Из воспоминаний Н.Погодина
(Рассказы о Пушкине П.И.Бартенева)
«…является в Москву Александр Пушкин, возвращенный Государем из его псковского заточения. Мы все бросились к нему навстречу.
Представьте себе обаяние его имени, живость впечатления от его первых поэм, только что напечатанных, Руслана и Людмилы, Кавказского пленника, Бахчис. Фонтана и в особенности мелких стихотворений, каковы: Празднество Вакха, Деревня, К Домовому, К Морю,— которые привели в восторг всю читающую публику, особенно молодежь, молодежь нашу, архивную, университетскую.
Пушкин представлялся нам каким-то гением, ниспосланным оживить русскую словесность.
Семейство Пушкина было знакомо и, кажется, в родстве с Веневитиновыми. Чрез них и чрез Вяземского познакомились и все мы с Александром Пушкиным!
Он обещал прочесть всему нашему кругу Бориса Годунова. Можно себе представить, с каким нетерпением мы ожидали назначенного дня. Наконец наступило, после разных превратностей, это вожделенное число. Октября 12, поутру, спозаранку мы собрались все к Веневитинову между Мясницкою и Покровкою на повороте к Армянскому переулку) — ныне дом Мейера. (Дом сохранился. Отмечен мемориальной доской — Кривоколенный пер., 4.— Сост.) и с трепещущим сердцем ожидали Пушкина. В 12 часов он является. Какое действие произвело на нас всех это чтение, передать невозможно. До сих пор еще, а этому прошло почти 40 лет, кровь приходит в движение при одном воспоминании.
Надо припомнить,— мы собрались слушать Пушкина, воспитанные на стихах Ломоносова, Державина, Хераскова, Озерова, которых все мы знали наизусть. Учителем нашим был Мерзляков. Надо припомнить и образ чтения стихов, господствующий в то время. Это был распев, завещанный французскою декламацией, которой мастером считался Кокошкин, и последним представителем был, в наше время, граф Блудов. Наконец, надо представить себе самую фигуру Пушкина. Ожиданный нами величавый жрец высокого искусства,— это был среднего роста, почти низенький человечек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим, приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно подвязанном галстухе. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем пиитическую, увлекательную речь!
Первые явления выслушаны тихо и спокойно, или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием всех ошеломила. Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос русского древнего летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков «да ниспошлет Господь покой его душе страдающей и бурной», мы просто все как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет. То молчание, то взрыв восклицаний, например, при стихах Самозванца:
Тень Грозного меня усыновила,
Димитрием из гроба нарекла,
Вокруг меня народы возмутила,
И в жертву мне Бориса обрекла.
Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, полились слезы, поздравления. Эван, Эвое, дайте чаши!
Явилось шампанское, и Пушкин одушевился, видя такое свое действие на избранную молодежь. Ему было приятно наше волнение. Он начал нам, поддавая жару, читать песни о Стеньке Разине, как он выплывал ночью по Волге на востроносой своей ладье, предисловие к Руслану н Людмиле:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Там ходит по лепя кругом,
Идет направо — песнь заводят.
Налево — сказку говорит.
Начал рассказывать о плане для Дмитрия Самозванца, о палаче, который шутит с чернию, стоя у плахи на Красной площади в ожидании Шуйского, о Марине Мнишек с Самозванцем, сцену, которую написал он, гуляя верхом, и потом позабыл вполовину, о чем глубоко сожалел. О, какое удивительное то было утро, оставившее следы на всю жизнь. Не помню, как мы разошлись, как докончили день, как улеглись спать. Да едва ли кто и спал из нас в эту ночь. Так был потрясен весь наш организм.
На другой день было назначено чтение Ермака, только что конченного и привезенного Хомяковым из Парижа. Ни Хомякову читать, ни нам слушать не хотелось, но этого требовал Пушкин. Хомяков чтением приносил жертву. Ермак, разумеется, не мог произвести никакого действия после Бориса Годунова, и только некоторые лирические места вызвали хвалу. Мы почти его не слыхали. Всякий думал свое. В антракте мне представился образ Марфы Посадницы, о которой я давно думал, искав языка. Жуковского Орлеанская Дева дала мне некоторое понятие об искомом языке, а Борис Годунов решил его окончательно».
Первые чтения «Бориса Годунова». К. Богаевская. Наука и жизнь. 1972 год №10. стр 46-48.
8 сентября 1826 года Пушкин приехал в Москву, откуда его увезли подростком 15 лет назад в Царскосельский лицей. Теперь он вернулся сюда прославленным поэтом, любимцем читающей публики. Всюду его встречали с восторгом. И Пушкин не обманул ожиданий своих почитателей: он привёз с собой рукопись «народной драмы» — «Борис Годунов», созданной в Михайловской ссылке. На эту драму поэт возлагал большие надежды. В черновике предисловия к «Годунову» он писал (в 1830 году): «…признаюсь искренно, неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой… и что всякий неудачный опыт может замедлить преобразование нашей сцены».
Поэту не терпелось поскорее прочесть свою трагедию друзьям-литераторам и узнать их впечатление. До нас дошёл ряд свидетельств и откликов современников на эти чтения — их было шесть в ту осень.
Первое чтение состоялось сразу через день после приезда Пушкина — 10 сентября — у его приятеля, «архивного юноши», впоследствии крупного библиографа С. А. Соболевского, в доме на Собачьей площадке. На нём присутствовали друг Пушкина П. Я. Чаадаев, композитор М. Ю. Виельгорский, молодой критик Иван Киреевский и юный поэт Дмитрий Веневитинов. На следующий день историк М. П. Погодин записал в дневнике: «Веневитинов рассказал мне о вчерашнем дне. «Борис Годунов» — чудо».
Около 20 сентября вернулся в Москву старый друг Пушкина П. Вяземский. Пушкин поспешил прочесть ему «Годунова» и повторил чтение в его доме 20 сентября для знатоков классической литературы. «Зрелое и возвышенное произведение», делился Вяземский с Жуковским, «историческая верность нравов, языка, поэтических красок сохранена в совершенстве», «он в этом творении вознёсся до высоты, которой он еще не достигал». Даже почтдиректор А. Я. Булгаков, человек реакционных взглядов, не жаловавший поэта, и тот писал брату после чтении у Вяземского, что Пушкин «шагает по-шекспировски».
Дважды поэт читал «Годунова» у Веневитиновых, в их доме в Кривоколенном переулке. Первый раз — 25 сентября — в узком кругу семьи и хороших знакомых хозяев дома. Но самое знаменитое, можно сказать, историческое чтение произошло у них 12 октября среди большого общества молодых литераторов. До сих пор еще не установлены окончательно имена всех присутствовавших у Веневитиновых в то утро.
Почти 40 лет спустя, в 1865 году, Погодин напечатал свои воспоминания о чтении 12 октября:
«Какое действие произвело на всех нас это чтение,— передать невозможно… Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднималась дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет… Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго, и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, водились слезы, поздравления… Пушкин одушевился, видя такое свое действие на избранную молодежь».
Слух об этих воспоминаниях дошел до Соболевского ещё до их выхода в свет, и он тут же написал Погодину, взволнованный тем, что тот якобы допустил фактическую неточность.
Приводим отрывок из этого неизданного письма Соболевского (оно хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства):
«1) Пушкин жил у меня на Собачьей площадке, когда, после его отъезда, я переехал на Дмитровку, то он там у меня никогда не бывал ни разу…
2) Первое чтение «Бориса» было на Молчановке (дом, где жил Соболевский па Собачьей площадке, выходил другой стороной на Молчановку. — Примеч. ред.); на нём присутствовали: Чаадаев, М. Ю. Виельгорский, Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский, Вяземский и Баратынский наверное. Были ли Вы и Шевырёв — не помню, а кажется, что были. К концу этого чтения со мной сделался сильный припадок лихорадки, так что я до окончания ушёл слечь в постель и был с неделю болен, почему и не присутствовал на втором чтении «Бориса», имевшемся у Веневитиновых в присутствии княгини Зинаиды Волконской и иных».
Память здесь несколько изменила Соболевскому: Вяземского и Баратынского на первом чтении не было, как не было ни Погодина, ни Шевырёва. Но в этом письме ценно свидетельство о присутствии у Веневитиновых 25 сентября Зинаиды Волконской, поэтессы и певицы, хозяйки московского литературного салона, «царицы муз и красоты», как назвал её Пушкин в своем послании к ней.
Вероятно, последнее чтение трагедии состоялось в конце октября у поэта Баратынского. «Пушкин здесь,— писал Баратынский своему приятелю,— читал мне Годунова: чудесное произведение, которое составит эпоху в нашей словесности».
Великий поэт должен был испытать чувство удовлетворения: «Борис Годунов» потрясал всех слушателей без исключения. Недаром Шевырёв вспоминал об этом времени: приём Москвой Пушкина после 15 лет разлуки — «одна из замечательнейших страниц его биографии».
«Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон. ” — это первые слова, которые произносит в трагедии «Борис Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события, которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.
Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не «досматривают”.
Но вернёмся к сну Отрепьева: обратим внимание на то, что во сне герой испытывает совершенно разные эмоции: «И стыдно мне и страшно становилось. ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения.»Кипящий” на площади народ «в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть «Лжедмитрия”, это является своеобразным предвестником «падения”. Наверняка Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о «проклятом сне”, сном и заканчивается: «Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Таким образом, сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву, он тоже вещий, как и сон Петруши Гринёва в «Капитанской дочке».
Источник
Как можно объяснить сон григория какой совет дает ему пимен
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Уроки литературы в 7 классе[1]
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.
УРОК 15
А. С. ПУШКИН.
«БОРИС ГОДУНОВ»:
СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
Основное содержание урока
Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург». Восприятие и выразительное чтение фрагмента (по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии.
I. Пушкин-драматург
Беседа об особенностях драматургии:
— Найдите в «Словаре литературоведческих терминов», что такое драма как род и жанр литературы.
— Каковы характерные черты драмы как рода литературы? Что такое трагедия?
II. Сообщение учащегося о Смутном времени и царствовании Бориса Годунова.
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург» (см. статью ниже):
Составление тезисов статьи:
Предположите, почему царь долго не разрешал публикацию трагедии.
IV. Образ летописца как образ древнерусского писателя
Группа 1.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов Пимена «Ещё одно последнее сказанье…» до слов «…Не ведая ни жалости, ни гнева».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вразумил, хартия, Спаситель, дьяк, в приказах.
С какой целью Пимен ведёт летопись? О чём он сожалеет? На что надеется?
Каким видит летописца Григорий? Что его восхищает в старце и его труде?
Сделайте вывод о характере Пимена, о его жизненном подвиге.
Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Проснулся, брат» до слов «И в тихую обитель затвориться».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям днесь, присно, пост, ратный стан, потехи, воевал под башнями Казани, рать Литвы, Шуйский, Иоанн, от отроческих лет, келия, инок, трапеза, от мира отложиться, обет, обитель.
Как можно объяснить сон Григория? Какой совет даёт ему Пимен?
Почему Григорий завидует бурной молодости Пимена? Сделайте вывод о характере, помыслах и мечтах Григория.
Группа 3.
Прочитайте монолог Пимена со слов «Не сетуй, брат…» до слов «Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли…».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сетовать, искушение, пленять, ведать, кромешники в тафьях и власяницах, чернец, игумен, Кирилл многострадальный, сподобил Бог уразуметь ничтожность / Мирских сует, братия, алкающий, схиму здесь честную восприму, державный, государь, Феодор, престол, молчальник, чертоги, к его одру, преставиться.
Почему Пимен познал блаженство, лишь уйдя в монастырь?
О каких поступках Иоанна Грозного повествует Пимен?
*Как понять выражение «златый венец тяжёл им становился, / Они его меняли на клобук»?
Что восхищает Пимена в царствовании Феодора?
Сделайте вывод о делах, поступках и душевном мире царя Иоанна Грозного.
Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Давно, честный отец…» до конца.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Димитрий-царевич, Углич, послушанье, обедня, набат, кормилица, предательница-мамка, Иуда Битяговский, покаяться, повесть плачевная, дела мирские, угодники, пророчества и знаменья небесны, заутреня.
С какой целью Григорий расспрашивает Пимена о царевиче Димитрии?
*Совпадает ли этот эпизод трагедии с историческими фактами о царевиче?
Почему Пимен хочет передать свой труд Григорию?
*Как понять слова Григория: «…отшельник в тёмной келье / Здесь на тебя донос ужасный пишет; / И не уйдёшь ты от суда мирского, / Как не уйдёшь от Божьего суда».
Сделайте вывод об отношении автора к царям, к способам их прихода на царство.
Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
V. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге
Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя».
Составление цитатной таблицы:
— Почему труд летописца Пушкин считал нравственным подвигом?
*Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.
VI. Истина как цель летописного повествования, завет будущим поколениям
Охарактеризуйте труд летописца.
Как летописцы относились к своей работе?
Каким их труд виделся со стороны?
С какой нравственной целью создавались летописи?
Можно ли утверждать, что целью летописи являлся поиск исторической и нравственной истины? Свой ответ обоснуйте.
Почему труд летописца являлся связующим звеном между поколениями?
Почему автор считал летописание нравственным заветом будущим поколениям?
Прочитайте воспоминания М. П. Погодина о том, как А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Почему впечатление от чтения трагедии было таким сильным?
Оцените иллюстрации учебника и русских художников к сцене «В келье Пимена».
Итоговый вопрос:
К ак во фрагменте трагедии «Борис Годунов» отразился образ автора и его отношение к русской истории?
Домашнее задание
Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и словосочетаний, характерных для речи летописца.
Прочитать повесть Пушкина «Станционный смотритель».
Групповое задание.
Индивидуальное задание.
Написать очерк «Иллюстрации к произведениям Пушкина в учебнике для 7 класса».
Подготовить краткое сообщение «Образ И. П. Белкина в предисловии к „Повестям Белкина“».
Найти в Интернете значение имени Самсон и происхождение фамилии Вырин.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.
ПУШКИН-ДРАМАТУРГ
Известно, что еще юношей Пушкин интересуется драматургией, театром. В драме «Борис Годунов», созданной незадолго до восстания декабристов, поэт вновь обращается к исторической теме. Он показывает царя и патриарха(1), дворянство и народ, перенося действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена. «Сложными путями пришел Пимен, — по мнению исследователя-пушкиниста Б. Городецкого, — к монашеской келье, пройдя, быть может, через опалу и гнев Грозного. Много переживший, умудренный жизненным опытом, страданиями и думами, Пимен оказывается в состоянии возвышаться в своих суждениях до значительных обобщений. Поэтому его суровые слова о Борисе:
1. Патриа́рх — высшее духовное лицо, глава Русской православной церкви.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли. —
воспринимаются как отзвук грозного „мнения народного” о царе — преступнике. Необычайно выразительны и другие действующие лица драмы. Литературовед Г. Фридлгндер в предисловии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения» пишет: «Фигура Бориса Годунова царя, который не получил престол по наследству, как потомок древнего царского рода, но завоевал его хитростью, умом и энергией, — характерна для того времени. Царь Борис — в изображении Пушкина — умный и дальновидный властитель. Благодаря уму и энергии он оттеснил более родовитых бояр, расчистив для себя дорогу к престолу. Но, захватив престол в результате политической игры, Борис своим личным примером показал путь к нему другим политическим честолюбцам. Если один человек темного происхождения проложил себе путь к царскому венцу, то почему не может захватить его другой, хотя бы и простой чернец, раз он чувствует в себе достаточно сил. Такие мысли, как показывает Пушкин на примере Григория, не могут не возникнуть.
Оконченный в 1825 году «Борис Годунов» был напечатан лишь в 1830 году.
* * *
Итак, обратим внимание на то, как создавался «Борис Годунов», подумаем, почему царь долго не давал разрешения на публикацию этого произведения, прочитаем сцену из «Бориса Годунова», представим себе ее героев, подумаем, как автор относится к ним.
НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ
(1603 года)[3]
О т е ц П и м е н, Г р и г о р и й спящий.
Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[4]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)
Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[5]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[6]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
Пимен
Проснулся, брат.
Григорий
Благослови меня,
Честный отец.
Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.
Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался.
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?
Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,[7]
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне – если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!
Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.
Пимен
Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь господь меня привел.
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.[8]
Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах[9]
Послушными являлись чернецами,
А грозный царь игуменом[10] смиренным.
Я видел здесь – вот в этой самой келье
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
Муж праведный. Тогда уж и меня
Сподобил бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумену и братье:
«Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий[11] спасенья.
Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
Вы все – обет[12] примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму[13] здесь честную восприму,
К стопам твоим, святый отец, припадши».
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилася,
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной.
А сын его Феодор? На престоле
Он воздыхал о мирном житие
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась – а в час его кончины
Свершилося неслыханное чудо:
К его одру, царю едину зримый,
Явился муж необычайно светел,
И начал с ним беседовать Феодор
И называть великим патриархом.
И все кругом объяты были страхом,
Уразумев небесное виденье,
Зане[14] святый владыка пред царем
Во храмине тогда не находился.
Когда же он преставился, палаты
Исполнились святым благоуханьем,
И лик его как солнце просиял –
Уж не видать такого нам царя.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия-царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.
Пимен
Ох, помню!
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;[15]
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж – а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку.
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» – раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал –
«Покайтеся!» – народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись – и назвали Бориса.
Григорий
Каких был лет царевич убиенный?
Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны –
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)
Григорий
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца,–
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.
1. *Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
Сравните два варианта описания:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет.
Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.
Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?
Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье. » на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?
4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?
1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».
К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов — известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и лр. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью? Кто из художников, по вашему мнению, точнее передал замысел А. С. Пушкина?
Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
3. Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря – во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (разрушен в 1929–1932 годах).
По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I (ум. 17 мая 1606), который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, – активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. (вернуться)
5. Ве́че — в Древней Руси собрание горожан. (вернуться)
7. Смиряй себя молитвой и постом. – Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи. (вернуться)
8. Клобук (от тюрк. колпак – шапка) – надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Символизирует собою терновый венец Спасителя – одежду смирения и шлем спасения, защищающий от демонских стрел. (вернуться)
9. Кромешники в тафьях и власяницах – опричники.
Тафья – маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы – подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).
Власяница ( церков.-слав.) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. (вернуться)
10. Игу́мен – настоятель монастыря. (вернуться)
11. Алка́ющий, алка́ть — сильно желать. (вернуться)
12. Обе́т – торжественное обещание, обязательство. (вернуться)
13. Схи́ма – (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха. (вернуться)
14. Зане́ – потому что, так как. (вернуться)
15. Послушание (монашество) – работа или вид епитимии в монастырях.
Епитимья (др.-греч. «особое послушание») – исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. (вернуться)
Источник
На чтение 7 мин Просмотров 34.1к. Опубликовано 05.03.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Борис Годунов» за 1 минуту и подробно по частям за 4 минуты.
Очень краткий пересказ трагедии «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
Главные герои и их характеристика:
- Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
- Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
- Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
- Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Гаврило Пушкин – племянник Афанасия Пушкина. Один из помощников самозванца. В конце пьесы призывает народ присягнуть «законному царю Дмитрию».
- Афанасий Пушкин – один из приближённых Шуйского. Именно Афанасий пустил байку о чудесном воскрешении Дмитрия, а Василий Иванович воспользовался этим козырем.
- Варлаам – монах, коего ошибочно приняли за Отрепьева.
- Марина Мнишек – невеста самозванца.
- Пимен – настоятель Чудского монастыря, поведал Григорию Отрепьеву о том, что он ровесник погибшего царевича.
- Курбский – враг Московского царства, жаждет отомстить за опалу отца.
Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям
Часть 1
Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.
Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.
Часть 2
Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.
Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.
Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!
В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.
Часть 3
Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.
Часть 4
Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.
Часть 5
Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.
Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.
Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.
Кратко история создания произведения
Во время ссылки в селе Михайловском Пушкин работал над «Евгением Онегиным» и попутно создал драму «Борис Годунов», посвящённую драматичному правлению царя. Написана драма в 1825 году, напечатана лишь в 1830 году. На сцене появилась лишь начиная с 1870 года (с неизбежными цензурными исправлениями).
В 1825 году Пушкин прочёл многотомное произведение Н.М. Карамзина «История Государства Российского» (творение, увы, грешило многочисленными выпадами против Ивана Грозного, а также излишней любовью к Европе). После этого поэт решил создать историческую драму, в эпиграфе коей появилось посвящение Карамзину.