Обновлено: 11.01.2023
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
II Основная часть.
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
Что будет написано в сочинении.
Черновик, работа с ним.
Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Любое сочинение состоит из трех частей.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
План:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Рекомендации.
Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
Основные части сочинения:
1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.
2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.
3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :
– историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.
– аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.
– биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.
– сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.
– лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.
4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.
5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.
Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.
Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:
Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.
Хорошее сочинение имеет логически правильную структуру, несет идею и отвечает вопросу, заданному в заголовке. Чтобы соблюсти все эти условия, начинать написание сочинения следует с подробного плана, а также составления перечня основных тезисов для каждого из пунктов плана.
Содержание статьи
- Как написать хорошее сочинение
- Как написать хорошее эссе
- Как написать хорошее сочинение по литературе
Прежде чем взяться за написание сочинения, нужно внимательно вникнуть в предложенную тему. Насколько бы узкой ни казалась тема, расписать ее можно минимум в двух вариантах. Если есть возможность, следует запастись рядом источников по теме сочинения, чтобы при необходимости использовать в работе цитаты, факты и даты.
План сочинения
Разобравшись с пониманием темы и дополнительными источниками информации, можно приступать к составлению плана сочинения. В идеале план нужно составлять письменно. Многие считают, что составление письменного плана — напрасная трата времени. На деле же наличие написанного подробного плана позволяет во время написания сочинения не сбиться с темы, не потеряться в стилистике и не упустить ничего важного. Как ни крути, а память несовершенна, записать всегда надежнее, чем запомнить.
Черновик сочинения
Если есть хоть небольшой запас времени, то лучше первый вариант сочинения сделать черновым. Лучше зачеркивать и делать сноски в черновике, нежели в чистовом варианте.
Не нужно писать черновик идеально, на то он и черновик. Главное в черновом варианте сочинения – следование плану, краткость, минимум внимания грамотности и максимум – раскрытию темы. Уже в чистовом варианте у вас будет возможность проставить запятые и вспомнить, как пишутся те или иные слова, не стоит на этом слишком зацикливаться во время написания первой версии сочинения.
Чистовик сочинения
Для написания непосредственно чистового варианта сочинения следует собрать все свои заметки, сноски, план и черновик. Причем все это нужно использовать параллельно, даже не надеясь, что черновик, который и так был написан в соответствии с планом, заменит результаты труда на первых этапах.
Расписав очередной пункт плана, прочтите написанное. Это нужно для того, чтобы убедиться в законченности мысли. Только после этого продолжайте работу над следующим пунктом. А прежде чем взяться за выводы, перечитайте всё написанное выше.
Выводы пишите только по теме. Пускай даже весь вывод займет всего одно предложение, но он будет осмысленным. Если же для того чтобы вывод органично вписывался в сочинение нужно расписывать в нем какие-либо пояснения, значит, писать его рано и придется еще поработать над основной частью. В идеале после прочтения основной части сочинения выводы должны напрашиваться сами собой, вам остается только озвучить их.
Начинать работу следует с конца! то есть вначале пишутся введение и заключение (см. специальные разделы). Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае – вся формулировка будут повторены в тексте сочинения, открывая или завершая фрагменты работы (абзацы) или всё сочинение в целом, — это не недостаток! Начинается поиск эффектной фразы, мысли, цитаты, которая отмечена как наиболее яркая в ваших набросках.
Этап II
Теперь перед вами есть:
Хаотические пока (уже просмотренные) наброски
Введение и заключение (т.е. то, к чему вы хотите привести читателя)
Начальная и конечная точки обозначены, а между ними хаос. Маршрут движения, развития мысли и есть ПЛАН. План необходим, т.к. он дисциплинирует мысль, проясняет композицию, не позволяет мысли бродить хаотично. При составлении плана шлифуется важнейший мыслительный процесс – умение выделять главное в тексте (абзаце) и, свернув информацию, подать ее сжато, сформулировав название (т.е. пункт плана). По структуре основная часть сочинения состоит из ряда пунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Пункты располагаются строго продуманно, строго последовательно. Они взаимозависимы и не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную, аргументированную мысль. Все вместе доказывают и аргументируют, иллюстрируют идею сочинения.
Этап III
Составление плана.
В качестве названия в план вносятся не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания.
При составлении плана могут помочь логические правила деления:
Деление должно иметь одно основание: когда мы делим тематический вопрос (делимое понятие), необходимо руководствоваться одним признаком, с точки зрения которого мы производим деление. Этот признак называется основанием деления.
Пример: Карандаши (делимое понятие)
По цвету (основание деление)
По материалу (основание деление)
Деление должно быть соразмерным, т.е. мы должны перечислить все члены деления.
Пример: Спектр радуги (делимое понятие)
При делении члены должны исключать друг друга, т.е. каждый член деления должен представлять собой самостоятельное понятие, не входящее в какой – либо другой член.
Пример: Самолеты (делимое понятие)
Назначение (основание деления)
Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?
Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:
- Вам нужно научить ребенка фантазировать
- Вам нужно развивать воображение ребенка
- Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли
Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.
Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.
Содержание:
Как писать сочинение
Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?
Сбор материала
Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.
Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.
Составление плана
Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.
Сбор лексического материала
Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:
Существительные
Прилагательные
Глаголы
Желаемые слова и выражения
Если взять наш пример, получим примерно следующее:
Существительные
Прилагательные
Глаголы
Желаемые слова и выражения
Были в восторге
Работа с черновиком
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.
Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.
А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?
Виды сочинений
Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:
- Сочинение по картине
- Сочинение по литературе
- Сочинение-рассуждение
- Сочинение-миниатюра
Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.
Сочинение по картине
Основная часть должна состоять из трех пунктов:
- Описание изображения на переднем плане
- Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
- Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем
В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.
Сочинение по литературе
В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.
Сочинение-рассуждение
В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:
Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.
В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.
А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.
Сочинение-миниатюра
Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.
Как работать с материалами из интернета
Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.
Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.
В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.
И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.
Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.
Проверьте свои знания
Читайте также:
- Итоговое сочинение пробник 2021 13 октября
- Сочинение по картине серова девочка с персиками 6 класс урок
- Сочинение по сказке стальное колечко
- Утверждение общечеловеческих ценностей в повести н м карамзина бедная лиза сочинение
- Пробное сочинение по русскому языку егэ 2021
4
Работа с черновиком сочинения
Работа с черновиком.
Этап I
Начинать работу следует с конца! то есть вначале пишутся введение и заключение (см. специальные разделы). Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае – вся формулировка будут повторены в тексте сочинения, открывая или завершая фрагменты работы (абзацы) или всё сочинение в целом, — это не недостаток! Начинается поиск эффектной фразы, мысли, цитаты, которая отмечена как наиболее яркая в ваших набросках.
Этап II
Теперь перед вами есть:
Тема
Хаотические пока (уже просмотренные) наброски
Введение и заключение (т.е. то, к чему вы хотите привести читателя)
Начальная и конечная точки обозначены, а между ними хаос. Маршрут движения, развития мысли и есть ПЛАН. План необходим, т.к. он дисциплинирует мысль, проясняет композицию, не позволяет мысли бродить хаотично. При составлении плана шлифуется важнейший мыслительный процесс – умение выделять главное в тексте (абзаце) и, свернув информацию, подать ее сжато, сформулировав название (т.е. пункт плана). По структуре основная часть сочинения состоит из ряда пунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Пункты располагаются строго продуманно, строго последовательно. Они взаимозависимы и не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную, аргументированную мысль. Все вместе доказывают и аргументируют, иллюстрируют идею сочинения.
Этап III
Составление плана.
В качестве названия в план вносятся не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания.
При составлении плана могут помочь логические правила деления:
Деление должно иметь одно основание: когда мы делим тематический вопрос (делимое понятие), необходимо руководствоваться одним признаком, с точки зрения которого мы производим деление. Этот признак называется основанием деления.
Пример: Карандаши (делимое понятие)
По цвету (основание деление)
Красные
Синие
Зеленые
По материалу (основание деление)
Деревянные
Пластиковые
Пластмассовые
Деление должно быть соразмерным, т.е. мы должны перечислить все члены деления.
Пример: Спектр радуги (делимое понятие)
Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
Синий
Фиолетовый
При делении члены должны исключать друг друга, т.е. каждый член деления должен представлять собой самостоятельное понятие, не входящее в какой – либо другой член.
Пример: Самолеты (делимое понятие)
Назначение (основание деления)
Военные
Транспортные
Истребители
Деление неверное, так как военные и истребители не исключают друг друга: понятие «истребители» входит в состав понятие «военные».
Опубликовано 16.08.16 в 20:32 в группе «Русский язык и литература в средних классах»
Как написать хорошее сочинение
Хорошее сочинение имеет логически правильную структуру, несет идею и отвечает вопросу, заданному в заголовке. Чтобы соблюсти все эти условия, начинать написание сочинения следует с подробного плана, а также составления перечня основных тезисов для каждого из пунктов плана.
Прежде чем взяться за написание сочинения, нужно внимательно вникнуть в предложенную тему. Насколько бы узкой ни казалась тема, расписать ее можно минимум в двух вариантах. Если есть возможность, следует запастись рядом источников по теме сочинения, чтобы при необходимости использовать в работе цитаты, факты и даты.
Разобравшись с пониманием темы и дополнительными источниками информации, можно приступать к составлению плана сочинения. В идеале план нужно составлять письменно. Многие считают, что составление письменного плана — напрасная трата времени. На деле же наличие написанного подробного плана позволяет во время написания сочинения не сбиться с темы, не потеряться в стилистике и не упустить ничего важного. Как ни крути, а память несовершенна, записать всегда надежнее, чем запомнить.
Если есть хоть небольшой запас времени, то лучше первый вариант сочинения сделать черновым. Лучше зачеркивать и делать сноски в черновике, нежели в чистовом варианте.
Не нужно писать черновик идеально, на то он и черновик. Главное в черновом варианте сочинения – следование плану, краткость, минимум внимания грамотности и максимум – раскрытию темы. Уже в чистовом варианте у вас будет возможность проставить запятые и вспомнить, как пишутся те или иные слова, не стоит на этом слишком зацикливаться во время написания первой версии сочинения.
Для написания непосредственно чистового варианта сочинения следует собрать все свои заметки, сноски, план и черновик. Причем все это нужно использовать параллельно, даже не надеясь, что черновик, который и так был написан в соответствии с планом, заменит результаты труда на первых этапах.
Расписав очередной пункт плана, прочтите написанное. Это нужно для того, чтобы убедиться в законченности мысли. Только после этого продолжайте работу над следующим пунктом. А прежде чем взяться за выводы, перечитайте всё написанное выше.
Выводы пишите только по теме. Пускай даже весь вывод займет всего одно предложение, но он будет осмысленным. Если же для того чтобы вывод органично вписывался в сочинение нужно расписывать в нем какие-либо пояснения, значит, писать его рано и придется еще поработать над основной частью. В идеале после прочтения основной части сочинения выводы должны напрашиваться сами собой, вам остается только озвучить их.
Видео по теме
Как
работать над школьным сочинением
Этапы
работы над сочинением:
-
Выбор
темы.
(«Эту тему я
могу
написать и
хочу
её писать. «Могу»
— это значит «знаю материал, уложусь
в срок, иногда — имею опыт в работе над
сочинениями такого типа и т.д.»; «Хочу»
— это значит «испытываю интерес к теме,
у меня есть что сказать по этой теме, о
чём поспорить, что доказать…»).
-
Интерес
к теме. -
Понимание
темы. -
Опыт
в написании подобных тем. -
Особенности
индивидуального стиля пишущего
сочинение. -
Настроение
пишущего сочинение.
-
домашнего
сочинения:
-
главное
— интерес к теме
-
классного
сочинения:
-
главное
— знание материала. -
опыт
в написании подобных тем
-
экзаменационное
сочинение:
-
не
стоит экспериментировать! -
главное
— знание материала; -
опыт
в написании данных тем;
-
Обдумывание
формулировки
темы
(о
чём писать,
определение границы, нахождение ключевых
слов и др.) -
Формулирование
основной
идеи
сочинения и краткая запись её -
Подбор
текстового
материала
по художественному произведению -
Составление
плана
сочинения. -
Определение
и выбор
жанра
сочинения -
Подбор
удачного эпиграфа
(-ов), если в этом есть необходимость -
Цитатный
план
в соответствии с темой и идеей сочинения -
Конспектирование
литературно-критических статей
по теме сочинения (если это определяется
характером произведения, по которому
пишется сочинение) -
Формулировки
основных положений
сочинения -
Написание
чернового
варианта
сочинения. -
Редактирование
чернового варианта с точки зрения его
соответствия плану, теме и основной
идее сочинения. -
Редактирование
чернового варианта с точки зрения
орфографии, пунктуации и речевой
грамотности. -
Написание
белового
варианта
сочинения.
Соседние файлы в предмете Итоговое сочинение
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сочинение (этапы работы, рекомендации)
Требования к оформлению сочинений
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
I Вступление.
II Основная часть.
III Заключение.
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
Что будет написано в сочинении.
Черновик, работа с ним.
Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
«Тема не раскрыта»
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Рекомендации.
Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
Основные части сочинения:
«тема»;
«эпиграф»;
«вступление»;
«основная часть»;
«заключение».
1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.
2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.
3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :
– историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.
– аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.
– биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.
– сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.
– лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.
4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.
5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.
Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.
Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:
Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.
Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.
Зачем нужен черновик
Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: «Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки. С черновиками пишут домашние сочинения». Задаю следующий вопрос: «А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?» Ответ: «Да ну его! Конечно, без черновика. Лишняя писанина!»
Ребята не знают, что на самом деле черновики нужны. Они необходимы для работы со своим текстом с целью улучшить его. Правда, для того чтобы такая цель появилась, нужно понимание, что черновик — это не итоговый вариант сочинения, а только этап работы над ним.
У профессионалов, кстати, настоящая работа с текстом начинается тогда, когда первый, черновой вариант уже написан. Вы видели фотографии рукописей классиков? Обращали внимание на исправления? Держали в руках тома полных собраний сочинений известных писателей? Видели, какой объём занимают варианты? Покажите всё это детям. Объясните: редактировать свой текст — обычное дело для профессионалов, работающих со словом.
Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить. Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой… Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом: «Что неудачно в работе?» естественно следует другой: «Как это можно изменить?»
Занимается ли этим школа? Нет. Учи´теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке. А это значит, что многие другие важные аспекты работы упускаются.
Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат. Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить прогресс.
А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.
Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.
Схема работы
1. Содержание работы
Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.
2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения
Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?
3. Речевое оформление работы
Все ли формулировки чётко выражают мысль? Всё ли, что хотел выразить автор, понятно читающему? Все ли слова употреблены правильно? Нет ли тавтологии — повторов слов, корней? Возможно, какие-то слова лучше заменить синонимами, где-то добавить определения и обстоятельства. Иногда сложные предложения стоит разделить на простые или, напротив, простые объединить в сложные.
4. Грамотность
Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.
Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.
- Что такое сочинение?
- Виды сочинений
- С чего начать написание сочинения?
- Как написать хорошее сочинение?
Умение хорошо писать сочинения может помочь не только подтянуть успеваемость по школьным дисциплинам.
Благодаря регулярному письменному изложению своих мыслей дети и взрослые тренируют память, развивают логическое мышление и фантазию.
Что такое сочинение?
Сочинение по литературе – это письменный анализ художественных произведений.
Это упражнение, которое помогает детям тренировать и развивать самостоятельное изложение мыслей на заданную тему.
Сочинение – это творческая работа, которую ученики выполняют еще в начальных классах.
Для успешной работы необходимо прежде всего хорошо ориентироваться в теме и иметь собственную точку зрения. Когда ребенок в младшей школе учится писать сочинения, он одновременно с этим осваивает и другие полезные навыки:
-
Собирать и изучать необходимый материал;
-
Анализировать отобранную лексику;
-
Составлять план;
-
Орфографически и каллиграфически записывать собственные мысли.
В средней и старшей школе ученикам не достаточно уметь написать сочинение об осени или о каникулах.
Дети на уроках литературы учатся анализировать художественные произведения. А для пробуждения интереса к изучаемым текстам в школьной практике используются разные виды сочинений.
Виды сочинений
Классификации жанров сочинений по литературе в трактовках разных ученых имеют различия. Исследователи выделяют такие виды школьных сочинений:
-
Анализ литературного произведения;
-
Анализ эпизода;
-
Характеристика героя;
-
Сравнительная характеристика героев;
-
Рецензия;
-
Интервью;
-
Письмо от лица литературного героя.
Несмотря на разнообразие классификаций, самой популярной остается классификация сочинений по типу речи.
Описание
Сочинение описание – это описание предмета, внешности или внутреннего мира человека, литературного героя, картины или другого явления.
В сочинении описании используются прилагательные и глаголы в настоящем времени. Образы создаются при помощи сравнений, метафор, метонимий, эпитетов.
Повествование
Сочинение повествование – это рассказ о последовательных событиях и происшествиях.
Действия, происходящие во времени и пространстве, в таких сочинениях занимают центральное место. Глаголы в повествовании употребляются в прошедшем времени.
Рассуждение
Сочинение рассуждение – это сочинение, в котором в логическом порядке изложены мысли и рассуждения автора.
Для сочинения рассуждения характерно присутствие идеи, тезиса, аргументов и выводов.
Читайте также: Порядок и построение: что изучает синтаксис
С чего начать написание сочинения?
Соблюдение определенного алгоритма при подготовке к написанию и во время работы над текстом существенно упростит задачу и превратит создание сочинения в увлекательное занятие.
Выбор темы
Иногда учитель задает написать сочинение и предлагает ученикам выбрать тему из предложенных. Такой подход позволяет школьникам подобрать подходящую для себя тему.
Исследование темы
Если стоит задача написать сочинение по литературному произведению, то его нужно прочитать. При ознакомлении с романом или другим объемным жанром, рекомендуется вести читательский дневник и отмечать в нем основные сюжетные повороты и ключевые характеристики героев.
Перед началом работы нужно собрать информацию, которая может пригодиться при написании сочинения. Можно ознакомиться с биографией автора и эпохой, в которую он творил.
Составление плана
Хорошо составленный план – залог успешной работы над сочинением.
- Вступление: ключевые моменты из биографии автора, история написания произведения, произведения со схожей проблематикой.
- Обозначение проблематики произведения, формулировка одного или двух проблемных вопросов, на которые необходимо ответить.
- Контекст проблемы в произведении и в современном мире.
- Авторская позиция.
- Взгляд ученика.
- Аргументы: упоминание произведений с подобными проблемами, выстраивание связей и логических цепочек между ними, пример из личного опыта.
- Заключение: обобщение сказанного и подведение итогов.
Читайте также: Как быстро выучить стих? Лайфхаки для школьников
Как написать хорошее сочинение?
Черновой вариант работы
Важно всегда писать сочинение на черновик. Это хоть и займет больше времени, но позволит избежать ошибок и поможет взглянуть на работу еще раз и возможно дополнить ее, убрать лишние предложения или поменять местами аргументы.
Необязательно начинать текст со вступления
Если не получается придумать вступительные абзацы, можно попробовать начать писать с любого комфортного места. После написания нескольких частей, объединить их в одно целостное сочинение.
Обсудите тему с другом или учителем
Когда вдохновение совсем пропало, можно пообщаться с любым человеком, который читал литературное произведение или ему близка проблема сочинения. В таких разговорах обычно рождаются интересные мысли и используются аргументы, которые помогут в написании качественного сочинения.
Избегайте фактических ошибок
Все имена, даты, цитаты в сочинении должны соответствовать оригиналу. При упоминании сложных терминов нужно объяснить их значение.
Правильная аргументация
Все мысли, тезисы требуют объяснения и должны основываться на тексте произведения, критической литературе, письмах и биографии автора. В качестве аргументов могут использоваться исторические факты, афоризмы, пословицы, цитаты известных людей.
Просить о помощи
Не всегда получается самостоятельно написать хорошее сочинение. И это абсолютно нормально. Если школьнику требуется помощь в написании сочинения, можно обратиться к репетитору.
Педагог подбирает оптимальные методы работы с ребенком, учитывает его индивидуальные особенности. Тьютор работает с учеником в комфортном для ребенка темпе, останавливается на сложных моментах и помогает школьнику овладеть всеми необходимыми навыками для успешного написания сочинения по литературе.
Найти репетитора для своего ребенка вы можете на сайте BUKI.
Регулярная практика
Чтобы хорошо писать сочинения, нужно постоянно тренироваться. Можно самостоятельно подбирать интересные темы и пробовать работать над ними. Ведение личного дневника или письменное описание интересных воспоминаний из детства поможет в подготовке к написанию школьных сочинений.
Читайте также: Как найти репетитора для ребенка?
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ
Шаг 1. Прочитать текст. Все тексты по ЕГЭ заканчиваются одинаково – эмоционально.
Шаг 2. Поэтому необходимо найти в конце текста предложение, в котором названо эмоциональное состояние героя ( грустит, радуется, благодарит и др.),обусловленное всем развитием сюжета ( цепочка событий). Кроме того, это эмоциональное состояние может быть названо прямо, а может быть и — косвенно, лишь намеком. Тогда мы должны догадаться о том, каким его словом можно было именовать.
Шаг 3. Почему герой испытывает именно это состояние? В каждом абзаце текста стараемся найти такие слова, такие предложения, которые ответят на этот вопрос. Сюжетные обоснования- обоснование эмоционального состояния героя в последнем фрагменте текста. Подчеркните эти слова и предложение карандашом.
Шаг 4. Эти сюжетные обоснования надо пересказать ( оформить своими словами, стараясь придать фразам обобщающий смысл. Например, герой смелый, нерешительный…Ведь в поступках героя проявляется его характер, с которым связано его эмоциональное состояние. При этом мы получим нужные для сочинения 2-3 аргумента. Полученные аргументы надо записать обязательно.
Шаг 5. По схеме текста- рассуждения «собираем» черновой вариант текста сочинения. Делаем записи.
Шаг 6. Проверяем полученный текст по количеству слов и по критериям!
Шаг 7. Переписываем на черновик.
Всего сочинение 200 слов Это лучше, чем 150 40 строк тетрадного формата. Вступление и заключение – ¼ часть текста.10 строк ( 6,5 строчек — вступление, 3,5 строчек- заключение) Отчеркнуть 7 строчек сверху, 4 строчки снизу. Остальное – основная часть- 30 строчек. Разделить их на 4 абзаца. В каждом абзаце 7,5 строчек.
Шаблон 1.
1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему… Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)
2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)
3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что…
4. Я согласен с … ( в том, что…).
1. Во-первых, потому что …
Во-вторых,…
2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
4. В качестве доказательства могу сказать следующее.
5. Доказать это можно так.
6.Краткий вывод.
Шаблон 2.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Формулировки проблем.
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры…