Написать сочинение капитанская дочка 8 класс по плану

Публикуем свежие сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для учеников 8 класса.

Да, очень интересное!

40.27%

Да нет, бывали книги и получше

25.24%

Проголосовало: 7204

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Этот рейтинг формируется на основании голосования наших читателей. Примите участие в голосовании: поставьте лайк лучшему на ваш взгляд варианту!

Вариант 1: Становление личности Петра Гринева

Главным героем романа «Капитанская дочь» является Петр Гринев. Через образ этого персонажа Пушкин хотел продемонстрировать читателю, как формируется личность человека. Повествование ведется от лица героя.

Родители Петра — дворяне, владеющие небольшим состоянием. В 16 лет Петр по наставлению отца отправляется служить, чему несказанно рад. Ведь он думает, что так начинается его новая свободная жизнь. Молодой человек, еще не знавший настоящих трудностей, пока обладает изнеженным и ветреным характером. Еще не добравшись до места назначения, он уже сталкивается с первым испытанием — страшной метелью. Выжить ему помогает прохожий незнакомец. Петр же в знак благодарности дарит ему свой тулуп.

В Белгородской крепости Гринев встречает свою первую любовь — Машу Миронову. И это снова становится испытанием. Ведь родители Маши резко против их свадьбы.

Следующее испытание приходит также неожиданно и быстро, как и предыдущие. Крепость оказывается захвачена группировкой Пугачева.

Никто из жителей крепости не переходит на сторону мятежника, за что они лишаются жизни. Петр уже готовится и к своей казни, но неожиданно Пугачев вспоминает в нем юношу, подарившему ему тулуп, и отпускает его.

Следующим испытанием становится необходимость освободить возлюбленную из плена перешедшего на сторону врагов Швабрина. Петр открыт с предводителями мятежников, отчего тот второй раз проявляет к нему снисхождение и Машу отпускает.

На этом испытания Гринева не заканчиваются — он попадает в тюрьму и находится там до тех пор, пока Маша не добивается помилования у самой императрицы.

Что же помогло нежному юноше превратиться в достойного и сильного мужчину? Он с честью преодолевал каждое из испытаний, выпавших на его долю: никогда не поступался своей совестью и сохранял веру в людей. Такой подход помог сформировать стальной характер и обеспечить дальнейшее счастье в жизни Петра Гринева.

Вариант 2: Гринев и Швабрин

Один из излюбленных приемом Александра Сергеевича Пушкина — переплетать судьбы героев, полностью противоположных друг другу. И наблюдать за тем, как это будет формировать сюжетную линию.

Таковы Гринев и Швабрин — два человека, непохожих друг на друга, но оказавшихся рядом в сложнейший период своей жизни. И каждый сделал собственный выбор.

Петр Гринев — юный дворянский сын 16 лет отправляется на службу по наставлению отца. Отец наказывает сыну «беречь честь с молоду». Сын принимает этот совет и старается быть порядочным и добрым человеком: возвращает карточный долг, дарит прохожему заячий тулуп, защищает честь Маши, вступает в поединок со Швабриным, обороняет Белогородскую крепость, под страхом смерти отказывается перейти на сторону Пугачева.

Швабрин же богат на другие качества: он завистлив, предрасположен к тому чтобы действовать низко ради исполнения своих эгоистических порывов. Он не знает, что такое честь. Легко оскорбляет Машу, переходит на сторону Пугачева только лишь из страха смерти, берет в заложницы юную девушку. Главное для Швабрина — это добиться того, чего он хочет любой ценой, не взирая на чувство собственного достоинства и долга.

Автор умело раскрывает характер каждого из героев, позволяет им проявить себя в полной мере, а затем каждому воздает по его делам. Таким образом, противопоставление Швабрина и Гринева выполняет своего рода воспитательную функцию — помогает молодым людям размышлять над тем, что такое честь и достоинство и проявлять эти качества в разных жизненных ситуациях.

Вариант 3: Образ Пугачева в «Капитанской дочке»

Уже первое знакомство с Пугачевым рождает уважение к этому герою. Он не страшится страшного бурана, сохраняет спокойствие и строит план по выживанию. Самообладание и уверенность Емельяна заразительна — она легко передается юному нежному Петру, оказавшемуся рядом с ним.

Возраст мятежника примерно равен 40 лет. У него темные волосы, стриженные в виде кружка. Мужчина носит длинную бороду с седой проседью. Глаза с некоторой долей плутовской искринки. Глаза вообще выдают все его эмоции. Сам Пугачев стройный, но имеет широкие плечи. Старается быть спокойным и размеренным во время общения с людьми. Первое впечатление оставляет приятное.

Неграмотен, не умеет ни читать, ни писать. Документы ему читает обер-секретарь, а вместо подписи Пугачев ставит каракульки. Речь героя простая народная без сложных оборотов. Владеет большим количеством пословиц и может умело использовать их в разговорах. Прекрасный рассказчик.

Пугачев яро ненавидит власти, считает их настоящими врагами народа. По отношению к ним проявляет беспощадность и даже жестокость. С легкостью отправляет людей на смерть, если те отказываются подчиниться ему самому. В этом парадокс личности: ненавидит власть, но сам себя ведет как еще более жестокий и властолюбивый правитель.

В минуты гнева Пугачев раскрывает свой подлинный своенравный и взрывной характер. Но при этом способен себя сдерживать и проявлять великодушие к тем, кто доверяет ему и относится к нему с уважением. Исполняет свои обещания. Дав однажды Гриневу обещание не забывать его милость, трижды проявляет к нему это качество, спасая от смерти.

Бунтарь переживает личностную трансформацию по мере развития сюжетной линии. В какой-то момент он начинает понимать, что является самозванцем, испытывает обреченность и призрачность своих взглядов на жизнь. Перед самой своей смертью Емельян просит у людей прощения, осознавая какие страшные дела он совершил.

Пушкин максимально честно и подробно попытался передать характер реального человека. Видно, что писатель глубоко его уважал. Но при этом не пытался обелить и избавить от всех злодеяний, который тот совершил. Всю противоречивость героя, всю глубину его души никто больше не сумел раскрыть так, как Александр Сергеевич Пушкин.

Вариант 4: Образ Маши Мироновой

Роман «Капитанская дочка» — яркое произведение, содержащие в себе множество сильных и самобытных образов. Наиболее сильным мне показался образ Маши Мироновой — дочери капитана Миронова. Именно в честь нее и названо произведение.

Девушка не очень примечательная внешне. Круглолица, румяная с светлыми русыми волосами, которые гладко зачесаны за уши. Мама относится к ней как к трусихе, а злой Швабрин называет ее совершенной дурочкой.

Но познакомившись с героиней поближе, читатель распознает в ней много привлекательных качеств: она искренняя, наивная и радушная. Проявляет благоразумие и приветливость. Окружающим людям она нравится.

В стрессовой ситуации Мария раскрывает все свои положительные качества. Оказывается, ей свойственна стойкость и сила духа. Швабрин, известный своей жестокостью и настойчивостью, не сумел сломить ее духа. Девушка была готова умереть, лишь бы только не выходить замуж за нелюбимого человека.

Оказавшись без родителей и без жениха, Маша осмелилась на решительный шаг, чтобы побороться за свое счастье. Она отправилась к самой императрице Екатерине и добилась помилования для своего любимого.

Удивительное сочетание нежности и женственности с силой воли и решительностью делает Машу одним из популярнейших персонажей русской литературы.

Вариант 5: Смысл названия романа «Капитанская дочка»

Пушкин очень умело смог вплести в роман главную героиню так, чтобы читателю не сразу было понятно, что именно она является стержнем сюжета. И даже название «Капитанская дочка», казалось бы, говорящее само за себя, скрывается за яркий повествованием о Петре Гриневе и Емельяне Пугачеве. Первое впечатление, что именно они ключевые герои. Но почему же тогда такое название? Что хотел сказать этим Александр Сергеевич?

Первое упоминание о Маше звучит из уст неприятного персонажа Швабрина. Мы слышим о ней как о «совершенной дурочке». Гринев также не заметил в девушке ничего особенного при первой встрече: тихая и скромная, она не обладала какими-то притягательными чертами. Марию хочется больше пожалеть, чем восхититься ею.

Но по мере развития сюжета Мария начинает все больше раскрываться как личность, наделенная положительными и сильными качествами. Мы узнаем о ее любви к родителям, об ее искренности и радушии, о некоторой доле наивности.

Далее по мере нарастания трудностей Мария начинает показывать скрытую силу своего характера, непокорность тому, что может отнять у нее честь и достоинство. Она даже готова умереть, лишь бы не отказаться от своих идеалов.

Полюбив Петра, Мария раскрывалась как преданная и верная спутница. Она даже готова отказаться от отношений с возлюбленным, лишь бы дать ему возможность быть счастливым, хоть и не с ней.

Поездка в Петербург окончательно показывает, какая сильная личность прячется за столь неприметной внешностью и простотой. Неподдельная любовь, искренние чувства и настойчивость в борьбе за счастье любимого человека — все это побуждает Марию отправиться к самой императрице и добиться помилования для Гринева.

И, как мы догадываемся лишь только к концу романа, эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» на самом деле в первую очередь отнятия именно к этой героине, а вовсе не к Петру Гринёву, как это могло показаться на первый взгляд.

Мастерство писателя проявилось в том, что автор вывел главного персонажа постепенно и как-то незаметно, преподав важные уроки своим читателям. Дочь капитана Миронова — вот о ком произведение. Вот человек, которого хотел показать нам А.С. Пушкин.

Вариант 6: Проблема чести в «Капитанской дочке»

Пословица, которая претворяет текст произведения «Капитанская дочка» раскрывает нам главную тему романа Пушкина. «Береги честь с голоду» — эта фраза красной нитью проходит через всю сюжетную линию и достигает своего апогея в самом конце.

Автор переплетает судьбы совершенно разных людей, проявляющих разные качества. И показывает, что такое честь и насколько она красит человека. Мы видим Емельяна Пугачева — мятежника и бунтаря, безжалостно убивающего людей и желающего власти. Но даже этот человек способен проявлять достоинство, исполняя свои обещания и не отказываясь от собственных жизненных принципов.

Мы видим Швабрина, готового растоптать на месте совесть и чувство собственного достоинства, лишь бы сохранить себе жизнь и получить желаемое. Он с легкостью переходит на сторону врага, берет в заложницы свою возлюбленную и унижает ее с целью заполучить в жены.

Мы видим Петра Гринева, который наотрез отказывается от предательства и во всем старается поступать честно, в каких бы серьезных испытаниях он не оказался.

Мы узнает о хрупкой беззащитной девушки Марии Мироновой, которая оказывается самым сильным и выдающимся персонажем романа, мужественно проходящие через все испытания и победившая духом не только беспринципного Швабрина, но и саму жизнь, не сломавшись перед лицом смерти.

Честь — это то, что делает человека красивым, достойным подражания. То, что наполняет жизнь смыслом и помогает оставаться быть тем, кто ты есть, не изменяя своим идеалам и жизненным принципам. Здорово, что у молодых людей нашего времени есть возможность задуматься об этом в процессе изучения одного из самых выдающихся произведений Александра Сергеевича Пушкина!

Вариант 7: Тема любви в романе «Капитанска дочка»

Излюбленная тема Александра Пушкина — это любовь. Романтик по натуре и хороший знаток мужской и женской психологии в этой области, он не стал обходить тему любви и в повести «Капитанская дочка».

Читатель наблюдает за развитием отношений между главными героями: Петром Гриневым и Маши Мироновой. Это не была любовь с первого взгляда. Скорее она росла и крепла по мере того, как персонажи знакомились друг с другом и видели друг в друге прекрасные качества.

Петр смелый и мужественный, хоть он молод и нежен в то же самое время. Маша неприметная и скромная, но сильная духом и искренняя внутри. Дружба возникает между героями достаточно быстро. По мере развития взаимоотношений в их сердцах вспыхивают уже другие — романтические — чувства. Они не сразу набрались смелости признаться друг другу. Но вот когда Гринев оказался в опасности, Маша осознала, насколько он дорог ей и испугалась, что может его потерять. Даже после того, как опасность миновала, герои боялись рассказать другу другу о своих чувствах, ведь страшились невзаимности.

Следующая опасная ситуация случилась с Машей — она оказалась в плену. Петр осознал, что готов пойти на все, лишь бы спасти свою возлюбленную. После этого они уже не могли скрывать свои чувства.

В дальнейшем Маше и Петру пришлось преодолеть и другие испытания — несогласие родителей, тюремное заключение Петра.

Но романтически настроенный Пушкин просто не мог завершить произведение на грустной ноте. Он наградил героев свадьбой и долгой счастливой совместной жизнью.

Роман учит тому, что настоящая любовь чаще всего приходит из дружбы между двумя людьми, которых привлекают внутренние качества друг друга. Любовь побуждает их быть верными и преданными друг другу, бороться за свое счастье и добиваться его.

А какие размышления у вас вызывает это произведение? Расскажите в комментариях!

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Сочинение на тему «Капитанская дочка» 8 класс

Вариант №1

«Капитанская дочка» — очень известное произведение Пушкина, где рассказывается о сложном периоде для России ,а также о большой силе любви.

Период конца 18 -го начала 19-го веков — это время бунта. Находясь под руководством Пугачёва крестьяне осуществили восстание против правительства, не желая ему потакать. Именно на фоне этих событий и разворачивается история любви между Гриневым и Машей. Изначально известно, что рассказ идет от Гринёва в виде мемуаров. Ключевой персонаж вспоминает свое детство, юношеские годы, появление на службе на территории Белгородской крепости, знакомство с Пугачёвым.

Цель жизни Петра — эта Мария Миронова. Он влюбляется в нее, сразу же оказавшись в крепости. Складывается ощущение, что семья Мироновых должна жить роскошно и отличаться от других. Но нет, они жили по чести и не владели большим, чем другие. У их дочери Марии даже не было приданого.

Она прошла через много трудностей и осталась верна отечеству. У девушки не было страха, когда она отбивалась от Швабрина, а узнав о скорой казни любимого, она отправилась к императрице просить за него. Молодые люди чудесным образом выжили во всем этом. Многих казнили из-за того, что они отказались подчиняться главе восстания, а тех, кто перешел на сторону и стал предателем также казнили. Учитывая ситуацию с Пугачёвым спасением Петра и Маши стало то, что Пугачёв действительно считал качество смелости и честности важными, а касаемо императрицы — она действительно была покорена искренностью девушки.

Источник: Классное Чтение

Сочинение по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Вариант №2

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» основана на исторических событиях, связанных с восстанием Пугачёва. В ней главный герой Пётр Гринёв попадает на службу в Белогорскую крепость. Эта маленькая крепость сыграла большую роль в жизни героя.

Подъезжая к крепости, Гринёв ожидал увидеть грозные бастионы, башни и вал, но вместо этого увидел деревушку, окружённую бревенчатым забором. Там он знакомится с дочерью капитана Марьей Мироновой, которая на самом деле совсем не такая, как её описывал Швабрин. Оказывается, что ранее дворянин хотел взять в жёны Машу, но получив отказ, начал пускать слухи и плохо отзываться о девушке. После этого присутствие Швабрина стало неприятным Петру. И он решил вызвать Швабрина на дуэль. В результате которой, получил ранение в грудь. Пока Гринёв приходил в себя, Маша не отходила от него и всегда была рядом. За время лечения Петра, он сделал Маше предложение. Всё бы ничего, но отец Гринёва не дал благословения на их брак. Пётр впал в мрачную задумчивость.

Из-за ожидаемого нападения Пугачёва , было принято решение, отправить Машу в Оренбург к крёстной матери. Но Марья не успела уехать, крепость уже окружили разбойники. Началась битва, но она была недолгой. Почти сразу всех схватили и хотели казнить. Когда Гринёва подвели к петле, Савельич стал молить, чтобы его отпустили, мол отец выкуп отдаст. Пугачёв, узнав Савельича, велел отпустить Петра. Захватив Белогорскую крепость, Пугачёв решил двигаться в Оренбург. Гринёв, узнав это, решил поехать туда и воевать против Пугачёва. Через несколько дней, оставив Швабрина за главного, Пугачёв поехал в Оренбург. Спустя некоторое время, Гринёв получает письмо от Маши. В нём она просит о помощи и говорит , что Швабрин хочет взять ее в жёны, и если она не согласиться, то будет сдана Пугачёву. Пётр сразу поехал в крепость, с ним также поехали Савельич и Пугачёв. По дороге они разговорились, Освободив Машу, Пётр Гринёв навсегда уезжает из Белогорской крепости.

Благодаря сложным событиям, которые произошли с Гринёвым за время службы, он становится сильнее, решительнее, мужественнее. Также Пётр научился принимать верные решения.

Источник: bolshoyvopros.ru

Темы сочинений по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1.Становление личности Петра Гринева.

2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на примере образов Гринёва и Швабрина).

3.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».

4. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

ПЛАН к теме №1 «Становление личности Петра Гринёва»

I.Вступление.

Связь романа Пушкина с современностью.

II.Основная часть.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера:

а) встреча с Зуриным;

б) встреча с вожатым;

в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.

3.Гринёв во время грозных исторических событий.

4. История отношений с Пугачёвым.

5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.

III. Заключение.

Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

ПЛАН к теме №2 Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).

I.Вступление.

Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.

II.Основная часть.

1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?

2.Отношение героев к людям.

3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.

4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?

III. Заключение.

Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману.

План к теме №3 Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».

I.Вступление.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.

  1. Первое появление Пугачёва на страницах романа.

  2. Портретная характеристика героя.

  3. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.

  4. Пугачёв и народ.

  5. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.

III. Заключение.

Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

ПЛАН теме №4 Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

I.Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка».

II.Основная часть.

1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.

2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.

3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.

4.Отношение к Маше других персонажей произведения.

5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.

III. Заключение.

Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

(примерные планы сочинений)

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

  1. Каково первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?

  2. Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева), Швабрину, Гриневу?

  3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?

  4. Как относятся к Маше другие герои романа (Савельич, Палаша, попадья, родители Гринева)?

  5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург к Екатерине II?

  6. Основная идея романа. Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  4. История любви к Маше

  5. «Благие потрясения».

  6. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).

  7. Основные черты героя.

  8. Как связан эпиграф к роману с образом Петра Гринева?

Образ Пугачева

  1. Тревожная, загадочная атмосфера, возникающая при каждом появлении Пугачева (буран, война).

  2. Образ самозванца (бродяга – государь – беглый казак – убийца – спаситель – преступник – мученик). Портретная характеристика Пугачева.

  3. Сложность противоречивость облика: а) жестокий и великодушный; б) лукавый и прямой; в) страшный и ласковый; г) важный и смешной; д) простой и недоступный для понимания.

  4. Пугачев и народ.

  5. «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». (А.С.Пушкин)

«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин

(есть дополнительный план)

  1. Что общего у Гринева и Швабрина?

  2. Как каждый из героев относится к людям?

  3. Как поступают герои в ситуациях выбора (дуэль, осада крепости, отношения с Пугачевым, борьба за Машу, арест)?

  4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману?

  • Написать сочинение какие обстоятельства заставили дубровского стать разбойником 6 класс
  • Написать сочинение как я провел лето на английском языке
  • Написать сочинение как я провел летние каникулы
  • Написать сочинение к рассказу васюткино озеро 5 класс
  • Написать сочинение используя фразеологизмы 6 класс