Страница 12 из 35
Ответы к странице 56-57. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.
Ответ:
Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.
2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.
Героиня Внешний вид Качества характера
Царица Высока, стройна, бела.. И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…
Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?
Ответ:
Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.
3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?
Ответ:
К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»
4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.
Ответ:
«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.
5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.
Ответ:
Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.
6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.
Ответ:
Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.
7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.
Ответ:
Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой».
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого».
8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят?
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?
Ответ:
1. Рождение царевны и смерть царицы
2. Новая царица
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу
5. Дом семи богатырей»
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко»
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея
9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.
Ответ:
План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны.
2) Королевич Елисей у гроба.
3) Елисей разбивает хрустальный гроб.
4) Царевна ожила.
5) Весть о воскрешении царевны.
6) Смерть мачехи.
7) Свадебный пир.
10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Ответ:
Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме.
Восстанови последовательность событий в сказке.
Свадьба царя. (2)
Волшебное зеркальце царицы. (3)
Чернавка выполнила наказ царицы. (5)
В доме у богатырей. (6)
Ожидание царицы и возвращение царя. (1)
Поиски царевны королевичем Елисеем. (8)
Свадьба королевича Елисея и царевны. (9)
Смерть царевны. (7)
Чернавка и царевна в лесу. (4)
Дополни план, запиши его. Перескажи одну часть.
Отъезд царя.
Ожидание царицы и возвращение царя.
Царевна родилась, царица умерла.
Свадьба царя. Новая царица. Волшебное зеркальце.
Чернавка и царевна в лесу.
Чернавка выполнила поручение царицы.
В доме у богатырей.
Ядовитое яблоко. Смерть царевны.
Поиски царевны королевичем Елисеем.
Свадьба королевича Елисея и царевны.
Рассмотри обложки книг. Знакомы ли тебе эти сказки? Что в них общего? Запиши.
В
сказках «Спящая красавица», «Белоснежка» и «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» похожий сюжет: злая героиня хочет навредить доброй, молодой и
красивой девушке, девушка засыпает долгим сном или умирает. Разбудить девушку
может только поцелуй прекрасного принца. В сказках «Белоснежка» и «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях» девушка остается без матери, новая жена отца
пытается погубить ее, девушка скрывается в лесу (у гномов или богатырей),
мачеха, переодевшись, угощает ее отравленным яблоком, девушка умирает. В стеклянном
гробу ее находит принц.
Составь и запиши аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов».
Аннотация к сказке
братьев Якоба и Вильгельма Гримм «Белоснежка и семь гномов».
В одном королевстве жили король с королевой. Однажды
королева, сидя у окна, замечталась о дочке с белой кожей и черными волосами. Ее
мечты сбылись, и вскоре она родила дочку Белоснежку, но сама умерла. Король
женился вновь, новая королева была злой и высокомерной, любила любоваться на
себя в волшебное зеркальце. Однажды злая королева приказала псарю отвести
Белоснежку в лес и убить ее. Псарь пожалел Белоснежку и отпустил ее в лесу.
Белоснежка набрела в лесу на домик гномов. Гномы подружились с Белоснежкой.
Злая королева узнала от зеркальца, что Белоснежка жива. Она трижды приходила в
лес, переоделась то торговкой, то старушкой, то крестьянкой, пыталась убить
Белоснежку то шнуровкой, то ядовитым гребнем, то отравленным яблоком. Откусив
ядовитое яблоко, Белоснежка умерла, и гномы положили ее в хрустальный гроб и
отнесли на вершину горы. Однажды приехал в те края королевич и попросил у
гномов отдать ему гроб с Белоснежкой. Пока несли гроб, гномы споткнулись, кусок
ядовитого яблока выскочил из горла Белоснежки, она ожила. Белоснежка и принц
поженились, а злая мачеха умерла от зависти.
Герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»:
король, королева, Белоснежка, семь гномов, псарь, принц.
Сравни «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях и сказку «Белоснежка и семь гномов». Данные сравнения занеси в таблицу.
Параметры сравнения | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | «Белоснежка и семь гномов» |
Автор | А.С.Пушкин | Братья Вильгельм и Якоб Гримм |
Главные герои |
Король, королева, Белоснежка, 7 гномов, принц, псарь |
Царь, царица, Царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, чернавка |
Главная мысль |
Добро всегда побеждает, а зло будет наказано |
Добро всегда побеждает, а зло будет наказано |
Основные события |
Мать Белоснежки умирает. Король женится второй раз, мачеха оказывается злой. Она приказывает отвести Белоснежку в лес и убить, но Белоснежка оказывается в доме у 7ми гномов. Мачеха подает Белоснежки отравленное яблоко и она умирает. Гномы оставляют ее на горе в хрустальном гробу. Приезжает принц и Белоснежка оживает. Свадьба. Злая мачеха умирает. |
Мать Царевны умирает. Царь женится второй раз, мачеха оказывается злой. Она приказывает отвести Царевну в лес и убить, но царевна оказывается в доме у 7ми богатырей. Мачеха подает Царевне отравленное яблоко и она умирает. Богатыри оставляют ее на горе в хрустальном гробу. Приезжает королевич Елисей и Царевна оживает. Свадьба. Злая мачеха умирает. |
Волшебные помощники |
Зеркальце, гномы |
Зеркальце, Месяц, солнце, ветер |
Окончание сказки |
Белоснежка ожила, вышла замуж за принца, а мачеха умерла от зависти и злости |
Царевна ожила, вышла замуж за царевича Елисея, а царица умерла от зависти и злости |
Назад к содержанию
А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Краткое содержание с цитатами и кратчайшее изложение для читательского дневника. Смотреть мультфильм. 4 класс.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — стихотворное произведение А. С. Пушкина, написанное осенью 1833 года в Болдине.
В основу сказки положен очень древний сюжет, который встречается у народов Европы, Африки и Азии. Аналогичная история рассказывается в «Белоснежке» братьев Гримм, в сборнике «Тысяча и одна ночь» и в русской народной сказке «Волшебное зеркальце». Именно эту русскую сказку о волшебном зеркальце Пушкину рассказывала няня Арина Родионовна.
Полный текст и аудиосказка
Полный текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» можно прочитать в «Викитеке».
Аудиоверсия доступна на YouTube в исполнении Олега Табакова:
Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне»
Любимая жена-царица родила супругу дочь, а вскоре умерла. Царь погоревал, но через год женился на другой — гордой и злой красавице. У новой царицы было волшебное говорящее зеркальце, у которого она любила спрашивать:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Каждый раз зеркальце отвечало, что на свете нет никого красивее царицы: «Ты, конечно, спору нет».
Тем временем падчерица-царевна подросла, похорошела и приготовилась выйти замуж за королевича Елисея. Незадолго до свадьбы царица вновь спросила зеркало: «Я ль, скажи мне, всех милее?». Но в этот раз волшебное зеркальце ответило, что юная царевна затмила мачеху своей красотой.
Разгневалась царица и велела своей служанке Чернавке увести девушку в лес, связать и бросить на съедение волкам. Однако служанка пожалела царевну и отпустила на все четыре стороны.
Царевна шла по лесу и набрела на уютный терем — большой деревянный дом: «Видит девица, что тут / Люди добрые живут». Девушка убралась в доме, затопила печь и легла отдохнуть.
Вскоре появились хозяева — семеро богатырей. Обрадовавшись порядку, они обратились к неведомому гостю:
«Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Так царевна стала жить вместе с братьями-богатырями, вести хозяйство в их доме. Богатыри полюбили её, но выходить замуж за кого-то из них девушка отказалась:
«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Между тем злая царица вновь спросила волшебное зеркало, кто прекраснее всех в мире. И зеркало поведало, что лучше всех красавица-царевна, которая живёт у семи богатырей. Мачеха решила извести девушку.
Когда семерых братьев не было дома, к царевне явилась нищая старушка-монахиня и угостила отравленным яблоком. Откусив кусочек, девушка упала без чувств. Богатыри, вернувшись в терем, увидели, что она не дышит. Братья уложили царевну в хрустальный гроб и отнесли в укромную пещеру. А царица наконец услышала от зеркала желанные слова: «Ты на свете всех милее».
Тем временем невесту без устали искал королевич Елисей. Никто из людей не мог помочь ему, и тогда юноша обратился к солнцу и месяцу. Те ответили, что не встречали девушку. Но Елисей не сдавался и обратился с вопросом к ветру:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»
Ветер указал Елисею пещеру, где в гробу лежит его невеста. Поспешив в пещеру, рыдающий царевич ударился о хрустальный гроб, разбил его, и девушка пробудилась ото сна. Вместе с царевной они поспешили домой.
Злая царица, узнав об этом и увидев царевну, умерла от тоски, а Елисей с невестой сыграли свадьбу.
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Кратчайшее содержание для читательского дневника
Злая мачеха-царица узнала от волшебного зеркальца, что падчерица-царевна красивее её. Она велела отвести девушку в лес на съедение волкам, но та спаслась и нашла убежище в доме у семи братьев-богатырей.
Узнав об этом, царица под видом старой нищенки подсунула падчерице отравленное яблоко. Откусив кусочек, девушка уснула мёртвым сном. Богатыри похоронили её в пещере в хрустальном гробу.
Жених царевны королевич Елисей искал её по всему свету. Ветер указал ему дорогу к пещере. Там королевич разбил хрустальный гроб, и девушка проснулась. Они с царевной поженились, а злая царица умерла от тоски.
Главная мысль сказки: добро побеждает зло, а любовь сильнее смерти.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема |
Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|||
Цель |
пробудить интерес к анализу художественного произведения для постижения смысла литературной сказки Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке. Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
||
Знать содержание сказки А.С. Пушкина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказки литературной от народной |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
|
Основные понятия |
Сказка, литературная сказка, символ, деталь, образ |
|||
Межпредметные связи |
Речь и культура речи, история, искусство |
|||
Ресурсы: |
Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, учебник Литература 5 кл. Учеб.-хрест. для общеобраз. учрежд. В 2 ч. ч. 1/ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.:Просвещение, 2009, рабочая тетрадь на печатной основе |
|||
Тип урока |
Урок формирования новых знаний |
|||
Методы и приемы обучения |
Комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установления соответствий), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом |
|||
Эпиграф |
Пушкинская сказка – прямая наследница народной. С.Я. Маршак А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль… С.Я.Маршак |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть |
Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание» Доброе утро, ребята. Садитесь. Начнем мы наш урок … Правильно, со скороговорок: Сказочник на скамейке рассказывал сказки У Антипа росла одна липа, А Филипп посадил семь лип. 3. Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря |
Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. |
Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока |
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака. Думаю, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Из урока в урок мы с вами пытаемся доказать, что в художественном произведении все неслучайно, любая художественная деталь, символ в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня еще раз убедимся. Я предлагаю наш урок провести в форме исследования. Вы – члены научного общества. Я – ваш руководитель. Объект нашего исследования (что мы будем исследовать) — сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Тема исследования: Роль символов и деталей в литературной сказке Гипотеза (предположение): все в сказке А.С. Пушкина неслучайно Так как сказка у нас (какая? по типу) волшебная, то разрешите мне выступить в роли волшебника. А раз я волшебник, то у меня есть свои волшебные предметы. Моим основным помощником сегодня станет КНИГА(ПРЕЗЕНТАЦИЯ), которая будет служить нам справочником, в ней вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы. |
Называют объект, тему исследования, гипотезу (предположение) Вспоминают типы сказок: волшебная, бытовая, о животных |
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний |
-Давайте, мои дорогие, начнем наше исследование с темы. -Какие слова вам показались непонятными? (символ, деталь) Начнем разбираться. Начнем со слова «сказка» -Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? (слайд) Для того, что бы проверить, обратимся к волшебной книге -Какая сказка называется литературной? В чем ее отличие от народной? Молодцы, вы, действительно, все знаете Теперь давайте попробуем догадаться, что такое символ и деталь. А для этого нам надо обратиться к … толковому словарю. (слайд) |
Отвечают на вопросы Определение сказки, чем литературная от народной отличается Что такое символ и деталь, работа со словарем |
Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Работа с текстом. Осмысление содержания Цель -развитие читательских умений. |
Переходим к 1 этапу нашего исследования. Давайте вспомним, какой цвет преобладает в начале сказки? Обратимся к тексту (зачитывают отрывок) -Почему? -Что символизирует БЕЛЫЙ цвет? -А в сказке что символизирует? Обратимся к нашей книге (слайд) А теперь послушайте небольшой отрывок из рок-оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) -Какую музыку вы услышали? -О какой вещи из сказки идет речь? -Что мы знаем о зеркале из сказки? -Каким волшебным свойством оно обладало? -А вы не задумывались, почему именно зеркало? Обратимся к книге (слайд) -Кому принадлежало зеркало сказке? Найдите строчки, в которых описывается царица -Какими эпитетами (что такое?) награждает ее АСП? -Никого не напоминает? -Давайте вспомним, в каком эпизоде нам дается ее истинное лицо? -Каким цветом можно выразить чувства, настроение царицы? Перед вами на столах лежат краски и листы. Согните листок пополам и закрасьте цветом/цветами, которые, как вам кажется, передают образ царицы -Откройте свою рабочую тетрадь на печатной основе (стр. 7) Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова «чёрный». Укажите, какое из этих значений имеет оно в данном предложении: Она, чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку, И наказывает ей, Сенной девушке своей. ДЛЯ СПРАВОК: А) Цвет сажи, угля. Б) Испачканный чем-либо, грязный. В) Физически тяжёлый, грязный труд. Г) Горестный, безрадостный, тяжёлый, мрачный. Д) Злостный, коварный, преступный. -Кто знает, что обозначает черный цвет? (слайд) Получается, что А.С. Пушкин прямо не говорит , что мачеха — ведьма, а при помощи предметов, деталей, символов показывает нам это. |
Работа с текстом сказки Белый цвет – символ света, чистоты, но также –символ смерти, холод, одиночество, знак общественного положения (благородство) Музыку услышали волшебную, загадочную, тревожную О зеркале Что оно дано было царице, умело говорить, т.е. обладало волшебным свойством. Зеркало –связь с потусторонним миром. Принадлежало ведьмам Правду молвить, молодица Как царица отпрыгнет, Царице много черного, черный –цвет смерти, колдовства, магии, злоба, подлость |
Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания |
Ребята, а какая цифра встречается в сказке? -В каком эпизоде? Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (8.08.-09.45мин) -Давайте обратим внимание на то , как описывает А.С. Пушкин дом богатырей (чит. отрывок) -Как называет его? «Терем» — см. сл. Даля -Действительно ли живут люди добрые? -Как это поняла царевна? -Что она сразу заметила? (Печь -см. сл. Даля) -Еще о каком предмете быта говорит А.С. Пушкин? (стол дубовый) Обеденный стол у славян именно в красном углу и у каждого свое место. -Ребята, а куда богатыри посадили царевну? (на лавку в угол – это почетно) Мы подтвердили предположение царевны. -Так почему именно семь богатырей? (слайд) Физ.минутка А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках») Молодцы, немножко отдохнули. Оно -О чем речь? -В каком эпизоде говорится о яблоке? -Как вы думаете, а почему мачеха отравила царевну именно яблоком? (слайд) Опять А.С. Пушкин в скрытой форме нам показал, что царевне угрожает смерть. -Итак, царевна отравилась яблоком, что было потом? -А почему в гроб хрустальный? Давайте вернемся к нашим краскам. На второй половине листа цветом покажите, какой вы видите царевну А.С. Пушкин сравнивает душу царевны с хрусталем. (слайд) |
Цифра 7, в названии сказки Эпизод встречи с 7 богатырями Между тем всё шла да шла О яблоке Когда царица пришла в дом богатырей, чтобы отравить царевну Яблоко –любовь, но и запретный плод, зло Связь с иным миром, смерть Богатыри отнесли царевну в хрустальном гробу в гору Хрусталь – чистота, невинность |
Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю |
-Ребята, давайте вспомним, каких героев автор называет по имени? -А вы знаете, что обозначают их имена?(Елисей –спаситель) -Кто приходит на помощь Елисею? Наизусть инсценировка -А почему помог именно Ветер? Как к нему обращается Елисей? -(из ГИА) Какое значение в этом эпизоде играет образ ветра? -Как передается трагизм чувств Елисея? (слайд) |
Елисей и Соколко Силы природы Наизусть отрывки диалогов Елисея с Солнцем, Месяцем, Ветром Ветер является символом времени, пространства, скорости, а также возрождения |
Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке А.С. Пушкина все неслучайно. Убедились ли мы в этом? Обращая внимание на что? (символы и детали) Действительно, мы убедились, что все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл. Мне очень хочется, чтобы любое произведение заставляло вас задуматься над каждым словом. Помните, что в книге нет ничего случайного. Кроссворд в тетради на печатной основе (если останется время) |
все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл, автор пытается с помощью символов, деталей показать глубину, скрытую в сказке, в этом А.С. Пушкин очень близок к русской народной сказке |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. |
Рабочая тетрадь на печатной основе (с.7-8), прочитать немецкую сказку «Снегурочка», отметить, с какими сказками перекликается, найти символы Подготовиться к сочинению |