Народные легенды и мифы очаровывают красотой и аутентичным колоритом. Неудивительно, что они вдохновляют писателей на создание собственных миров. Мы решили вспомнить, какие именно сказания легли в основу современных и классических произведений.
Мифы Ктулху. Говард Лавкрафт
Знаменитые истории о Ктулху — исполинском морском чудовище, описанном Лавкрафтом, — появились в 20-х годах XX столетия, но по стилистике они ближе к готической прозе XVIII — XIX веков. Кровожадные культы, таинственные города, хранящие страшные тайны, и, конечно, пантеон божеств и демонов — все это мир, созданный гениальным фантастом.
Мифы Ктулху Твердый переплет
Говард Лавкрафт никогда не рассказывал о том, кто был прототипом его самого знаменитого героя, но исследователи его творчества сходятся во мнении, что Ктулху отчасти списан с Тангароа (Тангалоа, Каналоа) — полинезийского божества моря. Оба персонажа похожи на гигантского спрута или кальмара и оба спят на дне Тихого океана у островов Полинезии. Более того, доказано, что Лавкрафт уже использовал мифологических существ в своих мирах. Среди них — Дагон, демон из западносемитского легендариума, наделенный чертами рыбы.
Песнь призраков и руин. Розанна А. Браун
Герои романа Розанны Браун — типичные персонажи сказочно-легендарного эпоса: прекрасная принцесса и смелый рыцарь. Но в отличие от классических историй, эти герои хотят не пожениться, а убить друг друга, чтобы воскресить более близких и любимых людей. Впрочем, как знать, куда их приведут взаимная ненависть и интриги.
-18% Песнь призраков и руин Розанна А. Браун Твердый переплет 554 ₽ 675 ₽ -18% Добавить в корзину
«Песнь призраков и руин» — это современная интерпретация африканских мифов и культов. Обряды инициации, борьба за лучшую женщину племени и ритуалы воскрешения мертвых: роман точно не оставит равнодушными поклонников древности и экзотики.
Черный Леопард, Рыжий Волк. Марлон Джеймс
Африканский буш населен злобными духами и мстительными чудовищами. Но люди порою совершают куда более жуткие поступки, чем сверхъестественные существа, и разбираться с кровавым наследством приходится Следопыту. Его задача — найти таинственного ребенка раньше, чем это сделает черный колдун. А помогать герою будут человек-леопард, женщина воин и трехсотлетняя ведьма.
Литературный мир Марлона Джеймса тоже создан на основе африканской мифологии, но еще более жестокой и страшной, чем она представлена в романе Браун. На страницах этой книги вы встретите гиен-оборотней, демонов и пришельцев из мира мертвых.
Осьминог. Анаит Григорян
Роман Анаит Григорян примечателен тем, что автор не стала придумывать главному герою иностранное имя и необычную внешность. Александр — молодой экономист из России, в качестве туриста он приехал в рыбацкий поселок на японском острове Химакадзима. Разумеется, без приключений ему теперь не обойтись. А чтобы сохранить жизнь себе и окружающим, русскому парню придется не только разгадать древние загадки, но и разобраться в себе.
-18% Осьминог Анаит Григорян Твердый переплет 570 ₽ 695 ₽ -18% Добавить в корзину
Мир «Осьминога» Григорян построила на основе японских легенд и верований, так что в этой книге вас ждут загадочные божества ками-сама и чарующий колорит аутентичной деревни.
Улисс. Джеймс Джойс
Об «Улиссе» написаны тонны исследовательской и критической литературы, но от этого роман так и не стал ни понятнее, ни ближе читателям. Возможно, в этом и заключается его магия: люди берутся за книгу, будто бросая вызов себе и окружающим, и вдруг погружаются в тягучий и чарующий поток авторского сознания.
Улисс. Шедевр мировой литературы в одном томе Джеймс Джойс Твердый переплет
И название романа, и заголовки эпизодов, и поступки персонажей отсылают к гомеровской поэме, основанной, в свою очередь, на древнегреческих легендах о странствованиях Одиссея.
От василисков и Медузы, коварно обращающих в камень каждого, кто осмелится взглянуть на них, до кровожадных сирен, зазывающих путников на смерть, легенды и сказания былых времен все еще следуют за нами по пятам. Они не дают покоя художникам, фотографам и гейм-дизайнерам, заставляя их по-своему интерпретировать мотивы ушедших лет.
Жестокие боги, свирепые магические существа, истории предательства и обмана — большая часть мифология ужасает своей пессимистичностью. Но это не мешает авторам снова и снова соблазняться легендами прошлого, а мифологии — буквально вплетаться в ДНК людей и оставаться в ней на много лет. Но почему же эта темная и недоброжелательная культура привлекает художников и становится их музой?
Что такое мифология
Человек — существо социальное: именно поэтому мы любим рассказывать и слушать истории. И чаще всего эти истории — путь к пониманию человеческой природы. Мифы помогают нам осознавать реальность в самых разных ее проявлениях.
Причины возникновения мифологии
Легенды и сказания создавались по множеству причин. Это не столько инструкция к смыслу жизни, сколько история поиска этого самого смысла. Американский исследователь Джозеф Кэмпбелл считал, что у мифологии есть четыре основные функции: мистическая, космологическая, социологическая и педагогическая. Давай разберемся, что есть что. Мы уже рассказывали об этом в одной из статей.
Мистическая функция
Мифы — это способ осмысления необычного. Гром, молнии, цветы, землетрясения и извержения вулканов — мифология объясняла простым языком, как именно божественное соприкасается с миром смертных.
От баек о призраках до разговоров с ангелами, легенды выполняют свою мистическую функцию, чтобы человеческий мозг смог уложить в себе огромность и необычность мира. Мы рассказываем бесчисленные истории, потому что это помогает нам принять жизнь со всей ее непостоянностью и найти место человека во вселенной.
Космологическая функция
Кстати, о вселенной. Важная причина возникновения мифов в том, что нам важно осознавать не только окружающий мир, но и себя в нем. Человеку нужно понимать, откуда он взялся на этой планете и куда он идет. Отсюда и мифы о создании мира, и Баба-Яга с Хароном — проводники в потусторонний мир, и теория Большого Взрыва.
Конечно, это не значит, что теория Большого Взрыва — это неправда. Просто сейчас наука во многом выполняет все ту же космологическую функцию, за которую раньше отвечали легенды. Но если наука полагается на эксперимент и наблюдение, то мифология зиждилась на человеческом воображении.
Социологическая функция
Еще одна причина возникновения мифов кроется в том, что обществу был необходим некий «цемент», который скрепил бы взаимоотношения между людьми. Социологические мифы стали незаменимыми кирпичиками в формировании моральных ценностей.
Все мы знаем историю о Пандоре — любопытной женщине, открывшей коробку с несчастьями. Она показывала людям, к чему могут привести безответственность и непослушание — а в древней Греции была еще и способом доказать, почему женщина должна находиться под контролем мужчины.
Педагогическая функция
Согласно Джозефу Кэмпбеллу, эта роль мифологии — самая важная. Это психологическая составляющая, которая лежит в основе всех остальных функций. Она помогает людям понять, как жить в любых условиях.
Именно поэтому в каждой истории есть любовь и предательство, смертность и бессмертие, отцовство и материнство — темы, которые волновали человечество во все времена, потому что касались непосредственно быта и повседневной жизни. Десять заповедей, восьмеричный путь буддизма, «Путь героя», обозначенный самим Кэмпбеллом — все это повести о преодолении преград, избавлении от страданий с помощью определенных действий.
Мифология — зеркало времени
Большинство легенд продолжает жить вместе с тобой, даже задолго после того, как ты прошел их на уроке литературы в школе. Они встречаются нам повсюду — в скульптуре, музыке, живописи. Пожалуй, первым заметным возвращением к истокам в истории искусства стала эпоха Возвращения — то время, когда греческие и римские истории и статуи стали основой для нового творчества, а мифология обрела современное значение.
Художники Ренессанса изображали мифические сюжеты вовсе не потому, что им было интересно проиллюстрировать их. Конечно, это тоже имело место быть — но главной причиной было то, что в тот период был переосмыслен концепт историй древности. Люди начали понимать, что эти самые истории продолжать быть ценными до сих пор.
Именно гибкость и адаптивность классического мифа позволили ему выжить и остаться интересным для авторов даже тогда, когда другие ценности пришли в убыток. Со второй половины XIX века модернисты начали громко отвергать традиционные методы в искусстве. Но мифология все так же осталась важной темой для художников, потому что она позволяла выразить современные проблемы и нужды.
У Пабло Пикассо, например, была целая серия картин, изображающих минотавра. Чаще всего существо было аллегорией на самого Пикассо: художник выражал в нем свое животное, агрессивное начало, а сюжеты картин нередко были отражением его сложной семейной жизни.
Важно помнить, что миф — это не просто сказка. В условиях современного мира он становится зеркалом актуальных проблем, и сказания прошлого обретают новый смысл. В новом контексте это истории о домашнем насилии, коррупции, лицемерии, которые продолжают жить с тех самых пор, как Пандора открыла злосчастный ящик.
Примеры в современном изобразительном искусстве
Спустя почти век после минотавра Пикассо, авторы все так же продолжают исследовать концепт мифа, испытывать его границы и использовать его как инструмент рассказчика — не только словесного, но и визуального. Кого-то привлекают темные хтонические глубины мифологии, других привлекает метафоричность фольклорного творчества. Мы решили взглянуть, как именно эксплуатируют древние сказания художники настоящего.
Живопись
Мексиканский художник Curiot, также известный как Фавио Мартинез, знаком многим своими яркими, красочными работами, изображающими мифических химер. В своих картинах Curiot обращается к мексиканскому фольклору, чтобы напомнить зрителю о растущей стене между человеком и природой.
Фавио считает, что мы забываем о земле, которая дала нам жизнь. Его существа — как правило, молчаливые наблюдатели, которые не вмешиваются в быт людей, а скорее изучают его. Главная причина, по которой он использует хтонические мотивы в своих работах — напомнить людям о связи с природой, о том, что она способна удивлять нас и учить чему-то новому каждый день.
А американская художница и активистка Нэнси Сперо использовала классические образы мифологии, чтобы подчеркнуть актуальность проблем современного общества. Ее картины буквально кричат о том, что несправедливость и угнетение так же стары, как и история человечества. Нэнси дает понять, что настало время перемен, и архаичные персонажи подкрепляют ее идею.
Фотография
На автопортрете Мэта Коллишоу «Нарцисс» традиционная история самовлюбленного глупца обретает новый смысл. Мэт переносит главного героя из прекрасного леса в совсем несимпатичный сеттинг городской подворотни, что уже ставит концепт красоты под сомнение. Деревья превращаются в незамысловатые столбики, а река — в грязную лужу. Более того, мы не видим предположительно самой прекрасной части сюжета — лицо Нарцисса скрыто от нас волосами. Художник как бы выталкивает зрителя из произведения, давая ему понять, что его сюда не приглашали.
Многие авторы примеряют на себя маски известных богов и героев — это фигуры, которые позволяют раскрыть как внутреннюю силу, так и страдание или пороки. Фотограф Андреа Мэри Маршалл тоже нередко представляет себя в роли мифических персонажей. Одна из самых заметных ее работ — «Автопортрет в образе Ахилла». Девушка показала себя отвернутой от зрителя, с копьем в пятке и спиной, покрытой синяками.
В Instagram художница спросила подписчиков: «А какой у вас криптонит?». Андреа предпочитает не прятать свои истинные эмоции и поощряет аудитории поступать так же. Она считает, что каждый мифический образ — это альтер-эго современного человека, и его важно изучить, чтобы принять себя.
Кинематограф
А вот сценаристы и режиссеры традициям Древней Греции в последнее время предпочитают темный фольклор. Один из не столь давних фильмов Netflix «Ритуал» — это завораживающая и пугающая картина о демоническом существе нордической мифологии, запустившем когти в плоть современного мира. Через поклонение древнему богу создатели показали пороки современного человека и то, как люди теряют маску благодетели перед лицом первобытного ужаса.
Мифология лежит в основе многих крупных произведений кинематографа. Столь любимый всеми «Твин Пикс» — буквально кладезь суеверий и сказаний. На основе уже существующих верований Линч построил собственный лор. И, хотя основной сюжет лишь приоткрывает завесу потустороннего мира, вселенная сериала невзначай знакомит нас с его мистическими существами и неоднозначными правилами.
Игры
В игровой индустрии тема фольклора и хтонических образов особенно любима в последние 10 лет. Это и построенный на славянской демонологии «Ведьмак», и Dark Souls с его первобытными норвежскими корнями. Эти мотивы позволяют грамотно выстроить атмосферу игры, обосновать лор и вызвать у игрока нужную эмоцию.
Некоторые студии не просто используют мифологический мотивы для атмосферности, а в тандеме с игроком изучают пантеоны древних религий. В мае 2020 года российская студия Morteshka выпустила игру Black Book, полностью основанную на славянских быличках. Это не первая подобная игра компании: в 2017 году они выпускали проект «Человеколось» о преданиях коми-пермяков.
Создатели открыто говорят, что главная функция игры — образовательная. «Мы бы хотели, чтобы игроки могли познакомиться с более аутентичной версией фольклора. Поэтому в игре есть именослов, поэтому мы используем особую механику знаткости, побуждающую изучать энциклопедию внутри Black Book. К сожалению, сегодня за так называемую “славянскую мифологию” часто выдают вымысел или фальсификации. Мы бы хотели, чтобы наши игроки смогли узнать настоящий фольклор, бытовавший в нашей стране, пусть и в художественной обработке,» — объясняет один из разработчиков игры Владимир Белецкий.
Но еще задолго до появления работ студии Morteshka мир покорило другое произведение, полностью основанная на ритуалах древних времен. Это произошло в 2013 году, когда на мобильных устройствах вышла приключенческая игра Year Walk от шведской компании Simogo.
Сюжет в ней разворачивается вокруг псевдоязыческого обряда шведской мифологии под названием «Годовая прогулка». Главный герой отправляется в путь по опасным потусторонним мирам, тщетно пытаясь не заблудиться и найти ответы на волнующие его вопросы. Это классическая одиссея в скандинавском одеянии, где цель — вернуться домой невредимым.
Мифология — связующее звено между прошлым и настоящим
Легенды, предания и сказки — это не просто истории прошлого. С каждым новым произведением мифология видоизменяется, приобретает новый смысл. Мифические звери, герои, демоны и демонята — все это продолжает жить, пока существует искусство. Право каждого художника — пользоваться этим наследием, находя в нем что-то личное и родное.
Источники:
- Joseph Campbell’s Four Basic Functions of Mythology
- Modern Mythology :: An Interview with Mexico-Based Street Artist Curiot
- WHERE DO MYTHS, LEGENDS AND FOLKTALES COME FROM?
- The Ritual’s Creature Jötunn & Norse Mythology Origins Explained
- Black Book — игра о славянской мифологии, леших, водяных и ведьмах. Мы поговорили с ее дизайнером
- How Greek and Roman mythology inspires great artists
- Contemporary Painting and Mythology: 6 Artists Updating Folklore for Modern Audiences
- Myths and The Contemporary Art They Influence – Schmidt Fine Art Gallery
- Why Classical Myths Make Great Modern Art | The Journal
- Jeffrey Gibson at Marc Strauss Gallery
- Twin Peaks: The Essential Mythology Episodes
Искусство начинается с мифа
Мифоло́гия (греч. μυθολογία,- предание, сказание и греч. λόγος — слово, рассказ, учение)
Это система восприятия мира, основанная на традиционных преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.
Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.
Боги и другие сверхъестественные существа для него находятся рядом, они почти реальны и в то же время сказочны.
Миф — синтез земной реальности с реальностью потусторонней.
Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства так или иначе использовали мифологию, ибо миф — это очень интересный, яркий, образный материал.
Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.
Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.
В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.
Какие примеры использования мифов в музыке мы знаем?
-
Прежде всего, классические мифы — мифы Древней Греции и Древнего Рима (пример: «Орфей» Глюка»)
-
мифы Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) — мифы Эдды и Старшей Эдды у германских народов, мифы о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола — в кельтской мифологии (примеры: «Король Артур» Г.Пёрселла, оперы Рихарда Вагнера)
-
Славянская мифология (примеры: «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова)
Важные элементы мифа:
-
Образы природы
-
Волшебные города: замок Монсальват для Северо-Запада, Китеж для России.
-
Персонажи
-
Идейное содержание мифа — его сюжет
Сегодня мы поговорим о немецком композиторе Р.Вагнере (1813-1883)
Центральное место в наследии Вагнера занимают оперы (всего их тринадцать), в которых запечатлен национальный склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы. В его операх заключен богатый, сложный мир идей и человеческих переживаний: героика, природа, любовь.
Мы прослушаем «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия».
Вальки́рия — в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и отнимает жизни у воинов. Погибшие солдаты отправляются в небесный чертог — Валгаллу. С грив их коней (облака) капает роса, а от их мечей сияет свет. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Образ валькирии используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в компьютерных играх, от их имен даже произошел наркотик валькирин.
Вагнер подражает вихревым потокам: «порывы ветра», «визг и свист», окружающие основную тему, создают впечатление подлинности действия. Однако для основной темы Вагнер избрал другой прототип: здесь проступает образ длинных прыжков, следующих друг за другом.
Мелодия построена так, что каждый следующий мотив как бы отталкивается от предыдущего, каждая фраза выступает сначала в роли «приземления», акцента, и сразу же служит кратким и энергичным толчком для следующей фазы движения. Так Вагнер показывает полет-прыжок, полет дев-воительниц, отягченных тяжелыми доспехами.
Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства, так или иначе, использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный материал. Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.
Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.
В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.
Вывод по теме урока: Во все времена – и в древних народных сказаниях, и в классическом, и в современном искусстве – к природе часто обращаются как к одухотворенному началу. Это дает нам возможность говорить о том, что искусство начинается с мифа.
Домашнее задание:
Найти в современном искусстве произведения, обращенные к теме мифологии, легенды или сказки, записать в тетрадь.
8
класс, 1 четверть, урок № 4
Тема:
«Искусство начинается с мифа»
Цели:
1.
Раскрыть тему урока через понятия «миф» и «легенда»
2.
Сравнить музыкальные произведения, звучащие на уроке.
3. Проверить
знание музыкального материала по темам прошлых уроков (музыкальная викторина).
Тип
урока: комбинированный.
Музыкальный
материал:
Р.
Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
Н.А.
Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, ария Леля).
ВИА
«Ариэль» песня «Заболела Баба Яга» (видеоклип)
Дополнительный
материал:
Портреты
композиторов и названия произведений по данной теме, муз. произведения для муз.
викторины
План
урока:
1.
Организационный момент.
2.
Постановка целей и задач урока.
3.
Работа по теме урока.
4.
Сравнение музыкальных произведений, прослушанных на уроке.
5.
Музыкальная викторина.
6.
Итоги урока и выставление оценок.
7.
Домашнее задание.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Проверка
готовности к уроку.
Проверка
отсутствующих.
Приветствие.
Тема
урока: «Искусство начинается с мифа» (слайд №1)
2.
Работа по теме урока.
Ребята, есть в искусстве темы, к которым из века ввек не угасает
интерес творческих людей. Эти темы пришли в мир одновременно с человеком. И
хотя в разные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их
существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей
были похожими.
Во все века человек был способен эмоционально воспринимать
окружающий мир, любоваться природой, бояться неведомого, стремиться к светлому и прекрасному. Ведь если бы это было
не так, едва ли до нас дошли такие удивительные свидетельства жизни людей
давних эпох, как созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного
волшебства старинные сказки. Может быть, именно благодаря им, мы, современные
люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой,
совсем не «безликой окружающей средой», а живой и полной тайн стихией.
Вдумайтесь, как мудр и одухотворен был когда-то человек,
какая любовь к природе двигала его поступками, если он, задолго до появления
культурной цивилизации, сумел создать удивительный мир сказочных и поэтических
образов, где все живет и дышит волшебством, тайной и поэтической силой.
Сквозь многие века звучит бессмертной песнью
каждая сказка, каждая легенда, воспевающая бесконечно разнообразные лики
природы.
Вот почему мир сказок и древних мифов относится к
вечным темам, к которым искусство всех времен вновь и вновь обращает свои
вопросы.
Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства, так или
иначе, использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный
материал. Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как
театр, опера, кинематограф.
Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной
насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.
В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка
действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым
условием восприятия мифа.
В известном высказывании Аристотеля «Искусство
начинается мифологией» (Слайд 2) подтверждается глубокое родство мифа и
художественного творчества, в основе своей имеющих одну общую задачу – понять и
отобразить загадку мира, ее потаенный смысл.
Запишем в тетрадях значение слова «мифология»
(Слайд 3):
Мифоло́гия (греч. μυθολογία,— предание, сказание и
греч. λόγος — слово, рассказ, учение):
1)Это система восприятия мира, основанная на традиционных
преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.
2)Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в
котором человек как бы подражает им.
Миф — синтез земной реальности с реальностью потусторонней.
Примеры использования мифов в музыке (Слайд 4):
1.
Классические
мифы – мифы Древней Греции и Древнего Рима – К. Глюк «Орфей»
2.
мифы
Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) – Г.Пёрселл опера «Король
Артур», оперы Р.Вагнера.
3.
Славянская
мифология – Н.А. Римский-Корсаков оперы «Снегурочка», «Садко», «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Важные элементы мифа (Слайд 5):
1.
Образы природы
2.
Волшебные
города: замок Монсальват для Северо-Запада, Китеж для России.
3.
Персонажи
4.
Идейное
содержание мифа – его сюжет
Сегодня я предлагаю вам послушать несколько музыкальных
произведений, в которых прослеживается мифологическая тема. Первое произведение
– Рихарда Вагнера «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» (Слайд 6). Кто такая
валькирия?
Вальки́рия — в скандинавской мифологии дочь
славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и собирает
души павших воинов. Погибшие солдаты отправляются в небесный чертог — Валгаллу.
С грив их коней (облака) капает роса, а от их мечей сияет свет.
Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их
доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Образ валькирии
используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в
компьютерных играх, от их имен даже произошел наркотик валькирин. Как звучит музыка, вы скажете мне после прослушивания.
Беседа по характеру и содержанию.
Как изобразил композитор полет? Какими средствами
музыкальной выразительности он пользовался?
Р. Вагнер подражает вихревым потокам: «порывы ветра», «визг и
свист», окружающие основную тему, создают впечатление подлинности действия.
Однако для основной темы композитор избрал другой прототип: здесь проступает
образ длинных прыжков, следующих друг за другом.
Мелодия построена так, что каждый следующий мотив как бы
отталкивается от предыдущего, каждая фраза выступает сначала в роли
«приземления», акцента, и сразу же служит кратким и энергичным толчком для
следующей фазы движения. Так Вагнер показывает полет-прыжок, полет
дев-воительниц, отягченных тяжелыми доспехами.
Музыка Вагнера настолько оказалась близка немецкому народу,
героические образы вагнеровских опер настолько сильны, что в ХХ веке немецкий
фашизм в лице А. Гитлера присвоил себе вагнеровский образ юного неустрашимого
Зигфрида и сделал его символом нации. Композитор, следовательно, художественно
талантливо вызвал к жизни мир коллективных национальных представлений.
А сейчас вы услышите фрагменты из оперы
«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова: ария Снегурочки и ария Леля. Я вам
кратко расскажу сюжет (Слайд 7).
Короткое изложение либретто оперы. Слушание. Беседа по
характеру музыки в каждой арии.
Обращаются ли к сказочной мифологической теме
современные композиторы? Приведите примеры.
Посмотрим видеоклип на песню «Заболела Баба Яга»
в исполнении ВИА «Ариэль».
Просмотр видеоклипа, обсуждение.
Вывод по теме урока: Во все времена – и в древних народных сказаниях, и в
классическом, и в современном искусстве – к природе часто обращаются как к
одухотворенному началу. Это дает нам возможность говорить о том, что искусство
начинается с мифа.
А теперь настало время проверить, насколько хорошо вы запомнили музыку прошлых уроков.
Приготовьте тетради и ручки.
Музыкальная викторина (фрагменты):
Ø
И. С. Бах «Токката и фуга ре минор» (в обработке Ванессы Мэй)
Ø
С. С. Прокофьев хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты
«Александр Невский»
Ø
Н. Паганини «Каприс № 24» (в обработке В. Зинчука)
Ø
Л. Бетховен «Лунная соната»
Ø С.
С. Прокофьев «Вальс» из оперы «Война и мир»
Оценивание результатов: 5 ответов верно – «5», четыре – «4» и т.д.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
Найти в
современном искусстве произведения, обращенные к теме мифологии, легенды или
сказки, записать в тетрадь.
Мифологический жанр — раздел изобразительного искусства, в котором основой для сюжета произведений служат древние сказания, легенды, предания или сказки разных народов. Картины мифологического жанра часто наполнены аллегорическим и символическим смыслами. В них вымышленные герои служат образцами поведения и объектами высмеивания, чтобы помочь зрителю решить важные морально-этические проблемы.
Мифологический жанр традиционно олицетворяет высокие духовно-нравственные идеалы в искусстве. Он является разновидностью исторического жанра в живописи, но характеризуется более свободной трактовкой исходных сюжетов и преобладанием художественного вымысла в композиции.
История развития мифологического жанра
Мифологический жанр в искусстве зародился в эпоху Античности. В Древней Греции и Риме художники часто создавали изображения богов и героев в скульптурных работах, мозаиках, на предметах декоративно-прикладного искусства. Произведения античных мастеров и сегодня служат источником вдохновения для художников.
Затем, в Средние века, в европейском искусстве безраздельно доминировала религиозная тематика. Ситуация изменилась только с началом эпохи Возрождения. В тот период формировались новые человеческие идеалы, художники начали создавать более реалистичные изображения персонажей. Первые из сохранившихся до наших дней картин с мифологическим сюжетом принадлежат кисти флорентийца Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).
Чуть позже интерес к вымышленным событиям дохристианской эры проявил один из величайших гениев итальянского Ренессанса Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Он создал несколько знаковых картин на основе древнегреческого эпоса, среди которых особое место занимает несравненное «Рождение Венеры».
К античным преданиям в своем творчестве обращались многие мастера Высокого и Позднего Возрождения, среди которых:
- Андреа Мантенья (Andrea Mantegna);
- Джорджоне (Giorgione);
- Рафаэль (Raffaello)
- Тициан (Tiziano);
- Паоло Веронезе (Paolo Veronese).
В XVII веке жанр стремительно набирал популярность в изобразительном искусстве. Лучшие представители стилей барокко и раннего классицизма в своих картинах отдавали дань уважения античным героям и богам. В том числе:
- Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens);
- Рембрандт (Rembrandt);
- Диего Веласкес (Diego Velázquez).
XVIII век явил миру новое фундаментальное направление в живописи — рококо. Картины, выполненные в этом стиле, изобилуют идиллическими изображениями персонажей, в том числе античных героев. Особого внимания заслуживают яркие произведения Франсуа Буше (François Boucher) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).
В XIX веке мифология занимала достойное место в творчестве многих выдающихся живописцев разных стилей (ампира, романтизма, сентиментализма, символизма):
- Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David);
- Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres);
- Эжена Делакруа (Eugène Delacroix);
- Гюстава Моро (Gustave Moreau).
В русском изобразительном искусстве вершиной этого жанра по праву считаются произведения Виктора Васнецова на былинную и сказочную тематики.
В ХХ веке с появлением модерна и авангардного искусства интерес к старинным преданиям изменился. Античные герои постепенно уступили место другим вымышленным персонажам. Художники начали чаще использовать образы мифологии восточных, африканских, индейских, полинезийских и азиатских народов. Источниками вдохновения для живописцев стали известные узкому кругу людей герои национальных эпосов, сказок и преданий. Эта тенденция продолжается и в наступившем XXI веке.
Знаменитые художники мифологического жанра
К наиболее известным художникам мифологического жанра можно причислить несколько десятков выдающихся мастеров разных эпох. И все же, наиболее достойны отдельного упоминания такие живописцы:
- Сандро Боттичелли (1445-1510) — один из величайших представителей эпохи итальянского Возрождения. Его всемирно известная картина «Рождение Венеры» до сих пор считается эталоном жанра и легко узнаваема по характерной манере исполнения.
- Питер Пауль Рубенс (1577-1640) — величайший голландский художник, знаменитый изображениями женщин с пышными формами. Даже мифические героини в его работах полны жизненных сил и очаровательного эротизма.
- Франсуа Буше (1703-1770) — французский живописец, выдающийся представитель стиля рококо. Его картины переполнены яркими золотистыми красками, изображениями безмятежной жизни древних героев.
- Гюстав Моро (1826-1898) — один из самых ярких символистов в истории человечества. Он периодически писал картины на тематику античных мифов и наполнял их многочисленными иносказательными образами.
- Виктор Васнецов (1848-1926) — знаковая фигура в российской живописи, автор гениальных работ на сказочно-былинную тематику. Его произведения очаровывают глубокой духовностью народных образов.
Мифологический жанр в искусстве благополучно пережил многочисленные революционные изменения вкусов общества. Он и сегодня востребован среди художников и обычных зрителей.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет отличную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно напрямую купить картины, скульптуры, иконы и многое другое у современных художников.