Эссе
«Учитель профессия дальнего действия…»
Татаринцева Лилия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Гусинобродская ООШ № 18»
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, —
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Р. Рождественский
Учитель – профессия дальнего действия…Несколько раз проговариваю эти слова про себя, пытаясь понять их значение. В чем особенность профессии учитель? Учитель обладает способностью зажечь своим огоньком других. Он, подобен светлячку, всегда горящий, неутомимый в своем творческом поиске. Профессия учитель, на мой взгляд, одна из самых сложных профессий. Есть разные учителя: «добрые и злые», «любящие и ненавидящие», «с затеями и без всяких затей» — и горят такие учителя тоже по-разному. Главное, найти свой профессиональный путь и следовать ему.
Какой смысл вложил в строки своего стихотворения Роберт Рождественский? Профессия дальнего действия… Предположим, что Р. Рождественский сравнивает профессию учителя со снарядом дальнего действия. Снаряд дальнего действия – это снаряд, который летит на дальнее расстояние. Так и учитель передает знания ребенку, которые ему понадобятся в жизни. Важно осознавать, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании того, чему учишь. Процесс обучения несет в себе две важные составляющие: воспитание и образование. В одном из знаменитых фильмов, снятых Э. Рязановым, «Ирония судьбы, или с легким паром!» врач Женя Лукашин говорит учительнице Наде Шевелевой, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Надя отвечает: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном итоге они обходятся людям не менее дорого». Профессия учителя связана с будущим человека. И оттого, как научишь детей, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь им привить, зависит их будущее. Педагог – человек, который ведет за собой. Учителю важно передать свой опыт ученику, чтобы его ребенок не совершил ошибок. Это то, к чему дети будут возвращаться в течение всей жизни.
Кроме того, снаряд дальнего действия имеет большую разрывную способность, то есть способен затрагивать большие участки. Так и учитель должен помимо своих знаний по предмету быть всесторонне развитым человеком, чтобы ребенку было с ним интересно. Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. С развитием новых информационных технологий учителю необходимо постоянно развиваться. Он просто не может быть несовременным, отставать. Литература для многих — предмет не первостепенной важности. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую обычную проблему под углом зрения общей культуры. Нельзя на уроках заниматься непосредственно изучением литературы, нужно находить связь между литературой и реальной жизнью.
И наконец, важно обратить внимание, что чем дальше летит снаряд, тем большую скорость он развивает. Так слово, метко сказанное учителем, запомнится надолго ученику, возможно, на всю жизнь. Я – классный руководитель в пятом классе и я надеюсь, что мои ученики надолго запомнят те воспитательные беседы, которые я с ними провожу, классные часы, которые я у них веду. Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Я согласна с Робертом Рождественским, что учителем нужно родиться, а только после этого стать. Так же, как рождаются люди, умеющие рисовать портреты и пейзажи, композиторы, пишущие музыку, режиссеры, снимающие фильмы, поэты, сочиняющие стихотворения, так же рождаются люди, способные посвятить всю свою жизнь чужим детям.
Эссе
учителя начальных классов ФМОБУСОШ им.Н.Н.Володина «ООШ с.Надеждино» Паршиной Ларисы Анатольевны
Тема: «Учитель — профессия дальнего действия , главная на Замле »
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, —
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Р. Рождественский
Профессий в мире много, но самой дальнодействующей профессией, бесспорно, является профессия учителя. Вы никогда не задумывались, почему в душе любого человека остаются навсегда его школьные воспоминания, одноклассники, учителя? А первая учительница для многих является одним из важных людей в дальнейшей судьбе. В школу мы приходим совсем маленькими, а покидаем почти взрослыми, со своими взглядами, устоями, отношением к жизни и окружающим.
Вспоминая свои школьные годы, я часто останавливаюсь на мысли, что для меня учителя были наравне с родителями. И я не могу точно сказать, кто из них оказал тогда на меня большее влияние.
А некоторые педагоги навсегда стали родными людьми; теми, к кому я могла обратиться по любому поводу, с которыми я советовалась, находила ответы на интересующие меня вопросы, мечтала о будущем.Учитель ведет учеников сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает свои знания, вкладывает в учеников частицу своего сердца.
Мои ученики, когда разговоры заходят о будущем, часто любят говорить: «Вот когда я вырасту большим…» При этих словах они переносятся в необозримое для них будущее и гадают, кем будут работать и где жить. Я в такие минуты думаю об одном: да, это важно, какую они выберут профессию, как у них сложится жизнь, но гораздо важнее, какими они станут людьми и какова будет моя мера ответственности за это.
Учитель – профессия дальнего действия…Несколько раз проговариваю эти слова про себя, пытаясь понять их значение. В чем особенность профессии учитель? Учитель обладает способностью зажечь своим огоньком других. Он, подобен светлячку, всегда горящий, неутомимый в своем творческом поиске. Профессия учитель, на мой взгляд, одна из самых сложных профессий. Есть разные учителя: «добрые и злые», «любящие и ненавидящие», «с затеями и без всяких затей» — и горят такие учителя тоже по-разному. Главное, найти свой профессиональный путь и следовать ему.
Я иду. Я веду за собой. Я указываю путь. Порой приходится остановиться, задуматься… Заблудилась? Нет. Я же зажигаю факелы. Факелы любознательных, пытливых, храбрых детских сердец. Они горят, а я поддерживаю это горение. Нет, с таким светом мне не заблудиться и ночью. Я счастливый человек: я работаю учителем начальных классов . Да, я–счастливый человек: у меня есть любимая профессия. Мне повезло с выбором профессии. Я чувствую: все, что я делаю, -нужно людям; будь то мои ученики или их родители. Это нужно и мне, как развивающейся личности. Ведь учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится.
Анализируя стихотворение Р.Рождественского , я задала себе вопрос: «А какой смысл вложил в строки своего стихотворения Роберт Рождественский? Профессия дальнего действия…» Предположим, что Р. Рождественский сравнивает профессию учителя со снарядом дальнего действия. Снаряд дальнего действия – это снаряд, который летит на дальнее расстояние. Так и учитель передает знания ребенку, которые ему понадобятся в жизни. Важно осознавать, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании того, чему учишь. В нашей профессии важно не только дать ученику знания, самое главное в нашей работе, верно указать ребенку путь во взрослую жизнь, помочь самоопределиться. Наша профессия предполагает помощь в выборе жизненного пути ребенка, привитие ему всех тех духовно-нравственных качеств, которые должны быть у истинного гражданина и патриота своей страны, у настоящей Личности с большой буквы. Ведь это мы выпускаем в жизнь будущих врачей, полицейских, художников, музыкантов, людей государственного аппарата… Мы каждую секунду должны помнить, что в наших руках будущее не только нашей страны, но и всего мира.
Нужно понимание того, что одинаковых детей нет. Нужно принимать и понимать особенности каждого ребенка. В классе одновременно могут сидеть художник и дизайнер, биолог и математик, и своими замечаниями о недостаточном уровне знании , мы можем ослабить интерес ребенка к предмету. Ребенку необходима вера в него.
Процесс обучения несет в себе две важные составляющие: воспитание и образование. Профессия учителя связана с будущим человека. И оттого, как научишь детей, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь им привить, зависит их будущее. Педагог – человек, который ведет за собой. Учителю важно передать свой опыт ученику, чтобы его ребенок не совершил ошибок. Это то, к чему дети будут возвращаться в течение всей жизни.
Возвращаясь к размышлению о снаряде дальнего действия ,вспоминаю, что он имеет большую разрывную способность, то есть способен затрагивать большие участки. Так и учитель должен помимо своих знаний по предмету быть всесторонне развитым человеком, чтобы ребенку было с ним интересно. Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. С развитием новых информационных технологий учителю необходимо постоянно развиваться. Он просто не может быть несовременным, отставать. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую обычную проблему под углом зрения общей культуры. Нельзя на уроках заниматься непосредственно изучением конкретного предмета , нужно находить связь между предметом и реальной жизнью.
И наконец, важно обратить внимание, что чем дальше летит снаряд, тем большую скорость он развивает. Так слово, метко сказанное учителем, запомнится надолго ученику, возможно, на всю жизнь. Я – классный руководитель в первом , третьем классах и я надеюсь, что мои ученики надолго запомнят те воспитательные беседы, которые я с ними провожу, классные часы, которые я у них веду. Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Я согласна с Робертом Рождественским, что учителем нужно родиться, а только после этого стать. Так же, как рождаются люди, умеющие рисовать портреты и пейзажи, композиторы, пишущие музыку, режиссеры, снимающие фильмы, поэты, сочиняющие стихотворения, так же рождаются люди, способные посвятить всю свою жизнь чужим детям.
Сейчас, самым важным аспектом моей жизни является работа, следовательно, школа. Хоть все уже мне знакомо, все равно каждое утро я просыпаюсь с чувством волнения, одновременно радости, что настал день дарить знания моим ученикам, знакомить их с чем-то новым , тем, что в дальнейшем послужить им опорой для достижения целей, которые они поставят перед собой. Мне очень повезло: я люблю свою работу, своих учеников, свою школу. И частичкой этого светлого чувства я каждый день делюсь с учениками.
Кропотливая работа по созданию достойного гражданина своей страны, личности – вот главная цель учителя, все потому что учитель – профессия дальнего действия! А закончить свое эссе я хочу цитатой Я.Корчака : Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей… Прежде, чем намечаешь круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен ты сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше других узнать, воспитать, научить.»
Эссе «Учитель-профессия дальнего действия, главная на Земле»
Учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших и продолжает оставаться востребованной. Данные о ней можно найти в Интернете с помощью любого поисковика. Стоит только ввести запрос, и будет выдана исчерпывающая информация о профессии, а также картинки, изображающие учителя и его труд. Но ни одна поисковая система не ответит вам на вопрос: почему в душе любого человека навсегда остаются воспоминания о школьных учителях, а первый учитель для многих является одним из тех, кто сыграл важную роль в судьбе?
Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка. Папы и мамы доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого не волновало бы, как ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, многое зависит… Порой и вся дальнейшая жизнь моих учеников…
Осознаю: каждый урок, что я веду, воспитывает качества, с которыми ученик пойдет дальше, во взрослую жизнь. Совместное прочтение, изучение литературных произведений, важнейших страниц истории учит ребенка честности и ответственности, человеколюбию и состраданию, уважению и милосердию, трудолюбию и целеустремленности, учит быть достойным гражданином своей страны, потому что именно в период обучения в школе происходит развитие человека как личности, оттачивается его характер, формируются цели жизни.
Какой же смысл вложил в строки своего стихотворения Роберт Рождественский? Профессия дальнего действия… А ведь, правда, именно профессия учителя тесно связана с будущим человека и человечества. И оттого, насколько глубоки будут знания, которыми поделишься с детьми, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь развить, зависит и будущее твоих учеников, и будущее страны. Учитель – человек, который ведет за собой, не дает останавливаться, поэтому важно уметь передать ученику не только знания, но и накопленный жизненный опыт. Это именно то, к чему дети будут периодически возвращаться в течение всей жизни, если педагог оставит след в душах своих учеников и его уроки станут уроками нравственности, человечности, честности. Стоит учитывать и то, что родители видят собственных детей утром и вечером. Учитель же находится рядом с ребёнком весь день. И он не только учит, но и воспитывает. Поэтому учитель не может вести себя так, как ему хочется. Своим ученикам он должен быть примером для подражания, и примером образцовым!
Я рада тому, что каждый день вношу свой вклад в грядущее: готовлю к самостоятельной жизни будущих врачей, полицейских, художников, музыкантов. Поэтому считаю: учитель – это человек, который необходим каждому. Но осознаю и то, что результаты моей работы проявятся не сию минуту. А через годы, быть может, и через десятилетия. И если то, что я заронила в души ребят, когда-то, пусть нескоро, даст добрые всходы, значит, я работаю не зря…
Размышляя об особенностях своей профессии, пришла к выводу: учитель не имеет права выгореть, то есть остыть к своей профессии. Он обязан интересоваться новинками в преподаваемом предмете, в методике, должен постоянно развиваться и проявлять интерес к столь стремительно изменяющемуся миру, чтобы лучше понимать учеников и быть способным предостерегать их от ошибок, от опасностей. Если дети видят, что учитель идет в ногу со временем, то они, конечно, прислушаются к его мнению.
Я работаю в селе. И я очень люблю свою школу. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю днем – деловую, шумную и веселую. Люблю вечером — немного уставшую от дел, иногда чем-то недовольную. Люблю свой класс. Люблю запоздалый звонок, который звенит, будто вопрошая: «Что, неужели уже никого нет?» Люблю уходить последней из кабинета и, выключая свет, думать о том, что завтра будет новый день, полный неожиданных открытий, интересных событий. День общения с моими учениками и коллегами…
Я – учитель. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. Каждый вечер мысленно возвращаясь в класс, анализирую свою работу: а все ли правильно я делаю? Смогла ли научить детей различать добро и зло? Все ли мои ученики научатся иметь собственное мнение и достойно его отстаивать? Будут ли дорожить своей честью и уметь защищать слабого? Смогут ли ребята постичь искусство не бояться совершать ошибки и исправлять их? Вырастут ли они достойными гражданами? Будут ли любить свою семью, малую родину и свою страну? Поймут ли, что значит быть Человеком?
Ответов на свои вопросы не нахожу. Понимаю: на них ответит только время. А еще я верю, что силы, которые я вкладываю в работу с детьми, не будут потрачены впустую и мои старания – это залог глубоких знаний, побед, успехов моих учеников.
Эссе
« Учитель – профессия дальнего действия»
Мастер производственного обучения является педагогом, воспитателем, специалистом.
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь»
Профессия возлагает на мастера колоссальную ответственность перед будущим поколением. Студенты приходят в колледж, отрываясь от семьи, где о них ежедневно заботятся родители, оберегая их от проблем. В нашем же случае, мы становимся «заменителями» в поддержке родителям, которые отправляют своих родных и любимых детей на путь становления взрослой жизни.
Выбираяопределенную профессию, студенты осознанно должны понимать, чего от них будут требовать наставники, чему будут учить, каким обучать навыкам и приемам профессиональной подготовки.
Плохих детей не бывает, есть дети, которые в силу жизненных обстоятельств остались без обеспечения всеми возможными условиями для роста и развития.
Работая мастером производственного обучения, уже двадцать один год, мне приходилось узнавать не только особенности и способности студентов, но и вливаться в семьи, где порой приходится воспитывать даже и родителей.
Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих студентов. Я не работаю педагогом, я педагог. Мне нравится быть педагогом. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
А что значит для меня, быть педагогом? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение.
Педагог должен помочь самоопределиться ученику в жизни. Ведь педагог – профессия дальнего действия. Знания помогут выжить в любых катаклизмах. Расширяя горизонты знания, побуждают отдельного человека и целые общества к обновлению, а значит, к развитию. «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», — пишет Президент Н. А. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». И в начале этого пути к успеху стоит Педагог.
Идя в ногу со временем, мы должны заниматься – самовоспитанием, самообразованием, самообучением, то есть быть образованными для того, что бы могли научить детей быть самостоятельными и самодостаточными людьми.
Я считаю вершиной педагогического мастерства научить учиться. В идеале ученик-студент должен добровольно с удовольствием усваивать знания. Тогда обучение будет высокоэффективным. Слово, метко сказанное педагогом, запомнится надолго ученику, возможно, на всю жизнь. Я –мастер производственного обучения и я надеюсь, что мои ученики-студенты надолго запомнят те воспитательные беседы, занятия, которые я у них провожу и , наконец, « вкусные» советы по приготовлению блюд, ими они тоже воспользуются.
Автор: Волохина Людмила Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Табулгинская средняя общеобразовательная школа им. П.Д. Слюсарева»
Чистоозерный район, Новосибирская область
Учитель – профессия дальнего действия
«Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, —
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.»
Р. Рождественский
Вы никогда не задумывались, почему в душе любого человека остаются навсегда его школьные воспоминания, одноклассники, учителя? А первая учительница для многих является одним из важных людей в дальнейшей судьбе. В школу мы приходим совсем маленькими, а покидаем почти взрослыми, со своими взглядами, устоями, отношением к жизни и окружающим.
Вспоминая свои школьные годы, я часто останавливаюсь на мысли, что для меня учителя были наравне с родителями. И я не могу точно сказать, кто из них оказал тогда на меня большее влияние.
А некоторые педагоги навсегда стали родными людьми; теми, к кому я могла обратиться по любому поводу, с которыми я советовалась, находила ответы на интересующие меня вопросы, мечтала о будущем.
Любой урок по-своему воспитывал нас, но все же особое место в нашей школьной жизни играли уроки истории, русского языка и литературы. Именно к этим предметам было какое – то трепетное, особое отношение.
Именно на этих уроках мы постигали уроки жизни. Изучение литературных произведений, страниц истории учит честности и ответственности, человеколюбию и состраданию, уважению и милосердию, трудолюбию и целеустремленности, быть достойным гражданином своей страны. Именно здесь происходило формирование человека как личности, оттачивался характер, а с ним и цели будущей жизни.
Для меня, школьницы, было интересно наблюдать за отношениями бывших учеников, выпускников разных лет, и их учителей. Иногда в школе появлялись уже взрослые мужчины и женщины, которые с почтением и любовью приходили к нашей, уже пожилой учительнице. Просто поздороваться. Узнать, как у неё дела. Рассказать о себе, своих достижениях, поделиться своими переживаниями, поблагодарить за ту искру знаний, которую учительница вложила в их детские души. А она по-прежнему называла их Леночками, Сереженьками, Витеньками, сколько бы лет им ни было. И в её глазах всегда можно было прочесть всё ту же заботу и беспокойство за жизнь каждого. Порой просто она могла дать совет, по-матерински, от души.
Следя за жизнью воспитанников, чувствуя свою ответственность за их дальнейший путь, учителя по-прежнему переживают и пропускают через свое сердце все их удачи и неудачи, взлеты и падения.
И, я уверена, большая часть учеников старалась быть хоть чем-то похожей на своих учителей.
Учитель, как хлебороб, посеяв семена знаний, ждет результата своего труда. И именно от учителя, какой бы предмет он ни преподавал, зависит будущее не только его учеников, но и страны в целом.
Учителя – воплощение идеального человека. Сочетание внешней привлекательности и богатого внутреннего мира оказывает огромное влияние на мировоззрение детей. Образованность, житейская мудрость, артистизм, доброе отношение к людям привлекает к себе и сеет вокруг оптимизм и позитив.
Можно вспомнить слова Н.А.Некрасова : «…Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…»
Возможно, все это повлияло на мой выбор профессии. Тогда, в юности, я хотела быть нужной людям, нести добро, помогать во всем.
Много позже я узнала, что учительство – очень тяжелый труд. Это огромная ответственность; это понимание того, что от тебя, твоих знаний, действий, а иногда и бездействий зависит судьба многих людей, будущее страны.
Вечер… За окном опять разыгралась непогода. В доме все уже спят, а я, окончив домашние дела, сажусь за свои уроки. Надо подготовиться к завтрашним занятиям, проверить тетради. ( И так уже в течение 25 лет).
Листая работы учеников, я опять мысленно возвращаюсь в класс, к своим ученикам, и мысли об их судьбах роятся в моей голове…
И снова я анализирую свою работу : а все ли правильно я делаю, смогла ли научить детей видеть добро и зло, иметь свое мнение и уметь его отстаивать, дорожить своей честью и уметь защитить слабого, не бояться делать ошибки и исправлять их, быть гражданином страны и любить свою семью, малую родину и свою страну, быть Человеком.
Ответа на свои вопросы не нахожу. На них ответит только время.