пособие учителю, рабочая программа.pdf, Варианты контрольной работы.docx, Из опыта работы по робототехнике.docx, СТАНДАРТЫ РАБОТЫ ОФИЦИАНТА.docx, ПЛАН РАБОТЫ ДЕБАТНОГО КЛУБА ТАНДАУ.docx, План ідэалагічнай і выхаваўчай работы 1.doc


Задания для самостоятельной работы.Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения:

    • Рассуждение , описание это или повествование?
    • Какой метод- индуктивный или дедуктивный- использует автор?
    • Сформулирована ли гипотеза?
    • Как строится доказательство?
    • Какие термины использовал автор?
    • Выдержана ли автором логичность и точность изложения?

ТЕСТЫ

Тест 1. Автор научного текста обычно пишет от имени:

  1. 1-го лица единственного числа;
  2. 1-го лица множественного числа;
  3. 2-го лица множественного числа;
  4. 3-го лица единственного числа.

Тест 2. Для научного стиля речи не характерна лексика:

  1. Общеупотребительная;
  2. общенаучная;
  3. просторечная;
  4. терминологическая.

Тест 3. Отметьте предложение, предпочтительное для письменной научной речи.

  1. Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.
  2. Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.
  3. Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
  4. Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.

Тест 4. Найдите предложение, которое не содержит речевой ошибки.

  1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
  2. Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
  3. Тезисы к статье получились очень неудачными.
  4. Аннотация к монографии написана научным руководителем.

Тест 5. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.

  1. Называть числа в последовательном порядке;
  2. определять точное количество кого-чего-нибудь;
  3. делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;
  4. принимать в расчет, во внимание.

Тест 6. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.

  1. Мы придерживаемся другой точки зрения…
  2. Трудно согласиться с автором…
  3. Представляется ошибочным…
  4. Следует признать достоинство такого подхода к решению…

Тест 7. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.

  1. Автор справедливо указывает на…
  2. Автор критически относится к…
  3. Автор упускает из вида очевидное несоответствие…
  4. Можно согласиться с автором, что…

Тест 8. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.

  1. Мы довольны полученными результатами…
  2. Мы жутко довольны полученными результатами…
  3. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.
  4. Результаты нас вполне удовлетворяют.

Тест 9. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении;
  2. нарушение правил сочетаемости слов;
  3. нарушение стиля;
  4. нарушение паронимов.

Тест 10. Что означает знак P.S.?

  1. Так!
  2. Хорошо, заметить себе.
  3. Приписка к тексту.
  4. Очень важно.

Особенности курсовой и дипломной работы.

Библиографическое описание

В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты, исследования, производить расчеты.

Одной из важных научных работ в вузе для студента является курсовая работа. Это студенческое научное исследование. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы, отчеты, выполнение расчетно-графических заданий.

Ее цель — выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Она защищается на кафедре и является как бы репети­цией дипломной работы, иногда курсовая работа переходит в дипломную работу.

Требования к курсовой работе:

  • актуальность тематики,
  • изуче­ние и анализ научной литературы по предмету исследования,
  • изу­чение и анализ истории проблемы,
  • проведение самостоятельного исследования,
  • характеристика,
  • описание анализа опытов,
  • обоб­щение результатов исследований,
  • обоснование выводов и прак­тических рекомендаций,
  • культура оформления.

Объем курсовой работы – 35-40 печатных страниц. Из этого объема около 10% занимает вводная часть, от 5 до 10% — заклю­чение.

При написании курсовой работы выделяют 3 этапа;

  • подготов­ка к исследованию,
  • проведение опытов,
  • оформление.

Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение постав­ленных вопросов простым литературным языком с употреблени­ем терминов. Очень важны ссылки на материал исследований. Возможно включение цитат.

Для курсовой работы обязательна ее защита на кафедре: сту­дент делает краткое сообщение (7-10 минут), в котором излагает мотивы, цели, актуальность, предмет исследования, останавливается на практической части и результатах исследований, затем делает вывод.

Структура курсовой работы:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • вве­дение,
  • главы,
  • заключение,
  • литература,
  • список приложений (воз­можны варианты).

Правила оформления курсовой работы:

    • цитаты указываются со ссылкой на источник и берутся в ка­вычки ;
    • таблицы нумеруют арабскими цифрами;
    • каждая новая глава начинается с новой страницы;
    • текст состоит из трех частей – вводной, основной и заключе­ния.

Готовая работа сдается на кафедру. Научный руководитель дол­жен обосновать выставленную оценку в письменной рецензии.

Критериями оценки служат: актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культу­ра изложения материала.

Самый главный труд, итог всех лет обучения в вузе – это диплом­ная работа, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессио­нальные успехи. Ее написание – последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Оценка, полученная на защите дипломной работы, рассматривается как окончательный результат всего пе­риода учебы.

Структура дипломной работы следующая:

  • титульный лист,
  • задание,
  • аннотация,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • биб­лиография,
  • приложения.

Аннотацияэто текст будущего вы­ступления на защите перед комиссией. Ее объем – около одной печатной страницы.

Все виды работ должны быть написаны правильным литера­турным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому важно не только раскрыть тему, но и правильно использовать стилистику, писать логично и грамотно.

Правильно оформить научную работу помогает рубрикация. Рубрикация текста – это его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация подчинена раскрытию темы и выделяет введение, основную часть, заключение. В свою оче­редь, основная часть тоже, как правило, подвергается рубрика­ции: деление на главы и параграфы значительно облегчает пони­мание, делает текст более логичным.

Рубрикация текста выражается в нумерации. Она может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, рим­ских и арабских цифр. В студенческих работах обычно используют­ся римские и арабские цифры:

  • номера глав обозначаются рим­скими цифрами,
  • номера параграфов – арабскими.

Порядковые номера часто обозначают словами: часть первая… Современная система нумерации предпочитает нумерацию арабскими цифра­ми, а не буквенную нумерацию. Номера одной большой части состоят из одной цифры, нижеследующей, более мелкой, — из двух, далее – трех цифр (I, 1.1, 1.1.1).

В научной работе принято ссылаться на источник информа­ции, т.е. цитировать. Существует цитирование

  • точное,
  • косвенное,
  • ссылка.

Точное цитирование предусматривает обязательное ука­зание источников с указанием страниц.

Косвенное цитированиесоотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью.

Ссылка пред­ставляет собой упоминание автора и источника.

Для введения цитат используются вводные слова: автор под­черкивает, утверждает, считает…

Важное место в научной работе отводится библиографическо­му описанию. Библиография – это список использованной лите­ратуры, он помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый располагается на отдельной строке и значится под своим порядковым номером. Каждый источник должен быть описан согласно установленным ГОСТам.

Если книга написана одним автором или авторским коллек­тивом до трех человек, библиографическое описание строится следующим образом: сначала следует фамилия автора, далее его инициалы, затем указывается полное наименование источника, ставятся точка и тире. Далее идет название города, где вышла книга, ставится двоеточие, после него – название издательства, выпустившего книгу, без кавычек, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц.

Например: Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для дело­вого человека: Учебное пособие. — М.: Флинта: Московский пси­холого-социальный институт, 2001. — 136 с.
Образец оформления титульного листа научной работы в вузе

Название учебного заведения

Название кафедры

Реферат на тему:

Доклад на тему:

Курсовая работа на тему:

студента_________________________________

Научный руководитель______________________

Город – год

Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 86– 89).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

  • Чем курсовая работа отличается от реферата?
  • Какие виды цитирования вы знаете?
  • Зачем необходима рубрикация текста?

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Напишите титульный лист курсовой работы, обозначив какую-либо тему по своей специальности.Задание 2. Напишите введение к курсовой работе по выбранной вами теме: обозначьте цель, тему, определите задачи, укажите методы исследования, выдвиньте гипотезу, укажите возможность практического применения результатов вашего исследования.Задание 3. Составьте библиографию по своей теме и оформите ее по всем правилам.

ТЕСТЫ
Тест 1. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы защищаете курсовую работу и представляете её.

  1. Вашему вниманию предлагается курсовая работа…
  2. Я предлагаю вашему вниманию курсовую работу…
  3. Мы предлагаем вашему вниманию курсовую работу…
  4. Разрешите представить вашему вниманию курсовую работу…

Тест 2. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.

  1. Моя работа посвящена актуальному вопросу…
  2. Наша работа посвящена актуальному вопросу…
  3. Работа посвящена актуальному вопросу…
  4. В работе рассматривается актуальный вопрос…

Тест 3. Какая фраза неуместна в структуре выступления:

  1. В данной работе используются различные методы исследования…
  2. В данной работе мы используем различные методы исследования…
  3. В данной работе я использовал различные методы исследования…
  4. В данной работе нами использованы различные методы исследования…

Тест 4. Какое обращение уместно на защите курсовой работы?

  1. Господа студенты и преподаватели!
  2. Уважаемые преподаватели и студенты!
  3. Друзья и преподаватели!
  4. Дамы и господа!

Тест 5. Каков объем курсовой работы?

  1. 60-70 печатных страниц;
  2. 35-40 печатных страниц;
  3. 10-15 печатных страниц;
  4. 100 печатных страниц.

Тест 6. В чем заключается цель написания курсовой работы?

  1. Выявить навыки самостоятельной научной работы студента.
  2. Выявить, сможем студент написать курсовую работу.
  3. Выявить навыки составления библиографического списка.
  4. Выявить навыки правильной рубрикации текста.

Тест 7. Сколько этапов выделяют при написании курсовой работы?

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2

Тест 8. Отметьте правильное оформление цитаты в курсовой работе.

  1. Цитаты указываются без ссылок на источник и берутся в кавычки.
  2. Цитаты указываются без ссылок на источник и не берутся в кавычки.
  3. Цитаты указываются со ссылками на источник и берутся в кавычки.
  4. Цитаты указываются со ссылками на источник и не берутся в кавычки.

Тест 9. Какова структура дипломной работы?

  1. Титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения.
  2. Титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения.
  3. Титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть,
  4. Задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения.

Тест 10. Рубрикация текста – это…

  1. написание библиографического списка.
  2. раскрытие основной части курсовой работы.
  3. его членение на логически самостоятельные составные части.
  4. правила оформления курсовой работы.

Культура официально-деловой речи
Особенности официально-делового стиля.

Речь делового человека

Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания и цели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, которое обслуживает официально-деловой стиль.

Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они не доверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, а медвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых был всего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяс­нилось при этом, что одной из сестер нужна была кожура, а вто­рой — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если бы они учли интересы друг друга.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, т.е. отношений, которые возникают между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производ­ственной, юридической деятельности.

В официально-деловой сфере используется язык людей, свя­занных интересами дела, которые имеют необходимые полномо­чия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем. Поэтому и говорят о деловой коммуникации.

Устная деловая речь обращена к собеседнику и предполагает возможность влияния на него. С этой целью используется, кроме вербального, невербальный язык. Деловая коммуникация имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику.

Лексика официально-деловой речи использует большое коли­чество международной лексики, стандартизированных выраже­ний, однокоренных слов, существительных с родовым значени­ем, также аббревиатуры, сложносокращенные слова. Широко применяются глаголы и глагольные образования – причастия, деепричастия, отглагольные существительные и прилагательные.

Синтаксис характеризуется присутствием неполных, безлич­ных предложений, обращений, присоединительных конструкций, простых предложений, вводных слов и словосочетаний. Исполь­зуются предлоги и пассивные конструкции, большое количество однородных членов предложения.

Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается жаргон и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, зна­ние терминов, свойственных определенной области общения (юри­дической, дипломатической, управленческой).

Главные требования к устной речи делового человека сле­дующие:

  • точность и ясность (употребление слов в правильном значе­нии, исключение иностранных слов, употребляемых без не­обходимости),
  • краткость (без повторов, тавтологии),
  • конкретность,
  • правильность,
  • нормативность,
  • логичность,
  • аргументированность,
  • стандартность речевых формулировок.

Деловое общение может быть:

    • необходимым (когда без меж­личностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно),
    • желательным (определенные контакты способствуют более успешному осуществлению задач),
    • нейтральным,
    • нежела­тельным (затрудняет достижение цели).

Деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы. Поэтому говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикалиэто субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризу­ются подчинением младшего старшему по чину. В России исторически сложился вертикальный диалог.

Горизонтальные отношения предполагают участие в совмест­ной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонима­ния, с учетом общих интересов. В настоящее время в деловой жиз­ни России наблюдается переход к субординационно-партнерским отношениям.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписа­ные правила поведения. Регламентированность (протокол) пред­полагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных со­циальных групп и людей разной национальности. Протокол пред­писывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести дело­вую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая сис­тема речевых формул для каждой речевой ситуации.

Регламентированность делового общения означает и ограни­ченность его временными рамками. Деловые встречи имеют стро­гий регламент. Для этого заранее намечается круг обсуждаемых проблем и проводится тщательная подготовка к встрече.

При общении очень важно создать благоприятный психологи­ческий климат. Для этого рекомендуется:

  • Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжела­тельным взглядом, обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или иной стране обращения.
  • Показывать свое желание понять позицию собеседника, ори­ентироваться на ожидаемый собеседником результат.
  • Стараться выявлять положительные качества собеседника.
  • Учитывать эмоциональное состояние собеседника.
  • Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уве­ренно.
  • Эмоционально поддерживать разговор.
  • Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах).
  • Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерчес­кие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает че­ловек комплиментов, тем больше он их получает.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др.

Как считают психологи, каждый из нас в общении представ­ляет тот или иной тип. В зависимости от роли в общении, типа характера выделяют различные группы. В настоящее время созда­ны целые системы определения типа личности исходя из различ­ных признаков.

Так, американский психолог Эверетг Шостром считает, что в каждом человеке сидит манипулятор. Он выделяет следующие типы:

  • диктатор (доминирует, приказывает, управляет),
  • жертва диктатора (подчиняется приказам),
  • калькулятор (обманывает, лжет, старается перехитрить),
  • прилипала (жаждет быть предметом забот, заставляет за себя все делать),
  • хулиган (преувеличивает агрессивность, управляет с помощью угроз),
  • славный парень (убивает добротой, моралист),
  • судья (никому не верит, критичен),
  • защитник (заботится о других, чрезмерно подчеркивая это).

На основе их выделены 4 типа людей в деловом общении:

    • активный – играет роль человека, полного сил;
    • пассивныйприкидывается глупым и беспомощным («сиро­та казанская»);
    • соревнующийся – боец на турнире;
    • безразличныйиграет роль, выбивая уступки.

Любопытным является так называемый психогеометрический подход к типологии личности, который обосновал американский психолог С. Деллингер. Этот подход основан на том, какую гео­метрическую фигуру предпочитает человек.

Например, «квадрат» любит трудиться, любит стабильность и порядок, живет по плану. Его речь логичная, последовательная, обстоятельная, монотонная, со штампами и терминами.

«Треугольники — лидер, энергичен, решителен, прагматик, честолюбив, несамокритичен, детонатор межличностных отно­шений. Речь — логичная, ясная, ориентированная на суть дела, быстрая.

«Прямоугольник» недоволен собой, непоследователен, тяго­теет к поддержке. Речь — сбивчивая, эмоциональная, неясная.

«Круг» стремится к гармонии отношений, доброжелателен, стремится сопереживать, старается угодить всем, часто нереши­телен. Речь — часто отклоняющаяся от главной темы, плавная, эмоциональная.

«Зигзаг» любит заострять конфликт, остроумен, стремится к независимости, чувствует настроение людей, несдержан, экс­прессивен, не доводит дело до конца. Речь — непоследователь­ная, ассоциативная, яркая.

Успешное деловое взаимодействие определяется тем, как по­ставлена цель, определены интересы партнеров, выбраны стра­тегия и тактика.

В деловом общении ценятся такие качества, как обязатель­ность, верность слову, организованность, соблюдение нравствен­ных норм.

В практической деятельности существуют разные формы де­лового общения:

  • беседа,
  • переговоры,
  • совещания,
  • презентации,
  • телефонные переговоры,
  • брифинги.

Все они имеют свои особен­ности и сферу применения, но процесс протекания примерно одинаков.

Как правило, в деловом общении выделяют следующие эта­пы: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели, выход из кон­такта.

Очень важным является установление контакта. Иногда в ус­тановлении контакта человеку мешают:

  • эффект ореола – человеку положительному приписывается все хорошее, при отрицательном отношении к человеку – все плохое, даже его положительные поступки расцениваются в этом случае как отрицательные;
  • эффект типизации – суждение о человеке выносится с точки зрения собственного опыта или мнения других;
  • эффект первичности – первое впечатление о человеке самое сильное и его трудно переломить.

В деловом общении демонстрируются и плюсы, и минусы ин­дивидуальных особенностей человека. Поэтому в деловом обще­нии нужен самоанализ и постоянный контроль. В Древнем Риме, по обычаю, позади полководца-триумфатора ставили раба, кото­рый во время шествия выкрикивал фразу: «Берегись, чтобы не упасть», таким образом напоминая ему, что он всего лишь чело­век.

В процессе делового общения используются разные приемы, помогающие добиться цели. (Чалдини описал их в книге «Психо­логия влияния».)

Принцип контраста, когда преувеличивается различие. (Пре­красно используется продавцами. Они показывают сначала доро­гой товар, а потом дешевый, сначала плохой дом, а потом хоро­ший, но не лучший, а тот, который нужно продать.)

Принцип взаимного обмена. Люди стараются оплатить оказан­ные услуги. (Дают подарок на пробу, вынуждая затем покупать вовсе не нужную вещь.) В этом случае человек чувствует себя обязанным и часто дает больше, чем сделали ему.

Принцип социального доказательства. Люди ориентируются на других людей в похожей ситуации. Принцип участия в рекламе известных спортсменов, политиков. Этот принцип учитывает, что только 5% людей — инициаторы, остальные же имитаторы.

Принцип благорасположения. Люди охотнее выполняют тре­бования тех, кто им нравится или знаком. Это прежде всего свя­зано с физической привлекательностью. В этом случае человеку автоматически приписывают положительные качества. Нам нра­вятся люди, похожие на нас.

Ланчевый метод. Во время еды люди охотнее принимают по­ложительные решения, идут на уступки. Поэтому многие кон­тракты подписываются, а решения принимаются во время дело­вого обеда или ужина.

Принцип авторитета — сознание повиновения старшим.

В устной речи деловых людей необходимо учитывать этикет­ные нормы. Специалисты советуют: никогда не распространяй­тесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой. И сами вежливо уклоняйтесь от разговоров на личные темы. Так, общаясь по делам, не рекомендуется поддерживать разговоры о политике, религии, задавать вопросы о доходах, зарплате.

У каждого народа сложились свои традиции делового обще­ния, которые находят выражение в языке, движениях, жестах и т.п. Так, культура США характеризуется как неформальная, ин­дивидуалистическая, материалистическая, ориентированная на ценность времени. В Японии и Китае больше времени уделяется группе, а не индивидууму. Там важнее подчинение и сотрудниче­ство. В Латинской Америке или Саудовской Аравии придается боль­шое значение традиции, церемонии, там принято сначала побе­седовать на не относящиеся к делу темы и только потом перехо­дить к вопросу обсуждения.

У каждого народа есть черты, которые нужно учитывать в де­ловом общении.

Англичане считаются честными, рассудительными, учтивы­ми. Для них характерны сдержанность, замкнутость, деловитость и предприимчивость. Они предпочитают не затрагивать личных тем, они консервативны, национальная страсть — садоводство. Они решают проблемы не по телефону, а, как правило, с по­мощью писем. Их слову можно доверять. Многословие расцени­вается как нарушение правил общения, навязывание своего мне­ния.

Японцы очень вежливы, поэтому не говорят «нет», смотреть в глаза считается невоспитанностью, приняты не рукопожатия, а поклоны, чем важнее гость, тем больше поклонов. Переговоры они ведут командой, никогда не принимают решения сразу. Если по отношению к ним проявляют вежливость, они обычно идут на уступки. Русский журналист В. Цветов в книге «Пятнадцатый ка­мень сада Реандзи» приводит пример переговоров между япон­ской и американской компаниями. Когда американцы говорили о своей компании, о возможностях и выгоде сотрудничества, японцы кивали головами и чинно слушали. А потом стали задавать вопро­сы, которые казались не относящимися к делу. Японцы считали, что американцы давят на них, а американцев удивили просьбы другой стороны и их вопросы. Переговоры были прекращены.

Характерные черты американцев – энергия, независимость, предприимчивость, трудолюбие. Они патриоты. Их философия – заработать как можно больше и быстрее. Их стиль отличается вы­соким профессионализмом, они индивидуалисты, любят действо­вать без оглядки на начальство. Они демократичны, часто ведут себя неформально, любят шутки, ценят честность и откровен­ность, они берегут время и отличаются пунктуальностью. Не лю­бят пауз, решения принимают быстро и редко меняют его.
Таким образом, деловое общение предполагает знание рече­вого этикета, правил построения деловых бесед и совещаний, знание норм литературного языка, использование нужных рече­вых формул согласно ситуации. Эффективность деловой комму­никации зависит также от знания психологических характерис­тик личности, которые отражает язык, от знания национальных особенностей деловых людей.

  • Найдите примеры в литературе о созидательной силе в музыке мифы сказки предания
  • Найдите предложение с логической ошибкой возникает ситуация сходная с ранними рассказами чехова
  • Найдите пословицы поговорки сказки содержащие психодиагностические наблюдения
  • Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений мы приехали
  • Найдите ошибки в тексте перепишите рассказ с учетом ваших исправлений в горах западного кавказа