Наказание детей рассказы фото

На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко. Современных омбудсменов по правам ребёнка Такие методы воспитания ввели бы в ступор, а раньше это воспринималось как само собой разумеющееся. Потери сознания или продолжительный голод — лишь часть наказаний, которым мог подвергнуться провинившийся ребенок.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru

Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru

Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу.

И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года

Розги./Фото: argumenti.ru

Розги./Фото: argumenti.ru

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников.

Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание.

Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com

Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com

Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию

Художник П. Ковалевский. Порка.

Художник П. Ковалевский. Порка.

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua

Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Изощренные наказания были не только для детей, но и для женщин. Били их почти за то же самое, а защититься они могли только так.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Бьют — ума дают»

Еще античный комедиограф Менандр утверждал: «Кого не будут бить, тот останется невоспитанным». Гораций величал своего учителя Orbilius plagosus — бьющий Орбилий. Марциал в одной из эпиграмм назвал порку «горем для мальчиков всех, для наставников — сущей радостью».

Воспитание битьем начиналось с самых малых лет. Документально зафиксированы случаи телесных наказаний даже трех-четырехмесячных младенцев. В ход шли вожжи, крапива, мокрые веревки, специальные плети из цепей — т. н. «дисциплины». И, конечно, розги. «Черемховые» для малых деток, березовые для отроков, они были не только инструментом наказания, но и особым словом-пугалом. В русских диалектах кнут, хлыст, хворостина неспроста назывались пуга, пужник. Отсюда же старинная поговорка: «Умный слова боится, глупый — пуги».

1.png

Франсуа-Клавдий Компт-Каликс. Порка. (gallerix.ru)

2.jpg

Алексей Венецианов. Мальчик с розгой. 1830-е. (wikipedia.org)

3.png

Михаил Ватутин. Воспитатель. 1892. (wikimedia.org)

4.jpg

Павел Ковалевский. Порка, 1880. (wikimedia.org)

Большой сюрприз для маленьких

Угроза побоями часто превращалась в жестокую потеху для взрослых. Один из вопиющих фактов хранит биография министра иностранных дел Великобритании Джорджа Керзона (1859−1925). В детстве он подвергался изощренным унижениям няни, мисс Параман. Был случай, когда она велела мальчику сначала самому написать дворецкому, чтобы тот приготовил розги, а затем приказала дворецкому еще и прочитать эту записку слугам.

Особая забава — дарить розги детворе на праздники — стала популярным сюжетом живописи и литературы. В повести Николая Лескова «Смех и горе» есть такой эпизод. Вечером дядя интригует юного племянника обещанием: «Мой милый друг, тебя завтра ждет большой сюрприз». Наутро бедный парнишка видит висящего на голубой ленте вербного купидона с пучком розог, кокетливо перевязанного такой же голубенькой ленточкой. К ленте прикреплена рифмованная записочка от веселого и находчивого дядюшки: «Кто ждет себе ни за что ни про что радостей, тот дождется за то всяких гадостей».

Ян Стен. Праздник святого Николая. 1663 – 1665.

Ян Стен. Праздник святого Николая. 1663 — 1665. Источник: wikimedia.org
Рихард Бракенбург. День Святого Николая. 1685.
Рихард Бракенбург. День Святого Николая. 1685. Источник: wikimedia.org

Тайм-аут за непослушание

В позапрошлом столетии нравы несколько смягчились — побои уступили место дисциплинарным мерам, которые сводились к изоляции. Сегодня их обобщенно называют «тайм-аут». Воспитательную моду здесь задавала Викторианская Англия. Озорников и лентяев запирали в темных чуланах, сажали на «стулья непослушания» (англ. Naughty Chair), ставили «носом в угол». Отсюда образное выражение corner time — букв. «угловое время».

7.png

Джордж Бернард О’Нил. Непослушный мальчик.1867. (gallerix.ru)

8.jpg

Чарльз Бертон Барбер. Наказание. 1886. (artchive.ru)

В 1980-х в детских домах Стаффордшира практиковался запрещенный впоследствии пиндаун (Pindown) — дисциплинарный метод длительной изоляции. Длившаяся иногда несколько недель, она доводила некоторых детей до суицида.

«Без муки нет науки»

Обучение издревле столь же прочно ассоциировались с телесными наказаниями. Розги заботливо развешивались по стенам и расставлялись по углам классных комнат. В школьном лексиконе бытовало латинское выражение manum ferŭlae subducĕre — букв. «подставлять руку под розгу», перен. «идти в школу». Согласно английской пословице, надлежит целовать палку, которой учат (to kiss the rod that governs). Согласно русской, «пожалеть розгу — испортить ребенка».

Адам Джоан Браун. Школа для девочек. 1789 год.

Адам Джоан Браун. Школа для девочек. 1789 год. Источник: wikipedia.org

Для школьных телесных наказаний использовались специальные приспособления. Особой изобретательностью отличались, опять же, англичане. Одна из ритуальных позиций школьной порки называлась horsing — от слова «лошадь» (horse). Тело наказуемого привязывали к колодке или удерживали двое помощников, часто из числа самих учеников — и секли розгами по спине и ягодицам.

Нерадивых учеников шлепали паддлом (англ. рaddle — весло, лопатка) — вытянутой пластиной с рукоятью. Лупили колотушкой с грушевидным расширением на конце и круглой ямкой — чтобы вскакивали волдыри. В викторианских школах непосед обуздывали с помощью приспособления в виде двух соединенных веревочкой деревянных планок с отверстиями для пальцев. Планки с зафиксированными руками связывали узлом за спиной ребенка.

В образовательных учреждениях Шотландии по детским ладоням прохаживался тоуси, или тоуз (tawse) — кожаный ремешок с раздвоенным концом и деревянной рукояткой. В ряде немецких гимназий педагог исполнял свои прямые обязанности, а телесными наказаниями ведал специальный «синий человек», der blau Mann. В ход шли также линейки и указки, острые спицы и перья. Школяров и юных подмастерьев ставили коленями на горох, соль, битый кирпич. Устраивали «выволочку», таская за волосы и выкручивая уши.

Фердинанд де Бракелер. Наказание учителем ученик, ок. 1847.

Фердинанд де Бракелер. Наказание учителем ученика, ок. 1847. Источник: wikimedia.org

На спины провинившимся в классе цепляли тетрадки с ошибками и выставляли в коридор или водили по всей школе, принуждая выслушивать издевки и терпеть нападки однокашников. На шею вешали грифельные доски и оставляли «стоять столбом» до конца урока. Принуждали «бить поклоны» в полуобнаженном виде на школьном дворе. За прогулы и опоздания привязывали к ногам кирпичи и прочие «потешные» предметы.

Ральф Хэдли. Наказание прогульщика. 1899.

Ральф Хэдли. Наказание прогульщика. 1899. Источник: wikimedia.org

«Мидасовы уши»

Альтернативой битья были позорящие, осрамительные наказания — например, отсылающие к известной античной легенде «Мидасовы уши». О древности этой экзекуции свидетельствует крылатое латинское именование глупца: Аsinus asinorum in saecula saeculorum («Осел из ослов во веки веков»). Более известные ее названия — «колпак тупицы» и «ослиная шапка (фр. le bonnet d’âne, англ. donkey cap).

Маттис Наиве. Школьный интерьер, нач. XVIII в.

Маттис Наиве. Школьный интерьер, нач. XVIII в. Источник: wikimedia.org

Провинившегося ученика ставили в центр класса в бумажном колпаке с ослиными ушами и надписью dunce, Dussel, âne (англ., нем., фр. — дурак, тупица, остолоп, болван). Впрочем, унизительное награждение ослиным колпаком в реальности было гораздо реже, чем представлено в литературе и живописи.

13.png

Джон Бэрр. Неисправимый, 1897. (wahooart.com)

Жан Жоффруа. Будущий ученый. 1880.

Жан Жоффруа. Будущий ученый. 1880. Источник: wikimedia.org

Писатели и художники нередко утрировали подобные эпизоды, изживая таким способом свой негативный детский опыт. Такова, например, сатирическая картина Роберта Уильяма Басса, изображающая наказанного за сатирический рисунок будущего знаменитого художника Уильяма Хогарта.

Роберт Уильям Басс. Первый набросок Хогарта. 1845.

Роберт Уильям Басс. Первый набросок Хогарта. 1845. Источник: wikigallery.org

В российских институтах благородных девиц практиковалось наказание под названием «столпник», которое символизировало публичное раздевание. За ослушание ставили в столовой без форменного передника. Похожая экзекуция описана в повести Лидии Чарской «За что?»: «Обыкновенно перед первою парою [шедших строем воспитанниц] ставили какую-нибудь провинившуюся ученицу, — «на позор», как говорили в институте, — и называли ее «факельщиком». Наказанная таким образом шла всегда, закрыв лицо руками, вся в слезах».

В «Екатерининском листке» 1902 года упомянуто изощренное наказание троих уличенных в воровстве учеников по сюжету сказки «Мужик и Лиса». Провинившихся провели между выстроенными в два ряда одноклассниками, которые плевали им в глаза со словами «воры, воры!».

Стоит ли после этого удивляться жестокости детских игр, копирующих действия взрослых? Среди устойчивых живописных сюжетов — битье и наказание углом кукол. Встречаются даже имитации детьми судебных процессов с унизительными атрибутами и позорящими ритуалами.

16.jpg

Винченцо Иролли. Наказанная. 1930. (pinacotecabari.it)

17.jpg

Жан-Луи Гамон. Дисциплина. Сер. XIX в. (mutualart.com)

Чарльз Хант. Суд присяжных, 1886.

Чарльз Хант. Суд присяжных, 1886. Источник: mutualart.com

Кнут без пряника

Педагогика СССР решительно восстала против телесных наказаний, однако негласно на детвору по-прежнему сыпались затрещины, оплеухи и тумаки. Наказание-устрашение сменилось наказанием-принуждением. 20 раз отжаться, выучить 10 стихотворений, 3 раза перемыть полы — и прочие ненавистные или трудно выполнимые задания.

Алексей Федоров. Агитплакат. 1926.

Алексей Федоров. Агитплакат. 1926. Источник: gallerix.ru
Алексей Лаптев. Агитплакат. 1929.
Алексей Лаптев. Агитплакат. 1929. Источник: artchive.ru

В детских садах озорников выставляли без трусов в дверях спальни во время тихого часа. Не желавшим спать завязывали полотенцем глаза. Инструментом семейного воспитания оставался отцовский ремень: «влепить 25 пряжек» считалось обычным делом.

По образцу партийных собраний в школах устраивали «проработки» нарушителей дисциплины на пионерских и комсомольских сборах. Портреты провинившихся размещали на «Доске позора», а их проступки клеймились в стенгазетах. Репродукция монументального — 168 на 259 см — полотна Сергея Григорьева «Обсуждение двойки» украшала стены множества советских школ.

Сергей Григорьев. Обсуждение двойки, 1949. ru.

Сергей Григорьев. Обсуждение двойки, 1949. ru. Источник: wikipedia.org

Современные родители чаще практикуют наказания-лишения — вожделенных покупок, карманных денег, любимых игр, обещанного отдыха. Психологический прессинг и постоянная боязнь по-прежнему калечат душу, ломают характер, уродуют личность детей.

История телесных наказаний детей имеет давнюю историю, основанную на страхе взрослых вырастить неугодного обществу человека. Поэтому юнцов в старину жестоко наказывали по поводу и без — для профилактики и якобы для их же блага.

 131 июня 2020

В современном мире насилие в любом его проявлении вне закона. Во многих странах бить детей запрещено законом. А у нас в стране не прекращаются споры о том, где находится та грань, за которой наступает уголовная или административная ответственность взрослых за причинение физической боли ребенку.

Кто-то считает рукоприкладство недопустимым, а для кого-то это крайняя мера. Наши родители в воспитательных целях могли дать нам заслуженный подзатыльник или всыпать ремня за серьезную провинность. Сейчас  же за такие силовые методы воспитания можно загреметь на 15 суток за решетку, а то и вовсе лишиться родительских прав. Про школу и говорить нечего —  учителя не имеют права даже пальцем тронуть ребенка. Наказывать могут только родители.

«Воспитатель». Михаил Ватутин, 1892 г. Яркая иллюстрация, как в старину обращались с детьми.

Но такие времена были не всегда. В патриархальной стране со строгим подчинением младших старшим детей ждала участь экзекуций. В Священном писании черным по белому говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына».

О том, что малолетних надо время от времени поколачивать, писали в XV веке в первом своде житейских законов «Домострое»: «Любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Традиции рукоприкладства продолжились и в XVII и XVIII веках. Екатерина II, увлекающаяся европейским идеями Просвещения, пыталась приостановить издевательства над детьми, даже запротоколировала это документально в «Жалованной грамоте дворянству». Но весь следующий век и даже начало ХХ в гимназиях и училищах про запреты то забывали, то снова вспоминали, то опять забывали. А дома ребенок получал сполна за провинности, так сказать, по старой традиции. Как же наказывали детей в дореволюционной России?

Порка розгами

Этого телесного наказания не избежали ни отпрыски знатных родов, ни ребятня попроще, не говоря уже о рабах-крепостных. Порка розгами была официально разрешена и прописана в уставах гимназий и училищ с веления Николая I. Император озлобился на молодых людей после восстания декабристов — поколения аристократов, воспитанных без физический истязаний. Кстати, император, несмотря на свой высокий статус, в детстве тоже был бит розгами, а еще линейками и ружейными шомполами — это была воспитательная дрессура его наставника немца Ламздорфа.

«Порка». Павел Ковалевский. Очень красноречиво, согласитесь.

Розги — это пучок связанных тонких прутьев. Их специально готовили к экзекуции, вымачивая в соленом растворе для гибкости прутьев.  Удары наносили по голому телу, и наказание превращалось для гимназистов в настоящую пытку — соль попадала в раны. 

В учебных заведения была шкала наказаний, где прописывали, за какую провинность сколько ударов полагается нарушителю, а исполнял наказание учитель. Чаще били малышей начальных классов, хотя негласно получали и старшие по возрасту гимназисты.

Девочек не трогали, для них были другие карательные меры. А мальчишек дубасили не только розгами, но и веревками, палками и плетьми. Бедолаги терпели и принимали это как данность. Времена были такие, мало кому удалось прожить жизнь без боли от насилия. Особенно в этом вопросе отличались духовные семинарии. Там «усмиряли дух» учащихся и взрослые наставники, и сверстники-воспитанники, отыгрываясь на младших.

В середине XIX века наказание розгами в учебных заведениях запретили, но оно не исчезло совсем. Окончательно это позорное явление исчезло из жизни народа после 1917 года.

«Мастер и подмастерье», Иван Богданов. Ювенальная юстиция? Нет, не слышали.

Бить или не бить — даже не вопрос

В семье, за закрытыми дверями, детям доставалось не меньше, чем в гимназиях. Помните Ваньку Жукова из чеховского рассказа, которого отдали в ученье к сапожнику и который просил дедушку забрать его от мучений?

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать».

Издевались не только над несчастными сиротами — в дворянских семьях самодуров тоже хватало. Писатель Иван Сергеевич Тургенев  в детстве настрадался от своей властной и жестокой матери: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день». А Максим Горький описывал в  автобиографической повести «Детство» свое пребывание в доме родного деда  Василия Каширина, когда его чуть не засекли до потери сознания.

Карцер

Сейчас штрафные изоляторы для особо злостных нарушителей есть только в тюрьмах, и невозможно себе представить, что это ужасное помещение для пыток могли использовать в «педагогических» целях. А ведь такая практика была на протяжении более чем ста лет! Описание карцера, куда отправляли одуматься сорванцов, есть у Салтыкова‑Щедрина: «…Помещение занимало темную и крохотную трехугольную впадину в капитальной стене; на полу этой впадины был брошен набитый соломой тюфяк, около которого была поставлена деревянная табуретка. Двигаться по этой конуре было невозможно… Вот в эту вонючую дыру и заключали преступного школяра, причем не давали ему свечи, а вместо пищи назначали в день три куска черного хлеба и воды».

Между прочим, карцер имелся даже в таком привилегированном заведении, как Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин. Там к воспитанникам относились с уважением, до крайней меры не доводили, за нарушения отсаживали на задние парты или лишали права носить мундир лицея. Но сильные проступки не прощали — нарушителей закрывали в карцере.

Темная комната

Не только физическое наказание способно довести ребенка до нервного срыва, но моральное насилие тоже. В XIX веке практиковалось еще одно наказание —  испытать неокрепшую детскую психику в темных чуланах, нежилых помещениях. Главная героиня в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» вспоминает, как ее еще совсем малышкой запирали в Красной комнате, где умер ее дядя.

Поставить на сухой горох

Сейчас никому в голову не придет заставить своего ребенка страдать, стоя коленями на колкой крупе, впивающейся в нежную детскую кожу, кроме совсем уж отмороженных «родителей», как это было в случае с мальчиком, которого ставили коленями на гречку. К счастью, сейчас такие поступки шокируют, они скорее исключение, чем правило.

А в семьях, живших лет 150 тому назад, это было рядовое явление. Нашкодил — отправляйся в угол с горохом, гречкой или солью. Это считалось не самой строгой мерой, бывали и похлеще. И никто не жалел мальцов, у которых после такого воспитания на коленях еще долго оставались вмятины и синяки.

Таскание за волосы

Нам это невозможно представить, а когда-то разгневанный учитель  мог схватить школяра за ухо или за волосы и оттаскать при всем классе. Кричать проказнику было бесполезно. Криком он мог разве что еще больше усугубить свое положение, довести себя до розг или карцера. В исторических справочниках описан случай, когда старшая учительница, разозлившись на девочку, схватила ее за косу, протащила перед всем классом и в коридоре отрезала ученице косу. Помимо боли несчастный ребенок испытал ужасы унижения. Сейчас за такое педагог отправился бы под суд.

Ярмо на шее

Педагогика того времени ужасает изобретательностью в вопросах поругания личности ребенка и жестокостью, с какой применялись воспитательные меры. Например, взрослые наставники «учили» нерадивых учеников, забирая форму и выдавая вместо нее какую-то несуразную одежду, к которой была прикреплена табличка с нелестной информацией о проступке. С позорным ярмом горе-ученик  должен был пройти процесс осознания своей вины и очищения от дурных мыслей, а на деле получал насмешки и издевательства сверстников,  унижение и досаду.

Лишение обеда

Испытание, через которое прошли и наследники аристократических родов, и крестьянские дети. Непослушных и дерзких отпрысков наказывали, не давая им пищи. Например, будущего императора Александра II гувернеры не били розгами, но характер формировали другими страданиями — за провинности лишали встреч с родителями или давали за обедом один только суп.  Ребенка могли и вовсе оставить без еды на какой-то срок, пока не одумается. А в крестьянских домах трапезничать садилась вся семья, и если младший поперек батьки тянулся к чашке с едой или баловался за столом, то сразу же получал от отца или деда деревянной ложкой по лбу.

Черный стол

К девочкам, как правило, наставницы относились более гуманно: телесные методы воспитания для гимназисток были  запрещены, хотя бывали и такие случаи. А  наказание «черный стол» считалось действенным в женском коллективе. Если ученица была замечена в провинности, ее лишали полноценного обеда — она могла принимать пищу только за специальным столом и только стоя.  Кроме того, на нарушительнице порядка должен быть надет особый фартук.

Коленопреклонение

Шалости ребенка могли обернуться для него тяжелым физическим наказанием: после молитвы ребенок должен был встать на колени, подняться в полный рост, а затем снова повторить ритуал, причем столько раз, сколько посчитает нужным его родитель. Взрослые заставляли своего сына стоять в углу на коленях с тяжелыми книгами в руках. Такая неудобная поза буквально через 10 минут становилась страданием, ноги и руки затекали и немели, колени болели, мог повредиться мениск коленного сустава.

Пожалуй, нет в жизни более важной миссии, чем воспитание детей. Сколько терпения, труда и сил нужно вложить, чтобы ребенок вырос настоящим человеком. При этом ни один родитель не застрахован от непослушания, строптивости и регулярно повторяющихся хулиганских выходок своего чада. Чтобы ребенок понял, что поступил плохо, ему надо преподать урок. В СССР тоже перевоспитывали нерадивых спиногрызов, однако применяли такие строгие меры, о которых в наше время даже неловко говорить. Мы вспомнили 5 примеров того, как наказывали детей в Советскую эпоху.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

Пороли и лупили

Воспитание детей в СССР всегда отличалось строгостью. Ребенок должен был как можно скорее стать частью общества, не выделяться из толпы и перенять социальные нормы, диктуемые государством. Многие родители той эпохи совершенно нормальным и, главное, очень действенным способом наказания ребенка считали применение физической силы. Бесконечные подзатыльники, порка ремнем по мягкому месту — все это испытали на себе многие дети СССР.

Но непослушным доставалось больше всего. Ведь если проступок был серьезным, родители не обходились просто ремнем. Любимое чадо вполне могли хорошенько отколошматить.

Корреспондент новостного портала рассказывает:

«Немало историй помнят бывшие советские дети о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку».

Одной из причин того, что в эпоху Советов было масштабно распространено физическое наказание детей является и то, что институт ювенальной юстиции в стране был очень несовершенным. По сути, дети являлись практически незащищенными. Корреспондент портала «Культурология» Лилит Мазикина комментирует, что для борьбы с насилием над детьми Партия просто… рисовала плакаты и выпускала пропагандистские фильмы. Мол, советский человек так не поступает. Но дальше этого дело не шло.

«При этом можно было обратиться в райком и пожаловаться, что, например, соседи бьют своих детей. Однако эти жалобы чаще всего так и оставались не рассмотренными».

Немало взрослых, детство которых пришлось на эпоху СССР, до сих пор вспоминают, как их нещадно лупили дома за малейшую провинность. Спустя долгие годы, обида на родителей все еще жива.

На форумах рассказывают:

«Я в советское время родилась, мне под 50. Мама была жесткая и била нас, и орала. Детей реально считали своей собственностью. При этом у меня нет обиды за физическое насилие — ремень, синяки. А вот унижение простить не могу до сих пор».

Прилюдно стыдили и внушали, что ребенок плохой

Еще один излюбленный прием воспитания среди советских родителей — это стыдить своего ребенка. Причем стыдить так, чтобы он понял, насколько он плохой и никчемный. Желательно это было делать в присутствии других людей, и чем большая публика видит наказание — тем лучше. Но и находясь с малышом один на один, мать или отец нередко выдавали гневную тираду, перечисляя все его недостатки и убеждая, что «из такого шалопая точно не выйдет ничего хорошего».

Корреспондент новостного портала комментирует:

«Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда родители буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо».

В наше время встречается все реже семей, где родители считают, что чем больше стыдить и унижать ребенка, тем более успешно можно воздействовать на него и перевоспитать. Даже в тех семьях, где дети являются отпетыми хулиганами и здорово портят нервы своим родителям, на смену полному авторитету отца и матери и беспрекословному подчинению пришло равенство, стремление слышать и понимать свое чадо и совместно находить выход из трудностей. Даже к самому проблемному ребенку родители стараются проникнуться и понять причины его проступков.

Психолог Ирина Млодик объясняет:

«Современные родители более гуманные, чем это было 30 или 50 лет назад — это факт. Изменились и методы воспитания. Постоянно стыдить, указывать на плохое и уверять малыша, что он пустое место — это провал, и родители нашего времени это поняли. Мать и отец стараются быть для своего ребенка, прежде всего, друзьями, которые уважают его и понимают».

Отправляли на пятидневку в детском саду

Еще один ужас всех без исключения детей, живших в Союзе — остаться в детском саду на пятидневку. Ребята боялись, что строгие родители отправят на целую неделю из дома и заберут только на выходные. Пресловутая пятидневка была классическим наказанием. Мамы и папы считали, что именно в условиях казенного учреждения из хулигана сделают настоящего человека, да и времени на проказы практически не останется.

Корреспондент исторического портала Юлия Яхина комментирует:

«Советский детский сад, как и другие советские учебно-воспитательные учреждения, больше всего напоминал какое-то закрытое учреждение типа тюрьмы. Казенщина была во всем — от нормативов в одежде до отношения воспитателей к детям. Прикрывалось это какими-то там „нормами“, но на самом деле выглядело точь-в-точь как тюрьме и точно так же воспринималось».

В наше время в некоторых детских садах еще остались группы, где можно оставить ребенка на ночь. Но явление это совсем нечастое и отнюдь не повсеместное, да и условия в садах иные, чем во времена СССР. Только те родители, которые работают по ночам и не имеют помощников в лице родственников, пользуются этой услугой дошкольного учреждения.

Пресс-секретарь департамента образования г. Москвы Александр Гаврилов комментирует:

«Пятидневки сегодня выглядят неплохо: они лишены специфического сиротского запаха, как правило, обеспечены всем необходимым, а интерьеры выглядят совсем по-домашнему».

Записывали в спортивную секцию

Всем известно, что нет более действенного способа закалить тело и дух, чем занятия спортом. Советские родители активно претворяли в жизнь этот постулат, благо государство сполна предоставляло возможности для физического развития детей. Спортивная секция считалась отличным вариантом, чтобы даже самого отпетого хулигана наставить на путь истинный. Ребенок был занят делом, преодолевал трудности и в жестких дисциплинарных условиях закалялся духом.

Журналист Светлана Голицына рассказывает:

«Детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду. Именно на спортивные секции была возложена важная функция воспитания детей. Ребенок был занят своим делом, необходимость физической активности делала его дисциплинированным, собранным и ответственным».

Стоит отметить, что обстановка в спортивных секциях была строгая, чуть ли не спартанская. Тренеры держали юных воспитанников в ежовых рукавицах, в порядке вещей было повышение голоса, оскорбления и даже рукоприкладство.

Исторический блогер рассказывает:

«Дисциплина была важнейшей составляющей в спорте. В детских спортивных секциях тренеры очень строго относились к детям, наказывали за малейшую провинность, могли прикрикнуть или заставить отжаться двести раз за разговор с товарищем».

На форумах вспоминают:

«В свое время меня батя записал сразу в три секции: футбол, баскетбол и хоккей, чтоб без дела не слонялся. Так у меня времени свободного вообще не было, после школы быстро обедал и на тренировку. Зато времени на хулиганство и глупости не было».

Отправляли в трудовой лагерь на лето

Летний трудовой лагерь был явлением повсеместным в СССР. Дабы дети не болтались 3 месяца без дела и не приучались к плохому, многие родители отправляли своих чад в лагерь, где воспитанники работали на полях и огородах, помогали делать ремонты, пилили, красили и были правой рукой своих вожатых и руководителей.

Автор блога по истории СССР рассказывает:

«Работы было много, планы ставились как взрослым, питание оставляло желать лучшего, да и бытовые условия были весьма и весьма некомфортные даже для походных условий. Фрукты и овощи старались есть прямо на грядках, немытыми, так как выносить с поля продукцию запрещалось. Так постепенно у ребят падал энтузиазм и тускнели глаза».

При этом хулиганам, само собой, в наказание доставалось гораздо больше работы, а условия их пребывания в лагере были очень далеки не то что от идеальных, а просто удовлетворительных. Ребятам приходилось сталкиваться с бытовыми неудобствами, что, как считали взрослые, шло только на пользу, укрепляло выдержку и дух.

На форумах делятся воспоминаниями:

«Я в детстве хулиганил и каждое лето ездил в трудовой лагерь при школе. Режим дня был расписан только до 16.00. Но на деле работали до 20 или до 22, особенно когда отставали от графика. Норма для 20-25 ребят было 125 тонн. 1 захудалый трактор, косили вручную. Многие болели (чирьи, животами маялись). По ночам судороги сводили конкретно».

И по сей день существуют летние трудовые лагеря для подростков, где дети могут с пользой провести время. Однако сейчас это нечто сродни оздоровительным сменам, где ребята обучаются новым видам деятельности, находят друзей, насыщенно проводят досуг и, конечно же, находятся в достойных условиях пребывания. При этом дети еще и получают зарплату за свой труд — символическую, конечно, но вполне достойную, чтобы ощутить гордость за самого себя.

Невозможно воспитывать ребенка без наказаний, ведь тогда есть риск, что чадо вырастет эгоистичным и уверенным в том, что ему все дозволено. Однако следует всегда соблюдать золотую середину, ведь некоторые методы воспитания могут напрочь сломать психику ребенка и оставить след на всю жизнь.

Дети — существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался — родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция Tlum.Ru уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы, а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало — то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОГУЛИВАЕТ ШКОЛУ?

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что — еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет — значит любит», «кого журят, того и любят» — вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя — забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЛЕНТЯЯ?

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

10 КНИГ О ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого — годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина — Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом — женщин, потом — каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА?

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще — отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь — ребенок. Наказывают в современных школах просто — забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

КАК ВЫТАЩИТЬ РЕБЕНКА ИЗ ТЕЛЕФОНА?

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний — это пережиток прошлого и просто неприемлимо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но­ не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., ­арест на 15 су­ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

Интересное по теме:
Как не злиться на ребенка?
5 ситуаций, когда действительно не стоит наказывать ребенка

  • Наказание детей рассказы розгой
  • Найти рассказ горе от ума
  • Найти сказку лиса и медведь
  • Наказание детей рассказы ремнем
  • Найти рассказ барышня крестьянка а с пушкин