Найти и записать описание двух предметов текст сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Страница 12 из 35

Ответы к странице 56-57. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Ответ:

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.

Героиня Внешний вид                  Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                                                   Но зато горда, ломлива,
                                                   Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?

Ответ:

Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Ответ:

К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

Ответ:

«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Ответ:

        Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Ответ:

 Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Ответ:

Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

Ответ:

1. Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

Ответ:

               План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Ответ:

 Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

Восстанови последовательность событий в сказке.

Свадьба царя. (2)

Волшебное зеркальце царицы. (3)

Чернавка выполнила наказ царицы. (5)

В доме у богатырей. (6)

Ожидание царицы и возвращение царя. (1)

Поиски царевны королевичем Елисеем. (8)

Свадьба королевича Елисея и царевны. (9)

Смерть царевны. (7)

Чернавка и царевна в лесу. (4)

Дополни план, запиши его. Перескажи одну часть.

 Отъезд царя.

Ожидание царицы и возвращение царя.

Царевна родилась, царица умерла.

Свадьба царя. Новая царица. Волшебное зеркальце.

Чернавка и царевна в лесу.

Чернавка выполнила поручение царицы.

В доме у богатырей.

Ядовитое яблоко. Смерть царевны.

Поиски царевны королевичем Елисеем.

Свадьба королевича Елисея и царевны.

Рассмотри обложки книг. Знакомы ли тебе эти сказки? Что в них общего? Запиши.

В
сказках «Спящая красавица», «Белоснежка» и «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» похожий сюжет: злая героиня хочет навредить доброй, молодой и
красивой девушке, девушка засыпает долгим сном или умирает. Разбудить девушку
может только поцелуй прекрасного принца. В сказках «Белоснежка» и «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях» девушка остается без матери, новая жена отца
пытается погубить ее, девушка скрывается в лесу (у гномов или богатырей),
мачеха, переодевшись, угощает ее отравленным яблоком, девушка умирает. В стеклянном
гробу ее находит принц.

Составь и запиши аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов».

Аннотация к сказке
братьев Якоба и Вильгельма Гримм «Белоснежка и семь гномов».

В одном королевстве жили король с королевой. Однажды
королева, сидя у окна, замечталась о дочке с белой кожей и черными волосами. Ее
мечты сбылись, и вскоре она родила дочку Белоснежку, но сама умерла. Король
женился вновь, новая королева была злой и высокомерной, любила любоваться на
себя в волшебное зеркальце. Однажды злая королева приказала псарю отвести
Белоснежку в лес и убить ее. Псарь пожалел Белоснежку и отпустил ее в лесу.
Белоснежка набрела в лесу на домик гномов. Гномы подружились с Белоснежкой.
Злая королева узнала от зеркальца, что Белоснежка жива. Она трижды приходила в
лес, переоделась то торговкой, то старушкой, то крестьянкой, пыталась убить
Белоснежку то шнуровкой, то ядовитым гребнем, то отравленным яблоком. Откусив
ядовитое яблоко, Белоснежка умерла, и гномы положили ее в хрустальный гроб и
отнесли на вершину горы. Однажды приехал в те края королевич и попросил у
гномов отдать ему гроб с Белоснежкой. Пока несли гроб, гномы споткнулись, кусок
ядовитого яблока выскочил из горла Белоснежки, она ожила. Белоснежка и принц
поженились, а злая мачеха умерла от зависти.

Герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»:
король, королева, Белоснежка, семь гномов, псарь, принц.

Сравни «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях и сказку «Белоснежка и семь гномов». Данные сравнения занеси в таблицу.

Параметры сравнения «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Белоснежка и семь гномов»
Автор А.С.Пушкин Братья Вильгельм
и Якоб Гримм
Главные
герои
Король,
королева, Белоснежка, 7 гномов, принц, псарь
Царь,
царица, Царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, чернавка
Главная
мысль
Добро
всегда побеждает, а зло будет наказано
Добро
всегда побеждает, а зло будет наказано
Основные
события
Мать
Белоснежки умирает. Король женится второй раз, мачеха оказывается злой. Она
приказывает отвести Белоснежку в лес и убить, но Белоснежка оказывается в
доме у 7ми гномов. Мачеха подает Белоснежки отравленное яблоко и она умирает.
Гномы оставляют ее на горе в хрустальном гробу. Приезжает принц и Белоснежка
оживает. Свадьба. Злая мачеха умирает.
Мать
Царевны умирает. Царь женится второй раз, мачеха оказывается злой. Она
приказывает отвести Царевну в лес и убить, но царевна оказывается в доме у
7ми богатырей. Мачеха подает Царевне отравленное яблоко и она умирает.
Богатыри оставляют ее на горе в хрустальном гробу. Приезжает королевич Елисей
и Царевна оживает. Свадьба. Злая мачеха умирает.
Волшебные
помощники
Зеркальце,
гномы
Зеркальце,
Месяц, солнце, ветер
Окончание
сказки
Белоснежка
ожила, вышла замуж за принца, а мачеха умерла от зависти и злости
Царевна
ожила, вышла замуж за царевича Елисея, а царица умерла от зависти и злости

Назад к содержанию

А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Краткое содержание с цитатами и кратчайшее изложение для читательского дневника. Смотреть мультфильм. 4 класс.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — стихотворное произведение А. С. Пушкина, написанное осенью 1833 года в Болдине.

В основу сказки положен очень древний сюжет, который встречается у народов Европы, Африки и Азии. Аналогичная история рассказывается в «Белоснежке» братьев Гримм, в сборнике «Тысяча и одна ночь» и в русской народной сказке «Волшебное зеркальце». Именно эту русскую сказку о волшебном зеркальце Пушкину рассказывала няня Арина Родионовна.

Полный текст и аудиосказка

Полный текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» можно прочитать в «Викитеке».

Аудиоверсия доступна на YouTube в исполнении Олега Табакова:

Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне»

Любимая жена-царица родила супругу дочь, а вскоре умерла. Царь погоревал, но через год женился на другой — гордой и злой красавице. У новой царицы было волшебное говорящее зеркальце, у которого она любила спрашивать:

«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Каждый раз зеркальце отвечало, что на свете нет никого красивее царицы: «Ты, конечно, спору нет».

Тем временем падчерица-царевна подросла, похорошела и приготовилась выйти замуж за королевича Елисея. Незадолго до свадьбы царица вновь спросила зеркало: «Я ль, скажи мне, всех милее?». Но в этот раз волшебное зеркальце ответило, что юная царевна затмила мачеху своей красотой.

Разгневалась царица и велела своей служанке Чернавке увести девушку в лес, связать и бросить на съедение волкам. Однако служанка пожалела царевну и отпустила на все четыре стороны.

Царевна шла по лесу и набрела на уютный терем — большой деревянный дом: «Видит девица, что тут / Люди добрые живут». Девушка убралась в доме, затопила печь и легла отдохнуть.

Вскоре появились хозяева — семеро богатырей. Обрадовавшись порядку, они обратились к неведомому гостю:
«Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Так царевна стала жить вместе с братьями-богатырями, вести хозяйство в их доме. Богатыри полюбили её, но выходить замуж за кого-то из них девушка отказалась:

«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Между тем злая царица вновь спросила волшебное зеркало, кто прекраснее всех в мире. И зеркало поведало, что лучше всех красавица-царевна, которая живёт у семи богатырей. Мачеха решила извести девушку.

Когда семерых братьев не было дома, к царевне явилась нищая старушка-монахиня и угостила отравленным яблоком. Откусив кусочек, девушка упала без чувств. Богатыри, вернувшись в терем, увидели, что она не дышит. Братья уложили царевну в хрустальный гроб и отнесли в укромную пещеру. А царица наконец услышала от зеркала желанные слова: «Ты на свете всех милее».

Тем временем невесту без устали искал королевич Елисей. Никто из людей не мог помочь ему, и тогда юноша обратился к солнцу и месяцу. Те ответили, что не встречали девушку. Но Елисей не сдавался и обратился с вопросом к ветру:

«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»

Ветер указал Елисею пещеру, где в гробу лежит его невеста. Поспешив в пещеру, рыдающий царевич ударился о хрустальный гроб, разбил его, и девушка пробудилась ото сна. Вместе с царевной они поспешили домой.

Злая царица, узнав об этом и увидев царевну, умерла от тоски, а Елисей с невестой сыграли свадьбу.

И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Кратчайшее содержание для читательского дневника

Злая мачеха-царица узнала от волшебного зеркальца, что падчерица-царевна красивее её. Она велела отвести девушку в лес на съедение волкам, но та спаслась и нашла убежище в доме у семи братьев-богатырей.

Узнав об этом, царица под видом старой нищенки подсунула падчерице отравленное яблоко. Откусив кусочек, девушка уснула мёртвым сном. Богатыри похоронили её в пещере в хрустальном гробу.

Жених царевны королевич Елисей искал её по всему свету. Ветер указал ему дорогу к пещере. Там королевич разбил хрустальный гроб, и девушка проснулась. Они с царевной поженились, а злая царица умерла от тоски.

Главная мысль сказки: добро побеждает зло, а любовь сильнее смерти.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны

Тема

Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цель

пробудить интерес к анализу художественного произведения для постижения смысла литературной сказки

Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказки А.С. Пушкина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказки литературной от народной

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Сказка, литературная сказка, символ, деталь, образ

Межпредметные связи

Речь и культура речи, история, искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, учебник Литература 5 кл. Учеб.-хрест. для общеобраз. учрежд. В 2 ч. ч. 1/ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.:Просвещение, 2009, рабочая тетрадь на печатной основе

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Методы и приемы обучения

Комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установления соответствий), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом

Эпиграф

Пушкинская сказка – прямая наследница народной.

С.Я. Маршак

А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль…

С.Я.Маршак

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель: Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»

Доброе утро, ребята. Садитесь. Начнем мы наш урок … Правильно, со скороговорок:

Сказочник на скамейке рассказывал сказки

У Антипа росла одна липа,

А Филипп посадил семь лип.

3. Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака.

Думаю, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Из урока в урок мы с вами пытаемся доказать, что в художественном произведении все неслучайно, любая художественная деталь, символ в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня еще раз убедимся.

Я предлагаю наш урок провести в форме исследования.

Вы – члены научного общества. Я – ваш руководитель.

Объект нашего исследования (что мы будем исследовать) — сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования: Роль символов и деталей в литературной сказке

Гипотеза (предположение): все в сказке А.С. Пушкина неслучайно

Так как сказка у нас (какая? по типу) волшебная, то разрешите мне выступить в роли волшебника. А раз я волшебник, то у меня есть свои волшебные предметы. Моим основным помощником сегодня станет КНИГА(ПРЕЗЕНТАЦИЯ), которая будет служить нам справочником, в ней вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы.

Называют объект, тему исследования, гипотезу (предположение)

Вспоминают типы сказок: волшебная, бытовая, о животных

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

-Давайте, мои дорогие, начнем наше исследование с темы.

-Какие слова вам показались непонятными? (символ, деталь)

Начнем разбираться. Начнем со слова «сказка»

-Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

(слайд)

Для того, что бы проверить, обратимся к волшебной книге

-Какая сказка называется литературной? В чем ее отличие от народной?

Молодцы, вы, действительно, все знаете

Теперь давайте попробуем догадаться, что такое символ и деталь. А для этого нам надо обратиться к … толковому словарю.

(слайд)

Отвечают на вопросы

Определение сказки, чем литературная от народной отличается

Что такое символ и деталь, работа со словарем

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания

Цель -развитие читательских умений.

Переходим к 1 этапу нашего исследования. Давайте вспомним, какой цвет преобладает в начале сказки? Обратимся к тексту (зачитывают отрывок)

-Почему?

-Что символизирует БЕЛЫЙ цвет?

-А в сказке что символизирует?

Обратимся к нашей книге

(слайд)

А теперь послушайте небольшой отрывок из рок-оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

-Какую музыку вы услышали?

-О какой вещи из сказки идет речь?

-Что мы знаем о зеркале из сказки?

-Каким волшебным свойством оно обладало?

-А вы не задумывались, почему именно зеркало?

Обратимся к книге (слайд)

-Кому принадлежало зеркало сказке?

Найдите строчки, в которых описывается царица

-Какими эпитетами (что такое?) награждает ее АСП?

-Никого не напоминает?

-Давайте вспомним, в каком эпизоде нам дается ее истинное лицо?

-Каким цветом можно выразить чувства, настроение царицы?

Перед вами на столах лежат краски и листы. Согните листок пополам и закрасьте цветом/цветами, которые, как вам кажется, передают образ царицы

-Откройте свою рабочую тетрадь на печатной основе (стр. 7)

Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова «чёрный».

Укажите, какое из этих значений имеет оно в данном предложении:

Она, чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей.

ДЛЯ СПРАВОК:

А) Цвет сажи, угля.

Б) Испачканный чем-либо, грязный.

В) Физически тяжёлый, грязный труд.

Г) Горестный, безрадостный, тяжёлый, мрачный.

Д) Злостный, коварный, преступный.

-Кто знает, что обозначает черный цвет?

(слайд)

Получается, что А.С. Пушкин прямо не говорит , что мачеха — ведьма, а при помощи предметов, деталей, символов показывает нам это.

Работа с текстом сказки

Белый цвет – символ света, чистоты, но также –символ смерти, холод, одиночество, знак общественного положения (благородство)

Музыку услышали волшебную, загадочную, тревожную

О зеркале

Что оно дано было царице, умело говорить, т.е. обладало волшебным свойством. Зеркало –связь с потусторонним миром. Принадлежало ведьмам

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела: 
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?»

Царице много черного, черный –цвет смерти, колдовства, магии, злоба, подлость

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Ребята, а какая цифра встречается в сказке?

-В каком эпизоде?

Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (8.08.-09.45мин)

-Давайте обратим внимание на то , как описывает А.С. Пушкин дом богатырей (чит. отрывок)

-Как называет его?

«Терем» — см. сл. Даля

-Действительно ли живут люди добрые?

-Как это поняла царевна?

-Что она сразу заметила? (Печь -см. сл. Даля)

-Еще о каком предмете быта говорит А.С. Пушкин? (стол дубовый)

Обеденный стол у славян именно в красном углу и у каждого свое место.

-Ребята, а куда богатыри посадили царевну? (на лавку в угол – это почетно)

Мы подтвердили предположение царевны.

-Так почему именно семь богатырей?

(слайд)

Физ.минутка

А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках»)

Молодцы, немножко отдохнули.

Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…

-О чем речь?

-В каком эпизоде говорится о яблоке?

-Как вы думаете, а почему мачеха отравила царевну именно яблоком?

(слайд)

Опять А.С. Пушкин в скрытой форме нам показал, что царевне угрожает смерть.

-Итак, царевна отравилась яблоком, что было потом?

-А почему в гроб хрустальный?

Давайте вернемся к нашим краскам. На второй половине листа цветом покажите, какой вы видите царевну

А.С. Пушкин сравнивает душу царевны с хрусталем.

(слайд)

Цифра 7, в названии сказки

Эпизод встречи с 7 богатырями

Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

О яблоке

Когда царица пришла в дом богатырей, чтобы отравить царевну

Яблоко –любовь, но и запретный плод, зло

Связь с иным миром, смерть

Богатыри отнесли царевну в хрустальном гробу в гору

Хрусталь – чистота, невинность

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

-Ребята, давайте вспомним, каких героев автор называет по имени?

-А вы знаете, что обозначают их имена?(Елисей –спаситель)

-Кто приходит на помощь Елисею?

Наизусть инсценировка

-А почему помог именно Ветер? Как к нему обращается Елисей?

-(из ГИА) Какое значение в этом эпизоде играет образ ветра?

-Как передается трагизм чувств Елисея?

(слайд)

Елисей и Соколко

Силы природы

Наизусть отрывки диалогов Елисея с Солнцем, Месяцем, Ветром

Ветер является символом времени, пространства, скорости, а также возрождения

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке А.С. Пушкина все неслучайно. Убедились ли мы в этом? Обращая внимание на что? (символы и детали)

Действительно, мы убедились, что все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл.

Мне очень хочется, чтобы любое произведение заставляло вас задуматься над каждым словом. Помните, что в книге нет ничего случайного.

Кроссворд в тетради на печатной основе (если останется время)

все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл, автор пытается с помощью символов, деталей показать глубину, скрытую в сказке, в этом А.С. Пушкин очень близок к русской народной сказке

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь на печатной основе (с.7-8), прочитать немецкую сказку «Снегурочка», отметить, с какими сказками перекликается, найти символы

Подготовиться к сочинению

   

  • Найти и выписать в тетрадь по литературе крылатые слова и выражения из русских сказок
  • Найти русскую народную сказку о животных
  • Найти все сказки александра сергеевича пушкина
  • Найти волшебную сказку легенду своего народа
  • Найти волшебную сказку для 5 класса