Наказание детей рассказы розгой

(СОВЕТЫ ПАСТОРА — МНОГОДЕТНОГО ОТЦА)

Когда говоришь некоторым родителям, что нужно стегать своих детей, они отвечают: «Я бы делал это, если бы нашёлся кто-нибудь, с кем можно было бы поменяться».

В моем доме бывали детки, от которых могло случиться нервное расстройство даже у каменной статуи. А родители имели такой вид, как беженцы времен второй мировой войны, приехавшие в польском товарном вагоне. Если бы они остались у нас еще на один час, пришлось бы вызывать «Скорую помощь».

В то время, когда мы пытались разговаривать, дети непрерывно выбегали и вбегали, жаловались, что их кто-то обидел, просили идти или остаться, требовали еду или игрушку, которую другие дети не хотели отдавать. Мать должна была постоянно вскакивать и спасать какой-нибудь бьющийся предмет. Она произнесла слово «Нет» шестьсот шестьдесят шесть раз на протяжении двух часов. Каждому из детей досталось от мамы по два-три шлепка рукой. Похоже, что эффект от этого был нулевым,— если не считать смещения позвоночника ребенка.

Мы говорим о том, что нужно последовательно наказывать за каждый проступок ударом розги (но не ударом каратэ по позвоночнику), в то время как эта мать видит выход только в ещё более грубом обращении с детьми, которое не принесет им никакой пользы. Ее наказание заключается лишь в «обстреле», под прикрытием которого она может «перебежать» к следующему делу. У нее нет никакой надежды покорить волю детей, а только лишь на время отвлечь их, чтобы закончить свою работу.

…А вот заходит другая мама со своими малышами и садится побеседовать. Детям она говорит: «Идите играть на террасу и не беспокойте маму, если только вам ничего не нужно». В течение следующих двух часов мы даже не замечали присутствия детей, за исключением того, что зашла одна малышка и сказала: «Мама, хочу пи-пи». Дети хорошо играли вместе, сами решали свои споры, и не ожидали от взрослых внимания, когда кто-то переворачивал коня-качалку или получал шишку на голове. Они не шастали туда-сюда, потому что им было сказано не входить. И пока они были в моём доме, эта мама ни разу не шлепнула своих детей. Ей не нужно было их отчитывать. Она выглядела отдохнувшей. Когда детей позвали идти домой, один малыш сказал: «Мама, можно я останусь и поиграю с Сюзанной?» Она ответила: «Нет, сегодня нельзя. У нас дома есть работа». Малыш поднял ручки и его взяли на руки. Он обнял маму за шею и сказал: «Я люблю тебя, мамочка».

Эта молодая мама говорила мне: «Мои дети хотят угодить мне. Они так стараются сделать всё, что я им скажу. Нам так хорошо вместе». Она очень хочет, чтобы у нее было больше детей. Это её радость в жизни.

А было время, когда всё было иначе. Благодатью Божьей, используя простые библейские принципы, а также будучи решительной и имея открытое сердце, эта мама воспитала детей, которые приносят ей радость и делают ей честь.

РОЗГА

«Я слишком люблю своего ребёнка, чтобы наказывать его»

Я наблюдал за ребенком, который был одержим постоянным недовольством. Он всё время на что-то жаловался и не прекращал хныкать и сердиться. Его мама, доведённая до отчаяния такими бунтарскими капризами маленького тирана, упрашивала и умоляла его, пытаясь задобрить ребенка и ни в коем случае «не оскорбить его эмоций». Мать тщетно пыталась добиться послушной реакции на простейшие команды.

Как объективный наблюдатель, заботясь о счастье и благополучии малыша, я сказал его маме: «Почему бы вам не шлепнуть его, чтобы он был счастлив?» Шокированная женщина ответила: «Нет, нет… У него просто такой возраст. Он перерастёт его».

Если она действительно верит, что это неизменный, естественный возраст (состояние, за которое маленький Джонни ответственности не несёт), почему же она то и дело приходит в ярость, требуя от него другого поведения или отношения? Мать, находя ребёнку оправдание и считая, что виной всему просто возраст, который должен пройти сам собой, несмотря на свою словесную философию, всё-таки обвиняет его. Где-то внутри она знает, что он должен быть, мог бы быть совершенно другим. Проблема, связанная с отношением к ребёнку, усугубляется критикой и отторжением, которое он чувствует со стороны осуждающей матери и окружающих.

Мы подошли к моменту, когда уместным будет обсудить роль розги. Давайте поговорим о шлепках, которые иначе называют «поркой». «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:24). Похоже, такое заявление очень противоречит чувствам многих родителей и воспитателей. Этот стих ясно утверждает, что отказ от применения розги свойственен родителям, которые ненавидят ребенка. «Нет!» — возражает мать, «я слишком люблю своего ребенка, чтобы шлёпнуть его». Реагирующие так родители не понимают некоторых вещей: авторитета Божьего Слова, природы любви, своих собственных чувств, Божьего характера и потребностей ребёнка.

ПОНИМАНИЕ АВТОРИТЕТА БОЖЬЕГО СЛОВА

Мудрый Бог, который сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им»…(Мр. 10:14), также сказал:

«Наказывай сына твоего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19:18).

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:24).

«Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит её от него» (Пр. 22:15).

«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт: ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Пр. 23:13-14).

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Пр. 29:15).

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Пр. 29:17).

Бог, сотворивший детей, говорит родителям, что розга — это необходимый воспитательный инструмент.

ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ ЛЮБВИ

У вас могут быть сильные чувства, удерживающие вас от шлёпанья вашего ребенка, но это вовсе не любовь. Бог, сотворивший маленьких детей и поэтому знающий, что для них лучше всего, велел родителям применять розгу при воспитании ребенка. Заявлять, что от этого вас удерживает любовь — значит обвинять Самого Бога. Своими действиями вы заявляете, что-либо Бог не желает вашему ребёнку наилучшего, либо вы знаете свое чадо лучше Его.

Родители, вам нужно знать разницу между истинной любовью и хорошим чувством. Естественное человеческое хорошее чувство, часто принимаемое за любовь, может быть вредящим, если оно не подчинено мудрости. Любовь — это не просто доброе расположение. Истинная любовь — это не те глубокие чувства привязанности, которые мы обычно питаем к близким нам людям. Такие чувства часто могут быть потребительскими.

Любовь — это вовсе не эмоция и не наплыв чувств. Любовь является состоянием доброжелательности и добродетели к другому человеку. Истинная любовь не имеет интересов. То есть в любви нет ни одной мысли о личной выгоде или о личной потере.

ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Эмоционально слабая мать часто хочет видеть полную зависимость её ребенка от неё для её же собственного удовлетворения. Глубокие чувства внутри неё ублажаются, когда она исполняет каждое желание своего малыша. Её всепоглощающая страсть к ребенку, которую она принимает за любовь, слишком священна, чтобы ею рисковать. И ранимость этой страсти заставляет мать думать только о том, что она может (по её мнению) потерять, если шлёпнет ребенка. Она боится сделать что-нибудь такое, что заставит детей отвергнуть её.

Но в таком случае мать любит не ребёнка, а любит себя. Её личные чувства превышают потребности ребенка. Жалкий взгляд предательства в бедных маленьких глазках ребенка при первом шлепке просто разбивает её сердце. Ей слишком больно повиноваться Богу, воспитывая свое чадо. Угождать собственным эмоциям и чувствам, а также из страха потери личного покоя пренебрегать розгой означает ненавидеть ребенка и любить себя. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Пр. 29:15).

Ради своей собственной выгоды мать так наивно верит, что её «сладенький» ребенок перерастёт этот возраст и будет замечательным человеком. «Нужно просто немного подождать, он же ещё не понимает», — думает она. Не обращать внимания на личные чувства ради объективного воспитания добра в ребенке — вот настоящая любовь. А если мать задушит свое чадо в объятиях и поцелуях, это совсем не значит, что она его любила.

Гнев матери может заставить её не доверять своим личным побуждениям при телесном наказании. Кроме того, недоверие матери к розге может быть вызвано воспоминаниями о её тираничном, несправедливом отце. Она, возможно, поклялась: «Я никогда не буду такой, как мой отец. Я буду любить своих детей. Они не будут бояться меня, как я боялась своего отца». Отец не только в детстве оскорблял её, он также причиняет теперь боль её детям, заставляя её впадать в противоположную крайность.

Иногда образы из прошлого вызывают у матери плохие предчувствия, когда отец шлёпает их ребенка. Матери, у которых в прошлом сложилась ассоциация гнева с наказанием, приписывают гневные побуждения всем, кто шлёпает ребенка. Ребёнок чувствует покровительство матери и будет плакать за ней, когда отец будет пытаться наказать его. Несогласие матери с наказанием отца разрушает его эффективность и пробуждает в ребенке хитрость. Поэтому нужно прекратить реагировать на воспоминания прошлого и начать действовать так, как говорит Бог и здравый смысл.

Некоторые родители отказываются от розги из-за давления друзей или родных. Они даже могут не соглашаться с собственными родителями в вопросах воспитания ребенка. На современных родителей обрушивается пропаганда, предположительно основанная на последних психологических исследованиях, которая нарушает процесс воспитания ребенка, основанный на Библии. Родители стыдятся применять дисциплинарные методы и вынуждены оглядываться по сторонам, прежде чем использовать их.

ПОНИМАНИЕ БОЖЬЕГО ХАРАКТЕРА

Родители, не использующие розгу на основании того, что они слишком любят своего ребёнка, плохо понимают характер Бога и Его методы обращения со Своим народом.

Сегодня мышление многих христиан незаметно для них принимает такую форму: «Раз Бог есть любовь, значит Он никого не различает, ничего не требует, никого не карает и ни за что не мстит». По существу, они рассматривают любовь Бога как нечто противоположное Его справедливости. Существует неопределенное чувство, что Бог был когда-то карающим, но сейчас Он стал пассивным, терпящим и даже немного абстрактным — Вселенским Отцом. Бога лишили Его уравновешенной личности и представляют в совершенно неустрашающем образе. В рай попасть очень легко, ад — это что-то подозрительное. «Не судите…» — самый известный стих Библии — цитируется в таком смысле, как будто и Сам Бог перестал различать добро и зло.

Насколько Бог есть любовь, настолько же Он есть и святость, и справедливость, и суд, и истина. Именно из Своей любви к праведности Он «в пламенеющем огне совершает отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 1:8).

Избрание одной грани Божьего характера в качестве модели для наших действий и отвержение остальных Его качеств вряд ли можно назвать благоразумием.

БОГ НАКАЗЫВАЕТ СВОИХ ДЕТЕЙ

Те, кто из великодушного чувства праведности отказываются от применения розги, на самом деле осуждают Бога. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6-8).

Дальше говорится, что Он наказывает нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Глубочайший стих! У Бога нет сыновей, избегающих наказания, «которое всем общее». И разве Он перестал любить тех, кого наказал? Совсем наоборот, любовь побудила Его к «шлепкам». Только через наказание Его сыны могут иметь полное участие в Его святости. Он делает это «для нашей же пользы».

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью…» (Евр. 12:11). Бог наказывает «стеганьем». Наши «плотские родители… наказывали нас по своему произволу…» (Евр. 12:9, 10). Писание не только поддерживает телесное «наказание», но приветствует его как способ достижения святости, когда оно употребляется для «пользы» сына.

Наказание представлено как верный знак любви: «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает». Если наказания нет, это не только признак того, что вас не любят, но также и того, что вы — «незаконный сын».

Итак, мы видим, что из самой любви Божьей вытекает наказание. И поэтому ясна справедливость нашего первоначального стиха в Пр. 13:24: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

Если любовь Самого Бога выражается в Его «шлепках», разве мы не можем любить наших детей настолько, чтобы наказывать их для святости? Я слышал, как один непослушный подросток сказал: «Если бы меня любили настолько, чтобы шлёпали!»

Недавно одна мама рассказала нам, что после постоянного усмирения детей розгой, один ребёнок благодарил Бога за то, что мама стала добрее. Постоянное стеганье уменьшило непослушание и ребенок стал больше гармонировать со своей мамой. Но малыш решил, что это мама стала добрее.



Порядок вывода комментариев:

Когда совет назначал всем провинившимся за неделю наказания, то их распределяли для экзекуции между патронессами.

Затем патронессы устанавливали между собой очередь, так как за раз можно было наказывать не более двух мальчиков и двух девочек.

После этого всех подлежащих наказанию розгами собирали вместе – мальчиков и девочек; тем и другим сторожа и няньки связывали руки веревкой.

Потом по два мальчика и по две девочки уводили для порки. По приводе в комнату для наказания, их раздевали и прежде, чем положить на скамейку, связывали веревкой ноги. Потом клали на скамейку, держа за ноги и под мышки, пока патронесса давала назначенное число ударов розгами. Так как одновременно пороли двух, то в комнате был страшный вой и крики, соединенные с разными мольбами и клятвами. За свое пятилетнее пребывание в приюте не помню, чтобы кого-нибудь высекли не до крови.

После наказания обыкновенно весь наказанный был вымазан в крови, и если не попадал в лазарет, то иногда несколько часов не мог ни стоять, ни сидеть. Я помню, что я не раз после наказания часа два могла только лежать на животе, в таком же положении приходилось спать иногда дня два-три. Если бы можно было показать девочку, вернувшуюся после строгого наказания, то у самого закаменелого человека сердце дрогнуло бы.

Шестнадцати лет я поступила в приют, где сама воспитывалась, на должность помощницы надзирательницы; в этом звании я пробыла более года и затем заняла место надзирательницы, на должности которой пробыла около трех лет, когда познакомилась с мистером Бредон и вышла за него замуж.

В женском отделении приюта было не менее восьмидесяти девочек, но иногда число их доходило до ста. Девочки распределялись для обучения на два класса – младший, в котором были девочки от десяти до одиннадцати и самое большее до двенадцати лет, и старший – в котором находились девочки в возрасте от двенадцати до тринадцати лет и, как исключение, четырнадцатилетние. Моложе десяти лет и старше четырнадцати в приют не принимали.

Столько же мальчиков и в таком же возрасте было и в мужском отделении нашего приюта, который считался самым богатым в городе. Действительно, патронессы средств не жалели.

Одевали, кормили и обучали детей превосходно. Может быть, из-за своей страсти к телесным наказаниям патронессы не жалели кошельков.

Помещение приюта также было роскошное. Если бы не жестокие телесные наказания, то лучшего нельзя было бы пожелать и для детей состоятельных родителей.

В приют принимались только сироты или брошенные дети обоего пола, но лишь вполне здоровые. Им давали очень хорошее первоначальное образование и обучали разным ремеслам, а девочек – рукоделью, домоводству и кулинарному искусству.

Цель этой петиции – обратить внимание членов парламента на жестокость телесного наказания и необходимость если не отмены его, то ограничения права патронесс наказывать детей столь жестоко. По-моему, следовало бы уменьшить число ударов розгами до пятидесяти для девочек и ста для мальчиков. Теперешний максимум – двести розог для девочек и четыреста для мальчиков – слишком велик.

Ради справедливости я должна сказать, что максимальное число розог, как девочкам, так и мальчикам, давалось в крайне редких случаях, за какой-нибудь выдающийся по своей порочности поступок. Обыкновенно же самое строгое наказание для девочек заключалось в ста ударах розгами и для мальчиков двести розог, изредка давали девочкам полтораста розог и мальчикам триста.

Но зато первая порция назначалась слишком часто. Наибольшим числом розог наказывали в среднем не больше двух-трех девочек в год и пяти-шести мальчиков.

Надо было видеть девочку, получившую двести розог, или мальчика, которому дали четыреста розог, чтобы убедиться в жестокости подобного наказания.

Если их не относили в лазарет, то у них, когда они вставали или вернее, когда их снимали со скамейки и ставили на ноги, был ужасный вид.

Было видно, что ребенок едва стоит на ногах, но сесть, от боли, тоже не может. В обязанности помощницы надзирательницы входило наблюдение за качеством и количеством розог, которыми заведовал особый сторож. Розги покупались экономом. Сторож, под наблюдением помощницы, вязал пучки для наказания мальчиков и девочек. Прутья для мальчиков брались толще, чем для наказания девочек. Связанные пучки клались в особые железные чаны, наполненные водой.

За полчаса до начала наказания или даже меньше, чтобы они были как можно гибче, их в присутствии помощницы вынимали и вытирали насухо. Концы пучков обертывались тонкой бумагой, чтобы не поцарапать ручек патронесс.

Патронессы, особенно главная из них, находили, что польза от наказания розгами зависит от качества розог, что мне с совершенно серьезным видом она объясняла, когда я поступила помощницей надзирательницы. Раз я была оштрафована на три шиллинга (всего около 1 р. 50 к.) за то, что она нашла розги недостаточно хорошо распаренными, негибкими и небрежно связанными в пучки. Сторожа прогнали за это из приюта. Новый сторож был специалист по этой части, и я больше ни разу не получала замечаний, а главная патронесса раза два-три хвалила меня. Дело в том, что, как объяснил мне новый сторож, нужно было смотреть, чтобы прут был не особенно толст, но и не тонок, чтобы он не резал кожу сразу, а причинял бы при ударе сильную боль, что составляло главное достоинство березового прута. Но необходимо было наблюдать за тем, чтобы прутья были срезаны со старых деревьев, с их верхов, где ветви тверже и эластичнее. Совсем молодые ветви годятся для наказания только очень маленьких ребят. Для наших же детей, как для взрослых, нужно, чтобы прут был достаточно твердый и хорошо хлестал кожу.

Надо было видеть, с какой заботливостью он вязал пучки или принимал от подрядчика прутья. Для девочек он выбирал прутья тонкие и длиной в 70 сантиметров, для мальчиков толще и длиной в 1 метр. По его словам, концы пучка из двух-трех прутьев должны быть тщательно выравнены, чтобы при ударе выдающийся против других конец прута не ранил преждевременно кожу, особенно, если такой кончик попадает на места, где кожа особенно нежна. Розги, которые приготовлял прогнанный сторож, вязались из сухих прутьев и плохо подобранных, почему патронесса и заметила, что они кожу царапают, но не причиняют максимума боли.

Накануне воспитатель с директором и директриса с надзирательницей вечером, когда дети ложились спать, собирались в комнате директора на совещание, куда и я, как заведовавшая розгами, приглашалась.

Тут составлялся список провинившихся воспитанников и воспитанниц, записывались вины в их штрафные книжки и делались предположения, какое количество ударов может назначить совет патронесс виновному и виновной. Надо заметить, что, по обычаю, каждым пучком розог давалось не более пятидесяти ударов, а затем пучок заменялся новым. За этим опять же должна была наблюдать я. Когда я была воспитанницей, то мы все это отлично знали и, пока нас раздевали, по числу лежавших на столике около экзекуционной скамейки пучков мы могли сообразить, сколько розог нам назначили. Число это не объявлялось. На том же столике стояли стакан и графин с водой, а также пузырек со спиртом.

Мне давался особый «наряд» приготовить столько-то пучков розог для мальчиков и столько-то для девочек. Кроме того, я обязана была иметь, во избежание штрафа, запасные пучки. Иногда случалось, что совет патронесс был особенно не в духе и назначал число ударов значительно больше того, что ожидали директор и директриса, – тогда приходилось сторожу спешно, пока наказывали детей, готовить пучки розог.

Регламент требовал, чтобы наказываемый мальчик или девочка клались на скамейку и привязыв

ались к ней веревками или держались сторожами и няньками за ноги и за руки, – выбор того или другого способа зависел от усмотрения наказывающей патронессы. Обязательно было всех, подлежащих наказанию розгами, приводить в экзекуционную комнату со связанными руками, а по приводе немедленно связывать ноги.

«Бьют — ума дают»

Еще античный комедиограф Менандр утверждал: «Кого не будут бить, тот останется невоспитанным». Гораций величал своего учителя Orbilius plagosus — бьющий Орбилий. Марциал в одной из эпиграмм назвал порку «горем для мальчиков всех, для наставников — сущей радостью».

Воспитание битьем начиналось с самых малых лет. Документально зафиксированы случаи телесных наказаний даже трех-четырехмесячных младенцев. В ход шли вожжи, крапива, мокрые веревки, специальные плети из цепей — т. н. «дисциплины». И, конечно, розги. «Черемховые» для малых деток, березовые для отроков, они были не только инструментом наказания, но и особым словом-пугалом. В русских диалектах кнут, хлыст, хворостина неспроста назывались пуга, пужник. Отсюда же старинная поговорка: «Умный слова боится, глупый — пуги».

1.png

Франсуа-Клавдий Компт-Каликс. Порка. (gallerix.ru)

2.jpg

Алексей Венецианов. Мальчик с розгой. 1830-е. (wikipedia.org)

3.png

Михаил Ватутин. Воспитатель. 1892. (wikimedia.org)

4.jpg

Павел Ковалевский. Порка, 1880. (wikimedia.org)

Большой сюрприз для маленьких

Угроза побоями часто превращалась в жестокую потеху для взрослых. Один из вопиющих фактов хранит биография министра иностранных дел Великобритании Джорджа Керзона (1859−1925). В детстве он подвергался изощренным унижениям няни, мисс Параман. Был случай, когда она велела мальчику сначала самому написать дворецкому, чтобы тот приготовил розги, а затем приказала дворецкому еще и прочитать эту записку слугам.

Особая забава — дарить розги детворе на праздники — стала популярным сюжетом живописи и литературы. В повести Николая Лескова «Смех и горе» есть такой эпизод. Вечером дядя интригует юного племянника обещанием: «Мой милый друг, тебя завтра ждет большой сюрприз». Наутро бедный парнишка видит висящего на голубой ленте вербного купидона с пучком розог, кокетливо перевязанного такой же голубенькой ленточкой. К ленте прикреплена рифмованная записочка от веселого и находчивого дядюшки: «Кто ждет себе ни за что ни про что радостей, тот дождется за то всяких гадостей».

Ян Стен. Праздник святого Николая. 1663 – 1665.

Ян Стен. Праздник святого Николая. 1663 — 1665. Источник: wikimedia.org
Рихард Бракенбург. День Святого Николая. 1685.
Рихард Бракенбург. День Святого Николая. 1685. Источник: wikimedia.org

Тайм-аут за непослушание

В позапрошлом столетии нравы несколько смягчились — побои уступили место дисциплинарным мерам, которые сводились к изоляции. Сегодня их обобщенно называют «тайм-аут». Воспитательную моду здесь задавала Викторианская Англия. Озорников и лентяев запирали в темных чуланах, сажали на «стулья непослушания» (англ. Naughty Chair), ставили «носом в угол». Отсюда образное выражение corner time — букв. «угловое время».

7.png

Джордж Бернард О’Нил. Непослушный мальчик.1867. (gallerix.ru)

8.jpg

Чарльз Бертон Барбер. Наказание. 1886. (artchive.ru)

В 1980-х в детских домах Стаффордшира практиковался запрещенный впоследствии пиндаун (Pindown) — дисциплинарный метод длительной изоляции. Длившаяся иногда несколько недель, она доводила некоторых детей до суицида.

«Без муки нет науки»

Обучение издревле столь же прочно ассоциировались с телесными наказаниями. Розги заботливо развешивались по стенам и расставлялись по углам классных комнат. В школьном лексиконе бытовало латинское выражение manum ferŭlae subducĕre — букв. «подставлять руку под розгу», перен. «идти в школу». Согласно английской пословице, надлежит целовать палку, которой учат (to kiss the rod that governs). Согласно русской, «пожалеть розгу — испортить ребенка».

Адам Джоан Браун. Школа для девочек. 1789 год.

Адам Джоан Браун. Школа для девочек. 1789 год. Источник: wikipedia.org

Для школьных телесных наказаний использовались специальные приспособления. Особой изобретательностью отличались, опять же, англичане. Одна из ритуальных позиций школьной порки называлась horsing — от слова «лошадь» (horse). Тело наказуемого привязывали к колодке или удерживали двое помощников, часто из числа самих учеников — и секли розгами по спине и ягодицам.

Нерадивых учеников шлепали паддлом (англ. рaddle — весло, лопатка) — вытянутой пластиной с рукоятью. Лупили колотушкой с грушевидным расширением на конце и круглой ямкой — чтобы вскакивали волдыри. В викторианских школах непосед обуздывали с помощью приспособления в виде двух соединенных веревочкой деревянных планок с отверстиями для пальцев. Планки с зафиксированными руками связывали узлом за спиной ребенка.

В образовательных учреждениях Шотландии по детским ладоням прохаживался тоуси, или тоуз (tawse) — кожаный ремешок с раздвоенным концом и деревянной рукояткой. В ряде немецких гимназий педагог исполнял свои прямые обязанности, а телесными наказаниями ведал специальный «синий человек», der blau Mann. В ход шли также линейки и указки, острые спицы и перья. Школяров и юных подмастерьев ставили коленями на горох, соль, битый кирпич. Устраивали «выволочку», таская за волосы и выкручивая уши.

Фердинанд де Бракелер. Наказание учителем ученик, ок. 1847.

Фердинанд де Бракелер. Наказание учителем ученика, ок. 1847. Источник: wikimedia.org

На спины провинившимся в классе цепляли тетрадки с ошибками и выставляли в коридор или водили по всей школе, принуждая выслушивать издевки и терпеть нападки однокашников. На шею вешали грифельные доски и оставляли «стоять столбом» до конца урока. Принуждали «бить поклоны» в полуобнаженном виде на школьном дворе. За прогулы и опоздания привязывали к ногам кирпичи и прочие «потешные» предметы.

Ральф Хэдли. Наказание прогульщика. 1899.

Ральф Хэдли. Наказание прогульщика. 1899. Источник: wikimedia.org

«Мидасовы уши»

Альтернативой битья были позорящие, осрамительные наказания — например, отсылающие к известной античной легенде «Мидасовы уши». О древности этой экзекуции свидетельствует крылатое латинское именование глупца: Аsinus asinorum in saecula saeculorum («Осел из ослов во веки веков»). Более известные ее названия — «колпак тупицы» и «ослиная шапка (фр. le bonnet d’âne, англ. donkey cap).

Маттис Наиве. Школьный интерьер, нач. XVIII в.

Маттис Наиве. Школьный интерьер, нач. XVIII в. Источник: wikimedia.org

Провинившегося ученика ставили в центр класса в бумажном колпаке с ослиными ушами и надписью dunce, Dussel, âne (англ., нем., фр. — дурак, тупица, остолоп, болван). Впрочем, унизительное награждение ослиным колпаком в реальности было гораздо реже, чем представлено в литературе и живописи.

13.png

Джон Бэрр. Неисправимый, 1897. (wahooart.com)

Жан Жоффруа. Будущий ученый. 1880.

Жан Жоффруа. Будущий ученый. 1880. Источник: wikimedia.org

Писатели и художники нередко утрировали подобные эпизоды, изживая таким способом свой негативный детский опыт. Такова, например, сатирическая картина Роберта Уильяма Басса, изображающая наказанного за сатирический рисунок будущего знаменитого художника Уильяма Хогарта.

Роберт Уильям Басс. Первый набросок Хогарта. 1845.

Роберт Уильям Басс. Первый набросок Хогарта. 1845. Источник: wikigallery.org

В российских институтах благородных девиц практиковалось наказание под названием «столпник», которое символизировало публичное раздевание. За ослушание ставили в столовой без форменного передника. Похожая экзекуция описана в повести Лидии Чарской «За что?»: «Обыкновенно перед первою парою [шедших строем воспитанниц] ставили какую-нибудь провинившуюся ученицу, — «на позор», как говорили в институте, — и называли ее «факельщиком». Наказанная таким образом шла всегда, закрыв лицо руками, вся в слезах».

В «Екатерининском листке» 1902 года упомянуто изощренное наказание троих уличенных в воровстве учеников по сюжету сказки «Мужик и Лиса». Провинившихся провели между выстроенными в два ряда одноклассниками, которые плевали им в глаза со словами «воры, воры!».

Стоит ли после этого удивляться жестокости детских игр, копирующих действия взрослых? Среди устойчивых живописных сюжетов — битье и наказание углом кукол. Встречаются даже имитации детьми судебных процессов с унизительными атрибутами и позорящими ритуалами.

16.jpg

Винченцо Иролли. Наказанная. 1930. (pinacotecabari.it)

17.jpg

Жан-Луи Гамон. Дисциплина. Сер. XIX в. (mutualart.com)

Чарльз Хант. Суд присяжных, 1886.

Чарльз Хант. Суд присяжных, 1886. Источник: mutualart.com

Кнут без пряника

Педагогика СССР решительно восстала против телесных наказаний, однако негласно на детвору по-прежнему сыпались затрещины, оплеухи и тумаки. Наказание-устрашение сменилось наказанием-принуждением. 20 раз отжаться, выучить 10 стихотворений, 3 раза перемыть полы — и прочие ненавистные или трудно выполнимые задания.

Алексей Федоров. Агитплакат. 1926.

Алексей Федоров. Агитплакат. 1926. Источник: gallerix.ru
Алексей Лаптев. Агитплакат. 1929.
Алексей Лаптев. Агитплакат. 1929. Источник: artchive.ru

В детских садах озорников выставляли без трусов в дверях спальни во время тихого часа. Не желавшим спать завязывали полотенцем глаза. Инструментом семейного воспитания оставался отцовский ремень: «влепить 25 пряжек» считалось обычным делом.

По образцу партийных собраний в школах устраивали «проработки» нарушителей дисциплины на пионерских и комсомольских сборах. Портреты провинившихся размещали на «Доске позора», а их проступки клеймились в стенгазетах. Репродукция монументального — 168 на 259 см — полотна Сергея Григорьева «Обсуждение двойки» украшала стены множества советских школ.

Сергей Григорьев. Обсуждение двойки, 1949. ru.

Сергей Григорьев. Обсуждение двойки, 1949. ru. Источник: wikipedia.org

Современные родители чаще практикуют наказания-лишения — вожделенных покупок, карманных денег, любимых игр, обещанного отдыха. Психологический прессинг и постоянная боязнь по-прежнему калечат душу, ломают характер, уродуют личность детей.

Нашел детскую повесть отца «Закон палаты» в довольно занятном списке. Что ж, библиографии всякие нужны. Увидено у poza.

Библиография включает художественные произведения, статьи из энциклопедий, книги по педагогике, психологии и психиатрии, в которых каким-либо образом упоминаются телесные наказания детей. Авторы произведений расставлены в алфавитном порядке. При наличии у автора нескольких таких произведений они также расставляются в алфавитном порядке после фамилии автора. Для каждого произведения указывается: 1) пол наказывающего и наказуемого (наказывающий/наказуемый)
(сокращения: М — мужчина, м — мальчик, Ж — женщина, д — девочка);
2) орудие наказания;
3) характер упоминания о наказании
(описание — описание самого процесса наказания, упоминание — упоминание о проведенном наказании, подготовка — описание процесса подготовки к наказанию); 4) для произведений, опубликованных в журналах: номер журнала.
В случае наличия в произведении нескольких разнотипных наказаний будет отдельно описываться каждое с их нумерацией. 
Беляков

Акунин Борис.
«Внеклассное чтение.» (М/м), розги, описание.
«Детская книга.» (М/м), кнут, описание. 

Алексеев Сергей.
«Жизнь и смерть Гришатки Соколова.» 1: (М/м), иглы, описание; 2: (М/м), плеть, упоминание.
«История крепостного мальчика.» (Ж/м), розги, упоминание. 

Амаду Жоржи. «Генералы песчаных карьеров.» 1: (М/м), резиновая дубинка, развернутое описание; 2: (М/м), хлыст, описание, упоминания. 

Андреев Василий. «Славнов двор». (М/м), плеть, описание.

Аноним. «Мы с ‘Фрэнком'». 1: (М,д), розги, рука, развернутые описания; 2: (д/м), рука, развернутое описание; 3: (Ж,д), розги, развернутое описание; 4: (Ж/м,д), рука, розга, развернутое описание; 5: (Ж/д), рука, розга, развернутое описание. 

Антонян Ю., Ткаченко А. «Сексуальные преступления.» 1: (М/м), ремень, упоминания; 2: (м/м), крапива, упоминание; 3: (М/м), рука, упоминания. 

Аполлинер Гийом. «Одиннадцать тысяч палок, или любовные похождения господаря.» (М/д), рука, описание. 

Бажов Павел. «Каменный цветок.» (М/м), кнут, развернутое описание. 

Безуглов Анатолий. «Чудак? Влюбленный…» 1: (Ж/м), ремень, упоминание; 2: (М/м), кипяток, развернутое описание, журнал «Аврора» N4 за 1983 год. 

Беляев Владимир. «Старая крепость.» 1: (М/м), хлыст, описание; 2: (М/м), ремень, развернутое описание. 

Бертрам Джеймс Глас (псевдоним «доктор Купер»). «История розги».
Главы:
«Наказание розгами воришек и карманников.» (М/м), розги, упоминание.
«Судебные и церковные наказания в Шотландии.» (М/м), розги, клеймение, упоминание.
«Розга в одном из восточных государств.» (Ж/м), розги, упоминание.
«Флагелляция в Африке.» 1: (М/м), бастонада, упоминание; 2: (М/м), розги, описание, упоминание; 3: (М/м), бич, упоминание.
«Флагелляция в Америке.» (М/д), ремень, описание.
«Флагелляция во Франции.» 1: (Ж/д), розги, упоминания; 2: (М/м), розги, упоминания; 3: (М/м), плеть, упоминание.
«Выдержки из дневника аристократки.» 1: (М/м), розги, упоминание; 2: (Ж/м), розги, упоминание.
«Воспитание в английской школе для бедных сто лет тому назад.» (Ж/д,м), розги, китовый ус, упоминание.
«Школьные наказания.» (М/м), розги, многочисленные описания и упоминания.
«Еще анекдоты о телесных наказаниях.» (М/м), розги, кожа угря, упоминания.
«Корреспонденция о наказании розгами в журнале «Family Herald».» 1: (Ж,М/д), кнут, палка, упоминание; 2: (М/м), розги, упоминание.
«Розга в будуаре.» (Ж/д), розги, ремень, упоминание.
«Флагелляция в монастырях. Мистическая флагелляция.» 1: (Ж,д), розги, плеть, веревки, крапива, рука (упоминания); 2: (Ж,д), плеть, описание.
«Телесные наказания в Китае. Флагелляция у проституток.» 1: (М/м), ремень, упоминание; 2: (Ж/д), розги, плеть, упоминание.
«Телесные наказания в семье и школе.» 1: (м/д), рука, описание; 2: (Ж/д), розги, упоминание; 3: (М/м), розги, трость; 4: (М/м,д), розги (описание, упоминание), плеть (упоминание).
«Флагелляция и любовь.» 1: (Ж/д), розги, упоминание; 2: (Ж/м), розги, подготовка, описание.
«Флагелляция детей.» 1: (Ж/д,м), розги, упоминание; 2: (Ж/м), рука, розги (описание, подготовка), плеть, крапива (упоминание), (М/м), розги, описание; 3: (М/м), розги, описание; 4: (Ж/д), розги, плеть, развернутое описание.
«Флагелляция из-за денег и для возбуждения.» 1: (М/д), розги (описание), ремень (упоминание); 2: (Ж/д), розги, описание.
«Психология флагеллянта и флагеллянтши.» (Ж/м), розги, развернутое описание.
«Флагелляция в средние века в исправительных домах и в наши дни в особых клубах флагеллянтов.» 1: (Ж/д,м), розги, развернутое описание, подготовка; 2: (Ж/м), розги, развернутое описание, упоминание.
«Связь флагелляции с мастурбацией.» 1: (Ж/м), розги, упоминание; 2: (Ж/д), розги, упоминание; 3: (Ж/м), розги, упоминание.
«Флагелляция в Англии.» (Ж/д), розги, подготовка, описание.
«Телесные наказания в США и Голландии.» (Ж/д), розги (описание), резиновый ремень, крапива (упоминание).
«Исторические сведения о флагелляции в наше время.» (Ж/ж), розги, крапива, упоминания.
«Флагелляция в Италии.» (М/м), розги, плети, упоминание.
«Исторические сведения о флагелляции.» 1: (М/м), розги, упоминания; 2: (м/м), розги, описания, упоминания; 3: (М/д), розги, упоминание.
«Телесные наказания в современное нам время.» 1: (Ж,д/д), розги, развернутое описание; 2: (М,Ж/м), розги, упоминание. 

Блайтон Энид. «Тайна «Вершины Контрабандиста».» (М/м), ремень, описание. 

Бромлей Наталья, Остроменцкая Надежда. «Приключения мальчика с собакой». (М/м), хлыст, подготовка. 

Булкин Андрей. «Звезда.» (Ж/м), стек, описание. 

Булычев Кир. «Миллион приключений.» (Ж/м), хлыст, описание. 

Валентинов Андрей, Дяченко Марина, Дяченко Сергей, Олди Генри Лайон. «Рубеж». (м/м), хворостина, упоминание. 

Веллер Михаил. «Забытая погремушка». (М/м,д), ремень, описание. 

Вартанов Степан. «Смерть взаймы». (М/м,д), плеть, упоминания. 

Ведзижев Ахмет. «Гапур из Сунжа-Юрта.» (М/м), крапива, развернутое описание. 

Гарин-Михайловский Николай. «Детство Темы.» (М/м), ремень, развернутое описание. 

Гашек Ярослав. «Урок закона божьего.» (М/м), розги (описание), ремень (упоминание). 

Гиро Поль. «Быт и нравы древних римлян». (М/м), розги (описание), линейка, ремень (упоминание). 

Говоров А. «Алкамен — театральный мальчик.» (М/м), розги, описание. 

Горький Максим.
«Детство.» (М/м), розги, развернутое описание, подготовка.
«В людях.» (Ж/м), розги, описание. 

Даль Роальд. «Мальчик: рассказы о детстве.» (М/м), трость, развернутые описания. 

Джонс Диана Уинн. «Заколдованная жизнь.» (М/д), подошва ботинка, описание. 

Диккенс Чарльз.
«Дэвид Копперфильд.» (М/м), трость, описание, многочисленные упоминания.
«Приключения Оливера Твиста.» (М/м), трость, упоминание. 

Добряков Владимир. «Хроноагенты за работой.» 1: (М/м), лоза, развернутое описание; 2: (М/м,д), розги, плети, шпицрутены, упоминание; 3: (м/м), розги, описание. 

Добсон Джеймс.
«Непослушный ребенок.» Пропаганда телесных наказаний маленьких детей прутом или ремнем.
«Не бойтесь быть строгими.» (М/м), рука, упоминание; пропаганда телесных наказаний маленьких детей. 

Дорошевич Влас. «Горе и радости маленького человека.» (Ж/м), розги, подготовка, развернутое описание. 

Достоевский Федор. «Братья Карамазовы.» (М/д), розги, описание. 

Дэвис Робертсон. «Пятый персонаж.» (М/м), упоминание. 

Елькина Марина. «Тайна синего фрегата.» (М/м), ремень, упоминание. 

Захер-Мазох Леопольд. Приложение к роману «Венера в мехах», глава 1 «Воспоминания детства и размышления о романе». (Ж/м), хлыст, описание. 

Зобель Жозеф. «Мальчик с Антильских островов.» 1: (Ж/д), рука, описание; 2: (Ж/м), палка, упоминание; 3: (Ж/м), бамбуковая палка, описание; 4: (М/м), ремень, упоминание; 5: (Ж/м), хлыст, описание. 

Иванов Алексей. «Ночная служба.» (М/м), розги, упоминание. 

Иванов Анатолий. «Тени исчезают в полдень.» (М/м), ремень, упоминание. 

Иванов Альберт. «Свистать всех наверх! или Человек за бортом!» (М/м), ремень, упоминания. 

Каплан Виталий. «Круги в пустоте.» 1: (М/м), прут, подготовка, упоминание; 2: (М/м), плеть, развернутое описание; 3: (М/м), ремень, упоминания.
«Корпус». 1: (м/м), скрученное полотенце, описание; 2. (М/м), розги, упоминание. 
«Юг там, где солнце.» 1: (Ж/м), ремень, упоминания; 2: (М/м), провод, упоминание. 

Каприо Франк. «Многообразие сексуального поведения.» 1: (д/м), рука, упоминание; 2: (Ж/д), рука, упоминание. 

Карр Калеб. «Алиенист.» 1: (М/м), ремень, описание; 2: (М/м), ремень, упоминание. 

Кинг Стивен.
«Бесплодные земли.» (М/м), кулак, описание.
«Оно.» (М/д), ремень, упоминание.
«Стрелок.» (М/м), кулак, описание.
«Талисман.» 1: (М/м), плеть, развернутое описание; 2: (М,м/м), прижигание пальцев зажигалкой, развернутое описание. 

Киплинг Редьярд. «Маугли.» 1: (медведь/м), лапа, упоминание; 2: (пантера/м), лапа, описание. 

Кифер Отто. «Сексуальная жизнь в Древнем Риме.» (М/м), розга (описание), плети, трость (упоминание). 

Клепов Василий. «Четверо из России.» (Ж/м), плеть, описание. 

Кожевников Вадим. «Заре невстречу.» (М/м), удары ребром ладони по оттянутой коже на животе, развернутое описание. 

Копылов Юрий. «Васькин камень.» (М/м), ремень, упоминание. 

Косински Ежи. «Раскрашенная птица». 1: (М/м), кнут, описание; 2: (Ж/м), ремень, описание; 3: (М/м), ивовый прут, описание. 

Крапивин Владислав.
«Бабушкин внук и его братья.» 1: (Ж/м), рука, упоминание; 2: (м/м), рука, описание; 3: (М/м), ремень, упоминание.
«Бронзовый мальчик.» 1: (М/м), линейка, подготовка; 2: (Ж/м), линейка, упоминание; 3: (М/м), нагайка, упоминание; 4: (М/м), ремень, упоминание.
«Взрыв генерального штаба.» (М/м), шомпол, упоминание.
«Возвращение клипера «Кречет». Пропаганда наказаний розгами.
«Выстрел c монитора.» Имитация порки мальчика на манекене, кнут, описание.
«Гуси-гуси, га-га-га…» (Ж/м), линейка, ремень, жгут, шприц, упоминание.
«Дети синего фламинго.» (М/м), прут, подготовка, описание.
«Журавленок и молнии.» (М/м), ремень, развернутое описание.
«Клад на Смоленской улице.» 1: (Ж/м), хворостина, подготовка; 2: (Ж/м), розга, упоминание; многочисленные упоминания об описаниях порки в других книгах.
«Колыбельная для брата.» (М/м), ремень, описание.
«Лето кончится не скоро.» 1: (М/м), инструмент?, описание; 2: (М/м), рука, резиновая скакалка, упоминание.
«Мальчик девочку искал.» (Ж/м), розги, упоминание.
«Мальчик со шпагой.» (М/м), ремень, упоминание.
«Нарисованные герои.» (М/м), резиновый шланг, подготовка, упоминание.
«Непроливашка.» (Ж/м), поварешка, описание.
«Однажды играли…» 1: (М/м), крапива, описание; 2: (Ж/м), ремень, описание; пропаганда порки.
«Острова и капитаны», книга третья «Наследники». (М/м), прут, подготовка, упоминания.
«Помоги мне в пути.» 1: (м/м), велосипедная камера, развернутое описание; 2: (М/м), электроток, развернутое описание; 3: (Ж/м), пластиковые прутья, упоминание.
«Портфель капитана Румба.» (Ж/м), рука, описание.
«Рассекающий пенные гребни.» (М/м), линейка, подготовка.
«Рыжее знамя упрямства.» (М/м), клеенчатый поясок, описание.
«Семь фунтов брамселного ветра.» 1: (м/м), крапива, подготовка, упоминание; 2: (Ж/м), крапива, упоминание; 3: (Ж/м), рука, описание.
«Синий город на Садовой.» (Ж/м), рука, описание.
«Сказки о рыбаках и рыбках.» 1: (М/м), шлепанец на рукоятке, удары по рукам (описание); 2: (М/м), электроток?, подготовка, развернутое описание.
«Стеклянные тайны Симки Зуйка.» 1: (М/м), резиновая скакалка, упоминание; 2: (М/м), рука, описание.
«Шлем витязя.» (Ж/м), крапива, подготовка, упоминание. 

Крафт-Эбинг Рихард. «Половая психопатия.» 1: (М/м), розги, описание; 2: (м/м), розги, упоминание; 3: (м/д), рука, упоминание, фантазии мальчика о шлепании его девочками; 4: самофлагелляция мальчика палкой (описание), фантазии мальчика о порке его и других мальчиков мальчиками: бич, ремень, палка, тасканье за уши. 

Кристоф Агота. «Толстая тетрадь». 1: (Ж/м), рука, метла, мокрая тряпка, упоминание; 2: (м/м), ремень, описание. 

Кропоткин Петр. «Записки революционера». 1: (М/м), розги, описания; 2: (М/м), деревянные линейки, упоминание; 3: (М/м), хлысты, описание; 4: (М/м), подтяжки, описание; 5: (м/м), скрученный платок, упоминание. 

Куприн Александр.
«На переломе (Кадеты).» (М/м), розги, подготовка, упоминание.
«Храбрые беглецы.» (М/м), розги, упоминание. 

Лавров Валентин.
«Блуд на крови», глава «Дочь палача». (М,Ж/д), розги, плеть, посыпание ран солью, прижигание рук, упоминания.
«Тайна двора государева», глава «Повешенный». (М/м), плеть, описание. 

Лакшин Владимир. «Закон палаты.» (м/м), плеть, развернутое описание. 

Ли Харпер. «Убить пересмешника…» 1: (Ж/д), линейка, описание; 2: (М/д), рука?, упоминание. 

Лиханов Альберт.
«Кикимора.» (М/м), кнут, описание.
«Лабиринт.» 1: (Ж/м), ремень, развернутое описание; 2: (М/м), крапива, описание. 

Лукьяненко Сергей. «Царь, царевич, король, королевич…» Без указания пола, ремень, описание. 

Лурье Соломон. «Письмо греческого мальчика.» (М/м), бычий хвост, подготовка. 

Мало Гектор. «Без семьи.» 1: (м/м), плеть, описание; 2: (М/м), палка, упоминание. 

Мангован Д. «Китайцы у себя дома.» (М/м), бамбуковая палка, упоминание. 

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера.» (М/м), розги, упоминание. 

Маркмор Роберт. «Новобранец». (М/м), линейка, упоминание. 

Масодов Илья.
«Синие нитки.» (М,Ж,м/д), ремень, тряпка, указка, шланг, палка, упоминания.
«Тепло твоих рук.» (М/д), ремень, описание.
«Черти». 1: (Ж/д), тряпка, веник, скалка, сковорода, упоминание; 2: (М/д), ремень, описание. 

Матье Милица. «День египетского мальчика». (М/м), плеть, описание, упоминания. 

Меньшов Виктор. «Сокровища черного монаха». (М/м), упоминание. 

Михановский Владимир. «Тилон спартанский.» (М/м), палка, развернутое описание, литературный сборник «Эстафета» за 1984 год. 

Михневич Владимир. «Язвы Петербурга.» 1: (М/м), ремень, упоминание; 2: (Ж/д), розги, описание; 3: (М/д), розги, упоминание. 

Де Моз Ллойд. «Психоистория.» 1: (М/м), розги, описание; 2: (Ж/м), рука, упоминание; 3: (М/м), вязальные спицы, упоминание; 4: (М/м), кнут, упоминание; многочисленные упоминания порок и описание орудий наказания. 

Нагибин Юрий. «Лето моего детства», глава «Атаман». (М/м), крапива, развернутое описание. 

Некрасова Мария. «Толстый и нарисованные баксы». (Ж/м), пояс от халата, описание. 

Орлов-Скоморовский А. «Голгофа ребенка». 1: (Ж/м), розги, развернутое описание; 2: (М/м), нагайка, развернутое описание; 3: (М/м), подтяжки, ремень, описание. 

Остер Пол. «Мистер Вертиго». (М/м), пастуший хлыст, упоминание. 

Павлова М. «Творческая история романа «Мелкий бес»». (М/м), розги, развернутоеъ описание, многочисленные упоминания, пропаганда телесных наказаний детей. 

Пантелеев Алексей. «Ленька Пантелеев.» (М/м), подтяжки, развернутое описание. 

Перес-Реверте Артуро. «Чистая кровь.» (М/м), плеть, описание. 

Пирогов Николай. «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» Рассуждения о порке детей розгами. 

Плевако Николай. «Норд-ост опускает бороду.» (Ж/м), веревка, упоминание. 

Погорельский Антоний. «Черная курица, или Подземные жители». (М/м), розги, упоминание. 

Помяловский Николай. «Очерки бурсы.» (М/м), (м/м), розги, многочисленные развернутые описания. 

Радов Егор. «Я» (м/м), розги, упоминание. 

Рено Мэри. «Персидский мальчик» (М/м), трость, упоминание. 

Руссо Жан-Жак. «Исповедь.» (Ж/м), розги, описание. 

Де Сад Донасьен-Альфонс-Франсуа (Маркиз де Сад).
«Жюльетта.» 1: (М/д), розги, тернии, горячее масло, развернутое описание; 2: (Ж/д), розги, развернутое описание; 3: (М/д), плеть, розги, развернутое описание; 4: (М/м), плеть, описание; 5: (М/д,м), хлыст, плеть, описание; 6: (М/д), плеть, кнут, развернутое описание; 7: (М/д), хлыст, описание; 8: (М/м), розги, описание; 9: (М/м,д), хлыст, упоминание; 10: (Ж/м), розги, упоминание; 11: (Ж/д), хлыст, описание; 12: (М/м), розги, упоминание; 13: (М/м,д), розги, описание; 14: (М/д), розги, описание; 15: (М/м), плеть, упоминание.
«Новая Жюстина.» (М/м,д), розги, развернутые описания. 

Садов Сергей. «Дело о неприкаянной душе». (М/м), ремень, описание. 

Севела Эфраим. «Легенды Инвалидной улицы», глава «Почему нет рая на земле». (М/м), ремень, многочисленные описания. 

Сент-Джон Патрисия. «Дважды освобожденный». (М/м), розги, упоминание. 

Серафимович Александр.
«В бурю.» (М/м), просмоленная веревка, описание.
«Мышиное царство.» 1: (М/м,д), рука, описание; 2: (М/м), ремень?, упоминание. 

Секориский Сотилиан. «Путь дурака-5.» (М/д), ремень, описание. 

Симонов Иван. «Охотники за сказками.» (М/м), плеть, упоминания. 

Синякин Сергей. «Детский портрет на фоне счастливых и грустных времен». (М/м), описание. 

Сологуб Федор.
«День встреч.» (Жм), линейка, упоминание.
«Жало смерти.» (М/м), розги, упоминание.
«Земле земное.» (М/м), розги, упоминание.
«Мелкий бес.» 1: (М/м), розги, упоминания; 2: (м/м), бич, эротические мечты женщины.
«О телесных наказаниях.» Пропаганда телесных наказаний детей.
Стихи. 1: (Ж/м), розги, крапива, упоминание; 2: (М/м), розги, подготовка.
«Творимая легенда.» (Ж/м), розги, описание.
«Тяжелые сны.» (М/м), розги, описание, упоминание.
«Утешение.» (М/м), розги, описание.
«Червяк.» (М/д), плеть, подготовка. 

Соррентино Гилберт. «Изверг Род.» 1: (Ж/м), ремень (описания), линейка, палка, лопатка, ложка, веник (упоминания); 2: (м, сам себя), ремень, описание. 

Сотник Юрий. «Ясновидящая, или Эта ужасная «улица»». 1: (М/м), ремень, описание; 2: (Ж/д), веревка, описание. 

Ставинога Франтишек. «Песенка первая.» 1: (М/м), ремень, упоминание; 2: (М/м), веревка, вымоченная в рассоле, развернутое описание. 

Станюкович Константин.
«История одной жизни.» 1: (М/д), ремень, описание; 2: (М/м), ремень, развернутое описание.
«Нянька.» (Ж/м), розги, описание. 

Суслин Дмитрий. «Рыцарь Катерино.» (д/м), рука, описание. 

Сухинов Сергей. «Древняя книга оборотня.» 1: (нечисть/д,м), хлыст, описание; 2: (М/м), кнут, описание. 

Таркинтон Бус.
«Пенрод-гангстер.» (М/м), ремень, упоминания.
«Пернод и Сэм.» (Ж/м), палка, описание.
«Пенрод-сыщик.» (Ж/м), ремень?, упоминание. 

Ткаченко А. «Сексуальные извращения — парафилии.» (М/м), палка, упоминания. 

Толстой Алексей. «Петр Первый.» (М/м), ремень, описание. 

Толстой Лев. «Детство.» (Ж/м), розги, упоминание. 

Турнье Мишель. «Элеазар или Источник и Куст.» (М/м), кнут, описания. 

Тынянов Юрий. «Пушкин.» (Ж/м), розги, рука, упоминание. 

Успенский Михаил. «Белый хрен в конопляном поле.» 1: (М/м), вожжи и сбруя, упоминания; 2: (М/м), ремень, описание. 

Фадеев Александр. «Молодая гвардия.» (М/м,д), розги, описания, упоминания. 

Фрейд Зигмунд. «»Ребенка бьют»: — к вопросу о происхождении сексуальных извращений.» Фантазии детей об избиении детей родителями, в основном мальчиков отцами. Анализ происхождения таких фантазий. 

Чаплин Чарльз. «Моя биография.» (М/м), трость, розги, описания. 

Чехов Антон.
«Ванька.» (М/м), шпандырь, упоминание.
«Злой мальчик.» (М,Ж/м), надирание ушей, описание.
«Случай с классиком.» (М/м), ремень, описание. 

Чулков Георгий. «Императоры.» (М/м), трость, линейка, шомпол, упоминание. 

Шахиджанян Владимир. «1001 вопрос про ЭТО», вопрос N648. 1: (Ж/д), рука, описание; 2: (Ж,М/д), рука, развернутое описание; 3: (Ж/д), розги, рука, развернутое описание; пропаганда порки девочек. 

Шервуд Том. «Серые братья.» 1: (М/м), веревка, описание; 2: (М/м), бамбуковая палка, описание. 

Штритматтер Эрик. «Лавка.» 1: (Ж/м,д), розги, подготовка; 2: (М/м), трость, описание. 

«Энциклопедия преступлений и катастроф».
Том «Тюрьмы и наказания».
Глава «О телесных наказаниях в начальных школах». 1: (М/м), подтяжки, упоминание; 2: (М/м), розги, упоминания; 3: (м/м), розги, упоминания; 4: (м/м), костыли, упоминание; 5: (М,Ж/м), бамбуковая трость, упоминание; пропаганда телесных наказаний детей.
Глава «Телесные наказания в Северо-Американских Соединенных штатах и Голландии». 1: (Ж/д), розги, резиновые ремни, колючее растение орти, упоминания; 2: (Ж/д), розги, описание.
Том «Убийцы и маньяки».
Глава «Воспитатель». (М/м), ремень, описание.
Глава «Отчим.» (М/м), кочерга, полено, развернутое описание. 

Эткинд Александр. «Содом и Психея.» 1: (д/д), розги, упоминание; 2: (М,Ж/м,д), розги, плеть, упоминание. 

Источник: http://eujenbel.moyserver.com/biblgr.htm

УСЛЫШАННЫЙ РАЗГОВОР

­Плакат Фонда поддержки детей. Наташа Кристеа.

Из новостей. Фрагмент сообщения. 19 сентября 2012 | 13:30. Эхо Москвы.

        Ясный весенний день радовал теплом и отсутствием ветра. Стоять в ожидании автобуса было даже приятно, вспоминая, что ещё совсем недавно морозы и слякоть вызывали совсем иные ощущения. Народу на остановке было не много, час пик уже закончился и интервалы в движении явно увеличились. Подъехала ненужная мне маршрутка, часть людей уехала, немногие, как и я, терпеливо ждали следующего номера, без интереса поглядывая по сторонам.
        Молодая пара, не спеша, приближалась к пока ещё не состоявшимся пассажирам. Было видно, что симпатичная, модно одетая женщина, явно, что-то доказывает своему спутнику. Они оба выглядели не старше тридцати лет. Слова ещё не были различимы, но её правая рука с раскрытой ладонью энергично делала рубящие движения в подкрепление каких-то слов.
        Они приблизились, встали чуть в сторонке от людей, но говорили не шепотом, а так, что, если не всем, то, по крайней мере, ближайшим к ним людям не представляло труда их слышать.
        — Нет, ты, что не мужик? – продолжала с какой-то агрессией вопрошать молодая особа, — Не знаешь как ремень в руке держать? Намотай конец на руку и хлещи пряжкой, а не так, как ты вчера! Это, что было? По-твоему наказание?
        Рослый, сухощавый мужчина, как бы пряча свой рост, сутулился и с каким-то смущением, попробовал возражать:
        — Ну, ей же было больно, она и так визжала, ты же видела …
        — Ей больно было? Не смеши меня, у неё даже и следов не осталось. Визжала она! Да она это как развлекуху восприняла. Она на карусели тоже визжит. Нашёл довод! – она покосилась на стоящих людей и чуть тише добавила, — Ты понимаешь, что так можно вконец испортить ребёнка?
        — В смысле? – с недоумением спросил, по всей видимости, её супруг.
        — А в том смысле, что если при слове порка у неё поджилки трястись не будут, то её потом уже ничем не проймёшь. Она решит, что коли в первый раз перетерпела, то ничего страшного в этом нет. Мне-то это хорошо известно, в отличие от тебя.
        — Но я так не могу, Вика! Она же маленькая да ещё девочка. Вот сама и пори её, если тебе так хочется.
        — Я-то смогу, но это должен делать отец, а не мать. Моя мама меня ни разу не только пальцем не тронула, но и ещё и отца останавливала, когда видела, что проступок не велик. Потому что отец, если меня драл — так уж драл. До крови и до синяков во весь зад. А не как ты: ремешок сложил, пошлёпал для вида и решил, что свой долг исполнил. А она мне утром опять дерзить начала. Я скорее двойку прощу, чем это. Если она в десять лет так себя ведёт, то, что дальше будет?! Нет, так дело не пойдёт! Сегодня же, слышишь, всыплешь, как я тебе говорила!
        — Вик, автобус идёт!
        — Это не наш. Ты мне ответь, ты всё понял?
        Мужчина опять вобрал голову в плечи и, с видом побитой собаки, тихо проговорил:
        — Я не знаю, Вик, честно, как я смогу её до синяков бить?! Да она меня потом возненавидит, и я себя тоже, поверь.
        Супруга усмехнулась и рукой чуть взъерошила волосы мужа:
        — Глупый, вот я разве плохо отношусь к своему отцу? Обижалась, конечно, когда он меня лупил, но повзрослела и поняла, что он был прав. Что, разве он меня плохо воспитал? Может из меня плохая жена вышла? Так и скажи!
        — Хорошая! – он потянулся и ласково чмокнул её в щёку, — Лучше не сыскать!
        — Ну, вот видишь! А на счёт того, что не сможешь, не беспокойся. Главное, чтобы ты, наоборот, не увлёкся этим, потому что знаю, как это бывает.
        — Это ты о чём? – недоуменно и с каким-то подозрением спросил глава семейства.
        — Ты ведь знаешь Нину, мою подругу?!
        — Знаю, конечно.
        — Ну, так вот. Её отец, когда мы с ней ещё в младших классах учились, тоже, вроде тебя, со своей дочурки аж пылинки сдувал. А потом одна история произошла … — молодая женщина, как-то по-девчоночьи захихикала и прервала рассказ, словно не зная, рассказывать ли дальше.
        — Что за история? Расскажи, время быстрее пойдёт!
        — Да даже не знаю, как тебе это объяснить? Мы уже в шестом классе учились. У девчонок в этом возрасте всякие заморочки бывают, ну, ты понимаешь о чём я?! С Нинкой мы с первого класса подружились, после уроков то она ко мне домой бывало бежит, то я к ней. Секретов друг от дружки не таили. Она знала, что меня за провинности ремнём наказывают. Сначала просто сочувствовала, потом ей всё любопытнее становилось. Каково это — ремнём по попе получать? Сама-то такого не испытывала, вот и расспрашивала:
        — А ты орёшь или терпишь? А тебе перед папой с голой попой лежать не стыдно? Ну, в общем, всё в таком духе. Иногда меня даже шлёпала, чтобы в ответ получить. Ну, мне это как-то раз надоело, и я ей предложила, а, мол, хочешь взаправду быть наказанной? Как это? — она спрашивает. А так, говорю, ты сегодня двойку схватила, да ещё учительнице наврала, что дневник дома забыла. Меня за такое дело отец полчаса бы порол. А тебя, небось, только мама поругает? Ну, да, — она кивает. А теперь представь, что я – мой папа, а ты – это я. Представила? Представила, отвечает. Ты меня теперь накажешь, да? Спрашивает, а сама краснеет до ушей. Ещё как, — я ей в ответ, — а ну-ка неси сюда ремень! Тут она в ступор вошла. Какой, спрашивает, ремень, если он в папиных брюках, папа на работе, а другого ремня у нас в доме нет? Подумала немножко и придумала. Помнишь, говорит, нам Светка рассказывала, что её дома прыгалками стегают, да так больно?! Прыгалки могу дать! Ладно, соглашаюсь, давай свои прыгалки. Попробуем, но если что, так я домой сбегаю и свой ремень принесу, индивидуальный, потому что для брюк у моего отца другой есть.

        Приносит она из прихожей знакомые мне прыгалки. Ничего они так, — хлёсткие оказались. Снимай, приказываю ей, трусы и ложись на живот. Улеглась она и ждёт.

        Я примерилась, мне самой любопытно стало, до этого только меня стегали, а сама-то я никого. Короче, размахнулась, как отец мой делал, да и врезала ей по булочкам. Она как заверещит, с дивана скатилась, попку трёт. Дура, кричит, больно же! Тут меня смех разобрал. Она плачет, а я смеюсь. Ты же сама хотела себя испытать, говорю, слабачка! Тут боль у неё, видно отошла, она духом воспрянула, и отвечает, что это она от неожиданности. Давай, говорит, продолжай, теперь я терпеть буду. Но я сразу сообразила, что её терпения хватит только на один удар, поэтому выдернула из какого-то халата матерчатый пояс и связала ей ноги, чтобы брыкаться было трудно. Руки за спину завела, прижала к лопаткам и начала охаживать. Она вырывается, а меня какая-то злость берёт – ещё сильнее хлестнуть стараюсь. Короче исполосовала её от поясницы до колен, потом опомнилась, руки её отпустила. Всё, говорю, ты прощена, вставай. А она, знай себе, ревёт. Я с тобой больше не дружу, кричит, — уходи! Ну, я домой пошла, а у самой предчувствие какое-то нехорошее. Перестаралась я явно.

        И точно. Как потом мне Нинка рассказала, вечером родители с работы пришли: то да сё – всё как обычно. Только эта дура в домашнем халате была, а халат этот едва коленки прикрывал, вот её мать и заметила случайно след от скакалки на ноге. Что это, спрашивает, у тебя, да подол-то и приподняла. А на ляжках кровоподтёки в виде петелек. Она чуть со стула не свалилась от изумления. Почему да откуда? Ну, та и выдала, что, мол, играли мы с подружкой так, типа, в дочки-матери. Что тут началось! Мать её на Нинкиного отца напустилась. Я, кричит, говорила тебе, что строгость надо хоть иногда проявлять. Вот теперь бери ремень и выбивай клин клином, а я пойду сейчас к Викиным родителям.
        Короче, когда звонок в дверь раздался, у меня сердце сразу ёкнуло, поняла, что мне сейчас несдобровать. И точно, на пороге Нинкина мать нарисовалась и на меня наговаривать начала. Отец, недолго слушая, прямо перед ней меня пороть начал. Я кричу, что не виновата, что она сама меня попросила, а он знай, хлещет и хлещет, только приговаривает: «Нравится игрушка? Вот тебе ещё, вот тебе ещё!». Нинкина мать окончания порки дожидаться не стала, домой заторопилась. Отец меня на минутку оставил, до двери её проводил, и всё советы давал, что нужно сейчас сделать. Потом
вернулся и продолжил пороть меня с того
места с которого начал. Но уже не так
сильно, и даже стал посмеиваться над
нашей с Нинкой забавой.

        — Ну, подружке, наверное, тоже влетело? – спросил, уже с интересом слушающий её рассказ, супруг.
        — Не то слово, влетело! Пока её мать у нас была, её мечта осуществилась – отец ей ремнём по заднице всыпал. Но, видно, недостаточно. Потому что когда его жена вернулась, вся взвинченная да ещё под впечатлением увиденной не слабой порки, то заставила его взять ремень снова в руки и пороть Нинку так, как порол меня мой отец. В общем, на следующий день мы обе с трудом могли приседать и на стулья садились, как старушки, медленно и осторожно. А когда Нине пришлось встать, чтобы ответить что-то училке, то я заметила, как у неё ягодицы подрагивают в судороге. А это означало, что подруга получила по полной программе, и без пряжки, видно, не обошлось. На переменках было легче. Мы стояли, как бы смотря в окно, и делали вид, что с нами всё в порядке. Правда, Нинка не разговаривала со мной целых два дня, но, видя, что я страдаю так же, как и она, не выдержала и всё мне рассказала. Мы помирились, но для подруги худшее только начиналось.

        — Это почему?
        — С того дня Нинкин отец, видно, вошёл во вкус. И куда только делся бывший добрый папочка?! За двойки Нина стала получать ремня регулярно, а так как училась она гораздо хуже меня, то редкая неделя проходила у неё без наказания. А если добавить, что все замечания в дневнике приравнивались к двойкам, то сам понимаешь, что её попа постоянно светилась всеми цветами радуги. Когда мы были уже старшеклассницами, её отец стал вместо ремня пользоваться резиновым сапогом.
        — Да ты что? Зачем?
        — Он брал в руку резиновый сапог с литой подошвой и бил дочь каблуком по бёдрам до кровоподтёков. А потом предупреждал её, что если кто-то, особенно на медосмотре, спросит, откуда синяки, то она должна будет сказать, что это её какие-то хулиганы побили на улице. Меня отец выпорол в последний раз перед тем как мне исполнилось шестнадцать – я покурить попробовала, а он учуял. Потом сказал, что большая стала, и ему уже стыдно делать мне внушения ремнём, пора, мол, самой понимать, что к чему. А Нинку отец чуть ли не до её свадьбы лупил. Она и замуж-то выскочить торопилась, видно, от этого. Понял, почему я тебе это рассказала?
        Супруг помолчал, покивал головой и задумчиво произнёс:
        — Кажется, да. Неужели ты думаешь, что я способен стать таким, как отец твоей подруги?
        — Я к тому, что не зарекайся, а постарайся себя контролировать. Мужчинам свойственна жестокость, а она может проснуться совершенно неожиданно.
        — Я тебя сейчас не понимаю, Вика. Ты сама требуешь от меня, чтобы я драл свою дочь как сидорову козу, и в то же время, говоришь, что мужики садисты.
        — Я не сказала, что все садисты. Я просто хочу, чтобы ты стал, хоть немножко, похож на моего отца и вместе с тем не превратился бы в такого тупого, ничего не понимающего в воспитании, папашу, который бьет не для того, чтобы исправить, а потому, что ему стал нравиться сам процесс и он от этого тащится. Понял?
        Мужчина вздохнул перед ответом:
        — Да понял я, Вик, тебя, понял! Только почему я должен выбирать между твоим отцом и отцом твоей подруги. Я тебя не устраиваю такой, какой я есть?
        — Во многом устраиваешь, но в доме должен быть мужчина во всех отношениях, а не только как любящий муж. Ты любящий муж?
        — Ты ещё сомневаешься? – он опять потянулся, чтобы поцеловать жену.
        — Вот и хорошо, — она кокетливо прижалась к нему и добавила, — сейчас приедем домой, и пока я готовлю ужин, докажи и мне, и Насте, что у нас строгий папа, и он умеет, если нужно, пользоваться ремнём. А вот, кстати, и наш автобус.

        Они сели и уехали. Мне было с ними не по пути.
        На душе стало как-то скверно. Казалось, я должен был испытывать жалость только к незнакомой мне девочке Насте, но мне, почему-то, становилось всё больше жальче супруга этой убеждённой
в своей правоте женщины, которая, как я
понял, начиная со своих детских лет
старательно копировала своего отца в практике воспитания и наказания детей.

P.S.
«Около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от семейного насилия …» Юлия Михайлова, председатель Центра защиты семьи и детства Всероссийского созидательного движения «Русский лад» «Всё лучшее? Детям?» («Правда Москвы». 17.08.11).

        А это значит, что ежедневно пять с половиной тысяч детей в России получают в семье порку и побои. Каждый час, прямо сейчас, свыше двухсот детей плачут или кричат от боли, может быть, в соседнем доме или за стенкой вашей комнаты.
        «Две трети избитых – дошкольники. 10% из зверски избитых и помещённых в стационар детей умирают. Число избиваемых детей ежегодно растёт. По данным опросов правозащитных организаций, около 60% детей сталкиваются с насилием в семье, а 30% — в школах («МК» 16.04.05).

Ноябрь 2011

Ссылки как послесловие:
http://www.allkriminal.ru/article/13908/606
http://www.echo.msk.ru/blog/publicpost/1005390-ec…
http://www.publicpost.ru/theme/id/2928/_zapiska_m…

 Печальное продолжение темы: Традиции святы, или Поэма о порке https://www.chitalnya.ru/work/1393067

Порка для достижений в спорте: «Старая недобрая скакалка» https://www.chitalnya.ru/work/2420008/
«Три прута против рапиры» https://www.chitalnya.ru/work/2424946/

  • Найти сказку лиса и медведь
  • Наказание детей рассказы ремнем
  • Найти рассказ барышня крестьянка а с пушкин
  • Найти сказку крошечка хаврошечка
  • Наказание детей рассказы мальчиков