Сказки о знаках препинания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказки о знаках препинания
В стране под названием Текст жили-были десять знаков препинания. Среди них были хорошие и плохие.
Однажды пришла Точка в полицейский участок, где главным был Восклицательный знак. Точка заявила, что пропала Запятая.
И тогда Запятую начали искать помощники капитана Восклицательного знака: Многоточие, Точка с Запятой и Двоеточие. Вопросительный знак тоже хотел помочь. Он сел на Тире и поехал к реке.
Возле реки жили злые Кавычки. Они заперли Запятую в темнице. Тогда Вопросительный знак доложил всё капитану. И тот вместе с помощниками арестовали Кавычки и освободили Запятую.
Кавычки попросили у Запятой прощения. И с этого дня все знаки препинания жили дружно и никогда не ссорились.
Жил-был мальчик Вася. Очень не любил он учиться, а потому не выполнял домашние задания, прогуливал уроки.
Однажды ему пришлось написать диктант по русскому языку. Конечно, наделал Вася много ошибок и получил «2».
Огорчившись, направился он домой. От усталости или от волнения, но Вася крепко уснул.
Во сне мальчик попал в королевство Знаков препинания. Идёт навстречу Восклицательный знак и спрашивает: «Вася! Ты почему вместо меня поставил в предложении моего брата Вопросительного знака?!» Мальчик ничего не успел ответить, как к нему подошла Запятая: «Вася! Ну как ты мог вообще обо мне забыть? Ни в одном предложении не поставил!» Вася начал краснеть.
Повели Васю по королевству. Там жили все знаки препинания. Но Василий никого не знал. Привели его к королеве. А та дала задание- в предложении «Казнить нельзя помиловать»- поставить правильно запятую. На это была отведена минута. Мальчик думал-думал и поставил запятую после слова «казнить». Королева тут же приказала казнить маленького неуча. Прибежала стража, схватила его…
И тут Вася проснулся. Был он в холодном поту. В его голове промелькнула мысль, что всё увиденное может случиться на самом деле, и очень испугался.
Прошло время. Вася стал отличником и закончил школу с золотой медалью.
СКАЗКА О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ
Как-то раз Ромка Тетрадкин закончил делать уроки, сложил тетради и учебники в портфель, а правила о постановке знаков препинания не выучил. «Ну и что, — подумал Ромка, — в стародавние времена, как умные люди рассказывают, все слова писались слитно, и не только слова, но и целые предложения. Обходились же как-то люди без знаков препинания, и я завтра как-нибудь диктант напишу!» Время было позднее, и Ромка решил лечь спать. Вдруг слышит он шум какой-то, как будто ссорится кто-то, или спорит. Прислушался. Голоса доносились из его портфеля. Ромка достал из портфеля учебник русского языка, открыл его, а там… Собрались все знаки в ряд. Спорят. Оглушительно кричат. — Живу я в тексте много лет! Знал много радостей и бед! — Воскликнул вдруг Восклицательный знак. — Без меня нельзя никак! Я — важнейший в тексте знак! Вопросительный ему: — Ну, никак я не пойму, Это как? И почему? Завизжали Запятые: — Мы ведь знаки непростые! К вашему сожалению, стоим почти в каждом предложении! В спор вступили знаки прочие. Так сказало Двоеточие: — Каждый это должен знать: Нужно я, чтоб порядок соблюдать. Многоточие в ответ: — Без меня простора мыслям нет… А Тире и Скобки Всё шептали что-то робко… — Так, — сказала важно Точка. — Я, конечно, одиночка, Только вот вам что скажу: Со всеми вами я дружу. При всём к вам уважении, Но я заканчиваю предложение. Тут Знаки препинания заметили, что за их спором внимательно следит Ромка. — Ну, хоть ты нас рассуди, мил человек! Кто из нас важнее? — Да тут и спорить не о чем. Мы главные! — воскликнули Точка с Запятой. Ромке стало ужасно стыдно, ведь ни одного правила о них он не выучил. Поэтому и не смог рассудить, кто из них важнее. «Как же нам быть?» — задумался Вопросительный знак. «Я знаю, кто нам сможет помочь! — воскликнул Восклицательный знак. — Мы должны отправиться к царевне нашей, рассудительной Пунктуации!». Отправились Знаки препинания в путь. И Ромка отправился вместе с ними. Путь их пролегал через страну Невыученных уроков. «Смотри, Ромка, какая неразбериха происходит, когда нами пренебрегают», — многозначительно сказали Точка и Запятая. Посмотрел Ромка по сторонам. Невиданные вещи происходили в этой стране: Очень-очень странный вид Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая Вот что значит запятая! (Б. Заходер) «Да, — подумал Ромка, — без помощи царевны Пунктуации нам не обойтись».
Наконец добрались Знаки препинания до дворца царевны Пунктуации. Попросили Знаки препинания царевну рассудить их спор. Точка сказала: «Я самая главная, потому что заканчиваю предложение, отделяю одну мысль от другой…» Выслушала своих подданных царевна Пунктуация, да и говорит им: «Все вы важны и нужны. Ты, Точка, определяешь границы предложений, отделяешь одно предложение от другого. А если в предложении выражается восторг, радость или сильное огорчение, то в конце такого предложения, несомненно, ты должна уступить своё место Восклицательному знаку. А если предложение содержит вопрос (кто-то кого-нибудь о чём-либо спрашивает), то ты, Точка, уступи своё место Вопросительному знаку. А чтобы вы поняли значимость и важность Запятой, — продолжала Пунктуация, — расскажу вам одну историю. Как-то раз мой батюшка повелел своим слугам установить статую золотую пику держащую. А они и не поймут — то ли статуя должна быть золотая, то ли только пика должна быть из золота. А порой, жизнь и дружба людей может зависеть от правильной постановки запятой в предложении. Например, «казнить нельзя помиловать» или «ссориться нельзя дружить». — Ну, Ромка, — обратилась Запятая к Ромке, — после какого слова нужно меня поставить, чтобы смерти и ссоры избежать? — После слова нельзя! — догадался Ромка. — А если бы подданные царя в его приказе поставили запятую после слова статую, то им статуя обошлась бы дешевле, потому что нужно было бы только пику из золота отлить. — Правильно, — похвалила Ромку царевна Пунктуация. — Без вас, уважаемые Знаки препинания, текст был бы просто набором слов. Рома, я знаю, что завтра тебя ожидает годовая контрольная работа по русскому языку, и чтобы с лёгким сердцем пойти тебе на летние каникулы, диктант нужно тебе написать на положительную оценку. Потому жалую тебе грамоту старинную, в которой я Закон постановки знаков препинания прописала, всем добрым людям на размышление… — Да-да, Ромка, выучи данный закон, и пятёрка тебе обеспечена, — поддержало царевну Тире. — А твои одноклассники больше не станут над тобой смеяться при чтении твоих сочинений. Из-за неправильной постановки знаков препинания у тебя в тетрадках творятся несуразные вещи, — сказала Запятая. — Ну, вспомни: в одном предложении у тебя скамейка ждала подругу — Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. А в другом — солнце почему-то блеяло — Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. Даже рябчики у тебя заговорили — Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. А помнишь того несчастного, у которого по твоей вине на руках было 25 пальцев, а на ногах всего 20?! — Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. — Внимательно изучи грамоту, которую тебе пожаловала царевна Пунктуация, и исправь ошибки. Ребята, помогите Ромке правильно расставить знаки препинания в этих предложениях! Изучил Ромка сию древнюю грамоту и понял, что у каждого знака препинания своя функция. И все они нужны и важны, когда стоят в нужном месте.
ТОЧКА — Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
ДВОЕТОЧИЕ — Знак разделения. Разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Двоеточие ставится перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя всё лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют.
МНОГОТОЧИЕ — Знак завершения. 1) Оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. 2) Обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. 3) Многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. 4) Многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании). Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи — на заминки, вызванными различными причинами (волнением, например).
ЗАПЯТАЯ — 1) Это знак разделения. разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. 2) Это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Таким образом, запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ — Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами).
ТИРЕ — Знак разделения. 1) ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия; б) вторая часть указывает на следствие, результат; в) содержание частей противопоставлено. 2) тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. 3) оно может разделять пояснительные члены предложения. 4) тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). 5) этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. 6) после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. 2) им расставляется эмоциональный акцент. С помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — Знак завершения. 1) он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. 2) он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.
КАВЫЧКИ — 1. кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. 2. в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. 3. кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.
СКОБКИ — Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) С помощью ВЗ (!) мы доносим то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК И МНОГОТОЧИЕ — сочетание знаков завершения. 1) им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. 2) ВЗ (?) обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). 3) автор, сочетая ВЗ (?) с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.
После внимательного прочтения этого документа Ромка Тетрадкин поблагодарил царевну Пунктуацию за помощь и ценный подарок и стал собираться домой. Попрощался со всеми Знаками препинания и отправился в путь-дорогу. «Удачи тебе, Ромка!» — крикнул ему вслед Восклицательный знак. «Ты всё запомнил, что сказала тебе царевна наша?» — заботливо спросил Вопросительный знак. «Я желаю тебе получать только хорошие оценки, успешно закончить учебный год, крепкого здоровья, хорошего настроения», — пожелала Ромке Запятая. «Пора прощаться», — немногословно сказала Точка. «А вы живите дружно и больше не ссорьтесь», — с улыбкой ответил Ромка.
С тех пор Знаки препинания зажили дружно, в любви и согласии. Ведь в единстве сила — и воевать, и пировать легче! Ну вот, дружок, и подошло к концу наше сказочное путешествие по царству-государству Русского Языка. Прочитали мы все сказки. Уяснили все подсказки. Путешествию — конец. Всё запомнил? Молодец!
Сказка о знаках препинания. Когда-то давно была одна чудесная страна
Сказка о знаках препинания.
Когда-то давно была одна чудесная страна. Единственным жителем этой страны была Точка. За окнами её домика стояла зима. Шёл снег. Трещали морозы. Днём Точка каталась на санках и коньках. Однако ей было скучно. Все предложения с Точкой были простыми.
Однажды за окном Точка увидела большую снежную горку
Однажды за окном Точка увидела большую снежную горку. Она решила прокатиться. Залезла наверх и разогналась. При спуске вниз Точка зацепилась за какую-то ветку. Остался след с хвостиком и ожил. Так появился новый житель. А назвался он Запятой. Теперь Точке стало веселей.
Предложения стали сложными, появились однородные члены предложения
Предложения стали сложными, появились однородные члены предложения. Неожиданно снег начал таять, солнышко греть все сильней, а с гор побежали ручьи. Точка и Запятая сдружились. Они часто сидели у окна и смотрели, как плачут сосульки под крышами домов.
Однажды, по дороге в гости к Запятой, на
Однажды, по дороге в гости к Запятой, на Точку с крыши сорвалась сосулька. Точка испугалась, выставила вперед руку и громко закричала. – Ой! Ой! Ой! Сосулька от крика застыла над точкой, а от руки остался след. Так появились новые жители страны. Они назвались Тире и Восклицательный знак.
С тех пор жизнь в чудесной стране стала ещё интереснее
С тех пор жизнь в чудесной стране стала ещё интереснее. Её наполнили эмоции и долгие беседы. А в природе, неожиданно для всех, зима уступила место весне. По первым проталинкам с удовольствием прогуливались Запятая с Точкой.
В какой-то момент, Точка подпрыгнула и оставила след прямо у себя над головой
В какой-то момент, Точка подпрыгнула и оставила след прямо у себя над головой.
Так появился новый житель –
Двоеточие. И сразу с юга
потянулись перелётные птицы:
ласточки, грачи, скворцы, утки. А на деревьях и кустах появились первые листочки.
Точка очень хотела дотронуться до одного такого, но не дотягивалась
Точка очень хотела дотронуться до одного такого, но не дотягивалась. Тогда Запятая подкинула её вверх, и Точка дотронулась до листика такого хрупкого и нежного. А над Запятой остался след. Он ожил, и так появился новый житель —
Точка с Запятой.
В чудесной стране все жили в мире и согласии
В чудесной стране все жили в мире и согласии. Ходили друг к другу в гости и пили чай. А однажды, когда деревья стояли уже зелёные, а вокруг цвели цветы, подул ветер, и загремел гром. Восклицательный знак так испугался, что даже согнулся от страха и спросил:
Что это?
Это первый весенний гром.
Ответила Точка, и все заметили след
Ответила Точка, и все заметили след. А когда он ожил, появился ещё один житель Вопросительный знак.
И теперь появилось много вопросов. Где? Как? Зачем? Почему? Когда? Сколько?
Жизнь шла своим чередом. Весну сменило жаркое солнечное лето
Жизнь шла своим чередом. Весну сменило жаркое солнечное лето. Пошли грибные тёплые дожди.
-Кап. Кап. Кап.
И остался след на земле. Так появилось…
Эту сказку придумал я. А продолжение, вы придумайте сами
Эту сказку придумал я. А продолжение, вы придумайте сами.
Выполнил: МБОУ школы № 9 г.Феодосия
Выполнил:
МБОУ школы № 9
г.Феодосия
Республики Крым
Сигинишин Илья