Найти стихи рассказы повести о музыке и музыкантах 5 класс

Обновлено: 11.01.2023

У Окуджавы песня «Музыкант играл на скрипке». Притча о слепом лирнике Остапе из автобиографической повести о детстве «Далекие годы» Паустовского.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Эдвард Григ
Утро (Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет)

Вот можно Смычок летал по гневным струнам,
И звуки дивные лились,
Взор музыканта вдохновенный
Был устремлен куда-то ввысь.

Он был не здесь, не в этом зале.
Здесь ничего еще не знали.
И были девственно чисты
Его глаза, его черты.

Как увлекаемые вихрем,
Друг друга пальцы торопили,
И слезы капали на скрипку,
Сильнее петь ее молили.

Она, безумствуя, рыдала,
И он, подобно божеству,
Стоял в сиянии начала,
И открывался волшебству.

И верил свято в эти звуки,
И возносилось все вокруг.
И тени, лица, взгляды, руки,
Сливаясь, покидали круг.

О, как тесны и безнадежны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мы внимательно слушаем музыку, восхищаемся виртуозной игрой музыкантов. Всегда интересно почитать, как возникла музыка, как рождались звуки; и какие произведения (сказки, стихи, рассказы) затрагивают тему музыки и музыкантов. Приводим список лишь некоторых произведений, касающихся музыкальной тематики.

Братья Гримм – знаменитые немецкие лингвисты. Они писали о золотой птице и о мальчике-с-пальчике, о Красной Шапочке и трёх счастливчиках… Ряд произведений двух братьев Гримм, собирателей сказок, — о музыке и музыкантах.

Ознакомиться с баснями И.А.Крылова о музыке и музыкантах, можно здесь.

С работами Осипа Мандельштама о музыке можно ознакомиться здесь

Стихи о музыке русских поэтов можно почитать здесь

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сегодня мы вспомним троих композиторов — людей, близко прикасавшихся к этой тайне.

Георгий Васильевич Свиридов (1915 — 1998),

в своём творчестве постоянно обращался к вокальным жанрам, удивительно чутко относился к тексту, подчёркивая значение каждого слова ритмом, интонациями, тембром. Даже инструментальную музыку композитора часто сравнивают с песней.

Послушайте «Романс» Г. В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». О чём могли бы быть слова в этом произведении?

В. Астафьев в своём рассказе «Слово о Мастере», посвящённом Г. В. Свиридову, так отзывался об истоках его музыки: «Будучи золотой осенью на Курщине (на родине композитора в Курской области), я открыл для себя — отсюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности тот нежный и непреклонный зук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимой тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: выстоять!»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следующего композитора называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом и свои произведения создавал только для любимого инструмента.

Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 — 1849).
Судьба его сложилась так, что он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине — во Франции. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли . Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны — в этих и других жанрах творил Шопен. Тело Шопена покоится в Париже, сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве . Гений композитора принадлежит всему миру.
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги — мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, —
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка — ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
(Лев Озеров)
Поэт Лев Озеров посвятил несколько стихотворений музыке польского композитора. Одно из них создано под впечатлением знаменитого Вальса № 7. Перейдя по ссылке, послушайте, как исполняет Вальс ваш ровесник.
Вот фрагмент поэтического текста. Совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг
,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
С тайной связано имя следующего композитора. Много легенд сложено о его жизни и смерти, о творчестве — от первых сочинений маленького вундеркинда до загадочной истории написания последнего произведения — траурного «Реквиема» . Перейдя по ссылке, вы сможете побольше узнать об этой истории.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791) — великий австрийский композитор.

Я жил недолго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел
Никто. Друзья простились у ворот,
Мой гроб не проводили до могилы.
Я не был похоронен. Снова жажду
Живую душу в музыке излить!
Но реквием дописывать не стану —
Прощаться с жизнью больше не хочу.
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:
Печальна мудрость и мудра печаль,
Но высшая на свете мудрость — Радость!
Ах, к радости вернёмся! Наконец
Вернёмся же к себе самим, какими
По замыслу природы быть должны.
Я понял, я постиг: жизнь — это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и нежность,
И музыку! Всё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту —
И музыку услышите везде.
Всё — музыка! Всё — радость!
(Лев Болеславский. Фрагмент из поэмы «Моцарт»).
Какое произведение гениального композитора вдохновило поэта? Возможно, «Маленькая ночная серенада»? Послушайте фрагмент первой части этого шедевра. Наверное, тому, кто внимательно вслушался в волшебные звуки, не нужно объяснять, почему чешский композитор Антонин Дворжак как-то сказал: «Моцарт — это солнце!»

«В ней что-то чудотворное горит» — написала о музыке Анна Андреевна Ахматова. Разгадали мы с вами тайну звуков? Вряд ли. Нужна ли нам эта разгадка? Каждый пусть решает сам. А теперь вам предстоит ответить на вопросы домашнего задания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. О чём могли бы быть слова в «Романсе» Г. В. Свиридова? Сколько в нём куплетов?
2. Армянский поэт Ашот Граши написал о Шопене:
«Гармонии задумчивый поэт.
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах».
Почему в стихах композитор Ф. Шопен назван поэтом?
3. Дописал ли В. А. Моцарт до конца «Реквием»? Если нет — кто закончил произведение?
4*.Какие ещё произведения Г. В. Свиридова. Ф. Шопена, В. А. Моцарта вы можете назвать?

Музыкант играл на скрипке,
Я в глаза ему глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал,
Я по небу летел.
Я не то, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
А еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь.
Отчего ж с ней церемониться,
Чего ее беречь.

Я помню вальса звук прелестный

Я помню вальса звук прелестный—
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?!

Баллада о пианисте

Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных, —
Тогда священна ты,-ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поет в тебе одна струна —
Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты — как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.

Смычок и струны

Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых.
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно. »
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось.
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил
До утра свеч. И струны пели.
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

Мандельштам

За Паганини длиннопалым
Бегут цыганскою гурьбой —
Кто с чохом чех, кто с польским балом,
А кто с венгерской немчурой.
Девчонка, выскочка, гордячка,
Чей звук широк, как Енисей,-
Утешь меня игрой своей:
На голове твоей, полячка,
Марины Мнишек холм кудрей,
Смычок твой мнителен, скрипачка.
Утешь меня Шопеном чалым,
Серьезным Брамсом, нет, постой:
Парижем мощно-одичалым,
Мучным и потным карнавалом
Иль брагой Вены молодой —
Вертлявой, в дирижерских фрачках.
В дунайских фейерверках, скачках
И вальс из гроба в колыбель
Переливающей, как хмель.
Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было — ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету.

Сумасшедший шарманщик

Каждый день под окошком он заводит шарманку.
Монотонно и сонно он поет об одном.
Плачет старое небо, мочит дождь обезьянку,
Пожилую актрису с утомленным лицом.
Ты усталый паяц, ты смешной балаганщик,
С обнаженной душой ты не знаешь стыда.
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Мои песни мне надо забыть навсегда, навсегда!
Мчится бешеный шар и летит в бесконечность,
И смешные букашки облепили его,
Бьются, вьются, жужжат, и с расчетом на вечность
Исчезают, как дым, не узнав ничего.
А высоко вверху Время—старый обманщик,
Как пылинки с цветов, с них сдувает года.
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Этой песни нам лучше не знать никогда, никогда!
Мы—осенние листья, нас бурей сорвало.
Нас всё гонят и гонят ветров табуны.
Кто же нас успокоит, бесконечно усталых,
Кто укажет нам путь в это царство весны?
Будет это пророк или просто обманщик,
И в какой только рай нас погонят тогда.
Замолчи, замолчи, замолчи, сумасшедший шарманщик,
Эту песнь мы не сможем забыть никогда, никогда!

Закат ударил в окна красные

Закат ударил в окна красные
И, как по клавишам стуча,
Запел свои напевы страстные;
А ветер с буйством скрипача
Уже мелодии ненастные
Готовил, ветвями стуча.
Симфония тоски и золота,
Огней и звуков слитый хор,
Казалась в миг иной расколота:
И такт, с певцом вступая в спор,
Выстукивал ударом молота
Незримый мощный дирижер.
То вал стучал в углы прибрежные,
Ломая скалы, дик и пьян;
И всё: заката звуки нежные,
Сверканье ветра, и фонтан,
Лепечущий рассказы снежные,
Крыл гулким стуком Океан!

Я в музыку порой иду, как и океан,
Пленительный, опасный—
Чтоб устремить ладью сквозь морок и туман
К звезде своей неясной.
И парус и меня толкает ветер в грудь.
Я в темноте ненастной
Через горбы валов прокладываю путь,
Влекомый силой властной.
Я чувствую себя ристалищем страстей
Громады корабельной,
Смешением стихий, просторов и снастей,
Могучей колыбельной.
Но никнут паруса, и в зеркале воды—
Ты, лик моей беды.

Мазурка Шопена

Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!
Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.
И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.
И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка-мазурка,
покачивая головой.
Как эта, с бедными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?
Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.

Как начинал Вивальди

Малыш Вивальди к папе подошел,
Взглянул на скрипку мастера игры,
Взял за руку и в класс его повел,
— Хочу учиться я, играть как ты!
Но песню я смогу придумать сам,
Такую, что взлетит до облаков,
И медом потечет по небесам,
Не будет ей преград, границ, оков!
Ее сыграют ангелы в раю,
И примадонн почивших славный хор,
Легко-легко подхватит песнь мою,
Всем нотным правилам наперекор.
Под музыку закружится балет,
Из балерин, котят и голубей…
Я точно знаю, лучше песни нет,
Той песни, непридуманной моей!
Отец, послушав сына, так решил:
Фантазии ему не занимать,
Талантов Бог парнишку не лишил,
Пойду-ка, научу его играть!

Царил на сцене виртуоз,
Струился хАос разных звуков,
По коже пробегал мороз,
От скорби тягостной и мУки.
Вмиг ропот тАинства зловещий,
растрогал зал своей мольбой,
и пел смычок о чем то вечном ,
с любовью трепетной,тоской.
Смеялась скрипка чуть визжа,
пчелы послышалось жужжанье
аккорды в воздухе кружась,
рождали тайные желанья.
Под впечатл автобиогр повести
о Никколо Паганини.

Контрабас позабытый и старый,
Что пылился в потертом футляре
Приглашен был без тени улыбки
Молодою красивою скрипкой
В «Сказки Венского леса»,
В чуднозвучный экстаз.
«Сказки Венского леса»
Исполнял симфоджаз.
Он проникся мелодией сладкой,
Но минуты блаженства так кратки.
Так подчас серость дней и ненастье
Нас влекут в сказку в поисках счастья.
Скрипка с юным красивым кларнетом
Зазвучала единым дуэтом,
А затем, равнодушно, без боя
Уступила в «piano» гобою.
Контрабасово сердце стучало,
Но начнешь разве сказку сначала?
Не найти в этой теме веселой
Места блюзу басового соло.
Он с надеждой взирал на пюпитр.
Все же им пренебрег композитор,
Отобравший чудесные краски
У его несвершившейся сказки.
Проживает в потертом футляре
Контрабас позабытый и старый,
Симфоджаз без басового звука,
Жизнь без сказки. несносная скука.

Что такое песня?

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!

Ура! На тропке узенькой
Встречаются порой
Стихотворенье с музыкой,
Как парочка весной…
И той порой, сердечные,
Сливаются тогда
Они в понятья вечные,
Как – воздух, хлеб, вода.
Поют они чудеснее,
Звучат ещё светлей
И, став хорошей песнею –
Порадуют людей!

Нет на свете лучше инструмента:
Голоса, что музыкой живёт.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт…
Будто бы звучат органа трубы –
Тело так людей напряжено,
О святом о чём-то шепчут губы,
Что с молитвою сопряжено.
Вознесётся голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
И летает звук, не улетая,
Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живёт:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовёт.
Звуки всё просторней, всё согласней,
Будто наполняют паруса…
Я не знаю музыки прекрасней,
Чем людские эти голоса!

стихи о музыке

Приглашаем вас почитать красивые стихи о музыке и музыкантах известных и современных авторов. Поэты слышат звуки музыки во всём: в шорохе листьев, в журчании ручья, в шуме набегающих на берег волн, в мерцании ночных звёзд, в любом времени года…

Музыка любовь рождает, за собой зовёт…

Короткие, красивые стихи о музыке

Вальс Шопена

Под сенью звёзд, под вальс Шопена,
В прозрачном мире тишины,
Взлететь с мелодией за стены,
Коснувшись неба и луны.

Ловить комету жадным взглядом
И слушать дальние миры,
И ощутить бескрайность рядом,
Под звук божественной игры…
Андрей Блинов

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Ирина Волобуева

Короткие, красивые стихи о музыке

Музыка любовь рождает, за собой зовёт…
Пусть в октаве только лишь семь нот…
Я мелодию сыграю … И душа поёт…
Это вдохновение и полет….

Клавиш бережно касаясь, прозвучит аккорд…
Все как будто сразу оживет…
Песня облаком взлетает и летит вперед…
И до звезд на крыльях нас несет…
Валентина Быковская

Музыкант

Мелодии: та хороша,
А эта – прелестна…
Наверно, музыка – душа,
Чем нам и интересна!
Её дыхание – в крови,
Чтоб грудь не задыхалась!
Её страдания – в любви,
А мысль – в молчанье пауз.
И я завидовал не раз
Бегущим быстрым пальцам,
Когда они с тобою нас
Одаривали вальсом…
Когда б я мог, когда б я мог!
Та чаща – не испита.
И сердце съёжилось в комок,
Всё музыкой облито.
Вадим Семернин

Вот музыка та, под которую…

Вот музыка та, под которую
Мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории,
И дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
Легко, до скончания дней…
Меня же оставьте с той музыкой:
Мы будем беседовать с ней.
Булат Окуджава

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
Александр Блок.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Аристотель

Стихи о музыке и музыкантах известных поэтов

Я в музыку порой иду, как в океан

Стихи о музыке и музыкантах известных поэтов

Как хорошо, что с давних пор…

Как хорошо, что с давних пор
Узнал я звуковой узор,
Живущий в пении органа,
Где дышат трубы и меха,
И в скрипке старого цыгана,

И в нежной дудке пастуха.
Он и в печали дорог людям,
И жизнь, которая течёт
Так суетливо в царстве буден,
В нём обретает лад и счёт.
С. Маршак

Музыка

Я в музыку порой иду, как в океан,
Пленительный, опасный—
Чтоб устремить ладью сквозь морок и туман
К звезде своей неясной.
И парус и меня толкает ветер в грудь…
Я в темноте ненастной
Через горбы валов прокладываю путь,
Влекомый силой властной.
Я чувствую себя ристалищем страстей
Громады корабельной,
Смешением стихий, просторов и снастей,
Могучей колыбельной…
Но никнут паруса, и в зеркале воды—
Ты, лик моей беды.
Шарль Бодлер

Музыка

Материя сия бесплотна,
В руках нести её нетрудно.
Рембрандт писал свои полотна,
А Моцарт изваял на струнах.

Божественная власть органа,
Пленительная нежность арфы.
Еретики сожгли Джордано,
Но музыка — превыше мафий.

Фиорды Грига пахнут хвоей,
От них в душе моей светает.
Ах, музыка! Она не ходит,
Не ползает — она летает!
Виктор Боков

Музыка

Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони,
Одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.

Прислушайтесь…
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки,
Что рождаются в цветах!
А скрипачи…
Вон сколько их!
Взгляните…
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.

Здесь все поет…
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву…

Звуки музыки

Есть в музыке такая неземная,
Как-бы не здесь рожденная печаль,
Которую ни скрипка, ни рояль
До основанья вычерпать не могут.
И арфы сладкозвучная струна
Или органа трепетные трубы
Для той печали слишком, что ли, грубы
Для той безмерной скорби неземной.
Но вот они сошлись, соединясь
В могучее сообщество оркестра,
И палочка всесильного маэстро,
Как перст судьбы, указывает ввысь.
Туда, туда, где звездные миры,
И нету им числа и нет предела.
О, этот дирижер — он знает дело.
Он их в такие выси вознесет!
Туда, туда, все выше, все быстрей,
Где звездная неистовствует фуга…
Метет метель. Неистовствует вьюга.
Они уже дрожат. Как их трясет!
Как в шторм девятибальная волна,
В беспамятстве их кружит и мотает,
И капельки всего лишь не хватает,
Чтоб сердце, наконец, разорвалось.
Но что-то остается там на дне,
И плещется в таинственном сосуде,
Остаток, тот осадок самой сути,
Ее безмерной скорби неземной.
И вот тогда, с подоблачных высот,
Той капельки владетель и хранитель,
Нисходит инопланетянин Моцарт
И нам бокал с улыбкой подает:
И можно до последнего глотка
Испить ее, всю горечь той печали,
Чтоб чуя уже холод за плечами,
Вдруг удивиться — как она сладка!
Юрий Левитанский

(Под впечатлением музыки Скрябина)
Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское — бемоль —
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.
К. Бальмонт

Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да еще ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда,
Чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда.
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь.

Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь
И вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословенью я по небу лечу.
Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
Булат Окуджава

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Ралф Уолдо Эмерсон

Красивые стихи про музыку и осень

Слушая музыку осени…

Красивые стихи про музыку и осень

Обнажённая музыка

Обнажённой музыкой задождила осень,
Небо – бело-синее, тёмных клавиш просинь.
Солнца лик – под шляпою, за вуалью тучи.
Обнажённой девою, с голосом певучим,
Осень разыгралась, нотами дождинки.
До чего же странная – инеем слезинки.
Талия – как скрипка, у осенней девы…
Хоть и музыкальна, но грустны напевы.
…Обнажённой музыкой задождила осень.
Натали Самоний

Осень

Осенний дождь мне музыкой звучит,
Листва кружится, опадая в лужи.
Как мне легко, когда весь мир молчит
Ему покой, поверьте, тоже нужен.
Анна Ма

Музыка Осени

Мелодию грустную Осень играет
На флейте октябрьских ветров,
И жёлтые листья на землю слетают –
Всё толще их мягкий покров.

И ветром подхваченный шорох печальный
Волною летит к небесам –
И слышным едва лишь отзвуком дальним
Несётся обратно к лесам…
Яна Воронец

В музыке этой дождей налетевшая грусть,
Легкая дымка и стылость осенних туманов.
Только я верю и знаю, что в лето вернусь-
Осень прекрасна, но жить ей одною мне рано…

В музыке осени…

В музыке осени тайны звучания,
Неба бездонного звездная грусть,
Легкою поступью дней расставания,
Сыплется веер желаний… и пусть…

Дождик осенний очистит природу,
Смоет тревожную сердца печаль,
Тучки закружатся по небосводу,
И застучит перестуком хрусталь.

Листья напьются нежной истомой,
Тихо замрут в ожиданьи зимы,
Солнце окутает легкою дремой,
Ветер нашепчет волшебные сны.

Циклы и фазы прихода энергии
Вновь наполняют ритмами грудь,
Дух восхищается силой элегии,
Мерой гармонии строится путь.

Космоса волны пронзают надеждой,
В дождика каплях — буря стихий,
Вихри даруют навет безмятежный,
Осени сказку и красочный стиль.

Льется, струится, чарует мелодия,
Золота светом и цветом мечты,
Слышится песня и звуков рапсодия,
Осень творит кружева красоты.

Слушая музыку осени…

Пусть осталось меньше нам света и тепла,
Но какую музыку осень принесла!
Там, в краю березовом, все журчит ручей
И звучат мелодии памяти моей.
Где весной отчаянно пели соловьи,
Слышатся негромкие те слова твои,
И трубой серебряной журавлиный клин
Спел мне на прощание тот весенний гимн.
Тронул струны вольтовы ветер-гитарист,
Закружился с листьями, вальс сменив на твист.
В стороне от просеки, в зарослях осин
Проверяет клавиши старый клавесин.
Там, где сосны стройные, слышится орган,
Фугами наполнился поднебесный храм.
Дождь играет ритмами, звуком кастаньет,
Рассыпая в воздухе серебро монет.
Слушая элегию флейты в камышах,
Загрустили ивушки, листьями шурша.
Осыпаясь золотом, плачут у воды.
И поют Дубинушку старые дубы.
Марта Ливанова

Музыка осени

Очень многие считают —
Осень скуку навевает.
Дам совет я вам, друзья,-
Осень слушайте, как я.

Непрерывной чередой
Листья вьются надо мной,
В вальсах Штрауса кружатся
И на плечи мне ложатся.

Мелкий дождь упругой зернью
Простучал этюды Черни.
Налетел вдруг ураган-
Это баховский орган.

Стихла буря, и сквозь тучи
Вдруг пробился светлый лучик,
Он волос моих коснулся-
Это Моцарт улыбнулся

Слушай осень, слушай…слушай…
И тебе не будет скучно.
Даже хмурый день ненастный
Станет с музыкой прекрасным!

Музыка — высшее в мире искусство.
Лев Николаевич Толстой

Красивые стихи о музыке

Музыка у нас в сердцах

Красивые стихи о музыке

Музыка

О, музыка, – язык любви,
Язык всемирного общенья.
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью,

Как наполняют кровь и мысль,
Как успокаивают нервы,
Когда по залу пронеслись
Раскаты двух аккордов первых.

Мгновенно замер зал, затих, –
Запели трубы и фаготы,
И, словно мужественный стих,
Несут воинственные ноты.

А чудо тенора-альты
В союзе с томной девой-скрипкой
Влекут в просторы высоты…
И слезы искрятся с улыбкой.

Ты, музыка, – язык любви,
Созданье божьего свеченья,
Как очищаешь душу ты,
Как зажигаешь вдохновенье!
Людмила Кудрявцева

Ты и музыка

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.

Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,

Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною,
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою.

И я в её волнах тону, тону, тону
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы
Татьяна Зубкова

Льются звуки, печалью глубокой

Льются звуки, печалью глубокой.
Бесконечной тоскою полны:
То рассыплются трелью высокой,
То замрут тихим всплеском волны.

Звуки, звуки! О чем вы рыдаете,
Что в вас жгучую будит печаль?
Или в счастье вы веру теряете,
Иль минувшего страстно вам жаль?

Ваша речь, для ума непонятная,
Льется в сердце горячей струей.
Счастье, счастье мое невозвратное,
Где ты скрылось падучей звездой?
Вячеслав Иванов

Что такое песня?

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней
Потому что музыка у нас в сердцах!

Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.

Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
Вадим Семернин

Слушая музыку…

Не умею рассказывать музыку,
И не смею рассказывать музыку,
И немею, слушая музыку.
Немота моя – не помеха мне,
А для горести и для смеха мне.
Полнота бытия открывается
В час, когда слушаю музыку.
Вот и прадед с тобою встречается,
Щедрый, скаред с тобою встречаются,
Две эпохи с тобою братаются,
Пусть на час или мгновение
Чудодейственно это явление.
Небеса с землёю сближаются,
Поворот земли совершается,
Лютый холод в зной превращается
В час, когда я слушаю музыку.
Лев Озеров

Читайте также:

      

  • Ms sql server кратко
  •   

  • Эковас цель создания кратко
  •   

  • Отличие антисептиков от дезинфицирующих средств кратко
  •   

  • Полимеры термопластичные и термореактивные кратко
  •   

  • Прагматические аспекты перевода комиссаров кратко

В каких сказках, стихах, рассказах речь идет о музыке и музыкантах?Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мы внимательно слушаем музыку, восхищаемся виртуозной игрой музыкантов. Всегда интересно почитать, как возникла музыка, как рождались звуки; и какие произведения (сказки, стихи, рассказы) затрагивают тему музыки и музыкантов. Приводим список лишь некоторых произведений, касающихся музыкальной тематики.

Братья Гримм
«Чудаковатый музыкант»
«Бременские музыканты»
«Поющая косточка»

Братья Гримм – знаменитые немецкие лингвисты. Они писали о золотой птице и о мальчике-с-пальчике, о Красной Шапочке и трёх счастливчиках… Ряд произведений двух братьев Гримм, собирателей сказок, — о музыке и музыкантах.

Элинор Фарджон «Шарманка»
Элинор Фарджон (1881-1965) – английская писательница, автор занимательных, поучительных сказочных историй. Элинор Фарджон – первый лауреат важной премии Андерсена, присуждаемой лучшим детским писателям.

Г.Х.Андерсен «Соловей»
Г.Х.Андерсен (1805-1875) Кажется, сама царица сказок впустила писателя в свой мир чародейств и тайн, чудес и фантазий. Г.Х.Андерсен – всемирно любимый и почитаемый автор.

Урал богат не только дивными самоцветами и железной рудой, мощными заводами и красой природы. Главное его ценность – это люди. Среди них — замечательный писатель Евгений Пермяк. О музыке и музыкантах уральский писатель написал следующие произведения:
«На все цвета радуги»
«Пастух и скрипка»
«Тонкая струна»
«Счастливая труба»

Прочитать стихи о выдающемся музыканте Бетховене можно здесь. Автор стихов – знаменитый русский поэт, печатавшийся в журналах «Будильник», «Стрекоза», Константин Льдов.

Ознакомиться с баснями И.А.Крылова о музыке и музыкантах, можно здесь.

С работами Осипа Мандельштама о музыке можно ознакомиться здесь

А.Кичайкина «Как мы с Лешкой поступали в музыкальную школу»
Отзыв на это произведение можно прочитать здесь.

В.Бианки «Музыкант»
Отзыв на это произведение можно прочитать здесь.

Ю.Нагиин «Меломаны». Отзыв на этот рассказ можно прочитать здесь.

«Как меня учили музыке» И.Пивоварова. Слушать

«Интересный концерт» И.Пивоварова. Слушать

Русская народная сказка «Волшебная дудочка». Слушать

«Оркестр» Ю.Владимиров. Слушать

Стихи о музыке русских поэтов можно почитать здесь

Агния Барто
«Нужная песня»
«Колыбельная»
«Заиграла музыка»

Сказки собственного сочинения о музыке и музыкантах представлены здесь: «В царстве Музыки», «Знаменитые музыканты».

Замечательна книга «Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе». Автор Г.С.Скудина. Рассказы знакомят читателей с некоторыми фактами из жизни и творчества великого немецкого композитора.

Творческая работа

По теме: «Стихи, рассказы и повести

о музыке и музыкантах»

Выполнил: ученик 5-а класса

МОУ «Лицей №4»г.Дмитрова

Бирюков Роман

2017г.

Откуда берут свои идеи творческие люди?

 – Из окружающей нас жизни. 

 Мастер тот – кто умеет все увидеть,

 услышать и рассказать в своем произведении…

Я хочу рассказать о том как связано творчество Пастернака и Шопена

Творчество Шопена популярно  в России и в других славянских странах. Шопен навсегда вошел в русскую музыкальную культуру. Его произведения стали исполняться в России с середины тридцатых годов девятнадцатого века, задолго до смерти композитора.

Известность Шопена в России не ограничивается только музыкальными кругами. В воспоминаниях, письмах и дневниках многих русских писателей (Владимира Одоевского, Льва Толстого, Бориса Пастернака), часто можно найти отзывы или диалоги о Шопене и его музыке.

Однако, совершенно особую роль играет музыка Шопена в духовной жизни Бориса Пастернака (1890-1960), который знаком с ней с самого детства. Потому что его мать — Розалия Кауфман — была талантливой пианисткой, выступающей на публичных концертах, и ее любимым композитором был безусловно Шопен. Его музыка часто звучала в московском доме Пастернаков. Будущий поэт унаследовал музыкальный талант своей матери, в молодости сочинял небольшие произведения (музыкального искусства, которому обучался под руководством известного композитора Александра Скрябина), но в конечном итоге посвятил себя писательской стезе.
Он начинал свой творческий путь от музыки и философии (он изучал философию в Московском университете в 1909-1913) и позднее пришел к литературе.
Духовными проводниками молодого Пастернака в художественном мире были по большей части Лев Толстой и Александр Скрябин. Позже, в отдельных произведениям Пастернак писал о музыке двух великих композиторов — Шопена и Скрябина, чье искусство он очень высоко ценил.
Согласно верованиям Пастернака, искусство является неотъемлемой частью реальности и не распадаются на отдельные участки. Это был фундаментальный принцип эстетики поэта, который — как вы знаете, — был сыном художника и пианистки.

Уже в 1924 году поэт пишет лирическое произведение «Трепещет даль. Ей нет препон … , которые не включено в списки публикованных сборников его стихов. В сюжете, доминирует мрачная картина ноябрьской погоды в ноябре, в резонансе со звуками фортепиано называемыми «распущенный шопен» (предположительно означает, что играл некоторые из его работ):

Едва распущенный шопен
Опять не сдержит обещаний,
И кончит бешенством, взамен
Баллады самообладанья

Упомянутый в этом отрывке диаметрально разные духовные состояния — бешенство и самообладание относятся, конечно же, не к давно умершему композитору, но к субъекту лирики. Его бурные эмоции не может заглушить успокаивающее спокойствие баллад Шопена .

Первая редакция произведения «Баллада» из цикла стихов «Поверх барьеров» (1914-1916) была создана Пастернаком в 1916 году. Там еще не было и речи о Шопене. Его имя появляется только в дополнении к этой балладе 1928 года, которое является произведением автобиографичным. Вот выдержка из расширенной версии Пастернаковской баллады, в которой поэт ввел имя Шопена:

Bпустите, мне надо видеть графа.
О нем есть баллады. Он предупрежден.
Я помню, как плакала мать, играв их,
Как вздрагивал дом, обливаясь дождем.

Позднее узнал я о мертвом Шопене.
Но и до того, уже лет в шесть,
Открылась мне сила такого сцепленья,
Что можно подняться и землю унесть.

В этом отрывке баллады 1928 года, поэт поднял беспокоящую его тему влиянии великих творцов на его собственное творчество. Шопен был примером одного из тех мастеров искусства, чьим творчеством Пастернак был увлечен всю жизнь. Процитированный выше отрывок баллады представляет композитора как мастера необычайной творческой силы. Эта власть очень ярко выражается в том, что можно «поднять землю.»

 
Самый известный Пастернаковское обращение к Шопену стихотворение «Опять Шопен не ищет выгод …» . Стихотворение, которая было написано в Киеве в 1931 году и вошло в сборник стихов «Второе рождение» (1930-1931). Это произведение содержит обилие уникальных и разнообразных эстетических коннотаций. На это стихотворения автора вдохновила третья соната Шопена. Мы находим также в реальности квартал Рейтарской в Киеве, где через листву кленов и каштанов приходят из некоторых окон звуки музыки Шопена:

Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.
…………..
В шатрах каштановых напротив
Из окон музыка гремит.

Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век.

В этом стихотворении поэт наводит мост между девятнадцатым веком и его современностью, в которой «гудение сообщества» и «плиты общежитий» оказываются угрозой для «белых цветов» и «крылатых правд» не только произведений Шопена, но и всего искусства:

А век спустя, в самозащите
Задев за белые цветы,
Разбить о плиты общежитий
Плиту крылатой правоты.

Поклонником таланта Шопена Пастернак остался и после Второй мировой войны. Это показано не только в его эссе о Шопене (1945), но и в двух стихах из цикла «Когда разгуляется» (1956-1959). Первый был написан в 1956 году и содержал в поэтической форму программную декларацию автора, в сформулированной в начале произведения «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Это поэтическое кредо, в котором Пастернак продемонстрирует свой максимализм в их поиске своей цели, и артистизм, взятый автором из музыки Шопена. Это почти буквально выражается в остальной части стиха:

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Почти в то же время Пастернак создал еще одно автобиографичное стихотворение, озаглавленное «Музыка» (1957). Его героем изображается молодой композитор, «житель шестого этажа», говорит в этом стихе о своем музыкальном творчестве Шопена, Вагнера и Чайковского:

Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона…
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.

Музыкант, герой поэмы, создает такое возвышенное искусство, в котором можно услышать не только звук Мессы, торжественного песнопения, но и обычный лесной шум (то есть свойственный поэту культ природы). Так же, как в произведение «Во всем мне хочется дойти до самой сути …», Пастернаковский композитор сравнивается с Шопеном:

Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

Оба стихотворения — «Музыка» и «Во всем мне хочется дойти до самой сути …» возникли в ходе работы автора над его громким романом «Доктор Живаго (1957)».

Тут следует добавить, что музыка Шопена навевала у Пастернака ассоциации с изображениями, выплывающими в его творческой фантазии. Свидетельством этого та часть его эссе о Шопене, в котором поэт, пишущий о «Полонезе ля-бемоль мажор», услышал громкий цокот копыт кавалерийского эскадрона.
Стоит напомнить, что подобное прочтение указанного полонеза также можно найти в работе Здислава ЯхимецкогоJ, который писал о своих впечатлениях от Шопена и от его пребывания в Вене.

Наиболее полное толкование искусства музыки Шопена Пастернак дал в вышеупомянутом эссе «Фредерик Шопен». С точки зрения поэта автор похоронного марша был в музыке реалистичен так же, как и его предшественник, Иоганн Себастьян Бах, и а в литературе Л. Н. Толстой. «Легко быть реалистом в живописи, — писал Пастернак — искусстве визуально направленном на внешний мир. Но что реализм в музыке?»
Пастернак определял музыку, как самое романтичное из всех искусств, наиболее восприимчивое к условности, ложному пафосу, видимой глубине и искусственности. Исключение замечал в музыке двух композиторов — Баха и Шопена, о которой он писал: «Их музыка богата деталями и дает впечатление ХРОНИКИ их жизни. Реальность — больше, чем что-либо другое порывается в ней наружу через звук «.

Критицизм Пастернака к романтизму в музыке дает ему право определить свое понимание реалистического искусства. Он сделал это в следующем отрывке эссе о Шопене:

Шопен реалист в том же самом смысле, как Лев Толстой. Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вел именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования.

Так понимая музыку Шопена, Пастернак повторяет жизненный опыт композитора, звуками природы родного края и дыханием своей истории. По словам Пастернака, все бури жизни и драмы Шопена могут случиться с каждым автором «в век железных дорог и телеграфа», и, следовательно, близки нашему времени. Эссе о Шопене поэт заканчивает следующими словами: «Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием. » Пастернак постоянно носил в себе убеждение о размере и эпохальном значении музыки Шопена

Литературное наследие Пастернака — в том числе письма и проза — доказывает, что в его поэтическом мире творчество Шопена очень четко и постоянно присутствует. Работы Шопена побуждали поэта к постоянному собственному художественному исследованию и размышлению о трудно проникновенной вечной тайне великого искусства.

logo

  • Найди стихи, рассказы, повести о музыке и музыкантах. Подбери к ним музыкальный ряд и подготовьте сообщение для одноклассников.

    • Предмет:

      Музыка

    • Автор:

      aaliyahwarren620

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    1 минута назад

    Геометрия. Помогите пж

  • geometriya
    Геометрия

    9 минут назад

    Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?

    А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений. 

    Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба утверждения

    Оба утверждения неверны

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Матеша
    Задание 5

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    11 минут назад

    Задачи по астрономии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Наказание подростков ремнем рассказы
  • Найти средства художественной выразительности в сказке о царе салтане 3 класс
  • Наказание памперсами девушек рассказы
  • Найти сравнения в сказке спящая царевна
  • Наказание на дзене рассказ дзен вера