СОЧИНЕНИЕ НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ «Нам не дано предугадать. Как слово наше отзовется…»
Проблема взаимопонимания в общении всегда была очень актуальной. Так, зачастую люди проявляют недостаток такта, терпения, снисходительности, превратно истолковывают поступки окружающих, не могут по достоинству оценить добрые порывы. Все это порождает взаимные обиды, ссоры, ненависть и вражду. Размышления об этом мы часто встречаем в произведениях русской литературы.
Так, проблема взаимопонимания людей поставлена в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в истории взаимоотношений Печорина и Максима Максимовича. Будучи совершенно различными по своему интеллектуальному, культурному уровню, духовным запросам, эти герои не понимают друг друга. Они словно говорят на разных языках. Максиму Максимовичу поведение его приятеля кажется странным, загадочным. В глубине души он осуждает его за историю с Бэлой. Печорину же чужды интересы штабс-капитана. Итогом этих отношений ставится последняя встреча героев, вылившаяся в минутный разговор, смятение Печорина и жгучую обиду Максима Максимовича.
Дружбу, перешедшую во вражду, изображает Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Вначале герои находятся в дружеских отношениях: «Они такие между собою приятели, каких свет не производил». Однако вскоре ссорятся и начинают враждовать. Ссора их начинается из-за желания Ивана Ивановича получить «ружьецо» Ивана Никифоровича. Он пытается выменять его, однако сосед остается непреклонным. Более того, в запальчивости тот обзывает Ивана Ивановича гусаком. И многолетняя дружба рушится, перерастая в мелкие козни и бесконечное судебное разбирательство, длящееся в течение десяти лет. Ссора эта обнажает всю пустоту и мелочность героев, бессмысленность и бесцельность их существования.
Проблема отсутствия взаимопонимания поставлена в повести А.П. Чехова «Скучная история». Герой произведения, заслуженный профессор Николай Степанович, доживает свои последние дни. Он страдает от неизлечимой болезни, мучается тиками и бессонницей. Герой Чехова страстно любит свою работу, однако он во многом разочарован в жизни. Так, Николай Степанович тяготится общением с коллегами, ему тяжело жить в собственной семье. Финальный вывод его неутешителен: «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие…»
Таким образом, размышляя о проблемах в общении людей, мы невольно вспоминаем стихи Ф.И. Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Главное для человека — это умение быть самим собой, не растрачивать свою душу по мелочам, оставаться верным своей природе, порывам своей души. Только тогда возможно гармоничное существование с окружающими людьми и миром.
Об этом часто размышляли русские классики. К примеру, эта мысль присутствует в романе Л.H. Толстого «Война и мир». Героем, который обретает эту гармонию с миром, является в этом произведении Пьер Безухов. Путь его — это сложный, тернистый путь исканий, поиска истины. Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.
Каждый человек стремится заглянуть в будущее. Конечно, большинство людей волнуют насущные вопросы: от бытовых: «Вырастут ли цены на хлеб?» до глобальных: «Что ждёт моих детей в будущем?». А если этих детей не один и даже не десять? Если ты человек, посвятивший им свою жизнь? Если ты воспитатель? Что волнует тебя?..
«Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовётся…»
А может нам дано предугадать, какое влияние оказываем мы на своих воспитанников? Этот вопрос, на мой взгляд, является одним из самых важных для педагогов нашего времени. Когда я думаю о своей профессии, сразу вспоминается притча о сеятеле из Евангелия от Матфея. «Вот, вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод».
Воспитатель – это тот же «сеятель», пытающийся помочь ростку детской души дотянуться до света с помощью слова
А нам дано предугадать, как относятся к нашим словам те, к кому мы каждый день, год за годом, обращаемся со словами любви и обиды, горечи и радости? Писатели, которые могли донести свои мысли до миллионов людей с помощью книг, стремились к живому общению с читателем. Значит, важно не только «изречь истину», но и увидеть реакцию на эти слова.
И как же в этом повезло нам, педагогам! Каждый день приходить в детский сад и видеть глаза своих воспитанников. Иногда невербальное общение – более точный показатель реакции на твои слова. А когда встречаешь своих бывших воспитанников, узнаешь чего они достигли, их успехи, то ощущаешь, что в этом есть частичка тебя, твоего труда, твоей жизни.
Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовётся…
писал Ф.И.Тютчев
А я же считаю — дано. Но при одном очень важном условии. Если мы будем взвешивать каждое слово, которое мы произносим, если будем избегать тех слов, которые Н. С. Гумилёв назвал «мёртвыми», то сможем увидеть, как воспринимается тот опыт, который мы очень хотим передать. И так, не будем забывать, уважаемые коллеги: слово может глубоко ранить, унизить человека. Но словом возможно успокоить, окрылить, сподвигнуть на добро и поддержать. Надо умело обращаться со словом, и тогда ваше слово станет самым сильным оружием на свете.
Современный человек очень тесно связан с обществом. Каждый день мы общаемся с родственниками, друзьями, коллективом и прохожими людьми. Общение сопровождает нас повсюду: в вагоне метро, в очереди супермаркета или на уроке в школе.
То, как человек умеет ладить с окружающими, определяет его успех и удачу в каком-либо деле. Поэтому существует множество книг по психологии и конфликтологии.
Очень важно знать: как в крайнем случае избежать конфликта и поссориться.
Наше общение – это наш язык. От культуры речи зависит то, как нас воспринимают. Голос, интонация и правильно подобранные слова и выражения – залог успеха любого человека. Поэтому следует помнить слова Ф. Тютчева: «Нам не надо предугадать, как слово наше отзовётся». Это – часть стихотворения русского поэта, которое призывает нас быть внимательными друг к другу и всегда продумывать свои поступки. Ведь вся жизнь человека – бесконечная череда поступков.
Хорошо, когда мы можем самостоятельно принять решение и нести за него ответственность. В детстве это даётся сложнее, чем во взрослом возрасте. Сомнения, мысли о том, как правильнее поступить – вполне нормальный процесс. Всегда следует учитывать то, какому человеку адресуется то или иное слово. Ведь каждый человек воспринимает общение по-разному, и к каждому нужен особый подход.
Например, с людьми старшего поколения не стоит использовать сленг. Нетрудно предугадать, как это «отзовётся».
Очень часто бывают такие ситуации, когда чётко понятно, к чему приведёт то или иное слово. Не нужно предугадывать, как собеседник отреагирует на грубость или небрежность в тоне.
Кроме того, не стоит общаться с человеком, не глядя на него. Лучше всего слова воспринимаются, когда человек смотрит собеседнику в глаза.
В общении с близкими людьми тоже не стоит быть грубым или сдержанным. В отличие от посторонних, близких такое поведение может ранить, и это будет гораздо хуже. Стихотворение Тютчева призывает нас бережно относиться друг к другу, ведь слова – это одновременно лучшая награда и худшее оружие, которым можно ранить хуже, чем ножом. Порой слова – самое важное и лучшее, что можно сделать в трудной ситуации. Словом можно поддержать, успокоить, упрекнуть, переубедить, направить и вдохновить. Слово – это дар, данный человеку природой. Поэтому следует помнить: «Нам не надо предугадать, как слово наше отзовётся» и использовать это слово правильно.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Нам не дано предугадать,как слово наше отзовется
Автор: • Апрель 18, 2018 • Эссе • 310 Слов (2 Страниц) • 1,077 Просмотры
Страница 1 из 2
Нам не дано предугадать,как слово наше отзовется.
В наше время,в век развития технологии,промышленности нам
все меньше и меньше хватает времени.С детства меня учили говорить только правильные вещи.К сожалению,и детство заканчивается.И столкнувшись с реальным миром,мы понимаем цену времени,сказанному слову.Как говорится в народе: ”Слово не воробей,вылетит,не поймаешь”.В нашем мире люди любят слушать ушами только самое хорошее о себе,резко относятся к критике,несмотря на то что это правда.Сколько бы мы не хотели говорить правду,но мир порой жесток.И не даёт нам выбора.Наши сказанные слова это наши мысли,состояние души,которые мы выражаем дабы просто рассказать кому-нибудь историю,либо поспорить.Это ежедневная потребность человека.Но наша проблема в том,что мы не осознаем наши же слова,как в последствии оно обернется.Хочется надеятся что к лучшему,но происходят и моменты не совсем приятные. Вот представьте себе различные случаи из жизни.Вот маленькая девочка чтобы защитить свою маму от очередного гневного крика или рукоприкладства отца,начинает врать своему отцу,и говорить лишь то,что он хочет услышать .Но правда рано или поздно раскрывается и происходит скандал.Девочка просто не до конца предугадала то,что сказала.Например,в селах многие женщины любят сплетничать обо всем.Могут даже не зная сути наклевать на кого-либо.А ведь земля слухами полнится.И эти слухи портят планы человеку ,который даже не догадывается о то,что его уже оклеветали или как говориться в наше время,дали отзыв.Слово может ранить острее ножа.Хотелось бы что вы знали значимость и важность сказанного слова.Ведь слово остается в сознании,в душе человека,оно оставляет след в душе человека как отпечаток.Если же рану можно вылечить и оно со временем даже заживет,то боль от сказанных слов остается. Сказанное мною фраза как свидетеля,при направильной формулировке может обернутся против меня же и изменить статус свидетеля на подозреваемого.Вот почему всегда,везде и во всем надо сначала подумать,а потом лишь говорить.Можно множество раз перечислять,говорить о силе сказанного слова,о том не будет ли оно следовать за мной по пятам и станет фундаментом многих проблем.Поэтому давайте как можно чаще придавать значение сказанному,дабы оно отзовется.
…
Доступно только на Essays.club
Точка, точка, запятая.
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали —
Только и всего.
(Из детской песенки.)
Да? Если бы в жизни все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог — тот же художник. Только в отличие от художника, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение — сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих воспитанников педагог соприкасается с вечностью.
ХХI век открывает для нас новый исторический рубеж. И сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут наши выпускники. Конечно же, мы многого ждем от них, может быть большего, чем ждали от нас наши педагоги. Какими же мы хотим их видеть, наших выпускников? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым. Только и всего.
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
Дошкольники приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они еще очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое. Психологи отмечают уникальность этого возраста: именно в это время у детей активно формируются важнейшие высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Очень важно не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях те задатки, те «спящие почки», которые заложены в них самой природой.
И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Работая в режиме индивидуального педагогического поиска по теме «Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника», специфически направленный на психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Это краткое эссе не предполагает, разумеется, подробного рассказа о конкретных особенностях работы по теме, о тех педагогических приемах, которые я использую на своих занятиях. Поэтому я просто попытаюсь на примере нашего смешного человечка показать, к чему мы, собственно, стремимся, чего хотим достичь. Наверное, это и можно будет считать моей педагогической философией.
А в следующую строчку я бы хотела записать слово чувства. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сочувствие, и сострадание. Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда и попытаемся заполнить его буквами, о которых так образно говорил Гюro. Итак, первое, что нам необходимо, — научить его мыслить. Вот и запишем в первую строку слово мышление. Говоря о мышлении, мы, конечно, имеем в виду и развитие способностей мыслить нестандартно, решать нетрадиционные задачи (например, имеющие несколько ответов или же не имеющие одного конкретного решения). И мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начала абстрактного мышления. Вот и запишем в следующую строку — логика.
Конечно же, мы должны сформировать у дошкольников и определенные навыки. Это и навыки чисто учебной деятельности, и специфически психологические навыки внимания, памяти, личностного общения. То есть, говоря в самом широком смысле, мы должны научить детей учиться.
Конечно, это не все необходимые качества. Но даже остановившись на этом, вы, несомненно, можете догадаться, к какому результату должен привести наш кроссворд, что мы хотим прежде всего видеть в нашем выпускнике, да и вообще в человеке.
Следующую часть кроссворда мы оставим для школы. Она добавит ребятам опыта, самостоятельности, творчества и трудолюбия. Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости. Вот и впишем последней буквой нашего кроссворда «ь».
. И вот он предстает перед нами, наш будущий выпускник. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Однако педагог, на мой взгляд, находится в более сложной позиции. Творение художника статично, оно создано однажды и в неизменном виде представлено зрителю или не представлено никогда. Творение же педагога живет своей жизнью, развивается, меняется. Но все удачи и, к сожалению, ошибки педагога остаются жить в вечности.
Размышляя об этом, приходят на ум строки Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.». И я позволю себе в заключение немного порассуждать на эту тему:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
27 октября 2018
В закладки
Обсудить
Жалоба
Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.
Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019.
Сочинение
Е.А. Евтушенко – известный советский поэт. В данном тексте он поднимает проблему восприятия красоты художественного слова.
Каждый поэт учился у кого-нибудь, прошел своеобразную поэтическую школу. Евгений Евтушенко начинает рассуждение с описания поэтических творений (предложения 8-9): поэзия производит на читателя более сильное впечатление, чем проза, использованные в ней изобразительные средства должны буквально впитываться кожей читателя, читатель должен уметь чувствовать поэтическое слово. Евтушенко считал примером такого читателя Стравинского, который поразил его тонким поэтическим слухом, причем подобного рода слух можно воспитать в себе. (предложение13). Далее автор говорит о своем отце, который любил поэзию, красотой чтения объяснял и показывал то, чего недопонимал в поэтической ткани стиха. Примером человека, тонко чувствующего красоту художественного слова, был и журналист Николай Тарасов, который вместе с автором «просиживал…. долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему». Да и сам Евтушенко старался воспитывать себя поэзией всю жизнь и часто повторял строки Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей, — такова позиция автора данного текста.
Я согласна с позицией автора, магия поэзии безгранична. Ничто так не воздействует на наши чувства и мысли как слово. А если это слово облачено в поэтическую форму, то сила и власть его возрастает в разы. Недаром каждый поэт в своем творчестве рано или поздно поднимал тему поэта и поэзии. Все творцы поэтических строк хотели и несли определенную миссию. Они призывали поэтическим словом к борьбе, выступали против тиранов и поработителей, заставляли умы читателей стремиться к разумному вечному праведному. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин не зря обозначил миссию поэта: «Глаголом жечь сердца людей!». И этот призыв будет еще долго вдохновлять поэтов, толкать читателей изменить мир к лучшему, всем вместе воспринимать художественное слово душой, сопереживать и сочувствовать изменениям в мире вместе с поэтом.
Таким образом, поэтическое слово, да и поэзия в целом – это особенный мир, это чудесный сад, зайдя в который однажды, ты будешь путешествовать по нему всю жизнь.