Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 129 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 129
странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.
Учебник 1 часть — Страница 129.
Ответы 2021 года.
Номер 4.
Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
: «выступает будто пава», «величава», «днём свет божий затмевает», «ночью землю освещает», «месяц под косой блестит», «а во лбу звезда горит».
Братья-богатыри
: «в чешуе, как жар горя», «все красавцы удалые», «великаны молодые», «все равны, как на подбор».
Волшебный город
: «город большой», «стены с частными зубцами», «и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей».
Номер 5.
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Помогают «услышать» шум волн и их плавное движение звуки: [б],[п],[у],[и],[о], [е], [л] (например, в словах: плачет, бьётся, вопит, волну торопит, волна моя, волна, плещешь и т.д.).
Номер 6.
Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Царевна-лебедь называет Гвидона «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
Номер 7.
Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
В конце сказки добро побеждает зло. Салтан отправился на чудный остров и там встретился с женой и сыном. Виновников всех случившихся бед не наказали, а отпустили с миром.
Строки, которыми заканчивается сказка:
Я там был; мед-пиво пил –
И усы лишь обмочил.
Народные сказки, которые я прочитал в этом году, часто заканчиваются похожими словами. Например: «я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Номер 8.
Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия? Обсудите с другом.
: чудесные события, фантастический сюжет, превращения, есть зачин и концовка, троекратные повторы, разделение героев на положительных и отрицательных, победа добра над злом, устойчивые фразы и характеристики героев.
Различия
: Пушкин пишет в стихотворной форме, а народные волшебные сказки написаны в прозе, писатель вводит в свою сказку нетипичных для народного творчества персонажей, имена героев Пушкина в каком-то смысле «говорящие».
Номер 9.
Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
Верная последовательность событий:
1. Царь Салтан выбирает жену.
2. Подмена грамоты.
3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
4. Избавление царевны от злого коршуна.
5. Приключения Гвидона.
6. Встреча Салтана с семьей.
Номер 10.
Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Все иллюстрации Билибина к сказке Пушкина яркие, красочные и запоминающиеся. Мне больше всего понравилась иллюстрация, на которой изображено море с плывущей бочкой. Именно в этой бочке плыли царевна и её маленький сын. На картине изображено бушующее, бурлящее море, волны накрывают и куда-то уносят чёрную бочку.
Рейтинг
👻 Вступайте в нашу группу вконтакте 👇
Задание 1.
Если бы тебя спросили, о чем эта сказка, что бы ты ответил?
Пояснение:
Если бы меня спросили о чём эта сказка, я бы вспомнил сюжет. В этом произведении рассказывается о том, как царь Салтан из-за коварства недоброжелателей потерял жену и сына. О длительном, наполненном опасными приключениями морском путешествии царицы и её сына – Гвидона. О том, как юный Гвидон встретил волшебную царевну-лебедь, которая помогла героям восстановить справедливость. В результате каждый из положительных героев обрёл счастье: царь Салтан нашёл жену и сына, князь Гвидон женился на царевне-лебеди. Недоброжелатели и враги получили по заслугам.
Ответ:
Эта сказка о том, что добро всегда торжествует над злом. В произведении раскрываются понятия верности и семейных ценностей. Описывается настоящая любовь, которой не помешают никакие обманы и злодеяния.
Задание 2.
Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жесткость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
В этой сказке несколько действующих лиц.
- Царь Салтан. Проявляет доброту и доверчивость. Умеет прощать и любить близких.
- Царица – жена Гвидона. Проявляет мужество и бесстрашие (путешествие в бочке). При этом она добра, терпелива, доверчива.
- Князь Гвидон – Салтана и царицы. Проявляет мужество, решительность, доброту. Умеет прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь – волшебный персонаж. Добрая, благородная, щедрая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха – отрицательные героини. Проявляют зависть и жестокость.
Побеждают положительные герои, так как их благородные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
Задание 3.
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Пояснение:
«Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица.
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Ответ:
При описании морских волн используется сначала частое повторение звуков «о», «у», «л» – «ты, волна моя, волна», а затем частое повторение звуков «ш», «щ» – «плещешь ты, куда захочешь, ты морские камни точишь…».
Звуки «о», «у», «л», «ш», «щ» помогают «услышать» шум волн.
Задание 4.
Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался царь Гвидон? Какие дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
Чудеса в сказке.
Младенец в бочке быстро вырос.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Возникновение города.
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…»
Превращения Гвидона.
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез…»
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»
Волшебные персонажи – белка и богатыри.
«Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…»
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво…»
Превращение лебедя в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…»
Царь Гвидон превращался три раза: в комара, муху и шмеля.
От царевны Гвидон получает волшебные дары: город, белку, тридцать три богатыря.
Задание 5.
Найди в сказки строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны Лебеди.
Ответ:
Я представляю Царевну-лебедь, когда читаю эти строки.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»
Я представляю богатырей, когда читаю эти строки.
«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…»
Я представляю волшебный город, когда читаю эти строки.
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Задание 6.
Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
В сказке царевна Лебедь – положительная героиня. Автор описывает её как, чуткую, добрую, ласковую, воспитанную и благородную личность. Царевна очень красива: «Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает…»
Князь Гвидон спас царевну от коршуна, за это она абсолютно бескорыстно помогает ему. По её обращениям можно судить о хорошем воспитании, уважительности героини: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный…».
Царевна легко замечает тень тоски на лице Гвидона: «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет Гвидона даже в самые тяжелые моменты: «Это горе – все не горе». Царевна Лебедь обладает волшебным даром, она умеет творить разные чудеса, превращается в белого лебедя.
Сравнения в описании царевны:
«А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Задание 7.
Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Царевна-лебедь называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный», «Душа моя».
Задание 8.
Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Главные отрицательные персонажи – Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям – своей сестре-царице и её сыну. Злились на то, что царь Салтан взял в жены не их. Всячески вредили героям, клеветали на них, так как хотели быть первыми и лучшими.
Задание 9.
Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году?
Пояснение:
Сказка заканчивается тем, что царь Салтан отправляется на чудный остров в волшебный город и встречает там свою жену и сына. Герои прощают друг друга и обретают счастье. Князь Гвидон женится на царевне Лебедь. Отрицательных героев при этом не наказывают, ведь добрые и благородные герои и простили.
Последние строки сказки:
«Я там был; мед-пиво пил –
И усы лишь обмочил».
Такая концовка традиционна и для народных сказок. Автор её использовал, чтобы подчеркнуть народный характер своей сказки.
Задание 10.
Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
- Царь Салтан выбирает жену
- Свадьба царя Салтана
- Отъезд царя Салтана на войну
- Подмена грамоты
- Объявление царской воли
- Морское путешествие царицы и Гвидона
- Счастливое спасение
- Приключения Гвидона
- Избавление царевны от злого коршуна
- Златоглавый город князя Гвидона
- Первая встреча гостей
- Первое превращение князя Гвидона
- Первое чудо
- Вторая встреча гостей
- Второе превращение князя Гвидона
- Второе чудо
- Третья встреча гостей
- Третье превращение князя Гвидона
- Третье чудо
- Встреча Салтана с семьёй
- Счастливый конец
👉 Ответы к странице 102. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 1
Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о победе добра над злом. Злые и завистливые люди обманом разлучили царя Салтана с любимой женой и сыном. Но сын царя, князь Гвидон, вырос добрым, отважным и справедливым. Он спас царевну-лебедь от гибели, а она оказалась волшебницей и отблагодарила его, построив сказочное царство.
Князь Гвидон и царевна-лебедь поженились. Вместе с царицей-матерью и царем Салтаном они зажили счастливо и на радостях простили своих злых обидчиц.
Задание 2
Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон добрый, справедливый и мужественный Он умеет прощать и любить близких.
Царица добрая, кроткая и терпеливая. Она тоже умеет прощать и любить своих близких.
Царь Салтан добрый, мужественный и любящий, но очень доверчивый. Из-за своей доверчивости он был обманут и разлучен с семьей.
Царевна-лебедь добрая, мудрая и справедливая. Еще она обладает волшебной силой, может отблагодарить за добро.
Ткачиха, Повариха, сватья баба Бабариха — злые, жестокие, лживые и завистливые. Именно зависть заставляет их обмануть царя и причинить зло царице и ее сыну.
Задание 3
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Гласные [и], [у], [ы], [о].
Мягкий согласный[л’].
Согласные [с], [ш], [щ].
Задание 4
Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Какие дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
Младенец рос в бочке «не по дням, а по часам» и быстро стал взрослым.
В сказке происходят превращения: лебедя в царевну, князя Гвидона в насекомых. Появляется злой чародей в образе коршуна, который нападает на царевну-лебедь.
«Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил».
Также в сказке на пустом острове появляется волшебный город.
«…И дивясь, перед собой
Видит город он большой».
В самом городе есть чудеса: волшебная белка и 33 богатыря. Которые выходят из моря.
Князь Гвидон 3 раза превращается в насекомых: комара, муху и шмеля.
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился…». …
«Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился…»
…
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился…»
Гвидон получает от царевны три дара: волшебную белку, отряд из 33 морских богатырей-великанов и любовь самой царевны.
«Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт…»
…
«…И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя…»
…
«…И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…».
Задание 5
Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны Лебеди.
Ответ:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.»
…
«В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»
…
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Задание 6
Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
Прекрасная царевна Лебедь — сказочная красавица, от которой невозможно от вести взгляд. Ее красота затмевает дневной свет, а ночью освещает все вокруг. Под косой у нее блестит месяц, а во лбу горит яркая звезда.
Александр Сергеевич Пушкин сравнивает гордую, величавую и плавную походку царевны с движениями павы (самки павлина):
«А сама-то величава,
Выступает, будто пава».
Поэт восхищается голосом царевны Лебедь, сравнивает его с мягким журчанием воды:
«А как речь то говорит,
Словно реченька журчит».
Царевна не только очень красивая, но и добрая, справедливая. Она благодарна князю Гвидону за то, что он спас ее от чародея-коршуна. Лебедь во всем помогает своему спасителю. Она добрая волшебница, которая умеет делать чудеса.
Царевна лебедь полюбила князя Гвидона и стала его женой. Она также любит своих братьев-богатырей и родителей Гвидона, царицу и царя Салтана.
Задание 7
Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель».
…
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Царевна-лебедь обращается к Гвидону «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
Задание 8
Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Ткачиха и повариха завидовали своей сестре-царице. Они злились на то, что царь Салтан взял в жены не их, а младшую сестру. Сватья баба Бабариха помогала им вредить царице и ее сыну.
Задание 9
Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Задание 10
Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.
Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.
Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.
3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
“Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой “Сказки о царе Салтане” князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана – своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней – изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз – муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов – небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.
5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.
Богатыри:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” –
Говорит она ему.
“Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай”.
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.
9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.
Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Правильная последовательность событий:
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.
13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение – это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
Сравнения:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
А сама-то величава,
Выступает, будто пава
Будто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком
Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,
Все равны, как на подбор
Олицетворения:
Белка песенки поет
Лебедь молвит
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Вопрос 4. Страница 129
Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. Найди сравнения в описании царевны.
Богатыри:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
Вопрос 5. Страница 129
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе ее сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
Вопрос 6. Страница 129
Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
Вопрос 7. Страница 129
Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.
Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
Вопрос 8. Страница 129
Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
Общее: наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
Различия: Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе, поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.
Вопрос 9. Страница 129
Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
Правильная последовательность событий:
1. Царь Салтан выбирает жену.
2. Подмена грамоты.
3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
4. Избавление царевны от злого коршуна.
5. Приключения Гвидона.
6. Встреча Салтана с семьей.
Вопрос 10. Страница 129
Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.