Найдите соответствия в элементах сюжета рассказа л н толстого после бала

Весь рассказ —
это события одной ночи, о которых герой
вспоминает через много лет.

В произведении
нет экспозиции. Повествование ведётся
от двух лиц – это «рассказ в рассказе».
Рассказ делится на три части: авторский
текст открывает и замыкает рассказ —
обрамление, а внутри него находится
история, рассказанная героем.

В рассказе основным
композиционным приёмом является
антитеза. Она делит рассказ на две
половины: на балу и после бала. На балу
главный герой восхищается прекрасным
полковником и его дочерью. Сцена бала
— завязка действия, его развитие и
кульминация, где герой, во время танца
с Варенькой, окончательно понимает
«своё счастье».

Сцена на плацу —
развязка действия — главный герой видит
того же самого полковника во время
экзекуции молодого солдата, и его чувства
к девушке пропадают из-за двуличности
отца, которого главный герой отождествлял
вместе с его дочерью, из-за жестокости
и бессердечия его видение мира рушится
– так проявляется вторая сторона
конфликта, внутренняя.

Рассказ построен
на контрасте, образы в нём чётко
противоположны друг другу. Образ Вареньки
— образ чистоты, света, прекрасного, её
отец на балу – по началу, являлся образцом
отцовской любви и заботы, аристократии,
а другой образ – когда полковник после
бала, на плацу, наказывал солдата –
тёмный, отвращающий от себя, истинная
сущность, двуличность, «дьявол внутри».
На примере полковника Б. Толстой поднимает
две важные проблемы: личной ответственности
за свои поступки, нежелания жить
«осознанной жизнью» и разрушающей роли
государства, заставляющей уничтожать
в человеке человека.

Сюжет прост –
герой, Иван Васильевич, рассказывает
нам историю своей юношеской влюблённости,
которая, по случаю, переменила его
взгляды на жизнь. Главный внесюжетный
элемент — описание (Вареньки, полковника
Б.).

  1. Конспект главы «Анализ композиции» из учебника Есина а.Б. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» Общее понятие композиции

Композиция – это состав и определенное
расположение частей, элементов и образов
произведения в некоторой значимой
временной последовательности.
Последовательность эта никогда не
бывает случайной и всегда несет
содержательную и смысловую нагрузку.

В широком смысле слова композиция –
это структура художественной формы, и
первая её функция – «держать» элементы
целого, делать целое из отдельных частей;
без обдуманной и осмысленной композиции
невозможно создать полноценное
художественное произведение. Вторая
функция композиции – само расположение
и соотношение образов произведения,
которое выражает некоторый художественный
смысл.

Композиционные приёмы

Основные композиционные приёмы — повтор,
усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор – один из самых простых и в
то же время самых действенных приемов
композиции. Он позволяет легко и
естественно «закруглить» произведение,
придать ему композиционную стройность.
Особенно эффектной выглядит так
называемая кольцевая композиция, когда
устанавливается композиционная
перекличка между началом и концом
произведения; такая композиция часто
несет в себе особый художественный
смысл.

Близким к повтору приемом является
усиление. Этот прием применяется в
тех случаях, когда простого повтора
недостаточно для создания художественного
эффекта, когда требуется усилить
впечатление путем подбора однородных
образов или деталей.

Противоположным повтору и усилению
приемом является противопоставление.
Из самого названия ясно, что этот
композиционный прием основан на антитезе
контрастных образов. Это очень сильный
и выразительный художественный прием,
на который всегда надо обращать внимание
при анализе композиции.

Контаминация, объединение приемов
повтора и противопоставления, дает
особый композиционный эффект: так
называемую зеркальную композицию. Как
правило, при зеркальной композиции
начальные и конечные образы повторяются
с точностью до наоборот.

Последний композиционный прием –
монтаж, при котором два образа,
расположенные в произведении рядом,
рождают некоторый новый, третий смысл,
который появляется именно от их соседства.

Все композиционные приемы могут выполнять
в композиции произведения две функции,
несколько отличающиеся друг от друга:
они могут организовывать либо отдельный
небольшой фрагмент текста (на микроуровне),
либо весь текст (на макроуровне), становясь
в последнем случае принципом композиции.

История создания

Рассказ «После бала» основан на реальных событиях, которые произошли с младшим братом Льва Николаевича, когда тот проходил обучение в Казани. Сергея Толстого угораздило влюбиться в дочку высокопоставленного офицера, Варвару Корейш. Бурные отношения быстро сошли на нет после того, как отец возлюбленной предстал перед молодым человеком в нелицеприятном свете.

Сергей больше не мог продолжать общение с Варварой, поскольку он постоянно прокручивал в голове неприятный эпизод с участием военного начальника, и ему становилось противно от мысли, что этот жестокий человек занимался воспитанием его дамы сердца.

толстой после бала анализ

Толстой собирался на ней жениться, но, увидев расправу над несчастным солдатом, которым командовал отец барышни, навсегда распрощался с этой затеей.

Услышанная история шокировала мудрого Льва Николаевича, однако он не сразу поделился ею с читателями. Писатель несколько лет размышлял над названием произведения, беспощадно критикуя каждый из вариантов, среди которых были:

  • «Отец и дочь»;
  • «Рассказ о бале и сквозь строй»;
  • «А вы говорите…».

Рассказ, написанный в 1903 году, вышел в свет только в 1911 г., уже после смерти великого писателя.

Краткий пересказ

В самом начале произведения между умудренными опытом друзьями завязывается дискуссия по поводу того, вносит ли окружающая действительность свои коррективы в судьбу человека. Один из товарищей, Иван Васильевич, выдвигая гипотезу, что всё в этом мире зависит от случая, начинает рассказывать историю из своей молодости. Повествование начинается с описания торжественного мероприятия в доме губернатора. Всё вокруг кажется чудесным:

анализ рассказа после бала

  • доброжелательные хозяева;
  • великолепные наряды;
  • вкусные угощения;
  • приятная музыка.

Окрыленный любовью, Иван ни на секунду не сводит взгляд с прекрасной девушки. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как его любимая танцует со своим заботливым отцом. Героя умиляют самодельные сапоги мужчины, которые, по мнению Ивана, свидетельствуют о том, что отец Вареньки экономит на себе, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды.

Вернувшись домой, молодой человек никак не мог заснуть, поэтому решил совершить пешую прогулку по городу. За окном уже светало, и улицы погрузились в прозрачную утреннюю дымку. Душу Ивана переполняла радость. Он вспомнил, с какой нежностью на него смотрела Варенька, а уезжая, подарила ему свою перчатку. Сам того не ожидая, он внезапно очутился рядом с домом возлюбленной. Тишину нарушили дробь барабана и звуки флейты.

после бала анализ произведения

На поле, неподалеку от дома, толпились солдаты, совершавшие самосуд над татарином-дезертиром. Зверской экзекуцией руководил Петр Владиславович, отец Вареньки, который внимательно следил, чтобы солдаты исправно били провинившегося. Если кто-то наносил слишком слабый удар палкой по спине бедолаги, то полковник хлестал того по лицу своей перчаткой. Заметив жениха своей дочери, Петр Владиславович сделал вид, будто его не знает.

Увиденная картина ввергла в шок впечатлительного Ивана. Он почувствовал ужас и стыд. Сколько ни пытался герой найти оправдание мерзким действиям полковника — ничего не получалось. Этот случай стал серьезным аргументом в пользу того, чтобы не делать предложение Вареньке. Кроме того, Иван окончательно расстался с идеей стать офицером или чиновником, так как его моральные принципы шли вразрез с жестокими и несправедливыми государственными законами.

Желающие прочесть произведение целиком могут взять в библиотеке книгу Толстого «Избранные повести и рассказы».

Характеристика главных героев

Портреты центральных персонажей отражают взгляд писателя на произошедшую с его братом историю и говорят о непримиримой позиции относительно чрезвычайной жестокости и социальной несправедливости. В своем рассказе Толстой раскрывает характеры следующих героев:

анализ рассказа после бала толстой

  1. Иван Васильевич. Рассказчик, повествующий о своей любви и о том, почему она оказалась не со счастливым концом. Это неравнодушная к прекрасному личность, желающая видеть в ближнем все только самое хорошее. Несмотря на некоторую мягкотелость, Иван критически относится к насилию над человеком и не готов жить рядом с теми, кто угнетает бедных и лишенных всяческих прав людей. Он не может без боли в сердце смотреть на то, как солдаты издеваются над дезертиром, не проявляя ни кали милости и не обращая внимания на его мольбы о пощаде. Больше всего молодого человека поражает тот факт, что инициатором бесчеловечного наказания был отец его возлюбленной, о котором герой был лучшего мнения. После этого Иван отказывается становиться военным, хотя с детства мечтал примерить офицерские погоны.
  2. Петр Владиславович. Ключевое для понимания смысла рассказа действующее лицо. Именно его неблаговидный поступок в корне меняет мировоззрение Ивана и заставляет расстаться с любимой. Сначала Толстой представляет образ статного военного начальника как воплощение образцового главы семейства, человека чести, служащего на благо родины. Герой считает себя истинным христианином, однако со временем читателю открывается его темная сторона. Оказывается, что за маской добродушного старика, который обожает свою семью, скрывается двуличная натура. Ему абсолютно безразлична участь простых солдат, для него они всего лишь расходный материал, и поэтому он не считает зазорным применять по отношению к подчиненным насилие.
  3. Варенька. Автор не заостряет особого внимания на описании этого персонажа. Известно лишь, что возлюбленная Ивана Васильевича является единственным ребенком в семье, хорошо образована, умеет правильно вести себя в высшем обществе. После того как любовь Ивана к Вареньке угасла, девушка вышла замуж за другого и смогла сохранить свое природное очарование до глубокой старости.

Жанр и композиция

Прозаическое произведение «После бала», в основу которого легла реальная история, относится к жанру рассказа, о чем свидетельствуют малый объем и всего лишь одна сюжетная линия. Поскольку Толстой использует такой литературный прием, как «рассказ в рассказе», здесь описываются два исторических периода — 40-е годы XIX столетия и закат эпохи правления Александра III.

лев толстой после бала анализ

Эта композиционная особенность отнюдь не случайна. Писатель хотел показать читательской аудитории, что за продолжительный временной промежуток проблемы, витающие в обществе, никуда не исчезли.

Весь сюжет рассказа умещается в рамки одной ночи, ставшей переломной точкой в жизни главного героя.

Композицию произведения образуют:

  • экспозиция (беседа приятелей, подводящая к описываемым событиям);
  • завязка (описание бала);
  • кульминация (сцена грубого обращения с дезертиром);
  • развязка (финальные рассуждения рассказчика).

Поднятые темы

Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.

после бала толстой анализ произведения

Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.

Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.

Основная идея

К написанию рассказа «После бала» Толстого подтолкнула обстановка социальной несправедливости и ущемления свободы, царящая в эпоху правления Николая I. Это были по-настоящему непростые времена для простых граждан. Напуганный восстанием декабристов, царь не чурался жестоких методов управления страной, что не лучшим образом сказывалось на и без того натянутых взаимоотношениях господ и подчиненных. Если говорить кратко, деспотичный тип правления обернулся всеобщим нравственным омертвением государства.

краткий анализ после бала

Для Толстого было важно с помощью одной жизненной зарисовки описать характер страны, разделенной на богатых и бедных. Писатель разоблачает низменные человеческие качества, срывает маски добродушия, под которыми прячутся жестокость и эгоизм.

При анализе «После бала» выясняется, что с помощью антитезы автор раскрывает главную мысль рассказа. В первой части произведения показана роскошная жизнь, полная фальшивых благих намерений, во второй части читатель знакомится с реальностью, где каждый герой показывает свое истинное лицо. Одни и те же персонажи контрастируют в начале и в концовке рассказа — светлое чувство главного героя сменяется на растерянность и разочарование, а радушие полковника уступает место жестокости и безразличию.

Трудно переоценить значение этого произведения. В нем подняты острые вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Толстого волновало, почему одни живут на всем готовом, а другие влекут жалкое существование, постоянно подвергаясь унижениям со стороны власть имущих.

Анализ «После бала» Толстой

Анализ «После бала» Толстой

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3260.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3260.

Обновлено 10 Июля, 2021

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Татьяна Склютова

    9/10

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

  • Artur Pustovarov

    10/10

  • Альбина Айтмаганбетова

    10/10

  • Денис Погребняк

    5/10

  • Вера Яковлева

    10/10

  • Магомедбег Шарифов

    10/10

  • Ирина Логинова

    10/10

  • Никита Попечаев

    8/10

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3260.


А какую оценку поставите вы?

­­Краткий анализ произведения 1

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.


Главные герои и их характеристика

Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой.

Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.

Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.

Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.


Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать  злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.


Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.


Краткий анализ произведения 2

История эта дана как воспоминание – рассказ человека о его молодости, о любви. Из-за этого эпизода вся жизнь героя изменилась. Это даже поучительная история о том, что любовь оказалась не такой силой по сравнению с предназначением человека, его желанием справедливости в обществе. На самом деле любовь эта была не такой уж сильной, не как у Джульетты и Ромео, если он выбрал не её, если она постепенно угасла, померкла рядом с той неприятной сценой после бала.

Начинается рассказ с того, что в данный момент Иван Васильевич – человек в возрасте, которого в своем кругу уважают, готовы слушать. Речь заходит о той самой истории, вот он её и рассказывает. Иногда она будет прерываться репликами слушателей, например, о любви. Иван Васильевич рассказывает, какой была его Варенька. Рассказ построен на контрасте. Описание бала, наполненного любовью, контрастирует с военной сценой. Много в рассказе чувств героя, его ощущений. Как его переполняло счастье, он даже спать не мог, как после ему было отвратительно то, что он увидел. У него создалась ассоциация с отцом Вареньки – плохая ассоциация. Каждый раз при взгляде на него, но уже и на Варю, он вспоминал эту историю.

Если бы герой не был полон восторженных чувств, то эта сцена не стала бы для него таким шоком. Может быть, он бы постарался её забыть. Герою сопереживаешь… Но за него рад, так как он доволен своей жизнью в итоге. Он много значит для последователей и делает важное дело. А о своей любви вспоминает с улыбкой. Он ведь говорит о Варваре, которая уже бабушка, но всё равно симпатичная женщина. Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.

Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.

Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.


Краткий анализ произведения 3

История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.
От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.

Тема и идея произв

Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.

Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.

Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.


Краткий анализ произведения 3

История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.
От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.

Тема и идея произведения. Проблематика.

Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» поднимает вечную тему добра и зла. Она выражена в проблеме двуличия жизни светского общества, которое за маской пышных приемов скрывает ничтожность и жестокость. Эти черты стали основой социальной проблематики произведения.

Писатель хотел продемонстрировать протест против существующей реальности, поэтому он обращает свое внимание на события прошлого, события которого схожи с теми, что происходили во времена Л.Н. Толстого. Для писателя было важным показать, что времена не изменились к лучшему, все осталось так, как было прежде.

Иван Васильевич не смог закрыть глаза на поступок Петра Владиславовича, поэтому отказывается от своей любви к его дочери Вареньке. Так тема любви плавно и в то же время резко переходит в тему крушения надежд героя.

Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В центре внимания рассказа лежат исторические события во времена правления Николая I. Несмотря на то что время действия – 1840-е годы, писатель помещает два временных пласта, добавляя к прошлому реальную ему действительность.

Сюжет рассказа «После бала» довольно прост: Иван Васильевич рассказывает историю о том, как он, влюбившись в молодости в Вареньку, увидел однажды, как ее отец командует экзекуцией. Эта страшная картина, которая является кульминационным эпизодом в рассказе, стала причиной того, что герой перестал посещать девушку и ее семью.

Конфликт произведения заключается в столкновении жизненных взглядов Ивана Васильевича и Петра Владиславовича. Двойная жизнь полковника становится причиной такого несоответствия жизненных позиций. Главный герой понимает, что не может принять принципы полковника, поэтому его путь вместе с Варенькой не может продолжиться. Иван Васильевич выбирает свой жизненный путь, связанный с борьбой против насилия и зла.

Система образов произведения.

Центральным персонажем является Иван Васильевич, который после увиденного не может смириться с насилием.

Антитезой стоит образ полковника, отца той девушки, в которую влюблен рассказчик. Этот образ нужен Л.Н. Толстому для того, чтобы разоблачить ложные представления о жизни, разоблачить социальную несправедливость.

С образом Вареньки связана тема любви, которая в финале произведения снижает свое значение.

Композиция произведения.

Композиция рассказа, которая построена на основе антитезы, представляет собой рассказ в рассказе. Антитеза проявляется и в контрасте образов, и в контрасте описываемых картин бала и того, что было после бала. Чувства главного героя тоже переданы с помощью антитезы: отец возлюбленной сначала ему представляется хорошим и приятным человек, затем впечатления полностью меняются.

Экспозиции в произведении нет, повествование начинается буквально сразу. Рассказчик повествует о событиях, которые произошли с ним в прошлом. Весь рассказ повествует о событиях одного дня.

Композиционно рассказ можно разделить на две части. Первая связана с событиями на балу, где главной становится тема любви. Вторая часть связана с картиной экзекуции, где центральной становится тема ненасилия. Уже особенности композиции позволяют донести главную мысль.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главным приемом в рассказе «После бала» становится антитеза, которая раскрывает главную идею произведения. Также автор использует художественные детали и принцип психологизма.

  • Найдите соответствие между персонажами рассказов чехова и их действиями фельдшер курятин экзекутор
  • Найдите сложные имена прилагательные как они пишутся в зависимости от написания распределите
  • Найдите сложносочиненное предложение из рассказа а п чехова тоска
  • Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение научная работа
  • Найдите примеры в литературе о созидательной силе в музыке мифы сказки предания