План-конспект урока русской литературы в 6 классе
___________________
Тема: Литературное творчество. Сочинение рассказа по пословице из басни
Цель и задачи:
— сообщить сведения о пословице;
— формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице;
— развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
— воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.
Тип урока: литературное творчество
Оборудование: листы с заданиями, выставка книг « Пословицы, поговорки», записи на доске
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Речевая разминка.
— Прочитайте текст: (записан на доске)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила бабка с палкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
— Что вы прочитали? (это перевёртыш)
— Прочитайте с удивленной интонацией
-С утвердительной.
— Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)
4. Подготовительная беседа.
— Прочитайте запись с доски
Пословица-мудрость народная.
Пословица недаром молвится.
— Как вы понимаете эти выражения?
— Что такое пословица?
— Сообщение ученицы.
Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.
— Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.
5. Работа в парах
— Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны.
Рыл яму злодей на дороге лесной,
Чтоб ночью свалился прохожий.
Вот яма готова.
Он вылез.
— Постой!
Прохожий ведь вылезет тоже!
Ещё двое суток разбойник потел.
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
— Годится! (Не рой другому яму — сам в неё попадёшь).
— Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим
-
Летела ворона,
Присела на куст,
Подумав, что куст
Безопасен и пуст.
Но в этом кусте
Притаился украдкой
Отважный охотник
Со страшной рогаткой.
Он тихо прицелился
— Бах! —
И с куста
Взлетела ворона
Уже без хвоста.
Что стало с вороной?
Другой разговор,
Но очень пуглива
Ворона с тех пор.
(Пуганая ворона куста боится)
— Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)
-
Сел Иван в чужие сани,
Только справиться не смог,
Сани полетели сами-
Вправо, влево-
Вниз и вбок.
Через пень перелетели,
Подскочили раз другой.
Наш Иван лежит в постели
С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)
— Не берись за работу с которой не сможешь справиться.
-
В парах учащиеся работают над нахождением пословиц в баснях И.А.Крылова.
6. Устное составление рассказа и плана сочинения.
1) Выбор понравившейся пословицы
— Прочитайте пословицу и объясните её смысл
2) Выбор главного действующего лица. Можно придумать своему герою имя и фамилию.
3) — О чем будет ваша история?
4) -О чем напишем в основной части?
5) Чем закончим сочинение?
7. Написание сочинения
— Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
Закончить свой рассказ
Знакомство с баснями Ивана Андреевича Крылова начинается уже в первые годы обучения в школе. Аллегорические стихотворные истории, высмеивающие человеческие пороки, помогают детям осознать важные нравственные ценности. Недаром многие фразы из творений писателя превратились в афоризмы. Чтобы закрепить усвоенный материал, школьникам предлагают написать сочинение на тему «Крылатые выражения из басен Крылова».
Оглавление:
- Чему учат басни
- Мои любимые произведения Крылова
- Зеркало человеческой души
- Как писать сочинение
Чему учат басни
Пословицы и поговорки выражают народную мудрость, которая передается из поколения в поколение. Не меньшим значением обладают басни. Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов остроумно и тонко высмеивал человеческие недостатки. Многие строки из его произведений превратились в афоризмы.
Одной из моих любимых является басня «Квартет». В истории рассказывается о том, как медведь, мартышка, осел и козел решили выступить квартетом. Раздобыв музыкальные инструменты, они расселись на лужайке и начали играть, но музыки не получалось. Тогда животные решили, что нужно сесть по-другому, но и это не спасло положения. Мимо пролетал мудрый соловей, который сказал зверям, что для игры надобны уменье и музыкальный слух.
Слова соловья из басни стали крылатым выражением: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
Так говорят про людей, которые занимаются каким-то делом, не имея подходящих знаний, навыков и опыта. Конечно, результат получается плачевным, но причину своих неудач такие люди ищут в чем-то другом, а не в отсутствии мастерства. Этот афоризм применим не только к музыке, но и любой другой профессии.
Еще одна популярная басня Крылова — «Слон и Моська». В ней рассказывается о маленькой собачке, которая гуляла по улице с хозяйкой и, увидев слона, стала лаять и рваться на него. Другая собака, Шавка, сделала ей замечание, сказав, что слон даже не замечает ее лая и спокойно идет дальше. На что Моська ответила, что это и придает ей духу, и она может «без драки попасть в большие забияки», то есть ее авторитет у других собак возрастет.
Фраза из басни: «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона» — стала афоризмом. Ее смысл в том, что некоторые люди предпочитают «не быть, а слыть»: они создают вокруг себя шумиху теми же способами, что и Моська, то есть, просто имитируя деятельность, становятся важными и уважаемыми фигурами или внушают страх и трепет. При этом слова Шавки показывают, что в каждой толпе есть проницательные и умные люди, которые не попадаются на этот крючок и видят вещи такими, какие они есть.
Я очень люблю читать басни Крылова.
Каждая история талантливого баснописца — шедевр. Ироничные и забавные произведения, знакомые каждому с самого раннего детства, учат нас важным вещам, помогая вырасти достойными и честными людьми.
Мои любимые произведения Крылова
Наверное, в России нет человека, который не слышал бы остроумные и меткие басни Ивана Крылова. Все мы с детства знаем эти истории:
- про Слона и Моську,
- Мартышку и очки,
- Лисицу и Ворону.
Я познакомилась с произведениями Ивана Александровича в раннем детстве: мама читала мне веселые стихотворные истории про животных, и строки из этих стихов долго звучали в моей голове. Лишь позже, в школе, я узнала, что животные — это просто аллегория, на самом же деле Крылов имел в виду людей.
Одной из моих любимых является басня под названием «Ворона и Лисица». В ней рассказывается о том, как ворона раздобыла где-то кусок сыра, с которым она уселась на ветку в предвкушении трапеза. Мимо проходила лисица, которую пленил сырный запах. Плутовка решила выманить лакомство у вороны и начала петь ей дифирамбы, расхваливая ее оперение и клюв. Похвалы вскружили вороне голову, и когда лиса попросила ее спеть, — дескать, и голос у птицы должен быть чудесным, — та не устояла и раскрыла клюв. Разумеется, сыр выпал, и лисица убежала с ним.
Цитата из этой басни: «От радости в зобу дыханье сперло» — стала популярным крылатым выражением. Так говорят про людей, которые падки на лесть: когда им говорят похвалы, они теряют способность трезво рассуждать, поэтому могут легко попасть в ловушку хитрого и нечестного человека.
В своем произведении Крылов показывает, как опасна и вредна лесть: против нее трудно устоять, но за красивыми словами может скрываться коварный умысел, который тщеславный человек не в силах разглядеть. Кому-то и поступок лисы покажется не совсем честным, но если бы не глупость вороны, которой похвалы вскружили голову, плутовка так и осталась бы ни с чем.
Еще одна прекрасная басня — «Лебедь, Рак и Щука». Это история про товарищей, которые взялись тянуть обоз. Но вот беда: Рак пятился назад, Лебедь рвался в облака, а Щука тянула телегу в воду. В результате воз остался на том же месте, а фраза «Воз и ныне там» превратилась в известный афоризм.
В этой басне автор ясно дает понять, что в любом деле, за которое берется группа людей, важны согласованные действия и общая цель, а также такие качества, как уступчивость, умение договариваться, дружелюбие. Если каждый в команде будет делать то, что ему вздумается, руководствоваться только своими интересами, игнорируя товарищей, то толку не будет. За образами животных скрываются человеческие пороки: эгоизм, тщеславие, своекорыстие, гордость, жадность, консерватизм, — которые заставляют всех людей «тянуть обоз» в нужном им направлении. В результате неудачу терпят все — «воз и ныне там».
Басни Крылова — не только интересные, но и очень полезные произведения: смеясь над звериными персонажами, мы сами становимся чуточку лучше и не позволяем глупым Мартышкам, хвастливым Моськам и доверчивым Воронам поселиться в нашей собственной душе.
Зеркало человеческой души
Произведения Ивана Александровича Крылова можно смело назвать зеркалом человеческой души. Как часто мы читаем его басни и узнаем в них окружающих или себя (хотя и с большой неохотой).
С детства я зачитывалась баснями Крылова. Одна из моих любимых — «Обезьяна и зеркало». Смешная, остроумная история рассказывает об обезьяне, которая вертелась перед зеркалом, не понимая, что видит собственное отражение. Глупая мартышка тыкала в себя пальцем и высмеивала свои ужимки и прыжки, говоря при этом, что многие из ее кумушек-подруг такие же кривляки. Мудрый медведь намекнул ей, что вместо кумушек лучше обратить внимание на себя, но совет остался неуслышанным.
Все знают образное выражение из этой басни: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» В ней заключена важная жизненная истина: порой мы высмеиваем недостатки и пороки других людей, сплетничаем, злословим, тыкаем в них пальцем, не замечая, что сами далеко не совершенны. Вместо того чтобы искать бревно в чужом глазу, следует обратить внимание на собственные поступки и душевные качества и работать над их исправлением. Делать это трудно: никому не нравится осознавать свои недостатки, поэтому мартышка и пропускает совет медведя мимо ушей.
Еще одна мудрая басня, которую стоит прочитать, — «Стрекоза и Муравей». В ней повествуется о легкомысленной, любящей развлечения стрекозе, которая гуляла и веселилась все лето, а припасов на зиму не сделала. Осознав это, стрекоза пошла к трудолюбивому и запасливому муравью, но тот отказал ей в помощи. Фраза из этой басни: «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела» стала крылатой.
Несмотря на то, что муравей в этой басне ведет себя довольно жестоко, в его словах скрыта важная истина: нельзя относиться к жизни легкомысленно и безответственно и паразитировать на других. Это значит, что веселиться и развлекаться нужно в меру, но если не позаботиться о будущем, то можно остаться ни с чем. Когда-нибудь приходится осознать, что нужно самому отвечать за свою жизнь, которая состоит не только из удовольствий, но и из труда.
В своих баснях Иван Александрович высмеял немало людских пороков.
Остроумные фразы из его произведений легко запоминаются и заставляют нас задуматься над собственными недостатками. Осознавать их не всегда приятно и легко, но именно с этого и начинается путь к совершенствованию.
Как писать сочинение
Задание может выглядеть так: «Выпишите из басен Крылова предложения, ставшие афоризмами». При этом важно не просто перечислить фразы, но и предложить свое объяснение того, что они означают, в каких ситуациях уместны — это покажет, понимает ли школьник скрытый смысл, заложенный в аллегорических историях.
Лучше, чтобы фразы не повторялись. Чтобы этого не произошло, учитель может сам распределить их между учениками. Это несложно, ведь много какие строки из басен Крылова стали афоризмами. Вот несколько примеров:
- А Васька слушает да ест («Кот и повар»).
- А ларчик просто открывался («Ларчик»).
- Вперед чужой беде не смейся, Голубок («Чиж и Голубь»).
- Великий зверь на малые дела («Воспитание Льва»).
- Полают да отстанут («Прохожие и собаки»).
- И из гостей домой пришла свинья — свиньей («Свинья») и многие-многие другие.
При этом в сочинении все афоризмы перечислять не нужно: достаточно 2 крылатых выражений. Если ученик затрудняется с их объяснением, он может воспользоваться словарем крылатых фраз.
Сочинение «Крылатые фразы из басен Крылова» имеет очень важное педагогическое значение, так как помимо развития писательских навыков способствует формированию жизненных ценностей. Писать его можно в любом классе: произведения Ивана Александровича актуальны независимо от возраста и со временем не теряют своего значения.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Крылатые выражения из басен Крылова
Крылатые выражения из басен Крылова и их значение (пословицы)
Басни Ивана Андреевича напоминают нам детство, когда мы любили слушать интересные истории, но мало кто задумывался о посыле этих басен.
«У сильного всегда бессильный виноват». Такова первая строчка «Волка и ягненка». Сюжет басни хрестоматийный и неоригинальный, к нему обращалось множество писателей в разное время, но И.А.Крылов покорил сердца народа с первой фразы. Писатель использовал необычный прием, поместив мораль в начало басни, а не в конец. В том, что это удачное решение, сомневаться не приходится.
«Услужливый дурак опаснее врага». Ещё одно меткое изречение, которое затрагивает необычную тему. Если вопрос сильных и слабых стоял всегда и имеет множество вариаций и в фольклорной, и в авторской литературе, то этот афоризм, возможно, уникален, но по ходу событий писатель умело иллюстрирует мысль. Именно поэтому она нашла отклик и стала крылатой.
«А воз и ныне там». Это цитата из басни «Лебедь, щука и рак», которую знает наизусть, наверное, каждый, кто учился в российской школе. Афоризм распространен еще сильнее. Ведь так знакомы и жизненны ситуации, в которой сложно договориться людям, взявшимся за общее дело. Если в коллективе сразу несколько инициативных и деятельных членов, очень часто их потенциал расходуется на ссоры, а не на работу, забытую и отложенную в сторону. Это произведение И.А.Крылова одно и самых коротких, но оно определённо заслуживает места в числе лучших за прославленный афоризм.
«Слона-то я и не приметил». Эта цитата позабавит любого ребенка, а взрослый не останется равнодушным к самой басне «Любопытный», основанной на реальном случае из жизни писателя. В этом произведении мало привычной для жанра морали, но оно влюбляет в себя легкой и светлой иронией.
«Где силой взять нельзя, там надо полукавить». Что этой фразой в басне «Три мужика» хотел сказать Крылов? Лгуны и льстецы легко улаживают все вопросы, даже те, которые силой решить сложно. В чём смысл? Надо уметь «вертеться», иногда приукрашивать и преувеличивать что-то, быть более хитрыми, тогда можно, не тратя лишних усилий добиться желаемого.
«А где пастух дурак, там и собаки дуры», — отрывок из басни «Волк и Волчонок». Ничего не знающих человек ничему не может научить других, а если и сможет, то за качество знаний не отвечает. В современном мире такая ситуация встречается довольно часто. На примере животных, Иван Андреевич рассказывает о людях.
«Из басни сей нам видеть можно, что как бывает жить ни тошно, а умирать ещё тошней», — в басне «Крестьянин и смерть» Крылов говорит о том, что люди жалуются на свои проблемы, на всё плохое, но они живут, когда коса смерти нависнет на ними, им будет не до этого, будет не на что жаловаться, уже не будет ничего. Жаловаться умеют все, но когда человек на смертном одре, он будет молить о пощаде, согласен будет смириться со всем и довольствоваться жизнью, какой бы она не была, ведь жить лучше, чем гнить в могиле.
«Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды», — известная фраза из басни «Свинья под дубом». Часто люди выражают своё недовольство по отношению к технологиям, другим людям, будем говорить честно, эти создания вечно всем недовольны. Но обоснованы ли такие замечания? В большинстве случаев, нет. Сетуя на что-либо, человек пользуется благами, хотя сам не способен ни на что. Но так устроены люди, им просто необходимо найти того, на кого можно обратить своё недовольство.
«А ларчик просто открывался», — со школьной парты нам знакома басня «Ларчик». Часто ответ лежит на поверхности, но люди начинают искать подвох, сложные решения, когда всё куда проще.
Басни Крылова помогают нам посмотреть на себя со стороны и помнить, что « Pulvis et umbra sumus». Иван Андреевич высмеивает людей на примере животных, показывает нашу истинную сущность без прикрас и аффектаций.
Басни И.А.Крылова – это интересные и поучительные истории, прочно вошедшие в народную культуру. Многие строки из них хороши сами по себе. Они получили заслуженное место в русской речи. Некоторые люди даже не знают, откуда взялись их любимые «поговорки». Это печально, но куда важнее то, что афоризмы живы. Они активно используются, и интерес к басням не падает по сей день.
Для большинства русских людей слово «басня» ассоциируется в первую очередь с именем И.А.Крылова. В коротких стихотворных произведениях писатель мастерски умещает мудрые мысли, которые даже в наше время могут по достоинству оценить и взрослые, и дети. Часть строк прижилась в народе настолько, что изречения из басен перешли в разряд афоризмов. Практически в каждой басне есть хоть одна фраза, ставшая крылатой, но некоторые особенно популярны.
Крылатые выражения из басен Крылова
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Образ Рыжова в рассказе Однодум Лескова
В рассказе Н.С. Лескова «Однодум» одним из главных героев является Александр Афанасьевич Рыжов. Это мужчина среднего возраста. Он очень большой и сильный. Его можно сравнить с богатырем
- Сочинение Человек должен быть интеллигентен
Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать
- Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Роман Булгакова Мастер и Маргарита отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.
- Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение
Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.
- Анализ произведения Сорока-воровка Герцена
Александр Иванович Герцен написал произведение «Сорока-воровка» в 1846 году. После чего вскоре была опубликована во втором номере «Современника» в 1848 году.