Обновлено: 11.01.2023
Вначале сказки мы видим красоты северного королевства, в котором властвует добрый и мудрый король. Каждое лето, когда север укрывался цветами и растениями, а море приобретало изумрудный оттенок, сюда съезжались короли и принцы всего мира, чтобы полюбоваться этими красотами.
Один из заезжих принцев влюбился в дочь короля — Изольду. Отец охотно дал согласие на брак дочери. Королевство начало готовиться к свадьбе принцессы. Изольда искреннее любила свой родной край, и хотела, чтобы ее свадебный наряд был таким же белоснежным, как необъятные
Принцессе пошили белое, словно снег, платье, серый, как зимнее море, плащ. Головной убор юная принцесса захотела изготовить такой, чтобы он был нежным и изысканным, как рисунок мороза на стекле. Но никто так и не смог сделать идеальное украшение.
Однажды к принцессе пришел старик, который сказал, что может достать хохолок белой цапли и осыпать его бриллиантами, что будет лучшим украшением невесты.
Но для этого следовало убить одну цаплю. Сердобольная принцесса сразу же отказалась от подобного варианта. Однако ночью, ее начали посещать сомнения: убить надо только одну цаплю, ничего страшного
В день свадьбы, народ с восторгом смотрел на брачующуюся принцессу: ее головной убор, сверкающий бриллиантами был таким же прекрасным как северный край. Прошли года, принцесса Изольда стала королевой земли на юге. Изольда привыкла к теплу, радовалась пению птиц и красоте цветов, которые цвели в ее королевстве круглый год.
Однажды она решила посетить своего отца и отправилась на родной север.
Дома ей приснился страшный сон — во сне к ней пришли две цапли, которые рассказали, что по примеру принцессы, многие люди захотели иметь такой же красивый хохолок, и все цапли убиты. Изольда проснулась в ужасе и рассказала о сне своему отцу.
Старый король был очень огорчен, что дочь совершила такой поступок, и сказал, что массовые убийства птиц — это правда. Огорченная Изольда в этот же день вернулась в свое королевство, чтобы сделать какую-то пользу для своих людей, и тем самым окутать свой грех перед цаплями.
Чему учит нас сказка Н. Телешева? В первую очередь всегда предвидеть последствия своих поступков. Ведь самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий. Мы всегда должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое — время не вернется назад, и мы этого никогда не исправим.
Однако в руках человека — будущее. Не надо бояться делать добрые дела. А прежде, чем совершить необдуманный поступок — хорошо подумайте о том, не навредит ли он в будущем окружающему вас миру.
Принцесса Изольда была очень доброй и сердечной девушкой, однако один ее неправильный шаг привел к тому, что все цапли с белыми хохолками умерли. Разве хотела она этого? Нет, но из-за ее решения пострадало множество птиц, принцесса не предвидела тех масштабных последствий, которые случились по ее вине.
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
Вчера я прочитала русскую народную сказку «Журавль и Цапля» и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. «Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» — заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог обиду: «Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы по прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, — измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
Вчера я прочитала русскую народную сказку «Журавль и Цапля» и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. «Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» — заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог обиду: «Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы по прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, — измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.
обстоятельства обозначают время, место. подчеркиваются вот так __ . черточка). вопросы: где? , во сколько? когда? дополнение. это обычно добавление к перечисленному — сказанному. подчеркиваются член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей: р.п кого? чего? д.п. кому? чему? в.п. кого? что? т.п. кем? чем? п.п 0 ком? о чём? определение, обычно бывает выражено прилагательным. обозначает признак предмета. подчеркивается волнистой линией. вопросы какой? какая? какие?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспомним содержание произведения
1. Как зовут главную героиню сказки «Белая цапля«?
Вспомним содержание произведения
2. Где находилось королевство принцессы?
Вспомним содержание произведения
3. К какому событию готовила свой наряд принцесса?
Вспомним содержание произведения
4. Что нужно было достать для украшения наряда?
Вспомним содержание произведения
5. Почему героиня согласилась на убийство белой цапли?
Вспомним содержание произведения
6. Что узнала принцесса от птиц, пришедших к ней ночью?
Вспомним содержание произведения
7. Что испытала принцесса, когда узнала о гибели птиц?
Вспомним содержание произведения
8.»Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна. » Кому принадлежат эти слова?
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
1. Как зовут главную героиню сказки «Белая цапля»?
2. Где находилось королевство принцессы?
(Далеко на севере, среди студеного моря)
3. К какому событию готовила свой наряд принцесса?
(К свадьбе)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
4. Что нужно было достать для украшения наряда?
(Белый хохолок цапли)
6. Что узнала принцесса от птиц, пришедших к ней ночью?
(Белые цапли были истреблены человеком)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
5. Почему героиня согласилась на убийство белой цапли?
7. Что испытала принцесса, когда узнала о гибели птиц?
8.»Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна. » Кому принадлежат эти слова?
Жанр произведения – философская сказка
дать оценку поступку Изольды,
извлечь нравственные уроки из сказки
Цели урока:
соблазн, желание чего-нибудь
запретного, недозволенного.
Искушение было большое. Вводить кого-нибудь в искушение.
Работа с текстом произведения
Домашнее задание
На выбор:
1) Сравнительный анализ одного из предложенных стихотворений и сказки Н. Телешова.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 602 755 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 05.09.2021 464
- PPTX 3.2 мбайт
- 14 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Чельманова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные. Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они делают нас лучше и добрее: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
Вчера я прочитала русскую народную сказку «Журавль и Цапля» и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни. Почти как в прочитанной сказке.
Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. «Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» — заявила, чванная Цапля и прогнала Журавля. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Она отправилась к нему мириться. Но гордый Журавль не мог простить обиду: «Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся!» Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля. Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую бывает.
Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется от него, — измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему.
Мне хотелось бы объехать много стран – Норвегию, Францию, Англию, Германию, Испанию, Италию и Японию. Но, прежде всего, я хотел бы побывать в Норвегии. Норвегия – это удивительная страна викингов, которая славится обрывистыми и высокими скалами, образованными еще во времена средневекового периода фьордами, а также первозданной красотой природы. Она омывается Баренцевым, Северным и Норвежским морями. Северная Норвегия известна красотой дикой природы, северным сиянием и фьордами. Здесь можно посетить китовое сафари, заняться морским рафтингом, устроить гонки на собачьих упряжках или пойти в поход в горы.
Южная Норвегия – обладательница мягкого климата, является любым местом отдыха норвежцев. Здесь можно заняться хайкингом. Хайкинг – самый простой вид альпинизма, пешеходный туризм. Хайкинг в Южной Норвегии – это маркированные маршруты в горах вокруг Ховдена и Сирдала. Эти тропы, идущие вдоль побережья, будут по силам любому туристу. Также в Южной Норвегии можно посетить многочисленные музеи, совершить морское путешествие, порыбачить.
Что бы мне хотелось увидеть в Норвегии?
Прежде всего, это Гейрангер-фьорд, который имеет протяженность 15 км. Здесь можно насладиться красотой удивительных водопадов и горными пейзажами с множеством серпантинных дорог. Еще бы я посетил полуостров Бюгдой, на котором находятся Музей кораблей викингов, Морской музей и лучшие пляжи Осло. Я побывал бы на скале Прекестулен, нависающей над живописным фьордом Люси, чтобы полюбоваться норвежской природой с высоты птичьего полёта. Мне хотелось бы посетить самый красивый по архитектуре город Норвегии – Берген, окруженный горами и Северным морем, и небольшой шахтерский город с деревянными домиками – Рерус. Нельзя обойти стороной и сердце Норвегии – Осло, в которой находится крепость Акерсхус, Кафедральный собор, Королевский дворец и парк развлечений для любителей экстрима Тусенфрид. Я совершил бы прогулку по самому популярному маршруту туристов — лестнице троллей.
Я посетил бы Норвегию, чтобы увидеть красивейшие пейзажи, полюбоваться северным сиянием, отведать национальные норвежские блюда – селедку под белым соусом и бергенскую уху (из свежевыловленного лосося).
Многие не любили Лонгрена за то что он был нелюдим и суров , мало с кем общался . А так же его винили в смерти односельчанина .
Злость жителей деревни на Лонгрена перешла и на его дочь , её всячески обижали , называли сумасшедшей за её оптимизм и веру в то , что когда нибудь за ней приплывёт корабль с алыми парусами.
В любом случае , злость односельчан была неоправданна как в случае с отцом , так и в случае с дочерью .
( надеюсь подойдёт )
В стихотворении Лермонтов поднимает проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.
картинка где сзади написано 25 к 25 кило а вторая с хвостом непомню но там про маскарад и тому кому пришивают хвост он будет на маскараде кот в сапогах все то что могу сказать!
В. В. Голявкин Я Не Какой Горчицы Не Ел, Разделить текст на части, и озаглавить каждую часть 4 Класс.
Читайте также:
- Favourite holiday destinations in russia сочинение
- Мое открытие бунина сочинение
- Чем доброта отличается от милосердия сочинение
- Норникель в будущем сочинение
- Какой след может оставить человек на дороге жизни итоговое сочинение
Урок литературы в 6 классе.
Тема урока: Нравственные уроки сказки Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля».
Цели урока как результат деятельности учащихся:
предметные: познакомить с жизнью и творчеством Н.Д. Телешова, пробудить интерес к личности писателя и к его произведениям; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»;
личностные: формировать представления учащихся о категориях добра и зла, о месте человека в мире и ответственности за этот мир, развивать у учащихся чувства сострадания, милосердия.
метапредметные: формировать у обучающихся умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; умение аргументировать своё мнение и оформлять его в устных высказываниях; умение строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: формулировать тему (проблему урока); высказывать предположения на основе наблюдения.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения; владеть приёмами отбора и систематизации материала; строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Оборудование: портрет писателя Н.Д. Телешова, выставка книг писателя, иллюстрации к его произведениям, детские рисунки, на уроке может быть ис-пользована презентация, подготовленная учителем, в связи с этим, будут необходимы компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
— Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
2. Теоретическая разминка. Актуализация имеющихся знаний.
− Ребята, давайте повторим с вами литературные произведения и жанры, которые мы уже изучили на уроках литературы. Для этого вам необходимо разгадать кроссворд и прочитать выделенное слово.
Кроссворд либо отображается на экране, либо просто подготовлен на доске.
Учитель зачитывает вопросы.
(В середине кроссворда должно получиться или высветиться название сказки «Белая цапля»)
Вопросы для кроссворда (ответы подписываются друг под другом):
1.Жанр русского народного эпоса, песня‐сказание о богатырях, народных героях. («Илья Муромец и Соловей‐Разбойник»)
2.Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; часть
большого стихотворного произведения.
3.Лиро‐эпический жанр, «рассказ в стихах» с историческим, фантастическим или любовно‐драматическим сюжетом. (В.А. Жуковский «Светлана»)
4. Комическое (смешное) подражание художественному произведению. (А.П. Чехов «Страшная ночь»)
5. Театральное или цирковое представление, требующее пышной постановки и сценических эффектов. (М.Метерлинк «Синяя птица»)
6.Дословная выдержка из какого‐либо произведения.
7.Жанр фольклора и литературы: бывает народная и литературная. (В. Гауф «Маленький Мук»)
8.Эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развёрнутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей. Здесь больше действующих лиц, чем в рассказе, но меньше, чем в романе. (А.С.Пушкин «Метель»)
9.Разновидность рассказа, отличающаяся остротой конфликта, драматизмом сюжета, нередко имеющая неожиданный финал. (Проспер Мериме «Венера Илльская»)
10.Небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо сформулированным выводом. (И.А. Крылов «Квартет»)
былина
песня
баллада
пародия
феерия
цитата
сказка
повесть
новелла
басня
3. Формулирование темы и целей урока.
− Ребята, посмотрите на полученное выделенное словосочетание. Что у нас с вами получилось?
− Белая цапля.
− Как вы думаете, почему я выбрала такие ключевые слова для кроссворда?
— Потому что мы сегодня на уроке будем говорить об этом произведении.
− Да. Дома вы должны были прочитать сказку Н.Д.Телешова «Белая цапля». О чём это произведение?
— О добре, хорошем отношении к животным.
— Поэтому тема нашего урока: «Нравственные уроки сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля».
− Скажите, а что значит нравственные уроки сказки? Как вы понимаете слово нравственность?
— Нравственность – правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе. Нравственные уроки — это уроки порядочности, о правильных и неправильных поступках человека и их выборе.
− Давайте теперь сформулируем цель нашего урока.
− Мы должны сегодня на уроке выяснить, чему учит эта сказка, какие нравственные уроки она нам преподаёт.
— Урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. И поможет нам в этом писатель Н.Д.Телешов. (Сообщение о Н.Телешове подготовленной ученицей).
Николай Дмитриевич Телешов прожил долгую и интересную жизнь. И почти вся она была связана с Москвой. В первопрестольной столице России он и родился в зажиточной купеческой семье. Более дальние предки его были крепостными крестьянами во Владимирской губернии, но стали свободными, выкупившись у помещика. Об этой фамильной черте – стремлении к свободе, незави-
симости – писатель вспоминал в своей автобиографии: «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет ни настоящего счастья, ни настоящей жизни ни для человека, ни для человечества».
Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 г. он стал свидетелем торжественного открытия памятника А.С.Пушкину в Москве, выступлений Достоевского, Тургенева. Н.Д. Телешов был хорошо знаком с А.П. Чеховым и с М. Горьким.
Образование он получил в Московской коммерческой академии, но основной его профессией на всю жизнь стал литературный труд. Пришёл Телешов в литературу в 1884 году, когда в журнале «Радуга» были напечатаны его первые стихи, за которыми последовали прозаические очерки.
С 1889 г. Телешов играет большую роль в литературно‐общественной жизни Москвы. Он был организатором знаменитого литературного кружка, который собирался у него в доме по средам, эти литературные собрания (в которых участвовали и актеры, и художники, и музыканты) стали называть «Средами», или «Телешовскими средами». На заседаниях кружка бывали Максим Горький и Иван Бунин, Викентий Вересаев и Александр Куприн, Леонид Андреев и Иван
Шмелев, Владимир Короленко и Дмитрий Мамин‐Сибиряк. В этом московском писательском клубе проходили первые чтения только что написанных, но пока не опубликованных рассказов, повестей, пьес. Разгорались жаркие споры по по поводу услышанного. Сам Телешов писал чаще всего рассказы. Рассказы о простой повседневной жизни русских людей, о жизни трудной и часто несправедливой. В основном это были произведения без эффектных поворотов сюжета, без ярких, необыкновенных героев. И поэтому внимание Телешова к жанру романтической сказки‐легенды было неожиданным. Обращением к новому для себя жанру писатель отметил начало нового века – двадцатого. В 1900 году он публикует «Белую цаплю», а в 1901 году сказку‐легенду «О трех юношах». Обращался он к сказочному жанру и позднее, в том числе к сюжетам из русской истории. Последние десятилетия жизни Николая Дмитриевича Телешова были посвящены работе над главной его книгой – «Записки писателя».
4. Беседа по содержанию
— В 1900г. Вышла в свет сказка «Белая цапля». А что вы знаете о цаплях? (Сообщение ученика)
— Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А все дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев, которые использовались в дамских нарядах, ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой. В нашей стране белые цапли, как и многие другие редкие птицы и животные, взяты под защиту государства,т.е. занесены в Красную Книгу.
— Как вы думаете, о чём сказка «Белая цапля»?
— О том, как могут повлиять на судьбу братьев наших меньших необдуманные действия и поступки людей.
— О том, что человек должен бережно относиться к природе, охранять ее, заботиться о ней.
— О преступлении, совершенном прекрасной и любимой всеми принцессой — героиней сказки.
— Об ошибке, которую исправить очень трудно; она принесла гибель в «Страну
— Вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки — принцесса Изольда.
— Это далекая северная страна, королевство, расположенное на одиноком острове среди студеного моря. Здесь круглый год холодные сумерки и туманы.
— Что говорит автор о людях, живущих в этой стране? Найдите эти строки в тексте.
— Несмотря на скудость зелени и цветов, люди любили свою суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку». Они жили по законам любви в согласии с природой.
— В чём видел счастье старый король, отец Изольды? Найдите ответ в тексте.
Работа с текстом.
— «Он говорил ей, что настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам изменит наше счастье».
‐ Как вы понимаете «быть милосердным»? Что такое милосердие?
Высказывания детей. Сравнение своих рассуждений и высказываний с определением толкового словаря. Работа с толковым словарём.
— Жестокость разрушает счастье человека.
—А какой была принцесса? Как она относилась к отцу?
-Она была добра и прекрасна, всегда помогала больным и несчастным, очень любила отца, доверяла ему, старалась его не огорчать, была послушной дочерью, послушание – очень важное свойство характера; любила свою суровую неприветливую родину. Принцесса считала, что даже свадебный наряд должен напоминать краски родной земли «В день своей свадьбы, — весело подумала она, — я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье — как снег, серый плащ — как море, и на голову надену убор из тонких стрелок — как узоры мороза и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»
-Она очень хотела понравиться жениху, ей хотелось всех поразить красотой.)
− Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые, корыстолюбивые герои. В чём Н.Д.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает?
− Принцесса прекрасна и добра, «она всегда помогала больным и несчастным». Очевидно, автор хочет сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить преступную оплошность, если не будет задумываться над последствиями своих поступков.
− В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Какую проблему поставила жизнь перед Изольдой?
Мясо их не годится в пищу.
Их много.
Только одну…только одну…
− Проблема такова: или лишиться задуманного головного убора, или получить его ценою жизни живого существа.
− Как описывает Телешов душевное состояние Изольды при принятии ею решения? Найдите ответ в тексте.
− Изольда испытывает страшные сомнения, сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь. Но в конце концов желание иметь убор пересиливает голос совести.
— Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?
— Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.
Физкультминутка
Вот летит большая цапля,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
— Как можно было героине справиться со своим желанием?
-Обратиться к совести и дать себе ответ: добро или зло она будет творить?
-Обратиться за помощью к отцу, но она боится огорчить отца, она знает, какова будет его реакция, у неё появилась страшная тайна)
Мультфильм
—Можно ли поступок Изольды назвать преступлением?
-Да, Изольда ненарочно, но совершает преступление, ведь она, во-первых, нарушила основной закон своей страны — закон любви ко всему живому; во-вторых, она изменила завету своего отца: счастье человека в доброте и милосердии
—Каковы последствия поступка Изольды? (Зачитать эти строки)
-Эти последствия показали принцессе две цапли «Мы жили свободно и счастливо…Мы жили бы так и теперь, если бы ты не приказала убить одну из нас ,чтобы завладеть хохолком для твоего свадебного наряда. Этот хохолок вырастает у нас только весною, когда мы вьем наши гнезда. Они для нас тоже свадебный наряд. Знала ли ты об этом, принцесса?»
«…И с той поры начали приходить к нам охотники из больших городов, начали убивать нас сотнями, тысячами… Мы всюду искали спасения…»
«…Нас избивали без жалости, без разбора. Нас избивали в то время, когда мы вили гнезда, когда кормили мы наших детей. Мы падали мертвыми и ранеными, истекая кровью, из головы у нас вырывали убор, а наши птенцы умирали от голода… Ты не думала об этом, принцесса?»
«…Наш народ истреблен… Кровь наших братьев еще не застыла, их трупы еще лежат на земле… Мы хотим, чтобы ты видела правду…»
«…Еще недавно, принцесса, здесь слышались повсюду крики радости и жизни. Еще не так давно прозвучали первые вопли и стоны. Еще только вчера оглашался воздух криком последних страданий, а сегодня — все замолчало: наступила смерть… Слышишь ли ты, видишь ли ты что-нибудь, кроме смерти?…»)
-Что чувствует принцесса после встречи с цаплями?
-Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка.
-Она раскаивается в содеянном, переживает за последствия.
-Ужас переполняет ее сердце, ужас и тревога за своих близких, за свою семью.
-Раскаяние — чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.
— Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему они ее учат?
-Цапли понимают, что Изольда действовала по недомыслию, что она не знала о последствиях.
-Две грустные, мудрые цапли с большими печальными глазами дают понять принцессе нужно нести ответственность за свои по ступки.
-Почему Изольда, решив, что все увиденное — это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью.
—Она понимает, что зло, принесенное чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для ее семьи, для ее детей).
К кому принцесса обращается за помощью?
-Изольда просит помощи и совета у отца.Ей хочется загладить свою вину, исправить ошибку.
-Мудрый король, переживая проступок дочери, объясняет ей: «Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но прошедшее — непоправимо… Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна… В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое».
— В чём же состоит назначение человека?
— Назначение человека — творить добро.
— Как вы понимаете эту фразу?
-Добро – это любить друг друга, не обижать друг друга, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать…
— Как объяснить смысл фразы короля: «И птицы гибнут, и человек унижается»?
Человек унижается, потому что, убивая птиц, он проявляет жадность, жестокость, равнодушие ко всему, что не касается его самого и его желаний.
— К какому решению приходит Изольда? Какие уроки она извлекает из случившегося?
-Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа: «…в народе много было горя, и этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия… И ей хотелось скорее доплыть, чтобы начать среди людей совсем новую, полную и благотворную жизнь…»)
5.Выводы.
—Чему учит нас сказка Н. Телешова?
-Предвидеть последствия своих поступков. Ведь самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий.
-Мы всегда должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое — мы этого никогда не исправим.
-Не надо бояться делать добрые дела. А прежде, чем совершить необдуманный поступок – хорошо подумайте о том, не навредит ли он в будущем окружающему вас миру.
-Какова же мораль сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля»?
Люби и цени все живое.
Думай о последствиях.
Береги природу и изучай ее.
6.Выводы записать в тетради.
— Для ребят была предложена работа в группах. Они должны были нарисовать понравившийся им момент.
Тест. Взаимопроверка.
—Тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. Это звучит как предупреждение человечеству.
— В каком произведении звучит эта же тема?
—Рэй Брэдбери “И грянул гром).
7.Итог урока.
-Что показалось интересным? Что нового узнал? Ответили ли мы на поставленные вопросы?
— Оцените свою работу на смайлике, укажите своё настроение.
Оценки.
-Мне хотелось бы завершить урок словами Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
8.Домашнее задание.
1.Написать мини-сочинение на одну из тем:
Доброта – это …
Мы и природа.
Жизнь дана на добрые дела.
Какое дело может быть добрым?
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Родная литература
1 курс
Чельманова Елена Николаевна,
преподаватель русского языка
и литературы ОГБ ПОУ «СКТТ» -
2 слайд
Н.Д. Телешов
«Белая цапля» -
3 слайд
Вспомним содержание произведения
1. Как зовут главную героиню сказки «Белая цапля«? -
4 слайд
Вспомним содержание произведения
2. Где находилось королевство принцессы? -
5 слайд
Вспомним содержание произведения
3. К какому событию готовила свой наряд принцесса? -
6 слайд
Вспомним содержание произведения
4. Что нужно было достать для украшения наряда? -
7 слайд
Вспомним содержание произведения
5. Почему героиня согласилась на убийство белой цапли? -
8 слайд
Вспомним содержание произведения
6. Что узнала принцесса от птиц, пришедших к ней ночью? -
9 слайд
Вспомним содержание произведения
7. Что испытала принцесса, когда узнала о гибели птиц? -
10 слайд
Вспомним содержание произведения
8.»Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна… » Кому принадлежат эти слова? -
11 слайд
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
1. Как зовут главную героиню сказки «Белая цапля»?(Изольда)
2. Где находилось королевство принцессы?
(Далеко на севере, среди студеного моря)
-
12 слайд
3. К какому событию готовила свой наряд принцесса?
(К свадьбе)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
4. Что нужно было достать для украшения наряда?(Белый хохолок цапли)
-
13 слайд
6. Что узнала принцесса от птиц, пришедших к ней ночью?
(Белые цапли были истреблены человеком)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
5. Почему героиня согласилась на убийство белой цапли?(Их очень много)
-
14 слайд
7. Что испытала принцесса, когда узнала о гибели птиц?
(Раскаяние)
8.»Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна… » Кому принадлежат эти слова?
(Королю)
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ -
15 слайд
Жанр произведения – философская сказка
-
16 слайд
«Я считаю, что можно совершать дурные поступки и быть безнаказанным»
Согласен
Не согласен
Затрудняюсь ответить -
17 слайд
?
Постановка цели -
18 слайд
дать оценку поступку Изольды,
извлечь нравственные уроки из сказки
Цели урока: -
-
20 слайд
Тема урока
Духовно-нравственные уроки сказки Н.Д. Телешова
«Белая цапля» -
-
22 слайд
соблазн, желание чего-нибудь
запретного, недозволенного.Искушение было большое. Вводить кого-нибудь в искушение.
«Толко́вый слова́рь ру́сского языка́»
Д.Н. Ушакова
ИСКУШЕНИЕ – -
23 слайд
Как слово «искушение» можно соотнести со сказкой Н. Телешова? -
24 слайд
Работа с текстом произведения
-
25 слайд
Н.Д. Телешов
«Белая цапля» -
26 слайд
«Я считаю, что можно совершать дурные поступки и быть безнаказанным»
Согласен
Не согласен
Затрудняюсь ответить -
27 слайд
«Мне особенно понравилось…»
«Я приобрел/ я научился…» «Я испытывал трудности…»
«Мне мешало/ мне помогало…»
«Меня удивило…»
«Урок побудил меня задуматься…»
«Я почувствовал, что…» «Мне захотелось…»
РЕФЛЕКСИЯ -
28 слайд
Домашнее задание
На выбор:1) Сравнительный анализ одного из предложенных стихотворений и сказки Н. Телешова.
2) «Осовременить» сказку, изложив ее в своей авторской интерпретации.
-
29 слайд
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!